Методическая разработка открытого урока по теме "Япония"
методическая разработка по истории
Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины ОГСЭ.02. «История» и ориентирован на студентов II курса СПО.
Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы углубления восприятия и осмысления большого объёма учебной информации и позволяет студентам исследовать междисциплинарную научную проблему возникновения «японского экономического чуда».
Разработка урока может быть полезна преподавателям образовательных учреждений СПО, т.к. даёт возможность эффективно применить к решению задач урока технологии личностно-ориентированного, проблемного обучения и вовлечения студентов в процесс художественного творчества (стихосложения)
Тема урока «Япония» заставляет студентов задуматься о значимости фактора национальной психологии и культуры, о его влиянии на способы и эффективность принятия народом исторических вызовов.
Актуальность данной разработки в том, что современное общество, утрачивая нравственные принципы взаимодействия с миром, остро нуждается в воспитании патриотов, интернационалистов, творчески мыслящих граждан, бережно относящихся к историческому наследию и осознающих его влияние на перспективы отдельного человека и общества в целом.
Данный урок мотивирует студентов на поиск исторических аналогий, заставляет задуматься о негативных и позитивных последствиях экономических, политических, социальных преобразований, происходящих в нашей стране.
Одна из перспективных целей данного урока состоит в совершенствовании ценностно-смысловой компетенции студентов. Удачное применение данной разработки позволяет каждому студенту задуматься о значимости своего места и миссии, косвенно влияет на возможность его самоопределения.
Реализации данной разработки предшествует индивидуальная работа со студентами, готовящими дополнительные сообщения к уроку. Повышенный интерес к теме имеет продолжение в творческой деятельности по написанию танка и хокку.
Мультимедийная презентация и викторина созданы в формате PPT. Microsoft Office Power Point 97-2003. Размер презентации 17,4 Mb. Потому для их воспроизведения достаточно мультимедийного компьютера с пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) и мультимедийного проектора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yaponiya.docx | 47.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым
«Симферопольский колледж радиоэлектроники»
Методическая разработка урока
ЯПОНИЯ
Подготовила:
преподаватель высшей категории
Опацкая Алла Ивановна
Симферополь
2018
Аннотация.
Данный урок реализуется в рамках учебной дисциплины ОГСЭ.02. «История» и ориентирован на студентов II курса СПО.
Предлагаемая методическая разработка урока является попыткой подхода к решению проблемы углубления восприятия и осмысления большого объёма учебной информации и позволяет студентам исследовать междисциплинарную научную проблему возникновения «японского экономического чуда».
Разработка урока может быть полезна преподавателям образовательных учреждений СПО, т.к. даёт возможность эффективно применить к решению задач урока технологии личностно-ориентированного, проблемного обучения и вовлечения студентов в процесс художественного творчества (стихосложения)
Введение.
Тема урока «Япония» заставляет студентов задуматься о значимости фактора национальной психологии и культуры, о его влиянии на способы и эффективность принятия народом исторических вызовов.
Актуальность данной разработки в том, что современное общество, утрачивая нравственные принципы взаимодействия с миром, остро нуждается в воспитании патриотов, интернационалистов, творчески мыслящих граждан, бережно относящихся к историческому наследию и осознающих его влияние на перспективы отдельного человека и общества в целом.
Данный урок мотивирует студентов на поиск исторических аналогий, заставляет задуматься о негативных и позитивных последствиях экономических, политических, социальных преобразований, происходящих в нашей стране.
Одна из перспективных целей данного урока состоит в совершенствовании ценностно-смысловой компетенции студентов. Удачное применение данной разработки позволяет каждому студенту задуматься о значимости своего места и миссии, косвенно влияет на возможность его самоопределения.
Реализации данной разработки предшествует индивидуальная работа со студентами, готовящими дополнительные сообщения к уроку. Повышенный интерес к теме имеет продолжение в творческой деятельности по написанию танка и хокку.
Мультимедийная презентация и викторина созданы в формате PPT. Microsoft Office Power Point 97-2003. Размер презентации 17,4 Mb. Потому для их воспроизведения достаточно мультимедийного компьютера с пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) и мультимедийного проектора.
Урок № 23-24 учебной дисциплины ОГСЭ.02. История. Тема: ЯПОНИЯ (2 ч.)
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели:
- Организовать продолжение исследования студентами сущности наиболее существенных социальных изменений II половины ХХ - начала ХХI века на примере особенностей развития Японии в послевоенный период.
- Совершенствовать ценностно-смысловую компетенцию студентов в процессе анализа причин «японского экономического чуда» и его социальных последствий.
- Усилить воспитательный эффект материала темы путём вовлечения студентов в процесс художественного творчества и формирования навыка стихосложения «по-японски»
Ожидаемые результаты освоения темы.
Предметные:
- Студенты продолжат формирование умения применять исторические знания на практике (овладеют первичными навыками японского стихосложения и убедятся в позитивном влиянии художественного творчества на социальную жизнь)
- Студенты усовершенствуют навык привлечения различных источников к осуществлению исторической реконструкции и проекции.
Метапредметные:
Студенты усовершенствуют умение самостоятельно и с помощью преподавателя осуществлять, контролировать и корректировать творческую деятельность.
Личностные:
- Продолжится формирование мировоззрения, основанного на диалоге культур и осознании собственного места в поликультурном мире.
- Будет осуществляться саморазвитие и самовоспитание студентов в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к самостоятельной творческой деятельности.
Методы обучения, применяемые на различных этапах урока:
- Наглядно-индуктивный (частично-поисковый)
- Наглядно-дедуктивный
- Словесно-индуктивный
- Метод самооценки (викторина и рефлексия)
Материально-техническое и дидактическое обеспечение:
- Мультимедийная презентация и оборудование для её демонстрации
- Японские гравюры ХVIII – ХIХ веков (6 репродукций) с образцами выполненных студентами прошлых лет хайку и танка.
- Гравюры современного крымского художника Рамиза Нетовкина (9 репродукций)
- Гравюры советского художника Стасиса Красаускаса из серии «Вечно живые»
- Тестовые задания и вопросы викторины.
ОПИСАНИЕ ХОДА УРОКА
1. Организационный момент. Задать тон урока. Создать моральный настрой.
ГОДЗАЙМАС, уважаемые коллеги. Я приветствую Вас и желаю добра.
КОННИЧИВА, уважаемые студенты. Пусть удачным будет ваш день.
Вам уже несложно предположить главную тему нашего сегодняшнего общения.
Даже если я не поклонница мАнга-комиксов, а вы ещё слишком молоды, чтобы предпочитать хай-тэку уютную прелесть состарившихся вещей, всё равно здесь, юные и взрослые, мы находим общий язык. Точно так же, ко всеобщему благу, сочетают в настоящем традиции старины и озарения грядущего жители страны Восходящего Солнца. Назовите её и вы узнаете тему урока.
Учитель записывает тему на доске, а студенты в конспектах
2. Мотивация учебной деятельности.
Нас окружают японские гравюры ХVIII – ХIХ веков. Когда-то со студентами прошлых лет мы писали танка и хайку, вдохновенные этими пейзажами. Я распечатала образцы студенческого творчества.
Светлана Хорьякова сейчас, в 2018г., учит постигать мир третьеклассников Климовской школы, где обучается всего 105 человек. Саша Козловская перед уходом в декретный отпуск была завучем 18-й школы Симферополя. Кирилл Хонич преподаёт психологию будущим педагогам. Никто из них не несёт миру НЕНАВИСТЬ и боль. Как и в годы студенчества, эти ребята ориентированы на взаимопонимание, познание и отдачу. Они творцы, а не разрушители мира.
Сегодня и мы с вами займёмся творчеством и хоть чуточку приумножим количество красоты в мире, где там много безразличия, бездушия и зла.
Включить проектор Слайд 1 «Заставка»
Ведь не случайно ещё древние греки утверждали «Когда говорят Музы, перестаёт греметь оружие» (слайд 2)
Задание студентам: Прокомментируйте эту поговорку
3. Изучение нового материала. Первичное восприятие нового.
Разговор о Японии, которая единственная в мире пережила атомную бомбардировку, которая впервые за 3-х тысячелетнюю историю своей цивилизации в 1945г. была оккупирована чужеземными войсками, но уже через 20 лет уже имела 3-ю в мире экономку, может подвигнуть нас к пониманию простых исторических и житейских истин. Например, таких:
На что следует опереться в сложнейшей ситуации, чтобы выстоять и не оскотиниться, не расчеловечиться, не опуститься до безнадёжности, порождающей слепое насилие?
Что из ядерного апокалипсиса может стать I шагом к «японскому экономическому чуду»? Японский ответ – культура.
Задание студентам: Сформулируйте понятие «Культура»
Форма работы: мозговой штурм
[вариант ответа – Это творческая (материальная и духовная) деятельность, на-правленная на преобразование мира по законам Добра и Красоты] (Слайд 3)
Духовная культура существует в форме искусства, науки, права, религии, языка, национальной психологии, обрядов и традиций.
Задание студентам: В одной из прикладных психологических дисциплин – соционике – интегральным психотипом Японии является Сенсорно-Логический Интраверт (Дизайнер) Можете ли вы несколькими чертами описать типичного японца?
[вариант ответа – Это скромный трудоголик с высокоразвитой ответственностью и чувством собственного достоинства, эстет] (слайд 4)
Форма работы: эвристическая беседа
Какие культурные традиции воспитали большинство японцев таковыми?
- Что вам известно о японской национальной религии синто?
- Что вам известно о традиционных японских искусствах? (слайд 5)
- О кодексе чести японских рыцарей - самураев? (слайд 6)
- Об особенностях семейного (дошкольного) воспитания детей в Японии?
По численности населения Япония входит в первую десятку мира - 127 млн. человек. И при этом Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем смертности среди детей (4 человек на одну тысячу жителей) и очень высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины – 76 лет, женщины – 82 года) (слайд 7)
Задумайтесь над вопросом: «Почему японская нация – самая здоровая нация в мире?» /При этом– Только в Японии причиной смерти официально признают кароши «от переутомления на рабочем месте»/
Форма работы: мозговой штурм.
вариант ответа:
- Национальная кухня, основанная на потреблении морепродуктов, рыбы, овощей
- Бережное отношение к жизни, сформированное синтоизмом, конфуцианством и дзэн-буддизмом.
- Поскольку в синтоизме природа – божественна, то экологически вредные производства выведены за границу. Гигиена и чистота возведены в культ, т.к. грязь угодна лишь демонам.
- Конфуцианство учит быть почтительным в отношении всех старших (при этом пользоваться защитой их авторитета), а также с детства практиковать защиту всех младших и слабых.
- Дзен воспитывает сдержанность эмоций, вдумчивость и созерцательность. На 70% продолжительность жизни зависит от образа жизни.
В нашей стране, в отличие от современной Японии, происходит депопуляция. Какие выводы вы – будущие отцы семейств можете сделать? Над чем следует задуматься каждому из нас уже сейчас?
Форма работы: Работа с презентацией. Составление конспекта.
Теперь представим с помощью презентации влияние ИСТОРИИ + ПОЛИТИКИ и ГЕОГРАФИИ+ЭКОНОМИКИ на «Японское экономическое чудо»
Задание студентам: Сформулируйте понятие «Японское экономическое чудо»
[вариант ответа: Это экономический рывок, позволивший разорённой, капитулировавшей во Второй мировой войне стране, иметь самые высокие в мире темпы прироста хозяйственных результатов (не ниже 10% в год) на протяжении 1955-1973 годов] (слайд 8)
Форма работы: «мозговой штурм» (слайд 9)
Предположите, какое благоприятное и неблагоприятное влияние на развитие экономики Японии во 2-й пол. ХХ века оказывало её географическое положение?
[вариант ответа: Благоприятные факторы:
Относительная близость к ёмким рынкам Китая, России, США (но в условиях «Холодной войны» рынки социалистических стран не доступны)
Неблагоприятные факторы:
Изолированность (островная страна) создавала проблему особой дороговизны транс-портировки сырья и топлива не по суше в условиях послевоенного кризиса ]
Как ответила КУЛЬТУРНАЯ Япония на этот вызов истории?
ИЛИ уделить первоочередное внимание в процессе послевоенного восстановления судостроению и транспортной авиации (т.е. чёрной металлургии, машиностроению)
ИЛИ создать наукоёмкий информационный продукт, который (!!!) не надо транс-портировать по морю и воздуху, но можно продавать в цифровом виде.
Что это может быть? [радиоэлектроника: микросхема, право на использование идеи]
Форма работы: анализ данных
Задание: Проанализируйте содержание таблиц и сделайте вывод.
Таблица №1«Зависимость Японии от импорта сырья» (%) (слайд 10)
Железная руда | 99 | Цинк | 85,3 | Марганец | 100 |
Свинец | 94,1 | Медь | 99,9 | Никель | 100 |
Бокситы | 99 | Вольфрам | 100 | Кобальт | 100 |
Олово | 100 | Фосфаты | 100 | Хромиты | 100 |
Таблица №2 «Экспорт и импорт Японии» (слайд 11)
Экспорт Японии | Импорт Японии |
Топливо- 49 % Руда и прочее сырьё - 19 % Сырьё для текстильной промышленности - 3 % Продовольственные товары- 12 % | Продукция чёрной металлургии 12 % Машины и оборудование 47,5 % Автомобили 14,5 % Текстильные изделия 19 % Прочая продукция обрабатывающей промышленности 22 % |
[вариант ответа: ВЫВОД: Если собственного сырья и топлива в Японии нет, а ввозить его очень дорого, то => для рентабельности производства нужно поднять стоимость своих товаров, максимально обогатив чужое сырьё своим культурным потенциалом. Ввозим металлические болванки из страны Х за 10 иен, но продаём в страну Х наилуч-шие машины, изготовленные из этих болванок за 10 тыс. иен.
