Рабочая программа по географии 10 класс В.П. Максаковский
календарно-тематическое планирование по географии (10 класс) на тему
Рабочая программа по географии 10 класс В.П. Максаковский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl_13_geo.docx | 35.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Экономическая и социальная география мира» для 10 класса составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Цели и задачи обучения:
• освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения;, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
• овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
• использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Согласно учебному плану лицея рабочая программа предусматривает изучение материала в течение 34 часов (1 час в неделю) в 10 классе.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:
-- умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Результаты обучения
знать/понимать
• основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
• особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
• географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
• особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
• определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
• оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
• применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
• составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
• сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум.
Учебно – тематический план
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Количество практических работ |
1 | Современная политическая карта мира | 4 | 2 |
2 | География мировых природных ресурсов | 6 | 2 |
3. | География население мира | 6 | 2 |
4 | Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 8 | 2 |
5 | География отраслей мирового хозяйства | 10 | 1 |
Итого: | 34 | 9 |
УМК
1. Учебник «Экономическая и социальная география мира». Максаковский В.П. «Просвещение», 2012 год
2. Атлас «Экономическая и социальная география мира», 10 класс, «Дрофа»
3. Контурные карты «Экономическая и социальная география мира», 10 класс, «Дрофа»
7. Список литературы:
1.Ануфриева О.И. Экономическая и социальная география мира. Поурочные планы. Волгоград. «Учитель».
2. Каледин Н.В., Ятманова В.В. Политическая и экономическая география мира. Санкт-Петербург. СПГУ.
3. Климанов В.В. География в цифрах. Москва. «Дрофа», 2012 год.
4. Климанов В.В. География в таблицах. Москва. «Дрофа», 2007 год
5. Кулакова А.Е. «Религии мира». Тематическое планирование. Москва «АСТ», Москва, 2010 год
6. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Методическое пособие. Москва «Просвещение».
4. Смирнова М.С., Горохов С.А., Лиознер В.Л. Мастер-класс. Уроки географии. 10 класс. Москва. «Дрофа»; 2006 год
Календарно- тематическое планирование.
№ урока | Тема урока, раздел | Кол -во часов | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки | Дополнительный материал | Формы контроля | Практические работы | Дом. Задан. | Дата | |
план | факт | |||||||||
Общая характеристика мира | ||||||||||
1. Современная политическая карта мира | 4 | |||||||||
1 | Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира. Международные отношения. | 1 | Понятие. Изменения на политической карте. Международ-ные организации | Знать/понимать Основные гео-графические понятия и термины, группы стран, их многообразие. | Анализ политической карты мира | Эвристи-ческая беседа с использова-нием карт атласа | № 1-2 С.9- 16 | |||
2 | Государственный строй стран. | 1 | Гос. строй, формы правления и административно-территориаль-ного устройства | Анализ политической карты мира | Индиви-дуальный опрос | Практическая работой № 1 «Анализ карт различной тематики» | № 3 С.17-18 | |||
3 | Политическая география. | 1 | Геополитика и политическая география | Индиви- дуальный опрос | № 4 С. 18-23 | |||||
4 | Экономическая дифференциация мира. Роль и место России в современном мире. | 1 | практикум | Практическая работа №2 | ||||||
2. География мировых природных ресурсов | 6 | |||||||||
5 | Взаимодействие природы и общества | 1 | Основные виды природных ресурсов, размещение | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов. | Анализ карты | Проверка номенкла- туры | № 2.1 с. 25-28 | |||
6 7 | Мировые природные ресурсы | 2 | Обеспеченност природными ресурсами | Знать: главныеместорожде-ниятеррито-риальные со-четания. | Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов | Проверка номенкла-руры, индиви- дуальный опрос | Практической работой №3 «Составление картосхем | № 2.2 с.28-41 | ||
8 | Загрязнение и охрана окружающей среды | 1 | Причины и последствия загрязнения окружающей среды | Знать: источники загрязнения. Понимать: причины и последствия. | Анализ карты природопользова-ния для выявления районов острых гео-экологических ситуаций. | Проверка номенкла- туры, индивидуальный опрос | № 2.3 с. 41-46 | |||
9 | Географическоересурсоведение и геоэкология | 1 | Геоэкология, природно-ресурсный потенциал | Знать: природно-ресурсный потенциал, ресурсный цикл. | Индиви-дуальный фронтальный опрос | № 2.4 с.46-47, задание 10 с. 52 | ||||
