Программа элективного курса "Коммерческая география"
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Программа элективного курса "Коммерческая география" для обучающихся профильного 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommercheskaya_geografiya.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа элективного курса «Коммерческая география» составлена на основании авторской программы Е.А. Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок»// Сборник программ элективных курсов. География – М., «Дрофа», 2007, которая является допущенной МО РФ и учебника: Плисецкий Е.Л.. Коммерческая география. Россия и мировой рынок: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений социально-экономического и гуманит. профилей.- М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2011.
Настоящая программа составлена на 35 часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком и рассчитана на 1 год обучения.
Предлагаемый курс коммерческой географии изучается, как элективный с целью углубления географических знаний школьников и направлен на достижение следующих задач:
- дать представление о содержании и особенностях географического изучения коммерческой и финансовой сферы экономики; показать значение дисциплины для профессиональной подготовки будущих экономистов и финансистов;
- овладеть умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- охарактеризовать своеобразие современного геополитического и экономико-географического положения России, принципы нового государственного устройства и суть политических, социально-экономических и правовых реформ, обеспечивающих функционирование рыночного хозяйства;
- дополнить и углубить с позиций анализа пространственной организации рынка знаний о факторах, влияющих на размещения производственных сил страны, социально-экономическое развитие ее регионов, предпринимательскую деятельность;
- дать представление о важнейших проблемах и тенденциях развития национального рынка; ознакомить с наиболее существенными для оценки общего уровня социального и экономического положения страны статистическими показателями;
- охарактеризовать географические особенности формирования рынков сырья, промышленной продукции, продовольствия, потребительских товаров, услуг населению; рынка рабочей силы;
- ознакомить с особенностями территориальной организации и проблемами банковской системы, внутренней торговли, сферы услуг; дать оценку инвестиционной привлекательности отдельных регионов страны;
- выяснить территориальные различия в осуществлении коммерческой и финансово-банковской деятельности; обучить приемам систематизации изучаемого материала и использованию метода группировки регионов по различным социально-экономическим критериям;
- привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, Интернет, радио, телевидение), научить расчетам оценочных показателей, обосновать выводы по различным аспектам социально-экономического развития страны, ее регионов, отраслевых и региональных рынков товаров и услуг.
Курс включает 2 части. В первой части (10 класс) изучаются разделы:
Введение,
I - «Общие предпосылки формирования национального рынка»,
II – «География отраслевых рынков»,
III – «География инфраструктуры рынков».
Программа предусматривает различные формы и методические приемы проведения занятий – лекционные, практические (семинар, беседа, деловая игра, работа с контурной картой…).
Тематический план
№ | Название раздела, темы | Количество часов примерной (авторской) программы | Количество часов рабочей программы |
Введение | 5 | 5 | |
Раздел I. Общие предпосылки формирования национального рынка рынка | 10 | 10 | |
1.1. | Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства | 7 | 7 |
1.2. | Особенности и проблемы формирования национального рынка | 3 | 3 |
Раздел II. География отраслевых рынков | 11 | 11 | |
2.1 | Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции | 6 | 6 |
2.2 | Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг | 5 | 5 |
Раздел III. География инфраструктуры рынка | 9 | 9 | |
3.1. | Территориальная организация торговли | 2 | 2 |
3.2. | География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской и инвестиционной деятельности) примере банковской и инвестиционной деятельности) | 4 | 4 |
3.3. | География коммуникационных систем | 3 | 3 |
Календарный план
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
10 А | ||||
1 | Что мы знаем о коммерческой географии | 1 | ||
2 | Что изучает современная коммерческая география. | 1 | ||
3 | Географическое разделение труда и рынок | 1 | ||
4 | Вопросы территориальной организации производства и рынка в трудах зарубежных и российских ученых. | 1 | ||
5 | Хозяйственная статистика в коммерческой географии. | 1 | ||
6 | Геополитическое и экономико–географическое положение России. | 1 | ||
7 | Экономически активное население и рынок труда. | 1 | ||
