Австралия - план урока
методическая разработка по географии (7 класс) на тему
Применить освоенные знания при решении практической задачи. Составление характеристикиАвстралии на основе:
- знаний о своеобразии и неповторимости самого маленького материка
- понимания взаимосвязи географического положения и природы материка
- умения составлять характеристику географического положения и природы материка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Австралия-план урока | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
География, 7 класс. Тема «Австралия» (5ч)
Давтян А.М., учителя ГБОУ СОШ N4 Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга
Цель изучения темы: Применить освоенные знания при решении практической задачи (составление характеристики Австралии) на основе:
- знаний о своеобразии и неповторимости самого маленького материка, раскрыть причины этого своеобразия
- понимания взаимосвязи географического положения и природы материка
- умения составлять характеристику географического положения материка
Планируемый результат освоения темы
Личностный:
- проявлять интерес к учебной теме
- проявлять творческий подход при выполнении задания
Метапредметный:
Регулятивные умения: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебные проблемы, устанавливать последовательность действия по выполнению задания.
Коммуникативные умения: взаимодействовать, организовывать учебное сотрудничество, адекватно отвечать на поставленный вопрос, участвовать в диалоге.
Познавательные умения: устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, сопоставлять информацию, переводить ее в разные формы.
Предметный:
Раскрывать особенности природы Австралии, развивать умение работать с картами, климатограммами, производить расчеты протяженности материка, показывать взаимосвязь компонентов природы.
Содержание темы
Блок А. Географическое положение. История открытия (2ч)
Блок Б. Природа (2ч)
Блок В. Население (1ч)
Материалы к уроку:
- Учебник (В.А. Коринская, И.В. Душина)
- Атлас с контурными картами
- Рабочая тетрадь
- Презентация к уроку
- Видеофильм
- Электронное приложение
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в паре, в группе.
Технология освоения темы- Технология развивающего обучения
Учебные задания
I этап. Самоопределение к деятельности
Ситуативное задание:
Чтение отрывка из книги Ж.Верна «Дети капитана Гранта» (монолог Паганеля).
«…Этот край самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, растения, животные, климат - все это удивляло, удивляет и еще удивит ученых всего мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн ни своей центральной частью, краями, как какое-то гигантское кольцо – материк; в середине которого есть наполовину испарившееся внутреннее море, где реки с каждым днем все больше и больше высыхают, где нет влаги, ни в воздухе, ни в почве, где деревья ежегодно теряют не листья, а кору; где листья обращены к солнцу не поверхностью, а ребром и не дают тени…
Самая причудливая, самая нелогическая страна из всех когда-либо существовавших»
Составьте характеристику Австралии вместо Паганеля. Можете ли вы исправить высказывания Паганеля, не изучая тему?
II этап. Учебно-познавательная деятельность
Демонстрация видеофильма об Австралии.
Блок А. Географическое положение. История открытия.
Задание 1. Постарайтесь запомнить уникальные факты об Австралии. Так какой он самый…, самый…?
Задание 2. Определите ГП Австралии.
Задание 3. Сравните ГП Австралии и Африки и определите их общие и отличительные черты.
Задание 4. Дополните недостающие данные в таблице.
Задание 5. Произведите расчеты протяженности материка. Сделайте вывод об этих величинах.
Задание 6. Охарактеризуйте береговую линию. Покажите моря, заливы, проливы, полуострова, острова у берегов Австралии.
Задание 7. Может быть, мы зря вначале определили ГП? Может быть, нам стоило сразу изучать природу.
Задание 8. Почему открытие Австралии начиналось с ее северного, южного и юго-восточного побережья, а не с восточного?
Задание 9. Кто и когда открыл Австралию?
Задание 10. По тексту и картосхеме учебника определите какие еще имена связаны с историей открытия Австралии.
Задание 11. Составьте маршрутную карту их путешествия.
Задание 12. Какое значение имело открытие Австралии для европейцев, для аборигенов?
Диагностика освоения содержания темы «Географическое положение. История открытия»
Вариант I.
- Определите по карте координаты мыса Йорк:
А) 11° ю.ш. 143° в.д.
Б) 9° ю.ш. 143° з.д.
В) 143° ю.ш. 11° в.д.
Г) 157° ю.ш. 11° з.д.
2. Какой залив омывает берега Австралии с юга?
А) Большой Австралийский
Б) Большой Барьерный
В) Карпентария
Г) Байрон
3. Остров Тасмания находится:
А) около северо-восточной окраины материка
Б) около юго-восточной окраины материка
В) к севру от материка
Г) к юго-западу от материка
4. Назовите путешественников, имена которых связаны с открытием и освоением Австралии:
А) Ф. Магеллан
Б) Х. Колумб
В) А. Тасман
Г) Дж. Кук
5. В контурной карте укажите цифрами
1) мыс Йорк
2) мыс Стип-Пойнт
3) Коралловое море
4) остров Тасмания
5) остров Новая Гвинея
6) река Дарлинг
7) озеро Эйр
8) залив Карпентария
9) Большой Водораздельный хребет
10) Басов пролив
Вариант II.
- Определите по карте координаты мыса Стип- Пойнт:
А) 113° ю.ш. 26° в.д.
Б) 26° ю.ш. 113° в.д.
В) 9° с.ш. 143° з.д.
Г) 157° ю.ш. 11° з.д.
2. Какой остров расположен у северных берегов Австралии?
А) Тасмания
Б) Новая Гвинея
В) Кенгуру
Г) Новая Зеландия
3. Крайними точками Австралии являются:
А) мыс Йорк на севере и мыс Байрон на востоке
Б) мыс Стип – Пойнт на западе и мыс Байрон на юге
4. Определите верные утверждения:
А) первыми открыли Австралию голландцы
Б) Дж. Кук в XVII в. исследовал восточное побережье Австралии
В) голландец А. Тасман открыл и исследовал северное и северо – западное побережья Австралии
Г) Австралия была открыта экспедицией Васко да Гамы
5. В контурной карте укажите цифрами:
1) мыс Юго-Восточный
2) мыс Байрон
3) Тасманово море
4) остров Новая Зеландия
5) Большой Барьерный риф
6) река Муррей
7) Большой Австралийский залив
8) Центральная низменность
9) Большая пустыня Виктория
10) Торресов пролив
Блок Б. Природа
Задание. Послушайте, как описал Австралию один из поэтов. Попытайтесь объяснить каждую строчку этого стихотворения.
Австралия – страна наоборот.
Она располагается над нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами;
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды.
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Задание 1. Пользуясь физической картой, опишите рельеф Австралии.
Задание 2. Определите и назовите черты сходства и различий рельефа Австралии и Африки.
Задание 3. В каких климатических поясах находится Австралия?
Задание 4. Почему Австралия является самым сухим материком?
Задание 5. Назовите реки и озера Австралии. Что такое «крик»?
Задание 6. Докажите зависимость питания рек от климата.
Задание 7. Что такое «скреб»? Где он встречается?
Задание 8. В чем выражается примитивность фауны Австралии?
Задание 9. Почему в Австралии много эндемиков?
Задание 10. Как бы изменился климат материка, если Большой Водораздельный хребет находился на западе материка?
Диагностика освоения содержания темы «Природа»
Вариант I
- Заполните пропуски в предложениях:
- «Большой Водораздельный хребет протягивается…»;
- «Самая высокая вершина Австралии- … . Ее высота … м»:
А) с севера на юг
Б) с запада на восток
В) гора Брус
Г) гора Косцюшко
Д) 2228 м
Е) 1236 м
2. Определите верное утверждение:
А) богатство полезных ископаемых Австралии объясняется исключительно разнообразным строением земной коры
Б) месторождения металлов приурочены к осадочному чехлу Австралийской платформы
В) богатые месторождения руд металлов расположены в пределах Австралийской платформы
3. Крики – это:
А) пересыхающие реки
Б) пересыхающие озера
В) болота
Г) заросли кустарника
4. Условная линия, положение по обе стороны от которой обусловливает засушливость климата материка, - это:
А) экватор
Б) Южный тропик
В) Южный полярный круг
Г) меридиан 180°
5. Эндемик Австралии – это:
А) собака динго
Б) утконос
В) дикий кролик
Вариант II
- Определите верные утверждения:
А) вершина Большого Водораздельного хребта покрыта круглый год вечными снегами
Б) Большой Водораздельный хребет наибольших высот достигает на юге
В) в Австралии два действующих вулкана
Г) в Австралии нет действующих вулканов
Д) Австралия отличается богатством недр
- По мере продвижения в глубь Австралии количество осадков:
А) быстро уменьшается
Б) увеличивается
В) не изменяется
Г) остается большим
- Определите группу географических объектов, отражающих внутренние воды Австралии:
А) Муррей, Дарлинг, Большой Барьерный риф
Б) Муррей, Дарлинг, Эйр
- Какие природные зоны занимают значительную часть австралийского материка?
А) саванны и полупустыни
Б) саванны и вечнозеленые леса
В) широколиственные леса и степи
5. Установите соответствие между описанием животного – обитателя региона, и его названием:
1) хищник, не являющийся коренным обитателем материка
2) лазающее сумчатое древесное млекопитающее, употребляющее в пищу листья эвкалипта
3) сумчатый грызун, обитатель австралийских саванн
4) бегающая птица, родственник эму, питается плодами и семенами деревьев
5) яйцекладущее млекопитающее, обитает по берегам водоемов, передняя часть лица вытянута в плоский клюв
А) утконос
Б) казуар
В) динго
Г) коала
Д) вомбат
Блок В. Население
Задание 1. Какие были основные занятия у аборигенов?
Задание 2. Определите, о каком австралийском городе идет речь:
Этот город – один из крупнейших в Австралии. Его часто сравнивают с Сан – Франциско. Достопримечательность города – стальная арка подвесного моста и здание оперного театра в виде колонии сросшихся ракушек. Основанный в 1778 году английскими колонистами, город был назван в честь английского министра внутренних дел и колоний.
Задание 3. Объясните, почему население неравномерно размещается на материке?
Задание 4. Почему аборигены не оказали какого – либо существенного противостояния колонизаторам?
Задание 5. Назовите самые крупные города Австралии.
Задание 6. Укажите главные особенности хозяйства Австралийского Союза.
Задание 7. Жители Австралии справедливо гордятся не только самым лучшим, но и самым старым, например старейшим городом, старейшим университетом. Сравните, что значит старый в Австралии и старый в Европе, в России.
Диагностика освоения содержания темы «Население»
Вариант I
- Аборигены Австралии заселяют преимущественно:
А) центральную часть материка
Б) восточную часть материка
В) юго – западную часть материка
Г) города на побережьях материка
2. На гербе Австралии изображены:
А) страус эму и кенгуру
Б) попугай и кенгуру
В) утконос и кенгуру
3. Что занимает ведущее место в сельском хозяйстве Австралии?
А) разведение верблюдов
Б) овцеводство
В) разведение крупного рогатого скота
Г) овощеводство
4. В настоящее время в центре материка и в других районах ( кроме северо- запада) появились новые населенные пункты. Это связано:
А) с изменением климата
Б) с добычей полезных ископаемых
В) с благоприятными климатическими условиями этих территорий
- Прошлое население прибыло в Австралию в основном из:
А) Германии и Италии
Б) Греции и Польши
В) Великобритании и Ирландии
Г) стран Юго- Восточной Азии
Вариант II
- Определите верные утверждения:
А) основная часть населения Австралии проживает на юго-востоке материка
Б) численность населения Австралии более 100 млн. чел.
В) Австралия – страна с низким уровнем экономического развития
Г) потомки первых переселенцев из Европы и иммигранты из других стран составляют большинство населения.
- Большинство жителей Австралии составляют:
А) маори
Б) англо- австралийцы
В) австралийцы- аборигены
Г) пигмеи
- Ведущее место в сельском хозяйстве Австралии занимает разведение:
А) кроликов
Б) свиней
В) овец
Г) крупного рогатого скота
- Кто с конца XVIII века заселял и осваивал Австралию?
А) голландцы
Б) англичане
В) испанцы
Г) португальцы
5. На австралийских монетах изображены:
А) ехидна
Б) утконос
В) лирохвост
Г) кенгуру
III Этап. Улучшенное действие
Самостоятельно дайте характеристику природы Австралии, используя типовые планы, карты, атласы.
Выделите в монологе Паганеля правду и вымысел об Австралии.
Предложите 5-6 сюжетов, отражающих самые интересные и значительные объекты и явления в местах, доступных для посещения туристов.
IV Этап. Рефлексивная деятельность.
Задание 1 (самоанализ). Продолжи фразу:
- Для меня было важно изучать Австралию, потому что…
Задание 2 (самооценка).
Продолжите предложения, высказывая свое отношение к уроку:
Мне ________ урок, потому что _________.
Я оцениваю свою работу по теме Австралия, так как ________ .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)
Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений....
Сценарный план урока Тема «Уроки нравственности в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского».
На уроках литературы мне интересно работать с детьми над изучением произведений художественной литературы, героями которых являются их сверстники, оказавшиеся в условиях нра...
Австралия(обобщающий урок)
Для проведения урока в 7 классе...
План конспект урока. Требования к плану урока.
План конспект урока математики. Требования к плану урока.Система планирования урока включает:-годовое и полугодовое планирование;-тематическое планирование;-поурочное планирование.Необходимо уделять б...
Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.
В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...
Конспект НОД, подготовительная к школе группа, тема: "Страны и континенты. Австралия" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Образовательные цели: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме "Страны и континенты. Австралия"; совершенствование грамматического строя речи Развивающие цели: развит...