Ход урока | Время (мин.) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты УУД |
I. Организационный момент.
| 2 | Приветствие обучающихся. Учитель: Прозвенел звонок веселый. Вы начать урок готовы? Дети: Да! Учитель: Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать! Сегодня на уроке мы попробуем вместе подняться на «Гору успехов», а помогут нам в пути знания, сообразительность, любознательность и, конечно, дружба. | Отвечают на приветствие учителя. Взаимодействуют с учителем. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. | - воспитание дисциплинированности;
|
II. Проверка домашнего задания
| 5 | Постановка перед учащимися учебной задачи, мотивация на решение задания Для восхождения на «Гору успехов» нам необходимо вспомнить материал прошлого урока. Установите соответствия: ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | Орбита | Идеальная форма Земли. | Полюс | Точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения. | Эллипсоид | Линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца. |
Итог: Ребята, во время работы мы вспомнили географические термины, которые помогут нам расширить знания, как вы думаете, о чем? (о нашей планете) | Выполнение задания на карточках.
Вставьте пропущенное слово: - Истинная форма планеты Земля- …
- Полярный радиус Земли … экваториального (больше, меньше, равен)
- При осевом вращении Земли наблюдается смена …
- Экватор делит поверхность нашей планеты на … и … полушария.
| - построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей -умение самостоятельно контролировать свое время и управлять им; развитие регуляции учебной деятельности |
III. Проблемная ситуация и актуализация знаний
| 3 | Дает задания обучающимся, актуализирует субъектный опыт учащихся. Посмотрите на снимки нашей Земли из космоса. А теперь посмотрите на глобус. Сравните увиденное? Попробуйте сформулировать тему урока. | Работают с учебным материалом. Принимают активное участие в дискуссии. Выдвигают предположение о теме урока. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | -умение выражать свои мысли; -развитие монологической речи. Регуляция учебной деятельности. Развитие регуляции учебной деятельности. |
IV. Постановка цели и задач урока
| 2
| Объявляет тему урока, раскрывает обучающие цели. Тема нашего урока: Глобус и карта. Сегодня мы узнаем новое о глобусе и карте, вместе составим таблицу их отличий. | Слушают учителя. Взаимодействуют с учителем. Настраиваются на восприятие темы и деятельность на уроке. Записывают тему урока. | - выделение существенной информации из слов учителя. - умение слушать в соответствии с целевой установкой. |
V. Усвоение новых знаний и способов действий
| 15
| Объясняет новый материал. Обеспечивает осмысление метода исследования изучаемых знаний. Вовлекает детей в дискуссию, учите работать в группах. - Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность?
Дайте определение понятию «глобус». Проверьте по учебнику. Поиск решения. Первый глобус был создан в 1492 году. Чего на нем не хватает? Как вы думаете, почему?
Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые?
Рубрика «Это интересно» КАКИЕ БЫВАЮТ ГЛОБУСЫ? Учитель. При подготовке к уроку каждая группа искала ответ на этот вопрос. Послушаем каждую группу. - 2. Послушайте загадку. Отгадайте, о чем идет речь?
Он на листок бумаги похож, Нашей Земли очень умный чертёж, Горы, равнины, моря, океаны, И города есть на карте и страны. (карта) Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о карте? Что такое географическая карта? – мозговой штурм. 3. А как называют ученого, составляющего карты? (картограф) Я предлагаю побыть картографами и подумать, как глобус превратить в карту? (ответы детей) А вы знаете, что именно апельсин помог прославиться фламандскому картографу Герарду Меркатору, когда он представил земной шар в виде апельсина и вспомнил, как мы его чистим. Он разложил дольки апельсина на листе бумаги так, как они покрывали его. А чтобы получилась карта, то изображение пришлось растянуть, то есть немного исказить. Следовательно, и географические объекты в этом месте искажены. Рубрика «Это интересно» КАКИЕ БЫВАЮТ КАРТЫ? 4. Виды карт Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые? 5. Аэрофотоснимок. - Есть еще способы изображения земной поверхности. Об одном из них вы прочитаете в учебнике с. 6-7. | Слушают учителя, участвуют дискуссиях. Осознание многообразия видов изображения земной поверхности. Согласовывают усилия по решению учебной задачи. Обнаруживают связь с другими сферами знаний.
Учащиеся дают определение географической карте. Для формулирования понятий используется технология развивающего обучения: составление схемы понятия «географическая карта»: 
Выступают группы детей.
Знакомятся с разными картами (топографические, план местности) Анализируют физическую карту мира, усваивают основные элементы ее легенды. Называют ответ – карта – это плоскость. На ней есть искажения. Находят их на карте.
Работа с учебником и слайдами презентации.
| - умения работать с различными источниками информации; - формирование исследовательских действий, исследовательской культуры; - формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - уметь принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; -уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации. умение договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. |
VI. Релаксация (Физкультминутка ) | 2 | Объясняет и показывает движения. Наклоны: север – руки вверх, подняться на носочки, Юг – присесть, руки на колени, Запад – наклон влево, Восток – наклон вправо. Изобразить движение планеты Земля вокруг своей оси.
| Выполняют упражнения. Взаимодействуют с учителем.
|
|
VII. Закрепление новых знаний и способов действий.
|
5
| Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях.
Вывод: По результатам работы формулируется вывод о возможности использования каждого изображения земной поверхности в повседневной и хозяйственной деятельности.
| Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Практическая работа. Сравнительная характеристика изображений земной поверхности Задание: Составьте сравнительную характеристику изображения земной поверхности. По результатам сравнения заполните предложенную таблицу.
| Глобус | Географическая карта | Аэрофотоснимок | Рисунок | Черты сходства |
|
| Черты отличий |
|
|
|
|
| - осознание и произвольное построение речевых высказываний в письменной форме. - умение формулировать собственное мнение и позицию. - осуществление самоконтроля. |
VIII. Первичная проверка понимания
| 5
| Формулирует условие задания. Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения по образцу и в измененных условиях. 1. Восстановите рассказ. 2. 
| Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения. Выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Самоконтроль понимания вопросов. 1. Восстановите рассказ: Модель Земли называют_________________ А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют ______________________ Существует много видов географических карт. Это ___________________ На физической карте синим цветом обозначена__________, коричневым, желтым, зелены -_____, белым –_______ . Каждая карта имеет свой __________. Если работаешь у настенной карты, стой __________, когда держишь указку в правой руке, и_________, когда указка в левой. | - осознание и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. - умение формулировать собственное мнение и позицию. - осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. |
IX. Подведение итогов
|
2 | Формулирует вопросы, подводит итоги учебного занятия. Покажите себя на «Горе успехов». Какой высоты вы достигли? Все мы разные, но когда мы вместе, то сможем преодолеть любые горы!
| Отвечают на вопросы Формулирование собственного мнения и позиции. Контроль, самоконтроль, коррекция правильности ответов. | - умение обсуждать содержание урока; - умение понимать ответы других; - умение слушать в соответствии с целевой установкой; - уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
X. Рефлексия
| 2
| Проводит рефлексию. Успех – не редкость в нашем мире; Но что такое есть успех? Успех – отличная отметка; Успех – удачный поворот; Увы, успех приходит редко (Хотелось бы наоборот)! Сегодня вы все так успешны, И на вершине той горы Чтоб голова кружилась только, Не от проблем, а от весны!!!
Ребята поднимают вверх шарики (из бумаги) различного цвета, оценивая себя («5» отлично - красные «4» хорошо - жёлтые, удовлетворительные оценки не предусмотрены) соответственно их настроению к концу урока рисуют смайлик на шариках. Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте. | Рефлексируют Взаимодействуют с учителем. Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний | - умение делать выводы. - формулирование собственного мнения и позиции.
|
XI. Постановка домашнего задания
| 2
| Формулирует домашнее задание. Проводит инструктаж по его выполнению. Мотивирует выполнение домашнего задания. Задание 1 «От теории к практике» стр. 8 учебника Спасибо всем за активную работу! Я считаю, что глобус – несовершенная модель земного шара. Докажите или опровергните мою точку зрения. Спасибо за работу! | Слушают учителя, записывают домашнее задание. Взаимодействуют с учителем. | - осознание качества и уровня усвоения материала. - регуляция учебной деятельности. |