Комбинированный урок с элементами модульной и информационно-коммуникационной технологий в 5 классе «Земная кора и литосфера».
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему
Приводится план-конспект комбинированного урока географии в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_zemnaya_kora.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта.
Урок в 5 классе тема «Земная кора и литосфера».
Учитель Сименко Ю.В.
Урок составлен на основе рабочей программы для основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева Москва Просвещение -2011 г, в соответствии с календарно-тематическим планированием.
Тема: «Земная кора и литосфера».
Цели урока:
Познавательные УУД: познакомить с основными положениями теории дрейфа материков; формировать идею о постоянном развитии земной коры, переработать полученную информацию.
Личностные УУД: осознать необходимость знаний по географии, воспитывать стремление в продвижении от низкого уровня к высокому.
Регулятивные УУД: оценивать работу одноклассников, в соответствии с поставленными целями.
Коммуникативные УУД: учить работать самостоятельно, выбирать главное из различных источников информации.
Тип урока: комбинированный с элементами модульной и информационно-коммуникационной технологий.
Учебно-методический комплекс:
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012г.
- География. Планета Земля. 5-6 класс. Электронное приложение к учебнику автора А.А. Лобжанидзе. М.: Просвещение, 2012 г.
- Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь-тренажер, в 2 частях. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012 г.
Технологическая карта урока.
Этап урока | Содержание учебного материала | ФОУД | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||
1.Организационный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой на восприятие темы. Работать на уроке нужно Совместно, весело и дружно Не лениться, не зевать, Чтоб со всеми успевать! Все готовы с нами в путь Только знания не забудь Будь внимателен и смел Чтоб везде ты сам поспел Путь начнем мы с повторения. | Запись даты и темы урока. | ||||||||||||
2. Актуализация опорных знаний. | Литосфера, строение Земли. | Фронтальная беседа | Актуализация знаний по предыдущей теме выявление значение этих знаний; формулирует задание, обращает обучающихся к вопросам в начале параграфа. Все готовы отвечать Ну с чего бы нам начать, Объясните для примера, Что такое литосфера? | Работа с заголовком параграфа и вопросами в начале параграфа. Фронтальная беседа, выявляющая значение слов земная кора и литосфера; подводят итог: литосфера немонолитна, она разделена глубинными разломами на огромные полужесткие блоки разной величины. | ||||||||||
3.Создание проблемной ситуации. | Строение земной коры | Фронтальная беседа | Выдвигает проблему, формулирует вопросы: 1.Из какого вещества состоит земная кора? 2.Различается ли земная кора на материках и океанах? 3.Почему земная кора состоит из отдельных блоков? | Определяют каких знаний им не хватает. | ||||||||||
4. Целеполагание. | Фронтальная беседа | Подводящий диалог для самостоятельного формулирования учебной задачи на урок. | Формулируют цель урока: усвоить, каким образом на Земле образовались материки и океаны. | |||||||||||
5. Изучение нового материала. | Теория движения литосферных плит, количество плит, основные положения теории, сейсмические пояса. | Групповая работа | Учитель организует работу групп. 1 группа: проанализировать схему строения земной коры (приложение 1) 2 группа: используя текст учебника и приложение 2, объясните изменение положения материков. 3 группа: Изучая пласты земной коры, ученые обнаружили, что осадочные горные породы залегают не так, как когда-то накапливались на дне морей и во впадинах материков. Одни из них смяты в складки, другие разорваны и сдвинуты вдоль разломов на десятки километров. Объясните, используя рис. 82 учебника (приложение 3) Как они отражаются в рельефе земной поверхности? 4 группа. Почему земная кора движется? Какие движения земной коры опасны для человека? (приложение 4) Организует проверку выполнения заданий. | Организуют обсуждение вопроса (высказывают предположения, анализируют, делают выводы), представляют работы классу. Формируется навык публичного выступления. Производят сравнение работы с эталоном и ее корректируют. Создание итогового варианта работы. Оценка деятельности участников группы внутри групп. 