Элективный курс "КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ И МИРОВОЙ РЫНОК"
методическая разработка по географии (10 класс) по теме
Курс рассчитан на учащихся 10-11 класса. Он опирается на знания полученные учащимися при изучении физической географии мира и России (7-8 класс), социально - экономической географии России (9 класс), а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами. Он основывается на учебнике и методическом пособии Е.С. Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс "Коммерческая география. Россия и мировой рынок." | 33.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КОММЕРЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ. РОССИЯ И МИРОВОЙ РЫНОК»
Пояснительная записка. Курс рассчитан на учащихся 10-11 класса. Он опирается на знания полученные учащимися при изучении физической географии мира и России (7-8 класс), социально - экономической географии России (9 класс), а также на межпредметные связи с другими общественными дисциплинами. Он основывается на учебнике и методическом пособии Е.С. Плисецкого «Коммерческая география. Россия и мировой рынок».
Курс включает 2 части (по 34 ч.) в первой части изучается понятие коммерческой географии, дается представление о территориальной организации рынка России, рассматриваются проблемы и развития отраслевых рынков товаров и услуг. Во второй части освещаются вопросы торгово-экономического сотрудничества России со странами СНГ и мира, приводится характеристика России как субъекта мирового рынка, рассматривается тенденция развития мировой торговли и экономического отношения между Россией и странами мира.
Цель курса: более детально ознакомить с особенностями формирования и функционирования отраслевых и региональных рынков России сравнить с рынками зарубежных государств, выделив при этом сферу обращения (торговли), инфраструктуры (транспорта) и финансов, обеспечивающих перераспределение товарных и денежных потоков.
Курс имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих задач курса:
- Углубить знания учащихся в области мировой географии и экономики.
- Дополнить знания учащихся о природных, социальных и экономических факторах, влияющих на организацию хозяйства страны и формирование внутреннего рынка.
- Показать современные тенденции в развитии мирового рынка и мета в ней Российской федерации, охарактеризовать внешнеэкономические связи России.
- Привить навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, статистическими и картографическими материалами, другими источниками информации (периодическая печать, телевидение, интернет); научить расчетам оценочных показателей.
Программой предусматриваются различные формы и методические приемы проведения занятий – лекционные, практические (семинар, исследование, эвристическая беседа, деловая игра, работа с контурной картой, контрольно-проверочные и проблемно-поисковые задания, наблюдение и др.).
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- последовательность и системность изложения материала;
- преемственность и перспективность;
- связь теории с практикой;
- наглядность;
- целостность.
В курсе представлены все принципы современной экономики и географии (диалектический, культурологический, страноведческий, экономический, статистический, принцип природопользования), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения материала.
Ожидаемые результаты
Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира, для представления о значении России в мировой экономической политике, а так же деятельности на внутреннем и внешнем рынках ведущих отечественных компаний, занимающих доминирующее место в производстве различных видов товаров (или услуг). Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность.
Учащиеся должны знать:
- формирование политической карты мира;
- формы экономических отношений;
- особенности формирования и функционирования отраслевых и региональных рынков России сравнительно рынков зарубежных государств.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- генерализировать информацию из общего потока;
- правильно оценивать общий уровень социально и экономического развития любой страны.
Учащиеся будут иметь опыт:
- сотрудничества, взаимопомощи;
- самостоятельного решения проблемных вопросов;
- общения в процессе учебной деятельности.
Система оценивания успешности прохождения курса:
В процессе изучения данного курса выполняется 6 зачетных (промежуточных) практических работ.
