Рабочая программа по географии 5-11 классы
рабочая программа по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Титова Инна Ивановна

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass.docx82.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 348

Невского района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

Решением

Педагогического совета

Протокол от «16» июня 2016 г

№ 7

«УТВЕРЖДЕНА»

Приказ от «____» _________2016 г №_____

Директор ГБОУ СОШ № 348

Невского района Санкт-Петербурга

_________________В.Н. Васильева

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  географии

(предмет, курс)

класс 7

срок реализации программы 01.09.2016 – 25.05.2017

учитель Титова Инна Ивановна

(Ф.И.О., квалификационная  категория учителя)

Санкт-Петербург

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

ИЗУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ НАПРАВЛЕНО НА ДОСТИЖЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЦЕЛЕЙ:

  • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных материков; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
  • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
  • развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи; познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
  • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
  • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений   в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ В 7 КЛАССЕ РЕШАЮТСЯ ЗАДАЧИ:

  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
  • создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
  • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения  политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, НА ОСНОВАНИИ КОТОРЫХ РАЗРАБОТАНА ДАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов основного общего образования»        
  2. Образовательная программа и учебный план ГБОУ СОШ № 348 Невского района Санкт-Петербурга на 2016-2017 учебный год
  3. Программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.
  4. Автор программы И.В. Душина « Материки, океаны, народы и страны».

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УМК

В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

  • Учебник: В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений –М.: Дрофа, 2012. – 335с.
  • Атлас и контурные карты География материков и океанов. 7 класс: составлены ФГУП «Производственное картосоставительское объединение «Картография» - Можайск: ОАО «Можайский полиграфический комбинат», 2015.
  • информационно – техническая оснащенность учебного кабинета.

Дополнительная литература для учителя:

  1. Г.Н. Элькин География материков и океанов. 7 класс: Твой справочник. Материалы к урокам. – СПб: «Паритет», 2005 – 288с.
  2. Контрольно-измерительные материалы. География. 7 класс./Сост. Е.А. Жижина. – М.:ВАКО, 2012. – 112с.
  3. В.Б. Пятунин. - Контрольные и проверочные работы по географии, 6-7 кл. - М.: Дрофа, 2002.– М.:ВАКО, 2013. – 112с.
  4. материалы на электронных носителях и  ИНТЕРНЕТ – ресурсы:
  • http: //www.gao.spb.ru/Russian
  • http://school-collection.edu.ru/
  • http: //www.national-geographic.ru
  • http: //www.nature.com
  • http: //www.ocean.ru

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на обучение курса географии учащихся 7 класса средней общеобразовательной школы. При составлении программы учитываются базовые знания и умения, сформированные у учащихся в 6 классе при изучении «Начального курса географии». Рабочая программа по географии для 7 класса к учебнику В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев «География материков и океанов» конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

     В системе основного  общего образования география – единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного  знания.  Это позволяет формировать у учащихся:

  • целостное восприятие мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;
  • комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями природы, жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • социально значимые качества личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

Школьный курс географии призван также способствовать предпрофильной ориентации учащихся.

      Программа рассчитана на 2 часа в неделю. В связи с тем, что в учебном плане общеобразовательного учреждения 34 учебных недель, то на программу в 7 классе отводится 68 часов. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии. Программой предусмотрено проведение: практических работ -28, из них оценочных -28.

ИНФОРМАЦИЯ О ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПРИМЕРНУЮ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ ИЛИ АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ ПО ПРЕДМЕТУ И ОБОСНОВАНИЕ ВНЕСЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

  1. Тема «Как люди открывали и изучали Землю» сокращена с 2 часов до 1 часа в связи с подробным изучением маршрутов путешественников в разделе «Океаны и материки».
  2. Тема «Освоение Земли человеком. Страны мира» расширена для изучения с 1 до 2 часов за счет резерва времени, в связи с повышенным интересом учащихся к изучению этого раздела.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ, ЛИЧНОСТНЫМ И МЕТАПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ТАКЖЕ СООТВЕТСТВУЮТ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИВОДЯТСЯ НИЖЕ.

Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и отдельных странах;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на разных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  • сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
  • способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
  • готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
  • умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
  • умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
  • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
  • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
  • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
  • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по географии

познавательные:

  • общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
  • логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения
  • постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения

регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана

личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях

коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 Требования к уровню подготовки отвечают требованиям, сформулированным в ФГОС, и проводятся ниже.   Предметные результаты изучения географии  в 7 классе:

называть и (или) показывать

  1. крупные литосферные плиты и сейсмические зоны;
  2. сейсмически опасные территории;
  3. климатообразующие факторы, климатические пояса;
  4. воды Мирового океана и виды их использования;
  5. имена путешественников, ученых, исследовавших материки; пути расселения человека по материкам и океанам, крупнейшие народы, страны и виды хозяйственной деятельности;        
  6. состав географической оболочки, её свойства, закономерности её развития;
  7. географическое положение, объекты береговой линии, особенности рельефа и его крупные формы, полезные ископаемые, климат и внутренние воды, растительность и животный мир основных природных зон каждого материка;  
  8. районы повышенной плотности населения, основные виды деятельности страны и столицы крупных государств.
  9. важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран; страны мира, их столицы, крупные города;

определять (измерять)

  1. географическую информацию по картам различного содержания;
  2. вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
  3. географическое положение материка, океана, страны;
  4. температуру и количество осадков, используя климатограммы и климатические карты;

описывать/объяснять

  1. основные источники географической информации;
  2. особенности географического положения материка, океана, страны;
  3. по типовому плану материк (океан), страну;
  4. понятия «платформа», «рельеф», «пассаты», «природная зона», «природный комплекс», «географическое положение материка», «режим реки», «высотная поясность», «широтная зональность»;
  5. особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
  6. особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
  7. основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
  8. роль океана для жизни Земли, свойства вод, образование течений; влияние географического положения на особенности природы материка (океана);
  9. образование и размещение крупных форм рельефа Земли,  размещение крупных форм рельефа и полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры;
  10. причины формирования типов климата на материке, особенности питания и режима рек, особенности растительности и животного мира природных зон;
  11. влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека; особенности хозяйственной деятельности населения, а также изменение природы материка под влиянием деятельности человека;
  12. особенности расового и этнического состава населения;
  13. использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  14. компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
  15. объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
  16. особенности материальной и духовной культуры крупных народов.

составлять

  1. краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

оценивать и прогнозировать

  1. по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
  2. изменение климатов Земли;
  3. оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
  4. основные взаимосвязи природы и человека;

находить

  1.  в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
  2. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

Перечень обязательной географической номенклатуры для 7-го класса.

Тема «Африка»:

Горы: Атласские горы, Эфиопское нагорье, Восточно-Африканское плоскогорье; вулкан Килиманджаро;

Реки: Нил, Конго, Нигер, Замбези;

Озера: Виктория, Танганьика, Чад;

Страны и столицы:  Египет (Каир), Алжир (Алжир), Нигерия (Лагос), Заир (Киншаса), Эфиопия (Аддис-Абеба), Кения (Найроби), ЮАР (Претория).

 Тема «Австралия и Океания»:

Острова: Новая Зеландия, Новая Гвинея, Гавайские острова, Новая Каледония, Меланезия, Микронезия; Большой Барьерный риф;

Рельеф: Большой Водораздельный хребет; гора Косцюшко; Центральная низменность;

Озера: Муррей, Эйр;

Крупные города: Сидней, Мельбурн, Канберра.

 Тема «Южная Америка»:

 Панамский перешеек; Карибское море; остров Огненная Земля;

Рельеф: горы Анды, Аконкагуа; Бразильское и Гвианское плоскогорья; Оринокская и Ла- Платская низменности;

Реки и озера: Панама, Ориноко; Титикака, Маракайбо;

Страны, столицы, крупные города:  Бразилия (Рио-де-Жанейро, Бразилиа), Венесуэла (Каракас), Аргентина (Буэнос-Айрес), Перу (Лима).

 Тема «Северная Америка»:

Полуострова: Флорида, Калифорния, Аляска;

Заливы: Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский заливы;

Острова: Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские острова, остров Ньюфаундленд, Бермудские, Багамские, Алеутские острова;

Рельеф: горные системы Кордильер и Аппалачей; Великие и Центральные равнины; Миссисипская низменность; гора Мак-Кинли; вулкан Орисаба;

Реки: Маккензи, Миссисипи с Миссури, Колорадо, Колумбия;

Озера: Великие Американские озера, Виннипег,   Большое Соленое;

Страны, столицы, крупные города:  Канада (Оттава, Монреаль), США (Вашингтон, Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско,   Лос-Анджелес), Мексика (Мехико), Куба (Гавана).

 Тема «Евразия»:

Полуострова: Таймыр, Кольский, Скандинавский, Чукотский, Индостан, Индокитай, Корея;

Моря: Баренцево, Балтийское, Северное, Аравийское, Японское;

Заливы: Финский, Ботанический, Персидский заливы;

Проливы: Карские Ворота, Босфор, Малаккский;

Острова: Новая Земля, Новосибирские, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие Зондские;

Рельеф: Западно-Сибирская, Великая Китайская равнина; плоскогорья: Восточно-Сибирское, Декан;

Горы: Альпы, Пиренеи, Карпаты, Алтай, Тянь-Шань; нагорья: Тибет, Гоби; вулкан Кракатау;

Реки: Обь с Иртышом, Лена, Амур, Амударья, Печора, Дунай, Рейн, Хуанхэ, Янцзы, Инд, Ганг;

Озера: Каспийское, Байкал, Онежское, Ладожское, Женевское, Иссык-Куль, Балхаш, Лобнор.

ФОРМЫ, ПЕРИОДИЧНОСТЬ И ПОРЯДОК ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЩАЮЩИХСЯ

Аттестация школьников, проводимая в системе, позволяет, наряду с формирующим контролем предметных знаний, проводить мониторинг универсальных и предметных учебных действий.

Виды контроля:

  • вводный, текущий, тематический, итоговый, комплексный

Формы контроля:

  • практическая работа; проверочная работа; тестовый контроль; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос; фронтальная письменная работа; индивидуальные разноуровневые задания; географический диктант; проверка географической номенклатуры; работа с контурными картами; заполнение таблиц.

Перечень контрольных работ и зачетов (по темам)

  1. Контрольная работа по теме «Африка»
  2. Контрольная работа по теме «Австралия и Океания»
  3. Контрольная работа по темам «Южная Америка».
  4. Контрольная работа по теме «Северная Америка»
  1. Зачет по темам «Главные особенности природы Земли»
  2. Зачет по теме «Океаны»
  3. Зачет по теме «Южные материки»
  4. Зачет по курсу 7-го класса

Содержание учебного предмета

Количество часов, отведенное на изучение предмета - 68 (в году 34 учебные недели); из них 1 ч. – резерв.

Введение – 2 часа

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Основные этапы накопления знаний о Земле. Материки (континенты), острова, части света. Географическое положение и размеры материков и океанов, их взаимодействие. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле.

Карты материков и океанов. Роль карты в жизни человека. Виды карт. Различие карт по охвату территории и масштабу. Различие карт по содержанию.

П.р.№1. Заполнение таблицы «Типы карт»

Раздел I. Главные особенности природы земли – 12 часов

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли – 2 часа

Происхождение материков и океанов. Происхождение Земли. Строение материковой и океанической земной коры. Плиты литосферы. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты.

Рельеф Земли. Развитие рельефа на материках и океанах. Взаимодействие внутренних и внешних сил – основная причина разнообразия рельефа. Размещение крупных форм рельефа на материках и океанах. Закономерность их размещения.

Пр.р.№2. Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от особенностей строения земной коры.

Пр.р.№3. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит

Тема 2. Атмосфера и климат Земли – 3 часа

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле.  Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Климатическая карта. Распределение температуры воздуха на Земле. Загрязнение атмосферы.

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата. Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Постоянные ветры. Воздушные массы. Роль воздушных течений в формировании климата. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.

Климатические пояса Земли. Основные климатические пояса. Переходные климатические пояса. Климатоообразующие факторы: географическое положение, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность. Зависимость пространственного распределения вод суши от климата.

П.р.№4 Обозначить границы климатических поясов и областей, области с одинаковым типом климата на разных материках

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы – 2 часа

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. Роль океана в жизни Земли.  Происхождение, свойства вод Мирового океана. Льды в океане. Проявление зональности, система поверхностных течений.

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. Особенности природы, природные процессы и природные богатства Мирового океана. Исследования  и хозяйственное освоение Мирового океана.  Роль Мирового океана в формировании климатов Земли.

Пр.р.№5. Составление картосхемы «Морские течения в Океане»

Тема 4. Географическая оболочка  - 5 часов

Географическая оболочка планеты. Строения и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Роль живых организмов в формировании природы.

Природные комплексы – составные части географической оболочки. Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли. Зональное и азональное распространение растительного и животного мира на материках и в океане. Антропогенные изменения природных ландшафтов.

Освоение Земли человеком. Расы. Численность. Размещение людей на планете. Народы, языки и религии мира. Древняя родина человека. Предполагаемые пути его расселения по материкам. Численность населения Земли. Региональные различия в плотности населения материков, регионов и стран. География народов и языков. География мировых и национальных религий.

Освоение Земли человеком. Хозяйственная деятельность людей. Основные виды поселений. Страны мира. Историко-культурные районы мира. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействие с окружающей средой. Страны мира. Историко-культурные районы мира.

Пр.р.№6. Анализ карт климатических поясов и природных зон мира

Пр.р.№7. Составление таблицы «Основные языковые семьи и группы»

Пр.р.№8. Составление схемы «Виды хозяйственной деятельности»

Раздел II. Океаны и материки – 50 часов

Тема 1. Океаны – 3 часа

Тихий океан. История  исследования.  Выдающиеся  мореплаватели  и  исследователи:  Ф. Магеллан,  Дж. Кук, И.Ф. Крузенштерн  и  Ю.Ф. Лисянский,  С.О. Макаров,  Т. Хейердал.  Размеры,  географическое  положение,  крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Характерные  черты  водных  масс.  Важнейшие  течения.  Тайфуны  и  цунами.  Выдающиеся  объекты  в  Тихом  океане:  Филиппинское  море,  Марианский  желоб,  вулкан  Мауна  Лоа,  остров  Пасхи,  атолл  Бикини.  Особенности  морской  растительности  и  животного  мира  океана.

Индийский океан. История  исследования.  Васко  да  Гама,  Дж. Кук.  Размеры  и  географическое  положение  океана.  Крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Особенности  природы  океана.  Выдающиеся  объекты:  Красное  море,  Персидский  залив,  Сейшельские  острова.  Особенности  растительного  и  животного  мира  океана.

