Урок географии в 6 классе: "Путешествие по природным зонам Земли"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему
Конспект урока в 6 классе по теме: "Природные зоны Земли". Проводится, согласно программы, в конце учебного года. Урок построен на основе игровых технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_puteshestvie_po_prirodnym_zonam_zemli.doc | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 6 классе на тему:
«Путешествие по природным зонам Земли»
Учитель географии
Цыбрина Л.А.
Шугарово
2013-2014 учебный год
Цели урока: сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле, рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне, закрепить понятие «широтная зональность», развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.Задачи:
1)обучающие: познакомиться с особенностями климата, растительного и животного мира различных природных зон мира
2)развивающие: развитие навыка работы в команде, умение находить главную мысль, работы с картами атласа и текстом учебника
3)воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающей природе
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А3 с фоном разных природных зон.
Ключевые слова и понятия: природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни, саванны, влажные экваториальные леса.
Ход урока
Перед началом урока учитель делит учащихся на 3 команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности. У каждого на парте: тестовые задания, путевой лист,
I. Повторение пройденного материала.
1. Постановка целей урока.
Слайд 1
Сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке мы познакомились с понятиями биосфера, «широтная зональность», «высотная поясность», и узнали, что на Земле существует множество природных зон.
Давайте вспомним важные моменты, которые помогут нам понять смену природных зон.
Повторение д/з: выполнение тестовых заданий по вариантам. (5 минут)
Тест
Вариант №1
- Биосфера сформировалась в области взаимодействия:
а) света и почвы
б) воздуха, воды, горных пород
в) света и воды
2. Учение о биосфере разработал ученый:
а) А.Гумбольдт
б) В.И.Вернадский
в) В.В.Докучаев
3. Какие организмы появились на планете раньше?
а) растения
б) бактерии
в) животные
4. Нижняя граница атмосферы располагается:
а) на дне Мирового океана
б) на глубине 3 км в земной коре
в) на границе мантии и земной коры
5. Смена растительных зон в горах называется
а) широтной зональностью
б) высотной поясностью (правильные ответы – б)
Тест
Вариант №2
- Все живые организмы составляют вещество Земли:
а) биосферы
б) атмосферы
в) литосферы
2. Верхняя граница атмосферы располагается:
а) в атмосфере на высоте 20 км от поверхности Земли
б) в нижнем слое тропосферы
в) в толще гидросферы
3. Открыл и описал высотную поясность:
а) А.Гумбольдт
б) С.И.Дежнев
в) Вернадский
4. Распределение растительности с севера на юг называют:
а) широтной зональностью
б) высотной поясностью
5. Жизнь на планете зародилась:
а) в воде
б) на суше
в) в почве
(правильные ответы – а)
После выполнения теста – взаимопроверка. Критерии записаны на доске:
Все ответы правильные – «5»
1-2 ошибки – «4»
3 ошибки - «3»
Одновременно 2 ученика работают со схемами (на доске) самостоятельно:
1-ый ученик: Живые организмы: - Царство растений
- Царство простейших
- Царство животных
- Царство грибов
- Царство бактерий
Организмы разнообразны по форме и размерам. Они делятся:
- одноклеточные
- многоклеточные
2-ой ученик: Живут организмы в различных средах обитания:
- наземно-воздушная
- водная
- почвенная
- тела других организмов
Границы распространения живых организмов:
- тропосфера (на высоте 20 км от поверхности Земли)
- вся толща гидросферы
- литосфера (земная кора) до глубины 3-5 км
- поверхность суши
Проверка схем на доске. (2 минуты) проверяет учитель.
Фронтальный опрос
- Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет)
Слайд 3От чего зависит различие климата? (От количества тепла, температуры, от угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.)
Слайд 4Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)
- Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
- Что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира)
Слайд 5Какие ученые внесли свой вклад в изучение биосферы и природных зон Земли? (Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт)
Итак, климат на Земле - разный. Он зависит от температуры, от количества тепла, от угла падения солнечных лучей. На земле много природных зон. Изменяется широтная зональность от экватора к полюсам. Это изучили и доказали ученые: Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт) (фото – на доске.)
Вернадский Владимир Иванович
Александр Гумбольдт
А сейчас мы отправимся в экспедицию по природным зонам Земли.
Слайд 2
Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.
Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.
Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.
Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам
Природные зоны | Климатические особенности | Животный мир | Растительный мир |
Арктические пустыни и тундра | |||
Лесная зона | |||
Степная зона | |||
Зона пустынь | |||
Зона саванны | |||
Зона экваториальных лесов |
– Каждый из вас получает листы-путеводители. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.
Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.
– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.
– Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда получит по три любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата. Если при оформлении ваших плакатов вы забудете названия растений или животных, то можете воспользоваться нашим «определителем» (учебником)- это § 48, 49 на стр.187- 196
После оформления работ, вы посовещаетесь и выберите представителей команды, которые будут демонстрировать ваши плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон.
– Отправляемся в наше путешествие!
2. Природные зоны Земли (10 минут)
Просмотр презентации и рассказ учителя
Слайд 8
Арктические пустыни и тундра
Зона арктических пустынь находится в Севером Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира [2].
Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетают при наступлении сильных морозов. Кайры, тупики.
В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.
Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей [2].
Характерной особенностью тундры являются болота, так как здесь очень сильная увлажненность и низкие температуры, поэтому влага не успевает испариться.
Слайд 9. Лесная зона
Лесная зона встречается на материках Евразия и Северная Америка.
В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.
В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.
Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.
Слайд 10. Степная зона
Найдите на картах зону степей.
Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми.
Здесь очень много грызунов, которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов. Грызуны питаются злаками и другими растениями. Дрофа – птица, которая быстро бегает, также обитает в степной зоне. Здесь можно встретить змей, хомяков, а также быстро бегающих антилоп, диких лошадей.
Зона пустыни
Слайд 11
Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.
Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.
Знаменитые «корабли пустыни» – верблюды, запасают воду в горбах и в водных мешках в желудке, способны преодолевать сотни километров без воды и еды [6].
Слайд 12. Зона саванны
На Земле нет такого места больше нигде, как в саванне, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Особенностью саванн является травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Траву в больших количествах поедают насекомые, например, саранча [1]. Растительноядные животные: антилопы, слоны, жирафы, грызуны, хищники: гепард (рекордсмен по бегу), леопарды, хищные птицы. Животные травоядные проходят большие расстояния в поисках воды, держатся большими группами, многие очень быстро бегаю, чтобы спасаться от хищников [5].
Слайд 13. Зона экваториальных лесов
Экваториальные леса – это зона самого теплого и влажного климата на Земле, поэтому здесь произрастает пышная растительность, которая служит пищей и укрытием для многих животных, птиц, насекомых.
Экваториальный лес очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гигантские деревья достигают 50 – 60 метров [1].
В лесах живут слоны, тигры, гориллы, мартышки. Очень много насекомых – термитов, муравьев. Большое разнообразие птиц, которые питаются плодами деревьев, нектаром цветов (нектарницы) [7].
Слайд 14 .
II. Работа в группах (12 минут)
– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.
Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.
1 команда: арктические пустыни и тундра
2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов
3 команда: степная зона, зона саванн и редколесий,
– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.
– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.
Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.
Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира, их приспособление к условия обитания и т.д.
Вы можете поделить природные зоны между собой, можете работать все вместе, все это по вашему усмотрению, но не забывайте, что вы одна команда и нужно друг другу помогать.
Учащиеся должны подобрать соответствующий материал, оформить его на листе А3. Очередность отчетов соответствует порядку расположения природных зон на Земле в соответствии с законом широтной зональности.
Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.
– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые будут демонстрировать плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон. Обсудите, кто будет выступать и что необходимо сказать.
Учащиеся выбирают представителей и подготавливают их к выступлению.
Выступления команд (8 минут)
От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.
– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?
(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)
III. Рефлексия и вывод (3 минуты)
– Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?
Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.
– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.
– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В зоне смешанных и широколиственных лесов).
– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?
Учащиеся высказывают свое мнение и делают предположения.
– Как вы думаете, только ли растения и животные вынуждены приспосабливаться к разным природным зонам? Приспосабливаются ли к ним люди и как?
(Жилье, одежда, питание, занятие или работа)
– Действительно, чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности. Например, в северных районах нашей страны, в строительстве домов используются совсем другие технологии, по сравнению с южными районами, на юге окна часто открыты в течении всего года, а на севере в домах используют тройное остекление. Чтобы проложить дороги, газопроводы, добывать полезные ископаемые в северных районах нужно затрачивать гораздо больше денег и использовать особые материалы, так как там очень суровые климатические условия.
– А можно ли вмешиваться в дикую природу и изменять ее, не зная как все растения и животные взаимосвязаны в ней и к чему это может привести?
Нет. Прежде чем что-либо менять в природе, нужно выяснить, как это связано с животными, растениями, климатом, чтобы не нарушить всю природу.
Например, вырубая лес, мы уничтожим жилище животных и птиц, а вместе с этим и их пищу.
IV. Домашнее задание (1 минута)
Слайд 15
§ 48 49 пересказ, синквейн, кроссворды
Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.
Используемая литература:
- Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008.
- Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
- Мультимедиа-ресурс: 1С: Школа. Экология. Учебное пособие. 10 – 11 кл.
- Конспект урока «Урок-мастерская на тему: «Составление карты природных зон России: «По страницам Красной книги» rudocs.exdat.com/docs/index-364074.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».
Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....
Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"
Использование модульной технологии...
Урок географии в 7 классе. Тема: "Природные зоны Африки. Пустыни"
Урок по теме "Природные зоны Африки. Пустыни", разработан с использованием модульной технологии. Урок проводится с использованием ИКТ и показом фрагментов фильма ВВС "Дикая Африка"....
Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)
В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....
Презентация к уроку ГЕОГРАФИИ в 8 классе "Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики".
Презентация содержит иллюстративный материал к уроку географии в 8 классе "Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики"....
презентация к уроку географии 6 класса "Путешествие в земной коре"
По теме: «Горные породы и минералы»Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова География. Начальный курс. – М: Дрофа, 2010...
Урок географии 5 класс "Путешествие по материкам"
Технологическая карта к уроку по географии в 5 классе...