Урок географии в 6 классе: "Путешествие по природным зонам Земли"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Цыбрина Лариса Анатольевна

Конспект урока в 6 классе по теме: "Природные зоны Земли". Проводится, согласно программы, в конце учебного года. Урок построен на основе игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_po_prirodnym_zonam_zemli.doc134.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

Открытый урок в 6  классе на тему:

«Путешествие по природным зонам Земли»

Учитель географии

Цыбрина Л.А.

Шугарово

2013-2014 учебный год


Цели урока: сформировать представление о разнообразии природных зон на Земле, рассказать о способах приспособления растений и животных к условиям обитания в природной зоне, закрепить понятие «широтная зональность», развивать творческие способности учащихся, умение работать в коллективе, воспитывать чувство коллективизма и товарищества.

Задачи:

1)обучающие: познакомиться с особенностями климата, растительного и животного мира различных природных зон мира

2)развивающие: развитие навыка работы в команде, умение находить главную мысль, работы с картами атласа и текстом учебника

3)воспитательные: воспитание бережного отношения к окружающей природе

Тип урока: комбинированный

 

Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», путеводные листы на каждого ученика, фломастеры, клей-карандаш, листы А3 с фоном разных природных зон.

Ключевые слова и понятия: природные зоны: арктические пустыни, тундра, лесная зона, степи, пустыни, саванны, влажные экваториальные леса.

Ход урока

Перед началом урока учитель делит учащихся на 3 команды. Парты составляются для групповой работы, на партах раскладываются карандаши, клей, ножницы и другие принадлежности. У каждого на парте: тестовые задания, путевой лист,

I. Повторение пройденного материала.

1. Постановка целей урока.

Слайд 1

Сегодня у нас необычный урок. На прошлом уроке мы познакомились с понятиями биосфера,  «широтная зональность», «высотная поясность»,  и узнали, что на Земле существует множество природных зон.

Давайте вспомним важные моменты, которые помогут нам понять смену природных зон. 

Повторение д/з: выполнение тестовых заданий по вариантам. (5 минут)

Тест

Вариант №1

  1. Биосфера сформировалась в области взаимодействия:

а) света и почвы

б) воздуха, воды, горных пород

в) света и воды

2. Учение о биосфере разработал ученый:

а) А.Гумбольдт

б) В.И.Вернадский

в) В.В.Докучаев

3. Какие организмы появились на планете раньше?

а) растения

б) бактерии

в) животные

4. Нижняя граница атмосферы располагается:

а) на дне Мирового океана

б) на глубине 3 км в земной коре

в) на границе мантии и земной коры

5. Смена растительных зон в горах называется

а) широтной зональностью

б) высотной поясностью   (правильные ответы – б)

Тест

Вариант №2

  1. Все живые организмы составляют вещество Земли:

а) биосферы

б) атмосферы

в) литосферы

2. Верхняя граница атмосферы располагается:

а) в атмосфере на высоте 20 км от поверхности Земли

б) в нижнем слое тропосферы

в) в толще гидросферы

3. Открыл и описал высотную поясность:

а) А.Гумбольдт

б) С.И.Дежнев

в) Вернадский

4. Распределение растительности с севера на юг называют:

а) широтной зональностью

б) высотной поясностью

5. Жизнь на планете зародилась:

а) в воде

б) на суше

в) в почве

(правильные ответы – а)

После выполнения теста – взаимопроверка. Критерии записаны на доске:

Все ответы правильные – «5»

                     1-2 ошибки – «4»

                        3 ошибки -  «3»

Одновременно 2 ученика работают со схемами (на доске) самостоятельно:

1-ый ученик: Живые организмы: - Царство растений

                                  - Царство простейших

                                  - Царство животных

                                  - Царство грибов

                                   - Царство бактерий

Организмы разнообразны по форме и размерам. Они делятся:

                                   - одноклеточные

                                   - многоклеточные

2-ой ученик: Живут организмы в различных средах обитания:

                               - наземно-воздушная

                               - водная

                              - почвенная

                              - тела других организмов

         Границы распространения живых организмов:

- тропосфера (на высоте 20 км от поверхности Земли)

- вся толща гидросферы

- литосфера (земная кора) до глубины 3-5 км

- поверхность суши

Проверка  схем на доске. (2 минуты) проверяет учитель.

