Бинарный урок (география, МХК) «Крито-микенская культура» 7 класс
учебно-методический материал по географии (7 класс) на тему
Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории искусства. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации, а достижения искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.
В ходе урока предполагается рассмотреть разные по образности и средствам выражения культуры: минойской и ахейской, и определить их связь с географическим положением государств.
Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории искусства. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации, а достижения искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.
В ходе урока предполагается рассмотреть разные по образности и средствам выражения культуры: минойской и ахейской, и определить их связь с географическим положением государств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 35.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Бинарный урок (география, МХК) «Крито-микенская культура»
7 класс
Темы, изучаемые учащимися в ходе урока «Крито-микенская культура», чрезвычайно важны для формирования целостного представления о художественной культуре Древнего мира как о значимом этапе в истории искусства. Древнегреческая культура оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации, а достижения искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох.
В ходе урока предполагается рассмотреть разные по образности и средствам выражения культуры: минойской и ахейской, и определить их связь с географическим положением государств.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о Крито-микенской художественной культуре, определить особенности и зависимость ее проявлений от географического положения центров.
Форма урока: комбинированная с элементами диалога и использованием иллюстративного материала.
Организация взаимодействия учителя и учащихся: эвристическое наблюдение, использование методов погружения в эпоху, образного видения, проблемного изложения материала.
Задачи урока:
Образовательные:
- выявление взаимосвязи различных областей знаний;
- приобретение опыта анализа произведений искусства, сравнения особенностей культур;
- развитие понимания различий в ценностных ориентирах и мировосприятии людей в зависимости от сложившихся условий;
- формирование познавательного интереса учеников, самостоятельности поиска знаний;
Развивающие
- формирование
- формирование умения анализировать произведения изобразительного искусства в контексте эпохи;
- развитие художественного вкуса, памяти и воображения;
- развитие мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение и сопоставление.
- развитие логического мышления.
Воспитательные
- формирование ценностных ориентиров;
Основные категории и понятия, изучаемые на уроке: Кносский лабиринт царя Миноса на Крите, дворец царя Агамемнона в Микенах, греческие мифы, мегарон, толос.
Задание для учащихся на уроке:
Сопоставляя особенности географического положения, рельефа и искусства двух основных центров крито-микенской культуры заполнить таблицу со сравнительной характеристикой соответствующих параметров. архитектурных сооружений, изобразительного искусства, различие которых объясняется глубоким различием в мироощущении критян и ахейцев.
Домашнее задание:
Сравнить крито-микенское искусство с художественной культурой ранее изученных цивилизаций.
Изучаемые произведения:
Фрески Кносского дворца: «Дельфины», «Парижанка»; ритуальный сосуд «Бык», «Похищение Европы» роспись краснофигурной вазы.
Фрески Микенского дворца: «Микенянка», «Охота на кабана»; «Львиные ворота» дворца царя Агамемнона, Золотая маска из Микен.
Оборудование урока
Компьютер, интерактивная доска.
На уроке используется презентация
Структурный план урока.
Организационная часть;
Постановка задачи исследования, в том числе, предстоящего домашнего задания.
Изложение материала с проверкой домашнего задания и пройденного материала.
Проверка результатов заполнения таблицы и обсуждение.
Рефлексия.
Содержание урока
Слайд 1
Мы с вами продолжаем изучать художественную культуру такого далекого Древнего мира. И сегодня, переместившись из Азии в Европу, приступаем к изучению греческой цивилизации. Своеобразным связующим звеном между Востоком и Древней Грецией появилась культура, которая существовала в 3-2-м тысячелетии до н.э. на островах и побережьях Эгейских моря.
Слайд 2 (карта Греции) М.Ю.
Слайд 3
Предшественница античной культуры охватывает время двух древнейших цивилизаций, открывших первую страницу европейской истории. Она зарождается примерно на рубеже III тыс. до н.э., когда на островах и побережье повсеместно распространяются бронзовые орудия труда.
