Весенняя экскурсия
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Панова Светлана Владимировна

Учебная экскурсия по экологической тропе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennyaya_ekskursiya.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Весенняя экскурсия «Природный комплекс»

Цели и задачи:  

  1. Познакомить учащихся с природными комплексами, особенности которых можно объяснить, выявить признаки взаимного действия компонентов природы и воздействия на их человека.
  2. Установить взаимодействие между рельефом и слагающими горными породами, степенью увлажнения и нагревание, почвенной и растительной (на пойме и склоне реки)
  3. Выяснить антропогенное воздействие человека на природу
  4. Подобрать комплекс мероприятий для в нашей местности с целью охраны природы, силами самих учащихся

Результат обучения:

  1. Личностный (образовательный):
    а) овладение на уровне общего образования закономерной системой географических знаний и умений, навыков их применения в различных жизненных ситуациях. ПК – единая система, в которой все его компоненты, взаимодействуя, влияют друг на друга, а именно: климат, рельеф, воды, почва, горные породы, растительный и животный мир.
    б) применение знаний, полученных на уроке, в личностном опыте, на экскурсии.
  2. Метапредметный:
    способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью.
  3. Предметный:
    А) умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
    Б) умение обобщать знания о земных оболочках.

Содержание урока:    взаимосвязи компонентов природного комплекса (экскурсия)

Оборудование:  лопата, лаборатория Архимед, лаборатория «Изучение погоды», рулетка,  компасы, лупы,  полевые дневники.

Тип урока- практическая работа на местности

Место экскурсии: сад им.Менщикова  и  склон речной долины.

Методическое описание: Урок 28. В теме почва и географическая оболочка. Обобщает взаимосвязь всех оболочек Земли: атмосферу, литосферу, гидросферу и биосферу. Практическая работа проводится на местности ближайшей к школе парковой зоне - сад Менщикова. Ученики разделяются на 5 групп. Для изучения природного комплекса «лес» беру площадку 10Х10 метров, а для оврага площадку 5Х20 метров. План описания для участков в парке одинаковый для каждой группы. Каждой группе вручается карточка с планом действий. Для контроля и помощи учащимся выбраны подготовленные учащиеся 9 класса.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ.

  1. Название природного комплекса (ПК).
  2. Географическое положение ПК. Точка ориентирования – от здания школы.
  3. Описание природного комплекса – выявить особенности компонентов: форма рельефа, тип почвы, расположение грунтовых вод, виды растительности, животных.
  4. Данные исследования природных комплексов заносятся в таблицу.
  5. Результаты практической работы можно осветить на конференции, где будут обобщаться полученные сведения исследовательских групп.

Приемы работы

План работы

Действия, составляющие пунктом плана

1.Название участков и их взаимное  размещение.

- определить расстояние до изучаемой местности и положение ее относительно населенного пункта п. Березово, школы;

-  осмотреть пойму  реки Сев.Сосьва и склон речной долины и установить как они взаиморасположены (относительно сторон горизонта, по положению к дороге)

2.Описание каждого природного комплекса:

 А) название

Б) особенности природы

В) вывод о причинах различия комплексов

Г) Использование человеком, изменение, охрана

А) назвать участки (по форме рельефа, растительности)

Б) определить формы рельефа, горные породы, почвы, залегание грунтовых вод, характеристика растительности (скудная или богатая), виды растений и животных

В) применить связи между компонентами природы и объяснить причины различий

Г) в результате осмотра выявить какие изменения внес человек; как используют природные комплекс; установить меры по охране природного комплекса

  1. В ходе экскурсии учащиеся выполняют задание и проводят записи в таблице:

Задания

П.К.  берега реки Сев.Сосьва (оврага)

П.К. леса (парка)

1.Характер поверхности

(Равнинный, плоский, холмистый)

2.К какой стороне горизонта обращен склон террасы?

3.Почвы (название)

(подзолистые, дерново-подзолистые)

А) структура почвы:

(мелкокомковатая, рыхлая)

Б) состав почвы (песок, глина, перегной)

В) влажность почвы (избыточная, достаточная, недостаточная)

Г) tC верхнего слоя почвы

Д) остатки растений и животных в почве

Е) породы, слагающие почвенный горизонт (глина, песок и др.)

4.На какой глубине залегают грунтовые воды

5.Характер растительности (богатая, скудная)

6.Виды растительности:

-травянистая

-кустарниковая

-древесная

7.Какие животные были обнаружены

8.Вывод: П.К. богатый или скудный.

Это объясняется тем, что:

-рельеф равнинный

-нагревание поверхности

-влажность почвы

9.Для какой хозяйственной цели используется данная территория

10.Что необходимо сделать для улучшения этого П.К. в хозяйственной деятельности человека?

11.Как измениться П.К., если уменьшится количество осадков?

  1.        Учащиеся самостоятельно делают выводы, сравнивая два природных комплекса, по таблице.
  2.         В заключение экскурсии учащиеся должны собрать образцы растений для засушивания чтобы составит наглядные пособия, которые помогут понять как то или иное растение приспособилось.

Вопросы для обсуждения:

  • Название и географическое положение природных комплексов.
  • Почвы и их качества.
  • Рельеф.
  • Растительный и животный мир – основные представители.
  • Влияние на состояние комплексов хозяйственной деятельности человека.
  • Какие меры по охране комплекса вы можете предложить?

Урок «Природный комплекс» географии 6 класс

Сегодня у нас необычный урок географии, очень редко нам выпадает такая радость, созерцать природу так близко. Давайте рассмотрим ПРИРОДУ, как единый комплекс.

ПК – это тема нашего сегодняшнего урока. Какие объекты природы нас окружают (растения, животные…) – ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ (ЭТАП ПОНИМАНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ!!) А можем ли мы сказать, что же такое ПК? Нет, так давайте попробуем сформулировать цели, которых мы должны достичь по итогам урока.

1. Что такое “ПК”. (Это комплекс, значит он должен состоять из каких-либо частей, как мы их назовем?
2. Компоненты.
3. Какие бывают ПК?
4. “От кочки до оболочки”.

5. Работа в группах

Задание по итогам экскурсии: Составьте рассказ по отчету. Почему изученные компоненты составили «картинку» природы. Как они в природе зависят друг от друга.

Использованная литература:

1. Алексашина И.Ю. Естествознание с основами экологии:  кл.: практ. Работы и их проведенгие: кн. Для учителя.-М.: Просвещение, 174с.

2. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-288с.

3. Дидактический материал по экологии. 5 класс/ авт.-сост. Н.А. Степанчук.-Волгоград: Учитель, 2005.-255с.

Домашнее задание: сделать гербарий из собранных растений. Оформить полевой дневник и сделать письменно вывод.

Группа №1 «Метеорологи»

Состав группы:

  1. Проводник: ____________________________________/________________________________/
  2. ___________________________________/________________________________/
  3. ___________________________________/________________________________/
  4. ___________________________________/________________________________/
  5. ___________________________________/________________________________/

Тема экскурсии

Цель экскурсии

Время и дата экскурсии

Место экскурсии

Погода во время экскурсии:

T0С

Скорость ветра

Направление ветра

Облачность

Осадки

По результатам экскурсии составь схему посещенного природного комплекса.

Группа №2 «Почвоведы»

Состав группы:

  1. Проводник: ____________________________________/________________________________/
  2. ___________________________________/________________________________/
  3. ___________________________________/________________________________/
  4. ___________________________________/________________________________/
  5. ___________________________________/________________________________/

Тема экскурсии

Цель экскурсии

Время и дата экскурсии

Место экскурсии

1.Характер поверхности

(Равнинный, плоский, холмистый)

2.К какой стороне горизонта обращен склон?

3.Почвы (название)

(подзолистые, дерново-подзолистые)

А) структура почвы:

(мелкокомковатая, рыхлая)

Б) состав почвы (песок, глина, перегной)

В) влажность почвы (избыточная, достаточная, недостаточная)

Г) tC верхнего слоя почвы

Д) остатки растений и животных в почве

Е) породы, слагающие почвенный горизонт (глина, песок и др.)

Группа №3 «Ботаники»

Состав группы:

  1. Проводник: ____________________________________/________________________________/
  2. ___________________________________/________________________________/
  3. ___________________________________/________________________________/
  4. ___________________________________/________________________________/
  5. ___________________________________/________________________________/

Тема экскурсии

Цель экскурсии

Время и дата экскурсии

Место экскурсии

1. Характер растительности (богатая, скудная)

2.Виды растительности:

(травянистая, кустарниковая, древесная)

3. просмотри хвойные деревья, запиши их названия, зарисуй веточку с хвоей;

4. просмотри лиственные деревья, запиши их названия, зарисуй веточку с листьями или с почками;

5. просмотри кустарники и травы, запиши их названия;

Обрати внимание, как размещаются растения в лесу, этажами или ярусами: верхний ярус − деревья, второй ярус − кустарники, третий ярус — травы;

Группа №4 «Зоологи»

Состав группы:

  1. Проводник: ____________________________________/________________________________/
  2. ___________________________________/________________________________/
  3. ___________________________________/________________________________/
  4. ___________________________________/________________________________/
  5. ___________________________________/________________________________/

Тема экскурсии

Цель экскурсии

Время и дата экскурсии

Место экскурсии

1.Какие животные были обнаружены

Запиши названия тех животных, насекомых и птиц, какие встретятся тебе во время экскурсии

По результатам экскурсии составь схему посещенного природного комплекса.

Группа №5 «Экологи»

Состав группы:

  1. Проводник: ____________________________________/________________________________/
  2. ___________________________________/________________________________/
  3. ___________________________________/________________________________/
  4. ___________________________________/________________________________/
  5. ___________________________________/________________________________/

Тема экскурсии

Цель экскурсии

Время и дата экскурсии

Место экскурсии

Для какой хозяйственной цели используется данная территория

Определи экологическое состояние территории

Что необходимо сделать для улучшения этого П.К. в хозяйственной деятельности человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весенняя экскурсия

взаимосвязи компонентов природн...

Методическая разработка: ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ "Наблюдение за весенними цветами мать-и-мачеха"

Познакомить детей с первоцветом - мать-и-мачехой, особенностями его строения, средой обитания, условиями роста....

Занятие на тему "Весенняя Экскурсия в природе"

Во время экскурсии дети наблюдают за изменениями в природе и применяют полученные ранее знания....

Урок - экскурсия в весенний лес

В ходе данного мероприятия учащиеся ведут наблюдения за весенним лесом, его обитателями и сравнивают их с результатами своей раборты в зимнем лесу....

Весенняя экскурсия

Краткая характеристика живой природы Коми Края.Республика Коми располагается в пределах двух основных  природных зон: тундры и тайги. При этом только крайняя северо-восточная часть ее занята тунд...

Весенняя экскурсия. «Пробуждение природы ».

- Ребята, проведите наблюдение за птицами. Опишите увиденных птиц. Слышна ли их песня?- Каких  животных встречали вы по ходу экскурсии? Расскажите, что вы о них знаете?- Ребята, как надо ве...

Отчет по весенней экскурсии: "Многообразие животного мира и приспособленность животных к различным средам обитания"

Учебный коллективный проект создан группой учащихся 7 класса по результатам проведенной в живой природе на берегу реки Москвы весенней экскурсии в районе Капотни....