Рабочая программа по географии Природа России 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Рабочая программа по географии "Природа России" 8 класс по учабнику И.И. Бариновой. Программа расчитана на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geografiya_8_klass.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

                РАССМОТРЕНО                             СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДЕНО

                Руководитель ШМО                          Замдиректора по УВР                     Директор МОУ СОШ № 11

                __________/ О.И. Кострикина          ____________/ В.М. Пузанова        _____________/ Г.В. Зверева

                Протокол № _____                            «______» ______201_ г.                   Приказ № _______

               от «_____» ________201_ г.                                                                          от «_____» ______ 201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии России. Природа.  

8 класс

(2 часа)

Учитель: Демичева Лариса Ивановна

первая квалификационная категория

г. Железногорск

2015-2016

Пояснительная записка

Исходными для составления рабочей программы учебного курса «География России. Природа» для параллели 8-ых классов являются:

  • Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года №1089.
  • Примерная программа  для основного общего образования по географии (базовый уровень, Сборник  нормативных документов).  География: М., «Дрофа», 2004 г.).
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
  • Программа регионального курса «География Курской области».
  • Авторская программа по географии. 6 – 9 классы / Под редакцией И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.

   Данный предмет имеет своей целью: сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, раскрыть разнообразие ее природных условий и ресурсов. Он помогает  обучающемуся осознать себя гражданином и патриотом России, усвоить идеалы и ценности патриотизма, гражданского общества, сформировать уважение к культуре и истории своей страны, своего родного края.

   Изучение предмета «География России. Природа.» способствует решению следующих задач:

- сформировать у учащихся знания и представления о России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные и экологические процессы;

- сформировать представления о географических особенностях природы России в целом, ее отдельных регионов;

- сформировать представления о географических аспектах современных экологических проблем страны;

- продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально- ответственному поведению в российском пространстве.

   Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.  Согласно региональному компоненту на модульное изучение «Географии Курской области» отводится 3 часа. Резервное время, при этом, составляет 2 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов.

   Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю), плановых контрольных работ – 5, практических работ - 10.

   Основные формы организации учебной деятельности:  уроки, экскурсии,, практические работы, уроки-путешествия, семинары, зачеты, работа в группах.

   Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.

Итоговый контроль проводится в форме тестирования.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

   В результате изучения данного предмета в 8 классе учащийся должен:

  1. Оценивать и прогнозировать:

 – изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

  1. Объяснять:

- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

- влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизнь населения России;

- образование и размещение форм рельефа; закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

- как составляют прогноз погоды;

- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

- почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;

- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение по территории страны;

- разнообразие природы и природных комплексов на территории страны;

- уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

- причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов.

3. Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:

- «геологическое летоисчисление», «циклон», «антициклон», «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость», «мелиорация», «географическое положение».

4. Определять (измерять):

- географическое положение объектов;

- разницу в поясном времени территорий;

- погоду по синоптической карте.

5. Называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии России;

- основные средства и методы получения географической информации;

- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмические опасные территории;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

- распределение рек страны по бассейнам океанов;

- основные области современного оледенения и крупные ледники;

- главные свойства зональных типов почв, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования.

   Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход в изучении территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволяет сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

   - тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

   - ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, социальных задач;

   - показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества»;

- формировать способности и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Содержание учебного курса «География России. Природа.»

 

Введение (1 час). Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. Методы географических исследований.

Наша Родина на карте мира (6 часов). Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение. Часовые пояса. Крайние точки. Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.

Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы. Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.

Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий, В.Беринг, Г.И. Невельской.

Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России (20 часов).

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (5 часов). Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность  человека. Опасные природные явления.

Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.

Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.

Практическая работа: 1.Установление особенностей рельефа России.

Климат и климатические ресурсы (5 часов). Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.

Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.

Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Персоналии: А.И. Воейков.

Практические работы: 1. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам. 2. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток.

Внутренние воды и водные ресурсы (3 часа). Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.

Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.

Практическая работа: 1. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки.

Почвы и почвенные ресурсы (3 часа). Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.

Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.