Атлантический  океан. История  исследования,  выдающиеся  мореплаватели:  Эрик  Рауди,  Б. Диаш,  Х. Колумб,  Д. Кабот.  Размеры,  географическое положение,  крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Характерные черты  водных  масс.  Главные  течения.  Выдающиеся  объекты:  Азовское  море,  Мраморное море,  срединно-океанический  хребет,  остров  Исландия,  Бермудский  треугольник,  остров  Мартиника,  залив  Фанди,  Гольфстрим.  Характерные представители  животного  и  растительного  мира.

Северный Ледовитый океаны. История  исследования.  С.И. Челюскин,  Р. Пири,  Ф. Кук,  Н.А. Норденшельд,  Г. Седов,  Р. Амундсен,  Ф. Нансен,  О.Ю. Шмидт,  И.Д. Папанин.  Размеры  и  географическое  положение.  Крупнейшие  моря,  заливы,  проливы,  острова  и  полуострова.  Особенности  природных  условий  Арктики.  Выдающиеся  объекты:  Восточно-Сибирское  море,  остров  Гренландия,  Северная  Земля,  остров  Врангеля.  Характерные  представители  растительного  и  животного  мира.

Пр.р.№9. Составление комплексной характеристики океана

Тема 2. Южные материки – 1 час

Южные материки. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа. Общие особенности климата и внутренних вод. Общие особенности расположения природных зон. Почвенная карта

Тема 3. Африка – 8 часов

Географическое положение Африки. История открытия и исследования материка: путешествия  финикийцев,  Васко  да  Гама,  Д. Ливингстон,  Г. Стэнли,  Н.И.  Вавилов. Географическое положение материка. Основные черты природы Африки. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Охрана природы. Крупные природные регионы материка. Особенности открытия и освоения территории.

Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые. Основные формы рельефа Африки. Внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа материка.  Изменение рельефа  под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Климат Африки. Факторы, определяющие климат Африки. Основные климатические показатели и закономерности их распространения на территории материка. Климатические пояса Африки. Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей.

Внутренние воды Африки. Виды вод суши на территории материка. Распределение рек по бассейнам океанов. Крупнейшие озера, их происхождение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства.

Природные зоны Африки. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки. Характеристика экваториальных лесов, саванн, тропических пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Особо  охраняемые  территории.  Крупнейшие  национальные  парки.

Страны  и  народы  Африки.  Особенности  формирования  политической  карты  Африки.  Крупнейшие  страны.  Особенности  расового  и  национального  состава.  Крупнейшие  народы.  Особенности  хозяйства,  культуры  и  быта  африканских  народов.

Географическое  районирование  Африки:  характеристика  Северной  (Алжир,  Египет),  Западной  (Сенегал,  Нигерия),  Центральной  (ДР Конго),  Восточной  (Эфиопия,  Танзания,  Мадагаскар)  и  Южной  Африки  (ЮАР,  Намибия).

Пр.р.№10. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка». Обучение определению географического положения материка

Пр.р.№11. Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф - климат.  

Пр.р.№12. Описание одной природной зоны по типовому плану.

Тема 4. Австралия и Океания – 5 часов

Австралия: географическое положение и история исследования материка. Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  А. Тасман,  Дж. Кук,  Н.Н. Миклухо-Маклай. Рельеф и полезные ископаемые. Основные черты природы Австралии. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Охрана природы. Крупные природные регионы материка. Особенности открытия и освоения территории. Основные формы рельефа Австралии. Внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа материка.  Изменение рельефа  под влиянием хозяйственной деятельности человека

Особенности природы Австралии. Факторы, определяющие климат Австралии. Основные климатические показатели и закономерности их распространения на территории материка. Климатические пояса Австралии. Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей. Виды вод суши на территории материка. Распределение рек по бассейнам океанов. Крупнейшие озера, их происхождение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства. Характеристика природных зон Австралии. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Население Австралии. Австралийский союз. Численность населения, особенности расового, этнического и религиозного состава населения. Историко- географические этапы заселения материка. Столица и крупные города страны. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. География основных типов хозяйственной деятельности.

Океания. Факторы формирования, географическое положение, особенности материальной и духовной культуры населения Океании. Положение Океании  на карте мира. Численность населения, страны, форма правления, столицы. Отражение в хозяйстве страны характерных черт природы и историко-культурных традиций региона. Специфические особенности стран.   Микронезия  (Палау),  Меланезия  (Папуа-Новая  Гвинея)  и  Полинезия  (Гавайи  и  Таити).

Пр.р.№13. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка».

Пр.р.№14. Заполнить таблицу «Тип питания и режим рек Австралии».