8 | Города как центры деловой и финансовой активности. | 1 | ||
9 | Природные предпосылки формирования рынка. | 1 | ||
10 | Методы экономической оценки природных ресурсов. | 1 | ||
11 | Инфраструктура и ее роль в территориальной организации рынка. | 1 | ||
12 | Законодательные основы пространственной организации рынка. Обобщение знаний по теме «Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства». | 1 | ||
13 | Причины и следствия социально-экономического кризиса в России. | 1 | ||
14 | Направления рыночных реформ. | 1 | ||
15 | Новые формы организации рыночной деятельности. | 1 | ||
16 | Географические особенности формирования рынка сырья и топлива. | 1 | ||
17 | Производство и рынок продукции обрабатывающей промышленности. | 1 | ||
18 | Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики. | 1 | ||
19 | Производство и рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. | 1 | ||
20 | География АПК и рынка продовольственных товаров. | 1 | ||
21 | Обобщение знаний по теме «Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции» | 1 | ||
22 | Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских товаров и услуг. | 1 | ||
23 | Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения. | 1 | ||
24 | Особенности и проблемы формирования рынка услуг. | 1 | ||
25 | Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами. | 1 | ||
26 | Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России. | 1 | ||
27 | Основные виды и формы организации внутренней торговли. | 1 | ||
28 | Региональные различия в уровне развития торговли. | 1 | ||
29 | Территориальная организация банковской системы. | 1 | ||
30 | Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности российских регионов и география инвестиций | 1 | ||
31 | Отраслевая и территориальная структура инвестиций. | 1 | ||
32 | Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты. | 1 | ||
33 | Транспорт | 1 | ||
34 | Связь, телекоммуникации и информационные системы. | 1 | ||
35 | Систематизация знаний по части «Коммерческая география в прошлом и настоящем». | 1 |
Содержание курса
КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
10 КЛАСС
Часть I. Коммерческая география в прошлом и настоящем (35 ч)
Введение (5 ч)
Коммерческая география как самостоятельное научное направление и учебная дисциплина. Исторические этапы развития науки. Предмет изучения коммерческой географии. Методы научного познания, роль экономико–статистического метода. Межпредметные связи, географическое разделение труда и рынок. Исследования пространственной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых.
Раздел I. Общие предпосылки формирования национального рынка (10ч)
Тема 1. Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства (7ч)
Геополитическое и рыночное положение, их влияние на предпринимательскую деятельность. Экономически активное население и рынок труда. Города как центры деловой и финансовой активности. Природные ресурсы и условия, задачи и методы их экономической оценки. Инфраструктура, подходы к оценке ее уровня. Законодательные основы пространственной организации рынка и развития предпринимательства.
Устная и письменная нумерация двузначных чисел. Закономерности образования количественных числительных, обозначающих многозначные числа.
Тема 2. Особенности и проблемы формирования национального рынка (3ч)
Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране в конце 1980-х – 190-х гг. Особенности планового регулирования народного хозяйства и развития экономики в советский период. Цели и направления рыночных реформ. Роль научно-технического прогресса в реформировании экономики. Конверсия военно-промышленного комплекса. Новые формы организации предпринимательской деятельности. Проблемный характер проводимых в стране рыночных преобразований, оценка их результатов.
Раздел II. География отраслевых рынков (11ч)
Тема 1. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции (6ч)
Рынок природного сырья и топлива. Место России в мировых запасах отдельных видов природных ресурсов. Факторы территориальной организации сырьевого рынка, особенности и проблемы его развития. Финансово-промышленные группы и вертикально-интегрированные компании, действующие в сырьевом секторе экономики. Товарно-сырьевые биржи. Производство и рынок продукции отраслей обрабатывающей промышленности. Производственно-экономические связи обрабатывающей промышленности с другими секторами экономики. Приоритетные направления развития отраслевых рынков. Компании, активно работающие на рынке промышленных товаров. Конкурентноспособность российских производителей. Рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Суть осуществляемой в стране аграрной реформы. Развитие фермерских и личных подсобных хозяйств. Факторы интенсификации сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики. География АПК и рынка продовольственных товаров. Продовольственные биржи и ярмарки.
