Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС
проект на тему

Когда-то считалось, что учить школьников работать с текстом должны учителя литературы и истории. При этом молчаливо допускалась возможность стихийного переноса умения работать с литературно-художественным и историческим текстами на естественнонаучные, технические и другие тексты. В качестве основных способов обучения работе с литературой рекомендовали самостоятельное чтение текста и составление плана прочитанного. Далее шла постановка вопросов перед учащимися, выдвижение перед ними конкретных задач логического характера. Всё это придаёт работе с текстом более целенаправленный характер, побуждают внимательнее вчитываться в него в поисках ответов. При хорошо продуманной системе  вопросов, предлагаемых учащимся, такая работа с учебником способствует развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления) и имеет важное значение для усвоения понятий. Однако практика показывает, что для обучения самостоятельной работе с литературой заданий такого рода недостаточно. Учащиеся при этом учатся находить в книге ответы на вопросы, поставленные учителем, но не приобретают   умений и навыков обобщенного характера работы с текстом. Для того, чтобы найти   подход   к получению знаний на основе работы с учебной литературой необходимо разобраться в структурно-логическом анализе содержания учебных дисциплин естественнонаучного цикла, в частности физики.  Структурно-логический анализ содержания учебных дисциплины позволяет выделить в ней основные структурные элементы взаимосвязанных научных знаний:  факты, понятия, законы и теории.  На основе анализа новых научных фактов вводятся новые научные понятия. Законы науки выражают существенные устойчивые связи между понятиями (существенные устойчивые причинно-следственные связи между явлениями, закономерности их протекания; связи между величинами, характеризующими свойства тел и явления). Научные теории оперируют системами понятий, то есть они тоже выражают связи между понятиями, но связи более широкие по сравнению с законами. Вместе с тем правомерны выражения: «понятие о научном факте», «понятие о законе», «понятие о теории», «понятие о научной картине мира». Чтобы усвоить структурные элементы научных знаний, необходимо выполнять общие требования к усвоения каждого из них.   Это знания о знаниях, или, как говорят философы, метапредметные знания.  Вооружив учащихся метапредметными знаниями, можно на этой основе формировать у них умение самостоятельно добывать знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_2.docx74.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Птичник»

  Смысловое чтение и работа с текстом на  уроках физики в условиях введения ФГОС

учитель физики:  Павлова Любовь Алексеевна

                                                                    Лучшее учение – чтение. (А. С. Пушкин)

 

  Когда-то считалось, что учить школьников работать с текстом должны учителя литературы и истории. При этом молчаливо допускалась возможность стихийного переноса умения работать с литературно-художественным и историческим текстами на естественнонаучные, технические и другие тексты. В качестве основных способов обучения работе с литературой рекомендовали самостоятельное чтение текста и составление плана прочитанного. Далее шла постановка вопросов перед учащимися, выдвижение перед ними конкретных задач логического характера. Всё это придаёт работе с текстом более целенаправленный характер, побуждают внимательнее вчитываться в него в поисках ответов. При хорошо продуманной системе  вопросов, предлагаемых учащимся, такая работа с учебником способствует развитию мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, сопоставления) и имеет важное значение для усвоения понятий. Однако практика показывает, что для обучения самостоятельной работе с литературой заданий такого рода недостаточно. Учащиеся при этом учатся находить в книге ответы на вопросы, поставленные учителем, но не приобретают   умений и навыков обобщенного характера работы с текстом. Для того, чтобы найти   подход   к получению знаний на основе работы с учебной литературой необходимо разобраться в структурно-логическом анализе содержания учебных дисциплин естественнонаучного цикла, в частности физики.  Структурно-логический анализ содержания учебных дисциплины позволяет выделить в ней основные структурные элементы взаимосвязанных научных знаний:  факты, понятия, законы и теории.  На основе анализа новых научных фактов вводятся новые научные понятия. Законы науки выражают существенные устойчивые связи между понятиями (существенные устойчивые причинно-следственные связи между явлениями, закономерности их протекания; связи между величинами, характеризующими свойства тел и явления). Научные теории оперируют системами понятий, то есть они тоже выражают связи между понятиями, но связи более широкие по сравнению с законами. Вместе с тем правомерны выражения: «понятие о научном факте», «понятие о законе», «понятие о теории», «понятие о научной картине мира». Чтобы усвоить структурные элементы научных знаний, необходимо выполнять общие требования к усвоения каждого из них.   Это знания о знаниях, или, как говорят философы, метапредметные знания.  Вооружив учащихся метапредметными знаниями, можно на этой основе формировать у них умение самостоятельно добывать знания.

