Рабочая программа для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)
рабочая программа по географии (5 класс) по теме
Рабочая программа по географии для 5 класса (в соответствии с требованиями ФГОС ООО) к учебнику В.П.Дронова, Л.Е.Савельевой "ГЕОГРАФИЯ Землеведение" для 5-6 кл. изд-во "Дрофа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_geografiya_5_kl._2016-17_uch.god_.doc | 287.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение предмета «География» представляет собой неотъемлемое звено в системе непрерывного образования обучающихся.
Рабочая учебная программа по географии для 5 класса составлена на основе Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 №ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации», Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.), программы основного общего образования по географии. 5-9 классы (авторы И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2012), учебника «География. Землеведение» 5-6 класс (авторы: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2014).
Рабочая программа по географии для основной школы составлена с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования; общих и предметных положений Фундаментального ядра содержания общего образования; авторской рабочей программы, составленной на основе требований ФГОС к структуре рабочих программ. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.
В примерную учебную программу по географии авторов В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой изменений и дополнений внесено не было.
Рабочая учебная программа по географии содержит следующие разделы:
- пояснительную записку, в которой определяются цель и задачи обучения географии в 5 классе, раскрываются особенности содержания географического образования, описывается место учебного предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- планируемые результаты освоения учебного предмета;
- содержание курса, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
- тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности обучающихся 5 классов и указанием количества часов на изучение соответствующего материала;
- учебно-методическое и материально-техническое оснащение учебного процесса;
- список источников.
Общая характеристика учебного предмета
«География. Землеведение» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс – первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно-следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Каждый компонент рабочей учебной программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, будет предваряться освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений.
Ведущими подходами при изучении предмета являются системно-деятельностный, компетентностный и личностно-ориентированный.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Цели и задачи учебного предмета
Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
При изучении курса решаются следующие задачи:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
- формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;
- развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов;
- развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектов;
- развитие специфических географических и общеучебных умений;
- развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека.
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Описание места учебного предмета в учебном плане
География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 ч. (1 ч. в неделю). В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени начального общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
- формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватности ориентации в нём;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения географии обучающиеся научатся:
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Учащиеся получат возможность научиться:
- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
- строить простые планы местности;
- создавать простейшие географические карты различного содержания;
- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1 ч.)
Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч.)
Перечень формируемых УУД:
- личностные УУД (освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к истории, культурным и историческим памятникам; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива);
- регулятивные УУД (целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации);
- коммуникативные УУД (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей);
- познавательные УУД (основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий).
Тема 1.1 Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.
Тема 1.2 Великие географические открытия. Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Тема 1.3 Открытие Австралии и Антарктиды. Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Тема 1.4 Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Практические работы: 1. Работа с контурными картами.
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч.)
Перечень формируемых УУД:
- личностные УУД (гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива);
- регулятивные УУД (целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации);
- коммуникативные УУД (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей);
- познавательные УУД (основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий).
Тема 2.1 Земля и космос. Земля — часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Тема 2.2 Земля — часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля — уникальная планета.
Тема 2.3 Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.
Тема 2.4 Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Тема 2.5 Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Тема 2.6 Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практические работы:
2. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч.)
Перечень формируемых УУД:
- личностные УУД (потребность в самовыражении и самореализации; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива);
- регулятивные УУД (целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации);
- коммуникативные УУД (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей);
- познавательные УУД (основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий).
Тема 3.1 Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Тема 3.2 Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Тема 3.3 Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Тема 3.4 Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Тема 3.5 Планы местности и их чтение. План местности — крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Тема 3.6 Параллели и меридианы. Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
Тема 3.7 Градусная сеть. Географические координаты. Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Тема 3.8 Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практические работы:
3. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.
4. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Раздел IV. Земная кора (12 ч.)
Перечень формируемых УУД:
- личностные УУД (освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях; гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; потребность в самовыражении и самореализации; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива);
- регулятивные УУД (целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную; уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации);
- коммуникативные УУД (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; задавать вопросы, необходимые для сотрудничества с партнёром; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей);
- познавательные УУД (основам реализации проектно-исследовательской деятельности; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; давать определение понятиям; устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию; основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий).
Тема 4.1 Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Тема 4.2 Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Тема 4.3 Земная кора и литосфера — каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Тема 4.4 Разнообразие форм рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
Тема 4.5 Движения земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
Тема 4.6 Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Тема 4.7 Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Тема 4.8 Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Тема 4.9 Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Тема 4.10 Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.
