Урок географии в 9 классе Урал: освоение территории и хозяйство.
учебно-методический материал по географии (9 класс)
Урок географии в 9 классе Урал: освоение территории и хозяйство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урал: освоение территории и хозяйство. | 160 КБ |
Ссылка на презентацию к уроку | 10.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Королева Т. В. , учитель
географии 1 категории.
География 9 класс
Тема: Урал: освоение территории и хозяйство
Цель:
- Создать условия для усвоения учащимися знаний об освоении территории и хозяйстве Урала,
- Помочь обучающимся установить зависимость специализации экономического района от географических особенностей территории.
Задачи
- Обеспечить усвоение знаний обучающимися о специализации хозяйства Урала, истории его становления.
- Помочь учащимся осознать причины, обусловившие развитие на Урале металлургии, машиностроения, атомной энергетики.
- Содействовать развитию у школьников умений сравнивать Урал другими экономическими районами, находить сходства и различия.
- Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования дополнительных материалов, формулировать выводы, объяснять факты, выявляемые в ходе исследования;
- Способствовать формированию ИКТ-компетентности обучающихся; их познавательного интереса, организуя работу с разнообразными электронными ресурсами.
Основное содержание темы, термины и понятия:
Уральский район: особенности ЭГП, этапы освоения, особенности территориальной структуры хозяйства, специализация района. География важнейших отраслей хозяйства.
Планируемы результаты
Личностные
- основы социально-критического мышления;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к особенностям использования природных ресурсов на Урале;
- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
Метапредметные
Познавательные
Умение
- устанавливать причинно-следственные связи осуществлять сравнение и классификацию объектов;
- объяснять процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте);
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: таблицы, контурные карты.
- оценивать утверждения, исходя из своих представлений об изучаемой проблеме;
- на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостаточность информации для формулирования выводов, находить пути восполнения этих пробелов;
- соблюдать нормы информационной культуры;
- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
- формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;
Регулятивные:
Умение:
- планировать пути достижения целей;
- самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
- прогнозировать будущие события и развитие процесса;
- проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
Коммуникативные
Умение:
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
Предметные
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
Знание:
- Уральский район: особенности ЭГП;
- этапы освоения;
- особенности территориальной структуры хозяйства;
- специализация района;
- география важнейших отраслей хозяйства.
- проблемы района
В ценностно-ориентационной сфере:
- понимание причин, обусловивших особенности специализации Уральского района;
- осознание причин и последствий закрытия градообразующих предприятий на Урале;
В сфере географической деятельности:
Умение:
- осуществлять сравнение Уральского района с другими районами страны;
- анализировать факторы, определяющие географические различия в специализации районов;
- использовать знания о природных ресурсах для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
- оценивать ситуацию на рынке продукции металлообработки и машиностроения и её динамику (для наиболее подготовленных обучающихся).
Организация образовательного пространства
Оборудование
Мультимедийный проектор, персональный компьютер на двух обучающихся, выход в интернет.
Ресурсы
Учебник географии, атлас по географии для 9 класса.
Интернет-ресуры:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральский_экономический_район#Отрасли_специализации
информация по субъектам, входящим в Уральский экономический район:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкортостан#Промышленность
https://ru.wikipedia.org/wiki/Курганская_область
https://ru.wikipedia.org/wiki/Оренбургская_область
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермский_край
https://ru.wikipedia.org/wiki/Свердловская_область
https://ru.wikipedia.org/wiki/Удмуртия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Челябинская_область
Межпредметные связи
История:
Ускоренное строительство социализма: модернизация промышленности
Советский тыл в Отечественной войне: наука, промышленность, культура - фронту!
Химия:
Свойства алюминия
Применение алюминия и его сплавов
Применение железа и его сплавов
Расчёты массы металлов, полученных из руд, содержащих примеси
Обобщение темы "Химия металлов"
Расчеты массы полученного вещества, если известно содержание примесей в исходном веществе
Формы работы
В паре (П).
Индивидуальная (И).
Групповая (Г).
Фронтальная (Ф).
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
I этап. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
Цель:
- Актуализировать имеющиеся:
- знания об Уральских горах, Уральском экономическом районе, их местоположении, природных богатствах;
- умения работать с картами атласа, электронными источниками информации.
Учитель:
раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;
сообщает о значимости содержания урока и характере работы обучающихся.
Актуализация субъектного опыта обучающихся
Учитель:
Проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам:
- Какие черты географического положения характерны для Уральского экономического района? ЭГП района, транспортно-географическое положение района.
- Какие полезные ископаемые добываются на Урале?
- Какие субъекты РФ входят в состав Уральского экономического района?
- В чем различие: Уральский экономический район и Уральский Федеральный округ с точки зрения входящих в эти понятия регионов России? Какие субъекты РФ входят и в Уральский экономический район и в состав Уральского Федерального округа?
- По карте Федеративное устройство России определите: в какие Федеральные округа входят субъекты Уральского экономического района.
- Есть ли на Урале города-миллионеры?
- Какое население: городское или сельское преобладает в Уральском экономическом районе? Почему?
- Объясните термин: градообразующее предприятие?
II этап Учебно-познавательная деятельность
Цель
- Создать условия для усвоения учащимися знаний об освоении территории и хозяйстве Урала,
- Организовать деятельность учащихся с текстом учебника по нахождению нужной информации для ответа на поставленные вопросы Изучение нового материала
План изучения нового материала на доске:
- Как Урал стал крупнейшим металлургическим районом России и мира?
- Как был преодолен кризис уральской металлургии?
- Какую роль сыграл Урал в годы Великой Отечественной войны?
- Какова роль Урала в создании атомного щита России?
- Какова современная специализация хозяйства Урала?
- Каковы проблемы Уральского экономического района?
Учитель:
Мы с вами уже много знаем об Урале и Уральском экономическом районе. В плане нашего урока есть ряд вопросов, на которые нам нужно сегодня найти ответы: Играем в игру «Что? Где? Когда?»
Сейчас мы с вами поделимся на 4 команды знатоков, по числу вопросов, вытянем по жетону с номером команды и номером вопроса и каждая команда через 2 минуты даст нам правильный ответ на свой вопрос. А в результате – все мы узнаем очень много нового и интересного. (Жеребьевка под музыку)
Подсказка: Ответы на все эти вопросы есть в учебнике: п. 45 стр. 169-172.
- Как Урал стал крупнейшим металлургическим районом России и мира?
- Как был преодолен кризис уральской металлургии?
- Какую роль сыграл Урал в годы Великой Отечественной войны?
- Какова роль Урала в создании атомного щита России?
Гонг, время пошло.
Каждая команда по истечении времени озвучивает свой вопрос и дает на него ответ (по очереди).
III этап Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Цель:
- Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования различных материалов об особенностях экономического развития субъектов РФ, входящих в Уральский экономический район.
- Помочь обучающимся установить зависимость специализации экономического района от географических особенностей территории.
- Организовать деятельность учащихся с интернет-ресурсами, другими источниками информации по выявлению и определению специализации Уральского экономического района; сравнению его с другими экономическими районами России.
Учитель:
Возникает вопрос: при богатстве недр, преобладании городского населения, при выгодном экономико-географическом положении, при богатой истории на чём же в современных условиях специализируется Уральский экономический район? Каково хозяйство Урала и какова его специализация?
Чтобы ответить на этот вопрос давайте для начала вспомним: что такое специализация? ()
Задание 1
Сейчас вы, разделившись на 6 групп, (Г) проведёте собственное исследование по специализации каждого субъекта РФ, входящего в состав Уральского экономического района: у вас есть необходимые источники информации: учебник, карты атласа, дополнительная литература, есть ссылки на источники интернет ресурсов. В процессе изучения этих источников вы заполняете в общей таблице столбец вашего субъекта РФ у себя и 1 человек от группы, вы его определите, заполнит такой же столбец в таблице на доске, аргументируя все написанное. Так у нас заполнится вся таблица. И вы перенесете все данные каждый в свою таблицу.
Задание понятно? Если что-то не понятно, спрашивайте, уточняйте. На выполнение группового задания – 5 минут.
Специализация Уральского экономического района:
информация по субъектам, входящим в Уральский экономический район:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкортостан#Промышленность
https://ru.wikipedia.org/wiki/Курганская_область
https://ru.wikipedia.org/wiki/Оренбургская_область
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермский_край
https://ru.wikipedia.org/wiki/Свердловская_область
https://ru.wikipedia.org/wiki/Удмуртия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Челябинская_область
Пермский край, Пермь | Свердловс-кая область, Екатеринбург | Челябинс-кая обл., Челябинск | Оренбургская обл., Оренбург | Курганс-кая обл., Курган | Республ. Удмуртия, Ижевск | Республ. Башкортостан, Уфа |
Нефтяная промышленность, |
| Нефтяная промышленность |
| Нефтяная промышленность | ||
химическая промышленность | Химическая промышленность | Химическая промышленность | Химическая промышленность | химическая промышленность, | ||
нефтехимия | нефтехимия | нефтехимия | ||||
чёрная металлургия | чёрная металлургия Обогащение и железной руды | Черная металлургия | Черная металлургия | |||
Цветная металлургия | ||||||
Передельная металлургия | Передельная металлургия | Передельная металлургия | ||||
машиностроение | машиностроение | |||||
деревообрабатывающая промышленность | ||||||
Пищевая промышленность | Пищевая промышленность | Пищевая промышленность | Пищевая промышленность | Пищевая промышленность | ||
Легкая промышленность | Легкая промышленность | |||||
обогащение урана | Атомная промышленность | Добыча урана | ||||
Сельское хозяйство | Сельское хозяйство | Сельское хозяйство | Сельское хозяйство | Сельское хозяйство | ||
туризм | Туризм | Туризм | Туризм | |||
Задание 2 Обсудите в группе и сделайте выводы о том, на каких отраслях специализируется хозяйство изучаемого вами субъекта РФ, выделите при этом самые значимые 3-4 отрасли. Запишите полученный результат, сделав вывод. Вывод по субъекту РФ: (назвать 3-5 отрасли специализации) | ||||||
Пермский край специализируется на: нефтяной промышленности, химической промышленности, лесопромышленном комплексе, металлургии, машиностроении | ||||||
Свердловская область специализируется на: металлургии, машиностроении, химической промышленности, обогащении урана. | ||||||
Челябинская область специализируется на: металлургии, машиностроении, химической промышленности, атомной промышленности, пищевой промышленности. | ||||||
Оренбургская область специализируется на: нефтяной промышленности, нефтехимии, металлургии, машиностроении, сельское хозяйство (дает сырье для пищевой и легкой промышленности) | ||||||
Курганская область специализируется на: добыче урана, металлургии, машиностроении, химической промышленности и сельском хозяйстве. | ||||||
Республика Удмуртия специализируется на: металлургии, машиностроении, лесозаготовках и деревообрабатывающей промышленности. | ||||||
Республика Башкортостан специализируется на: добыче и переработке нефти, машиностроении, деревообрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве. |
Задание 3: (И)
Нанесите на контурную карту центры субъектов РФ, входящих в состав Уральского экономического района, покажите специализацию каждого из 6 субъектов РФ.
Задание 4: (Ф) Обсудить с классом и сделать выводы о специализации всего Уральского экономического района, определив самые важные и значимые отрасли, получившийся ответ сформулировать в виде вывода. Вывод записать в тетрадь.
Вывод об отраслях специализации Уральского экономического района: Уральский экономический район специализируется на
металлургии (черной, цветной, передельной), машиностроении, добыче и переработке нефти, химической промышленности, заготовке и переработке древесины, сельском хозяйстве, поставляющем сырье для пищевой и легкой промышленности, добыче и обогащении урана, атомной промышленности. В последнее время в районе активно развивается туризм.
Исследование завершено, выводы сделаны! А правильные ли они?
Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть ваши выводы, я приглашаю вас на фотоэкскурсию по Свердловской, Челябинской областям и Пермскому краю (фото июль 2007 года автор фото Королева Т.В.) Пока мы путешествуем, вы вспомните
что такое: металлургическая база, обогащение, комбинат, передельная металлургия.
Блиц опрос после просмотра фото: что такое: металлургическая база, обогащение, комбинат, передельная металлургия.
Как вы думаете: при такой нагрузке на район существуют ли здесь какие-либо проблемы? Может быть вы увидели эти проблемы во время нашего фото путешествия? Давайте попробуем их назвать….
1.Загрязнение воздуха, почвы выбросами металлургии и химической промышленности ____________________________________________________
2. Не хватает воды, в том числе и питьевой _______________________________
3.Отчуждение земель под терриконами, карьерами _____________________
4. Радиоактивное загрязнение воды и почвы___________________
5._____________________________________________________
6. ____________________________________________________
Этап IV. Диагностика качества освоения темы
Цель
Установить степень усвоения темы «Урал: освоение территории и хозяйство».