10 | Практическая работа «Оценка обеспеченности разных территорий и стран основными видами природных ресурсов» | 1 | практикум | Практическая работа №4 | ||||||
3.География населения мира | 6 | |||||||||
11 12 | Численность и воспроизводство населения | 2 | Численность и воспроизводство населения, естественный прирост и его типы | Знать: численность и динамику населения мира, отдель-ных регионов и стран | Типы воспроизводства населения | № 3.1 с.57-65 | ||||
13 | Состав (структура) населения | 1 | Демографическая политика, возрастной и этнический состав населения, крупные народы и языковые семьи | Знать:различия в уровне и качестве жизни населения. Уметь: оценивать де- мографичес- кую ситуацию | Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. | Индивидуальный опрос, номенклатура | № 3.2 с.66-70 | |||
14 | Размещение и миграция населения | 1 | Миграция, виды миграций, география международных миграций | Знать: основные направления миграций | Проверка но-менклатуры, индивидуальный опрос | Практическая работа №5 «Определение демографической ситуации | № 3.3 с.71-73 | |||
15 | Городское и сельское население | 1 | Городское и сельское население. Урбанизация, ее формы, темпы и уровни | Уметь: оценивать и объяснять демографичес-куюситуацию, уровень урбанизации. | Оценка новых показателей уровня и качества жизни населения. Анализ карт населения. | Проверка номенкла-туры, индивидуальный опрос | № 3.4 с. 74-81 | |||
16 | Обобщающее повторение | 1 | практикум | Практическая работа №6 «Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира» | ||||||
4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 7 | |||||||||
17 18 | Научно-техническая революция | 2 | НТР, черты, основные части, пути развития | Знать: географичес-киеособен-ностиотрасле-вой и террито-риальной структуры ми-рового хозяйства | № 4.1 с. 91-97 | |||||
19 | Мировое хозяйство | 1 | Мировое хозяйство, этапы его развития, основные центры, международное географическое разделение труда | Знать: географичес-киеособен-ностиотрасле-вой и террито-риальной структуры мирового хозяйства | Индивидуальный опрос, проверка номенкла-туры | № 4.2 с. 98-101 | ||||
20 21 | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства | 2 | Особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства | Знать: Размещение основных отраслей миро-вого хозяйства | Учебное исследование по картам, тестирование | Практическая работа № 7 «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции» | № 4.3 с.102-109 | |||
22 | Факторы размещения мирового хозяйства | 1 | Факторы размещения, влияние НТР на систему обществен- ных отношений | Проверка номенкла туры, тестирование | № 4.4 с. 110-115 | |||||
23 | Зачет по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство» | 1 | Опрос, тестирование | |||||||
24 | Практическая работа по теме | 1 | Практическая работа № 8 «Определение основных направлений международной торговли» | |||||||
5. География отраслей мирового хозяйства | 10 | |||||||||
25 26 27 | География промышленности | 3 | Мировое хозяйство, этапы развития, основные центры | Знать: геогра-фическиеосо-бенности отраслевой и территориаль-ной структуры мирового хозяйства | Групповая работа, исследование по картам | № 5.1 с.123-139 | ||||
28 29 | География сельского хозяйства и рыболовства | 2 | Агропромышлен-ный комплекс, «зеленаяреволю- ция» | Знать: отрасли сельского хозяйства, значение рыболовства | Проверка номенкла - туры, иссле-дование по картам | № 5.2 с.140-150 | ||||
30 31 | География транспорта | 2 | География мирового транспорта | Влияние транспортной системы на мировое производство, виды транспорта | Индивидуальный опрос, проверка номенкла- туры | № 5.3 с.150-159 | ||||
32 33 | Всемирные географические отношения | 2 | География мировых валютно-финансовых отношений | Знать: система всемирных экономических отношений, их виды, | География мировых валютно-финансовых отношений | Практическая работа № 9 «Характеристика мировой нефтяной промышленности» | № 5.4 с. 159-165 | |||
34 | Обобщающее занятие | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 10-11 класс к учебнику Максаковского В.П.
Используемые программы: В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.Количество часов:всего – 68 на 2 года изучения, 10 класс – 1 час в неделю, 11 класс – 1 час в неделю...
Рабочая программа по географии для 10 класса. Базовый уровень. Автор Максаковский В.П.
Рабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Примерной программы средне...
Рабочая программа по географии для 11 класса. Базовый уровень. Автор Максаковский В.П.
Рабочая программа по географии для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Примерной программы средне...
Рабочая программа по географии 10-11 класс к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира", 1 час в неделю.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....
Рабочая программа по географии. 10 класс. По программе В.П. Максаковского
Рабочая программа по географии для 10 класса по программе В.П. Максаковского (1 час в неделю)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...