1 группа: Земная кора бывает двух типов - материковая и океаническая. Материковая (континентальная) кора состоит из трех слоев: осадочного, гранитного и базальтового. Ее общая толщина - 30-40 км на равнинах и 60-75 км в горных районах. Океаническая кора значительно тоньше - всего 5-10 км. Она состоит из двух слоев: на базальтовом слое сразу залегает осадочный, а гранитный отсутствует. 2 группа: Литосферные плиты могут «плавать» по пластичному веществу астеносферы, перемещаясь вдоль поверхности планеты. Это вызывало «дрейф континентов» и неоднократно меняло лик Земли (Пангея, Лавразия, Гондвана). 3 группа. Было установлено, что деформация пластов зависит от движений земной коры. Земная кора, покрывающая Землю, как скорлупа, имеет ограниченную площадь. Если в одних местах кора нарастает, то в других - она становится тоньше. Раздвижение плит и наращивание коры характерно для срединных океанических хребтов на дне океанов. В других местах происходит сближение плит. Там края тяжелых плит опускаются, погружаясь в мантию, и переплавляются; в остальных местах края литосферных плит скользят вдоль друг друга и изменяются меньше. Теперь можно сделать главный вывод: самые подвижные зоны земной коры располагаются вдоль границ литосферных плит. С раздвижением литосферных плит связано образование гигантских грабенов на материках, в которых часто располагаются озера. Так возникли в Восточной Африке впадины озер Танганьика и Ньяса, а в Евразии - впадина Байкала. 4 группа. Перемещение тепла и вещества в мантии Земли создают огромные напряжения в литосфере, лежащей выше. Не выдерживая накопившегося давления, пласты твердой земной коры непрерывно сжимаются, растягиваются и перемещаются. Эти движения бывают быстрыми, и тогда их последствия для людей могут быть катастрофическими. Почти повсеместно на Земле наблюдаются и медленные (вековые) движения, о которых можно узнать только по показаниям чутких приборов. | ||||||||||
6.Самоконтроль. Определение уровня полученных знаний. | Горст, грабен, вертикальные поднятия земной коры | Индивидуальная работа | Учитель предлагает решить тест- матрицу. | Подбери к каждому пункту верное определение из таблицы (внизу)
| ||||||||||
7. Рефлексия (итог урока) | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся. | Осуществляют самооценку. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. 1. Сегодня на уроке мне… 2.Меня особенно удивило то, что… 3.До начала урока я думал, что…, а сейчас знаю… 4. Мне не понравилось… | ||||||||||||
8.Домашнее задание | №21. Придумать задачи на движение земной коры. Например: используя тектоническую и физическую карту, вычислите, через, сколько лет будет затоплена Венеция. | Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера - каменные оболочки Земли"
Разработка урокадля 6 класса....
Урок информационных коммуникационных технологий (10 класс) «СОЗДАНИЕ АНИМАЦИИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА»
Открытый урок по "Информатике и ИКТ" в 10 классе "СОЗДАНИЕ АНИМАЦИИ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ГРАФИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА»Цель урока: Научиться «оживлять» картинки на слайдах.Задачиурока:Активизация опор...
Внутренее строение Земли. Земная кора в литосфере
Урок географии для учащихся 6 классов учитель Дайдаева С.М. Тема: «Внутреннее строение Земли. Земная кора в литосфере». Цели: образовательные: сформировать представление о внутренн...
Педагогический проект "Активизация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время с использованием блочно-модульной и информационно-коммуникационной технологий"
Проект соединяет в себе внедрение двух технологий. Особенно хорошо его использовать в старших профильных классах....
Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках литературы и русского языка
Методический доклад на тему "Использование методов проектной деятельности и элементов информационно-коммуникационной технологии с целью формирования профессионально значимых компетенций на уроках лите...
КЛАССНЫЙ ЧАС Тема: «Профессия- Родину защищать!» (с использованием элементов диалоговой технологии, технологии критического мышления, информационно-коммуникационных и игровых технологий, технологии рефлекс
Министерство обороны Российской ФедерацииФедеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Ставр...
5 класс Земная кора-верхняя часть литосферы
Земная кора-верхняя часть литосферы...