Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 География
рабочая программа по географии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Когалымский политехнический колледж»
Утверждаю:
директор БУ «Когалымский
политехнический колледж»
_______________ И.Г.Енева
«_____» ___________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.16 ГЕОГРАФИЯ
по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
46.01.03 Делопроизволитель
–
Форма обучения очная
Курс 1
Семестр 1-2
Когалым – 2016 г.
Общеобразовательная учебная дисциплина «География» изучается в профессио-
нальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу
среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной об-
разовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования
при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего
звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,
предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисци-
плины «География», в соответствии с Рекомендациями по организации получения
среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего
профессионального образования на базе основного общего образования с учетом тре-
бований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой
профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо
Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО
Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением
«Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»)
в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной
образовательной программы СПО на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
– 46.01.03 Делопроизволитель
Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж»
Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении естественнонаучного цикла по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена
46.01.03 Делопроизволитель
Протокол №________ от « »__ 2016 г.
Руководитель МО ____________ Н.А. Елфимова
(подпись)
Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»
Протокол № от «__ »__ 2016 г.
Председатель МС ____________ Е.М. Свищук
(подпись)
Рабочую программу разработал:
Преподаватель БУ «Когалымский
политехнический колледж» ________________ Н.А.Михеева
(подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ГЕОГРАФИЯ»
- 1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины создана на основе примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии:
– 46.01.03 Делопроизволитель
При получении профессий НПО и специальностей СПО социально-экономического профиля обучающиеся учреждений НПО и СПО изучают географию в объеме 36 часов. При освоении специальностей СПО гуманитарного профиля – в объеме 72 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Программа содержит материал, включающий систему комплексных социально-ориентированных знаний о размещении населения и хозяйства, особенностях, динамике и территориальных следствиях главных экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, о проблемах взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходах к развитию территорий.
Содержание программы ориентируется, прежде всего, на развитие географических умений и навыков, общей культуры и мировоззрения обучающихся, решение воспитательных и развивающих задач общего образования, социализации личности.
Программа призвана сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, развить у них познавательный интерес к другим народам и странам, а также сформировать знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
Программа обладает рядом особенностей:
– усилена практическая составляющая курса, которая предполагает разнообразную самостоятельную, творческую и познавательную деятельность учащихся;
– акцентируется внимание на технологических особенностях ряда отраслей и производств мирового хозяйства;
– увеличен объем содержания по географии России;
– проблемы географии мирового хозяйства показаны на примерах не только зарубежных стран, но и России;
– типология стран учитывает особенности их социально-экономического развития.
Особое место в программе уделено практическим работам с различными источниками географической информации – картами, статистическими материалами, геоинформационными системами.
Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучаемых, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов является неотъемлемой частью учебного процесса.
Практические работы предложены в каждом разделе программы. Курсивом выделены практические работы, выполнение которых при изучении учебной дисциплины «География» в объеме 39 часов не обязательно.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений НПО и СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Примерная программа по географии завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов.
Примерная программа учебной дисциплины «География» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, практических работ, тематику рефератов, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «География» входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение
студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и спо-
собность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации
к обучению и познанию;
−− сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современ-
ному уровню развития географической науки и общественной практики;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готов-
ность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятель-
ности;
−− сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-
экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
−− сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудни-
честве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полез-
ной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
−− умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной
речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,
приводить аргументы и контраргументы;
−− критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критич-
ной оценки получаемой информации;
−− креативность мышления, инициативность и находчивость;
• метапредметных:
−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способ-
ность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
−− умение ориентироваться в различных источниках географической информа-
ции, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников;
−− умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
−− осознанное владение логическими действиями определения понятий, обоб-
щения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного
выбора оснований и критериев;
−− умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргумен-
тированные выводы;
−− представление о необходимости овладения географическими знаниями с
целью формирования адекватного понимания особенностей развития совре-
менного мира;
−− понимание места и роли географии в системе наук; представление об обшир-
ных междисциплинарных связях географии;
• предметных:
−− владение представлениями о современной географической науке, ее участии
в решении важнейших проблем человечества;
−− владение географическим мышлением для определения географических
аспектов природных,_ социально-экономических и экологических процессов
и проблем;
−− сформированность системы комплексных социально ориентированных гео-
графических знаний о закономерностях развития природы, размещения на-
селения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,
протекающих в географическом пространстве;
−− владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими
объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природ-
ных и антропогенных воздействий;
−− владение умениями использовать карты разного содержания для выявления
закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о при-
родных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
−− владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной
информации;
−− владение умениями применять географические знания для объяснения и оцен-
ки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня
безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
−− сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаи-
модействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося 36 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | |
зачет | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | 30 |
индивидуальные творческие задания | 6 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «География»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 . Введение. Источники географической информации | 2 | ||
Географическая карта. Статистические материалы. Географическая информация: космические снимки, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно – координированных географических данных. | |||
Самостоятельная работа: - административно-территориальное устройство стран, обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размерам территории; - характеристика типологии стран по социально-экономическим показателям. ВВП | |||
Сравнительный анализ карт разной тематики | 2 | ||
2. Политическое устройство мира | 4 | ||
Разнообразие стран на политической карте мира. ВВП. Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран. Социальные показатели | |||
состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах типов. Примеры стран. Государственное устройство разных стран мира. «Горячие точки» планеты» | |||
2.1 Знакомство с политической картой мира, разнообразие стран» | 2 | 2 | |
2.2 Обозначение на контурной карте первых пяти стран по численности населения и размеру территории» | Самостоятельная работа: - Экономическая типология стран мира по ВВП. - Государственное устройство разных стран мира. - «Горячие точки» планеты» | 2 | |
3. . География мировых природных ресурсов | 4 | ||
3.1.Ресурсообеспеченность. Природные ресурсы Земли, их виды | Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Геогра- фическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресур- сообеспеченность. | 2 | |
3.2 Обеспеченность разных регионов и стран основными видами природных ресурсов» | Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал. | 2 | |
Самостоятельная работа: - ресурсы Мирового океана; - экологические проблемы для каждой группы природных ресурсов, возможные пути их решения | |||
4. География населения мира | 6 | ||
4.1. Численность население мира. Воспроизводство. | Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения, их типы и виды. Состав и структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по уровню образования). Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Географические аспекты качества жизни населения. Культурные традиции разных народов, их связь с природно-историческими факторами. Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения в крупных странах и регионах мира. Понятие о качестве трудовых ресурсов. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира. Экологические проблемы больших городов | 2 | 2 |
Самостоятельная работа - типы воспроизводства, урбанизация. - миграция и ее виды. Трудовые резервы | 2 | ||
4.2 особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира | 2 | ||
4.3 Определение демографической ситуации и в разных странах и регионах мира. Трудовые ресурсы | 2 | ||
5. Мировое хозяйство | 9 | ||
5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства. | 2 | ||
5.1.1. Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Особенности развития. | Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации. Научно- технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основ- ные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирово- го промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню эконо- мического развития. «Мировые» города. | 2 | |
5.2. География отраслей первичной сферы мирового хозяйства | 4 | ||
5.2.1. Сельское хозяйство и его экономическиеособенности.Горнодобывающая промышленность. | Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направле- ния. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и живот- новодства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. | 2 | |
5.2.2 Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства | 2 | ||
5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства | 8 | ||
5.3.1. . Географические особенности мирового потребления, перерабатывающие отрасли | Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. . Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии (перерабатывающие отрасли). | 2 | |
5.3.2. . Географические особенности мирового потребления, перерабатывающие отрасли | Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения,химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности. | 2 | |
5.3.3 Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. | 2 | ||
5.3.4 Главные центры мировой торговли» (экспорт, импорт) | 2 | ||
5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства | 4 | ||
5.4.1 Транспортный комплекс и его современная структура, географические особенности. | Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. | 2 | |
5.4.2. Дифференциация стран мира по уровню услуг. Международная торговля. | Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли. | 2 | |
6. Регионы мира | |||
6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы. | 6 | ||
6.1.1. Общая характеристика Зарубежной Европы. ЭГП одной из стран Западной Европы. | Политическая карта. Различия стран по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. | 2 | |
6.1.2 Зарубежная Европа. Типы стран. Главные, высокоразвитые страны» | Типы стран. Главные, высокоразвитые страны Географическое положение, история открытия и освоения, природно – ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально - экономического развития | 2 | |
6.1.4 Взаимосвязь между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий | 2 | 2 | |
Самостоятельная работа: - экономико-географическое положение ФРГ, Франции, Великобритании Рефераты: - Франция - Великобритания Презентация: - Зарубежная Европа | |||
6.2. Зарубежная Азия. | 8 | ||
Зарубежная Азия. Различия стран по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Главные, высокоразвитые страны Географическое положение, история открытия и освоения, природно – ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально - экономического развития. Проблемы территории. | |||
6.2.1. Зарубежная Азия. Общая характеристика. | Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положе- ния региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группи- ровки. | 2 | |
6.2.2. Южная, Восточная Азия, Индия, Китай. | Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их фор- мирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный по- тенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | |
6.2.3. Юго-Восточная Азия, Япония. Проблемы территории. | Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их фор- мирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный по- тенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. | 2 | |