Тема 4.11 Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практические работы: 5. Определение горных пород и описание их свойств. 6. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,
ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ
№ п./п. | Наименование разделов и тем | Количество часов на раздел | Контрольные работы | Практические работы | Экскурсии |
Введение | 1 | - | - | - | |
1 | Раздел I. Накопление знаний о Земле | 5 | 1 | 1 | - |
2 | Раздел II. Земля во Вселенной | 7 | 1 | 1 | - |
3 | Раздел III. Географические модели Земли | 10 | 1 | 2 | 1 |
4 | Раздел IV. Земная кора | 12 | 1 | 2 | 1 |
Итого: | 35 | 4 | 6 | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п./п. | Наименование раздела, тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | 5А | 5Б | 5В |
план | план | план | ||||
факт | факт | факт | ||||
ВВЕДЕНИЕ | 1 | |||||
1 | Что изучает география | 1 | Знакомство со структурой учебника и приемами работы с учебником, географическим атласом и рабочей тетрадью. Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей природных и антропогенных географических объектов, их различий. Установление географических явлений и процессов, влияющих на географические объекты. | |||
Раздел I. НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ | 5 | |||||
2 | Познание Земли в древности. | 1 | Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств Древнего Востока. | |||
3 | Великие географические открытия | 1 | Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий, подготовка сообщения (презентации) о них. Обсуждение значения открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий. | |||
4 | Открытие Австралии и Антарктиды | 1 | Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации (в Интернете, других источниках) и обсуждение значения путешествий Дж. Кука, И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. | |||
5 | Современная география | 1 | Поиск на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт; высказывание мнения об их значении, возможности использования. Практическая работа № 1. «Работа с контурны-ми картами». | |||
6 | Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» | 1 | Выполнение тестовых заданий. Работа с атласом. | |||
Раздел II. ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ | 7 | |||||
7 | Земля и космос | 1 | Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде. | |||
8 | Земля – часть Солнечной системы. | 1 | Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты. Практическая работа.* 1) Работа с глобусом. Вычисление суммарной площади всех материков и океанов по рис. 22 учебника. 2) Определение величины, показывающей, во сколько раз площадь суши меньше площади Мирового океана. | |||
9 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | 1 | Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю ее единственного естественного спутника — Луны. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, о проблемах, связанных с освоением космического пространства. | |||
10 | Осевое вращение Земли | 1 | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. | |||
11 | Обращение Земли вокруг Солнца | 1 | Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движений Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты и объяснение смены времен года. Практическая работа № 2. «Характеристика видов движений Земли, их географических следствий». | |||
12 | Форма и размеры Земли | 1 | Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли». Поиск информации (в Интернете, других источниках) и подготовка сообщения на тему «Представление о форме и размерах Земли в древности». Практическая работа. Проведение опыта, подтверждающего уменьшение угла падения солнечных лучей от экватора к полюсам. | |||
13 | Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» | 1 | Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы. | |||
Раздел III. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЗЕМЛИ | 10 | |||||
14 | Ориентирование на земной поверхности | 1 | Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса. | |||
15 | Изображение земной поверхности | 1 | Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Практическая работа. 1) Знакомство с аэрофотоснимками. 2) Сделать вывод о том, удобно ли пользоваться аэрофотоснимками. | |||
16 | Масштаб и его виды | 1 | Определение по глобусу, топографической карте или плану местности расстояний между географическими объектами с помощью линейного, именованного и численного масштабов. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно. Практическая работа. Определение расстояний между географическими объектами на глобусе (плане, карте) с помощью различных видов масштаба. | |||
17 | Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах | 1 | Работа с картой и планом местности: распознавание выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков (их высот) и самой глубокой впадины Мирового океана (ее глубины). Решение задач по определению абсолютной и относительной высоты точек. | |||
18 | Планы местности и их чтение. (Урок-экскурсия) | 1 | Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте (или плану местности) с помощью условных знаков и определение направлений по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объекты. | |||
19 | Составление плана местности | 1 | Знакомство с оборудованием для глазомерной съемки. Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно объектов. Определение расстояний шагами. Составление простейшего плана небольшого участка местности. Практическая работа №3. «Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки». | |||
