Рабочая программа " Экономическая и социальная география мира"
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Рабочая программа для курса "География. Углублённый уровень" 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа с КТП | 37.17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА № 384 им. Д.К. КОРНЕЕВА
«Рассмотрено» | «Согласовано» | «Утверждено» |
Протокол № _____ | Протокол заседания педагогического совета № __ | |
«___» __________ 20___г. | «___» __________ 20___г. | «___» __________ 20___г. |
Методист ООО | Заместитель директора | Директор |
________ / ___________/ | ________ / ___________/ | ________ / ___________/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ГЕОГРАФИИ
Основное общее образование, 10 класс
Уровень: углублённый
Количество часов: всего 102 часа (в 10 «Б»), 3 часа в неделю
Учитель Лысова Анна Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы курса
«География. 10 – 11 классы. Углублённый уровень»
Автор В.Н. Холина
Пояснительная записка.
Изменение концепций школьного образования, предполагающее возможность выбора учащимися (учителями и родителями) профильных предметов, требует новых подходов к формированию учебных программ и курсов.
Программа курса «География. 10 – 11 классы. Углублённый уровень», автор В.Н.Холина взята из сборника География. 10 -11 классы: рабочие программы : учебно-методическое пособие / сост. С.В. Курчина. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2015.
Данный курс представляет инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) «География. Углублённый уровень».
Учитывая нарастающие процессы глобализации мирового социума, одной из воспитательных задач данного комплекса является воспитание человека мира – человека, свободно ориентирующегося в море информации и многообразии стран. В данном курсе географии выходит за рамки чисто хозяйственной сферы в более глобальную – экономическую сферу, отвечая в большей степени на вопросы «почему?», а не «где?» (все предшествующие географические курсы акцентировали внимание именно на выяснении вопроса «где?»). Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир. Учитель выступает в большей степени как организатор процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Продолжая закреплять ранее приобретённые навыки, учащиеся развивают новые.
Размещение и развитие отраслей экономики и общества в современном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему , понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.
Цели и задачи курса.
Главной целью обучения в рамках предлагаемого ИУМК является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития мирового хозяйства, формирование политической картины мира, размещения хозяйства и общества, о пространственном функционировании экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно-культурном отношении территориях современного мира, о роли географии в их познании.
Одной из важнейших воспитательных задач курса является обучение учащихся навыкам умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа процессов и явлений современного мира. Это наряду с фактологическими знаниями является неотъемлемой составной частью инновационного учебного-методического комплекса. Подобный подход способствует становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения.
Кроме того, система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках (например, в школьных учебниках и атласа по истории и экономике).
Изменения, внесённые в авторскую программу связаны с уменьшением количества часов со 105 часов на 102 часа, в соответствии с базисным планом школы.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Данный учебно-методический комплекс для углублённого изучения географии в 10 классе содержит, кроме учебников, методическое пособие, рабочую тетрадь.
1. География. 10 класс. Углублённый уровень. Учебник (автор В.Н.Холина)
2. География. 10 класс. Углублённый уровень. Рабочая тетрадь (автор В.Н.Холина)
3.
Место курса в учебном плане.
Согласно учебному плану в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объёме 201 ч за два года (3ч в неделю), 102 часа в 10 классе и 99 часов в 11 классе. Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на углублённом уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию». Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также задача, которую решает профильная школа – специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором, стали главными факторами, учитывавшимися при построении концепции курса.
Содержание программы и результаты изучения предмета.
Геграфия. 10 класс. Углублённый уровень
(3 часа в неделю, всего 102 часа)
Раздел 1. География в современном мире (12 ч).
Тема 1. География как наука (6 ч).
Почему география – самостоятельная наука? Место географии в системе наук. География: от сбора фактов к поиску закономерностей. И. Кант и классификация наук (сущностные, хорологические и хронологические). Задачи географии. Карьера с географией. Возможности, которые даёт география для жизни и работы. Географическое образование. Географические олимпиады.