6.2.4 Размещение основных промышленных районов Азии, сопоставление с Западной Европой | 2 | ||
Самостоятельная работа: - географическое положение Индии, Китая, Японии. Природно-ресурсный потенциал, проблемы социально- экономического развития Рефераты: - Индия. Культура, религия, история открытия, освоения -Китай. Культура, религия, история открытия, освоения -Япония. Культура, религия, история открытия, освоения Презентация: - страны Азии | |||
6.3. География населения и хозяйства Африки | 4 | ||
6.3.1. Взаимосвязь между размещением населения, хозяйства, природными условиями стран Африки. | Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специали- зации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Различия стран по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Главные, высокоразвитые страны | 2 | |
6.3.2 Регионы мирового значения, главные регионы добывающей, обрабатывающей промышленности Африки | Географическое положение, история открытия и освоения, природно – ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально - экономического развития. | 2 | |
Самостоятельная работа: - роль ЮАР в мировом хозяйстве Рефераты: - страны Африки Презентация: - Африка | |||
6.4. Северная Америка | 4 | ||
6.4.1. Общая характеристика Северной Америки. | Северная Америка: Общая характеристика. США, Канада. Различия стран по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Хозяйство. Типы стран. История открытия и освоения, природно – ресурсный потенциал, население. | 2 | 2 |
6.4.2. Роль и место Северной Америки в мировом хозяйстве. | Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положе- ния региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономи- ческие районы | 2 | |
Самостоятельная работа: - США. Канада – роль в международном разделении труда - географическое положение, Аргентина, Бразилия, Мексика природно-ресурсный потенциал, социально-экономическое развитие. Рефераты: - США, Канада - Аргентина, Бразилия, Мексика Презентации: - Северная Америка (США, Канада) - Латинская Америка (Аргентина, Бразилия, Мексика) | |||
6.5. Латинская Америка | Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. | 6 | |
6.5.1. Общая характеристика Латинской Америки. | История формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. | 2 | |
6.5.2. Аргентина, Бразилия, Мексика. Общая характеристика. | Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их фор- мирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный по- тенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура | 2 | |
6.5.3 Роль и место Северной и Латинской Америки в мировом хозяйстве» | 2 | ||
6.6. Австралия, Океания | 2 | ||
Географическое положение, история открытия и освоения, природно – ресурсный потенциал, население, хозяйство, проблемы современного социально - экономического развития. размеры территории, численность населения, особенности населения. | |||
6.6.1. Общая характеристика Австралии, Океании. | Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического по- ложения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территори- альная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. | 2 | |
Самостоятельная работа: - роль Австралии в мире Рефераты: - Австралия Презентация: - Австралия | |||
7. Россия в современном мире | Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России. Характеристика современного этапа развития хозяйства. Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Участие России в международной торговле и других формах внешних экономических связей. Внешние экономические связи России со странами СНГ и Балтии; со странами АТР; Западной Европы и другими зарубежными странами; их структура. Участие разных регионов России в географическом разделении труда. География отраслей международной специализации России. | 4 | |
7.1. Россия на политической карте мира ,характеристика хозяйства. | 2 | ||
7.2 Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда | 2 | ||
Самостоятельная работа: - география внешней торговли России с зарубежными странами Рефераты: - Россия Презентация: - Россия | |||
8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества | 4 | ||
Географические аспекты современных глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | |||
8.1 Выявление регионов с неблагоприятной экологической ситуацией» | Геоэкология– фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа: - выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества. | |||
Дифференцированный зачет | 2 | 3 | |
ВСЕГО: | 72 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета География.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методических пособий по географии;
- политическая карта мира, атлас, контурная карта, презентации: регионы, страны мира.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор
- персональный компьютер
- проекционный экран
- телевизор,
- видеомагнитофон,
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Баранчиков Е.В. География для проф.социально-экономического профиля
- Максаковский В.П. География: учебник. – М.: Просвещение, 2011
- Олейник А.П. Большой справочник по географии для школьников и поступающих в ВУЗы: электронный ресурс. – Москва, 2014
Дополнительные источники:.
2. Интернет-ресурс. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Форма доступа: www.krugosvet.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные, знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; -оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; -применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; -составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; -сопоставлять географические карты различной тематики; | Фронтальный и индивидуальный опрос. Домашняя работа, тестирование Фронтальный и индивидуальный опрос. Практические занятия Практические занятия, индивидуальные творческие задания Практические занятия, домашняя работа, тестирование Фронтальный и индивидуальный опрос. Практические занятия |
Знания: | |
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни: - основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований -для выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; -нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; -понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. | Фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые задания Рефераты, сообщения тестирование Практические занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "География" на 39 аудиторных часов
Рабочая программа учебной дисциплины "География" для среднего профессионального образования для специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 43.02.01 Организация обслуживания ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 География программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, феде...
Рабочая программа учебной дисциплины БД.07 География
Рабочая программа учебной дисциплины БД.07 География...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 География по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 "География" по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование....
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География»
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География» по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 08.01.26 МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ ЖИЛИЩНО-КОММ...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО...