Рабочая программа элективного курса "Народоведение"
элективный курс по географии (9 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса "Народоведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodovedenie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса __ «Народоведение»__
9 класс
на 2012-2013 учебный год
Ф.И.О. учителя: Белова А.А.
квалификационная категория: высшая
Пояснительная записка
При составлении программы был учтен опыт ряда государственных программ для университетов и пединститутов.
В ходе реализации данной программы у учащихся должен быть сформирован комплекс знаний, умений и навыков, среди которых, прежде всего, важны: знания о структуре языковых семей и групп в истории и современности, о территориальном размещении народов и их перемещениях. Ученик должен уметь определять родственные связи между народами в истории цивилизаций и работать с картой народов мира в истории и современности.
Цели курса:
- Создание условий для формирования духовных ценностей, понимания этнического своеобразия и толерантного мировоззрения у учащихся.
- Сформировать у учащихся знания о народах мира через учебную литературу, произведения предметно- прикладного искусства, фольклора, видеофильмы.
Программа составлена по учебнику «Народоведение» под редакцией В.В. Пименова, курс рассчитан на 17 часов.
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
- Введение в народоведение
Предмет и задачи курса. Понятия «этнос» и «этнические общности». Источники в народоведении. Методы исследования. История науки.
Этнический состав народов мира и принципы его классификации.
Географическая классификация народов по крупным регионам.
Лингвистическая классификация народов мира по языковым семьям. Изолированные языки.
Антропологическая классификация народов мира.
Классификация по хозяйственно-культурным типам и историко-этнографическим областям.
Понятия «хозяйственно-культурный тип» и «историко-этнографическая область».
Классификация народов мира по уровню социально-экономического развития и типам этнических общностей.
Раздел I: НАРОДЫ АВСТРАЛИИ И ОКЕАНИИ (1 час)
- Австралия : аборигены и англоавстралийцы. Островной мир Меланезии и Полинезии
Основные этапы этноистории Австралии и Океании. Проблемы этногенеза и освоения человеком территории Австралии и Океании. Заселение Австралии. Расселение коренного населения Австралии в доколониальную эпоху и их судьба в колониальное время.
Языковая и антропологическая принадлежность народов. Хозяйственно-культурные типы и историко-этнографические области.
Хозяйство и материальная культура различных групп коренного населения. Образ жизни и годовой хозяйственный цикл. Орудия производства и оружие. Поселения и жилища, костюм, предметы быта.
Семейно-брачные отношения.
Социальная структура.
Духовная культура австралийцев. Религиозные представления и обряды. Устное народное творчество, музыка, изобразительное искусство.
Колонизация и возникновение новых групп населения. Современные этнокультурные процессы.
Раздел 2 « НАРОДЫ АФРИКИ» (1 час)
- Народы Африки
Африка – колыбель современной цивилизации. Антропологический состав. Языковые семьи и группы. Историко-этнографические области. Древние центры возникновения цивилизаций. Средневековая культура народов Африки. Распространение ислама. Европейская колонизация и разрушение традиционных государств и культур. Специфика протекания современных этнических процессов в Африке. Складывание новых этнических общностей. Борьба с племенной ограниченностью. Сглаживание племенных различий. Развитие культуры.
Раздел 4 «НАРОДЫ АЗИИ» (3 часа)
- Народы Передней Азии
Этнический состав народов Зарубежной Азии. Антропологический состав. Языки. Историко-этнографические области. Палеоантропологические находки, древние центры возникновения производящего хозяйства и складывания цивилизаций. Особенности протекания этнических процессов.
Этногенез и этнический состав на разных этапах истории. Материальная культура. Ремесло. Духовная культура. Роль ислама. Современные этнические и культурные процессы. Экскурсия в Музей еврейского наследия
- Народы Центральной и Восточной Азии
Историко-этнографические области и хозяйственно-культурные типы. Плужное и мотыжное земледелие. Кочевое и полукочевое скотоводство. Тропическое земледелие и присваивающие отрасли хозяйства. Рыболовство в прибрежных областях.
Народы Китая. Проблема этногенеза. Антропологические группы. Китайские языки. Специфика хозяйства, материальной и духовной культуры.
Народы Монголии. Материальная и духовная культура. Преобразования культуры и быта в XX веке. Экскурсия в музей народов Востока.
Раздел 5 « НАРОДЫ АМЕРИКИ» (2 часа)
- Единая и многоликая Северная Америка
Заселение Америки человеком. Гипотезы о путях миграций. Антропологические типы. Языковые семьи коренного населения. Великие географические открытия, европейская колонизация и ее этнокультурные последствия.
Народы Северной Америки. Расселение этнических групп и хозяйственно-культурные типы. Виды хозяйства и материальной культуры у разных групп населения. Общественный строй и духовная культура. Формирование современного этнического состава населения Америки. Индейские народы и народы европейского происхождения в Северной Америке. Проблема «американской нации». Формирование населения Канады.
- Латинская Америка и Карибский бассейн : этносы, общества, государства.
Народы Центральной и Южной Америки
Формирование этнического состава Центральной и Южной Америки. Роль индейских, африканских и европейских элементов.
Этнические и хозяйственно-культурные типы. Социальная структура. Семейно-брачные отношения. Община. Локальные группы. Роль предводителей. Раннеклассовые общества Центральной и Южной Америки. Духовная культура. Религии первобытного и классовых обществ. Фольклор. Народное искусство.
Раздел 6 « НАРОДЫ ЕВРОПЫ» (2 часа)
- Народы Европы
Историко-этнографические области. Этнический состав и языковые семьи. Проблема этногенеза и этнической истории. Индоевропейская проблема. «Великое переселение народов». Древние цивилизации. Средневековые миграции и формирование современных этнических групп.
Зарубежная Европа. Германские народы. Романские народы. Кельты. Баски. Греки. Албанцы. Финны, венгры и эстонцы. Балтийские народы.
Традиционные виды хозяйства в различных областях Европы. Материальная культура. Семья и семейные отношения. Социальные отношения. Роль средневековой общины. Духовная культура. Народные дохристианские верования. Христианство на Западе и Востоке Европы.
- Народы Европы.
Западные и южные славяне. Югославская проблема. Современные этнические процессы в Зарубежной Европе.
Раздел 7 «НАРОДЫ РОССИИ» (8 часов)
- Русский народ
Восточные славяне. Численность и расселение восточных славян. Диалектологические особенности. Антропологические группы. Этногенез и этническая история восточнославянских народов. Формирование древнерусской народности. Происхождение и близость культур этнографических групп у русских, украинцев, белорусов.
Сельская община и патриархальные семейные отношения. Обряды и обычаи. Народные праздники. Фольклор и изобразительное искусство. Роль дохристианских верований. Влияние христианских представлений.
Экскурсия в музей древнерусской культуры и искусства им. А.Рублёва
- Москва и москвичи
Динамика и структура населения, современные этносоциальные процессы.
Экскурсия в музей археологии Москвы
- От Волги до Урала
Неславянские народы Европейской части России
Нации и народности. Языковая и антропологическая классификация. Историко-этнографические области. Народы Поволжья,Южного Приуралья. Хозяйственно-культурные типы.
- Север Европейской части России: народы, культуры.
Нации и народности. Языковая и антропологическая классификация. Историко-этнографические области. Народы Северо-Запада и Севера Европейской части.
Хозяйственно-культурные типы.
Экскурсия в Музей этнографического костюма на куклах.
- Северный Кавказ: народы гор и предгорий
Лингвистический и антропологический состав населения Кавказа. Проблема этногенеза. Хозяйственные типы. Общие черты и региональные особенности в хозяйстве, материальной и духовной культуре народов Кавказа. Родовые и общинные отношения. Пережитки древних верований. Ислам. Христианство. Народное творчество.
- От Урала до Камчатки
Народы Сибири Дальнего Востока. Этнический состав населения. Языки и антропологические группы коренного населения. Проблема этногенеза и этнической истории. Проблема «палеоазиатов» и «циркумполярной» культуры.
Историко-этнографические области и хозяйственно-культурные типы. Скотоводы и земледельцы Южной Сибири и бассейна Лены, оседлые охотники, рыболовы и охотники-оленеводы тайги и тундры. Арктические охотники на морского зверя. Материальная и духовная культура. Особенности семейных и социальных отношений. Проблема колонизации Сибири.
Раздел 8 « НАРОДЫ СТРАН СНГ»
- Народы Украины, Белоруссии и Молдавии
Численность и расселение. Антропологические группы. Этногенез и этническая история восточнославянских народов. Происхождение и близость культур этнографических групп у русских, украинцев, белорусов.
Историко-этнографические области и специфика развития хозяйства материальной и духовной культуры. Особенности поселений и жилищ, костюма, транспортных средств, пищи, орудий труда и утвари Обряды и обычаи. Народные праздники. Фольклор и изобразительное искусство. Роль дохристианских верований. Влияние христианских представлений.
- Народы Закавказья. Народы Средней Азии.
Динамика и структура населения, современные этносоциальные процессы.
Численность и расселение. Историко-этнографические области и специфика развития хозяйства материальной и духовной культуры, современные этносоциальные процессы.
Дополнительно:
- Экскурсия « Мировые религии в Москве»
- Итоговый семинар « Толерантность и культура мира в 21 веке»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Правовые основы предпринимательства" 10 класс
Настоящая программа предназначена для организации обучения по элективному курсу «Правовые основы предпринимательства», учащихся 10 - 11 х классов. Рабочая п...
рабочая программа элективного курса по математике 10 класс
рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс
Рабочие программы элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация" по русскому языку для 10-11 классов и предметных кружков, прошедших рецензирование на кафед...
Авторская рабочая программа элективного курса по физике "Избранные вопросы по физике" + реценция на программу.
Тип курса – предметно-ориентированный, количество часов 68 (34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе). Данный курс формирует у учащихся систему знаний для решения основных типов расчетных задач...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по английскому языку для среднего общего образования (базовый уровень) «ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА» Срок освоения программы 2 года (с 10 по 11 класс)
Элективный курс «Технологии изучения английского языка» с входящими в него модулями выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь подготовиться к сд...