Рабочая программа по географии. 10 класс. По программе В.П. Максаковского
рабочая программа (география, 10 класс) по теме
Рабочая программа по географии для 10 класса по программе В.П. Максаковского (1 час в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._geo_10.doc | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Борчанская средняя общеобразовательная школа»
Валуйского района Белгородской области
«Согласовано» Руководитель методического объединения учителей обществоведческих дисциплин __________Е.Н. Хохлова Протокол № ___ от «____»____________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ «Борчанская СОШ» __________ Коверженко И.Н. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор МОУ «Борчанская СОШ» __________ Коломыцева Л.Я. Приказ № __ от «___»2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
10 класс
Составитель: Коломыцева Л.Я.
2013г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- программы общеобразовательных учреждений. География 10-11 классы (базовый
уровень), В.П. Максаковский, 2012 г.
Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития.
Задачи
- формирование общей культуры и мировоззрения школьников, задач социализации личности;
- формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий;
- формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире;
- развитие у школьников познавательного интереса к другим народам и странам.
В авторскую программу изменения не вносились.
УМК
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. Москва: «Просвещение», 2011 г.
- Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, Москва: «Дрофа», издательство ДИК, 2012 г.
- География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, Сиротин В.И., М.: Дрофа, издательство ДИК, 2012г.
Количество часов:
Всего -35 часов; в неделю -1 час.
Практических работ: 7, из них 3 итоговых.
Формы организации учебного процесса.
Уроки формирования новых знаний: уроки лекционной формы; уроки-экспедиции (путешествия); уроки-исследования; учебные конференции.
Уроки обучения умениям и навыкам: практикумы практических работ; уроки-диалоги; уроки с ролевой, деловой игрой.
Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений: игровые: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай», уроки-консультации, уроки-конкурсы, уроки-соревнования.
Уроки проверки и учёта знаний и умений: викторины, смотр знаний, защита творческих работ, проектов.
Требования к уровню подготовки учащихся
Приоритетами на этапе изучения «Социальной и экономической географии в 10 классе являются:
1) Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественно
научных методов: наблюдение, моделирование, прогнозирование;
- умение работать с разнообразными источниками информации.
2) Формирование умений различать факты, причины, следствия, доказательства:
- овладение различными способами решения географических (социальных и экономических) задач;
- умение систематизировать, анализировать, обобщать и синтезировать географическую информацию;
- умение искать решения географических задач;
- умение оценивать территориальные аспекты природных и общественных процессов;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов.
3) Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью;
- умение выражать свою точку зрения и понимать иное мнение, принимать участие в обсуждении проблем развития различных территорий;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.
4) Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности;
- умение предвидеть возможные результаты своих действий;
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать:
- Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
Уметь:
- Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических
объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- рименять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Примечание |
1 | Введение. (1 час) География как наука. Методы географических исследований. | 1 | ||
2 | Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа) Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. | 1 | ||
3 | Влияние международных отношений на политическую карту мира. | 1 | ||
4 | Государственный строй стран мира. Практическая работа №1 (итоговая). «Составление систематизирующей таблицы «государственный строй стран мира». | 1 | ||
5 | Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение. | 1 | ||
6 | Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов) Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. | 1 | ||
7 | Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. | 1 | ||
8 | Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. | 1 | ||
9 | География водных ресурсов Земли. Биологические ресурсы. | 1 | ||
10 | Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. | 1 | ||
11 | Антропогенное загрязнение окружающей среды. Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии. Тест №1 по теме: «Политическая карта мира. География мировых природных ресурсов» | 1 | ||
13 | Тема 3. География населения мира (6 часов) Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. | 1 | ||
14 | Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. | 1 | ||
15 | Состав (структура) населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). | 1 | ||
16 | Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Практическая работа №2 (итоговая). «Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира" | 1 | ||
17 | Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации в различных странах и регионах мира. | 1 | ||
18 | География населения как ветвь социально-экономической географии. Тест №2 по теме: «Население мира» | 1 | ||
19 | Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часов) Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты и составные части. | 1 | ||
20 | Главные направления развития производства. Геоинформатика. | 1 | ||
21 | Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. | 1 | ||
22 | Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Отраслевая структура мирового хозяйства. | 1 | ||
23 | Основные пространственные модели мирового хозяйства. | 1 | ||
24 | Территориальная структура мирового хозяйства. | 1 | ||
25 | Факторы размещения производительных сил. | 1 | ||
26 | Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 часов) Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. | 1 | ||
27 | Топливно-энергетическая промышленность. Мировая электроэнергетика. | 1 | ||
28 | Мировая горнодобывающая промышленность. Металлургическая промышленность. | 1 | ||
29 | Машиностроение мира. Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Мировая текстильная промышленность. Тест №3 по теме: «География мирового хозяйства. Промышленность.» | 1 | ||
30 | Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Мировое рыболовство. | 1 | ||
31 | Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда. Практическая работа №3 (итоговая). «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». | 1 | ||
32 | Всемирные экономические отношения (ВЭО). Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Мировой рынок капитала. | 1 | ||
33 | Международное производственное сотрудничество и его формы. Научно-техническое сотрудничество. Международный туризм. Тест №4 по теме: "География мирового хозяйства. Сельское хозяйство и транспорт" | 1 | ||
33 | Тема 11. Россия в современном мире (3 часа) Место России в мировой политике. Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. | 1 | ||
34 | Место России в населении мира. Качество жизни. | 1 | ||
35 | Экономика России на мировом фоне. Перспективы развития России. | 1 |
Содержание программы учебного предмета
Введение (1 час)
География как наука. Процессы дифференциации и интеграции в географии. Сквозные направления в географии. Экономическая и социальная география, как одна из «стволовых ветвей» географии. Методы географических исследований. Подразделение общегеографических методов на традиционные (описания, картографический, сравнительно-географический, статистический) и новые (математический, математико-географического моделирования, дистанционно-аэрокосмический, геоинформационный). Методы физической и социально-экономической географии. Источники географической информации. Географическая карта как важнейший универсальный источник информации. Переход от бумажной — к машинной информации. Значение Интернета и глобальных спутниковых систем информации. Понятие о геоинформатике и геоинформационной системе (ГИС).