Пр.р.№15. Составление схемы происхождения островов Океании

Тема 5. Южная Америка – 7 часов

Южная Америка: географическое положение. История открытия и освоения. Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Х. Колумб,  А. Веспуччи,  Ф. Писарро,  Ф.  де  Орельяно,  А. Гумбольдт,  Г.И Лангсдорф,  Н.И Вавилов. Основные черты природы Южной Америки. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Охрана природы. Крупные природные регионы материка. Особенности открытия и освоения территории.

Особенности рельефа Южной Америки. Размещение полезных ископаемых на материке. Основные формы рельефа Южной Америки. Внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа материка.  Изменение рельефа  под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Климат и внутренние воды Южной Америки. Факторы, определяющие климат Южной Америки. Основные климатические показатели и закономерности их распространения на территории материка. Климатические пояса Южной Америки. Высокогорный климат Анд. Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей. Виды вод суши на территории материка. Распределение рек по бассейнам океанов. Крупнейшие озера, их происхождение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства.

Природные зоны Южной Америки. Характеристика сельва,  кампос  и  льянос,  пампа,  пустыни  и  области  высотной  поясности. . Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Население Южной Америки. Численность населения, особенности расового, этнического и религиозного состава населения. Историко- географические этапы заселения материка. Многообразие стран, и их типы. Столицы и крупные города. Изучение политической карты материка, их регионов и стран различных типов. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. География основных типов хозяйственной деятельности.

Регионы  Южной  Америки:  Амазония  (Бразилия),  Атакама  (Чили),  Патагония  и  Гран-Чако  (Аргентина),  Андские  страны  (Перу  и  Боливия).

Пр.р.№16. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка».

Пр.р.№17. Дать описание одной из рек Южной Америки по плану

Пр.р.№18. Описание одной природной зоны по типовому плану.

Тема 6. Антарктида – 3 часа

Антарктида – особенности географического положения. Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Д. Кук,  Ф.Ф. Беллинсгаузен,  М.П. Лазарев,  Р. Амундсен,  Р. Скотт. Современные исследования Антарктиды.

Природа Антарктиды. Ледниковый покров. Подледный рельеф. Климат. Органический мир. Значение современных исследований Антарктиды.

Пр.р.№19. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка».

Тема 7. Северные материки – 1 час

Северные материки. Географическое положение. Общие черты рельефа. Древнее оледенение. Общие черты климата и природных зон.

Тема 8. Северная Америка – 7 часов

Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка. Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  Лейф  Эйриксон,  Х. Колумб,  Э. Кортес,  Дж. Кабот,  Г. Гудзон,  Ла  Саль,  В. Беринг, А. Чириков,  Г.И. Шелихов,  А.А. Баранов,  Дж. Франклин,  Р. Амундсен. Основные черты природы Северной Америки. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Охрана природы. Крупные природные регионы материка. Особенности открытия и освоения территории

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. Основные формы рельефа Северной Америки. Внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа материка.  Изменение рельефа  под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Климат и внутренние воды Северной Америки. Факторы, определяющие климат Северной Америки. Основные климатические показатели и закономерности их распространения на территории материка. Климатические пояса Северной Америки. Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей. Виды вод суши на территории материка. Распределение рек по бассейнам океанов. Крупнейшие озера, их происхождение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства.

Природные зоны Северной Америки. Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры, лесов, степей (прерий), пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Национальные парки.

Население и страны Северной Америки. Численность населения, особенности расового, этнического и религиозного состава населения. Историко- географические этапы заселения материка. Многообразие стран, и их типы. Столицы и крупные города. Изучение политической карты материка, их регионов и стран различных типов. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. География основных типов хозяйственной деятельности.

Крупнейшие  страны  Северной  Америки.  Характерные  черты  населения  Северной  Америки,  особенности  культуры  и  быта.

Регионы  Северной  Америки:  США,  Канада,  Мексика,  Центральная  Америка  и  Вест-Индия.

Пр.р.№20. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка».

Пр.р.№21. Дать описание одной из рек Южной Америки по плану.

Пр.р.№22. Описание одной природной зоны по типовому плану.

Тема 9. Евразия – 15 часов

Евразия: географическое положение и история исследования материка. Выдающиеся  путешественники  и  исследователи:  М. Поло,  А. Никитин,  П.П. Семёнов-Тян-Шанский,  Н.М. Пржевальский,  П.К. Козлов,  В.А. Обручев. Основные черты природы Евразии. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Охрана природы. Крупные природные регионы материка. Особенности открытия и освоения территории.

Особенности рельефа Евразии и  его развитие.

Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых. Основные формы рельефа Евразии. Внутренние и внешние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа материка.  Изменение рельефа  под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Климат  Евразии.  Факторы, определяющие климат Евразии. Основные климатические показатели и закономерности их распространения на территории материка. Климатические пояса Евразии. Влияние климата на быт и хозяйственную деятельность людей.

Внутренние воды Евразии. Виды вод суши на территории Евразии. Распределение рек по бассейнам океанов. Территория внутреннего стока. Крупнейшие озера, их происхождение. Современное оледенение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства.