Слайд 4 (схема)
Древнейшая культура на территории Греции получила название «Крито-микенской» по двум основным центрам: острову Крит и городу Микены. По-другому ее еще называют эгейской.
Как вы думаете, почему?
Пережив периоды подъема и упадка, крито-микенская культура просуществовала примерно до 1200г. до н.э. До нашего времени сохранились остатки стен сооружений и фресок, мраморные статуэтки, расписные сосуды.
С этой культурой связано множество мифов и легенд, которые долгое время являлись единственным источником информации о ней.
Да и само зарождение этой цивилизации связывают с одним их греческих мифов. Вспомните о чём он?
Слайд 5 (иллюстрация мифа)
Миф о похищении могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом финикийской царевны Европы. «Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса – родоначальника критских царей».
Реальность мифов и легенд доказали археологические открытия на рубеже XIX – XX вв., который стали возможны благодаря достижениям развивающейся науки. Два выдающихся археолога стояли у истоков изучения крито-микенской цивилизации.
Можете ли вы назвать их имена?
Слайд 6
Это Артур Эванс и Генрих Шлиман.
Слайд 7 (Эванс Крит)
Название самой цивилизации принадлежит археологу Артуру Эвансу, который в 1901г. начал рискованные раскопки и обнаружил Кносский дворец с его тронными залами, лабиринтами коридоров, ванными комнатами, с его изысканными фресками и керамикой предстал перед изумленным взором археологов и историков как памятник древнейшей и, вместе с тем, высокоразвитой цивилизацией.
Слайд 8 (Крит) М.Ю.
Остров Крит расположен почти на ровном удалении от Европы, Азии и Африки; имеет длину около 250 км и ширину от 12 до 57 км. Он разделен перешейками на 3 части: центральную, восточную и западную.
Он был древнейшим очагом цивилизации в Европе. По своему географическому положению этот гористый остров, замыкающий с юга вход в Эгейское море, представляет как бы естественный форпост европейского материка, обращенный в сторону африканского и азиатского побережий Средиземного моря. С глубокой древности здесь скрещивались морские пути, соединявшие Балканский полуостров и острова Эгеиды с Малой Азией, Сирией и Северной Африкой.
Кносс - древний город на острове Крит, расположен около столицы острова города Ираклион, на северном берегу, в 4 км от моря, в древности с двумя гаванями.
Слайд 9
Возникшая на одном из самых оживленных перекрестков древнего Средиземноморья минойская культура испытала на себе влияние древнейших цивилизаций Ближнего Востока. Название «минойская» (соответственно минойцы — народ, населявший Крит в древности) было введено в науку А. Эвансом, который образовал его от имени мифического царя Крита Миноса.
В 18 в до н.э. эпицентром критской культуры становится город Кносс. Обнаруженный в ходе раскопок дворец Миноса и стал основным источником информации о ней.
На Крите вся жизнь была сосредоточена вокруг дворцов, которые состояли из множества различных по отделке и назначению помещений, но воспринимаемых как единый архитектурный ансамбль.
Слайд 10
Кносский дворец был отделен от города крепостной стеной. Его лабиринт – многоуровневая архитектура со сложными, запутанными ходами. Его декор в виде бычьих рогов, найденные ритуальные сосуды в виде головы быка и часто встречающееся изображение этого животного на фресках отражали еще один греческий миф.
Какой?
Слайд 11
Миф быке Миноса – Минотавре.
Слайд 12 (фасад дворца)
Дворец состоял из несколько этажей, которые были связаны лестничными переходами, поддерживаемыми колоннами. В центре находился большой открытый двор, вокруг него – дворцовые помещения, которые имели различное назначение. Одни из них использовались как жилые комнаты, другие предназначались для парадных приемов и религиозных церемоний. Некоторые помещения отводились под кладовые, где стояли огромные пифосы для хранения продуктов. В нижних этажах размещались склады оружия, кухни. Специально выделялись помещения для мастерских и для прислуги.
