Методическая разработка урока в 7 классе "Литосфера Земли"
методическая разработка по географии (7 класс) на тему

Тутубалина Елена Николаевна

Данная разработка метаурока дл 7 класса преследует следующие цели:

Образовательные: об-ся узнают гипотезы о движении земной коры и её строении; научатся анализировать карту строения земной коры; смогут называть отличия материковой коры от океанической и показывать крупные литосферные плиты, научатся объяснять существенные признаки понятия «плита»; смогут прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.

Развивающие: получение дальнейшего развития общеучебных умений, логического мышления, внимания, памяти.

Воспитывающие: способствовать развитию географической культуры, трудолюбия, ответственности, интереса к объектам и явлениям географии.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят ученики в ходе урока:

- закрепление и актуализация знаний о движении литосферных плит; об учёных, создавших гипотезы движения земной коры;

- закрепление и актуализация знаний, развитие навыков в решении географических задач.

Тип урока: метаурок изучения нового материала.

Форма урока: комбинированный, урок-исследование.

Формы и методы познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная, парная, групповая работа; проблемный, проблемно-поисковый и исследовательский методы, ИКТ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Солнечная система Мы живём на планете Земля! Площадь поверхности Земли-510 млн. км 2 Население Земли-7млрд.человек. УРОК в 7 классе на тему “ЛИТОСФЕРА ЗЕМЛИ”

Слайд 2

Цель урока: изучение литосферы Земли. Задачи урока: узнать о гипотезах движения земной коры и её строении; научиться анализировать карту строения земной коры; уметь называть отличия материковой коры от океанической и показывать крупные литосферные плиты, научиться объяснять существенные признаки понятия «плита»; научиться прогнозировать изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит.

Слайд 3

Внутреннее строение Земли

Слайд 4

Земная кора Название: слои: Название: слои:

Слайд 5

Земная кора материковая 1 слой-осадочный (20-25 км) 2 слой-гранитный 3 слой-базальтовый В горных районах – 60-75 км На равнинах – 30-40 км Общая мощность – 50-100 км 1 слой-осадочный (1 м) 2 слой-базальтовый Общая мощность – 5-7 км океаническая

Слайд 7

Гипотеза дрейфа материков Альфред Вегенер, немецкий геолог, (1880 - 1930) Идея движения материков впервые была высказана ещё в эпоху открытия Америки, когда было обнаружено большое сходство в очертаниях Африки и Южной Америки. Однако самая поэтичная гипотеза происхождения материков и океанов связана с именем немецкого ученого А. Вегенера. Он первый громко заявил о движении материков и в начале ХХ века опублтковал свой труд об их дрейфе. В своей книге “Происхождение материков и океанов” немецкий геофизик А. Вегенер писал: “В 1910 году мне впервые пришла в голову мысль о перемещении материков … , когда, изучая карту мира, я поразился сходством очертаний берегов по обе стороны Атлантического океана”. А. Вегенер исследовал данные по геологии, палеонтологии Африки и Южной Америки, и, как он писал дальше, “изучив эти данные, я убедился в принципиальной правильности своей идеи”.

Слайд 8

К концу ХХ века наука обогатилась новыми данными о процессах, происходящих в недрах планеты, была создана теория строения земной коры, основанная на представлении о литосферных плитах . ВНИМАНИЕ ! Все географические объекты, о которых идет речь, находите и показывайте на карте “Строение земной коры”!!! Теория литосферных плит

Слайд 9

Согласно теории т аких громадных литосферных плит - 7 : I Тихоокеанская; II Северо-Американская; III Южно-Американская; IV Африканская (Африкано-Аравийская); V Евразиатская; VI Индо-Австралийская; VII Антарктическая . Литосферными плитами называются огромные по размерам блоки литосферы (то есть земной коры и верхней части мантии), отделенные друг от друга разломами, разрывами (швами) по осевым линиям сейсмических поясов Земли.

Слайд 10

Границы между литосферными плитами проходят по срединно-океаническим хребтам - гигантским вздутиям на теле планеты; или по глубоководным желобам - ущельям на океаническом дне. Есть такие трещины и на суше. Они проходят по горным поясам вроде Альпийско-Гималайского, Уральского … Эти горные пояса похожи на “швы на месте залеченных старых ран на теле планеты”. На суше есть и “свежие раны” - знаменитые Восточно-Африканские разломы. горы Гималаи

Слайд 12

Если литосферные плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - континентальную (материковую) земную кору, сближаются, то покрытая морем плита изгибается, как бы ныряет под континент. При этом возникают глубоководные желоба, островные дуги, горные хребты. Например, при столкновении Евразиатской (участок к.з.к.) и Тихоокеанской (о.з.к.) литосферных плит на границе столкновения образуются глубоководные желоба: Курило-Камчатский, Марианский, Филиппинский, и островные дуги: Курильские острова, Японские о-ва, Филиппинские о-ва. (сопоставьте карту “Строение земной коры” и“Физическую карту мира”)

Слайд 13

Сейсмические пояса Земли Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами (отгреч. seismos - “землетрясение”). Это самые беспокойные подвижные области планеты. Здесь сосредоточено большинство дейстующих вулканов, происходит не менее 95 % всех землетрясений. Сейсмические пояса протянулись на тысячи километров и совпадают с областями глубинных разломов на суше, в океане - со срединно-океаническими хребтами и глубоководными желобами. На Земле более 800 действующих вулканов, извергающих на поверхность планеты много лавы, газов и водяного пара.

Слайд 14

Землетрясения и вулканизм

Слайд 15

Вулканы на дне Тихого океана

Слайд 16

Везувий – начало извержения После извержения

Слайд 17

Землетрясение

Слайд 18

Цунами

Слайд 19

Пангея 200 млн лет назад Гондвана Лавразия 180 млн лет назад 65 млн лет назад

Слайд 20

Пангея 200 млн лет назад Гондвана Лавразия Южная Америка Евразия Антарктида Северная Америка Австралия Африка 180 млн лет назад 65 млн лет назад

Слайд 21

Задание. В предложенный текст вставьте пропущенные понятия, цифры: Земная кора бывает... Средняя мощность материковой коры…, а океанической... В океанической коре отсутствует…слой. Литосфера делится на … плит. Когда сближаются плиты, одна из которых имеет океаническую кору, а другая - материковую, возникают… Причинами движения литосферных плит являются… В результате разлома Лавразии возникли… В результате разлома Гондваны возникли…

Слайд 22

Ответьте: Были ли такие моменты на уроке, которые вами не поняты? В чём значение этих знаний для человека? Как эти знания могут пригодиться вам? Достигли ли мы цели урока? Чему мы научились сегодня?

Слайд 23

Цветодневник Настроение Цвет Ряд 1. Ряд 2. Ряд 3. Восторженное Красный Радостное Оранжев. Приятное Жёлтый Спокойное Зелёный Грустное Синий Уныние Чёрный

Слайд 24

Домашнее задание: § 4 (с.22-27), в контурной карте указать границы и названия плит литосферы Усложнённое задание (п о желанию и по силам): в ыполните ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ РАБОТУ в тетради с помощью рисунков “Моделирование положения материков в древности, в настоящее время, в будущем”. Использовать сайт http://www.solarviews.com (Земля вулканов, вихрей и людей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока: "Пейзаж родной земли".

Методическая разработка по теме: "Пейзаж родной земли" 4 класс по программе Б.М. Неменского, которую могут использовать учителя изобразительного искусства....

Методическая разработка урока "Адыги на земле моей живут"

Урок посвящен 20-летию образования Республики Адыгея....

Методическая разработка урока по теме "Земля"

Форма проведения: игра – путешествие.Задачи: Систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по теме: «Земля». Формировать устойчивый интерес к предмету. Способствовать развитию творческог...

план - конспект интегрированного урока Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6класс

план- конспект интегрированного урока  Методическая разработка урока "Дыхание Земли" 6 классформирование знаний о землетрясениях и вулканах...

Методическая разработка урока "Вода на Земле" 5 класс

Технологическая карта урока, презентация к уроку, методическая заготовка для раздаточного материала к уроку....

Методическая разработка урока по теме "Земля - наш общий дом"

Предлагаемый материал рекомендуется для изучения на уроках английского языка в 7 классе при изучении экологических проблем. Урок содержит интересный материал по экологии с использованием методов и при...

Методическая разработка урока физики «Система «Земля-Луна»» с использованием ИКТ

Тема: Система «Земля-Луна»Класс: 11Тип урока: изучение нового материала.Цели и задачи:Образовательные:Для учителя:знания:1. объяснить, почему происходит смена фаз Луны;2. объяснить, почему...