 Современное информационное общество ставит перед  школой задачу подготовки выпускников, способных:

-ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

-самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

-грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

-быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

-самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Одним из главных источников развития является смысловое чтение.  Это принципиально новое явление вводится в педагогическую практику стандартами второго поколения - метапредметные умения учащихся (метапредметные результаты).

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного или нескольких учебных предметов способы деятельности, применяемые как в рамках общеобразовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

В Федеральном государственном образовательном стандарте ведущая роль отводится умениям по работе с текстами.

 При смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

           Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими, иногда в споре, происходит не простое усвоение информации, а самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Когда человек вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами происходит  обдумывание текста, интеграцию его с миром самого читающего ребенка и с окружающим реальным миром. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Осуществляя смысловое чтение, учащиеся организуют  учебно-познавательную деятельность в соответствии с целями и задачами, формируются регулятивные УУД. Формирование УУД смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД.  Обеспечение  возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме -  способствуют формированию коммуникативных УУД.

Задачи всех учебных предметов - научить учащихся вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать. В том числе и  предмета физики.

При работе с  текстовой информацией выделяют следующие этапы:

– поиск и получение информации;

– понимание и преобразование информации для её дальнейшего использования;

– применение и представление информации.

Для каждого из этих этапов выделяются отдельные умения, обеспечивающие  выполнение данного этапа.

1. Выделять оптимальный алгоритм поиска информации.

1) Отбирать оптимальное сочетание элементов тематического и предметного поиска информации.

2)  Выделять тип информационного ресурса в зависимости от характера запрашиваемой информации (словарь, справочник, учебник, интернет и т.п.).

2. Выделять главную мысль текста или его частей.

1)  Выбирать высказывания, наиболее полно передающие смысл текста (подчёркивать предложение, выражающее основную мысль текста).

2) Выбирать заголовок для текста.

3) Делать вывод по содержанию текста, подытоживать мысли, идеи и т.п., содержащиеся в тексте.

3. Понимать информацию, содержащуюся в тексте.

1) Выделять явно заданную в тексте информацию, что видно из умения:

– отвечать на прямые вопросы к содержанию;

– понимать смысл использованных в тексте терминов (понятий, явлений, законов и т.п.);

– подчёркивать (выделять) конкретные детали в тексте (например, имена, даты, факты, события и т.д.).

2) Выделять неявно заданную в тексте информацию, что видно из умения:

– отвечать на вопросы, требующие сопоставления информации из разных частей текста;

– сравнивать, классифицировать описанные в тексте объекты и т.п.;

– выводить из содержания текста те идеи и соотношения, которые не раскрыты в нём в явном виде;

– называть мысли, действия, события, которые не названы, но предполагаются в содержании текста;

– подбирать наиболее вероятные последствия описанных действий или событий;

– объяснять, что связывает, объединяет между собой представленные явления, предметы и т.п.

4. Преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.

1) Конспективно излагать содержание текста:

– в виде плана (простого или сложного);

– в виде схемы;

– в виде таблицы;

– в виде тезисов или выписок.

2) Создавать аннотации к тексту.

3) Писать рецензии по содержанию текста (с учётом самостоятельных оценочных суждений).

4) Преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую (таблица, график, диаграмма, карта, схема, иллюстрация).

5) Подбирать иллюстративный материал, адекватный содержанию текста.

5. Применять информацию из текста в изменённой ситуации.

1). Перефразировать (объяснять «своими словами») информацию из текста.

2). Отвечать на вопросы, требующие применения информации из текста и запаса имеющихся знаний.

3). Приводить дополнительные примеры, подбирать аргументы и т.п.

6. Критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации.

1). Находить ошибки в тексте на основе имеющихся знаний.

2). Находить ошибки в тексте на основе запроса дополнительной информации.

3). Оценивать степень достоверности информации на основе дополнительных данных об авторе текста, типе издания, в котором он опубликован, и т.д.

         Для организации смыслового чтения на уроках физики используются различные тексты, к которым даются соответствующие задания:

 1. Тексты с описанием различных физических явлений или процессов, наблюдаемых в природе или в повседневной жизни.

Задания к ним могут проверять:

понимание информации, имеющейся в тексте;

понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

умение выделить описанное в тексте явление или его признаки;

умение объяснить описанное явление при помощи имеющихся знаний.

2. Тексты с описанием наблюдения или опыта по одному из разделов школьного курса физики.

Задания к ним могут проверять:

понимание информации, имеющейся в тексте;

умение выделить (или сформулировать) гипотезу описанного наблюдения или опыта, понимание условий проведения, назначения отдельных частей экспериментальной установки и измерительных приборов;

умение определить (или сформулировать) выводы.

3. Тексты с описанием технических устройств, принцип работы которых основан на использовании каких-либо законов физики.

Задания к текстам могут проверять:

понимание информации, имеющейся в тексте;

понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

умение определить основные физические законы (явления, принципы), лежащие в основе работы описанного устройства;

умение оценивать возможности безопасного использования описанных технических устройств.

4. Тексты, содержащие информацию о физических факторах загрязнения окружающей среды или их воздействии на живые организмы и человека.

Задания могут проверять:

понимание информации, имеющейся в тексте;

понимание смысла физических терминов, использующихся в тексте;

умение оценивать степень влияния описанных в тексте физических факторов на загрязнение окружающей среды;

умение выделять возможности обеспечения безопасности жизнедеятельности в условиях воздействия на человека неблагоприятных факторов.

Приемы стратегий   смыслового чтения применяемых на уроках физики.

Приём « Мнемический план» — совокупность опорных пунктов.

Для запоминания целых страниц текста необходимо использовать несколько опорных пунктов. Это будет своего рода план для припоминания, или мнемический план. Мнемические планы исполняют в первую очередь регулирующую роль при воспроизведении.

Мнемический план может состоять из разнообразных поддержек, отражающих и внешние связи, и внутренние, характеризующие отношения различных групп материала; смысловые связи с имеющимися в тексте данными и связи с личным опытом, знаниями и ценностями субъекта. Мнемические планы будут различными в зависимости от характера запоминаемого материала, его объема, целей запоминания, характера деятельности, поэтому следует, видимо, выделить план как возможный способ организации материала.

Отличительной особенностью мнемических планов будет, следовательно, разнохарактерность, разноуровневость и различная направленность его пунктов в отличие от других видов организации материала (классификация, систематизация, структурирование и др.). Пункты мнемического плана могут быть детерминированы текстом, заданы материалом; могут привноситься, достраивать материал, но в любом случае характер пунктов обусловлен целью мнемической деятельности.

План изучения явлений:

  1. Внешние признаки явления.
  2. Условия, при которых протекает явление.
  3. Как воспроизвести и пронаблюдать явление в лабораторных условиях?
  1. Сущность явления, механизм его протекания (объяснение явления на основе современных научных теорий).
  2. Связь данного явления с другими.
  3. Количественная характеристика явлений (величины, характеризующие явление, связь между величинами, формулы, выражающие ту связь).
  4. Учет и использование явления на практике.
  5. Способы предупреждения вредного действия явления.

План изучения законов:

  1. Связь между какими явлениями (процессами) или величинами выражает закон.
  2. Формулировка закона.
  3. Математическое выражение закона.
  4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
  5. Учет и использование закона на практике.
  6. Границы применения закона.

План изучения теорий:

  1. Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории.
  2. Основные положения теории.
  3. Круг явлений, объясняемых данной теорией.

4.Математический аппарат теории, ее основные уравнения,

5.Опытные факты, подтверждающие основные положения теории.

6.Явления и свойства тел, предсказываемые теорией.

План изучения величин:

  1. Какое свойство тела или явление характеризует данная величина?
  2. Определение величины.
  3. Формула, выражающая связь данной величины с другими.
  4. Единицы величины.
  5. Способы ее измерения.

План изучения приборов:

1. Назначение прибора.

2. Принцип действия прибора (какое явление или закон положен в основу работы прибора).

3. Схема устройства прибора (его основные части, их назначение).

4. Правила пользования прибором.

5. Область применения прибора.

Приём критического мышления «Инсерт»

Цель: читать текст, сохраняя интерес к теме, отделять знакомую информацию от незнакомой, выявлять непонятные вопросы, делать открытия – думал иначе.

Описание приема

Во время приёма необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» - уже знал, «+» - новое, «_» - думал иначе, «?» - не понял, есть вопросы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Прочитав один раз текст, необходимо вернуться к своим первоначальным предположениям, вспомнить что знали или предполагали по данной теме раньше, возможно количество значков увеличится.

Текст по разделу «Механика», содержащий описание использования законов механики в технике. Задания на понимание основных принципов, лежащих в основе описанного устройства

Задание учащимся: Прочитайте текст, используя приём «Инсерт», составьте таблицу и ответьте на вопросы после текста.

               Ультразвуковые стиральные устройства (УСУ)

В последнее время ультразвуковые стиральные машины завоевывают все большую популярность. Легкие, беззвучные, не занимают много места, не требуют врезки в водопровод — они идеально подходят для людей, часто путешествующих, для дачников и студентов.

УСУ состоит из источника питания, излучателя ультразвуковых колебаний и соединительного кабеля.

