«Коммерческая география» 10 класс
элективный курс по географии (10 класс) на тему
Курс коммерческой географии разработан для старших (профильных) классов общеобразовательных учреждений. Он опирается на знания, полученные учащимися при изучении физической (8 класс), социально-экономической географии (9-10 классы), а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass_-_ep_kommercheskaya_geografiya.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
«Утверждаю»
И.о.директор МБОУСОШ №1 г. Советский
___________А.В.Бричеев.
Приложение № 1
к приказу №
от 30.08.2013 г.
Рассмотрено на заседании МО: 28.08.2012 г.
Руководитель: _______ Т.А.Котегова
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________________Т.В.Дидич
29.08.2013 г.
ПРОГРАММА
элективного курса
«Коммерческая география»
10 класс
2012-2013 учебный год
Автор-составитель: Борисова Н.В., учитель географии
высшей квалификационной категории
г. Советский
2013 г.
Пояснительная записка
Как известно из истории географического образования, курс коммерческой географии и хозяйственной статистики входил в число обязательных предметов при получении коммерческого образования в средних специальных учебных заведениях (коммерческих училищах) дореволюционной России, а также в ряде зарубежных государств - Германии, Голландии, Англии, США и др. Изучалась эта дисциплина и в высших учебных заведениях коммерческого профиля.
Появление в XIX в. отечественных работ по коммерческой географии и выделение ее в самостоятельную учебную дисциплину (первое издание «Очерка коммерческой географии и хозяйственной статистики России» Д. Д. Морева относится к 1888 г.) связано с формированием капиталистического рынка в России и бурным развитием в этот период промышленности, сельского хозяйства и торговли, что потребовало от будущих предпринимателей овладения знаниями о природных условиях и ресурсах своей страны и зарубежных государств, особенностях их хозяйства, путях и средствах сообщения, трудовых навыках населения, рынках сбыта, государственном устройстве и т. д.
Однако уже в начале XX в. с развитием географической науки, и прежде всего экономической географии, сформировавшей более широкий и «комплексный» предмет изучения, коммерческая география как самостоятельный учебный курс и направление исследований постепенно теряет свое значение, «растворившись» в более общих (страноведение, экономическая география) дисциплинах, заменивших ее в учебном процессе.
Целесообразность «возрождения» данного курса (на принципиально новой качественной основе, учитывающей современный уровень географической научной мысли) как учебной дисциплины обусловлена необходимостью по-новому взглянуть на происходящие в экономике и социальной сфере страны изменения, связанные с переходом к рынку и интеграцией России в мирохозяйственные связи.
Обновляя содержание курса, хотелось бы вместе с тем сохранить историческую преемственность («коммерческую специфику»), предполагающую более углубленное (в ряде случаев выборочное) изучение именно тех разделов географии, которые могут представлять научный и практический интерес для тех, кто в будущем рассчитывает заняться предпринимательской деятельностью.
Курс основывается на учебном пособии Е.Л.Плисецкого "Коммерческая география". 10-11 класс - М., «АСТ-Пресс школа», 2006 г.
Курс коммерческой географии разработан для старших (профильных) классов общеобразовательных учреждений. Он опирается на знания, полученные учащимися при изучении физической (8 класс), социально-экономической географии (9-10 классы), а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами.
Курс включает 2 части (по 35 ч каждая). В первой части изучаются основы коммерческой географии, дается представление об общих предпосылках и факторах территориальной организации рынка России, рассматриваются особенности и проблемы развития отраслевых рынков товаров и услуг и рыночной инфраструктуры. Во второй части раскрывается значение и содержание региональной политики как инструмента, с помощью которого государство обеспечивает свое участие в развитии региональной экономики и рынка; освещаются проблемы формирования региональных рынков и их взаимодействия в рамках общенационального рынка, вопросы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ; приводится характеристика России как субъекта мирового рынка, тенденций в развитии мировой торговли и международных экономических отношений, внешнеэкономической деятельности России и ее регионов.
Периодичность занятий - 1 ч в неделю.
