Дидактическая структура урока* | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
|
Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. | Приветствие учителя, подготовка к уроку |
|
|
1. Актуализации новых знаний. | Задаёт вопросы на связь нового материала с ранее изученной темой. | Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение | Что такое Вселенная? Какой древнегреческий учёный, первый предположил, что Земля вовсе не плоская, а имеет форму шара? Назовите польского астронома, который наблюдая, за звездами и планетами, сделав математические расчеты, пришёл к выводу, что Земля обращается вокруг Солнца? Кто из древнегреческих учёных считал, что в центре Вселенной расположена неподвижная Земля вокруг, которой вращаются восемь небесных сфер, а на них неподвижно закреплены небесные тела: планеты, Луна, Солнце, звёзды? Какой итальянский учёный считал, что у Вселенной нет центра, а Солнце это центр Солнечной системы? | К.:выражать своё мнение П.:ориентироваться в своей системе знаний |
2.Постановка учебной проблемы. | Организует работу учащихся по определению учебной проблемы. Предлагает учащимся ответить на вопросы. Подводит детей к постановке учебной проблемы
| Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения, формулируют учебную проблему.
| Скажите люди, какой профессии могут путешествовать во Вселенной? На какой планете мы живём? Как вы думаете, есть ли другие планеты? Существует ли жизнь на других планетах? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос? | К. организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, общаться и взаимодействовать друг с другом, высказывать свое мнение П.: ориентироваться в своей системе знаний, определять проблему |
3. Постановка цели и темы урока. | Организует работу учащихся со схемой в учебнике стр52 «Схема Солнечной системы»
Подводит учащихся к теме урока. Учащиеся отвечают на вопросы, и формулирует тему ицели урока.
| Отвечают на вопросы, работают со схемой Солнечной системы в учебнике, анализируют ответы, высказывают свою точку зрения по поводу темы и цели урока. | Можем мы назвать Землю соседкой Солнца? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на рисунок на стр. 52 учебника, демонстрирующий схему Солнечной системы. Назовите планеты, являющиеся соседями Солнца. Подумаем, какая тема сегодняшнего урока? У кого какие предположения? Как вы считаете, какая будет цель нашего урока? О чём сегодня нам необходимо узнать? | Р.:самостоятельно выделять и формулировать тему и цель К.:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, выражать своё мнение
|
4.Освоение нового материала. | Организует работу учащихся со схемой Солнечной системы в учебнике стр52 по определению понятия «солнечная система» | Работают со схемой Солнечной системы. Отвечают на вопросы, анализируя схему Солнечной системы, делают выводы. | Сколько планет является соседями Солнца? Что объединяет эти планеты? Какое значение для планет имеет солнце? Что является центром для этих планет? Что ещё, кроме планет нарисовано на нашей схеме? Какой вывод мы можем сделать? Чем планеты отличаются друг от друга? Можем ли мы разделить планеты на 2 группы? Назовите планеты гиганты? Назовите планеты земной группы | Р.:планировать свою деятельность под руководством учителя П.:добывать новую информацию из учебника, делать анализ |
Организует работу учащихся по работе с учебником для выявления особенностей планет Солнечной системы.
| Отвечают на вопросы учителя. Работают с учебником стр.53-54 и заносят в таблицу данные о планетах Солнечной системы.
| На какой вопрос мы не смогли с вами ответить? Чтобы узнать, есть ли жизнь на других планетах, что нам нужно знать? Характеристика планет Солнечной системы Планета | Удалённость от солнца | Поверхность | Температура | Атмосфера | Спутники | Мир живой и неживой природы |
|
|
|
|
|
|
|
| П.:преобразовывать текст в табличную форму Р.:работать в соответствии с поставленной задачей П.:научиться составлять характеристику планет по плану |
Предлагает учащимся продемонстрировать итоги своей деятельности | Представляют результаты своей деятельности, обмениваясь работами. | На слайде образец заполнения таблицы. | П.:делать анализ;ориентироваться в своей системе знаний Р.:оценивать свою работу и работу одноклассников К.:общаться и взаимодействовать друг с другом |
Подводит учащихся к решению проблемы | Отвечают на вопросы учителя, формулируют вывод об отличии Земли от других планет. | На какой вопрос мы не смогли ответить в начале урока? Почему на планете Земля есть жизнь? Скажите, на какой планете из планет Солнечной системы может существовать жизнь? Почему? Как мы нашли ответ на этот вопрос? | П.:объяснять главное отличие Земли от других планет Р.:сравнивать полученные результаты с ожидаемыми |
5.Закрепление нового материала | Задаёт вопросы на усвоение и закрепление новых знаний. | Отвечают на вопросы учителя о Солнечной системе и планетах земной группы, закрепляя пройденный материал | На слайде планеты Солнечной системы и вопросы: Что такое Солнечная система? На какие две группы делят планеты Солнечной системы? Назовите планеты земной группы. Какая планета земной группы расположена ближе всех к Солнцу, а какая дальше? Какая планета земной группы самая маленькая, а какая самая большая? В чём заключается главное отличие земли от других планет? Какие планеты солнечной системы имеют спутники? | П.:называть планеты земной группы и планеты-гиганты,объяснять главное отличие Земли от других планет П.:ориентироваться в своей системе знаний |
6.Контроль | Учитель организует работу учащихся на выполнение теста по пройденному материалу. Организует у учащихся взаимопроверку теста. | Выполняют работу по выполнению теста «Солнечная система» Обмениваются работами для взаимопроверки. Правильные ответы с критериями оценки на слайде. | Тест «Солнечная система» 1.Сколько планет входит в Солнечную систему? 1) 4 2) 6 3) 8 4) 10 2.Сколько спутников имеет Марс? 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 3.Какая планета расположена ближе всего к Солнцу? 1) Меркурий 2)Венера 3)Земля 4)Марс 4.Планета солнечной системы, на которой есть жизнь. 1)Венера 2)Земля 3)Марс 4)Меркурий 5.На какой планете средняя температура -700? 1) Меркурий 2)Венера 3)Земля 4)Марс 6.У какой планеты поверхность занимают в основном холмистые равнины? 1)Венера 2)Земля 3)Марс 4)Меркурий | Р.:сравнивать полученные результаты с ожидаемым,оценивать свою работу и работу одноклассников К.:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,общаться и взаимодействовать друг с другом |
7.Рефлексия | Учитель задаёт вопросы | Учащиеся отвечают на вопросы | Что нового вы узнали на уроке? Что показалось сложным? Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? Кто оценивает свою работу на уроке на отлично - поднимают красные жетоны, на хорошо - зелёные. Кто считает, что сегодня, мог бы поработать лучше, показывают синие жетоны. | Л: мотивация к познавательной деятельности Р.:оценивать свою работу и работу одноклассников |
8.Итоги урока | Комментирует оценки за урок, даёт домашнее задание. | Учащиеся записывают в дневник домашнее задание. | Выполнить задание на стр. 26-27 рабочей тетради. |
|