Природные зоны Евразии. Высотная поясность. Характеристика арктических пустынь, тундры и лесотундры, лесов, лесостепей и степей, переменно-влажных (муссонных) субтропических лесов, полупустынь и пустынь, саванн, субэкваториальных и экваториальных лесов. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники.

Народы Евразии.  Страны. Численность населения, особенности расового, этнического и религиозного состава населения. Историко- географические этапы заселения материка. Многообразие стран, и их типы. Столицы и крупные города. Изучение политической карты материка, их регионов и стран различных типов. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества. География основных типов хозяйственной деятельности.

Краткая  характеристика  регионов  Зарубежной  Европы  на  примере  отдельных  стран:  Северная  Европа  (Норвегия,  Швеция  или  Финляндия),  Средняя  Европа  (Великобритания,  Германия, Франция,  или  Швейцария),  Южная  Европа  (Испания,  Италия  или  Греция),  Восточная  Европа  (Польша,  Чехия  или  Венгрия).

Краткая  характеристика  регионов  Зарубежной  Азии  на  примере  отдельных  стран:  Юго-Западной  (Турция,  Израиль,  Саудовская  Аравия,  ОАЭ,  Ирак  или  Иран),  Южной (Индия),  Центральной  (Казахстан,  Туркмения,  Узбекистан,  Киргизия  или  Таджикистан),  Восточной  ( Китай  или  Япония)  и  Юго-Восточной  Азии  (Таиланд,  Малайзия,  Вьетнам,  Индонезия  или  Филиппины).

Пр.р.№23. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка».

Пр.р.№24. Анализ климатических диаграмм.

Пр.р.№25. Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф – климат

Пр.р.№26. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке.

Пр.р.№27. Заполнение таблицы «Регионы  и страны Европы»

Пр.р.№28. Заполнение таблицы «Регионы  и страны Азии»

Проектно-исследовательская деятельность по географическим объектам Евразии.

Раздел III. Географическая оболочка – наш дом – 3 часа

Закономерности географической оболочки – целостность, ритмичность, зональность. Географическая оболочка как окружающая среда человека.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменение природы хозяйственной деятельностью людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и её охране.

Тематическое планирование

Тема (раздел)

Кол-во часов

Из них

Примечание (исследовательские работы, проекты)

практика

контроль

 (кол-во контрольных работ, зачетов)

I четверть

Введение.

2

1

Раздел I . Главные особенности природы Земли

12

7

1

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли

2

2

Тема 2. Атмосфера и климат Земли

3

1

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы

2

1

Тема 4. Географическая оболочка.

5

3

1

Раздел II. Океаны и материки

50

21

6

Тема 1. Океаны

3

1

1

II четверть

Тема 2. Южные материки

1

Тема 3. Африка

8

3

1

Тема 4. Австралия и Океания

5

3

1

III четверть

Тема 5. Южная Америка

7

3

1

Тема 6. Антарктида

3

2

1

Тема 7. Северные материки

1

Тема 8. Северная Америка

7

3

1

Тема 9. Евразия

2

1

1

IV четверть

Тема 9. Евразия

13

5

1

Раздел III. Географическая оболочка – наш дом

3

1

Год

+ 1 час резерв

67

28

8

1


Поурочно-тематическое планирование

по географии в 7 классе

(68 часа, 2 ч в неделю)

Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География материков и океанов»

Тема урока

Кол-во часов

Из них

Примечание

практика

контроль

Введение (2 часа)

1

Что изучают в курсе географии материков и океанов. Основные этапы накопления знаний о Земле. §1-2

1

к/к – обозначить материки, океаны, части света, маршруты путешественников

Фронтальный опрос

2

Карты материков и океанов. §3

1

П.р.№1. Заполнение таблицы «Типы карт»

Проверка домашнего задания

Раздел I. Главные особенности природы земли (12 часов)

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли (2 часа)

3

Происхождение материков и океанов. §4

1

Пр.р.№2. Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от особенностей строения земной коры.

Тест, групповая работа

4

Рельеф Земли. §5

1

к/к – обозначить крупнейшие формы рельефа,

Пр.р.№3. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит

Проверка домашнего задания

Тема 2. Атмосфера и климат Земли  (3 часа)

5

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле.  §6

1

Тест, фронтальный опрос

6

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата. §7

1

Проверка домашнего задания

7

Климатические пояса Земли. §8

1

Анализ карты климатических поясов Земли.