Основные цели и задачи курса
- Обосновать важность овладения учащимися географическими знаниями и методами географического анализа для будущей профессиональной деятельности.
- Дополнить и углубить знания учащихся о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на пространственную организацию хозяйства страны и формирование внутреннего (национального) рынка.
- Дать представление о важнейших структурных изменениях и ключевых проблемах функционирования экономики России в условиях перехода к рыночным отношениям, многообразию форм собственности, экономической самостоятельности хозяйствующих субъектов и регионов. Ознакомить с некоторыми наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического развития страны (отдельных отраслей, регионов) статистическими показателями.
- Исходя из специфики курса, более детально ознакомить с особенностями формирования и функционирования отраслевых и региональных рынков России сравнительно с рынками зарубежных государств, выделив при этом сферу обращения (торговли), инфраструктуры (транспорта) и финансов, обеспечивающих перераспределение товарных и денежных потоков.
- Показать современные тенденции в развитии мирового рынка и место в нем Российской Федерации, раскрыть содержание и формы международного торгово-экономического сотрудничества, охарактеризовать внешнеэкономические связи России.
- Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, радио, телевидение); научить расчетам оценочных показателей.
Программой предусматриваются различные формы и методические приемы проведения занятий - лекционные, практические (семинар, беседа, деловая игра, работа с контурной картой, контрольно-проверочные задания и др.).
Содержание
Введение. Коммерческая география в прошлом и настоящем.
Этапы развития науки, предмет изучения коммерческой географии, методы научного познания, межпредметные связи, географическое разделение труда, вопросы территориальной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых.
Раздел 1. Общие предпосылки формирования национального рынка.
Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства
Геополитическое и рыночное положение, экономически активное население, города как центры деловой и финансовой активности, природные ресурсы и условия, инфраструктура, законодательные основы пространственной организации рынка.
Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка
Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране, направления рыночных реформ, новые формы организации предпринимательской деятельности.
Раздел 2. География отраслевых рынков.
Тема 3. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции
Рынок природного сырья и топлива, рынок продукции обрабатывающей промышленности, рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия
Тема 4. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг
Рынок товаров легкой промышленности, рынок товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, особенности и проблемы формирования рынка услуг.
Раздел 3. География инфраструктуры рынка.
Тема 5. Территориальная организация торговли
Основные виды и формы организации внутренней торговли, региональные различия в уровне развития торговли.
Тема 6. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности)
Территориальная организация банковской системы, географическая оценка инвестиционной привлекательности регионов и география инвестиций.
Тема 7. География коммуникационных систем
Особенности и проблемы функционирования транспорта, связь, телекоммуникации, информационные системы.
Знания, умения, навыки
Тема | Учащиеся должны знать | Учащиеся должны уметь |
Часть I. 10 класс | ||
Введение. Коммерческая география в прошлом и настоящем | Историю возникновения и становления коммерческой географии как научной и образовательной дисциплины; предмет и методы науки; межпредметные связи; понятия: географическое разделение труда, рынок, инфраструктура рынка; существующие подходы зарубежных и отечественных ученых-географов к изучению пространственной организации рынка | Формулировать предмет и задачи коммерческой географии; характеризовать роль экономико-статистического метода в изучении рыночного хозяйства; приводить примеры различных статистических показателей - абсолютных, относительных, структурных; строить графики, отражающие динамику важнейших экономических показателей; пользоваться статистическими сборниками, выпускаемыми Госкомстатом России |
Условия и факторы формирования национального рынка | Особенности геополитического положения страны; основные аспекты оценки экономико-географического, в том числе рыночного положения объекта (страны, региона, центра); понятие рентности рыночного положения; какая часть населения относится к экономически активному; параметры оценки экономически активного населения (динамика численности, структура занятости, уровень безработицы и др.); особенности размещения экономически активного населения по территории страны; понятия природных условий и ресурсов, их классификацию и подходы к экономической оценке; размещение природно-ресурсного потенциала и проблемы развития сырьевой базы России; понятия инфраструктуры и основных фондов; значение инфраструктуры для территориальной организации хозяйства и рынка товаров и услуг; особенности государственно-административного устройства России; положения Конституции Российской Федерации, связанные с разделением полномочий Федерального центра и субъектов РФ, а также обеспечивающие развитие рыночной экономики; экономические меры по регулированию рыночных отношений | Давать оценку геополитического, экономико-географического, в том числе рыночного положения страны (региона, центра); анализировать структуру занятости и размещение экономически активного населения по регионам России; делать выводы на основе сопоставления структуры занятости в России и зарубежных странах; рассчитывать показатель уровня безработицы; характеризовать экономическую роль и функции городов как «полюсов роста»; давать оценку природно-ресурсного потенциала региона и отдельных территориальных сочетаний природных ресурсов; сравнивать регионы страны по показателям стоимости основных фондов и фондоемкости территории; характеризовать значение законодательной деятельности для решения проблем становления в России рыночной экономики; приводить примеры экономических мер, с помощью которых государство осуществляет регулирование рыночных отношений; анализировать и давать оценку позитивным и негативным последствиям осуществления в стране рыночных реформ в 90-е гг. XX в.; приводить примеры новых форм организации предпринимательства |
Особенности и проблемы формирования национального рынка | Причины экономического и социального характера, приведшие к глубокому экономическому и социально-политическому кризису в стране в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в.; цели и задачи осуществляемых в России рыночных реформ, их положительные итоги и негативные следствия; новые для нашей страны формы организации предпринимательской деятельности, понятия: инновация, конверсия военно-промышленного комплекса (ВПК), акционирование предприятий, финансово- промышленная группа (ФПГ), холдинг, концерн | На основе анализа важнейших показателей общественного производства сравнивать уровень и тенденции развития экономики Советского Союза (России) с другими государствами; аргументировать условия неизбежного социально-экономического кризиса в стране и необходимость глубокого реформирования общественных отношений; обосновать выводы о преимуществах рыночной системы хозяйствования по сравнению с плановой (командно-административной); давать оценку результатов проводимых в стране реформ |
Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции | Отраслевую структуру добывающей промышленности и ее роль в экономике страны; структуру товарного рынка сырья; факторы, влияющие на размещение и развитие добывающей промышленности и сырьевого рынка; место России в мировых запасах и добыче важнейших видов сырья и топлива; динамику производства продукции добывающих отраслей; отраслевую структуру обрабатывающей промышленности, факторы ее размещения, производственно-экономические связи с другими секторами экономики, в том числе потребительским рынком; актуальные проблемы и перспективы развития отдельных отраслей обрабатывающей промышленности и рынков промышленных товаров; состав АПК, современные тенденции и проблемы в развитии аграрного сектора экономики России; формы организации сельского хозяйства, в том числе фермерские хозяйства и особенности их размещения; факторы территориальной организации пищевой промышленности; структуру потребления основных продовольственных товаров (в сравнении с зарубежными странами); особенности современного этапа формирования продовольственного рынка в стране | Объяснять причины изменения (сокращения) объемов производства в сырьевом секторе экономики; приводить примеры действующих в добывающей промышленности крупнейших компаний, характеризовать географию их деятельности; строить графики динамики производства важнейших видов продукции добывающей промышленности; составлять схемы структуры товарных рынков отдельных видов сырья и топлива, межотраслевых связей отдельных секторов экономики; рассчитывать показатели (индексы физического объема промышленной продукции), позволяющие выявлять и анализировать динамику производства, делать выводы о тенденциях его развития; формулировать цели и направления структурной политики в аграрном секторе; характеризовать современные проблемы в АПК; осуществлять группировку отраслей пищевой промышленности по условиям размещения; строить столбчатые и круговые диаграммы, картограммы, отражающие изменения отдельных показателей (абсолютных, структурных, относительных), характеризующих развитие сельского хозяйства и пищевой промышленности, проводить их анализ и делать соответствующие выводы о причинах этих изменений |
Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг населению | Понятие социального комплекса, структуру (основные сегменты) рынка непродовольственных товаров и услуг; территориальное распределение производства потребительских товаров и услуг; состав, значение и факторы территориальной организации легкой промышленности; особенности размещения центров легкой промышленности и производства товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения; структуру рынка платных услуг населению, территориальное распределение услуг, их адресность; понятие рекреационных услуг, размещение рекреационно-ресурсного потенциала, территориальные различия в природных условиях развития рекреации и туризма в России; приоритетные направления в развитии отечественного производства и рынка потребительских товаров и услуг | Давать характеристику современного состояния проблем и перспектив развития социального комплекса страны, рынка потребительских товаров и услуг; анализировать территориальную структуру производства потребительских товаров; строить столбчатые диаграммы, отражающие динамику выпуска отдельных видов потребительских товаров, делать выводы о причинах изменения объемов их производства; давать оценку рекреационных возможностей отдельных регионов страны |
Территориальная организация торговли | Значение торговли в рыночной экономике, основные виды и формы внутренней торговли; исторические этапы развития ярмарочной и биржевой торговли в России; понятия товарооборота, маркетинга; факторы и особенности формирования торговой сети в городах и сельской местности; территориальные различия в уровне развития торговли (распределении розничного товарооборота) | Выполнять схему функциональной организации торговли; делать выводы (на основе сопоставления карт, представленных на рис. 38 и форзаце 2) об изменении географии биржевой и ярмарочной торговли; приводить примеры крупных торговых центров; характеризовать (на основе анализа карты и диаграммы в учебнике) порайонные различия в розничном товарообороте и его структуре |
География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков | Понятие финансово-банковской системы; исторические этапы развития банковского дела в России; оценочные показатели, используемые для выявления и анализа территориальных различий в уровне развития банковской сети; особенности размещения банковских организаций по регионам России; понятия: инвестиции, инвестиционная привлекательность (инвестиционный климат)территории, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск; типологию регионов (субъектов Российской Федерации) по инвестиционной привлекательности; отраслевую и территориальную структуру инвестиций; значение иностранных инвестиций для развития национальной экономики и формы их привлечения | Характеризовать значение финансово-банковской системы для развития рыночной экономики; рассчитывать удельный вес крупнейших коммерческих банков, расположенных в отдельных экономических районах, в общей их численности в стране; анализировать (по карте на рис. 40) размещение банковских организаций и давать оценку обеспеченности банковской сетью регионов страны; приводить примеры крупнейших банковских центров России; давать географическую оценку инвестиционного климата территории(страны, региона); приводить примеры регионов (субъектов РФ) с наиболее (наименее) благоприятными условиями для инвестиционной деятельности, а также стран с наибольшими объемами инвестиций в российскую экономику; делать выводы на основе анализа отраслевой и территориальной структуры инвестиций по диаграммам учебника |
География коммуникационных систем | Понятия: транспортная система (инфраструктура), транспортные издержки, транспортно-географическое положение; основные показатели, используемые для оценки работы транспорта (объем перевозимых грузов, грузооборот, протяженность и плотность путей сообщения и др.); значение транспорта (и отдельных его видов) в осуществлении межрегиональных и внешнеэкономических хозяйственных связей и развитии рынка; исторические этапы развития транспорта страны; особенности размещения, современные проблемы и перспективы развития отдельных видов транспорта; роль современных средств связи, телекоммуникаций и информационных услуг в развитии экономики страны и рынка, проблемы их внедрения | Давать (на основе использования различных оценочных показателей) характеристику работы отдельных видов транспорта и определять их основную специализацию; обосновывать значение международных транспортных коридоров, проходящих через территорию России, для развития экономики страны и ее рынка; приводить примеры новых перспективных проектов транспортного строительства; рассчитывать удельный вес отдельных видов транспорта в международных перевозках; строить графики, отражающие динамику показателей работы грузового транспорта России, анализировать происходящие изменения и делать выводы |
