Урок по теме: "Климат Южной Америки"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Климат Южной Америки" (7-й класс)
Цели урока:
Образовательная: формирование у учащихся представления о климате Южной Америки и факторах, его обусловивших. Углубить знания о климате основных и переходных климатических поясах на примере Южной Америки.
Воспитательная: формирование научного мировоззрения на основе зависимости климата от климатообразующих факторов; развивать навыки взаимодействия между учащимися при работе в группах.
Развивающая: развитие личностных качеств учащихся: памяти, внимания, логического мышления. Формирование умений читать климатическую карту, климатограммы.
Оборудование: физическая карта Южной Америки, атласы для 7 класса, учебники, таб. с названием климатических поясов, климатограммы, презентация (PowerPoint) «Климат Южной Америки», мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания:
а) на интерактивной доске ученик готовит практическое задание: 2 - 4 с диска «Наш дом-Земля»
б) устный опрос: Ю.А. в свете литосферных плит, рельеф западной части материка; рельеф востока материка.
II. Организационно-мотивационный момент. Создание проблемы для постановки цели урока. (Актуализация опорных знаний)
1. Может ли рельеф влиять на движение воздушных масс? (да, равнинный рельеф не препятствует проникновению в.м., а горный является барьером).
2. В.М. какого океана будут свободно перемещаться по материку? (с Атлантического, т.к. на востоке расположены обширные равнины)
3. А еще, что благоприятствует? (пассаты), на интерактивной карте расставьте стрелки ветров (пассаты, западные)
Итак, какую нам предстоит сегодня изучить тему? (Климат Южной Америки) Слайд № 1
– Давайте вспомним, на какие группы делят климатические пояса? (Основные и переходные).
– Назовите основные и переходные климатические пояса?
– Какие типы воздушных масс вы знаете, и какими свойствами они обладают? (Экваториальные – влажные и жаркие; тропические – жаркие и сухие; умеренные – прохладные и влажные; арктические и антарктические – холодные и сухие)
– Вспомните основные факторы, от которых зависит климат. Стр. 44 учебника, рис. 21 (Географическое положение, воздушные течения, подстилающая поверхность (суша, океан, холодные и теплые течения), высота над уровнем моря и т.д.)
– Пользуясь климатической картой, определите, в каких климатических поясах находится Южная Америка? (Экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный)
Класс делиться на 5 групп. По желанию каждая группа выбирает для характеристики один климатический пояс. Работа выполняется в таблице (бортовой журнал), приготовленной заранее на отдельных листах по плану, причины указываются в нижней части листа. В таблицу вносят только главные признаки. Работ ведется по тексту учебника § 42, атласам и дополнительному раздаточному материалу. Время на подготовку 10-15 мин.
Бортовой журнал «Характеристика климатических поясов Южной Америки»
Климатический пояс | Воздушные массы | Средние температуры, °С | Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения | |
Января (лето) | Июля (зима) | |||
Экваториальный | ||||
Вывод и причины особенностей пояса: Рекорды: |
Используйте стр. 103 учебника
Какова цель нашей работы на уроке? Изучите таблицу и ответьте на вопрос.
Учащиеся формулируют цель урока: выяснить характерные особенности климатических поясов, определить причины их (особенностей) своеобразия.
III этап. Рефлексия.
Заслушиваем результаты исследований в группах:
- Экваториальный пояс
- Субэкваториальный
- Тропический
- Субтропический
- Умеренный
Бортовой журнал «Характеристика климатических поясов Южной Америки»
Климатический пояс | Воздушные массы | Средние температуры, °С | Годовое количество осадков, мм, режим их выпадения | |
Января | Июля | |||
Экваториальный | Экваториальная | + 24° | + 24° | 2000 – 3000 и более мм |
Отличается высокими t и равномерным выпадением осадков в течение года. Причины: Солнце высоко весь год; господствуют Э.В. (влажные) | ||||
Субэкваториальный | Летом – экваториальная Зимой - тропическая | + 24° | + 24° | 1000 – 2000 мм, летом |
Выделяются два сезона года: влажное лето, и сухая зима. Причина: Смена воздушных масс по сезонам года. | ||||
Тропический | Тропическая | + 24°, в горах + 8° | + 16° в горах 0° | От 100 мм на западе (пустынный) до 1000 мм на востоке (влажный) |
Выделяют пустынную область на западе и влажную на востоке. Причина: Юго-восточные пассаты с теплого Бразильского течения и равнинный рельеф. Рекорды: самое засушливое место в мире пустыня Атакама. | ||||
Субтропический | Летом – тропическая, зимой - умеренная | + 24°до + 16° | + 8° | На западе 500мм (средиземноморский), в центральной от100до 250 мм (континентальный), от 500-1000мм (с умеренным увлажнением). |
Включает несколько климат. областей: средиземноморскую на западе, континентальную в центральной части, с умеренным увлажнением на востоке. Причины: переходный пояс, зимой – господствует У.В. прохладно, западный ветер, формирует средиземноморский климат (влажный). Рекорды: абсолютный максимум t + 46°С Кордова. | ||||
Умеренный | Умеренная | + 8° до + 16° | + 4 - 6° | От 250 мм на востоке (умеренно-континентальный) до 2000мм на западе (морской). |
Климат контрастен. На западном побережье он морской (зима теплая с пасмурной ветреной погодой, лето – влажное, прохладное) в восточной части континентальный умеренный с прохладной малоснежной зимой и сухим теплым летом. Рекорды: самая низкая t Ю.А. – 33°С Сармьенто |
Учащиеся вспоминают, что отображается на климатограмме?
Работа в группах с климатограммами: учащимся из предложенных климатограмм предлагается выбрать ту, которая относится к их климатическому поясу и объяснить свой выбор.
Проверка правильности выполнения задания (слайды 7–11).
– Кроме того, на материке есть области высокогорного климата, где они находятся? (В Андах)
Его особенность – изменение климата при подъеме от подножия к вершине.
– Назовите характерные черты горного климата.
Характерными чертами горного климата являются:
- разряженный сухой воздух;
- большие колебания температур не только по сезонам года, но и в течение суток;
- сильные ветры, поднимающие пыль и песок;
- обилие ультрафиолетовых лучей.
Итак, мы с вами изучили особенности каждого климатического пояса Южной Америки отдельно и выявили причины их своеобразия.
IV этап (оценочный). Подведение итога урока.
Вариант № 1
Каждая группа получает задание на определение типов климата по описанию.
Какой тип климата Южной Америки описан?
- «Температура зимы + 4°, + 5°, температура лета +12°. Количество осадков 2000 мм в год и более. Выпадают равномерно в течение года». А) субтропический влажный; Б) умеренный морской; В) тропический пустынный; Г) умеренный континентальный.
- «Лето достаточно тёплое + 15°, + 20°, сухое. Зима прохладная, малоснежная. Количество осадков небольшое – до 300 мм в год». А) субтропический влажный; Б) умеренный морской; В) тропический пустынный; Г) умеренный континентальный.
- «Температура лета выше + 20°, температура зимы + 16°. Осадков выпадает абсолютный минимум 3 мм в год и те в виде росы» А) субтропический влажный; Б) умеренный морской; В) тропический пустынный; Г) умеренный континентальный.
Учащиеся получают лист с заданиями вариант № 2
Признаки | Климатический пояс | ответы |
1. Туманы единственный источник влаги. | Экваториальный | 4, 9 |
2. Разница между летними и зимними температурами воздуха незначительна, однако характерно сезонное выпадение осадков – сухой зимний период и влажный летний. | Субэкваториальный | 2, 8 |
3.Летом жаркое, зима теплая, осадки в основном зимой. | Тропический | 6 |
4.Зимой и летом высокая температура, осадки бывают на протяжении года? | Субтропический | 3, 10 |
5.Климат здесь особенно контрастен, на западном побережье он морской, в восточной части континентальный. | Умеренный | 5,7 |
6.На западе находиться самое засушливое место на Земле, а восток равномерно увлажнен в течение года. | ||
7. Случаются снежные метели. | ||
8.В каком поясе находится Оринокская низменность и Гвианское нагорье. | ||
9. Включает территорию Амазонской низменности и Северных Анд? | ||
10. Занимает территорию между 30° и 40°ю.ш.? |
Время выполнения 3 минуты, учащиеся обмениваются работами. Проверяют, сверяя с правильными ответами на доске. Выставляют оценки и сдают учителю. Норма оценок: при 10 -9 правильных ответах оценка «5»; при 8 – 6– «4»; при 5 – 3 –«3»;
V. Домашнее задание.
Прочитать параграф 42 «Климат Южной Америки», проанализировать климатические диаграммы в параграфе рис. 72.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме: "Климат Северной Америки"
материал к уроку по разделу Северная Америка курса географии материков и океанов....
разработка урока по теме"климат и внутренние воды Южной Америки"
Разработка урока географии( с практическим заданием)...
Урок-практикум 7 класс Южная Америка
Тема: «Южная Америка» Заключительный урок – практикум Составление по картам и другим источникам комплексное описание Южной Америки. Цель урока: - закрепление умений комплексного использован...
урок- обобщение по теме:"Южная Америка"
Урок обобщающего повторения по теме: "Южная Америка". Форма работы на уроке - групповая....
урок - виртуальное путешествие по Южной Америке
Идея подобного урока обобщающего повторения заимствована в общих чертах на одном из учительских сайтов. Подбор учебного материала и детализация урока сделаны мной. Данные уроки я про...
Конспект урока "Население и страны Южной Америки"
Статья представляет собой конспект урока по теме "Население и страны Южной Америки" для 7-х классов....
Методическая разработка урока по теме:"Климат Южной Америки и факторы его формирования"
В современной школе широко применяются различные обучающие технологии, которые позволяют сделать интересной и увлекательной работу учащихся на уроке.Пошаговое изучение корректирует и активизируе...