20 | Параллели и меридианы | 1 | Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей, меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения. Практическая работа. Обозначение на контурной карте полушарий экватора, нулевого и 180-го меридианов. | |||
21 | Градусная сетка. Географические координаты. | 1 | Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами. Определение расстояний с помощью градусной сетки, используя длину дуг одного градуса меридианов и параллелей. Практическая работа № 4. «Определение географических координат объектов и расстояний между объектами с помощью градусной сетки». | |||
22 | Географические карты | 1 | Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажений в изображении крупных географических объектов. Практическая работа. Сравнение плана и мелкомасштабной (или среднемасштабной) карты. | |||
23 | Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» | 1 | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике и с заданиями рабочей тетради. | |||
Раздел IV. ЗЕМНАЯ КОРА | 12 | |||||
24 | Внутреннее строение Земли. Состав земной коры | 1 | Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций, сравнение оболочек между собой. Практическая работа. Составление схемы «Внутреннее строение Земли». | |||
25 | Разнообразие горных пород | 1 | Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород. Практическая работа № 5. «Определение горных пород и описание их свойств». | |||
26 | Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли | 1 | Сравнение типов земной коры. Анализ схем (моделей) строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит. | |||
27 | Разнообразие рельефа Земли | 1 | Распознавание на физических картах в атласе разных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа. Определение по географическим картам количественных и качественных характеристик крупнейших гор и вершин, их географического положения. | |||
28 | Движения земной коры | 1 | Установление с помощью географических карт крупнейших горных систем. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движений земной коры. Практическая работа. Решение задач по расчету высоты гор (глубины впадин) при их поднятии (опускании) в течение определенного времени с определенной скоростью. | |||
29 | Землетрясения. Вулканизм | 1 | Работа с физической картой мира. Описание извержения вулкана Везувий по картине К. Брюллова «Последний день Помпеи» (рис. 82 учебника). Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма. Практическая работа. 1) Описание последствий землетрясений разной силы по рис. 77 учебника. 2) Нанесение на контурную карту полушарий Тихоокеанского и Средиземноморско-Азиатского поясов землетрясений. | |||
30 | Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра (Урок-экскурсия) | 1 | Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Составление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Сравнение антропогенных и природных форм рельефа по размерам и внешнему виду. Практическая работа. 1) Проведение опыта, демонстрирующего разрушение горной породы под воздействием колебаний температуры. 2) Проведение опыта, демонстрирующего работу текучей воды. | |||
31 | Главные формы рельефа суши | 1 | Распознавание на физических картах гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения. Составление по картам атласа описания рельефа одного из материков. Практическая работа. Обозначение на контурной карте гор, равнин, горных вершин и их названий. | |||
32 | Рельеф дна океанов | 1 | Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит. Практическая работа. Выявление изменений рельефа дна Атлантического (или Индийского) океана вдоль какой-либо параллели. | |||
33 | Человек и земная кора | 1 | Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве, о последствиях воздействия хозяйственной деятельности на земную кору. Практическая работа. Ознакомление с условными знаками, применяемыми на картах для обозначения полезных ископаемых. | |||
34 | Итоговый урок по разделу «Земная кора» | 1 | Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Практическая работа № 6. «Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт» | |||
35 | Повторение и обобщение изученного материала за год | 1 | Выполнение тестовых заданий. Работа с атласом. | |||
Итого: | 35 часов | Контрольных работ – 4; Практических работ – 19 (из них оценочных – 6). |
* – Практические работы без номера являются учебными.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Программа основного общего образования по географии 5-9 кл. / Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева – М.: Дрофа, 2015.
- География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2014.
- Атлас «География» 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.
- Контурные карты «География» 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов) – М.: Дрофа, 2014.
- География. Землеведение. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой «География. Землеведение. 5-6 кл.» / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2010.
- География. 6 кл.: технологические карты уроков по учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой / сост. Л.В. Бударникова. – Волгоград: Учитель, 2016.
- География. 6-9 классы: тесты, викторины / авт.-сост. Т.К. Торопова. – Волгоград: Учитель, 2014.
- География. 5-6 классы. Проверочные работы / Г.А.Волкова. – Саратов: Лицей, 2014.
- География. 6-7 кл.: Дидактические карточки-задания / Р.Х. Хабибуллин. – М.: Дрофа, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс / Сост. Е.И. Жижина – М.:ВАКО, 2014.
- Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.:ВАКО, 2010.
- География в таблицах. 6-10 кл.: Справочное пособие / авт.-сост. В.В.Климанов, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2015.
- География в схемах и таблицах / авт.-сост. Т.В. Назарова. – СПб.: Тригон.
Интернет-ресурсы:
- http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
- http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
- http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
- http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
- http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
- http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
- http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
- http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
- www.pedakademy.ru[Сайт «Педагогическая академия»];
- http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
- www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
- http://www.mioo.ru [Сайт Московского института открытого образования];
- http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
- http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
- http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
- http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
- http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
- http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
- http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
- http://easyen.ru [Современный учительский портал];
- http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
- http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
- http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
- http://window.edu.ru [Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
- http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п./п. | Средства | Перечень средств |
1 | учебно-лабораторное оборудование и приборы | Наглядные пособия: карты и наборы таблиц; гербарии; коллекции: «Минералы и горные породы», «Шкала твердости», модель «Вулкан», глобусы. Теллурий, флюгер, термометры, гигрометр, анемометр. |
2 | технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | Персональный компьютер, видеопроектор, экран |
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
- Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 01.12.2011, регистрационный номер 19644).
- Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта".
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа"
План действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р). - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников
Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
СанПиН 2.4.2. 2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". - Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
- Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год.
- Программа основного общего образования по географии 5-9 кл. / Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева – М.: Дрофа, 2015.
- География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Дрофа, 2014.
- Атлас «География» 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.
- Контурные карты «География» 6 класс. – М.: Дрофа, 2015.
- География. Землеведение. 5-6 классы. Методическое пособие (авторы Л. Е. Савельева, В. П. Дронов) – М.: Дрофа, 2015.
- География. 6 кл.: технологические карты уроков / сост. Л.В. Бударникова. – Волгоград: Учитель, 2016.
- География. 5-6 классы. Проверочные работы / Г.А.Волкова. – Саратов: Лицей, 2014.
- География. 6-9 классы: тесты, викторины / авт.-сост. Т.К. Торопова. – Волгоград: Учитель, 2014.
- Контрольно-измерительные материалы. География. 6 класс / Сост. Е.И. Жижина – М.:ВАКО, 2014.
Интернет-ресурсы:
- http://standart.edu.ru [Сайт Федерального Государственного образовательного стандарта];
- http://school-collection.edu.ru [Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов];
- http://pedsovet.su [Сайт сообщества взаимопомощи учителей];
- http://festival.1september.ru [Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»];
- http://bibliofond.ru [Электронная библиотека «Библиофонд»];
- http://www.examen.ru [Сайт «Экзамен.ru»];
- http://nsportal.ru [Портал проекта для одаренных детей «Алые паруса»];
- http://videouroki.net [Портал «Видеоуроки в сети Интернет»];
- www.pedakademy.ru [Сайт «Педагогическая академия»];
- http://metodsovet.su [Методический портал учителя «Методсовет»];
- www.rusolymp.ru [Сайт Всероссийской олимпиады школьников по предметам];
- http://www.mioo.ru [Сайт Московского института открытого образования];
- http://www.uchportal.ru [Учительский портал];
- http://www.методкабинет.рф [Всероссийский педагогический портал «Методкабинет.РФ»];
- http://indigo-mir.ru [Сайт Центра дистанционного творчества];
- http://www.pandia.ru [Портал «Энциклопедия знаний»];
- http://pedsovet.org [Всероссийский интернет-педсовет];
- http://www.drofa.ru [Сайт издательства «Дрофа»];
- http://www.fipi.ru [Сайт Федерального института педагогических измерений];
- http://easyen.ru [Современный учительский портал];
- http://www.openclass.ru [Сетевое образовательное сообщество «Открытый класс»];
- http://wiki.iteach.ru [Сайт кампании «Интел»];
- http://www.schoolpress.ru [Портал «Школьная пресса»];
- http://window.edu.ru[Единое окно доступа к образовательным ресурсам];
- http://www.moluch.ru [Сайт журнала «Молодой ученый»];
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Москва «Просвещение», 2008г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 7 КЛАСС, География. Страны и континенты, Программа разработана на основе авторской программы: «География. Страны и континенты» Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина. Мос...
Рабочая программа и КТП по географии 6-9 класс УМК Дронова В. П
Рабочая программа составлена на основании Федерального компонент Государственного стандарта среднего (общего) образования по географии...
Рабочая программа 5 класс по географии 2015-2016
В документе содержиться рабочая программа по географии для 5 класса по УМК И,И,Бариновой, А.А Плешакова, Н.И. Сонина на 2015-2016 учебный год и колендарно-тематическое планирование, систему оценки....
Рабочая программа 6 класс по географии 2015-2016
Рабочая программа ФГОС к учебнику география 6 класс авторы: Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой....
Рабочая программа 7 класс по географии
Рабочая программа по географии 7 класс...
Рабочая программа 10 класс по географии
Рабочая программа по географии...
Рабочая программа 7а класса по географии за 2022-2023 года
Представлена рабочая программа 7а класса по географии за 2022-2023 года...