Персоналии: В.В. Докучаев.

Практическая работа: 1. Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (4 часа). Растительный мир России. Закономерности распределения растительного покрова России. Карта растительности России. Лесные ресурсы России. Животный мир России. Закономерности распределения животного мира России. Пушные и рыбные ресурсы России. Красная книга России. Охрана растительного и животного мира России.

Основные понятия: заповедник, Красная книга, национальный парк, природные условия, природные ресурсы, рекреационные ресурсы.

Раздел II. Природные комплексы России (33 часа).

Природное районирование (7 часов). Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.

Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.

Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.

Практическая  работа: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон.

Природа регионов России (26 часов).

Физико-географическое положение Восточно-Европейской (Русской) равнины. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др. Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине.  Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности. Физико-географическое положение Курской области, рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, растительный и животный мир, Центрально-Черноземный заповедник им. Алехина.

Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир.  Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.

Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.

Западная  Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.

Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.

Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода  Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга. Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического  строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.

Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.

Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье, Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен, Предуралье, Зауралье, омоложенные горы, многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи, траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты, омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь, возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера, сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.

Персоналии: А.Е. Ферсман, И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев, П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский, Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.

Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.

Раздел III. Человек и природа (8 часов). 

Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.

Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.

Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.

Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения  ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через неё автомагистрали.

Учебно-тематический план:

№ раздела

Наименование разделов

Всего часов

1.

Введение.

1

2.

Наша Родина на карте мира.

6

3.

Особенности природы и природные ресурсы России.

20

4.

Природные комплексы России.

33

5.

Человек и природа.

8

Итого:

68 +2 резерв

Итого:

70


Календарно-тематическое планирование уроков по курсу географии России.

в 8 классе

2 ч. в неделю, 68 ч. в год

(учебник: И.И. Баринова. М.: Дрофа, 2014г.)

Сроки проведения

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

В том числе

Тип урока

Вводимые понятия

Формы и методы контроля

Д/З

Практические работы

Контрольные работы

Введение. 1 час

1

Введение. Что изучает физическая география России.

1

введение в курс предмета

физическая география,

экономическая география

фронтальный опрос

с.3-5

Наша Родина на карте мира. 6 часов

2

Географическое положение России.

1

Практическая работа №1 «Определение координат крайних точек территории России»

изучение нового материала с практикумом

форма территориального устройства

практическая работа

§1

3

Моря, омывающие берега России.

1

комбинированный

Северный морской путь (СМП)

фронтальный и индивидуальный опрос

§2, в к/к с.1 задание 4

4

Россия на карте часовых поясов.

1

Практическая работа №2 «Решение задач на определение поясного времени»

комбинированный с практикумом

местное время,

декретное время

фронтальный опрос, практическая работа

§3

5

Как осваивали и изучали территорию России.

1

изучение нового материала

Дежнев С. Челюскин С.И. Пржевальский Н.М.

фронтальный и индивидуальный опрос

§4

6

Как осваивали и изучали территорию России.

1

комбинированный

Ломоносов М.В. Гагарин Ю.А.

фронтальный и индивидуальный опрос

§5, пов-ть §1-4

7

Итоговое занятие по теме.

1

Проверочная работа №1 «Россия на карте мира»

обобщение знаний

работа с итоговыми вопросами и заданиями по теме

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России. 20 часов

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы. 5 часов

8

Особенности рельефа России.

1

Практическая работа №3 «Установление особенностей рельефа России»

изучение нового материала с практикумом

рельеф

фронтальный опрос, практическая работа

§6

9

Геологическое летоисчисление.

1

комбинированный

литосферная плита, платформа, подвижные складчатые пояса, геологическая эра, геологическое летосчисление или геохронология, геохронологическая таблица

фронтальный и индивидуальный опрос

§7, с.40-41

10

Геологическое строение территории России.

1

комбинированный

тектоническая карта, интрузия, траппы, щиты, Тихоокеанское вулканический пояс

фронтальный и индивидуальный опрос

§7, с.41-44, в к/к с.2-3, задание 1-3

11

Минеральные ресурсы России.

1

комбинированный

месторождение, бассейн

фронтальный и индивидуальный опрос

§8, в к/к с.2-3 задание 5

12

Развитие форм рельефа России.

комбинированный

Эндогенные процессы, экзогенные процессы, Днепровское оледенение, морена, зандровые равнины, эоловый рельеф, дюны, сели, оползни, лавины, грязнекаменные потоки

фронтальный и индивидуальный опрос

§9

Климат и климатические ресурсы. 5 часа

13

Факторы, влияющие на климат России.

1

изучение нового материала

подстилающая поверхность, солнечная и суммарная радиация

фронтальный опрос

§10, с.58-60

14

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

1

Практическая работа №4 «Составление прогнозов погоды»

комбинированный с практикумом

циклон, антициклон, трансформация

фронтальный опрос, практическая работа

§10, с.60-64

15

Распределение тепла и влаги на территории России.

1

Практическая работа №5 «Выявление закономерностей распределения средней температуры января и июля, ГКО. Определение коэффициента увлажнения для различных пунктов»

комбинированный с практикумом

пояса давления, коэффициент увлажнения, испаряемость

фронтальный опрос, практическая работа

§11

16

Разнообразие климата России.

1

комбинированный

Воейков А.И.

индивидуальный и фронтальный опрос

§12 в к/к с.4-5 задание 1-3

17

Климат и человек. Агроклиматические ресурсы.

1

комбинированный

агроклиматические ресурсы, засухи, суховеи, пыльные бури, заморозки

индивидуальный и фронтальный опрос

§13 в к/к с.4-5 задание 4

Внутренние воды и водные ресурсы. 3 часа

18

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

Практическая работа №6 «Характеристика реки»

изучение нового материала с практикумом

падение реки, уклон реки, половодье, межень, паводок, годовой сток

фронтальный опрос, практическая работа

§14

19

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

1

комбинированный

водоупорные пласты, артезианский колодец

индивидуальный и фронтальный опрос

§15

20

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека.

1

водные ресурсы, водный кадастр

индивидуальный и фронтальный опрос

§16

Почвы и почвенные ресурсы. 3 часа

21

Образование почв и их разнообразие.

1

изучение нового материала

почва, материнская порода, гумус, горизонты

фронтальный опрос

§17

22

Закономерности распространения почв.

1

Практическая работа №7 «Определение по картам условий почвообразования для основных зональных типов почв»

комбинированный с практикумом

чернозем, глеевой слой

фронтальный опрос, практическая работа

§18

23

Почвенные ресурсы России.

1

комбинированный

эрозия, мелиорация, Докучаев В.В., Заповедник им. Алехина

индивидуальный и фронтальный опрос

§19

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. 4 часа

24

Растительный и животный  мир России.

1

изучение нового материала

ярусность

фронтальный опрос

§20

25

Биологические ресурсы. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).

1

комбинированный

ярусность в отдельных зонах, национальный парк

индивидуальный и фронтальный опрос

§21 в к/к с.6 зад.1,2; по желанию зад.4

26

Природно-ресурсный потенциал России.

1

комбинированный

природные ресурсы, рекреационные ресурсы

индивидуальный и фронтальный опрос

§22, пов. §6-21

27

Итоговое занятие по разделу.

1

Проверочная работа №2 «Особенности природы и природные ресурсы России»

обобщение знаний

работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу

Природные комплексы России. 33 часа

Природное районирование. 7 часа

28

Разнообразие природных комплексов России.

1

изучение нового материала

природный территориальный комплекс, фация, ландшафт, природные зоны, антропогенные ПТК

фронтальный и индивидуальный опрос

§23

29

Моря как крупные природные комплксы.

1

комбинированный

Кандалакшский заповедник

фронтальный опрос

§24

30

Природные зоны России.

1

комбинированный

природная зона

фронтальный и индивидуальный опрос

§25

31

Разнообразие лесов России.

1

Практическая работа №8 «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон»

комбинированный с практикумом

лесостепная зона

фронтальный опрос, практическая работа

§26

32

Безлесные зоны на юге России.

1

комбинированный

степь, полупустыня, пустыня

фронтальный и индивидуальный опрос

§27

33

Высотная поясность.

1

комбинированный

высотная поясность

фронтальный опрос

§28, пов. §23-27

34

Итоговое занятие по разделу.

1

Проверочная работа №3 «Природное районирование»

обобщение знаний

работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу

Природа регионов России. 26 часов

35

Восточно-Европейская (Русская) равнина.

1

изучение нового материала

древние города, природно-исторические святыни

фронтальный опрос

§29 в к/к с.7 зад.1,2; с.8 зад.1; с.12 зад.1,2

36

Природные комплексы Русской равнины.

1

комбинированный

ПК: тундра, лесотундра, тайга, степь; памятники природы

индивидуальный и фронтальный опрос

§30,31

37

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования.

1

комбинированный

А.Е.Ферсман; рекреационные ресурсы

фронтальный опрос

§32 в к/к с.7 зад.3; с.8 зад.2,4; с.12 зад.3,4

38

ФГП Курской области. Рельеф и полезные ископаемые Курской области.

1

комбинированный

ЦЧР; соседние области, кристаллический фундамент, Воронежская антиклиза

фронтальный опрос и индивидуальный

записи в тетради

39

Климат и внутренние воды Курской области.

1

комбинированный

сезонные особенности климата, режим рек

фронтальный опрос и индивидуальный

записи в тетради

40

Органический мир Курской области. Экологические проблемы области.

1

комбинированный

Красная книга Курской области, заповедник им. Алехина

фронтальный опрос и индивидуальный

записи в тетради

41

Кавказ – самые высокие горы России.

1

комбинированный

фронтальный опрос

§33 в к/к с.9 зад.1

42

Особенности природы высокогорий.

1

комбинированный

высотная поясность, фён, бора

индивидуальный и фронтальный опрос

§34

43

Природные комплексы Северного Кавказа.

1

комбинированный

Кавказские Минеральные Воды, Дагестан

фронтальный и индивидуальный опрос

§35 в к/к с.9 зад. 2,3

44

Урал – «каменный пояс земли Русской».

1

комбинированный

история освоения Урала

фронтальный опрос

§36 в к/к с.10-11 зад.1,2

45

Природные ресурсы Урала.

1

комбинированный

фронтальный опрос

§37 в к/к с.10-11 зад.3

46

Своеобразие природы Урала.

1

комбинированный

части Урала

фронтальный и индивидуальный опрос

§38

47

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

1

комбинированный

Ильменский заповедник, Кунгурская ледяная пещера

фронтальный и индивидуальный опрос

§39

48

Западно-Сибирская равнина: особенности природы.

1

комбинированный

суровость климата

фронтальный и индивидуальный опрос

§40 в к/к с.13 зад.1,2

49

Природные зоны Западно-Сибирской равнины.

1

комбинированный

уникальность ПК

фронтальный и индивидуальный опрос

§41

50

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

1

Практическая работа №9 «Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.»

комбинированный с практикумом

обобщение знаний об условиях природы для человека

фронтальный опрос, практическая работа

§42 в к/к с.13 зад.3

51

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

1

комбинированный

Мангазея

фронтальный опрос

§43

52

Климат Восточной Сибири.

1

комбинированный

гидролокаллиты (булгуняхи)

фронтальный и индивидуальный опрос

§44

53

Природные районы Восточной Сибири.

1

комбинированный

В.В. Прончищев, траппы, «полюс холода», тарыны, отуряхи, булгунняхи, лёсса, температурные инверсии, неотектонический этап

фронтальный и индивидуальный опрос

§45

54

Жемчужина Сибири – Байкал.

1

комбинированный

эндемики, баргузин, верховик, култук

индивидуальный и фронтальный опрос

§46

55

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

1

комбинированный

молевой сплав, Таймыр, В.А. Обручев

фронтальный и индивидуальный опрос

§47

56

Дальний Восток – край контрастов.

1

комбинированный

фронтальный и индивидуальный опрос

§48 в к/к с.14-15 зад.1,2

57

Природные комплексы Дальнего Востока.

1

комбинированный

муссонный климат, вулканология, уссурийская тайга, С.П. Крашенинников, Н.М. Пржевальский

индивидуальный опрос

§49

58

Природные уникумы Дальнего Востока.

1

комбинированный

Долина Гейзеров, роща пихты грандиозной (камчатской), оз. Ханка, Лазовский (Судзухинский) запаоведник

фронтальный и индивидуальный опрос

§50 в к/к с.14-15 зад.4

59

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

комбинированный

Курильские острова, В.И. Беринг

фронтальный и индивидуальный опрос

§51 в к/к с.14-15 зад.3, пов. §29-50

60

Итоговое занятие по разделу.

1

Проверочная работа №4 «Природа регионов России»

обобщение знаний

работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу

Человек и природа. 8 часов

61

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

1

изучение нового материала

благоприятные и неблагоприятные климатические условия, экстремальные условия, стихийные природные явления, смерчи

фронтальный опрос

§52 в к/к с.16 зад.1-5

62

Воздействие человека на природу.

1

Практическая работа №10 «Составление географического прогноза изменения  ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через неё автомагистрали»

комбинированный с практикумом

фронтальный опрос, практическая работа

§53

63

Рациональное природопользование.

1

комбинированный

рациональное природопользование, охрана природы, прогноз

индивидуальный и фронтальный опрос

§54

64

Россия на экологической карте мира.

1

комбинированный

мониторинг, биосферные заповедники

индивидуальный опрос

§55

65

Экология и здоровье человека.

1

комбинированный

фронтальный опрос

§56

66

География для природы и общества.

1

комбинированный

географический детерминизм, географический нигилизм, ноосфера, концепция устойчивого развития

индивидуальный и фронтальный опрос

§57, пов. §52-56

67

Итоговое занятие по разделу.

1

Проверочная работа №5 «Человек и природа»

обобщение знаний

работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу

68

Обобщение знаний за курс географии 8 класса.

1

обобщение

фронтальный опрос

69-70

Резервные уроки

2


Учебно-методический комплекс.

Учебник:  Баринова И. И. География России. Природа.  – М.: Дрофа, 2014.

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2014.

Дополнительная литература:

1. Баринова И.И. Дидактические карточки –задания по географии. Природа России. 8 класс. – М.: Изд. дом ГЕНЖЕР, 1998.

2. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Универсальные поурочные разработки по географии. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2015.

3. Раковская Э.М. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М. «Просвещение», 2001.

4. Интернет – ресурсы:

  • http: //www.gao.spb.ru/russian
  • http: //www.fmm.ru
  • http: //www.mchs.gov.ru
  • http: //www.national-geographic.ru
  • http: //www.nature.com
  • http: //www.ocean.ru
  • http: //www.pogoda.ru
  • http: //www.sgm.ru/rus
  • http: //www.unknowplanet.ru
  • http: //www.weather.com

5. Мультимедийные обучающие программы:

  • Физическая карта России. Интерактивное наглядное пособие. – М.: Дрофа, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 8 класса к учебнику В.П.Дронов; И.И.Баринова; В.Я.Ром; А.А.Ложбанидзе «География России»Дрофа,2008 год( 70 часов; 2 часа в неделю)

Данная рабочая программа составлена на основании:стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г.примерной программы для основного общего образования по географии (базовый...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для 9 класса к учебнику В.П.Дронов; И.И.Баринова; В.Я.Ром; А.А.Ложбанидзе «География России»Дрофа,2009 год( 70 часов; 2 часа в неделю)

Данная рабочая программа составлена на основании:·                   стандарта основного общего образования по...

Рабочая программа по географии для 9 класса по курсу "География России: хозяйство и географические районы" с учётом требований ФГОС.

Рабочая программа по географии России для 9 класса по курсу "Хозяйство и географические районы"состоит из двух частей: пояснительной записки и календарного планирования. Программа составлена на 2 часа...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Природа России", 8 класс

Программа внеурочной деятельности «Природа России» для 8 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования по предмету «География». Данный курс ...