П.р.№4 Обозначить границы климатических поясов и областей, области с одинаковым типом климата на разных материках

Проверка домашнего задания, групповая работа

Тема 3. Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 часа)

8

Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. §9, 10

1

Пр.р.№5. Составление картосхемы «Морские течения в Океане»

Тест, фронтальный опрос

9

Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. §11, 12

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

Тема 4. Географическая оболочка (5 часов)

10

Географическая оболочка планеты. §13

1

Тест, фронтальный опрос

11

Природные комплексы – составные части географической оболочки. §14-15

1

Пр.р.№6. Анализ карт климатических поясов и природных зон мира

Проверка домашнего задания

12

Освоение Земли человеком. Расы. Численность. Размещение людей на планете. Народы, языки и религии мира. §16 стр. 72-73

1

Пр.р.№7. Составление таблицы «Основные языковые семьи и группы»

Проверка домашнего задания, групповая работа

13

Освоение Земли человеком. Хозяйственная деятельность людей. Основные виды поселений. Страны мира. Историко-культурные районы мира. §16 стр.73-77

1

Пр.р.№8. Составление схемы «Виды хозяйственной деятельности»

Проверка домашнего задания, групповая работа

14

Итоговый урок по теме «Главные особенности природы Земли»

1

Зачет

Раздел II. Океаны и материки (50 часов)

Тема 1. Океаны (3 часа)

15

Тихий океан. Индийский океан. §17, 18

1

Пр.р.№9. Составление комплексной характеристики океана

Фронтальный опрос, групповая работа

16

Атлантический и Северный Ледовитый океаны.

§19, 20

1

Пр.р.№9. (продолжение).

Составление комплексной характеристики океана

Проверка домашнего задания, групповая работа

17

Обобщающий урок по теме «Океаны»

1

зачет

Тема 2. Южные материки (1 час)

18

Южные материки. §21-23

1

Фронтальный опрос, групповая работа

Тема 3. Африка (8 часа)

19

Географическое положение Африки. История открытия и исследования. §24

1

Пр.р.№10. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка». Обучение определению географического положения материка

Проверка домашнего задания, групповая работа

20

Особенности рельефа Африки. Полезные ископаемые. § 25

1

к/к - обозначение основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Проверка домашнего задания

21

Климат и внутренние воды Африки. §26-27

1

Практикум: чтение климатических диаграмм.

Пр.р.№11. Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф - климат.  Обозначение на к/к крупных рек и озёр.

Проверка домашнего задания, групповая работа

22

Природные зоны Африки. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки.                 §28,29

1

Пр.р.№12. Описание одной природной зоны по типовому плану. Обозначение на к/к природных зон, заповедников

Проверка домашнего задания, групповая работа

23

Население Африки. §30

1

Проверка домашнего задания

24

Страны Северной Африки. Алжир.

Страны Западной и Центральной Африки. Нигерия. §31-32

1

к/к – нанести границы регионов, стран, с указанием столиц

Проверка домашнего задания, групповая работа

25

Страны Восточной Африки. Эфиопия.

Страны Южной Африки.

Южно-Африканская республика. §33-34

1

к/к – нанести границы региона, страны, с указанием столицы

Проверка домашнего задания, групповая работа

26

Итоговый урок по темам «Африка»

1

Контрольная работа

Тема 4. Австралия и Океания (5 часов)

27

Австралия: географическое положение и история исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые. §35

1

Пр.р.№13. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка».

к/к - обозначение основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Фронтальный опрос, групповая работа

28

Особенности природы Австралии. §36-37

1

Пр.р.№14. Заполнить таблицу «Тип питания и режим рек Австралии».

Обозначение на к/к крупных рек и озёр.

Проверка домашнего задания, групповая работа

29

Население Австралии. Австралийский союз. §38

1

к/к – нанести границы страны, с указанием столицы и крупных городов

Проверка домашнего задания, групповая работа

30

Океания. §39

1

Пр.р.№15. Составление схемы происхождения островов Океании

Проверка домашнего задания, групповая работа

31

Итоговый урок по темам «Австралия и Океания»

1

Контрольная работа

Тема 5. Южная Америка (7 часов)

32

Южная Америка: географическое положение. История открытия и освоения. §40

1

Пр.р.№16. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка».

Фронтальный опрос, групповая работа

33

Особенности рельефа Южной Америки. Размещение полезных ископаемых на материке.

§41

1

к/к - обозначение основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Проверка домашнего задания

34

Климат и внутренние воды Южной Америки. §42,43

1

Практикум Чтение климатических диаграмм.

Пр.р.№17. Дать описание одной из рек Южной Америки по плану. Обозначение на к/к крупных рек и озёр.

Проверка домашнего задания, групповая работа

35

Природные зоны Южной Америки. §44

1

Пр.р.№18. Описание одной природной зоны по типовому плану. Обозначение на к/к природных зон

Проверка домашнего задания, групповая работа

36

Население Южной Америки. §45

1

Проверка домашнего задания, групповая работа

37

Страны Южной Америки. Бразилия. Перу. §46,47

1

к/к – нанести границы регионов, страны, с указанием столицы

Проверка домашнего задания, групповая работа

38

Итоговый урок по теме «Южная Америка»

1

Контрольная работа

Тема 6. Антарктида (3 часа)

39

Антарктида – особенности географического положения. §48

1

Пр.р.№19. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка».

Фронтальный опрос, групповая работа

40

Природа Антарктиды. §49

1

к/к - обозначение основных форм рельефа

Проверка домашнего задания

41

Обобщающий  урок по теме «Южные материки»

1

Зачет

Тема 7. Северные материки (1 час)

42

Северные материки. §50

1

Фронтальный опрос

Тема 8. Северная Америка (7 часов)

43

Северная Америка: географическое положение, история открытия и исследования материка. §51

1

Пр.р.№20. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка».

Проверка домашнего задания, групповая работа

44

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки. §52

1

к/к - обозначение основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Проверка домашнего задания

45

Климат и внутренние воды Северной Америки. §53-54

1

Практикум Чтение климатических диаграмм.

Пр.р.№21. Дать описание одной из рек Южной Америки по плану. Обозначение на к/к крупных рек и озёр.

Проверка домашнего задания, групповая работа

46

Природные зоны Северной Америки.  §55

1

Пр.р.№22. Описание одной природной зоны по типовому плану. Обозначение на к/к природных зон

Проверка домашнего задания

47

Население и страны Северной Америки. Канада. §56-57

1

к/к – нанести границы страны, с указанием столицы и крупных городов

Проверка домашнего задания, групповая работа

48

Соединенные Штаты Америки.  §58

1

к/к – нанести границы страны, с указанием столицы и крупных городов

Проверка домашнего задания

49

Итоговый урок по теме «Северная Америка»

1

Контрольная работа

Тема 9. Евразия (15 часов)

50

Евразия: географическое положение и история исследования материка. §59

1

Пр.р.№23. Определение географических координат крайних точек. Заполнение таблицы «Путешественники и их вклад в исследование материка».

Фронтальный опрос, групповая работа

51

Особенности рельефа Евразии и  его развитие.

Основные формы рельефа. Размещение полезных ископаемых. §60-61

1

к/к - обозначение основных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

Проверка домашнего задания

52

Климат  Евразии. §62

1

Пр.р.№24. Анализ климатических диаграмм.

Проверка домашнего задания, групповая работа

53

Внутренние воды Евразии. §63

1

Пр.р.№25. Характеристика речной системы с установлением связей: река - рельеф - климат.  Обозначение на к/к крупных рек и озёр.

Проверка домашнего задания

54

Природные зоны Евразии. Высотная поясность. §64-65

1

Пр.р.№26. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке. Обозначение на к/к природных зон.

Проверка домашнего задания, групповая работа

55

Народы Евразии.  Страны. §66

1

Проверка домашнего задания

56

Страны Северной и Западной Европы. Великобритания. §67-68

1

Пр.р.№27. Заполнение таблицы «Регионы  и страны Европы»

к/к – отметить границы регионов,

страны, с указанием столицы

Проверка домашнего задания, групповая работа

57

Франция. Германия. §69-70

1

к/к – отметить границы

стран, с указанием столицы и крупных городов

Проверка домашнего задания

58

Страны Восточной Европы. §71

1

Пр.р.№27. (продолжение) Заполнение таблицы «Регионы  и страны Европы»

к/к – отметить границы регионов,

страны, с указанием столицы

Проверка домашнего задания, групповая работа

59

Страны Южной Европы. Италия. §72

1

Пр.р.№27. (продолжение) Заполнение таблицы «Регионы  и страны Европы»

к/к – отметить границы регионов,

страны, с указанием столицы

Проверка домашнего задания, групповая работа

60

Страны Юго-Западной и Центральной Азии. §73-74

1

Пр.р.№28. Заполнение таблицы «Регионы  и страны Азии»

к/к – отметить границы регионов,

стран, с указанием столиц

Проверка домашнего задания, групповая работа

61

Страны Восточной Азии. Китай. Япония. §75-76

1

Пр.р.№28. (продолжение) Заполнение таблицы «Регионы  и страны Азии»

к/к – отметить границы регионов,

стран, с указанием столиц

Проверка домашнего задания, групповая работа

62

Страны Южной Азии. Индия. §77

1

Пр.р.№28. (продолжение) Заполнение таблицы «Регионы  и страны Азии»

к/к – отметить границы регионов,

страны, с указанием столицы

Проверка домашнего задания, групповая работа

63

Страны Юго-Восточной Азии. Индонезия. §78

1

Пр.р.№28. (продолжение) Заполнение таблицы «Регионы  и страны Азии»

к/к – отметить границы регионов,

страны, с указанием столицы

Проверка домашнего задания, групповая работа

64

Итоговый урок по теме „Евразия“

1

Проектная работа

РАЗДЕЛ III. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ (3 ЧАСА)

65

Закономерности географической оболочки. §79

1

Фронтальный опрос, групповая работа

66

Взаимодействие природы и общества. §80-81

1

Проверка домашнего задания

67

Обобщающий урок «География материков и океанов».

1

зачет

68

резерв

1


Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка.

Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.                  Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

1. не приступал к выполнению работы;

2. или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических работ по географии.         Отметка "5"

1.Практическая работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических работ теоретические знания, практические умения и навыки.

2.Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

1.Практическая работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

2. Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

1.Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома).

2. Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

1.Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью.

2.Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .                              

6. Не забудьте подписать работу внизу карты!  

  Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...