Тема 2. Производство и рынок потребительских (непродовольственных) товаров и услуг (5)
Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских (непродовольственных) товаров и услуг. Производство и рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения. Особенности и проблемы формирования рынка услуг. Факторы, влияющие на территориальную организацию и развитие рынка потребительских товаров и услуг. Оценка территориальных различий в обеспеченности населения услугами. Значение и особенности формирования рынка рекреационных услуг в России.
Раздел III. География инфраструктуры рынка (9ч)
Тема 1. Территориальная организация торговли (2ч)
Торговля как отрасль экономики. Основные виды и формы организации внутренней торговли. Историко-географический аспект развития биржевой и ярмарочной торговли в России. Факторы территориальной организации торговли. Региональные различия в розничном товарообороте и структуре розничной торговли.
Тема 2. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков
(на примере банковской и инвестиционной деятельности) (4ч)
Территориальная организация банковской системы, ведущие финансово-банковские центры страны. Исторические этапы развития банковского дела в России. Современные особенности размещения банковской сети, оценка территориальных различий в уровне ее развития. Понятие и виды инвестиций. Оценка инвестиционной привлекательности (инвестиционного климата) российских регионов и география инвестиций. Отраслевая и территориальная структура инвестиций. Иностранные инвестиции. Крупные инвестиционные проекты.
Тема 3. География коммунальных систем (3ч)
Особенности и проблемы функционирования транспортного комплекса России. Характер перевозимых грузов, объем перевозок, величина и структура грузо- и пассажирооборота. Основные направления перевозок грузов и пассажиров различными видами транспорта. Участие России в международных грузоперевозках, формирование транзитных транспортных коридоров. Развитие систем связи, телекоммуникаций, информационных технологий.
.
Перечень требований к знаниям, умениям и навыкам
обучающихся
В результате изучения коммерческой географии ученик должен:
- знать предмет и задачи коммерческой географии, методы изучения пространственной организации производства и товарного рынка, сферы услуг, финансовой сферы;
- понимать значение и характер влияния различных факторов (природных, социально-экономических) на территориальную организацию и функционирование рынка, включая коммерческую, финансово-банковскую и инвестиционную деятельность;
- уяснить особенности территориальной организации, тенденции и перспективы развития товарных рынков и рынка услуг в России;
- представлять экономические механизмы государственного управления региональным развитием, особенности и проблемы формирования региональных рынков на современном этапе;
- знать место России на мировом рынке и ключевые направления внешнеэкономической деятельности страны и ее регионов;
- приобрести навыки количественных расчетов и сравнительного анализа экономико-статистических показателей, характеризующих состояние и территориальные различия в уровне развития производства, рынка рабочей силы, внутренней торговли, сферы услуг, банковской сферы, инвестиционной и внешнеторговой деятельности.
Список литературы
Для обучающихся:
- Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2011 - 2014.
- Школьный географический атлас. 10 кл. М.: Просвещение, 2011- 2014.
- География России. Население и хозяйство: 9 кл.: Атлас. – М., 2011 – 2014.
Для учителя:
- Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений – М. : АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2011.
- Максаковский В.П., Петрова Н.Н. Физическая и экономическая география мира. – М.: Айрис – пресс, 2010.
- Максаковский В.П. Географическая картина мира. Ч. 1, 2, 2013.
- Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
- Школьный географический атлас. 10 кл. М.: Просвещение, 2011 -2013.
- География России. Население и хозяйство: 9 кл.: Атлас. – М., 2011 - 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа элективного курса "География на кухне"
Зачем создавать авторские программы элективных курсов? В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...
Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"
Программа элективного курса «География декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 17 часов. Содержание данного курса...
Программа элективного курса "География международного туризма"
Программа составлена для обучающихся 10-11 класса, дополняет изучение экономической и социальной геогафии мира, характеризует разные виды и районы мирового туризма....
Программа элективного курса "География международного туризма" для обучающихся профильных классов
Программа элективного курса составлена на 68 часов по 2 часа в неделю для учащихся 11-х классов географического и социально-экономического профилей. В основе содержания ку...
Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность
Курс «География религий: история и современность» решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...
Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность
Курс «География религий: история и современность» решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "гЕОГРАФИЯ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ"
Создание условий для планирования, организации занятий элективного курса в 9 классеЗадача рабочей программы:1. Определить содержание, объём, порядок проведения занятий с учётом...