Что изучает география? Пространство – объект изучения в географии. Законы размещения. Выбор места для размещения хозяйственных объектов. Географическое положение и местоположение. Роль ресурсных факторов в экономическом развитии. Пространственные ресурсы: абсолютные и относительные.
Тема 2. Методы географических исследований (6 ч).
Какими были первые методы географических исследований? Традиционные методы географических исследований: экспедиционный, картографический, описательный. Карта – альфа и омега географии.
Что такое географические законы и модели? Географические законы и модели. Законы физической и экономической (общественно) географии. Модель Тюнена – первая теоретическая модель географии. Идеальные условия выполнения модели. Закономерности размещения зон различной специализации сельского хозяйства в изолированном государстве. Проявление «колец Тюнена» на локальном, региональном и глобальном уровнях. Описательные и нормативные модели. Территориальная статистическая матрица данных (парадигма – устойчивая схема научной деятельности) экономической географии.
Каковы новейшие методы географических исследований? Современные методы исследований: территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космический мониторинг Земли, системы подспутникового позиционирования. Программа Google Earth.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
Объяснять значение понятий: географическое пространство, географическое положение, хорология, позиционный принцип, территория, ареал, карта, законы размещения, абсолютные и относительные пространственные ресурсы, методы географических исследований (экспедиционный, картографический, описательный, моделирование, территориальная матрица статистических данных , районирование), геоинформационные системы;
анализировать картографические материалы;
оценивать сравнительную выгодность (и значение) географического положения экономических объектов;
использовать на практике концепцию географического положение и местоположения;
сопоставлять и делать выводы по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;
объяснять модель Тюнена – первую модель в общественной географии;
объяснять условия выполнения географических моделей;
использовать программу Google Earth, иметь представление о ГИС, работать с макетом ГИС;
представлять практическое значение географии для повседневной жизни и бизнеса.
Раздел 2. Политическая карта мира: государства и границы (33 ч).
Тема 1. Объект политической карты мира (14 ч).
Каковы основные черты независимых государств? Объекты политической карты мира. Формы правления независимых государств. Монархии и республики. Государства в составе Содружества ( Британского). Французский союз.
Какие формы государственного устройства имеют независимые государства? Унитарные государства и федерации. Конфедерации. Географическое положение. анализ размещения по регионам. Исторические особенности формирования.
Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашённые государства? Причины появления, географическое положение. непризнанные государства в регионах мира – Азии, Африке, Европе, Америке, Австралии и Океании. Сепаратизм. «Горячие точки» на политической карте мира.
Что такое международные территории и акватории и каков их статус? Антарктика, Арктика. Международные проливы, реки, каналы.
Где и почему расположены территории с неопределённым статусом? Территории с неопределённым статусом: нейтральные, арендованные, оккупированные. Их отличительные особенности. Географическое положение. перспективы развития. Статус международных территорий.
Когда и почему появились на политической карте несамоуправляющиеся территории? Несамоуправляющиеся территории: колонии, доминионы, протектораты, подмандатные и подопечные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты. Территории, в отношении которых действует требование ООН о предоставлении независимости; их географическое положение (колониальный список ООН).
Какие функции выполняют межгосударственные политические организации? ООН (история создания, страны-члены, значение в современном мире). Совет Безопасности ООН. Миротворческие операции ООН. Региональные политические и экономические организации.
Тема 2. Территории и границы государств (3 ч).
Какие объекты входят в состав территории государства? Состав территории государства. Государственные границы и международные правила их проведения. Естественные рубежи как границы. Сухопутные и морские границы. Континентальный шельф, территориальные воды, прилегающая зона, исключительная экономическая зона, исключительная зона рыболовства.
Как проходят государственные границы? Выход к морю: преимущества географического положения.
Чем вызваны территориальные споры между государствами? Территориальные споры: исторические и географические причины. Основные способы решения споров: военные действия и политические переговоры.
Тема 3. Формирование политической карты регионов мира (10 ч).