Для стирки излучатель помещается в середину емкости с моющим раствором и текстильными изделиями, где он и возбуждает ультразвуковые колебания. Эффект удаления пятен обусловлен кавитацией — образованием в растворе огромного количества микроскопических пузырьков, заполненных газом, паром и их смесью, эти пузырьки возникают при прохождении акустической волны во время полупериода разрежения. Под действием перепада давления при появлении и «схлопывании» пузырьков нарушается сцепление загрязненных микрочастиц с волокнами изделий и облегчается их удаление поверхностно-активными веществами моющего раствора стирального порошка или мыла.

Под действием ультразвуковых колебаний слой жидкости, который максимально близко находится к ткани (приповерхностный слой), приобретает определенные свойства — его скорость значительно увеличивается. Это активно помогает моющему средству, растворенному в воде, более глубоко проникать в структуру ткани, а значит, эффективно отстирывать ткань. При механической же стирке скорость приповерхностного слоя жидкости относительно ткани приближается к нулю. Кроме того, ультразвук обладает дезинфицирующим действием, а также удаляет неприятные запахи.

После включения в воде или на воздухе устройства не подают никаких видимых для человека признаков работы. Но если положить ультразвуковой генератор на ладонь, можно почувствовать небольшую вибрацию. Это ощущение сугубо индивидуально, так как не все люди одинаково воспринимают звуковые частоты и колебания.

Вопросы и задания

1.        В чем отличие ультразвука от звуковых волн, воспринимаемых человеком?

2.        Что называют кавитационным пузырьком? Какой эффект получается при «схлопывании» кавитационных пузырьков?

3.        Почему излучатель ультразвуковых колебаний имеет чаще всего форму шара или диска?

4.        Попробуйте объяснить, зачем на блоках питания установлены светодиодные индикаторы.

 Приём «Работа с вопросником»

Цель: сформировать умение  самостоятельно работать с  текстом, находить ответы на вопросы, выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста.

Описание приема

Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают  в классе.  

Тема: «Оптические явления»

Задание учащимся: Прочитайте текст. Озаглавьте его. Ответьте на вопросы после текста.

братите внимание на замерзшую лужу. Лужа подо льдом чёрная. Однако в некоторых местах лед серебристый — там, где подо льдом образовалась прослойка воздуха и свет испытывает полное внутреннее отражение. Угол полного внутреннего отражения на границе лед—воздух равен 48°. Падающий свет отражается, лед в этих местах белый.

Как объяснить, что снег белый, хотя он состоит из отдельных прозрачных кристалликов льда — снежинок? Снег пушистый. Это означает, что каждая снежинка окружена воздухом. Так как острые иголочки снежинки имеют большое количество отражающих поверхностей, то весь падающий свет отражается как от внешних, так и от внутренних граней и не проходит сквозь толщу снега. Мы наблюдаем полное внутреннее отражение света от снега. Поэтому он ослепительно белый. Свежевыпавший снег отражает более 90% падающего света.

Старый снег уплотняется, уменьшаются воздушные зазоры, снег темнеет. Белизна снега зависит от его плотности! Плотность снега может меняться от 30 до 800 кг/м3.

Вопросы и задания к тексту:

1.Что такое полное  внутреннее отражение? При каких условиях оно наблюдается?

2.Что происходит с лучами, падающими на границу лед—воздух под углами  больше 48°? меньше 48°?

3.Возьмем кусочек льда и раздробим его в мелкую крошку. Порошок изо льда уже не прозрачный, а имеет белый свет. Объясните, почему.

4.Почему в оттепель снег, пропитанный, водой, темнеет?

Приём «Группировка».

 Цель: сформировать умение разбивать материал на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т. д.).

  Основной характерной особенностью смысловой группировки материала при чтении является то, что текст разбивается на части не по внешним признакам, а по смысловому содержанию, на основе единства «микротем».

Задание учащимся: Прочитайте текст. Разбейте его по смысловому содержанию и опишите различные физические явления или процессы. Ответьте на вопросы после текста.

 «Приливы и отливы»

Солнце действует почти одинаковым образом на всё находящееся на Земле и внутри неё. Сила, с которой Солнце притягивает, например, москвича в полдень, когда он ближе всего к Солнцу, почти не отличается от силы, действующей на него в полночь! Ведь расстояние от Земли до Солнца в десять тысяч раз больше земного диаметра, и увеличение расстояния на одну десятитысячную при повороте Земли вокруг своей оси на пол-оборота практически не меняет силы притяжения. Поэтому Солнце сообщает почти одинаковые ускорения всем частям земного шара и всем телам на его поверхности.

Почти, но всё же не совсем одинаковые. Из-за этой-то небольшой разницы возникают приливы и отливы в океане. На обращённом к Солнцу участке земной поверхности сила притяжения несколько больше, чем это необходимо для движения этого участка по эллиптической орбите, а на противоположной стороне Земли – несколько меньше. В результате, согласно законам механики Ньютона, вода в океане немного выпячивается в направлении, обращённом к Солнцу, а на противоположной стороне отступает от поверхности Земли. Возникают, как говорят, приливообразующие силы, растягивающие земной шар и придающие, грубо говоря, поверхности океанов форму эллипсоида.

Чем меньше расстояния между взаимодействующими телами, тем больше приливообразующие силы. Вот почему на форму Мирового океана большее влияние оказывает Луна, чем Солнце. Мы говорили о Солнце просто потому, что Земля вращается вокруг него, и здесь легче понять причину деформации поверхности океанов. Если бы не было сцепления между частями земного шара, то приливообразующие силы разорвали бы его.

Приливная волна тормозит вращение Земли. Правда, этот эффект мал, за 100 лет сутки увеличиваются на тысячную долю секунды. Но, действуя миллиарды лет, силы торможения приведут к тому, что Земля будет повёрнута к Луне одной стороной и дневные сутки станут равными лунному месяцу. С Луной это уже произошло. Луна заторможена настолько, что повернута к Земле всё время одной стороной.

Вопросы

1. Когда на человека действует большая сила притяжения со стороны Солнца: в полдень или в полночь? Почему?

2. Попробуйте объяснить своими словами, как возникают приливообразующие силы. Почему они оказывают тормозящее действие на вращение Земли?

3. Почему Луна при возникновении приливов оказывает гораздо большее воздействие, чем Солнце?

4. Период обращения Луны вокруг Земли равен 27 сут. 7 ч 43 мин. Чему примерно равен лунный день?

Приём «Уголки»

Цель: сформировать умение  вдумчиво читать,   обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера.      

Этот прием можно использовать на  уроках физики при составлении характеристики процессов, явлений,  приборов.

Описание приема

Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства (используя текст и свой жизненный опыт) положительных сторон, рассматриваемого объекта, другая - об отрицательных (подкрепляя свой ответ выдержками из текста). В конце урока делается совместный вывод.

 Сила трения, 7 класс.

Задание группам: 1 группа - найти пословицы, в которых сила трения играет положительную роль, 2 группа - отрицательную. Свои выводы подтвердите формулировками из параграфа.

Коси, коса, пока роса,

Роса долой – и ты домой.(русская)

Пошло дело, как по маслу. (русская)

От безделья и лопата ржавеет. (русская)

Без мыла в душу влезет. (русская)

От того телега запела,

Что давно дегтя не ела.(русская)

Не, такого человека, который хоть раз не поскользнулся по льду. (осетинская)

Каков но, так и режет. (русская)

Не смазанное колесо ось перетрет.

(узбекская)

Часы могут остановиться,

Время – никогда.(сербская)

Задумал муравей

Фудзияму-гору сдвинуть.(японская)

На льду не строятся. (русская)

Лопату не покрывают позолотой.

(корейская)

Не подмазанная арба не поедет. (таджикская)

Сухая ложка рот дерет. (русская)

Из навощенной нити

трудно плести сети.(корейская)

Баба с возу – кобыле легче. (русская)

Три, три, три – дырка будет. (русская)

Плуг от работы блестит. (русская)

Ключ, который часто в работе, блестит. (турецкая)

От работы пила,

раскалилась до бела.(русская)

Ржавый плуг только на пахоте очищается. (марийская)

Что кругло – легко катится. (японская)

Жнущий серп всегда блестит. (мокша)

Кататься, как сыр в масле. (русская)

Мел оставляет белый след,

а уголь – черный.(индонезийская)

Против шерсти не гладят. (русская)

Остер шип на подкове,

Да скоро сбивается.(русская)

Угря в руках не удержишь. (французская)

Не подмажешь, не поедешь. (французская)

Колодезная веревка, сруб перетирает.(японская)

Приём «Опорный конспект» 

Любая информация всегда содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. В этом качестве могут выступать даты, необычные словосочетания, незнакомые или очень знакомые слова, неожиданный поворот событий, метафоры, имена, рисунки, формулы, схемы и т.д.  

Опорный конспект как нечто краткое и сжатое, взятые в совокупности.  Набор опорных пунктов есть инструмент смыслового чтения.

Задание учащимся: Прочитайте текст. Составьте опорный конспект.

Принцип работы СВЧ-печи

Микроволновая печь или -печь— электроприбор, предназначенный для быстрого приготовления или подогрева пищи, размораживания продуктов в быту с использованием электромагнитных волн дециметрового диапазона (обычно с частотой 2450 МГц). В промышленности эти печи используются для сушки, разморозки, плавления пластмасс, разогрева клеев, обжига керамики и т. д. В отличие от классических печей (например, духовки или русской печи), разогрев продуктов в микроволновой печи происходит не только с поверхности, но и по объёму продукта, содержащему полярные молекулы (например, воды), так как радиоволны данной частоты проникают и поглощаются пищевыми продуктами на глубине примерно 2,5 см. Это сокращает время разогрева продукта.

Нагрев в печи основан на принципе так называемого «дипольного сдвига». Молекулярный дипольный сдвиг под действием электрического поля происходит в материалах, содержащих полярные молекулы. Энергия электромагнитных колебаний поля приводит к постоянному сдвигу молекул, выстраиванию их согласно силовым линиям поля, что и называется дипольным моментом. А так как поле переменное, то молекулы периодически меняют направление. Сдвигаясь, молекулы «раскачиваются», сталкиваются, ударяются друг о друга, передавая энергию соседним молекулам в этом материале. Так как температура прямо пропорциональна средней кинетической энергии движения атомов или молекул в материале, значит, такое перемешивание молекул по определению увеличивает температуру материала. Таким образом, дипольный сдвиг — это механизм преобразования энергии электромагнитного излучения в тепловую энергию материала.

Нагрев в микроволновой печи в результате дипольного сдвига под действием переменного электрического поля зависит от характеристик молекул и межмолекулярного взаимодействия в среде. Для лучшего нагрева частоту переменного электрического поля нужно установить таким образом, чтобы за полупериод молекулы успели полностью перестроиться. Так как вода содержится практически во всех продуктах, частоту СВЧ излучателя микроволновой печи подобрали для лучшего разогрева именно молекул воды в жидком состоянии, в то время как лёд, жир и сахар нагреваются гораздо хуже.

Микроволновое излучение не может проникать внутрь металлических предметов, поэтому невозможно приготовить еду в металлической посуде. Металлическая посуда и металлические приборы (ложки, вилки), находящиеся в печи в процессе нагревания, могут вывести её из строя.

Нежелательно помещать в микроволновую печь посуду с металлическим напылением («золотой каёмочкой») — даже этот тонкий слой металла сильно нагревается вихревыми токами и это может разрушить посуду в области металлического напыления. Нельзя нагревать в микроволновой печи жидкость в герметично закрытых ёмкостях и целые птичьи яйца — из-за сильного испарения воды внутри них создаётся высокое давление и, вследствие этого, они могут взорваться. Разогревая в микроволновке воду, также следует соблюдать осторожность — вода способна к перегреванию, то есть, к нагреванию выше температуры кипения. Перегретая жидкость способна почти мгновенно вскипеть от неосторожного движения. Это относится не только к дистиллированной воде, но и к любой воде, в которой содержится мало взвешенных частиц. Чем более гладкой и однородной является внутренняя поверхность сосуда с водой, тем выше риск. Если у сосуда узкое горлышко, то велика вероятность, что в момент начала кипения перегретая вода выльется и обожжёт руки.

Вопросы:

Знаком ли вам этот прибор? Какая информация была для вас новой, а какая была уже вам известна?

Встретились ли вам незнакомые термины в кейсе? Как можно узнать их значение?

В чём преимущества использования данного прибора в быту, а какие вы видите недостатки? Какие меры безопасности нужно соблюдать при работе с этим бытовым прибором?

Поставьте для себя задачи, опираясь на данный кейс, к следующему уроку.

Приём «Алгоритмы»

Данный прием основан на логико-структурном анализе содержания  физики, который позволяет выделить в них главные структурные элементы знаний.

факты             понятия            законы              теории            ФКМ    

                                         Явления

                                         Процесс

                                         Величины  

                                         приборы

                                         Свойства

                                         Форма материи    

                                        Методы исследования

Для каждого структурного компонента разработаны планы обобщающего характера ,  определяющие  общие подходы  к усвоению знаний, прежде всего на основе работы с учебной литературой. Они могут быть использованы для изучения широкого класса объектов, например для изучения явлений — физических, химических, биологических и т. д., для изучения законов, теорий (законов вообще, теории вообще).

Цель: сформировать  навыки  структурирования информации, умения находить в тексте требуемую информацию, вести обсуждение в парах.

Описание приема.

1вариант: учащимся  предлагается изучить текст и, используя план обобщенного характера,  составить ответ об изучаемом понятии.

2 вариант:  учащимся предлагается изучить текст и составить план ответа (алгоритм)  об изучаемом понятии.

Задание можно выполнять индивидуально и в парах.

 План  изучения величин:

Название величины

Какое свойство тела или явление характеризует данная величина?

Определение величины

Формула, выражающая связь данной величины с другими

Единицы величины

Способы ее измерения

Сила

Взаимодействие,

является его мерой

Мера взаимодействия тел, в результате которого тела деформируются или приобретают ускорение

F=ma

H

Динамометр

Приём  «Восстанови текст».

Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию.

Описание приема.

Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном порядке. Затем все участники занятия общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста.

 Механическая работа. 7 класс.

1.Работа (А) может быть положительной, отрицательной и равной нулю.

2.Она выражается в  килоджоулях (кДж) и джоулях (Дж).

3.Когда направление силы, приложенной к телу, перпендикулярно направлению его движения, то  А=0.

4.Понятие работы в физике отличается от того, которое мы употребляем в быту.

5. За единицу работы принимают работу, совершенную силой 1Н на пути 1м.

6.Формула работы А=F·Sприменяется, если сила постоянна и ее направление совпадает с направлением перемещения тела.

7.Такая же формула, но со знаком «минус», используется в случае, если направление силы противоположно движению тела.

8.Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и пройденному пути.

9.Работа равна нулю, если тело движется по инерции или под действием приложенной силы не сдвигается.

Примерные ответы: 4,8,6,7,1,3,9,5,2 или 4,8,6,5,2,7,1,9,3

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение  читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников,  на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Описание  приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.
Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Строение вещества, 7 класс.

Задание: найти физические  ошибки в  тексте и объяснить их.

Рассказ «Я учил...».

– К доске пойдёт... Незнайкин, – печально объявил учитель. – Ну как, сегодня мы выучили уроки? К вам не приехали гости? Не заболела бабушка? Не отключали свет? Соседи сверху не залили водой? У соседей снизу не было пожара? Или ты опять сидел в застрявшем лифте?

Незнайкин мрачной глыбой поднялся из-за парты, перекрыв собой таблицу «Международная система единиц», размером 1,5 × 2 м, и произнёс басом:

– Бабушка.

– Всё-таки опять бабушка, – ещё больше опечалился учитель.

– Да не... я учил... Бабушка заставила, – устало вздохнул Незнайкин.

– Это уже хорошо, – обрадовался учитель. – И что же ты выучил?

– Всё.

– Приятно слышать что-то обнадёживающее. Мы изучили главу «Строение вещества» и теперь всем классом внимательно тебя слушаем. А вы, ребята, посчитайте количество неточностей и ошибок, если они будут. Итак, расскажи нам о трёх основных положениях о строении вещества.

– Я знаю три состояния вещества: жидкое, твёрдое и парообразное. Эти, ну как их, вещества состоят из частиц. А частицы – это атомы и молекулы. Атомы состоят из молекул. Частицы обычно движутся. В твёрдых телах они не движутся, поэтому эти тела сохраняют свою форму. Чем выше температура, тем больше скорость движения частиц. При нагревании молекулы расширяются, и тела поэтому тоже увеличиваются в размерах. Частицы взаимодействуют друг с другом, то есть притягиваются, иначе бы твёрдые тела рассыпались. Если рассмотреть лёд, воду и пар, то они отличаются не молекулами, а только расположением молекул.

– И это ты называешь «я учил»? Давай послушаем ребят. Какие же неточности и ошибки допустил Незнайкин?

 Приём «Сравнение определений».

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, анализировать информацию, сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме,  проявлять творческие способности.

Описание приема.

Учащимся предлагается сравнить определения и решить, какое из них, по их мнению, наиболее точное. Аргументировать свое мнение и попробовать сформулировать наиболее точное.

Теплопроводность, 8 класс.

1) «Перенос энергии от более нагретых участков тела к менее нагретым в результате теплового движения и взаимодействия частиц называется теплопроводностью» (Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика- 8, - М.: Просвещение, 2004)

2)«Теплопроводность - это вид  теплообмена (теплопередачи), при котором происходит непосредственная передача энергии от частиц более нагретой части тела к частицам его менее нагретой части. При теплопроводности само вещество не перемещается вдоль тела, переносится лишь энергия» (Громов С.В., Родина Н.А. Физика-8.- М.: Просвещение, 2001)

3)»Явление передачи внутренней энергии от одного тела к другому или от одной его части к другой называется теплопроводностью» (Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика-8. М.:Дрофа, 2010).

Анализ текстов.

№ определения

«_»

«+»

1

Не указана какая энергия

Подробно описан механизм передачи энергии

2

Не указана  какая энергия

Сказано, что теплопроводность – вид теплопередачи, вещество не перемещается

3

Не указано направление теплообмена

Сказано, что энергия внутренняя и передается от одного тела к другому, а не только внутри тела.

Примерный полный вариант определения: теплопроводность- это вид  теплообмена (теплопередачи), при котором происходит непосредственная передача  внутренней энергии в результате  теплового движения и взаимодействия частиц от  более нагретой части тела к  менее нагретой или от одного тела к  другому, менее нагретому. При теплопроводности само вещество не перемещается -  переносится лишь энергия.

Способность читать информацию – это главное умение, которое позволяет нам   ориентироваться в окружающем мире. В широком смысле слово читать понимается как умение объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы и т.д.  

 

Для успешного формирования указанных  умений важно выполнение следующих педагогических условий:

1. В объяснительных записках к учебным программам по физике необходим четкий перечень читательских умений  учеников на каждом году обучения.   Это нужно для того, чтобы учитель вел работу целенаправленно и чтобы обеспечить преемственность от класса к классу.

2. В учебниках по всем предметам для каждого года обучения должны быть указаны основные требования к овладению умением работать с учебной литературой и даны краткие методические рекомендации о том, как овладеть данным умением (например, планы обобщенного характера).

3. Должны быть специальные задания, которые способствовали бы формированию у учащихся умения самостоятельно работать с литературой.

4. В методических пособиях для учителей должно быть отражено единство требований к формированию рассматриваемого умения, раскрыты общие методические приемы работы с учебником, а также специфические приемы, определяемые содержанием учебного материала.

5. Было бы   полезно часть рекомендаций по овладению рациональными приемами самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой включить в пособия типа «Тетрадей на печатной основе» или «Системы самостоятельных работ по предмету».  

6. Надо обучать учителей методике формирования умений.

7. Важным условием контроля за формированием умения является определение критериев и уровней сформированности его у учащихся:

а) полнота выполняемых операций;

б) рациональная последовательность их выполнения;

в) степень осознанности выполнения отдельных операций и действия в целом.

д) степень сложности мыслительных операций.

 Знание критериев позволяет четко установить, в какой мере умения, сформированные у учащихся на том или ином этапе обучения, отвечают требуемому уровню.

Литература:

1.Амонашвили Ш.А. Созидая человека. – М., 1982..

2. Горлова Л.А. Интегрированные уроки физики: 7-11 классы. – М.:ВАКО, 2009. – 144 с. (Мастерская учителя физики).

3. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. СПб.:КАРО, 2014. – 144с. – (Серия «Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО»).

4.Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. - № 6

5.Лях В.П. Использование литературных материалов при обучении физике  (http://vpl54.narod.ru/index.html)..

6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М:.Советская энциклопедия, 1964..

7.Усова А.В. Психолого-дидактические основы формирования у учащихся научных понятий: Учебное пособие к спецкурсу. Челябинск: ЧГПИ, 1986.

 8.Усова А.В., Бобров А.Ф. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики. – М., просвещение, 1988

9.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

10.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией  А.Г. Асмолова. – М.:Просвещение, 2013. – 159 с..

11. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2014. – 160 с. – (Работаем по новым стандартам). 2014.

12. Уроки физики с применение информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие. /З.В. Александрова и др. – Издательство «Глобус», 2009. – 313 с. (современная школа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках физики в условиях введения ФГОС.

Зайцева Т.В. участник межтерриториальнойнаучно-практической конференции «Развитие профессиональной компетенцииучителей физии в условиях подготовкик реализации ФГОС основногообщего образования».г....

Презентация "Использование УМК "Физика-7"  авторов Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова для развития опыта смыслового чтения и работы с текстом на уроке физики". (Вебинар для издательства "Мнемозина")

Презентация "Использование  УМК "Физика-7"  авторов Л.Э. Генденштейна, А.Б. Кайдалова для развития опыта смыслового чтения и работы с текстом на уроке физики". (Вебинар для издательства "Мне...

Смысловое чтение и работа с текстом в условиях введения ФГОС

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». С точки зрения А. В. Хуторского, «введение понятия «об...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС

В настоящее время одной из актуальных учебных программ, предусмотренных новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Данная програ...

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье рассматриваются стратегии смыслового чтения, их практическое применение на уроках русского языка и литературы...

Смысловое чтение и работа с текстом на уроках литературы в условиях введения ФГОС.

Смысловое чтение- фундамент всех образовательных результатов, обозначенных ФГОС, и методы и приёмы смыслового чтения должны стать частью системы работы педагогов....

статья « Смысловое чтение и работа с текстом на уроках математики в рамках ФГОС».

Развитие смыслового чтения и работа над текстом на уроках математики-залог успеха на ГИА....