Тематическое планирование по курсу:
«Коммерческая география. Россия и мировой рынок»
10 класс (35 ч)
№ | Тема занятия | Дата | Кол-во часов | Основные понятия | Цели и задачи занятия |
Введение в коммерческую географию | |||||
1-2 | 1.Что мы знаем о коммерческой географии. 2.Что изучает современная коммерческая география? | 2.09-9.09. | 2 | Камеральная статистика, коммерческая география, предмет коммерческой географии, межпредметные связи, коммерческое образование в России | Дать представление об исторических этапах развития и предмете науки, ее связях с другими научными дисциплинами |
3 | Географическое разделение труда и рынок | 16.09 | 1 | Географическое разделение труда, специализация производства, рынок, отраслевая и территориальная структура рынка, инфраструктура рынка | Сформировать представление о географическом разделении труда как основе формирования рынка, его территориальной и отраслевой структуре |
4 | Вопросы территориальной организации производства и рынка в трудах зарубежных и российских ученых. | 23.09 | 1 | Теории штандорта, теория «Центральных мест», прикладные методы экономического анализа размещения производства и развития рынка, районирование | Ознакомить с научными подходами к изучению территориальной организации рынка в трудах отечественных и зарубежных ученых |
5 | Хозяйственная статистика в коммерческой географии. | 7.10 | 1 | Научные методы познания, социально-экономическая статистика, статистические показатели (абсолютные, относительные, структурные) | Познакомить с методами коммерческой географии, дать представление о системе экономико-статистических показателей, характеризующих уровень и динамику развития рыночной экономики |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА | |||||
Условия и факторы формирования национального рынка | |||||
6-7 | 1.Геополитическое положение России. 2.Экономико-географическое и рыночное положение России. | 14.10- 21.10 | 2 | Геополитическое положение России, экономико-географическое положение, рыночное положение, рентность положения | Расширить и углубить знания о геополитическом, экономико-географическом и рыночном положении страны (региона) как факторе территориальной организации рынка |
8 | Экономически активное население и рынок труда. | 28.10 | 1 | Трудовые ресурсы, экономически активное население, структура занятости, рынок труда, уровень безработицы, функции городов (города как центры деловой активности) | Дать представление об изменении численности, особенностях размещения и структуре экономически активного населения как основы формирования рынка труда и фактора развития экономики |
9 | Природные предпосылки формирования рынка | 11.11. | 1 | Природные условия, природные ресурсы, классификации природных ресурсов, экономическая оценка природных ресурсов, территориальные сочетания природных ресурсов (ТСПР), природно-ресурсный потенциал (ПРП)территории | Расширить и углубить знания о природно-ресурсном потенциале России как основе формирования рынка сырья, проблемах рационального ресурсопользования |
10 | Инфраструктура и ее роль в территориальной организации рынка | 18.11 | 1 | Инфраструктура (производственная, социальная, рыночная), основные фонды, фондооснащенность территории | Сформировать знания об инфраструктуре как важнейшем факторе территориальной организации рынка, показать особенности ее размещения по регионам страны |
Особенности и проблемы формирования национального рынка | |||||
11 | Причины и следствия социально- экономического кризиса в России | 25.11 | 1 | Командно-административная система управления экономикой, экстенсивный путь развития хозяйства, социально-экономический кризис, экологическая ситуация в стране | Ознакомить с причинами и следствиями социально-экономического кризиса в России на рубеже 1980-1990-х гг. |
12 | Направления и задачи рыночных реформ на современном этапе | 2.12 | 1 | Формы собственности (их многообразие), направления рыночных реформ, инновационная политика, конверсия ВПК | Систематизировать знания об основных направлениях рыночных реформ, выявить их положительные и негативные последствия |
13 | Новые формы организации предпринимательской деятельности | 9.12 | 1 | Финансово-промышленные группы | Сформировать представление о новых формах организации предпринимательской деятельности |
РАЗДЕЛ 2. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ | |||||
Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции | |||||
14 | Географические особенности формирования рынка природного сырья и топлива. | 16.12 | 1 | Добывающая промышленность, товарный рынок сырья, товарно-сырьевая биржа, вертикально интегрированная компания | Охарактеризовать рынок природного сырья, его структуру, географию, формы организации производственной деятельности в добывающей промышленности |
15 | Производство и рынок продукции обрабатывающей промышленности | 23.12 | 1 | Обрабатывающая промышленность (состав), факторы размещения отраслей обрабатывающей промышленности, монополизация производства и рынка, спрос на продукцию обрабатывающей промышленности, структурные изменения в отраслях и на рынке продукции обрабатывающей промышленности | Сформировать знания о территориальной организации производства и рынка продукции обрабатывающей промышленности, дать представление о проблемах и перспективах развития производства в этом секторе рыночной экономики |
16 | Производство и рынок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. | 1 | Фермерские хозяйства (география фермерских хозяйств), личные подсобные хозяйства, структура потребления продуктов питания, НТП в аграрном секторе, территориальная сельскохозяйственная специализация, пищевая промышленность (состав), факторы территориальной организации пищевой промышленности, продовольственный рынок, продовольственная биржа, структурные сдвиги в развитии пищевой промышленности и рынка продовольственных товаров | Систематизировать знания об аграрном секторе экономики и пищевой промышленности как основах формирования рынка сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров, выяснить роль различных форм организации сельскохозяйственного производства в выпуске товарной продукции | |
Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг | |||||
17 | Рынок товаров легкой промышленности, культурно- бытового и хозяйственного назначения | 1 | Легкая промышленность (состав), факторы территориальной организации легкой промышленности, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения (география центров) | Охарактеризовать (в историческом контексте) особенности географии и актуальные проблемы развития рынков товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения | |
18-19 | 18.Особенности и проблемы формирования рынка услуг. 19.Проблемы развития рынка рекреационных и туристских услуг. | 2 | Потребительские услуги (виды услуг, структура платных услуг), территориальное размещение услуг, факторы территориальной организации рынка услуг, рекреация (рекреационные услуги), рекреационные ресурсы | Сформировать знания о рынке услуг населению, его структуре, географии и проблемах развития | |
РАЗДЕЛ 3. ГЕОГРАФИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА | |||||
Территориальная организация внутренней торговли | |||||
20-21 | 20.Основные виды и формы организации внутренней торговли. 21.Основные формы торговли потребительскими товарами. | 2 | Внутренняя торговля (как отрасль хозяйства), виды и формы торговли потребительскими товарами (розничная торговля, ярмарка, биржа) | Ознакомить с основными формами и особенностями организации внутренней торговли, дать представление о географических сдвигах в ярмарочной и биржевой торговле в России | |
22 | Региональные различия в уровне развития торговли | 1 | Оборот розничной торговли (территориальное распределение розничного товарооборота), территориальная структура розничного товарооборота, спрос населения на потребительские товары | Охарактеризовать условия и факторы, влияющие на территориальную организацию торговли, территориальное распределение и структуру розничной торговли | |
География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков | |||||
23-24 | 23.Территориальная организация банковской системы. 24.Размещение банковских организаций по регионам РФ. | 2 | Сформировать знания о финансовой инфраструктуре и ее роли в развитии экономики и функционировании рынка, дать представление об особенностях географии и территориальных различиях в уровне развития банковской сети в России | Финансово-банковская система, банковские организации (банки и филиальная сеть), обеспеченность территории (региона) банковскими организациями | |
25-26 | 25.Географическая оценка инвестиционной привлекательности регионов и география инвестиций. 26. Инвестиционная привлекательность территории и методы её оценки. | 2 | Инвестиции (прямые, портфельные, интеллектуальные), инвестиционная привлекательность (инвестиционный климат территории), инвестиционный потенциал, инвестиционные риски, отраслевая и территориальная структура инвестиций, совместные предприятия, иностранные инвестиции | Сформировать представление об инвестиционной деятельности как основе поступательного развития экономики, ознакомить с понятием «инвестиционная привлекательность» территории и методами ее оценки; отраслевую и территориальную структуру инвестиций, направления международного сотрудничества в инвестиционной сфере охарактеризовать | |
