Хозяйство Урала
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Цыганова Тамара Романовна

Технологическая карта урока в 9-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.docxural9.doc141 КБ

Предварительный просмотр:

Предметная область (автор учебника): География 9 класс Население и хозяйство России

( В.П.Дронов, В.Я.Ром)

Тип урока: открытие новых знаний

класс: 9

Цель: знакомство с новым экономическим районом - Уральским

Задачи: формировать личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные действия.

1 Обучающие:

          1.Изучение особенностей Уральского экономического района.

          2.Продолжить формировать географические умения и навыки при работе с картами

Развивающие:

    Развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

 Воспитательные:

   Воспитывать у учащихся географическую культуру и эстетическое восприятие.

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Приложения

Учитель

Ученики

Организационный этап урока

Приветствие

Проверка готовности к уроку

Приветствие

Ощущение комфорта

Проверка домашнего задания

: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.

1. Этот район называют «природным амфитеатром», «здравницей», «житницей» страны. Выделяется среди других районов максимальным количеством республик в своем составе. Очень выгодное ЭГП. Району присуща политическая нестабильность. (Северо-Кавказский)

2. Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. (Волго-Вятский)

3. Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. (Северный)

 

 

4. «Автомобильный цех страны». На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед Великой отечественной войной существовала республика немцев. Острые экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский)

Как вы считаете, почему вам были предложены именно эти районы?

Готовлю к определению темы урока

Показывают №№ районов согласно карты с 180

Предлагают свои версии

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Коммуникативные:  

умение достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли

Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели

Определение темы урока, цели и задач

Значит, сегодня на уроке будем изучать Уральский экономический район

Что вы хотите узнать об этом районе? (выслушать ответы)

Что такое Урал? 

Твардовский Александр Трифонович

Урал! Опорный край державы,

Её добытчик и кузнец,

Ровесник древней нашей славы

И славы нынешней творец!

Как вы понимаете это высказывание?

Предлагают своё понимание этого вопроса.

Работа с текстом и высказывание своего мнения.

Использование доп. Текста

(сильный ученик)

Высказывают свои предложения.

Коммуникативные:   учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками,

умение достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли

 Актуализация знаний.

 Сегодня мы продолжим работу в технологии кластеров.

Что необходимо для работы?

 Определение составных частей кластеров.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.

Постановка проблемы

 Формируем команды, используем типовые планы, ищем проблемы и пути их решения и составляем по 2 вопроса в кроссворд.

Самостоятельная работа в группах с текстом

 

 

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы.

Открытие знаний.

 Представьте коллективные и индивидуальные работы  

 

Отчёты

 

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вопросы в кроссворд

Первичное

закрепление

 

Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.

В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).

Природные условия Урала в целом очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.

Вы согласны?

  

 

 

 

Поиск правильного ответа. Запись в тетради.

Отчёты «Население»

Презентация «Самоцветы Урала»

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

общеучебные – умение структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнёра.

Вопросы в кроссворд

Закрепление

 Предложен тест

 Тест

В тетрадь выписать правильные ответы.  

КЛЮЧ

1.Пермский край,2.неверно,3. С,  4.с, 5.с, 6.д ,7. Улучшалось,

8. Минеральными, 9.с

Итог урока

ответьте на вопросы:

- что нового я узнал …

- что было самым трудным …

- что понравилось…

- над чем надо работать…

высказывания детей

Коммуникативные:

умение достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли

Регулятивные:

рефлексия

Личностные:

смыслообразование

Домашнее задание

Параграфы 56-57 читать всем

на выбор: найти материал о гербах городов Урала. Или одну из проблем

 

выбирает одно задание из нескольких

Познавательные

Оцените своё участие в уроке.

Приложение №1

Состав

В состав Уральского экономического                                                ЭГП

 района входят:   Две Республики:

Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск),

 Пермский край (с 1 января 2006 года

 в результате референдума Пермская

область объединилась с Коми-Пермяцким

 автономным округом), 4 области:

 Свердловская область (Екатеринбург),

Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган)                                                        Природные ресурсы:

 и Оренбургская (Оренбург).                                                                        1.минеральные

                                                                                                        2.лесные

                                                                                                        3.водные и т.д

        

Природные условия:

Рельеф –

Климат -                                                         УЭР                                        Население

  1. Численность
  2. Плотность
  3. Е.п.
  4. Уровень урбанизации и т.д

Приложение №2

Тест

Вопрос 1

Какой регион Урала ранее состоял из двух субъектов Федерации?

Ответ:

Вопрос 2

Нехватка водных ресурсов на Урале объясняется малым количеством рек.

Выберите один ответ:

Верно

Неверно

Вопрос 3

Укажите субъект РФ, входящий в Уральский район, на территории которого нет Уральских гор.

Выберите один ответ:

A. Челябинская область

B. Пермский край

C. Курганская обл

D. Башкирия

E. Свердловская область

Вопрос 4

Из полезных ископаемых в Предуралье преобладают

Выберите один ответ:

A. асбест и строительные материалы

B. руды черных и цветных металлов

C. нефть, газ и соли

Вопрос  5

Какая из руд не добывается в Уральском районе?

Выберите один ответ:

A. медная

B. алюминиевая

C. оловянная

D. железная

Вопрос 6

Какой регион не входит в состав Уральского экономического района?

Выберите один ответ:

A. Курганская область

B. Оренбургская область

C. Челябинская область

D. Кировская область

E. Свердловская область

Вопрос  7

На протяжении истории экономико-географическое положение Уральского района

оставалось неизменным.

улучшалось.

ухудшалось.

Вопрос  8

Урал наиболее богат ресурсами:

почвенными

лесными

минеральными

водными

Вопрос  9

Выделите проблему, характерную для Уральского района

Выберите один ответ:

A. нехватка трудовых ресурсов

B. отсутствие топливных ресурсов

C. истощение запасов сырья для черной металлургии

D. слабая транспортная освоенность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 9 классе "Урал. Хозяйство"

Урок-проект. Подробный конспект урока и презентация. По данным статистических таблиц изготовляются пунсоны городов Пермь, Екатеринбург. Челябинск, Ижевск....

Урок географии в 9 классе "Урал: освоение территории и хозяйство"

Изучение экономического развития районов России предполагает повторение ранее изученного материала и включения его в подготовку к ГИА. Поэтому на уроках географии в 3 четверти мною используетс...

Презентация к уроку "Этапы развития и современное хозяйство Урала"

Презентация к уроку "Этапы развития и современное хозяйство Урала"...

Технологическая карта урока. 9 класс. География. Тема: "Хозяйство Урала". С учетом ФГОС.

Урок практикум.  Изучения нового материала. УМК линии учебников под редакцией И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. География: География России. Природа. Население. Х...

Урал – географическое положение, состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство 9 класс

Тема урока "Урал – географическое положение, состав, природные условия и ресурсы, население и хозяйство"Задачи:Сформировать знания об Уральском экономическом районе.Расширить представл...

Урок географии в 9 классе Урал: освоение территории и хозяйство.

Урок географии в 9 классе Урал: освоение территории  и хозяйство....

Урал: население и города. Урал: освоение территории и хозяйство.

Разработка дистанционного урока. 9 класс. по теме "Урал население и города.. Урал освоение территории и хозяйство"...