Япония имеет экспортно-ориентированную экономику, ввозя топливо и сырьё, вывозя наукоёмкую готовую продукцию]
Форма работы: Фиксация данных
«Основные экономические показатели Японии» (слайд 12)
ВВП в 2018г. – 5 трлн. 167 млрд долларов
Для сравнения – в КНР в 2018г. – 14 триллионов 093 млрд. долларов;
в США – 19 трлн.362 млрд. долларов;
в РФ – 3 трлн. 786 млрд. долларов
Уровень инфляции – 1,2% в год.
Уровень безработицы – 4,9% населения.
Индекс развития человеческого потенциала – 0, 953 (восьмое место в мире) Япония - единственная страна, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность более 5% ВВП в год.
Задание: Приведите примеры выдающихся технических новинок современной Японии (слайд 13)
Рассмотрим ещё 1 аспект «чуда» послевоенного прорыва разгромленной Японии в число мировых лидеров. Её послевоенную политику.
Вызнаете, что Япония была милитаристским государством до 1945г. Её тогдашняя идеология расизма, национализма, диктата и разжигания ненависти свою нежизнеспособность подтвердила войной.
После безоговорочной капитуляции 02.09.45. (до 1951 г., когда в Сан-Франциско 52 государства подписали мирный договор с Японией и возвратили суверенитет её народу) власть в стране по решению Потсдамской конференции победителей осуществляли оккупационные войска США.
Японский император Хирохито (микадо с 1921 по 1989г., внук императора Мэйдзи Мацухито), обратившись к нации, отрёкся от своего «божественного достоинства». Признал, что не является потомком богини Аматерасу. (слайд 14)
Главнокомандующему оккупационными войсками генералу Дугласу Макартуру был подчинён весь японский правительственный аппарат. Все яп-е военнослужащие были демобилизованы. Военные преступники преданы Международному (Токийскому) трибуналу. Американская администрация успешно осуществила денацификацию и демократизацию японского общества. (слайд 15 – Синдзо Абэ)
В новой японской Конституции 1947 г. появилась знаменитая статья 9. (Слайд 16 )
«Статья 9. Отказ от войны.
Искренне стремясь к основанному на справедливости и порядке международному миру, японский народ навсегда отказывается от войны как выражения права нации и от применения силы, как средства урегулирования международных споров.
Для осуществления этой цели в Японии никогда не будут содержаться сухопутные, морские и воздушные войска, а также другие военные силы»
Договор о безопасности между США и Японией (сентябрь 1951 г.) предусматривал в статье 1 «Япония предоставляет и Соединённые Штаты Америки принимают право размещать наземные, воздушные и морские силы в Японии и вблизи неё. Такие силы могут быть использованы для поддержания международного мира и безопасности на Дальнем Востоке и обеспечения безопасности Японии от вооружённого нападения извне» (слайд 17)
Задумайтесь над вопросом: «Как связаны эти статьи с японским экономическим чудом?
В 1946 г. американская оккупационная администрация распустила японские моно-полистические объединения дзайбацу. До сегодняшнего дня 80% средств производства в Японии принадлежит мелкому и среднему бизнесу. А государство с 1952 г. по Закону о содействии рационализации предприятий оказывает поддержку лишь тем, кто осуществляет модернизацию производства (гос.заказы, льготное налогообложение, инфраструктура, обучение персонала)
Задумайтесь над вопросом: «Что позволяет японским бизнесменам получать прибыль в условиях высочайшей конкуренции?»
[вариант ответа:
- Умение опережать хоть на шаг НТП
- Феноменальная работоспособность / Приводится пример]
Это обязательные составляющие японского экономического чуда. (Слайд 18)
Экономическая модель:
- Национальные черты характера
- Развитие малого и среднего бизнеса
- Государственное регулирование экономики
- Наукоёмкие технологии
- Экспортно-ориентированная экономика
- Импорт лицензий и патентов.
5. Осмысление новых знаний и умений
Форма работы: Анализ данных
Даже если с завтрашнего дня с Крыма снимут санкции, если РФ и РК примут законы, обеспечивающие эффективность малого бизнеса, то для выдающихся экономических и социальных результатов нам потребуется воспитание в себе японских характеров и японских взаимоотношений.
Задание: Сформулируйте главную причину японского экономического чуда?
Ответ: (на Слайде 19 )
«Главная причина японского экономического чуда – японский народ, традиционные идеалы и устремления которого были историческими обстоятельствами и умелой политикой начала 1950-х годов направлены в русло эффективного экономического созидания»
6. Систематизация и обобщение новых знаний и умений на творческом уровне.
Преподаватель: Чтобы сегодняшний урок по Японии продолжал оказывать воспитательное воздействие, давайте попытаемся открыть в себе и поупражнять в себе некоторые из качеств, свойственных японцам. Например, будем писать стихи «по-японски». Это не сложно, интересно и полезно. Потому, что:
- В творчестве человек избавляется от страдания
- В творчестве человек находит себя и становится сильнее, понятнее, притягательнее для других
- Творчество делает мир добрее. Ведь не случайно тысячи лет назад было сказано «Когда начинают говорить Музы, перестаёт греметь оружие»
Проблема: Чем японское стихосложение отличается от иной поэзии?
Форма работы: Мозговой штурм
Японские стихи лаконичны. Лишены рифмы. Уточняют и развивают мысль, ставшую Первым откликом на сильное впечатление.
Главные впечатления японцы всегда получали:
- Из сложного бытия природы своих островов.
Природа Японии ПРЕКРАСНО-РАЗРУШИТЕЛЬНА.
- Из гордости за свою историю.
История Японии УЯЗВИМО-СОЗИДАТЕЛЬНА.
Любой человек способен отождествить свой противоречивый внутренний мир, своё «Я» с борьбой Добра и Зла в природе и обществе.
Если вы начинающий поэт, то хорошим побудителем вашей личной мысли может стать талантливо написанный пейзаж и слова-опоры.
Я предлагаю вам понять: чего вы бессознательно хотите, что переживаете и чем являетесь через впечатления о нашей отечественной истории крымского графика Рамиза Нетовкина и советского графика Стасиса Красаукаса. То, что напишете вы по существу своему будет подобно японской поэзии.
Слова-опоры указаны на доске:
История (Память) Надежда
Культура (Творчество) Безразличие
Вечность Насилие
Душа Смерть
Мир (Добро) Познание (Истина)
Форма работы: Написание стихотворений (раздать листы бумаги)
7. Подведение итогов урока.
Теперь все в группе немного японцы. Как утверждал наш гениальный земляк Максимилиан Волошин: «… И помни
Опыт всех веков и рас
Живёт в тебе, во мне
Всегда, сейчас »
Осуществляется рефлексия (Чему научились? Что умеем? Как можно использовать полученные результаты? )
Викторина (Раздать печатные вопросы викторины (14)
Критерии оценки:
Меньше 6 верных ответов – оценка «2»
6-8 ответов – «3»
9-11 ответов – «4»
12- 14 ответов – «5»)
После окончания работы с помощью презентации демонстрируются верные ответы и выявляются победители викторины. (Слайды 20-33)
Формы работы: обмен мнениями. Оценивание работы группы и отдельных студентов.
8. Инструктаж домашнего задания.
- Стр. 194 § 33 учебника В.В.Артёмова Ю.Н.Лубченков История (для всех специальностей СПО) М. Издательский центр «Академия», 2015 - терминология темы.
- Самостоятельная работа № 6. «Российско-японские отношения. Проблема Курильских островов»
Требования к работе:
студент должен подготовить ответ, обработав информацию по следующим вопросам:
- Указать причины возникновения проблемы принадлежности островов Курильской гряды, аргументацию сторон
- Указать факты сотрудничества и противоречий между государствами на современном этапе
Требования к ответам:
- Содержательность - полное, правильное и конкретное освещение вопроса, проблемы.
- Логичность - последовательность изложения, аргументация теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.
- Концептуальность изложения - рассмотрение различных точек зрения, выражение своей точки зрения.
- Правильность изложения, владение исторической терминологией
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».
ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...
Методическая разработка Открытый урок (план –конспект) Лукьянчиковой И .А, Преподавателя по классу скрипки МОУДОД «ДШИ» г. Аркадак, с учащейся Шапкиной Дарьей -5лет предмет по выбору (скрипка), (презентация к уроку).
Открытый урок (план –конспект) Лукьянчиковой И .А, Преподавателя по классу скрипки МОУДОД «ДШИ» ...
Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"
Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения: литературная викторина –презентацияЦели:1. По...
Методическая разработка открытого урока по сольфеджио для учащихся 3 класса " Творческий подход к закреплению материала на уроке сольфеджио"
Разработка открытого урока по сольфеджио...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....