Викторина "Занимательная География"
олимпиадные задания по географии по теме
Предварительный просмотр:
Викторина "Занимательная география"
Цель: Расширение кругозора учащихся и развитие познавательного интереса к изучению географии.
Подготовка к викторине: в классе формируются 3 команды. Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.
Оборудование: карточки с заданиями.
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
II. Проведение мероприятия.
- Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.
Итак, мы начинаем...
- Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.
- Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла
- Каждую команду оценивает жюри и сообщает результаты после каждого конкурса. (каждый правильный ответ – 1 балл).
1-ый конкурс «В стране сообразили»
(география + смекалка)
1)Разминка:
1-ая команда
- Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);
- Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);
- Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);
- Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);
2-ая команда
- Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);
- Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);
- Пыль с дороги захватил, а потом, набравшись сил, завертелся, закружился и столбом до неба взвился (смерч);
- Ну а в этой части света проживает полпланеты, и, конечно, здесь, без спора, самые большие горы (Азия);
3-тья команда
- В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);
- Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги ( болото);
- Ветер в море бушевал, превращая волны в вал. Натворил немало дел и куда Нептун смотрел (шторм, буря);
- Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).
2) Географические шарады:
- Чтоб разгадывать шарады географию знать надо.
Например:
Первое можно из снега слепить,
Грязи кусок может тоже им быть.
Ну, а второе - мяча передача,
Важная это в футболе задача.
Целое Люди в походы берут,
Ведь без него они путь не найдут, (ком + пас -компас).
1-ая команда:
Начало слова есть местоимение,
Что выскочки кричат без промедления,
А что в конце - ребёнок надевает,
Одежда та без рукавов бывает.
Всё вместе - это остров очень жаркий,
Сияет солнце в небесах там ярко. (Я + майка = Ямайка).
2-ая команда:
Последней буквой алфавита
Открыто слово и закрыто.
А между ними без седла
Стоит лошадка, что мала.
Вы это слово знать должны:
Оно — название страны. (Я + пони = Япония).
3-тья команда:
Часть первая — мост,
Но без буквы конечной.
Вторая — звучит на болоте беспечно.
А целое — местность.
Любимая пламенно,
Которую люди зовут Белокаменной. (Мос + ква = Москва).
3) Геологика:
- По данным определениям отгадайте географический термин или понятие. Кто даст правильный ответ по меньшему числу определений, тот считается выигравшим:
- Тёплый, холодный, звёздный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной... (дождь),
- Метеоритный, транспортный, финансовый, воздушный, людской, дождевой, водный, грязевый, речной... (поток),
- Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся... (вулкан),
- Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной...(песок),
- Живая, мертвая, огненная, жёсткая, мягкая, мутная, прозрачная, проточная, пресная, солёная... (вода),
- Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые...(облака),
- Звёздный, весёлый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, южный, северо-западный... (ветер),
- Звуковая, световая, воздушная, взрывная, ударная, магнитная, длинная, кроткая, сейсмическая, морская, приливно-отливная... (волна),
- Тёплая, дружеская, непринуждённая, напряжённая, здоровая, загрязнённая, земная, солнечная... (атмосфера).
4) Кто-кто в городе живёт или в посёлке?
- Москвичи, как известно, живут в Москве, одесситы - в Одессе, японцы - в Японии. А вот попробуйте определить, где живут:
- Челнинцы (в Набережных Челнах, Татария),
- Омичи (в Омске),
- Индийцы (в Индии)
- Куряне (в Курске),
- Томичи (в Томске)
- Донетчане (в Донецке, Украина).
5) Ответ ищите в вопросе:
- Постарайтесь ответить на наши простенькие шуточные вопросы, а географические ответы ищите в словах самих вопросов. Будьте внимательны! (например - В какую речку уронила Таня мячик? (в Нил, что в Африке - уронила)).
- Из какого города вызвали гримёра? (из Рима - гример).
- Где вьюга не завывает? (На юге - вьюга).
- Кто попортил ночью виноградник? (Град - виноградник).
6) Каждому своё:
- К каждому списку имён собственных нужно найти его прилагательное, чтобы с ним получилось географическое название, которое и в самом деле можно найти на карте.
- Каньон, Барьерный риф, Енисей - ... (Большие: Большой Каньон в США, Большой Барьерный риф вдоль побережья Австралии, Большой Енисей-река на юге Сибири).
- Орлеан, Зеландия, Гвинея - ... (Новые: Новый Орлеан - город и порт на юге США, Новая Зеландия - государство в Тихом океане, Новая Гвинея - остров на западе Тихого океана).
- Ледовитый океан, Осетия, Кавказ - … (Северные: Северный Ледовитый океан, Северная Осетия-республика Р.Ф., Северный Кавказ).
2-ой конкурс «В океане юмора»
(география + юмор)
1) Шуточная географическая викторина:
- Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),
- Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),
- Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),
- Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),
- В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),
- Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),
- Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),
- Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),
- Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),
- Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),
- На каком фронте не воюют (на атмосферном),
- Какое государство можно носить на голове (Панама),
- Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),
- Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились (Лес рук),
- Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),
- Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)
- Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).
2) Весёлые стихи на внимание.
В России - язык русский,
Во Франции - французский,
В Германии - немецкий,
А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий)
Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)
Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает. (не впадает, а вытекает)
Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)
Край снегов, морозов, вьюг Называют словом юг. (не юг, а север)
Знает каждый капитан:
Волга - это океан. (Не океан, а река)
Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)
Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест - большая река, (не река, а гора)
Со времён далёких и поныне
Льют дожди, как из ведра в пустыне, (не в пустыне, а в тропиках)
3-ий конкурс «Восхождение к вершинам знаний»
1) Географические рекорды России — блиц-опрос
- Самое мелководное море на Земле и самое маленькое по площади у берегов России (Азовское),
- Самая большая равнина России (Западно-Сибирская),
- Самые высокие горы России (Кавказ),
- Самая полноводная река России (Лена),
- Самый высокий действующий вулкан России (Ключевская Сопка)
- С каким государством у России самая короткая граница (С. Корея)
- Самый большой остров России (Сахалин),
- Самая длинная горная система России (Урал),
- Самая высокая вершина (Эльбрус на Кавказе),
- Самое глубокое озеро в мире и самое большое по площади в России (Байкал),
- С каким государством у России самая протяжённая граница (Казахстан),
- Где в России самая холодная зима (в Оймяконе, -71).
4-ый конкурс «К литературным источникам»
(география + литература)
1) География в русских пословицах:
- Вспомните, узнайте или отгадайте, какие географические названия, термины и понятия встречаются в этих русских пословицах.
- Язык до... (сейчас город на Украине) доведёт. (Киев)
- Погиб, как швед под... (город). (Полтава)
- Не разом... (город) строилась. (Москва)
- Нет... (озеро) без омуля и омуля без... (озеро). (Байкал)
- Без труда не вытащишь и рыбки из... (пруда)
- Не всё..., что блестит (золото)
5-ой конкурс «Вкусная география»
(география + кулинария)
- Какой город падают к чаю? («Прага» - торт, Прага - столица Чехии),
- Какую капусту китайцы ели по заказу императора для укрепления здоровья нации? (Морскую),
- По названию какого германского города, именуется говяжья котлета, вложенная в разрезанную пополам хрустящую булочку?
(Гамбург - гамбургер),
- Эта форма выпечки пшеничного хлеба по-французски означает просто «палка»? (Батон),
- Что называют итальянскими трубками? (макароны),
- Переведите на немецкий язык фразу «хлеб с маслом»? (бутерброд),
- Хлеб кавказской национальности? (лаваш),
- Какая страна подарила миру свой открытый пирог – пиццу? (Италия),
- Что, по мнению французов, подают на стол, когда с него убирают кушанья? (Десерт).
III. Подведение итогов, награждение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии. Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области. Викторина по географии и истории «Миус-фронта».
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии.Региональный компонент. Изучение географии Ростовской области.Викторина по географии и истории «Миус-фронта».Автор учитель географии...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....