География коммуникационных систем | |||||
27-29 | 27.География коммуникационных систем. Транспорт. 28.Роль водного транспорта в экономике РФ. 29.Специфика трубопроводного транспорта. Авиационный транспорт. | 3 | Транспортная система (комплекс), виды транспорта, транспортные издержки, объем перевозимых грузов, грузооборот, плотность дорожной сети, основные грузопотоки, международные транспортные коридоры на территории России | Расширить и углубить знания о транспортном комплексе страны как основе функционирования товарного рынка, охарактеризовать работу различных видов транспорта по различным показателям, ознакомить с географией, проблемами и перспективами развития транспортной системы России | |
30-31 | 30.Связь, телекоммуникации и информационные системы. 31.Развитие средств связи и информационных технологий. | 2 | Услуги связи, информационные услуги, телекоммуникации | Дать представление о роли важнейших коммуникационных систем (связи, телекоммуникаций, информационных) в функционировании рынка; познакомить с их географией и проблемами развития | |
32 | Система электронных банков и бирж. | 1 | |||
33 | Семинар по теме: «Географический и экономический анализ коммерческой деятельности крупных российских компаний». | 1 | |||
34-35. | Деловая игра « Географическое обоснование инвестиционного проекта». | 1 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Агранат Г. А. Нужны ли России ее просторы? География. - 2001, № 35, 37.
- Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. - М..: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
- Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. – М.: «Просвещение», 1990.
- Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. – СПб: Издательство Михайлова, 1998.
- Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. - М. ГУ ВШЭ, 2000.
- Климанов В. В., Лавров А. М. Проблемы экономико-географического изучения банковской системы России // Вестник Московского университета. - Сер. 5, География. - 1995. - N2 2.
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. - М.,
- 1993.
- Максаковский В. П. Географическая картина мира. 10 кл. - Яросл.: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1995-1996. -Т. 1-3.
- Максаковский В. П. Географическая культура. - М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
- Международные экономические отношения: Учеб. для студентов вузов по специальности «Мировая экономика» / Под ред. И. П. Фаминского. - М.: Юристъ, 2001.
- Международные экономические отношения: Учебник для студентов вузов по экон. спец. / Под ред. В. Е. Рыбалкина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001.
- Морев Д. Д. Очерк коммерческой географии и хозяйственной статистики России сравнительно с другими государствами. - СПб., 1910.
- Предпринимательский климат регионов России,- М. : Начала- Пресс, 1997.
- Региональное развитие: опыт России и Европейского союза. М. : ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
- Регионы России: Стат. сб. в 2 т.- Госкомстат России. - М., 2001.
- Российский статистический ежегодник. Госкомстат России. - М., 2001.
- Соболев М. Н. Коммерческая география России: Очерк хозяйственной статистики и география России сравнительно с иностранными государствами, - М., 1916.
- Хрущев А. Т. Географические основы государственной региональной политики в России. // Вестник Московского университета. - Сер. 5, География. 1999. - № 4.
- Атлас: Экономическая социальная география России. 9 класс. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
- Атлас: Экономическая социальная география мира. 10 класс. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2000.
- Журналы: Внешняя торговля, Мировая экономика и международные отношения, Российский экономический журнал, Экономист, Эксперт и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ И МИРОВОЙ РЫНОК"
Курс рассчитан на учащихся 10-11 класса. Он опирается на знания полученные учащимися при изучении физической географии мира и России (7-8 класс), социально - экономической географии России (9 класс), ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа элективного курса "Коммерческая география"
Рабочая программа составлена на основе авторской программы элективного курса "Коммерческая география. Россия и мировой рынок" для 10-11 класса Е.Л.Плисецкого...
Конкурс "Лучший географ класса и школы"
для учителей географии...
Рабочая программа элективного курса "Коммерческая география"
Данная рабочая программа элективного курса "Коммерческая география для 11 класса" с календарно-тематическим планированием...
Программа элективного курса "Коммерческая география"
Программа элективного курса "Коммерческая география" для обучающихся профильного 10 класса...
08.05 география класс
презентация...