Структура учебника. Как работать с учебником.
Часть I. Общая характеристика мира
Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа)
Многообразие стран современного мира, их классификация. Типология стран мира. Экономически развитые страны, их подгруппы. Развивающиеся страны, их подгруппы. Страны с переходной экономикой.
Влияние международных отношений на политическую карту мира. Период «холодной войны» (1946-1989). Разрядка международной напряжённости. Новые угрозы безопасности: распространение ядерного оружия, региональные и локальные конфликты, международный терроризм. «Перезагрузка» в отношениях России и США; достижения и проблемы.
Государственный строй стран мира. Две основные формы правления: республиканская и монархическая. Основные формы административно-территориального устройства: унитарная и федеральная.
Понятия о политической географии и геополитике. Политико-географическое положение.
Практические работы
1. По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей.
2. Используя форзац учебника, составить конспективно-справочную таблицу «Государственный строй стран мира».
3. Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.
Тема 2. Природа и человек в современном мире (6 часов)
Проблема взаимодействия общества и природы. Понятие о географической (окружающей) среде, географическом детерминизме и нигилизме. «Обмен веществ» между обществом и природой. Степень «очеловеченности» природной среды в XXI в.
Природные ресурсы Земли. Понятие о ресурсообеспеченности. Минеральные (топливные, рудные и нерудные) ресурсы и расчёт обеспеченности ими. Понятие о территориальных сочетаниях природных ресурсов.
Земельные ресурсы и обеспеченность ими различных регионов и стран. Размеры и структура мирового земельного фонда. Процессы опустынивания.
География водных ресурсов Земли. Различия в обеспеченности водными ресурсами регионов и стран. Пути решения водной проблемы. Гидроэнергетический потенциал.
Биологические ресурсы. География лесных ресурсов, северный и южный лесные пояса мира. Проблема обезлесения. Ресурсы животного мира. Проблема оскудения генофонда.
Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, биологические, их география. Климатические и космические ресурсы, новые возобновляемые источники энергии. Рекреационные ресурсы, их виды.
Антропогенное загрязнение окружающей среды. Загрязнение литосферы, гидросферы (вод суши и Мирового океана), атмосферы. Решение природоохранных проблем: три главных пути. Природоохранная деятельность и экологическая политика. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Всемирное культурное и природное наследие ЮНЕСКО.
Понятие о географическом ресурсоведении и геоэкологии.
Практические работы
1. Опираясь на знания по предшествующим курсам географии и дополнительные источники информации, составить конспективно-справочную таблицу обеспеченности природными ресурсами с примерами ресурсоизбыточных, ресурсодостаточных и ресурсонедостаточных стран.
2. Используя данные учебника, рассчитать, на сколько лет хватит мировых разведанных запасов угля, нефти, природного газа и железных руд при современном уровне их добычи.
3. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы.
4. С помощью Интернет-сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки пустынь Сахара, Аравийской, Гоби, Калахари, Австралийских пустынь и использовать их для характеристики процесса опустынивания.
5. Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран ресурсами речного стока и определить, какие из стран обеспечены ими недостаточно, достаточно и в избытке.
6. Используя текст учебника, составить классификационную схему «Природные ресурсы Мирового океана».
7. Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.
Тема 3. География населения мира (6 часов)
Рост численности населения мира. Понятие о воспроизводстве (естественном движении) населения. Первый тип воспроизводства населения, демографический кризис. Географическое распространение стран первого типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Второй тип воспроизводства населения, демографический взрыв. Географическое распространение стран второго типа воспроизводства населения, их основные демографические показатели. Начало затухания демографического взрыва. Демографическая политика, её особенности в экономически развитых и развивающихся странах. Качество населения как комплексное понятие. Здоровье населения и показатель ожидаемой средней продолжительности жизни. Показатель уровня грамотности. Различие этих показателей в экономически развитых и развивающихся странах. Демографические показатели России.
Состав (структура) населения. Половой состав: страны с преобладанием женщин и страны с преобладанием мужчин; общемировые показатели. Возрастной состав, понятие об экономически активном населении. Этнолингвистический состав населения. Классификация народов (этносов) по численности. Классификация народов по языку, крупнейшие семьи языков. Однонациональные и многонациональные государства, проблема этнического сепаратизма на примере экономически развитых и развивающихся стран. Религиозный состав населения мира. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и их географическое распространение. Важнейшие национальные религии. Влияние религий на жизнь и быт людей. Религиозные противоречия в современном мире, религиозный экстремизм.
Размещение населения по земной суше под влиянием природных и исторических факторов. Показатель плотности населения Земли и отдельных регионов. Страны с наибольшей и наименьшей плотностью населения. Средняя плотность населения в России. Миграции населения и их влияние на размещение населения. Международные (внешние) миграции населения в прошлом и настоящем. Особое значение трудовых миграций. Главные центры притяжения трудовых ресурсов в мире. Интеллектуальные миграции и «утечка умов». Миграции по этническим, политическим, экологическим причинам; возрастание числа беженцев. Внутригосударственные миграции населения и их причины.
Современный город и его функции. Понятие об урбанизации как о всемирном процессе. Быстрые темпы роста городского населения. Концентрация населения в основном в больших городах. Формирование городских агломераций. Крупнейшие городские агломерации мира, их география. Группировка стран мира по уровню урбанизации: 1) очень высоко урбанизированные страны, 2) высоко урбанизированные страны, 3) средне урбанизированные страны, 4) слабо урбанизированные страны. Различия между странами по темпам урбанизации. Развитие урбанизации «вглубь» в экономически развитых странах. Развитие урбанизации «вширь» в развивающихся странах, явление «городского взрыва». Регулирование процесса урбанизации. Сельское население, групповая и дисперсная формы сельского расселения. Население и окружающая среда.