Какие события повлияли на формирование политической карты мира? Этапы формирования политической карты мира. Великие географические открытия. Колониальные империи и их распад. Колонизация и деколонизация. Последние изменения на политической карте мира.
Как формировалась политическая карта Европы? Основные этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события XX – начала XXI вв. Межгосударственные договоры, закрепляющие изменения политической карты мира. Территориальные споры и этнические конфликты. Региональные организации.
Как формировалась политическая карта Азии? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события XX – начала XXI вв. Региональные экономические и политические организации. Территориальные споры и этнические конфликты.
Как формировалась политическая карта Африки? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события XX – начала XXI вв. Год Африки. Территориальные споры. Международные организации.
Как формировалась политическая карта Океании? Этапы формирования. Формы государственного устройства и правления. Основные события XX – начала XXI вв. Территориальные споры.
Тема 4. Политическая география и геополитика (6 ч).
Каковы основные положения традиционных геополитических теорий? Основные понятия геополитики. Германская школа геополитики (Ф. Ратцель). Географические факторы мировой политики XX в. «Географическая ось истории» Х. Маккидера. Концепция географического предназначения Германии. Геополитические теории К. Хаусхофера как идейная база немецкой экспансии первой половины XX в.
Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей? Геополитическая модель мира С. Коэна. Геоэкономическая школа геополитики. Концепция мирового порядка. Евразийство.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: формы государственного устройства и правления, государственный суверенитет, метрополии, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты), распад и объединение государств, ООН, монархии, республики (парламентские и президентские, федеративные и унитарные), конфедерации, Содружество, Французский союз, территориальная структура экономики, государственные границы (сухопутные, морские), территориальные воды, шельфовая зона, экономическая зона, естественные рубежи как границы, пограничные споры, анклавы, топонимика (название и географическое положение стран мира, колониальный раздел), геополитика, естественные границы, сферы влияния, динамическое равновесие интересов, жизненное пространство, евразийство;
составлять картосхемы;
показывать на политической карте страны и территории мира, их столицы;
называть этапы формирования политической карты мира, его регионов (Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании), связанные с этими этапами события, последние изменения на политической карте мира и их причины;
объяснять связь между колониальным разделом мира и сегодняшними особенностями экономической и общественной жизни стран Нового Света;
объяснять принципы функционирования международных организаций, структуру, их роль в политической жизни XX – XXI в.;
понимать функции миротворческих миссий ООН;
сопоставлять международные правила проведения государственных границ, существующие границы и выявлять причины территориальных споров между государствами;
объяснять причины существующих межгосударственных споров и возможные пути их решения;
различать основные направления политической географии, школы геополитики и геополитические модели мира и теории;
аргументировать оценивать преимущества и недостатки геополитических теорий;
проводить факторный анализ динамики геополитического положения страны, в том числе России.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (23 ч).
Тема 1. Показатели уровня социально-экономического развития стран мира (13 ч).
Как оценивать уровень развития и тип страны? Типологии и классификации стран мира. Показатели типологии: экономические, демографические, качества жизни. Измерение показателей. Взаимосвязь показателей: прямая, обратна. Валовой национальный доход (ВНД) – основа для классификации стран. Паритет покупательной способности валют. Отраслевая структура ВВП. Соотношение доли сельского хозяйства, промышленности, сферы услуг как показатель уровня развития страны. Структура ВВП для стран различных социально-экономических типов. Где и почему расположены «богатые» и «бедные» регионы мира? Географическое положение «богатых» и «бедных» регионов мира («богатый Север» - «бедный Юг», модель «центр – периферия» на глобальном уровне).
Где найти статистические показатели об уровне и качестве жизни? Источники данных о макроэкономических показателях: издания международных организаций – Всемирного банка, ООН, Всемирной торговой организации. Группы стран Всемирного банка (классификация по ВНД на душу населения): страны с низким доходом, страны с доходом выше среднего, страны с высоким доходом. Ежегодное изменение классификации, практическое использование. Место России в классификации Всемирного банка. Географическое положение групп стран и их характеристика.
Почему валовой национальный доход является основной для классификации стран? Классификации стран и территорий Всемирного банка, Международного валютного фонда; географические типологии. Географическое положение и содержательная характеристика социально-экономического положения стран, входящих в группы: 1) страны с низким доходом, 2) страны с доходом выше среднего, 3) страны с высоким доходом. Типологические особенности стран с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой: уровень и качество жизни, численность населения, перспективы экономического и политического развития.
Как самому составить классификацию стран? Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Логическая основа классификации, методы отбора ключевых показателей. Методика ранжирования.
Тема 2. Типы стран современного мира (10 ч).
Как различить более развитые и менее развитые страны? Типология стран мира ООн: более развитые и менее развитые страны в мировой экономике – отличительные черты и критерии выделения. Роль фактора географического положения в развитии стран. Географическое положение «богатых» и «бедных» стран и регионов («богатый Север» - «бедный Юг», модель «центр – периферия» на глобальном уровне). Более развитые и менее развитые страны в мировой экономике: отличительные черты.
Какую роль в мировой экономике играют экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны? Типология международного валютного фонда. Экономически развитые страны. Развивающиеся страны. Наименее развитые страны. Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю. Малые островные и прибрежные развивающиеся страны, и территории. Страны с переходной экономикой.
Какие типы стран выделяют географы? Экономико-географическая типология стран современного мира. Типы экономически развитых стран и их характеристика: главные капиталистические страны, экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы, страны переселенческого капитализма, страны со средним уровнем экономического развития. Страны с переходной экономикой. Типы развивающихся стран: ключевые страны, высокоурбанизированные переселенческие страны, страны анклавного развития, страны внешнеориентированого развития (новые индустриальные страны, страны-нефтеэкспортёры, страны плантационного хозяйства, страны концессионного развития, страны- «квартиросдатчики», крупные низкодоходные страны). Место России в международных и экономико-географических классификациях и типологиях. Глобальные проблемы человечества и их проявления в развивающихся странах.
Как формируется территориальная структура колониальной экономики? Пространственная динамика хозяйственных укладов. Причины проблем развивающихся стран. Цели развития третьего тысячелетия (ООН).
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
Объяснять значение понятий: типы стран, более развитые страны, менее развитые страны, наименее развитые страны, страны с переходной экономикой, новые индустриальные страны, типологии и классификации, МВФ, Мировой банк,, показатели уровня и качества жизни – относительные и абсолютные, индекс развития человеческого потенциала, анаморфированное картографическое изображение, диверсификация, натуральная и товарная экономика, ключевые страны, малые островные развивающиеся страны, страны анклавного развития, концессионного развития, переселенческого капитализма, зависимого плантационного хозяйства;
оценивать тип и уровень развития страны через систему показателей;
моделировать территориальную структуру экономики страны;
анализировать, интерпретировать и сопоставлять картографические материалы, социально- экономические показатели;
сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
выделять типы стран по методике многопризнаковой классификации;
работать с территориальной матрицей статистических данных.
Раздел 4. Население и культура (30 ч)
Тема 1. Размещение населения (17 ч).
Где и когда появились на Земле первые люди? География населения в структуре общественной географии. Французская научная школа «географии человека» (Видаль де ла Бланш). Гипотезы появления человека. Восточная Африка – предполагаемая родина человечества. Расселение людей по планете Земля.
Как узнать точную численность людей? Динамика численности населения мира по регионам. Оценка численности населения: переписи, прогнозы. У. Петти – изобретатель «политической арифметики» (статистики). Особенности переписей в более развитых и менее развитых регионах. Переписи в РФ. Страны и территории с наибольшей и наименьшей численностью населения.
Какие факторы определяют расселение людей? Закономерности размещения населения мира. Природные и общественные факторы размещения. Районы с высокой и низкой плотностью населения (по регионам мира).
Почему люди переезжают из одной страны в другую? Миграции. Экономические и политические причины миграций (экономические мигранты, экологические и политические беженцы). Динамика роста миграционных потоков и их влияние на экономку, политику, общественную жизнь в странах-донорах и странах-реципиентах.