Фронтальный опрос

  1. Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет)

 Слайд 3От чего зависит различие климата? (От количества тепла, температуры, от  угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.) 

Слайд 4Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой)

  1. Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам)
  2. Что такое природная зона? (Природная зона – это большая территория со сходными климатическими условиями, имеющая определенный растительный и животный мира) 

 Слайд 5Какие ученые внесли свой вклад в изучение биосферы и природных зон Земли? (Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт)

Итак, климат на Земле  - разный. Он зависит от температуры, от количества тепла,  от угла падения солнечных лучей. На земле много природных зон. Изменяется широтная зональность от экватора к полюсам. Это изучили и доказали ученые: Владимир Иванович Вернадский и Александр Гумбольдт) (фото – на доске.)


Вернадский Владимир Иванович


Александр Гумбольдт

А сейчас  мы отправимся в экспедицию по природным зонам Земли.

Слайд 2

Нам предстоит выяснить, как сменяются природные зоны, узнать их климатические особенности, познакомиться с животным и растительным миром. Сегодня мы побываем в роли путешественников.

Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах, делать фотографии и записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.

Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.

Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам

Природные зоны

Климатические особенности

Животный мир

Растительный мир

Арктические пустыни и тундра

Лесная зона

Степная зона

Зона пустынь

Зона саванны

Зона экваториальных лесов

– Каждый из вас получает листы-путеводители. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.

Мы поделились на команды, поэтому вам предстоит работать в команде.

– Не забывайте, что, работая в команде, нужно помогать друг другу, выслушивать мнения друг друга, каждый человек команды вносит свои идеи и старания в общее дело.

– Итак, мы отправляемся в виртуальное путешествие по природным зонам Земли. После нашего возвращения из путешествия, каждая команда получит по три любые природные зоны. И вам предстоит, используя ваши записи и «фотографии», которые мы сделаем во время путешествия, оформить эти природные зоны на плакатах и отобразить в них животный и растительный мир. Поэтому будьте внимательны, записывайте названия растений и животных природных зон и особенности климата. Если при оформлении ваших плакатов вы забудете названия растений или животных, то можете воспользоваться нашим «определителем» (учебником)- это  § 48, 49 на стр.187- 196

После оформления работ, вы посовещаетесь и выберите представителей команды, которые будут демонстрировать ваши плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон.

– Отправляемся в наше путешествие!

2. Природные зоны Земли (10 минут)

Просмотр презентации и рассказ учителя

Слайд 8

Арктические пустыни и тундра

Зона арктических пустынь находится в Севером Ледовитом океане, на островах, покрытых льдами. Здесь среди растений встречаются мхи и лишайники. Растительный мир очень скуден, поэтому среди животных встречаются хищники, так как травоядным здесь нет пищи. Хищники – белые медведи, которые занимаются ловлей рыбы, защищены от сурового климата толстой кожей и мехом, подкожным слоем жира [2].

Здесь часто встречаются птичьи базары – это большое скопление птиц. Птицы прилетают сюда и улетают при наступлении сильных морозов. Кайры, тупики.

В зоне тундры растений становится больше, здесь уже встречаются карликовые березки и карликовые ивы, также мхи и лишайники, кустарнички (клюква, брусника, морошка) и грибы. На фоне низкой растительности грибы хорошо видны, а так как здесь лето короткое и прохладное, то грибы никогда не бывают червивыми.

Животный мир богаче, чем растительный, так как растительной пищи мало. Здесь встречаются олени, которые питаются лишайниками, грызуны – лемминги, которые строят норы в земле, очень много птиц: уток, лебедей [2].

Характерной особенностью тундры являются болота, так как здесь очень сильная увлажненность и низкие температуры, поэтому влага не успевает испариться.

Слайд 9. Лесная зона

Лесная зона встречается на материках Евразия и Северная Америка.

В лесной зоне встречаются различные виды деревьев. Если в лесной зоне преобладают хвойные деревья (кедр, лиственница, сосна, пихта), то это зона тайги, если встречаются и хвойные и лиственные деревья (березы, осины) – это зона смешанных лесов.

В лесной зоне очень много растительности, которая служит одним животным пищей – олени, лоси, птицы, белки, бурундуки, другим жилищем и укрытием – кабаны, волки, лисы.

Деревья задерживают корнями воду при таянии снега, влагу во время дождей, поэтому здесь достаточное увлажнение и большое разнообразие растений и животных.

Слайд 10. Степная зона

Найдите на картах зону степей.

Степная зона представляет собой большие пространства травянистой растительности. Здесь очень много света, поэтому растут светолюбивые травы. В степях находятся самые плодородные почвы – черноземы, которые используются в сельском хозяйстве, поэтому почти все степные зоны распаханы людьми.

Здесь очень много грызунов, которые роют в земле норы, живут большими группами, потому что в открытом пространстве легко стать добычей хищных птиц – орлов, ястребов. Грызуны питаются злаками и другими растениями. Дрофа – птица, которая быстро бегает, также обитает в степной зоне. Здесь можно встретить змей, хомяков, а также быстро бегающих антилоп, диких лошадей.

Зона пустыни

Слайд 11

Здесь очень мало осадков, иногда осадки не выпадают в течении целого года. Растения приспособились к добыванию воды – очень длинной корневой системой, уходящей на большую глубину. Листья некоторых растений превратились в колючки, для уменьшения испарения воды.

Животные, как правило хищники – ящерицы, пауки, скорпионы, насекомые (жуки, муравьи), змеи. Животные ведут подвижный ночной образ жизни, так как раскаленный днем песок заставляет их прятаться от зноя в укрытиях, зарываться в землю.

Знаменитые «корабли пустыни» – верблюды, запасают воду в горбах и в водных мешках в желудке, способны преодолевать сотни километров без воды и еды [6].

Слайд 12. Зона саванны

На Земле нет такого места больше нигде, как в саванне, в котором встречается самое большое разнообразие хищников и травоядных. Особенностью саванн является травянистые равнины, на которых встречаются небольшие группы деревьев. Траву в больших количествах поедают насекомые, например, саранча [1]. Растительноядные животные: антилопы, слоны, жирафы, грызуны, хищники: гепард (рекордсмен по бегу), леопарды, хищные птицы. Животные травоядные проходят большие расстояния в поисках воды, держатся большими группами, многие очень быстро бегаю, чтобы спасаться от хищников [5].

Слайд 13. Зона экваториальных лесов

Экваториальные леса – это зона самого теплого и влажного климата на Земле, поэтому здесь произрастает пышная растительность, которая служит пищей и укрытием для многих животных, птиц, насекомых.

Экваториальный лес очень густой, деревьям приходится бороться за место под солнцем, поэтому гигантские деревья достигают 50 – 60 метров [1].

В лесах живут слоны, тигры, гориллы, мартышки. Очень много насекомых – термитов, муравьев. Большое разнообразие птиц, которые питаются плодами деревьев, нектаром цветов (нектарницы) [7].

Слайд 14 .

II. Работа в группах (12 минут)

– Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать и оформить всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.

Учитель раздает командам карточки с названиями природных зон.

1 команда: арктические пустыни и тундра

2 команда: лесная зона, зона пустыни, зона экваториальных лесов

3 команда: степная зона, зона саванн и редколесий,

– Каждой группе достаются свои природные зоны для исследования.

– У вас есть ваши листы-путеводители с записями, которые вам помогут, вот у нас фотографии, которые мы сделали во время путешествия.

Учитель раздает командам фотографии и рисунки животных и растений разных природных зон.

Задача каждой группы – собрать материал по своим природным зонам: внешний облик, климатические условия, представители растительного и животного мира, их приспособление к условия обитания и т.д.

Вы можете поделить природные зоны между собой, можете работать все вместе, все это по вашему усмотрению, но не забывайте, что вы одна команда и нужно друг другу помогать.

Учащиеся должны подобрать соответствующий материал, оформить его на листе А3. Очередность отчетов соответствует порядку расположения природных зон на Земле в соответствии с законом широтной зональности.