География населения как ветвь социально-экономической географии. Геодемографическое направление. Географо-расселенческое направление. Особое значение географии городов (геоурбанистики).
Практические работы
1. Используя текст, таблицы и рисунки учебника, подсчитать насколько выросло население мира в XIX и XX веках. Построить линейную диаграмму роста численности населения за период 1950 — 2010 гг. Построить круговые диаграммы, показывающие долю крупных регионов мира в населении Земли в 1950 и 2010 гг. и проанализировать их.
2. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира шесть стран, на которые приходится 50% мирового населения.
3. Начертить схему демографического перехода, нанеся на неё линии, характеризующие динамику процесса рождаемости и смертности.
4. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2010 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России на эту дату.
5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2; 4) от 100 до 200 человек на 1 км2; 5) от 10 до 100 человек на 1 км2; 6) менее 10 человек на 1 км2. Подготовить устное сообщение по этой теме.
6. С помощью Интернет сайта Google-maps, рассмотреть космические снимки крупнейших городских агломераций мира и провести сравнение их географического микроположения.
7. Используя данные таблицы 3 в учебнике, построить на контурной карте мира картодиаграмму численности городского населения крупных регионов мира в 1950 и 2010 гг. Проанализировать её и сделать выводы.
Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 часов)
Понятие о научно-технической революции (НТР). Характерные черты НТР: всеохватность, ускорение научно-технических преобразований, возрастание роли человеческого фактора, связь с высокой техникой и технологией. Четыре составные части НТР: 1) наука, 2) техника и технология, 3) производство, 4) управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии. Главные направления развития производства. Геоинформатика.
Понятие о мировом хозяйстве. Понятие о международном географическом разделении труда и отрасли международной специализации. Международная экономическая интеграция, главные региональные и отраслевые интеграционные объединения.
Понятие о глобализации и её движущих силах. Транснациональные и глобальные ТНК. Возникновение глобальных городов. Отраслевая структура мирового хозяйства: аграрная, индустриальная, постиндустриальная. Воздействие НТР на отраслевую структуру материального производства промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
Основные пространственные модели мирового хозяйства. Двухчленная модель (Север-Юг). Трёхчленные модели с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и с подразделением на Центр, Полупериферию и Периферию. Десятичленная пространственная модель мирового хозяйства, роль отдельных центров в производстве валового мирового продукта. Страны БРИКС, как новая политико-экономическая группировка стран. Возрастание роли Азиатско-Тихоокеанского региона.
Территориальная структура хозяйства экономически развитых стран с выделением высокоразвитых, старопромышленных, аграрных и ресурсных районов нового освоения. Колониальный тип территориальной структуры хозяйства, сохраняющийся во многих развивающихся странах. Региональная политика в развитых и развивающихся странах, её главные направления.
Факторы размещения производительных сил. Старые факторы размещения: территории, ЭГП, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов, территориальной концентрации. Новые факторы размещения: наукоёмкости, экологический.
Практические работы
1. Используя текст учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Главные направления развития производства в эпоху НТР».
2. Используя учебник и дополнительные источники информации, составить в тетради следующую систематизирующую таблицу с самостоятельным выбором стран:
Страны | Отрасли их международной специализации |
3. Пользуясь текстом учебника, нанести на контурную карту мира главные региональные группировки и страны-члены ОПЕК. Использовать её для конкретизации характеристики международной экономической интеграции.
4. Используя материал учебника, нанести на контурную карту десять главных центров мирового хозяйства с указанием их доли в валовом мировом продукте. Кратко охарактеризовать историю их формирования. С помощью дополнительных источников информации предложить свой прогноз развития этих десяти центров до 2020-2025 гг.
5. Нанести на контурную карту мира примеры развивающихся стран: а) в которых столица (или «экономическая столица») является крупным городом и одновременно морским портом; б) в которых столица (или «экономическая столица») расположена не на побережье, а роль её морских ворот выполняет другой порт. Проанализировать полученную картосхему и составить по ней рассказ.
6. С помощью различных источников информации, включая Интернет и Геоинформационную систему, подготовить: а) письменный доклад на тему: «Проблема гастарбайтеров в России»; б) устное сообщение на тему: «Инноград Сколково».
7. На основе приобретенных знаний, охарактеризовать (в виде таблицы) воздействие отдельных факторов на размещение производства.
Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 часов)
Промышленность – первая ведущая отрасль материального производства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Сдвиги в отраслевой структуре промышленности мира в эпоху НТР, роль высокотехнологичных отраслей. Изменения в территориальной структуре промышленности мира, возрастание доли стран Юга.
Топливно-энергетическая промышленность. Мировое производство и потребление первичных энергоресурсов. Соотношение Севера и Юга. Два главных этапа развития этой отрасли на протяжении XIX и XX вв. Нефтяная промышленность мира, основные черты географии; главные нефтедобывающие страны, главные нефтяные грузопотоки. Газовая промышленность мира, основные черты географии; главные газодобывающие страны, главные сухопутные и морские грузопотоки природного газа. Угольная промышленность мира, основные черты её географии. Мировая электроэнергетика, соотношение ТЭС, ГЭС и АЭС; ведущие страны-производители. Новые возобновляемые источники энергии, повышение их роли в мировой энергетике.
Мировая горнодобывающая промышленность. Соотношение стран Севера и Юга. Понятие о восьми «великих горнодобывающих державах». Чёрная металлургия: масштабы производства и основные черты географии. Типы ориентации в размещении предприятий этой отрасли. Особенности размещения мировой цветной металлургии.