Итоговая зачетная работа:
Презентация социально-экономического развития рынка любой страны и ее роль в экономике России.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 10 класса
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Краткое содержание |
ВВЕДЕНИЕ | 4 | Этапы развития науки, предмет изучения коммерческой географии, методы научного познания, межпредметные связи, географическое разделение труда, вопросы территориальной организации рынка в трудах зарубежных и российских ученых. | |
Тема 1. Введение в коммерческую географию. | 4 | ||
1 | Что мы знаем о коммерческой географии и что она изучает | 1 | |
2 | Географическое разделение труда и рынок | 1 | |
3-4 | Хозяйственная статистика в коммерческой географии | 2 | |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РЫНКА | 10 | Условия и факторы территориальной организации рынка и развития предпринимательства Геополитическое и рыночное положение, экономически активное население, города как центры деловой и финансовой активности, природные ресурсы и условия, инфраструктура, законодательные основы пространственной организации рынка. | |
Тема 2. Условия и факторы формирования национального рынка. | 6 | ||
5 | Геополитическое, экономико-географическое и рыночное положение России | 1 | |
6 | Экономически активное население и рынок труда | 1 | |
7-8 | Природные предпосылки формирования рынка | 2 | |
9 | Инфраструктура и ее роль в территориальной организации рынка | 1 | |
10 | Законодательные основы пространственной организации рынка | 1 | |
Тема 3. Особенности и проблемы формирования национального рынка | 4 | Причины и следствия социально-экономического кризиса в стране, направления рыночных реформ, новые формы организации предпринимательской деятельности. | |
11 | Причины и следствия социально-экономического кризиса в России | 1 | |
12 | Направления и задачи рыночных реформ на современном этапе | 1 | |
13 | Новые формы организации предпринимательской деятельности | 1 | |
14 | Зачет по теме: «Общие предпосылки формирования национального рынка» | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ | 11 | Рынок природного сырья и топлива, рынок продукции обрабатывающей промышленности, рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия Рынок товаров легкой промышленности, рынок товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, особенности и проблемы формирования рынка услуг. | |
Тема 4. Рынки промышленной и сельскохозяйственной продукции | 11 | ||
15-16 | Рынок природного сырья и топлива | 2 | |
17-18 | Производство и рынок продукции обрабатывающей промышленности | 2 | |
19-20 | Производство и рынок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров | 2 | |
21 | Понятие социального комплекса и структура рынка потребительских товаров и услуг | 1 | |
22-23 | Рынок товаров легкой промышленности, культурно-бытового и хозяйственного назначения | 2 | |
24-25 | Особенности и проблемы формирования рынка услуг | 2 | |
26 | Зачет по теме: «География отраслевых рынков» | 1 | |
РАЗДЕЛ 3. ГЕОГРАФИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА | 8 | Основные виды и формы организации внутренней торговли, региональные различия в уровне развития торговли. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков (на примере банковской инвестиционной деятельности). Территориальная организация банковской системы, географическая оценка инвестиционной привлекательности регионов и география инвестиций. География коммуникационных систем Особенности и проблемы функционирования транспорта, связь, телекоммуникации, информационные системы. | |
Тема 5. Территориальная организация внутренней торговли | 2 | ||
27 | Основные виды и формы организации внутренней торговли | 1 | |
28 | Региональные различия в уровне развития торговли | 1 | |
Тема 6. География финансовой инфраструктуры и финансовых потоков | 3 | ||
29 | Территориальная организация банковской системы | 1 | |
30 | Географическая оценка инвестиционной привлекательности регионов и география инвестиций | 2 | |
Тема 7. География коммуникационных систем | 4 | ||
31-32 | Транспорт | 2 | |
33 | Связь, телекоммуникации и информационные системы | 1 | |
34 | Зачет по теме «География инфраструктуры рынка» | 1 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для 11 класса
№ п/п | Темы занятий | Кол-во часов | Краткое содержание |
ВВЕДЕНИЕ | 4 | Неоднородность природно-географического пространства России, проблемный характер взаимоотношений территорий и различные стартовые условия вхождения их в рынок, цели и задачи региональной политики, понятие региона и регионального рынка, экономические механизмы регионального развития и формирования региональных рынков (зарубежный и отечественный опыт). | |
Тема 1. Региональная политика и рынок | 4 | ||
1 | Неоднородность природно-географического и экономического пространства России | 1 | |
2 | Цели и задачи региональной политики в условиях перехода к рынку | 1 | |
3 | Экономические механизмы регионального развития и формирования региональных рынков: мировой и российский опыт | 1 | |
4 | Зачет по теме «Региональная политика и рынок России» | 1 | |
РАЗДЕЛ 1. ГЕОГРАФИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ | 16 | Региональные рынки европейской части России Особенности, проблемы и перспективы развития товарного производства и региональных рынков Центральной России, Северо-Запада и Севера Европейской России, Урало-Поволжья, Европейского Юга; межрегиональные хозяйственные связи. Рынки Сибири и Дальнего Востока Общие черты и предпосылки формирования региональных рынков в азиатской части России; товарные рынки Западной Сибири, Восточной Сибири и Дальнего Востока; проблемы и перспективы регионального развития, участие регионов в межтерриториальном обмене и внешнеэкономической деятельности. Особенности и проблемы организации предпринимательской деятельности на Российском Севере Природно-экологические и социально-экономические условия и факторы развития предпринимательства в зоне Севера, приоритеты региональной политики на Севере, перспективные инвестиционные проекты в северных регионах. | |
