Рабочая программа по географии 6 класс, А.И.Алексеев
календарно-тематическое планирование по географии (6 класс) на тему

Щурова Александра Николаевна

Предмет: География.

Класс: 6 класс.

Курс ориентирован на усвоение учащимися:

- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на земле и жизнедеятельности человека;

-опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства.

Количество часовза год: 34  часов,    в неделю: 1 час  

 Программное обеспечение:

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения).

 - Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.

Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина,  В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6 класс122.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Частное Общеобразовательное Учреждение "Школа "СТУДИУМ" 

«Рассмотрено»

заседании методического объединения

учителей__________________________

Протокол № ____ от «___»___________201___г.

Руководитель МО

____________/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР  

____________/                          /

от  «___»____________201___г.

«Утверждаю»

Генеральный директор  

____________/                       ./

Приказ № _____ от «___»___________201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии для 6 класса

1 час в неделю (всего 34 часа)

Автор — составитель:

учитель географии и биологии

Щурова Александра Николаевна

2016-2017 уч. год

Санкт-Петербург

           

Пояснительная записка.

Предмет: География.

Класс: 6 класс.

Курс ориентирован на усвоение учащимися:

- общечеловеческих ценностей, связанных со значимостью географического пространства для человека, с заботой, сохранением окружающей среды для жизни на земле и жизнедеятельности человека;

-опыта человечества через освоенные им научные общекультурные достижения (карты, путешествия, наблюдения, традиции, современная информация, техника и т.д.), способствующие изучению, освоению, сохранению географического пространства.

Количество часовза год: 34  часов,    в неделю: 1 час  

 Программное обеспечение:

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения).

 - Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2011.

Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина,  В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

В соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет география как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Важной целью курса является организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, получение возможности научиться ориентироваться в географическом пространстве.

Цель: Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира их необходимости для решения современных задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования,  развитие универсальных учебных действий у обучающихся (УУД).

Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.

Учебно-тематическоее планирование.   Класс- 6

Количество часов в год – 34.

В неделю – 1 час.

Плановых контрольных работ  - , зачётов - , тестов - .

Планирование составлено на основе программы География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения).

 - Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2015.

Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина,  В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

Название разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретических

практических

1

Гидросфера

11

9

2

2

Атмосфера

10

8

2

3

Биосфера

3

2

1

4

Географическая оболочка Земли

6

5

1

Повторение

4

4

Итого

34

28

6

Содержание тем учебного курса по географии 6 класс.

Всего 34 часов (1 час в неделю)

Тема 1. Гидросфера  -  (11ч).

Состав и строение гидросферы.   Части гидросферы : Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе.  Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы.  Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане   Речная система. Питание и режим рек.

Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот.  Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».

Практические работы.

1. Описание реки и озера по плану. № 2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. (15 мин) . № 3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли. (15 мин) .№ 4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.

Тема 2. Атмосфера - (10 ч).

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха.  Части атмосферы.

Тепло в атмосфере.  Атмосферное давление.  Ветер.  Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.

Климат   и   климатические   факторы.  Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».

Практические работы.

5. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.  № 6. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра. (15 мин).  №7. Построение и анализ розы ветров. № 8. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей. №9. Анализ погоды на   ближайшие два-три дня. (15 мин).

 Тема 3. Биосфера - (3 ч)

 Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.

Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».

Практические работы.

10. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. №11. Описание одного растения или животного своей местности. (15 мин).

Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч)

Понятие «географическая оболочка».  Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт».  Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».

Практические работы.

12. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах». Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

Повторение - (4 час)

Анализ физической карты мира

Решение задач по карте

Анализ физической карты России

Решение задач по физической карте России.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Предметные:

Выпускник 6 класса  научится:

1.  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать,  обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5.  выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

8.  различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9.  использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10.  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11.  оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник 6 класса  получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

 2.  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3.  читать географические карты;

4.  создавать простейшие географические карты различного содержания;

5.  моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

6.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

7.  воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

8.  создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

9.  самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными  географическими объектами и  населением Земли.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно  оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально  оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
  9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;
  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  2.   Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;
  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  11.  Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  12.  Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

     13) Формирование ответственного отношения к учению.

     14) Формирование основ экологической культуры.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения).

 Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2015.

Учебник: География 5 – 6 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина,  В. В. Николина и др.): М.: М.: Просвещение, 2015 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВНИЕ

урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Практические работы

Использование ИКТ

Примечание

1

Тема. Гидросфера.

Состав и строение гидросферы

11

5-9.09

2

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе.

12-16.09

3

Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы.

19-23.06

4

 Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана.

26-30.09

5

Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане

3-7.10

6

Воды суши. Реки – артерии Земли.

10-14.10

1. Описание реки и озера по плану

7

Речная система. Питание и режим рек.

17-21.10

2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира. (15 мин)

8

Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот.  

24-28.10

3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли (15 мин).

9

Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле.

7-11.11

10

Охрана гидросферы.

14-18.11

4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.

11

Обобщение по теме «Гидросфера».

21-25.11

12

 Тема. Атмосфера

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

10

28.11-2.12

13

Части атмосферы.

5-9.12

5. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

14

Тепло в атмосфере.

12-16.12

 № 6. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра (15 мин).  

15

Атмосферное давление.

19-23.12

16

Ветер.

9-14.01

7. Построение и анализ розы ветров погоды на   ближайшие два-три дня (15 мин).

17

Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность.

16-20.01

18

Облака и их виды. 

23-27.01

19

Погода.

Климат   и   климатические   факторы

30.01-3.02

8. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

20

Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. 

6-10.02

 №9. Анализ погоды на   ближайшие два-три дня (15 мин).

21

Обобщение по теме «Атмосфера».

13-17.02

22

Тема 3. Биосфера.

Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли

3

20-24.02

10. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли. №11. Описание одного растения или животного своей местности (15 мин).

23

Почва как особое природное образование.

27.02-3.03

 №11. Описание одного растения или животного своей местности (15 мин).

24

Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера»

6-10.03

25

Тема 4. Географическая оболочка Земли

Понятие «географическая оболочка».

6

13-17.03

26

 Понятие «природный комплекс».

20-24.03

27

Свойства географической  оболочки.

3-7.04

28

Природные зоны — зональные природные комплексы. 

10-14.04

12. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».  Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

29

Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт

17-21.04

30

 Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли

24-28.04

31

Повторение

Анализ физической карты мира

4

1-5.05

32

Решение задач  по картам мира

8-12.05

33

Анализ физической карты России

15-19.05

34

Решение задач по физической карте России

22-26.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 9 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 10 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещени...