Рабочая программа по географии 7-9 классы
рабочая программа по географии на тему
Рабоая программа составлена на основе авторской программы под редакцией А.И. Алексеева. География в основной школе изучается с 7 по 9 класс. На изучение географии отводится в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).
Учебник: 7 класс - География. Страноведение. Под редакцией О.А. Климановой. Издательство « Дрофа».
8-9 классы- География России. Под редакцией А.И. Алексеева. Издательство « Дрофа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_7-9.docx | 214.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабоая программа составлена на основе авторской программы под редакцией А.И. Алексеева. География в основной школе изучается с 7 по 9 класс. На изучение географии отводится в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю).
Учебник: 7 класс - География. Страноведение. Под редакцией О.А. Климановой. Издательство « Дрофа».
8-9 классы- География России. Под редакцией А.И. Алексеева. Издательство « Дрофа».
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Знать содержание основных понятий и терминов.
- Называть/показывать:
- основные географические объекты литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы;
- виды природных ресурсов и антропогенные изменения в природе;
- основные расы, народы, языки, религии мира и России, численность населения России, особенности состава населения России;
- крупнейшие городские агломерации мира и России;
- основные страны мира, страны СНГ и граничащие с Россией государства, субъекты РФ;
- отрасли хозяйства России, факторы их размещения;
- основных внешнеэкономических партнеров России;
- пространственное размещение основных географических объектов, процессов и явлений.
- Определять:
- свое местоположение на местности с помощью приборов и правил ориентирования;
- характеристику территории из разных источников (карт, статистических таблиц, диаграмм), по показаниям метео- и других приборов;
- источники географической информации для решения конкретных задач.
- Описывать:
- географические объекты, явления, процессы.
- Объяснять:
- процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение, ритмику;
- зональную и азональную дифференциацию природы Земли;
- общие и региональные особенности населения России и их пространственные различия;
- особенности специализации хозяйства и экономические связи отдельных регионов России, России в целом и отдельных стран мира;
- особенности экологических ситуаций отдельных регионов России.
- Прогнозировать:
- тенденции изменения природных и социально-экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
- Содержание учебного предмета, курса
"География. Страноведение."
7 класс. 68 часов.
Введение. 3 ч
Страноведение – наука о природе, населении, хозяйстве и культуре стран земного шара. Материки, части света и страны. Разнообразие стран современного мира.
Источники страноведческой информации и способы получения страноведческой информации. Географические карты как источник страноведческой информации.
Практикум: Источники страноведческой информации.
Раздел I. Земля - планета людей. 18 ч
Тема 1. Население мира. 8 ч
Расселение человека по земному шару. Сухопутные мосты между материками в прошлом. Речные цивилизации древности. Средиземноморье как колыбель цивилизаций. Плавание человека через океан. Освоение внутренних районов материков. Последние «белые пятна» на карте мира.
Численность населения Земли. Размещение населения по материкам, климатическим поясам и природным зонам, по удаленности от океана. Человеческие расы. Крупнейшие народы мира. Разнообразие культур и этносов. Национальные традиции и обычаи. Городское и сельское население. Крупнейшие города мира.
Тема 2. Хозяйственная деятельность человека. 3 ч
Возникновение и развитие хозяйства. Разнообразие форм хозяйственной деятельности. Неравномерность хозяйственного освоения разных территорий: индустриальные и сельскохозяйственные районы. Современное хозяйство мира.
Раздел II.Океаны, материки и страны мира. 44 ч.
Тема 4. Евразия. Общая характеристика. 4 ч.
Евразия - самый большой материк Земли. Географическое положение материка Евразия. Почему изучение любого материка необходимо начинать с географического положения? Разнообразие природы Евразии (рельефа, климата, внутренних вод, почвенных и растительных зон ) - это разнообразие условий жизни людей.
Практикум: Особенности устройства рельефа Евразии.
Чтение и анализ климатограмм.
Характеристика природных зон и внутренних вод Евразии.
Тема 5. Европа. 12 ч
Северная Европа. Физико-географическое положение стран и особенности природы. Океанические течения и их влияние на природу и хозяйство. Вулканизм и ледники Исландии. Использование геотермальной энергии. Основные черты природы Фенноскандии. Фьорды Норвегии, озера и возвышенности Швеции, леса и болота Финляндии. Дания – страна Андерсена и Русалочки.
Средняя Европа. Британские острова. Географическое положение. Факторы формирования морского умеренного климата. Великобритания – «туманный Альбион». Зависимость природы и хозяйства от особенностей климата. Островная изоляция и ее влияние на характер и жизнь британцев. Туннель под Ла-Маншем. Индустриальная мощь Англии, вересковые пустоши Шотландии, кельтское наследие Уэльса. Лондон и его достопримечательности. Ирландия – «зеленый остров».
Центральная Европа (2 ч). Франция и страны Бенилюкса. Географическое положение и единство стран региона. Разнообразие природы и хозяйства регионов Франции. Париж – культурная столица мира. Французские вина. Нидерланды: вечная борьба с морем. Польдеры, тюльпаны и ветряные мельницы. Бельгия: сгусток населения и промышленности. Объединение Европы.
Германия и Альпийские страны. Особенности географического положения стран региона. Широколиственные и смешанные леса и их различие в зависимости от географического положения. Интенсивное и давнее освоение территории и современное состояние природы. Угольные бассейны. Охраняемые территории. Германия: от приморских низин Балтийского и Северного морей до альпийских высокогорий. Рейн и Эльба – срединные оси Европы. Автобаны и немецкий порядок. Разнообразие немецких городов. Берлин, Гамбург, Мюнхен. Горы и ледники Швейцарии и Австрии. Страны западных славян: Польша, Чехия и Словакия; территориальная и культурная связь с Россией. «Злата Прага».
Пиренейский полуостров (Испания и Португалия). Географическое положение стран в субтропическом климате и его следствия. Барьерный эффект гор на окраинах и континентальность климата в центре. Разнообразие природы и хозяйства регионов Испании. Арабское влияние в привычном ландшафте. Национальные традиции испанцев, известные всему миру. Мадрид и Барселона. Бесконечная цепочка испанских пляжей. Португалия – приатлантическая страна на крайнем западе Европы.
Восточная Европа. Страны между Германией и Россией. Страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония). Приморское географическое положение. Озера и морены Прибалтики, мягкий морской климат. Низкое естественное плодородие почв и скудость природных ресурсов. Древняя крестьянская культура. Дюны, янтарь и Рижское взморье. Территориальная близость с Россией и сложность исторических взаимодействий.
Беларусь, Украина, Молдова. Географическое положение территории, его сходства и различия с Европейской частью России. Белорусское полесье. Чернобыль и ядерная катастрофа. Степи и лесостепи Украины. Киев – «мать городов русских». «Украинский» Запад и «русские» Восток и Юг. Индустриально-аграрный характер экономики. Виноградники и сады Молдавии.
Южная Европа. Страны на Пиренейском полуострове и Апеннинском полуострове.
Испания и Португалия - могущественные державы эпохи Великих географических открытий. Средиземноморский климат, средиземноморская растительность, субтропическое земледелие. Центры средневековой культуры.
Итальянский «сапог» на карте Европы. Влияние географического положения на характер природы и хозяйство региона. Горные цепи как неотъемлемая часть страны: альпийская складчатость и ее современные проявления. Промышленное могущество Севера и отсталость Юга. Венеция, Рим, Флоренция – «классическая Италия». Ватикан – город-государство.
Дунайские и Балканские страны. Особенности географического положения, природы и хозяйства стран. Дунай – международная река Европы. Особенности режима реки. Благоприятные агроклиматические ресурсы. Узел культур и религий. Венгрия: финно-угорский народ в центре Европы. Будапешт – город на берегах Дуная. Предгорный прогиб Карпат и румынская нефть. Сады Болгарии. Югославия: лоскутное одеяло. Изрезанность береговой линии и ее влияние на особенности цивилизации, культурное наследие Греции.
Россия - самая большая по площади страна мира. Природа, население и хозяйство России.
Практикум: Составление описания или характеристики одной из стран.
Тема 6. Азия. 6 ч.
Закавказье (Грузия, Армения, Азербайджан). Географическое положение: между Черным и Каспийским морями. Сложность геологической истории и ее связь с рельефообразованием: горные цепи, лавовые плато, межгорные долины. Землетрясения и потухшие вулканы, озера. Влажные и сухие субтропики: экспозиционный эффект гор и специализация сельского хозяйства. Высотная поясность на Кавказе. Субтропическое земледелие в Грузии. Араратская долина. Нефть Апшерона.
Юго-Западная Азия .Состав региона: Турция, Восточное Средиземноморье, страны Персидского залива, Аравийский полуостров. Географическое положение региона: на перекрестке цивилизаций и культур – мост между континентами. Жаркий и сухой климат Аравии, субтропики Турции и восточного Средиземноморья. Нефтяные богатства стран Персидского залива. Пустыни Аравии и зарождение ислама. Иерусалим – центр трех религий. Византий – Константинополь – Стамбул. Благодатный полумесяц и речная цивилизация Месопотамии. Иран – нагорья и пустыни. Персидские ковры.
Центральная Азия. Казахстан, Средняя Азия и Афганистан. Географическое положение: в центре Азии. Котел кочевых народов. Горы и равнины региона и их связь. Древняя история и памятники архитектуры: Хорезм, Бухара, Самарканд. Монокультурное хозяйство и его экологические последствия. Бассейн внутреннего стока: реки, текущие в никуда. Пустыни и оазисы. Арал – исчезающее море пустыни. Афганистан – страна без железных дорог.
Китай и Монголия. Особенности географического положения региона. Сибирский антициклон и континентальность климата. Муссонная циркуляция атмосферы. Огромные размеры Китая и разнообразие природы. Хуанхэ – «желтая река». Лессовые плато и ветровая эрозия. Катастрофические наводнения. Самая многонаселенная страна мира: пути решения демографической проблемы. Культура риса и сои; шелководство. Современное экономическое развитие Китая. Холодные высокогорья Тибета и их изоляция. Монголия – страна «потомков Чингисхана».
Япония и страны на Корейском полуострове. Географическое положение Японии: от тропиков до умеренных широт. Высокая сейсмичность и ее проявления; цунами. Островная изоляция страны. Культ природы и особенности национального сознания. Высокая плотность населения и урбанизация. Передовой уровень хозяйства. Корея – разделенный полуостров.
Южная Азия. Географическое положение региона: от высочайших гор в мире до берегов Индийского океана. Муссоны и их влияние на природу и хозяйство Индии. Гималаи и их образование. Горные королевства Непала и Бутана. Инд и Ганг – две главные реки Южной Азии. Древняя культура Индии и ее связь с природой. Бангладеш – государство-дельта.
Юго-Восточная Азия. Географическое положение: влажный угол материка. Обилие осадков и буйство растительности. Постоянно-влажные и переменно-влажные леса. Индокитай – между двумя великими цивилизациями. Индонезия и Филиппины – страны-архипелаги. Интенсивное индустриальное развитие стран; «восточноазиатские драконы».
Практикум: Составление описания или характеристики одной из стран.
Тема 7. Африка. 6 ч
Общая характеристика Африки.
Северная Африка. Географическое положение региона. Полезные ископаемые: нефть, природный газ и фосфориты. Жаркий и сухой климат. Страны Магриба – африканское Средиземноморье. Арабский запад. Древнейшая цивилизация Египта и ее зависимость от природы. Нил – уникальный плодородный оазис. Сахара – крупнейшая пустыня планеты. Тропические пустыни: песчаные, каменистые, соляные. Культура финиковой пальмы.
Западная и Центральная Африка. Особенности географического положения. Страны побережья Гвинейского залива. Кофе, бананы, какао и другие плантационные культуры. Река Нигер и ее роль в жизни Западной Африки. Зона Сахеля. Озеро Чад. Опустынивание. Народы негроидной расы: фульбе, хауса, пигмеи. Бассейн Конго – лесное сердце континента. Обезлесение и его причины. Полезные ископаемые стран региона.
Восточная Африка. Особенности географического положения: вдоль побережья Индийского океана. Великие Африканские разломы: нагорья, плоскогорья и озера. Рифтовая зона. Саванны и редколесья. Сафари и национальные парки. Эфиопия – родина сельскохозяйственных культур. Кения и Танзания. Арабское влияние на побережье Индийского океана. Народы банту и суахили. Мадагаскар – крупнейший остров у берегов Африки.
Южная Африка. Особенности географического положения стран региона. Река Замбези и водопад Виктория. Влияние холодных течений и пустыня Намиб (дюны и вельвичия). Пески Калахари и внутренние дельты. Капские и Драконовы горы – «Средиземноморье Южной Африки». Растения Капской области – на подоконниках россиян. Южно-Африканская Республика: сложный национальный состав, особенности экономического развития. Горнодобывающая промышленность: руды цветных металлов, алмазы, золото.
Тема 8. Америка - Новый свет. 9 ч.
Северная Америка. Южная Америка. Общая характеристика.
Канада. Особенности географического положения. «Холодное дыхание» Арктики и сдвиг природно-хозяйственных зон на юг. Канадский Арктический архипелаг. Арктический и субарктический климат. Гудзонов залив – «ледяной мешок». Гранитные скалы полуострова Лабрадор. Кристаллический щит и богатство полезных ископаемых. Материковое оледенение, его влияние на природу и хозяйство страны. Великие озера и река Святого Лаврентия. Североамериканская тайга и степные провинции. Аналогия с Россией. Гренландия – самый большой остров на Земле.
Соединенные Штаты Америки. Географическое положение: от Атлантики до Тихого океана. Особенности природы страны: горный Запад и равнинный Восток. Меридиональная зональность. «Молодые» Кордильеры и «старые» Аппалачи. Национальные парки. Состав населения страны: «иммиграционный котел». США – крупнейшая экономическая держава мира. Региональные различия в размещении населения и хозяйства на территории страны. Северо-восток США: район первых переселенцев. «Супергород» Нью-Йорк. Родина небоскребов – Чикаго. Вашингтон – столица США. Бывший рабовладельческий юг США – край хлопка и табака. Полуостров Флорида – тропический рай и космодром. Центральные равнины – земледельческий пояс. Миссисипи – «американская Волга». Великие равнины – прерии и ковбои Дикого Запада. Калифорния – самый населенный и развитый штат. Города Тихоокеанского побережья: Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Аляска и Гавайи – «оторванные» штаты.
Центральная Америка и Вест-Индия. Особенности географического положения стран региона. Перешеек между океанами и Панамский канал. Мексиканское нагорье и суккуленты. Жаркий и сухой климат внутренних нагорий. Наследие древних культур. Мехико – крупнейший город мира. Тропические циклоны Карибского моря. Вест-Индия: Большие и Малые Антильские острова.
Бразилия. Крупнейшая страна Южной Америки. Река Амазонка – самая полноводная река Земли. Амазонская сельва (Амазония) – «легкие планеты». Минеральные богатства Бразильского плоскогорья. Плантационное хозяйство: кофе, сахарный тростник и другие тропические культуры. Рио-де-Жанейро – город карнавалов.
Хребты и нагорья Анд: от Венесуэлы до Чили. Состав региона. Горная цепь Анд – ось развития региона. Сложность геологический истории и богатство полезными ископаемыми: нефть Эквадора, олово Боливии и медь Чили. Льянос – саванны бассейна Ориноко. Водопад Анхель. Высотная поясность: от сельвы до ледников. Положение снеговой линии в зависимости от климата. Приокеаническая пустыня Атакама. Высокогорное озеро Титикака.
Лаплатские страны. Положение в субтропических и умеренных широтах. Пампа и ее сравнение со степями и прериями. Река Парана и гидростроительство. Крайний юг материка: фьорды и острова. Остров Огненная Земля и мыс Горн.
Тема 9. Австралия и Океания. 4 ч
Австралия. Страна-материк. Остров Тасмания. Большой Водораздельный хребет и его влияние на природу страны. Пустыни центральной Австралии. Озеро Эйр и пересыхающие реки (крики). Минеральные богатства материка. Уникальный животный и растительный мир; эндемики. Аборигены и иммигранты. Сидней и Мельбурн – города-соперники.
Океания. Состав региона: Полинезия и Новая Зеландия, Микронезия, Меланезия. Линия перемены дат. Происхождение островов и общие черты природы. Коралловые рифы, атоллы и лагуны. «Покорители» Тихого океана. Натуральное хозяйство и ядерные испытания.
Тема 10. Полярные области Земли. 3 ч.
Общие черты полярных областей Земли. Международное сотрудничество в исследовании и освоении.
Антарктика. Самый южный материк. Ледниковый покров и строение материка. Антарктические оазисы и птичьи базары. Полюс холода планеты. Шельфовые ледники и айсберги. Озоновая дыра.
Раздел III. Человек и планета: история взаимоотношений. 3 ч.
История взаимоотношений человека и природы. Изменение человеком природы материков. Глобальные проблемы человечества. Будущее человечества.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Отечествоведение
ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ
8 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Изучение географии как один из способов познания окружающего мира. Главная задача географии — выяснение того, чем живут люди, как они взаимодействуют с окружающей средой и изменяют ее. Уникальность географических объектов. Разнообразие территории России. География и краеведение. Географический взгляд на мир.
Раздел I
ПРОСТРАНСТВА РОССИИ (7 ч)
Россия на карте мира. Доля России в населении и территории мира, Европы и Азии. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории, ее протяженность. Административно-территориальное устройство России. Субъекты Российской Федерации.
Границы России: сухопутные и морские. «Проницаемость» границ для связей с другими странами.
Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее. Часовые пояса на территории России. Воздействие разницы во времени на жизнь населения.
Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий: Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. Освоение «Дикого поля». Новороссия. Дальний Восток на рубеже XIX—XX вв. Завершение процесса расширения территории в XX в., перелом в миграциях расселения.
Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах освоения новых территорий. Географические описания. Развитие теоретического знания — выявление географических закономерностей. Разработка программ преобразования территории («Каменная степь» и др.). Современные задачи географии России. Источники географической информации. Роль географии в улучшении жизни людей на староосвоенных территориях.
Практические работы. 1. Обозначение на контурной карте пограничных государств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. 2. Определение разницы во времени отдельных территорий. 3. Оценка особенностей географического положения России.
Раздел II
ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК (38 ч)
Тема 1. Рельеф и недра России (4 ч)
Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летосчисление. Основные тектонические структуры: литосферные плиты, платформы, зоны складчатости (подвижные пояса) и их роль в формировании рельефа. Геологические и тектонические карты.
Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на природу, хозяйство, жизнь населения.
Современное развитие рельефа. Современные внешние и внутренние факторы рельефообразования. Влияние неотектонических движений на рельеф. Влияние человеческой деятельности на рельеф Земли. Вулканизм, землетрясения, цунами — опасные проявления внутренних сил.
Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный иводно-ледниковый рельеф. Вода— «скульптор лика земного». Карстовые процессы. Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф.
Богатства недр России. Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых. Минерально-сырьевые ресурсы, их роль в хозяйстве. Месторождения основных полезных ископаемых и их связь с тектоникой и геологическим строением разных районов России. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду. Рекультивация земель.
Тема 2. Климат России (5 ч)
Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа на количество тепла. Сезонность — главная особенность климата России. Россия — холодная страна.
Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная солнечная радиация, их различия на разных широтах.
Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.
Разнообразие типов климата нашей страны н разнообразие условий жизни людей. Умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический климат: районы распространения и основные характеристики этих типов климата.
Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к климатическим условиям. Агроклиматические ресурсы своей местности. Степень благоприятности природных условий для жизни населения. Значение прогнозирования погоды.
Тема 3. Внутренние воды (3 ч)
Роль воды на Земле. Реки. Значение рек в заселении и освоении России. География российских рек. Сточные области. Жизнь реки. Формирование и строениеречной долины. Базис эрозии. Речные бассейны и водоразделы. Падение и уклон рек; скорость течения, водоносность рек (расход, годовой сток), режимы российских рек. Значение этих характеристик для хозяйства и жизни населения.
Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодья, наводнения — их причины и последствия.Разнообразие и значение озер России. Происхождение озерных котловин. Грунтовые и артезианские подземные воды. Родники и родниковая вода. Многолетняя (вечная) мерзлота — происхождение и мощность. География многолетней мерзлоты. Влияние вечной мерзлоты на природные условия местности, на условия жизни и деятельности человека. Распространение современного оледенения по территории страны.
Вода в жизни человека. Водные ресурсы. От пруда к водохранилищу. Влияние водохранилищ на окружающую среду. Реки — транспортные артерии страны. Каналы — рукотворные реки. Подземные воды — ценнейшее полезное ископаемое. Использование минеральных и термальных вод. Проблемы рационального использования водных ресурсов.
Тема 4. Почвы — национальное достояние (4 ч)
Значение почвы для становления человеческого общества. Присваивающий и производящий типы ведения хозяйства. «Неолитическая революция», возникновение земледелия. Земельные ресурсы, земельный фонд России.
Почвы — особое «природное тело». Факторы почвообразования. Гумус — вещество, присущее только почве. В. В. Докучаев — основатель научного почвоведения. Строение почвы, понятие о почвенных горизонтах и почвенном профиле. Почва — «зеркало ландшафта».
География почв России. Их особенности, распространение по территории России и хозяйственное использование. Почвенная карта.
Почвы иурожай. Плодородие — главное свойство почвы. Механический состав и его влияние на воздухо- и водопроницаемость. Структура почвы. Восстановление и поддержание плодородия почв. Агротехнические мероприятия, механические приемы обработки почвы, внесение удобрений.
Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия. Мелиорация почв. Изменения почв под воздействием хозяйственной деятельности человека. Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.
Тема 5. Живая природа (5 ч)
Растительный мир нашей страны. Стабилизирующая роль растительности в природе. Значение растений для человека. Причины разнообразия растительного мира России.
Лесные богатства страны. Лесные ресурсы. Лес — «понятие географическое». Россия— страна лесов. География лесов России.
Лес и окружающая среда. Значение леса в природе. Почвозащитное, водоохранное, санитарное, рекреационное значение лесов. Лесоизбыточные, лесодефицитные районы. Лесные ресурсы.
Луга, тундра и степи — безлесные богатства России» их значение в жизни людей. Причины их возникновения.
Пойменные, суходольные и низинные луга. Альпийские и субальпийские луга. Их значение.
Тундры и степи, сходство и различия. Приспособленность растительности к неблагоприятным условиям холодного влажного и сухого жаркого климата. Особенности растительного покрова тундры и степей.
Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота. Торф и его свойства. Роль болот в природе. Что дают болота человеку?
Животный мир России. Животные ичеловек. Животные — важнейший компонент географической оболочки. Характерные виды животного мира. Их приспособленность к окружающим природным условиям.
Тема 6. В природе все взаимосвязано (4 ч)
Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Природное (физико-географическое) районирование. Практическое значение изучения свойств и размещения ПТК.
Свойства природных территориальных комплексов: целостность, устойчивость, ритмичность развития и их значение для планирования хозяйственной деятельности.
Человек и ландшафты. Ландшафт и его компоненты — основные ресурсы жизнедеятельности людей. Природно-антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты — причины их возникновения и условия существования. Городские ландшафты и природно-технические комплексы. Культурные ландшафты — ландшафты будущего.
Тема 7. Прнродно-хозяйственные зоны России (8 ч)
Учение о природных зонах. В. В. Докучаев и Л. С. Берг — основоположники учения о ландшафтно-географических зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека. Человеческая деятельность — важнейший фактор современного облика и состояния природных зон, превращения их в зоны природно-хозяйственные.
«Безмолвная» Арктика и чуткая субарктика. Арктика, тундра и лесотундра — северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.
Редкоочаговое расселение. Устойчивость системы «природа — человек» при традиционном хозяйстве. Натиск современной цивилизации — плюсы и минусы. Экологические проблемы.
Таежная зона. Характерные особенности таежных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Специфика жизни в таежных ландшафтах. Преобразование тайги человеком. Очаговое освоение и заселение. Последствия индустриального освоения тайги.
Смешанные леса — самая преобразованная деятельностью человека природная зона. Факторы разнообразия ее ландшафтов. Смешанные леса Восточно-Европейской равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение. Современные проблемы освоения этой природно-хозяйственной зоны.
Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов — история приобретений и потерь. Характерные лесостепные и стенные природные комплексы. Господство антропогенных ландшафтов — зона «сплошного» освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.
Полупустыни и пустыни, субтропики — южная полоса России. Основные свойства природы. Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах. Редкоочаговое расселение. Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и ее последствия.
Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов Кавказских и Уральских гор, гор Сибири и Дальнего Востока. Особенности природы гор. Различия природных условий гор и равнин.
Человек и горы. Освоение гор с древнейших времен. Разнообразие природных ресурсов. Хрупкое природное равновесие горных ландшафтов.
Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.
Тема 8. Природопользование и охрана природы вРоссии (5 ч)
Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Негативные последствия нерационального природопользования и пути их преодоления. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Проблемы использования исчерпаемых природных ресурсов. Рекреационные ресурсы и их значение для человека.
Охрана природы и охраняемые территории при современных масштабах хозяйственной деятельности. Роль охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки, заказники и памятники природы.
Практические работы.
1. Обозначение на контурной карте главных тектонических структур, наиболее крупных форм рельефа.
2. Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с разными источниками географической информации на примере своего края.
3.1 вариант. Характеристика рельефа и полезных ископаемых одной из территорий (по выбору). Оценка возможностей освоения месторождений и использования полезных ископаемых в хозяйстве.
II вариант. Сравнительная характеристика горной и равнинной территорий с выявлением возможного влияния природных условий на жизнь и хозяйственную деятельность людей (Восточно-Европейская равнина — Урал, Среднерусская возвышенность — Хибины или Северный Кавказ).
4. Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения.
5. Оценка влияния климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами.
6.Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
7.Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования.
8. Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.
9. Анализ почвенного профиля и описание условий его формирования.
10. Выявление взаимосвязей между природными компонентами на основе анализа соответствующей схемы.
11. Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.
12. Работа с картой и таблицей охраняемых территорий. Составление описания природных особенностей одного из видов охраняемых территорий.
13. Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах.
Примечание: практические работы № 3, 4, 8, 9, 11 можно проводить на основе анализа территории своего проживания (области, края, республики).
Раздел III
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (16 ч)
Тема 1. Численность населения России и ее изменение
Изменение численности населения России в XVIII—XX вв. Людские потери России от войн, голода, репрессий. Демографические кризисы.
Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.
Графики изменения численности и естественного движения как один из видов географической информации.
Тема 2. Половозрастной состав населения
Соотношение мужчин и женщин в населении. Причины повышенной смертности мужчин. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Необходимость «самосохранительного поведения». Мужские и женские профессии. Регионы и местности России с преобладанием мужчин или женщин.
Половозрастная пирамида населения России — «запечатленная демографическая история», ее анализ. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей детей и подростков, лиц старшего возраста. Факторы старения населения и факторы сохранения высокой дали молодежи.
Диаграммы как источники географической информации. Их виды.
Тема 3. Миграция населения
Виды миграций населения. Роль миграций в становлении и развитии России. Факторы миграций. Влияние миграционной подвижности на традиции, характер и поведение людей.
Внешние миграции населения: в Россию и из нее. Калмыки, немцы, адыги; волны исхода из России. Изменение миграций между Россией и ближним зарубежьем. «Вынужденные мигранты», их судьба в России.
Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные, годовые циклы передвижений населения. Факторы повышения территориальной подвижности. Воздействие массовых передвижений населения на хозяйство и жизнь людей.
Картограмма как вид географической информации.
Тема 4. Трудовые ресурсы страны
Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.
Как чувствовать себя уверенно на рынке труда?
Тема 5. Народы и религии России
Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этническое самосознание.
Этнический состав населения России. «Дерево языков» и этническая карта России как источники информации, приемы их чтения и анализа. Связь географии народов и административно-территориального деления России. История России — история взаимодействия ее народов.
География русского языка. Место русского языка среди других языков мира. Распространение русского языка в пределах бывшего СССР — важная часть культурного достояния России. Значение русского языка для нерусских народов России.
Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Преобладающие религии страны, связь религиозного и этнического состава населения. Влияние религии на повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.
Тема 6. Где и как живут люди?
Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных районах России и в других странах. Главная полоса расселения. «Емкость территории» и факторы, ее определяющие. Влияние плотности населения на хозяйство, жизнь людей, на природную среду.
Расселение людей, типы населенных пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации, ее показатели. Причины роста городов и повышения их роли в жизни общества. Отличие сельского и городского образа жизни.
Города России, исторические особенности формирования их сети. Различия городов по людности, по функциям. Типы городов России. Регионы России с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Карта как источник информации о городах.
Сельское расселение, его особенности. Влияние природных условий на использование земель и на характер сельского расселения. Различные функции сельской местности, необходимость их рационального сочетания. Сельская местность как хранительница культурных традиций.
Условия и образ жизни людей в различных типах поселений. Влияние величины (людности) поселения. Влияние специализации поселения. Влияние положения в системе расселения. В каком населенном пункте лучше жить?
Люди — главное богатство страны. Приумножение его. Человеческий потенциал как определяющая составная часть и условие дальнейшего развития и процветания России.
Практические работы.
1. Характеристика полового и возрастного состава населения на основе разных источников информации.
2. Изучение по картам изменения направления миграционных потоков во времени и пространстве.
3. Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России. 4. Выделение на контурной карте главной полосы расселения. Объяснение различий в плотности населения отдельных территорий страны, отбор Необходимых тематических карт для выполнения задания.
5. Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определивших своеобразие рисунка заселения территории.
6. Нанесение на контурную карту городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории страны.
ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Отечествоведение
ХОЗЯЙСТВО И ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ
9 класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Раздел I
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (20 ч)
Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3 ч)
Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства — первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России. Этапы развития хозяйства. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России.
Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление как один из видов районирования.
Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 ч)
Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития.
Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. География растениеводства. Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства.
Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности.
Лесной комплекс, его структура. Специфика лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России. Особое значение ТЭК в условиях северного положения России с учетом размеров ее территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства.
Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов.
Нефтяная промышленность. Этапы развития. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы.
Газовая промышленность. Этапы развития. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ— современный вид топлива.
Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России. Электроэнергетика. Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и ^особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики. Проблемы ТЭК России.
Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия, их структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной и цветной металлургии.
Машиностроительный комплекс, его роль и место в хозяйственной жизни страны. Машиностроение — «отрасль свободного размещения». Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами — поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны.
Военно-промышленный комплекс (ВПК), его роль в экономике СССР и России. Основные районы и центры производства. Судьба ВПКв рыночной экономике.
Химическая промышленность. Уникальность отрасли. Структура химической промышленности. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность иокружающая среда.
Понятие инфраструктуры.
Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду.
Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса.
Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей.
Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство.
Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы.
Территориальное (географическое) разделение труда. Возникновение географического разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени.
Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России».
Практические работы.
1. Чтение карт, характеризующих особенности география отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов).
2. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.
3. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения или лесного комплекса.
4. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.
5. Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт.
6. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт).
7. Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество.
8. Выделите на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным доприродным условиям жизни населения положением территорий.
Раздел II
РАЙОНЫ РОССИИ (44 ч)
Тема 1. Европейская часть России (27 ч)
Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф; климат, реки. Природно-хозяйственные зоны. Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы.
Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды.
Центральный район, его особое значений в жизни России. Особенности населения. Район — «локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы.
Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-x гг.
Москва — столица России. Столичные функции. Москва — центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация.
Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов.
Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. КМА и черная металлургия. Территориальная структура и города района.
Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение.
Северо-Запад. Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Особенности природы. Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблемы.
Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы.
Санкт-Петербург, его основание и этапы развития, связи с Россией. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Планировка и внешний облик города. Петербург как центр русской культуры. Пригороды Петербурга. Наука и образование.
Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. «Анклавное» географическое положение. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития.
Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, хозяйственное использование, место в русской культуре и истории. Поморы.
Этапы освоения и заселения территории; Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации.
Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество.
Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий.
Этническая и культурная неоднородность района.
Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения.
Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития.
Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими. Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые.
Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны.
Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск — крупнейший порт России.
Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ.
Дербент — самый древний из городов России.
Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье.
Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношению. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности. Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России.
Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса.
Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы.
Обобщение знаний по западным районам России.
Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем.
Тема 2. Азиатская часть России (16 ч)
Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства.
Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность.
Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение.
Население Сибири. Этнические состав. Особенности «сибирских русских».
Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера.
Западная Сибирь. Особенности природы. Природ-но-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство.
Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно-хозяйственные зоны.
Байкал жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и апологические проблемы Байкала в российской культуре.
Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы района.
Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения. Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления.
Моря Тихого океана; Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование.
Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы.
Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района.
Обобщение знаний но восточным районам России. Общие черты и проблемы восточных районов. Сравнение западной и восточной частей России.
Обобщение знаний по разделу «Районы России».
Практические работы.
1. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России).
2. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водный путем. 3. Нанесение на контурную карту крупнейших v городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны.
4. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства.
Тема 3. Россия в мире (1ч)
Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России.
Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны.
3. Тематическое планирование
География 7 класс
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Введение. 3 ч Раздел I. Земля - планета людей. | 3 ч. 18 ч. |
2 | Раздел I. Земля - планета людей. Тема 1 Население мира Тема 2 Хозяйственная деятельность людей . Тема 3 Природа Земли и человек | 18 ч. 8 ч. 3 ч. 6 ч. |
3 | Раздел 2 Материки, океаны и страны мира | 44 ч. |
4 | Евразия | 4 ч. |
5 | Европа | 12 ч. |
6 | Азия | 6 ч. |
7 | Африка | 6 ч. |
8 | Америка- новый свет | 9 ч. |
9 | Австралия и океания | 4 ч. |
10 | Полярные области земли | 3 ч. |
11 | Человек и планета | 3 ч. |
Всего | 68ч. |
География 8 класс
№ | Название темы | Количество часов |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 1 ч. |
2 | Раздел I ПРОСТРАНСТВА РОССИИ | 7 ч. |
3 | Раздел II ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК | 38 ч. |
4 | Тема 1. Рельеф и недра России | 4ч. |
5 | Тема 2. Климат России | 5 ч. |
6 | Тема 3. Внутренние воды | 3 ч. |
7 | Тема 4. Почвы — национальное достояние | 4 ч. |
8 | Тема 5. Живая природа | 5 ч. |
9 | Тема 6. В природе все взаимосвязано | 4 ч. |
10 | Тема 7. Природно-хозяйственные зоны России | 8 ч. |
11 | Тема 8. Природопользование и охрана природы в России | 5 ч. |
12 | Раздел III НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ Тема 1. Численность населения России и ее изменение | 16 ч. 2 ч. |
13 | Тема 2. Половозрастной состав населения | 2 ч. |
14 | Тема 3. Миграция населения | 3 ч. |
15 | Тема 4. Трудовые ресурсы страны | 1 ч. |
16 | Тема 5. Народы и религии России | 4 ч. |
17 | Тема 6. Где и как живут люди? | 6 ч. |
Всего | 68 |
География 9 класс
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Раздел I ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (20 ч) | 20 ч. |
2 | Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование (3 ч) | 3 ч. |
3 | Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (16 ч) | 16 ч. |
4 | Раздел II РАЙОНЫ РОССИИ (44 ч) | 44 ч. |
5 | Тема 1. Европейская часть России (27 ч) | 27 ч. |
6 | Тема 2. Азиатская часть России (16 ч) | 16 ч. |
7 | Тема 3. Россия в мире (1ч) | 1 ч. |
Всего | 66 ч. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...
- Мне нравится (1)