Какие показатели используют для оценки количества и качества населения? Демографические показатели: абсолютные и относительные. Эмиграция и иммиграция, механический и естественный прирост. Демографические показатели стран различных социально-экономических типов (оценка уровня развития страны через систему демографических показателей). Взаимосвязь демографических показателей, уровня и социально-экономического типа развития страны. Страны (территории) с максимальной и минимальной численностью населения. Демографические прогнозы. Демографические пирамиды: источники информации, правила построения. Взаимосвязь формы демографической пирамиды и уровня социально-экономического развития страны.
Как изменялась численность населения по регионам мира? Динамика численности населения мира по регионам и типам стран. Демографический взрыв в развивающихся странах. Демографические проблемы менее развитых и более развитых стран.
Грозит ли Земле перенаселение? Модели динамики численности населения мира (гипотеза Т.Мальтуса, теория демографического перехода Ф. Ноутстайна). Прогнозы численности населения.
Как государство может регулировать число своих граждан? Демографическая политика в экономически развитых и развивающихся странах. Особенности демографической политики в Китае, Западной Европе, России и Индии.
Тема 2. Культурные районы мира (13 ч).
Что такое культура и из каких элементов она состоит? Элементы культуры: ментифакты, социофакты, артефакты. Индикаторы культуры: стереотипы поведения, язык, религия, особенности хозяйственной деятельности.
Где и как формируются этносы как главные носители культуры? Расы и этносы. Этносы как носители культуры. Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва. Где и почему возникают этносы? Фазы этногенеза. Зоны пассионарных толчков. Этнический состав населения мира. Титульные нации, национальные меньшинства и этническая дискриминация.
Как формируются языки и как они влияют на образование этносов и государств? Язык – важнейшее связующее звено культуры. Территориальные различия в языках. Наиболее распространённые языки мира. Государственные языки. Национальные языки. Обособленные языки. Билингвизм. Языковые семьи и группы. Изменения в языках (качественные и вызванные внешними контактами).
Как религии влияют на культуру регионов мира? География религий мира. Монотеистические и политеистические религии. Местные традиционные верования. Национальные и мировые религии: очаги происхождения и современного распространения. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Исламская экономика. Карьера – туризм. Религиозные конфликты.
Какие историко-культурные районы выделяются в мире? Историко-культурные районы мира, причины формирования территориальных различий в культуре. Этнографическая концепция хозяйственно-культурного районирования мира. Историко-культурные районы мира. Ж. Реклю об особенностях геоисторического подхода.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
объяснять значение понятий: переписи населения, численность и качество населения, экономически активное население, демографические показатели (относительные и абсолютные): рождаемость, смертность, естественный прирост населения, механический прирост населения, коэффициенты роста и прироста населения, темпы роста и прироста населения, воспроизводство населения, нетто-коэффициент воспроизводства населения; брутто-коэффициент воспроизводства, демографические пирамиды, миграции (экономические, политические, экологические), эмиграция, иммиграция, кривая движения, возрастные демографические пирамиды, демографическая политика, демографический взрыв, депопуляция, этносы, расы, народы, метисы, мулаты, самбо, языковые семьи и группы, билингвизм, государственный язык, рабочие языки ООН, мировые религии (христианство, ислам, буддизм), местные традиционные верования (анимизм, фетишизм, тотемизм), ислам, иудаизм, атеизм, элементы культуры (артефакты, ментифакты, социофакты), хозяйственно-культурные области мира – геоисторические регионы, зоны пассионарных толчков, пассионарии, стадии этногенеза;
строить демографические пирамиды;
определять уровень и тип развития страны по отличительным особенностями демографической пирамиды;
оценивать экономические последствия изменения демографической структуры населения;
прогнозировать динамику численности населения через систему демографических показателей;
определять социально-экономический тип страны через систему демографических показателей;
оценивать влияние иммиграции и эмиграции на социально-экономическое положение стран;
объяснять суть демографических проблем и пути их решения; взаимосвязь природных и общественных факторов в размещении районов с высокой и низкой плотностью населения;
оценивать достоверность демографических прогнозов и стадий демографического перехода (по странам и регионам мира);
читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические материалы, характеризующие население.
Метапредметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
ставить учебные задачи и выбирать наиболее рациональную последовательность их выполнения;
планировать свою работу в соответствии с целями, задачами и условиями;
систематизировать и структурировать информацию, выбирать главное;
владеть навыками анализа и синтеза;
работать с текстом, понимать прочитанное, искать и отбирать источники информации;
работать с различными источниками информации: составлять план работы, конспекты, тезисы выступления, анотации;
организовывать и представлять результаты своей работы в том числе с использованием презентации и программы Power Point, аналитических записок, рефератов;
самостоятельно добывать знания и информацию, расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
применять теоретические знания на практике;
применять средства Microsoft Оffice и персональный компьютер для решения практических задач;
работать в команде (в составе временного творческого коллектива), распределять функции и сферу ответственности за конечный результат;
выступать перед аудиторией;
учувствовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения;
находить приемлемое решение.
Личностные результаты обучения
Учащийся должен обладать:
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки и общественной практики;
российской гражданской идентичностью и гражданской позицией, готовность вести диалог и достигать взаимопонимания, критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете;
понимание многообразия культур мира и его регионов, толерантным отношением к представителям других этносов как носителей культуры;
ответственным отношением к учебе, способностью к самообразованию;
способностью делать осознанный выбор наиболее интересных для себя материалов для формирования индивидуальной траектории обучения.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
« ___» ____________20 ___ года
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ШКОЛА № 384 им. Д.К. КОРНЕЕВА
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по ГЕОГРАФИИ
курс «География России»
10 класс «Б»
Учитель: Лысова Анна Николаевна
Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Лысовой Анны Николаевны
учителя географии ГБОУ Школа № 384
2016 г.
Календарно – тематическое планирование.
Раздел | Тема | Часы | Дата | Статус урока |
География в современном мире | 11 | |||
Почему география самостоятельная наука? | 1 | Семинар, практикум | ||
Карьера с географией | 1 | Семинар, практикум | ||
Что изучает география? | 2 | Практикум | ||
Географическое положение и местоположение моего города | 2 | |||
Какими были первые методы географических исследований? | 1 | Практикум | ||
Что такое географические законы и модели? | 2 | Лекция, практикум | ||
Каковы новейшие методы географических исследований? | 1 | |||
Итоговый урок по теме. | 1 | Зачёт | ||
Политическая карта мира: государства и границы. | 24 | |||
Каковы основные черты независимых государств? | 2 | |||
Какие формы правления имеют независимые государства? | 1 | |||
Какие формы государственного устройства имеют независимые государства? | 1 | |||
Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашённые государства? | 1 | Лекция | ||
Имеют ли право на самоопределение самопровозглашённые государства? | 2 | Конференция | ||
Что такое международные территории и акватории и каков их статус? | 1 | |||
Где и почему расположены территории с неопределенным статусом? | 1 | |||
Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории? | 1 | |||
Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира? | 1 | |||
Как формировалась политическая карта Европы? | 2 | Лекция, практикум | ||
Как формировалась политическая карта Азии? | 2 | Лекция, практикум | ||
Как формировалась политическая карта Африки? | 2 | Лекция, практикум | ||
Как формировалась политическая карта Америки? | 2 | Лекция, практикум | ||
Как формировалась политическая карта Океании? | 1 | Практикум | ||
Каковы основные положения традиционных геополитических теорий? | 1 | Лекция | ||
Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей? | 1 | Лекция | ||
Геополитическое положение РФ. | 1 | Самостоятельная работа | ||
Итоговый урок | 1 | Зачёт | ||
Богатство и бедность: типы стран | 23 | |||
Как оценить уровень развития и тип страны | 1 | |||
ВВП и ВНП как главные индикаторы уровня развития страны. | 1 | |||
Отраслевая структура ВВП. | 1 | Практикум | ||
Где и почему расположены «богатые» и «бедные» регионы мира? | 2 | Лекция, практикум | ||
Где найти статистические показатели об уровне и качестве жизни? | 1 | Практикум | ||
Почему валовой национальный доход является основой для классификации стран? | 1 | |||
Всемирный банк: страны с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой. | 1 | Практикум | ||
Страны с критическим уровнем внешней задолженности, низким уровнем дохода и нестабильной политической обстановкой. | 2 | Конференция | ||
Как самому составить классификацию стран? | 2 | Практикум | ||
Многопризнаковая классификация стран региона по выбору. | 1 | Конференция | ||
Как различить более развитые и менее развитые страны? | 1 | Лекция, семинар | ||
Какую роль в мировой экономике играют экономически развитые страны? | 1 | Практикум | ||
Развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю. | 1 | Практикум | ||
Малые островные развивающиеся страны | 1 | Практикум | ||
Наименее развитые страны | 2 | Семинар, практикум | ||
Какие типы стран выделяют географы? | 1 | |||
Как формируется территориальная структура колониальной экономики? | 2 | |||
Итоговый урок | 1 | Зачёт | ||
Население и культура | 30 | |||
Где и когда появились на Земле первые люди? | 1 | Лекция, семинар | ||
Как узнать точное число людей? | 2 | Семинар, практикум | ||
Какие факторы определяют расселение людей? | 2 | Практикум | ||
Природные, политические и техногенные катастрофы, их влияние на размещение населения. | 2 | Семинар, конференция | ||
Почему люди переезжают из одной страны в другую? | 1 | Самостоятельная работа | ||
Какие показатели используют для оценки количества и качества населения? | 1 | Семинар | ||
Какие существуют различия по демографическим показателям между регионами мира? | 1 | Самостоятельная работа | ||
Демографические пирамиды | 2 | Семинар, практикум | ||
Как изменялась численность населения по регионам мира? Грозит ли Земле перенаселение? | 2 | Лекция, самостоятельная работа | ||
Как государство может регулировать число своих граждан? | 2 | Конференция, семинар | ||
Итоговый урок по теме | 1 | Зачёт | ||
Что такое культура и из каких элементов она состоит? Где и как формируются этносы как главные носители культуры? | 1 | Лекция | ||
Этнический состав населения стран мира. | 1 | Практикум | ||
Русский этнос в свете теории этногенеза. | 1 | Семинар | ||
Как формируют языки и как они влияют на образование этносов и государств? | 1 | Семинар | ||
Национальный состав населения моего города. | 1 | Самостоятельная работа | ||
География религий | 2 | Лекция, семинар | ||
Как влияют религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира? | 1 | Практикум | ||
Святые места моего города (области) как фактор развития туризма | 1 | Конференция | ||
Какие историко-культурные районы выделяют в мире? | 1 | Лекция | ||
Историко-культурные области мира | 2 | Конференция | ||
Итоговый урок по теме | 1 | Зачёт | ||
Повторение и обобщение | 3 | Подведение итогов | ||
Резервное время 11 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии 10-11 класс к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира", 1 час в неделю.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса, поурочно-тематическое планирование, темы практических работ....
Рабочая программа «Экономическая и социальная география мира» 10-11 классы
Рабочая программа к учебнику Максаковского В. П. "Экономическая и социальная география мира" (10 класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Рабочая программа с к-т 10 класс "География. Экономическая и социальная география мира" (В.П. Максаковский)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа с к-т 11 класс "География. Экономическая и социальная география мира" (В.П. Максаковский)
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием...
Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Общая характеристика мира» для 10 класса (социально-экономический профиль)
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 10 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...
Рабочая программа по учебному курсу «География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира» для 11 класса (социально-экономический профиль)
Данная рабочая программа по географии рассчитана на изучение предмета в 11 классе на профильном уровне (социально-экономический профиль)...