Виды и уровни географических систем
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Манько Снежана Григорьевна

Конспект урока по теме "Виды и уровни географических систем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_i_urovni_geograficheskih_sistem.docx17.58 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Виды и уровни географических систем»

Класс: 8 класс

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: 1) изучить и усвоить понятия «природные системы», «природно-антропогенные системы», «культурный ландшафт», познакомиться с видами и уровнями географических систем;

2) Развивать мышление, способность анализировать, приводить примеры

Актуализировать прежние знания, умения и навыки, связанные с изучением новой темы, развивать умение использовать полученные знания в новой учебной ситуации;

3) Воспитывать в учащихся осознание ценности живой природы, формирование потребности в её сохранении.

Оборудование: Компьютер, медиапроектор, учебник, тетради.

Ход урока

1. Организационный этап

- Здравствуйте ребята (учащиеся приветствуют учителя, садятся).

2. Проверка домашнего задания (учитель собирает домашние работы).

- Сейчас я вам покажу небольшой видеоролик, где показана природа Амазонии, и вы должны будете после просмотра ролика определить, какие компоненты можно выделить в этой геосистеме Амазонии (Просмотр).

- Ребята, можем ли мы выделить Амазонию, как отдельную геосистему?

- Какие компоненты геосистемы мы можем выделить?

- Можем ли мы встретить такую природу у нас в России? Почему нет?

3. Изучение нового материала

Тема нашего сегодняшнего урока «Виды и уровни географических систем». Запишите тему в тетрадь.

- Ответьте на вопрос возможно ли сегодня сохранение в чистом виде природного ландшафта?

- Воздействие человека на природные системы ведет к изменению их компонентов и привнесению в геосистему новых элементов техногенного и антропогенного происхождения. Такая система будет включать не только природные компоненты, но и искусственно созданные, ранее не существовавшие в природе, например дороги, водохранилища, промышленные предприятия.

В результате преобразования природных геосистем появляются новые природно-антропогенные геосистемы.

Природно-антропогенные геосистемы – это территориальные геосистемы, которые характеризуются тесным взаимодействием природных и антропогенных компонентов и выполняют определенные социально-экономические функции. (Давайте запишем это понятие в тетрадь).

- природно-антропогенные геосистемы подразделяются на 2 группы по степени взаимосвязи с природой:

1) геосистемы, непосредственно связанные с природой

2) геосистемы, опосредованно связанны с природной средой.

- откройте учебник на странице 203 рис 177 чем отличаются 2 эти группы?

-  Почему рекреационные геосистемы черноморского побережья Кавказа относятся к первой группе, а промышленные Московского столичного региона ко второй группе?

- Также если посмотреть на рисунок на стр 177 , можно увидеть, что природно-антропогенные геосистемы разделены по характеру выполняемых ими социально-экономических функций.

- Какие функции выполняют сельскохозяйственные, рекреационные, промышленные геосистемы?(учащиеся отвечают)

- Ответьте на вопрос: Как лесохозяйственные геосистемы связаны с природными лесными геосистемами?

Природно-антропогенные геосистемы воздействуют на природные компоненты с разной степенью интенсивности. Посмотрите на стр 204 таблице 19.

Так, природно-антропогенные геосистемы по степени воздействия на природную среду делятся на слабо измененные, существенно измененные, сильно измененные, очень сильно измененные.

- Прочтите мне их(один учащийся вслух читает группы).

- Геосистемы также подразделяются на природно-территориальные и природно-аквальные. Как вы думаете, чем они различаются?

- Правильно, первые из них расположены на суше, вторые охватывают водные пространства морей, озер, рек.

- Как вы думаете, как различаются геосистемы по размерам?

- Размеры геосистем могут варьировать от планетарного(глобального) до конкретно-локального.

Автор учения о геосистемах Виктор Борисович Сочава предлагает рассматривать геосистему на трех уровнях – планетарном, региональном и локальном.

Глобальный или планетарный уровень охватывает географическую оболочку всю в целом.

Региональный уровень включает геосистемы, занимающие значительные территории: природная зона, физико-географическая страна или ее часть.

Например, Восточно-Европейская равнина. Можно рассматривать региональные геосистемы в административных границах краев, республик, областей.

Локальный уровень объединяет небольшие участки территорий или акваторий – небольшие водоемы, городской парк, участок леса.

Какие примеры экологических проблем вы можете привести на разных уровнях геосистем?

- Зональные и азональные геосистемы.

Наиболее крупными азональными природными комплексами являются материки и океаны. Более мелкими — горные и равнинные территории в пределах материков (Западно-Сибирская равнина, Кавказ, Анды, Амазонская низменность). Последние подразделяются на ещё более мелкие природные комплексы (Северные, Центральные, Южные Анды). К природным комплексам низшего ранга относятся отдельные холмы, речные долины, их склоны и т.д.

Самые крупные из зональных природных комплексов — географические пояса. Они совпадают с климатическими поясами и имеют те же названия (экваториальный, тропический и т.д.). В свою очередь географические пояса состоят из природных зон, которые выделяются по соотношению тепла и влаги.

- Ландшафт. Культурный ландшафт.

Что такое культурный ландшафт? Какими качествами он обладает?

- Докажите необходимость управления природно-антропогенными системами, тогда как природные являются самоуправляемыми.

4. Домашнее задание

Параграф 34, индивидуальное задание 1-2 ученикам: первое - заповедник России(по выбору учащегося-советую сайт ООПТ России), второе – памятник природы «Буготакские сопки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем"

Конспект урока "Виды корней, типы корневых систем" в 6 классе к учебнику В.В. Пасечника. Урок комбинированный, включает задания разного уровня сложности на всех этапах урока....

Урок биологии - Виды корней. Типы корневых систем (6 класс)

Разработка урока биологии по теме "Виды корней. Типы корневых систем" в 6 классе.Основное содержание урока:1.     Функции корня.2.     Виды корней.3....

Виды корней, типы корневых систем

Сформировать  знания о видах корней и типах корневых систем, понятия – главный, боковой, придаточный корень, стержневая и мочковатая корневая система....

Урок биологии 6 класс "Виды корней. Типы корневых систем"

Цель: познакомиться с корнем, как функциональной системой.Задачи урока:Образовательные: Продолжить знакомство учащихся с органами растения.Познакомить школьников с функциями корня, сформировать у школ...

Урок по теме - Виды корней. Типы корневых систем.

Комбинированный урок по ботанике для 6 класса по теме - Виды корней. Типы корневых систем....

Виды корней. Типы корневых систем.

Предмет  Биология.  Класс 6. Базовый учебник Биология. Бактерии, грибы, растения. 6 кл. В.В. Пасечник. Тема урока: «Виды корней. Типы корневых систем». Цель урока: Изучить виды, типы корн...

методическая разработка по биологии; Виды корней. Типы корневых систем.

В этой методической разработке раскрыта методика проведения урока различными методами.   Познакомить учащихся  с функциями корня, сформировать у учащихся  представление ...