Слайд 13
Освещался кносский дворец с помощью световых колодцев, пронизывающих все здание сверху донизу. При этом свет ярко освещал одни помещения, оставляя другие в полной темноте.
Слайд 14
Опорой сооружения служили необычные расширяющиеся кверху колонны.
Как называется такая конструкция в архитектуре?
Из круглой и квадратной плит постепенно формируется вершина колонны для поддержания перекрытий.
Как называется данная верхняя часть колонны?
Слайд 15
В некоторых дворцовых помещениях сохранились фрески. Сюжеты фресок чрезвычайно разнообразны: сцены мирной жизни, праздничные процессии, религиозные обряды, акробатические игры. Постоянно встречаются изображения быка: иногда мирно пасущегося, иногда разъяренного, летящего галопом.В "тронном" зале на стенах изображены грифоны - мифические существа с львиным туловищем, орлиными крыльями и головой.
Слайд 16
Необычайно реалистичны пейзажи и изображения животных. Особенно часто в критской живописи встречаются морские мотивы.
Слайд 17
А одним из самых ярких образов критского искусства стала роспись «Парижанка», названная так археологами за яркость и красоту.
Какие особенности росписей вы можете выделить?
Одновременным изображением в профиль и анфас, они похожи на египетские.
Больше встречается изображение окружающего мира и обычной жизни.
Выделяется яркая цветовая гамма красок этих росписей.
Слайд 18
Ккритские художники были замечательными мастерами искусства чеканки и резьбы по камню. Большой славой пользовались и изделия из бронзы и золота, очень ценились глиняные вазы. Керамические сосуды здесь покрывалась либо растительными росписями, либо изображениями морских даров. На Крите даже была изобретена особая краска с металлическим блеском, которая делала стенки сосудов водонепроницаемыми.
Таким образом минойцы создавали самобытную архитектуру, владели искусством фрески и мозаики, были замечательными ювелирами и мастерами резьбы по камню, изготавливали великолепную керамику.
Но в середине XV столетия положение резко изменилось. На Крит обрушилась катастрофа, равной которой остров не переживал за всю свою многовековую историю. Почти все дворцы и поселения были разрушены, многие навсегда покинуты обитателями и забыты на целые тысячелетия. С этого времени начинается упадок критской культуры, а основной культурный центр Эгейского бассейна перемещается на материк.
Слайд 19 (Шлиман, Микены)
Микенцы, которые стали прямыми предками будущих эллинов (греков) пришли на территорию греции приблизительно в III тыс. до н.э. и вскоре власть их распространилась на весь Эгейский мир. Они проникли на многие острова, а после катастрофы захватили также и Кносс - столицу минойского царства. Микенцы долго жили бок о бок с минойцами, широко пользовались услугами одаренных критских мастеров и начале микенская культура испытала на себе сильное влияние более передовой минойской цивилизации. Некоторые божества и религиозные обряды, фресковая живопись во дворцах, водопровод и канализация, фасоны мужской и женской одежды, отдельные виды оружия, наконец, линейное слоговое письмо были заимствованы с Крита.
Слайд 20 (карта материковой Греции) М.Ю.
Одновременно с культурой Крита на материке, в Микенах и Тиринфе развивалась микенская культура. Микены расположены на Пелопоннесе, на полпути между Коринфом и Аргосом. Микенский холм был заселён с начала III тысячелетия. Благодаря удобному положению в центре небольшой, но плодородной равнины, наличию водного источника - Персей и, наконец, недоступности холма для противника поселение постепенно расширялось.
Слайд 21
Художественная культура этого региона имела много общего с критской, но и отличалась от нее суровостью и мощью, что наиболее ярко проявилось в монументальной архитектуре. На крутых Скалистых холмах возводились дворцы и поселения, впоследствии получившие название "акрополя" ("верхний город"). Здесь все было подчинено задачам обороны от врагов Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Здесь, в так называемой цитадели, селились правители города, жрецы и верховная знать. Простой же люд жил в «нижнем» городе, располагавшемся у подножия холма.
Слайд 22
Микены были царством Агамемнона, возглавившего военный поход.
Какой миф связан с этим походом?
Слайд 23
В Микенах находился "Дворец Агамемнона". На вершине холма обнаружены его остатки. ниже на склоне частично сохранились остатки домов, а также монументальные львиные ворота с самым древним геральдическим символов Европы.
Слайд 24
Микенские дворцы имели регулярную планировку и закрытый характер, были просты и строги. Дворцовое здание представляет собой вытянутое в длину сооружение, помещения которого группировались вокруг мегарона – большого зала с очагом посередине. Здесь проходили все важнейшие действа - праздники, военные советы, советы вождей, проводились религиозные обряды.
Слайд 25
Из огромных, грубо отесанных камней складывались оборонительные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота - до 18-20 м. Древним грекам казалось, что эти сооружения могли возвести легендарные одноглазые великаны-циклопы. Ученые назвали такую кладку «циклопической».
Кто такие циклопы?
Слайд 26
Из больших камней складывали и узкие арочные проходы, городские ворота, как и во многих других городах Древнего мира, охраняли животные - львы.
Какие существа считались хранителями в других культурах?
Слайд 27
Стены дворцов Микен, также как и дворцов Крита, покрывали многочисленные росписи. Суровая скупая архитектура обуславливала характер декора, в котором преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля собаками кабана, воины, седлающие коней. Сама тематика воплощала основное кредо микенской культуры – торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев.
Слайд 28
Распространенным сооружением в микенской архитектуре были гробницы. Под большим холмом в крепости обнаружена царская гробница с круглым внутренним помещением. Такую конструкцию сегодня называют «толосом».
Как называется такая форма перекрытия?
Слайд 29
Найденные погребальные маски передавали индивидуальные черты суровых и властных ахейских владык. Здесь также заметны
Слайд 30
И в расписной керамике чаще встречается военная тематика. Помимо нее распространение получает простой орнамент.
Определение орнамента.
Слайд 31
Заключение.
В середине XII века до н.э. микенская держава была сметена нашествием воинственных племен дорийцев. Но богатое наследие эгейской цивилизации осталось в великолепных памятниках архитектуры и живописи, в письменности, в появившихся позже мифических произведениях античных авторов.
Выводы
Географическое положение оказало влияние на разницу двух культур. Островное положение критской цивилизации не требовало оборонительного характера архитектуры, а в росписях использовались морские мотивы. Микенская культура, наоборот, носила военный характер. В архитектуре преобладали крепостные сооружения, а в живописи – трагические темы. Несмотря н а схожесть. динамичная линия критского искусства противопоставлена застывшим формам микенского. Живописность, подвижность, эфемерность минойских образов сменилась жестокостью, статичностью, приземленностью микенских.
Обобщение
Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце 12 века до н.э. означало закат крито-микенской цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой выросла античная культура. Обитатели материковой Греции – эллины – стали преемниками и довели до совершенства культурное наследство предшественников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс
Открытый бинарный урок (география+биология) "Особенности Тихого океана и его влияние на природу Земли" 7 класс...
Бинарный урок география-математика "Байкал" 8 класс
Урок был проведен в рамках районного семинара....
Бинарный урок (география+биология) "Значение воды на Земле"
15.04.2014г. в рамках методической недели проводили бинарный урок....
Бинарный урок география и биология Тихий океан и его обитатели" коррекционная школа 8 класс
Бинарный урок география и б...
Урок географии по теме: "Италия. Население, культура, обычаи и традиции".
Открытый урок по теме: "Италия. Население, культура, обычаи и традиции"....
Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня»
Бинарный урок географии и математики - урок - путешествие «Тур выходного дня» на материале регионального компонента на котором:1.Повторим тему 6 класса по географии «Атмосфера».2.По математике: за...
Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.
Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...