Тема 2. Региональные рынки европейской части России | 7 | ||
5 | Центральная Россия. Общие черты и исторические предпосылки развития хозяйства | 1 | |
6-7 | Регионы Центральной России (Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский) | 2 | |
8 | Северо-Запад и Север Европейской России | 1 | |
9-10 | Урало-Поволжье (Уральский и Поволжский экономические районы) | 2 | |
11 | Европейский Юг (Северо-Кавказский экономический район) | 1 | |
Тема 3. Рынки Сибири и Дальнего Востока | 5 | ||
12 | Общие черты и предпосылки формирования региональных рынков в азиатской части России | 1 | |
13 | Западная Сибирь | 1 | |
14 | Восточная Сибирь | 1 | |
15-16 | Дальний Восток | 2 | |
Тема 4. Особенности и проблемы организации предпринимательской деятельности на Российском Севере | 4 | ||
17 | Природно-экологические и социально-экономические факторы развития предпринимательства в зоне Севера | 1 | |
18-19 | Приоритеты региональной политики на Севере | 2 | |
20 | Зачет по теме: «География региональных рынков» | 1 | |
РАЗДЕЛ 2. РОССИЯ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ | 14 | Современные тенденции в развитии мирового рынка Международная торговля товарами и услугами, международное движение капитала и мировые финансовые центры, мировой рынок рабочей силы и международная трудовая миграция (современные процессы, участие в них регионов мира, групп стран и отдельных государств, в том числе России). Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе Место России на мировом рынке, географическая ориентация и товарная структура внешней торговли Российской Федерации, зарубежные государства – ведущие деловые партнеры России, российские регионы, наиболее активно осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, новые формы и направления внешнеэкономического сотрудничества Российской Федерации с другими странами (инвестиционная деятельность, создание совместных предприятий, свободных экономических зон и др.). География внешнеэкономических связей России Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ, внешнеэкономические связи Российской Федерации с промышленно развитыми странами мира, странами с переходной экономикой и развивающимися государствами. | |
Тема 5. Современные тенденции в развитии мирового рынка | 4 | ||
21-22 | Международная торговля | 2 | |
23 | Международное движение капитала и мировые финансовые центры | 1 | |
24 | Мировой рынок рабочей силы и международная трудовая миграция | 1 | |
Тема 6. Особенности внешнеэкономической деятельности России на современном этапе | 3 | ||
25 | Место России на мировом рынке | 1 | |
26-27 | Новые направления и формы внешнеэкономического сотрудничества России | 2 | |
Тема 7. География внешнеэкономических связей России | 7 | ||
28 | Россия и страны СНГ | 1 | |
29-30 | Россия и промышленно развитые страны мира | 2 | |
31 | Россия и страны с переходной экономикой | 1 | |
32 | Россия и развивающиеся страны | 1 | |
33 | Обобщающее повторение материала курса | 1 | |
34 | Зачет по теме: « Россия в системе международных торгово-экономических и финансовых отношений» | 1 |
Список используемой литературы:
- Агранат Г. А. Нужны ли России ее просторы? География. – 2001, № 35, 37.
- Андрианов В. Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М. : ОАО «Издательство «Экономика», 1999.
- Баранский Н. Н. Методика преподавания экономической географии. – М. : «Просвещение», 1990.
- Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. – СПб. : Издательство Михайлова, 1998.
- Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. – М. ГУ ВШЭ, 2000.
- Климанов В. В., Лавров А. М. Проблемы экономико-географического изучения банковской системы России // Вестник Московского университета. – Сер. 5, География. – 1995. – № 2.
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. – М., 1993.
- Максаковский В. П. Географическая картина мира. 10 кл. – Яросл.: Верх._Волж. кн. изд_во, 1995–1996. – Т. 1–3.
- Максаковский В. П. Географическая культура. – М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998.
- Международные экономические отношения: Учеб. для студентов вузов по специальности «Мировая экономика» / Под ред. И. П. Фаминского. – М. : Юристъ, 2001.
- Морев Д. Д. Очерк коммерческой географии и хозяйственной статистики России сравнительно с другими государствами. – СПб., 1910.
- Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 11 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.-176 с.
- Программы Е.Л. Плисецкого. Коммерческая география. Россия и мировой рынок. 10-11 классы. – М.: АСТ-Пресс Школа, 2005. – 56с.
- Атлас: Экономическая социальная география России. 9 класс. – М. : «АСТ_ПРЕСС», 2010.
- Атлас: Экономическая социальная география мира. 10 класс. – М. : «АСТ_ПРЕСС», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "География народно-прикладных промыслов России"
Программа элективного курса «География декоративно-прикладных промыслов России» предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 17 часов. Содержание данного курса...
Дополнительная образовательная программа элективного курса «География городов России»
«География городов России» — развитие познавательного интереса школьников к городу как к сложной системе, в которой проживает половина человечества, городским проблемам, истории формирования городов, ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
Элективный курс "География отраслей мирового хозяйства"
Данный курс предназначен для углубленного изучения структуры мирового хозяйства и географии его отраслей.Рекомендуется для прослушивания учащимися 10-х классов,ориентирующимся на географические и экон...
Элективный курс "География мирового туризма" 9 класс.
Календарно-тематический план элективного курса для 9 класса:...
Рабочая программа элективного курса "География мирового туризма"
География туризма- отрасль социальной географии, изучающая аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристической деятельности, виды туристической деятельности, туристические учр...
Конспект урока по географии в 9 классе "Рынок труда и занятость населения России"
Подробный конспект урока в 9 классе по ФГОС...