У каждого есть карточка с заданием: продолжи предложение:
- Соликамск – это________________________________________
- Нижний Тагил – это_____________________________________
- Златоуст – это__________________________________________
- Пермь – это___________________________________________
- Ижевск – это___________________________________________
- Курган – это___________________________________________
- Челябинск – это________________________________________
- Екатеринбург – это_____________________________________
2 варианта проведения:
- Устный фронтальный опрос, вопрос всему классу - ответ по поднятой руке (при недостатке времени)
- Обучающиеся дописывают предложения, учитель предлагает обменяться карточками с соседом по парте. Затем по просьбе учителя все желающие озвучивают предложения и все вместе решают правильное или не правильное получилось суждение. Если правильно, карандашом ставим «+».
V этап. Рефлексивная деятельность
Цель:
Научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности.
(И) у каждого карточка
Задание (самооценка). Ответьте на вопросы:
1. Я легко справился (лась) с заданиями (подчеркни):
а) на основе работы с материалами учебника;
б) с работой в интернет-ресурсах;
в) требующими определения причинно-следственных связей;
2. Какие задания вызвали у тебя затруднения?
а) трудностей не было;
б) трудности были (перечислите какие)
______________________________________________________________
3. Как ты поступил (а) в этом случае? Обратился за помощью …..
а) к товарищу
б) к учителю
в) нашел иной выход (укажи какой)
_______________________________________________________________
Учитель:
Ребята, как вы считаете, кто сегодня работал весь урок на «отлично»?
Кто из вас работал на «хорошо»?
Кто из вас считает, что сегодня он заработал оценку «3»?
Если вы согласны с мнением класса, то можете выставить данную оценку себе в дневник, а дневник подать мне на подпись.
Домашнее задание:
Повторить материалы темы по учебнику.
§45 «Урал: освоение территории и хозяйство». Ответить на вопросы к параграфу 1-5.
Для желающих повысить сегодняшний результат или получить ещё одну оценку «5» предлагаю выполнить задание 7 или 8 по выбору.
Литература и сайты
1. География 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Алексеев А.И. и др – 7-е изд. Перераб. – М. Просвещение, 2019 239 с.: ил. Карт. – Полярная звезда.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения: основная школа.
3. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы:
Интернет-ресуры:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Уральский_экономический_район#Отрасли_специализации
информация по субъектам, входящим в Уральский экономический район:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Башкортостан#Промышленность
https://ru.wikipedia.org/wiki/Курганская_область
https://ru.wikipedia.org/wiki/Оренбургская_область
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пермский_край
https://ru.wikipedia.org/wiki/Свердловская_область
https://ru.wikipedia.org/wiki/Удмуртия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Челябинская_область
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока в 9 классе "Урал. Хозяйство"
Урок-проект. Подробный конспект урока и презентация. По данным статистических таблиц изготовляются пунсоны городов Пермь, Екатеринбург. Челябинск, Ижевск....
Урок географии в 9 классе "Урал: освоение территории и хозяйство"
Изучение экономического развития районов России предполагает повторение ранее изученного материала и включения его в подготовку к ГИА. Поэтому на уроках географии в 3 четверти мною используетс...
Методическая разработка к уроку географии 9 класс «Урал. Своеобразие природы, геологическое строение и рельеф»
-познакомить с природой, геологическим строением и рельефом Урала. -расширить знания о возрожденных горах, асимм...
урок географии 11 класс. Хозяйство стран Западной Европы.
модульный урок....
Урал: население и города. Урал: освоение территории и хозяйство.
Разработка дистанционного урока. 9 класс. по теме "Урал население и города.. Урал освоение территории и хозяйство"...
Методическая разработка урока географии 8 класс на тему "Своеобразие природы Урала".
Методическая разработка урока по географии 8 класс, автор учебник И.И.Баринов издательство Дрофа 2018 год ( соответствует ФГОС )....
Методическая разработка. Технологическая карта урока географии 8 класс на тему: Освоение и изучение территории России.
Технологическая карта составлена по УМК "Сфера" география 8 класс. Цель урока: Оценить вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России.З...