Рабочая программа учебного предмета «География» 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) по теме
Программа составлена в соответствии с учебной программой: Программа «География 5-9 класс», А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.docx | 58.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г.Советский
«Согласовано» «Утверждаю»
заместитель директора по учебно-воспитательной работе директор МБОУСОШ№1 г. Советский
________________________ Т.В. Дидич ________________А.В. Бричеев
«» августа 2016 г. Приказ № от августа 2016г
Рабочая программа учебного предмета
«География»
6 класс
2016/2017 учебный год
Учитель: Борисова Нина Вячеславовна
Квалификационная категория: высшая
Программа составлена в соответствии с учебной программой: Программа «География 5-9 класс», А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя. Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2012 г.
Количество часов по учебному плану на 2016/2017 учебный год 35 часов
Рассмотрен на заседании методического объединения
Протокол № 1 от « » 08 2016 года
г. Советский
2016 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса географии 6 класса составлена на основе программы «География 5-9 класс», авторы - составители: А.А. Летягин, И.В.Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя (ИЦ «Вентана-Граф» 2012г.).
География в основной школе — учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Задачами изучения географии в основной школе являются:
- Формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;
- Познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях (от локального до глобального), что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;
- Понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования,
- Понимание закономерностей размещения населения;
- Понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;
- Формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Основная цель — систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию знаний с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.
Для успешного достижения основной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
- Актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;
- Развить познавательный интерес учащихся 5 классов к объектам и процессам окружающего мира;
- Научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека;
- Научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.
Общая характеристика учебного предмета.
География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий. При построении содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. В системе основного общего образования география- единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Школьный курс географии призван способствовать предпрофильной ориентации учащихся.
Место курса в базисном учебном плане
Программа линии УМК Издательского центра «Вентана-Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) приходится на 5 и 6 классы и по 70 ч (2 ч в неделю) на 7, 8 и 9 классы. В 2012-13 учебном году 35 учебных недель, 1 час в неделю, общее количество – 35 учебных часов.
Построение содержания курса географии для основной школы опирается на пропедевтический курс «Окружающий мир», который изучается в начальной школе. В его содержании присутствуют некоторые географические сведения, усвоение которых подготавливает школьников к изучению географии.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
1) Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё
мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ — компетенции);
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
- Формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, много образном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
- Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности
людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; - Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения
мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; - Формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Содержание учебного предмета
«Начальный курс географии» — первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсов географии России.
Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО). Программа разработана к линии учебников под редакцией В.П.Дронова для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. (2010 г.)
Содержание раздела (темы)
Раздел Введение. «Географическое познание нашей планеты» - 6ч.
Начало географического познания Земли. География в Средние века (Европа). География в Средние века (Азия). Великие географические открытия. Географические открытия и исследования в 19-21 вв. Современные географические исследования.
Раздел «Изображение земной поверхности» - 12ч.
План местности 6ч.Глобус и географическая карта-модели земной поверхности 6ч.
Раздел «Геосферы Земли» - 15ч.
Тема «Литосфера» - 5ч. . Минералы. Способы изучения земных глубин. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры. Выветривание, результаты действия текучих вод, подземных вод, ветра, льда и антропогенной деятельности. Грозные природные явления в литосфере, правила поведения во время их активизации. Основные формы рельефа суши: равнины и горы, различия гор и равнин по высоте. Рельеф дна Мирового океана. Формы рельефа своей местности. Природные памятники литосферы. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Отражение особенностей окружающего человека рельефа в произведениях искусства.
Тема «Гидросфера» - 2ч. Воды Мирового океана. Воды суши.
Тема «Атмосфера» - 6ч. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер. Влажность воздуха. Климат. Человек и атмосфера. Охрана атмосферного воздуха.
Тема «Биосфера и почвенный покров» - 1ч. Биологический круговорот. Почва.
Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем. | Всего часов | Практические работы | Характеристика основных видов деятельности обучающихся. |
1 | Географическое познание нашей планеты | 6 | объяснять существенные признаки понятий: «географический объект». Использовать понятия «географический объект», для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов. Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий. | |
2 | Изображение земной поверхности | 12 | 3 | объяснять существенные признаки понятий: «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор». Использовать понятия «глобус», «земная ось», «географический полюс», «экватор» |
3 | Геосферы Земли - Литосфера | 5 | 2 | объяснять существенные признаки понятий: «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины». Использовать понятия «литосфера», «земная кора», «рельеф», «горы», «равнины» для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности. Устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа, для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки вулканов, землетрясений, минералов и горных пород. Составлять описание гор и равнин, их географического положения. Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт, для оценки интенсивности землетрясений. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников |
4 | Геосферы Земли - Гидросфера | 6 | 1 | объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро». Использовать понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера, по созданию модели родника, по определению положения бассейна реки и водораздела между речными бассейнами. Устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды. Приводить примеры равнинных и горных рек, озёр по солености озёрных вод и происхождению озёрных котловин, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний океанов и рек, объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр. Выделять, описывать и объяснять существенные признаки воды. Составлять описание океанов и рек, их географического положения. Использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт, выделения частей Мирового океана, источников питания и режима реки. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников |
5 | Геосферы Земли - Атмосфера | 3 | 2 | объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат». Использовать понятия «атмосфера», «ветер», «атмосферные осадки», «погода», «климат» для решения учебных задач по определению атмосферного давления, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению суточной температуры воздуха, по определению условий образования тумана. Приводить примеры видов атмосферных осадков, редких явлений в атмосфере, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях. Отбирать источники географической информации для составления описаний погоды. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников |
6 | Геосферы Земли - Биосфера | 2 | объяснять существенные признаки понятий: «биосфера», «природный комплекс». Устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана. Отбирать источники географической информации для составления описаний животных и растений разных районов Земли и глубин океанов. Составлять описание коллекции комнатных растений, животных морских глубин, экологической тропы. Использовать приобретённые знания и умения для чтения карт растительного и животного мира, для составления коллекции комнатных растений. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. |
Календарно – тематическое планирование
№ П/П | Темы уроков | Содержание | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Кален-ые сроки Дата –план/ фак. | Практические задания |
Введение. Географическое познание нашей планеты (6 ч) | |||||
Урок 1 | Начало географического познания Земли. | География в античное время. Развитие картографии. Картографический метод. | Изготавливать модель гномона. Измерять высоту Солнца над горизонтом. | 0.09 | Составлять свою «Карту мира» |
Урок 2 | География в Средние века(Европа) | Расширение географического кругозора в Средние века. Открытия викингов. Торговые пути в Азию. | Читать фрагмент «Книги о разнообразии мира» Марко Поло. | .09. | |
Урок 3 | География в Средние века(Азия) | Географическое достижение в Китае и на арабском Востоке. | Изучать устройство компаса. Определять направление на стороны горизонта и визировать по компасу. | .09. | Создавать модель компаса |
Урок 4 | Великие географические открытия. | Три пути в Индию. Первое кругосветное плавание. | Работать с топонимическим словарём. | .09. | |
Урок 5 | Географические открытия и исследования в 16-19 вв. | Продолжение эпохи Великих географических открытий. Первые научные экспедиции. Экспедиционный метод в географии. | Подготовить свою первую научную экспедицию с целью обнаружения географического объекта своей местности- памятника природы. | 0.10. | |
Урок 6 | Современные географические исследования. | Исследование полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космическое землеведение. | Изучать изображения Земли из космоса. | .10. | |
Изображение земной поверхности (12 ч) | |||||
План местности. (6 ч) | |||||
Урок 7 | Изображение земной поверхности | Различные способы изображения местности. Дистационный метод изучения Земли. | Сравнивать различные изображения территории музея-заповедника» Поленово» | .10. | |
Урок 8 | Ориентирование на местности. | Ориентиры и ориентирование на местности с помощью компаса. Определение расстояний на местности различными способами. | Определять среднюю длину своего шага. | .10. | |
Урок 9 | Топографический план и топографическая карта. | Масштаб топографического плана и карты. Условные знаки плана и карты. Главная точка условного знака. | Создавать игру «Топографическое домино». | .11. | |
Урок 10 | Как составляют топографические планы и карты | Инструментальная и глазомерная, полярная и маршрутная съёмка местности. | Проводить полярную съёмку пришкольного участка. | .11. | ПР.раб. № 1 |
Урок 11 | Изображение рельефа на топографических планах и картах. | Абсолютная высота точек земной поверхности. Способы показа рельефа на топографических картах. Горизонтали и бергштрихи. Чтение карты Бол. Соловецкого ост-ва. | Создавать и работать с макетами холмов. Обозначать на макетах линии с одинаковой высотой. | .11. | |
Урок 12 | Виды планов и их использование. | Разнообразие планов. | Создавать серию схематических планов | .11. | |
Глобус и географическая карта-модели земной поверхности. (6 ч) | |||||
Урок 13 | Глобус-модель Земли. | Метод моделирования в географии. Глобус. Масштаб и градусная сеть глобуса. | Работать со школьным глобусом. Определять масштаб, измерять длину экватора и меридианов | .12. | |
Урок 14-15 | Географические координаты. | Географическая широта и географическая долгота, их обозначения на глобусе. | Определять широту и долготу | 12;.12. | ПР.раб.№2 |
Урок 16 | Определение расстояний и высот по глобусу. | Примеры способов определения расстояний по глобусу. Ориентирование глобуса. Способы изображения рельефа на глобусе. Изогипсы и изобаты. Шкала высот и глубин. | Измерять расстояния по глобусу с помощью масштабной линейки. | .01. | ПР.раб.№3 |
Уроки 17 | Географическая карта. | Способы перехода от сферической поверхности глобуса к плоскости географической карты. Примеры работы с географическими картами. | Изучать правила работы с кон.карт. Обозначать положение географ. Объектов на Конт. Карт. | .01. | |
Урок 18 | Географические карты и навигация в жизни человека. | Условные знаки мелкомасштабных географических карт. Географический атлас. | Создавать игру «Картографическое домино» Изготавливать самодельный эклиметр. | .01. | |
Геосферы Земли. (15 ч.) | |||||
Литосфера (5ч) | |||||
Урок 19 | Минералы. | Минералы и их свойства. Ильменский минералогический заповедник | Работать с коллекцией минералов и горных пород. Описывать свойства одного минерала, определять его твёрдость. | .02. | |
Уроки 20 | Выветривание и перемещение горных пород.. | Разрушение и изменение горных пород и минералов. Виды выветривания. Деятельность ветра, воды и льда. Деятельность человека. | Заочное знакомство с известняковыми пещерами. | 0.02 | |
Урок 21 | Рельеф земной поверхности. Горы суши. | Формирование рельефа земной поверхности как результат действия внутренних и внешних сил. Горный рельеф. | Описывать географическое положение Анд по глобусу или физической карте. Составлять план описания Гималаев. | .02. | ПР.раб. №4 |
Урок 22 | Равнины и плоскогорья суши. | Равнинный рельеф. Разнообразие равнин по высоте. | Описывать географическое положение Амазонской низменности. Составлять план описания В. Китайкой равнины. | .02. | ПР.раб. №5 |
Урок 23 | Рельеф дна Мирового океана. | Как изучают рельеф океанического дна. Части подводных окраин материков. | Изучать рельеф дна Чёрного моря с целью определения наиболее оптимального маршрута прокладки подводных линий газопровода.
| .02. | |
Атмосфера. (6 ч) | |||||
Уроки 24 | Как нагревается атмосферный воздух. | Распределение солнечных лучей в атмосфере. Подстилающая поверхность. Нагрев поверхности суши и океана. | Исследовать условия нагрева подстилающей поверхности солнечными лучами с помощью упрощённой модели. Определять суточную амплитуду температуры воздуха. | .03 | ПР.раб. №6 |
.Урок 25 | Атмосферное давление. | Что такое атмосферное давление и как его измеряют. Изменение атмосферного давления с высотой. | Изучать устройство и правила работы с барометром-анероидом. Измерять атмосферное давление а разных этажах здания. Определять высоты по разности атмосферного давления. | .03 | |
Урок 26 | Движение воздуха. | Ветер. Направление и скорость ветра. Роза ветров. Виды ветров. | Определять преобладающие направления ветра. | 0.04 | ПР. раб. №7 |
Уроки 27-28 | Вода в атмосфере. | Водяной пар. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность. Облака. | Проводить опыт, показывающий, как образуется туман. Работать с таблицей данных о количестве осадков в различных городах. | .04;.04. | |
Урок 29 | Климат | Что такое климат. Причины разнообразия климата на Земле. | Составлять карты климатических рекордов Земли. Анализировать основные климат. показатели своей местности. | .04. | |
Гидросфера (3 ч) | |||||
Урок 30 | Воды Мирового океана | Солёность и температура морской воды. Движение морских вод. Тёплые и холодные течения. | Составлять план описания Северного Ледовитого океана на основе работы с текстом учебника. | .05. | |
Урок 31-32 | Воды суши. | Река. Речная долина. Питание и режим реки. Озеро. Происхождение озёрных котловин. Питание озёр. Многолетняя мерзлота. Подземные воды. Болота. | Описывать географическое положение реки Нил по глобусу или физ.карте. | .05..05. | ПР.раб. №8 |
Биосфера и почвенный покров. (1ч) | |||||
Урок 33 | Биологический круговорот. Почва. | Биологический круговорот веществ. Почв. Образование почвы. Плодородие почв. Почвенные организмы. В.В.Докучаев. Рождение науки о почвах. | Изучать механический состав и кислотность почвы на пришкольном участке. Отражать результаты исследования почвенных образцов в «Дневнике географа-следопыта.» | 0.0 | |
Географическая оболочка Земли. (1ч) | |||||
Урок 34 | Взаимосвязь оболочек Земли. Географическая оболочка. | Круговорот веществ на Земле. Природно-территориальный комплекс. Географическая оболочка. Земли. | Описывать представителей различных рас по упрощённому плану с использованием фотографий и описаний расовых признаков. Фиксировать выводы о типичных расовых признаках. | 0.0 | |
Урок 35 | ИТОГОВЫЙ | тест | .05 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
Литература для учащихся.
1. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс – учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под общ. ред. В.П.Дронова.-М.: Вентана-Граф, 2012.-160 с.
2. Энциклопедии и справочники для школьников по географии.
3. Интернет-ресурсы.
4.Географический атлас- 6 кл.
Литература для учителя.
1. Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс – учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под общ. ред. В.П.Дронова.-М.: Вентана-Граф, 2012.-160 с.
2. Беловолова, Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии:
6-9 классы: методическое пособие.
3. География: Программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений. - М: Вентана-Граф, 2012. -324 стр.
4. Жур. «География в школе».
5. Жур. «География и экология»
6. Интернет-ресурсы.
Печатные пособия
- Таблицы по темам программы;
- Карты мира;
- Карты материков, их частей и океанов;
- Карты России;
- Альбомы демонстрационного и раздаточного материалов;
Информационно-коммуникационные средства
- Мультимедийные обучающие программы;
Технические средства обучения
- Компьютер;
- Интерактивная доска;
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
1.Модели – глобусы.
2.Коллекции минералов
3.Гербарии
Перечень географических объектов (номенклатура)
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Восточно-Европейская, ЗападноСибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка).
Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское.
Горы: Гималаи, гора Эверест (Джомолунгма), гора Эльбрус, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи, Атлас.
Вулканы: Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи, Этна.
Места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, горы Кордильеры.
Тема «Гидросфера»
Моря: Чёрное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское.
Заливы: Бенгальский, Мексиканский, Персидский, Гвинейский. Проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малаккский.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея. Полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали, Камчатка.
Течения: Гольфстрим, Северотихоокеанское, Лабрадор кое, Перуанское, Западных ветров, Бразильское, Северо-Атлантическое.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь, Терек, Хуанхэ. Озёра: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Онежское.
Области оледенения: Антарктида, Гренландия, ледники Гималаев и Кордильер.
Материально-техническое обеспечение программы
№ п/п | Оборудование и приборы | Количество |
1 | Мультимедиа-проектор, звуковые колонки | 1 + 2 |
2 | Компьютер | 1 |
3 | Интерактивная доска | 1 |
4 | Интернет | есть |
5 | Медиатека (компакт-диски, компьютерные программы, электронные пособия и пр.) | Комплекты по темам |
6 | Натуральные объекты (коллекции, гербарии) | Комплекты по темам |
8 | Комплект географических карт по разделам школьного курса географии | Комплекты по темам |
10 | Учебно-методическая, справочно-информационная и
| Комплекты по темам |
11 | Картотека с заданиями для индивидуального обучения, | Комплекты по темам |
Планируемые результаты
Выпускник научится:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Выпускник научится:
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «ГЕОГРАФИЯ» 5 класс. ФГОС Составитель: учитель географии Коптяева Ольга Александровна, первая квалификационная категория
Рабочая программаПо курсу «География. Начальный курс. 5 класс»(35 часов, 1 час в неделю).Общая характеристика учебного предмета и курса Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтичес...
Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс, по коррекционной программе VIII вида
Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа Учебного предмета «География» 5 класс, базовый уровень
рабочая программа География 5 класс...
Рабочая программа Учебного предмета «География» 6 класс, базовый уровень
Рабочая программа Учебного предмета «География» 6 класс, базовый уровень...
Рабочая программа учебного предмета «География» 9 класс
Рабочая программа составлена на основе Программы 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин./М., «Вентана-Граф»,2012г. и рассчитана на 68 учебных часов...
Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «География » 5 класс 2017-2018 учебный год, базовый уровень...
Рабочая программа учебного предмета «География» 7 класс
Рабочая программа учебного предмета «География» 7 класс на 2017-2018 учебный год...