Учащиеся получают рисунки животных и растений, плакаты с фоном природных зон и начинают составлять картины природных зон из рисунков, дорисовывая, докрашивая и оформляя картину.

– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые будут демонстрировать плакаты и рассказывать об особенностях ваших природных зон. Обсудите, кто будет выступать и что необходимо сказать.

Учащиеся выбирают представителей и подготавливают их к выступлению.

Выступления команд (8 минут)

От каждой команды выходят по очереди ученики, показывают свои собранные природные зоны, рассказывает об особенностях животного и растительного мира, климате. После рассказа участники других команд могут дополнять ответ.

– Почему в разных природных зонах обитают разные животные и произрастают разные растения?

(Разные климатические условия, рельеф и т.д.)

III. Рефлексия  и вывод (3 минуты)

– Перед нашем путешествием мы ставили цели. Вспомните, ребята, зачем мы отправлялись в путешествие, с какой целью?

Ответ учащихся: рассмотреть природные зоны Земли, их животный и растительный мира, климатические особенности.

– Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?

Значит мы рассмотрели природные зоны и теперь мы знаем их особенности, можем отличить и определить их по животным и растениям, которые для них характерны.

– Как вы считаете, в какой природной зоне живем мы? (В зоне смешанных и широколиственных лесов).

– Как вы считаете, нужно ли знать особенности каждой природной зоны и для чего?

Учащиеся высказывают свое мнение и делают предположения.

– Как вы думаете, только ли растения и животные вынуждены приспосабливаться к разным природным зонам? Приспосабливаются ли к ним люди и как?

(Жилье, одежда, питание, занятие или работа)

– Действительно, чтобы жить в определенной природной зоне, необходимо знать ее особенности. Например, в северных районах нашей страны, в строительстве домов используются совсем другие технологии, по сравнению с южными районами, на юге окна часто открыты в течении всего года, а на севере в домах используют тройное остекление. Чтобы проложить дороги, газопроводы, добывать полезные ископаемые в северных районах нужно затрачивать гораздо больше денег и использовать особые материалы, так как там очень суровые климатические условия.

– А можно ли вмешиваться в дикую природу и изменять ее, не зная как все растения и животные взаимосвязаны в ней и к чему это может привести?

Нет. Прежде чем что-либо менять в природе, нужно выяснить, как это связано с животными, растениями, климатом, чтобы не нарушить всю природу.

Например, вырубая лес, мы уничтожим жилище животных и птиц, а вместе с этим и их пищу.

IV. Домашнее задание (1 минута)

Слайд 15

§ 48 49 пересказ, синквейн, кроссворды

Учитель выставляет оценки за урок всем учащимся.

Используемая литература:

  1. Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. 6 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Никитина Н.А., Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010.
  3. Мультимедиа-ресурс: 1С: Школа. Экология. Учебное пособие. 10 – 11 кл.
  4. Конспект урока «Урок-мастерская на тему: «Составление карты природных зон России: «По страницам Красной книги» rudocs.exdat.com/docs/index-364074.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку географии. Тема. «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки».

Прзентация к уроку географии. Пришлось разбить ее на 2 части . Тема.  «Путешествие натуралиста или природные зоны Южной Америки»....

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Урок географии в 7 классе. Тема: "Природные зоны Африки. Пустыни"

Урок по теме "Природные зоны Африки. Пустыни", разработан с использованием модульной технологии. Урок проводится с использованием ИКТ и показом фрагментов фильма ВВС "Дикая Африка"....

Методические материалы к уроку географии 6 класс "Путешествия и географические открытия" (презентация)

В презентации по географии для 6 класса "Путешествия и географические открытия" учащиеся знакомятся с 10 великими путешественниками и их открытиях . Показаны маршруты их путешествий....

Презентация к уроку ГЕОГРАФИИ в 8 классе "Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики".

Презентация содержит иллюстративный материал к уроку географии в 8 классе "Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики"....

презентация к уроку географии 6 класса "Путешествие в земной коре"

По теме: «Горные породы и минералы»Учебник: Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова География. Начальный курс. – М: Дрофа, 2010...

Урок географии 5 класс "Путешествие по материкам"

Технологическая карта к уроку по географии в 5 классе...