Машиностроение мира: особенности отраслевой и территориальной структуры. Три главных машиностроительных региона. Отличительные черты отраслевой и территориальной структуры мировой химической промышленности. Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира: два пояса её размещения. Мировая текстильная промышленность, её главные регионы. Промышленность и окружающая среда.
Сельское хозяйство – вторая ведущая отрасль материального производства. Понятие о товарном и потребительском сельском хозяйстве, агробизнесе. Основные черты сельского хозяйства в экономически развитых и развивающихся странах. Понятие о «зелёной революции» в развивающихся странах. Растениеводство как основа мирового сельского хозяйства. Зерновое хозяйство: пшеница, рис и кукуруза. Другие продовольственные культуры. Непродовольственные культуры. Мировое животноводство: три ведущих отрасли. Сельское хозяйство и окружающая среда. Мировое рыболовство.
Транспорт – третья ведущая отрасль материального производства. Мировая транспортная система, её масштабы. Транспорт экономически развитых стран. Транспорт развивающихся стран. Региональные транспортные системы. Сухопутный транспорт и его виды: автомобильный, железнодорожный, трубопроводный. Морской торговый флот, морские порты. География мирового морского судоходства, роль морских каналов и проливов. Внутренний водный транспорт. Воздушный (авиационный) транспорт – самый молодой и динамичный вид транспорта. Основные черты его географии. Транспорт и окружающая среда.
Всемирные экономические отношения (ВЭО). Отношения Север-Юг как отношения между Центром мирового хозяйства и его Периферией и Полупериферией. Понятия об открытой экономике и свободной экономической зоне.
Мировая торговля как старейшая форма ВЭО. Сдвиги в структуре мировой торговли товарами. Торговля услугами и её формы. Главные районы и страны мировой торговли. Всемирная торговая организация (ВТО).
Мировой рынок капитала, как отражение процесса финансовой глобализации. Мировые финансовые центры. Оффшорные зоны (центры). Понятие о прямых иностранных инвестициях. География мирового рынка капитала. Страны-лидеры по экспорту и импорту капитала среди экономически развитых стран, развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Всемирный банк и Международный валютный фонд (ВМФ).
Международное производственное сотрудничество и его формы. Международное научно-техническое сотрудничество. Международный туризм: масштабы и основные черты географии.
Практические работы
1. Используя данные учебника, построить картодиаграмму «двадцать стран-лидеров в мировом промышленном производстве». Проанализировать её и сделать выводы.
2. По карте мирового машиностроения в географическом атласе для 10 класса составить в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделить четыре группы стран: с высоким, средним, низким уровнем развития этой отрасли и с её отсутствием.
3. Используя данные учебника, составить в тетради систематизирующую таблицу «Распространение главных отраслей животноводства» с указанием главных стран распространения скотоводства, свиноводства, овцеводства.
4. Используя данные учебника, нанести на контурную карту мира первые десять стран по объёму внешней торговли. Нанести на эту же карту крупнейшие двусторонние товарные потоки: 1) Канада-США, 2) Мексика-США, 3) Китай-США, 4) Япония-США, 5) Китай-Япония, 6) Германия-Франция, 7) Германия-США. 8) Великобритания-США.
5. Используя данные учебника, составить диаграмму «Страны, занимающие первое-третье места в мире по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции.
6. Используя знания по данному курсу, а также по предшествующим курсам географии, составить систематизирующую таблицу «Воздействие промышленности, сельского хозяйства и транспорта на окружающую среду».
Проектные (групповые) задания
1. Разработать проект трассы высокоскоростной магистрали Пекин-Лондон, которая намечается к постройке.
2. Разработать проект интересного круизного маршрута: 1) по Атлантическому океану; 2) по Тихому океану; 3) по Индийскому океану.
Тема 11. Россия в современном мире (3 часа)
Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня. Участие России в международных организациях. Россия и глобальный миропорядок.
Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых. Природные условия России для жизни людей. Экологическая обстановка в России.
Место России в населении мира. Ухудшение демографической обстановки в постсоветский период времени, нарушенная поло-возрастная структура населения, низкая средняя плотность населения, медленные темпы урбанизации.
Экономика России на мировом фоне. Два этапа в её развитии в постсоветский период времени. Россия в первой десятке крупнейших экономик мира. «Узкие места» в развитии экономики России: низкая конкурентоспособность, ярко выраженный топливно-сырьевой уклон, отставание в развитии высокотехнологичных производств, наличие сильных территориальных диспропорций.
Место России в промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях топливно-энергетического комплекса. Прочные позиции России в мировой горнодобывающей промышленности и в отраслях обрабатывающей промышленности «нижнего этажа». Отставание России в отраслях обрабатывающей промышленности «верхнего этажа» - машиностроении и химии органического синтеза.
Место России в мировом сельском хозяйстве – в растениеводстве и животноводстве.
Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в железнодорожном и трубопроводном транспорте, более слабые – в автомобильном, морском и воздушном транспорте. Основные направления международной транспортной инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.
Россия в международных экономических отношениях – мировой торговле и мировых финансовых связях.
Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого потенциала и его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования. Менее выгодное положение России в мире в сфере материального благосостояния. Невысокие показатели России в мире в сфере здоровья и долголетия.
Перспективы развития России до 2020 г. «Стратегия 2020» и её задачи в сфере экономической модернизации и перехода на инновационный путь развития. Ускорение темпов экономического роста, технико-технологическое перевооружение всего хозяйства, перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства – как главные пути к повышению качества жизни. Необходимость новой индустриализации.
Практические работы
1. Используя таблицу 1 учебника и таблицы 3, 4, 5 и 6 в «Приложениях», рассчитать долю России в мировых разведанных запасах нефти, природного газа, угля и железной руды. По таблице 9 в «Приложениях» охарактеризовать место России среди стран мира по размерам эмиссии диоксида углерода в атмосферу.
2. Используя материалы учебника, построить в тетради круговую диаграмму «Десять стран-лидеров мирового хозяйства».
3. Используя текст и «Приложения» учебника, составить в тетради таблицу «Место отдельных отраслей России в мировом промышленном производстве».
4. Сделав необходимые расчёты, построить в тетради круговую диаграмму: «Доля отдельных отраслей промышленности России в мировом промышленном производстве».
5. Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию о: 1) размерах вложения иностранного капитала в экономку России; 2) оффшорных зонах, наиболее тесно связанных с российской экономикой.
6. Используя поисковые системы Интернета, ознакомиться с проектом «Стратегия 2020».
Формы и средства контроля
- Само- взаимопроверка;
- Тестирование, географические диктанты;
- Устный и письменный опрос;
- Фронтальный устный опрос;
- Фронтальная письменная работа;
- Учебное исследование по картам;
- Эвристическая беседа;
- Индивидуальная работа по заполнению контурных карт;
- Решение географических задач;
- Составление по карте маршрута заочного путешествия;
- Сопоставление карт атласа;
- Составление таблицы по результатам сравнения карт.
Контрольных работ -
Итоговых тестов -4
Тестовые задания составлены на основе учебно-методической литературы:
- Контрольные измерительные материалы. География. ЕГЭ , 2010,2011,2012гг.
- учебно-методический журнал «География в школе»;
- учебное электронное издание по географии для 9-11 классов.
Итоговых практических работ -3
Тест №1 по теме:
«Политическая карта мира. География мировых природных ресурсов.»
1. К крупнейшим по площади странам относятся:
1) Франция и Бразилия 3) Индия и Китай
2) Польша и Румыния 4) Испания и США
2. Какое из перечисленных государств является федеративным?
1) Великобритания
2) Япония
3) Швеция
4) Индия
3. Какое из перечисленных государств имеет полуостровное положение?
1) Италия
2) Великобритания
3) Германия
4) Польша
4. В какой из перечисленных групп стран развита и добыча угля, и добыча железной руды.
1) Австралия, Франция, Беларусь
2) США, Китай, Россия
3) ФРГ, Польша, Швеция
4) Индонезия, Венесуэла, Бразилия
5. Наименее обеспеченным земельными ресурсами государством является:
1) Россия
2) Бразилия
3) США
4) Япония
6. Какая из стран обладает наибольшим гидропотенциалом?
1) Япония
2) Канада
3) Мексика
4) Австралия
7. Какая из стран находится за пределами северного лесного пояса?
1) Бразилия
2) Канада
3) Финляндия
4) Россия
8. Самые биологически продуктивные районы Мирового океана находятся:
1) в экваториальных широтах
2) в тропических широтах
3) у берегов Антарктиды
4) в северной части умеренных широт
9. Наибольшую опасность для океана представляет:
1) промышленные стоки
2) озоновые дыры
3) нефтяное загрязнение
4) неорганизованный наплыв туристов
10. Установите соответствие между названием страны и формой правления::
Страна
1) Норвегия
2) Бразилия
3) США
4) Оман
Форма правления
А. республика
Б. абсолютная монархия
В. конституционная монархия
11. Установите соответствие между уровнем экономического развития и названием страны:
1) Государство, входящее в состав
«большой семёрки»;
2) Государство, относящееся к новым
индустриальным странам (НИС).
3) Развивающееся нефтедобывающее
А) Кувейт;
Б) Канада;
В) Афганистан;
Г) Республика Корея.
государство.
4) Государство, относящееся к
наименее развитым странам мира.
12. По таблице 1 определите ресурсообеспеченность стран каменным углём. Расположите страны в порядке уменьшения показателя ресурсообеспеченности.
Таблица 1
Обеспеченность стран каменным углём
Страны | Разведанные ресурсы угля, млрд. т | Добыча угля в год, млн. т |
А) Австралия | 85 | 238 |
Б) Украина | 47 | 80 |
В) Польша | 25 | 102 |
13. По таблице сравните ресурсообеспеченность стран ресурсами пресной воды. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
Таблица 2
Ресурсообеспеченность стран ресурсами пресной воды
Страны | Ресурсы пресной воды, км³ | Численность населения, млн. чел. |
А) Венесуэла | 1320 | 27,2 |
Б) Канада | 2900 | 32,2 |
В) Индия | 2085 | 1050 |
14. Выберите три государства, в наибольшей степени обеспеченные лесными ресурсами.
- Мавритания
- Бразилия
- Финляндия
- Испания
- Россия
- Ангола
15. Из-за дефицита минерального сырья ведётся разработка всё более удалённых месторождений, например, на Аляске. Укажите не менее двух проблем, с которыми могут столкнуться добытчики полезных ископаемых.
16. Используя данные таблицы 3, сравните обеспеченность пахотными угодьями (га/ 1 чел.) указанных регионов. Какая общая динамика прослеживается? Чем можно объяснить происходящие изменения?
Таблица 3.
Площадь обрабатываемых земель на душу населения
Регионы | 1975 год | 1985 год | 2000 год |
Латинская Америка | 0,47 | 0,33 | 0,28 |
Южная Азия | 0,26 | 0,19 | 0,13 |
Ответы к тесту №1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
3 | 4 | 1 | 2 | 4 | 2 | 1 | 4 | 3 | ВААБ | БГАВ | БАВ | ВАБ | 235 |
Задание 15. Из-за дефицита минерального сырья ведётся разработка всё более удалённых месторождений, например, на Аляске. Укажите не менее двух проблем, с которыми могут столкнуться добытчики полезных ископаемых.
Ответ.
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
| |
Указания к оцениванию | |
Ответ включает все три названных элемента | 2 |
Ответ включает 1-й и 2-й, или 1-й и 3-й элементы | 2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов | 1 |
Все вышеперечисленные элементы отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Задание 16. Используя данные таблицы 3, сравните обеспеченность пахотными угодьями (га/ 1 чел.) указанных регионов. Какая общая динамика прослеживается? Чем можно объяснить происходящие изменения?
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
| |
Указания к оцениванию | |
Ответ включает все три названных элемента | 2 |
Ответ включает 1-й и 2-й, или 1-й и 3-й элементы | 1 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов | 0 |
Все вышеперечисленные элементы отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Тест №2 по теме:
«Население мира»
1. Какое государство из перечисленных имеет самую высокую численность населения?
А) Италия;
Б) Монголия;
В) США;
Г) Канада.
2. Какое государство относится ко второму типу воспроизводства населения?
А) Бразилия;
Б) Канада;
В) Норвегия;
Г) Франция.
3. Наиболее значительная доля населения пожилого возраста в:
А) Индии;
Б) Мексике;
В) Нигерии;
Г) Франции.
4. Преобладание мужского населения над женским наблюдается:
А) в Азии;
Б) в Европе;
В) в Латинской Америке;
Г) в Африке.
5. Наиболее распространённым языком из перечисленных является:
А) греческий;
Б) испанский;
В) английский;
Г) китайский.
6. К национальным религиям относится:
А) ислам;
Б) конфуцианство;
В) христианство;
Г) ислам.
7. К главным центрам притяжения мигрантов относится:
А) Китай;
Б) Япония;
В) страны Персидского залива;
Г) Мексика.
8. Совершенно не освоенные людьми области суши занимают:
А) 10%;
Б) 15%;
В) 20%;
Г) 25%.
9. Крупнейшей городской агломерацией мира является:
А) Москва;
Б) Токио;
В) Мехико;
Г) Лондон.
В1. Расположите указанные страны в порядке увеличения численности их населения.
А) Бангладеш; Б) США; В) Турция; Г) Китай.
В2. Расположите указанные страны в порядке уменьшения показателя рождаемости.
А) Германия; Б) Саудовская Аравия; В) Австралия; Г) Монголия.
В3. Из предложенного списка выберите три страны, в которых наибольшая доля лиц детей. Цифры запишите в порядке возрастания.
1.Канада. 2.Эфиопия. 3.Финляндия. 4.Индия. 5.Мавритания. 6.Нидерланды.
В4. Установите соответствие между центром эмиграции и иммиграции.
Центр иммиграции
- Северная Америка;
- Западная Европа;
- Юго-Западная Азия.
Центр эмиграции
А) Южная и Восточная Европа, Северная Африка;
Б) Латинская Америка, Азия, Европа;
В) Северная Африка, Южная Азия и др.
В5. Установите соответствие между государством и уровнем его урбанизации.
Государство
- Канада;
- Нигер;
- Индия.
Уровень урбанизации
А) 17%;
Б) 27%;
В) 77%.
Ответ занесите в таблицу.
1 | 2 | 3 |
С1. Используя данные таблицы 1, определите, в какой из стран - А, Б или В – показатель смертности (в расчёте на 1 тыс. жителей) наибольший. Объясните, с чем это связано.
Таблица 1.
Страна | Рождаемость, ‰ | Естественный прирост, ‰ | Ожидаемая продолжительность жизни, лет | Доля лиц в возрасте старше 60 лет, % | ВВП на душу населения, долл. | Доля городского населения, % |
А | 11 | 1 | 72 | 21 | 6800 | 59 |
Б | 19 | 13 | 75 | 12 | 17600 | 63 |
В | 15 | 9 | 77 | 9 | 19200 | 61 |
С2. Почему в возрастной структуре населения Чада доля детей и подростков значительно выше, чем в возрастной структуре населения Испании?
Ответы к тесту №2
А1 – В, А2 – А, А3 – Г, А4 – А, А5 – Г, А6 – Б, А7 – В, А8 – Б, А9 - Б.
В 1. 1-В; 2-А; 3-Б; 4-Г.
В 2. 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-А.
В 3. 2, 4, 5.
В 4. 1-Б; 2-А; 3-В.
В 5. 1-В; 2-А; 3-Б.
С1. Ответ.
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
| |
Указания к оцениванию | |
Ответ включает все три названных элемента | 2 |
Ответ включает 1-й и 2-й, или 1-й и 3-й элементы | 2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов | 1 |
Все вышеперечисленные элементы отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2 Ответ.
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
ИЛИ В Испании более низкий естественный прирост населения (за счёт низкой рождаемости).
ИЛИ В Чаде ниже уровень средней продолжительности жизни (сравнительно низок удельный вес пожилых возрастов). | |
Указания к оцениванию | |
Ответ включает оба названных элемента | 2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов | 1 |
Все вышеперечисленные элементы отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Тест №3 по теме:
«География мирового хозяйства. Промышленность»
А – задания с выбором ответа
А 1. В какой из перечисленных стран доля ГЭС в производстве электроэнергии максимальна?
- Бразилия
- Алжир
- Франция
- Иран
А. 2. Негативное влияние на состояние окружающей среды оказывает. .
- сооружение высоких труб на ТЭС
- перевод транспорта на газ
- использование вторичного сырья
- перевод ТЭС с газа на уголь
А.3. Какой буквой на политической карте зарубежной Европы обозначено государство Исландия?
1) А 2) В 3) С 4) Д
А. 4.. Какое утверждение о хозяйстве Швеции является верным?
- В структуре сельского хозяйства растениеводство преобладает над животноводством.
- Автомобилестроение является одной из ведущих отраслей машиностроения,
- В черной металлургии используется привозное сырье и топливо.
- Основной вид транспорта, используемый в международных перевозках, — железнодорожный.
А. 5 В какой из перечисленных стран черная металлургия развивается только с использованием привозного железорудного сырья?
- Бразилия
- Нидерланды
- Индия
- Швеция
А. 6. В наибольшей степени атмосферу загрязняет?
- легкая промышленность
- лесная промышленность
- автомобильный транспорт
- атомная электроэнергетика
А. 7. Какая из перечисленных стран лидирует в мире по абсолютным показателям выработки электроэнергии (млрд. кВт-ч)?
1) ФРГ .
2) Япония
3) США
4) Россия
А. 8. Причиной тяготения современной нефтепереработки к морским портам является
I) ориентация на дешевое привозное сырье;
2) рост стоимости перевозок нефти;
3) сокращение нефтедобычи;
4) достаточное количество работников.
А. 9.Лесная промышленность является отраслью международной специализации
- Мексики 3) Канады
- Германии 4) Австралии
В – задания с кратким ответом
В 1. Установите соответствие между страной и ее столицей.
Страна Столица
1) ЮАР А) Эр – Рияд
2 ) Эфиопия Б) Аддис – Абеба
3 ) Саудовская Аравия В) Претория
Г) Виндхук
Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам.
1 | 2 | 3 |
В2. Какие три страны входят в тройку мировых лидеров по выработке электроэнергии на душу населения? Обведите цифры, под которыми они указаны.
- США 4) Канада
- Мексика 5) Бразилия
- Индия 6) Норвегия
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
В.3.Выберите из предложенного списка три страны, в кото-
рых производство меди является отраслью международной спе-
циализации. Обведите цифры, под которыми они указаны.
- Чили 4) Белоруссия
- Саудовская Аравия 5) Казахстан
- Малайзия 6) Канада
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
В. 4. Выберите три страны, в которых лесная и деревообрабатывающая промышленность является отраслью международной специализации. Обведите цифры, под которыми они указаны.
- Финляндия 4) Индонезия
- Тунис 5) Канада
- Казахстан 6) Австралия
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
В. 5. Выберите из предложенного списка три страны, в которых автомобилестроение является отраслью международной специализации. Обведите соответствующие цифры и запишите в таблицу.
- Италия
- Колумбия
- Швеция
- Судан
- Франция
- Нигерия
С – задания с развернутым ответом
С. 1. В каком из пунктов, обозначенных на карте территории буквами А, В, и в какое время года существует большая опасность сильного загрязнения атмосферы в результате работы действующих в них ТЭС? Свой ответ обоснуйте.
С. 2. Почему большая часть выплавки черновой меди в мире производится в районах ее добычи?
Ответы к тесту №3
№ вопроса | Ответ |
А 1 | 1 |
А 2 | 4 |
А 3 | 1 |
А 4 | 2 |
А 5 | 2 |
А6 | 3 |
А 7 | 3 |
А 8 | 1 |
А 9 | 3 |
№ вопроса | Ответ |
В 1 | В Б А |
В 2 | 1 4 6 |
В 3 | 1 5 6 |
В 4 | 1 4 5 |
В 5 | 1 3 5 |
С1.
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировку ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
1) наибольшая опасность загрязнения атмосферы существует в пункте А в зимнее время 2) пункт А расположен в межгорной котловине | |
Указания к оцениванию | |
Ответ включает оба названных выше элемента | 2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов | 1 |
Все вышеперечисленные элементы отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 2 2 |
С 2. Почему большая часть выплавки черновой меди в мире производится в районах ее добычи.
Ответ:
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе указаны следующие причины: 1) В медных рудах содержание меди невелико (для получения 1 т. Меди требуется около 100 т. Руды). ИЛИ Оно небольшое в медных концентратах ( 15 – 20 %) .
2) Перевозить руду или медные концентраты на большие расстояния экономически невыгодно. | |
Указания к оцениванию | |
Ответ включает полностью оба названных выше элемента | 2 |
Ответ включает один (любой) элемент полностью ИЛИ два частично | 1 |
Все вышеперечисленные элементы отсутствуют ИЛИ частично присутствует один элемент | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Тест №4 по теме:
"География мирового хозяйства. Сельское хозяйство и транспорт"
А - задания с выбором ответа
А 1. В каких из перечисленных стран пастбища занимают ведущее место в структуре сельскохозяйственных угодий.
1) Болгария и Германия
2) Австралия и Монголия
3) Венгрия и Нидерланды
4) Италия и Франция
А. 2.. В какой из перечисленных стран выращивание сахарной свеклы является отраслью международной специализации?
1) Армения
2) Украина
3) Грузия
4) Узбекистан
А. 3. Для какой из перечисленных стран характерна аграрная структура хозяйства?
1) Лаос 3) Канада
2) Россия 4) Франция
А. 4.. Овцеводство играет наибольшую роль в районах
1) развитого земледелия
2) лесной зоны
3) сухих степей, предгорий, полупустынь
4) распространения пойменных лугов
А. 5 . Какой буквой на политической карте мира обозначена территория, в пределах которой находятся значительные посевы кукурузы?
1) А 2) В 3) С 4) D
А. 6. По производству какой сельскохозяйственной культуры Россия входит в "первую тройку" стран мира?
1) пшеницы- 2) чая 3) риса 4) льна
А. 7. Экстенсивное сельское хозяйство характерно для:
1) Монголии и Бангладеш 2) Дании, Швеции
3) ФРГ и Франции 4) США и Канады
А. 8. Основные производители чая в мире
1) Бразилия, Индия, Китай;
2) Индия, Шри-Ланка, Китай;
3) Таиланд, Индия, Бразилия;
4) Бразилия, Индия, Китай.
А. 9. На карте цифрами 4,10,12 обозначены соответственно
1) Венесуэла, Перу, Парагвай;
2) Венесуэла, Перу, Уругвай;
3) Колумбия, Перу, Уругвай;
4) Эквадор, Перу, Уругвай.
В – задания с кратким ответом
В. 1. В каких трех странах выращивание риса является отраслью международной специализации? Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) Испания 4) Таиланд
2) Мьянма 5) Греция
3) Словакия 6) Индонезия
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания,
В. 2. Какие три из перечисленных видов транспорта лидируют по грузообороту в России? Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) авиационный 4) морской
2) автомобильный 5) речной
3) железнодорожный 6) трубопроводный
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
В. 3. Определите страну по ее краткому описанию.
Это вторая по размерам территории страна на материке. В течение трех веков оставалась испанской колонией. Ее природа богата и разнообразна. Страна расположена в трех климатических поясах. Основное богатство плодородные почвы, которые в сочетании с мягким климатом на большей части территории страны способствовали развитию здесь зернового хозяйства и мясного скотоводства. Столица крупный морской порт и главный промышленный центр страны.
В. 4. Выберите из предложенного списка три сельскохозяйственные культуры, которые доминируют в посевной площади мира. Обведите цифры, под которыми они указаны.
1) рожь
2) рис
3) ячмень
4) пшеница
5) сорго
6) хлопчатник
7) кукуруза
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
С - задания с развернутым ответом
С. 1. Почему существовавшая многие века в тропических странах система подсечного земледелия в последние десятилетия стала подрывать основы их сельскохозяйственного производства?
С. 2. Почему в Японии широкое развитие получило строительство специализированных гигантских судов, супертанкеров, рудовозов, автомобилевозов? Укажите две причины.
Ответы к тесту №4
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | В 1 | В 2 | В 3 | В 4 |
2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 4 | 1 | 2 | 1 | 246 | 136 | Аргентина | 427 |
Ответы части С
С. 1.
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе говорится, что 1) Подсечная система земледелия приводит через несколько лет к полному истощению почвы, которое не может быть компенсировано внесением удобрений ИЛИ Период «отдыха», необходимый для восстановления почвы около 10 лет. ИЛИ 2) В последние десятилетия рост численности населения потребовал увеличения посевных площадей, что привело к сокращению периода «отдыха» почвы. ИЛИ Смыв почвенного покрова и полное уничтожение древесной растительности сделало невозможным дальнейшее использование этих угодий. | |
Указания к оцениванию | |
Ответ включает оба названных выше элемента | 2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов | 1 |
Все вышеперечисленные элементы отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С. 2.
Элементы содержания верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
В ответе говорится, что 1) Япония импортирует огромное количество разнообразного сырья ИЛИ экспортирует разнообразную продукцию обрабатывающей промышленности ИЛИ Япония бедна ресурсами (полезными ископаемыми) 2) Япония островная страна ИЛИ внешняя торговля осуществляется морским путем | |
Указания к оцениванию | |
Ответ включает оба названных выше элемента | 2 |
Ответ включает один (любой) из названных выше элементов | 1 |
Все вышеперечисленные элементы отсутствуют | 0 |
Максимальный балл | 2 |
Перечень учебно – методических средств обучения
Литература (основная и дополнительная)
- Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. Москва: «Просвещение», 2011 г.
- Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс, Москва: «Дрофа», издательство ДИК, 2012 г.
- География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт. Экономическая и социальная география мира. 10 класс, Сиротин В.И., М.: Дрофа, издательство ДИК, 2012г.
- В.П. Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, Москва: «Просвещение»
- Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса. Москва: «Дрофа», 2004 г.
- Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. Москва: «Просвещение», 2004 г.
- Методические рекомендации по курсу экономической и социальной географии мира (разных авторов).
- География в таблицах и схемах. – СПБ: ООО «Виктория плюс», 2008 г.
- География. Интегрированные уроки в школе. 6-10 классы. Болотникова Н.В.- Волгоград: «Учитель», 2007г.
- География. 10-11 классы: уроки с использованием информационных технологий. Яковлева Н.В.- Волгоград: «Учитель», 2009г.
- Поурочные разработки по экономической и социальной географии мира. К учебному комплекту Максаковского В.П., 10 класс. Жижина Е.А., Никитина Н.А.- Москва: «ВАКО», 2007г.
- Учебно-методический журнал «География в школе».
- Раздаточный материал тренировочных тестов. Готовимся к практическому экзамену (ЕГЭ).
Оборудование:
Карты:
- Политическая карта мира;
- Политико-административная карта России;
- «Религии мира»;
- «Народы мира»;
- «Энергетика мира»
- «Полезные ископаемые мира»;
- «Природные зоны мира»;
- «Карта океанов»;
- «Почвенная карта мира»;
- «Топливная промышленность мира»;
- «Цветная и чёрная металлургия мира»;
- «Машиностроение и металлообработка стран мира»;
- Карта транспорта мира;
- «Сельское хозяйство мира»;
- «Лесная промышленность мира»;
- «Лёгкая промышленность мира»;
- Экологическая карта мира;
- Карта химической промышленности мира.
Таблицы: 1.«Страны ближнего Зарубежья».
2.«Страны дальнего Зарубежья».
3.«Внешние экономические связи»
Технические средства: компьютер, магнитофон.
29
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по программе Р.Н.Бунеева (Образовательная программа "Школа-2100"
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для 5 класса Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучево...
Рабочая программа по курсу математика 6 класс по программе «Математика 6 класс» авторов Н. Я. Виленкина и др.
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 6 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с уче...
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой, 10 класс
рабочая программа по русскому языку для 10 класса по программе Гольцовой...
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Бабайцевой, 10 класс...
Рабочая программа химия 11 класс по программе О.С. Габриеляна
Рабочая программа педагога по химии для 11 класса по учебнику О.С. Габриеляна рассчитана на 1, 5 часа в неделю. В программе отражена подготовка к ЕГЭ согласно спецификации и кодификатору 2012 года по ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Природоведение 5 класс Образовательной программы Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение» для 5 - 7 классов VIII вида. (34 часа)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПриродоведение 5 классОбразовательной программыТ.М.Лифанова, Е.Н.Соломина по предмету «Природоведение»для 5 - 7 классовVIII вида. (34 часа)...