конспект урока по географии в 7 классе
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
урок- путешествие по Южной Европе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_yu.evropa_0.docx | 28.17 КБ |
1_gidrografiya_praktikum.docx | 94.76 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока
Класс: 7
Тема: Страны Южной Европы
Цель урока: раскрыть общие особенности стран Южной Европы, создать условия для осознания и осмысления блока новой информации через организацию самостоятельной (групповой) работы.
Тип урока: Изучение нового материала.
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
-сформулировать определения понятию Южная Европа - показывать на карте страны -объяснять особенности природы стран -формировать умения работать с различными источниками информации-уметь показывать на карте крупнейшие европейские страны и находящиеся на их территории географические объекты | Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
| |
Решаемые учебные проблемы | Сформировать представление учащихся о градусной сети | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Экватор, меридиан, параллели, долгота, широта, градусная сеть, глобус, географическая карта | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийный проектор, компьютер, карты атласа и контурная карта, глобус на каждую парту. |
Формы работы учащихся: Работа с текстом и рисунками, комментированное чтение, использование дополнительного материала, работа с картами атласа,
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная
Технология: «путешествие-исследование» с использованием ИКТ (компьютерная демонстрация)
Оборудование: компьютер, политическая и физическая карта мира, презентация
Межпредметные связи: история, искусство
№ этапа | Наименованиеэтапа | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
1. | Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку,настраивает на работу. -настроение | Приветствуют учителя, проверяют готовность учебного места к работе |
2. | Актуализация знаний Постановка учебной задачи Целеполагание | - эпиграф «Привычка странствовать по картам, видеть в своём воображении разные места помогает правильно увидеть их в действительности» К. Паустовский - Сегодня мы будем странствовать ! - Наше путешествие по странам Европы мы совершим с тремя замечательными туристическими фирмами «Вояж», «Круиз» и «Мечта», каждая из которых попытается доказать, что она лучшая. - Вы будите зарабатывать нашу валюту «геоуспехи». В конце урока они будут обмениваться на оценки в журнале. - Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? -О каком регионе мы вели речь на последних уроках? (Зар.Европа) -39 стран на карте Европы таких разных, как сама Европа. - Древняя и юная, со старинными замками и современными городами, с бушующим морем и спокойной гладью озёр, с цветниками и пастбищами, с населением, говорящем на десятках языков. Европа стала родиной великих людей мира. - Один побывал и вам в турфирмы прислал письмо (найти неточности и исправить) -Посмотрите на слайд – какие изображения вам знакомы, о каких странах они нам говорят (поочереди) – Что неизвестное для вас? - Какие это страны? Где они расположены? Какой это регион? (Южная Европа) -Что вы знаете о странах Южной Европы? - Что вы хотите узнать? - Каковы цели нашего урока? Сформулируйте, используя слова - «Помощники» - Знать - Уметь - Оценить - Узнать особенности физико-географического положения, природы, населения и его хозяйственной деятельности стран Южной Европы. Познакомимся с достопримечательностями городов региона. - Если все эти цели будут вами достигнуты, то без труда сможете справиться с итоговым заданием на уроке и домашним заданием. | Слушают учителя Слушают учителя, рассматривают наглядность, формулируют тему урока. |
5. | Освоение новых знаний и способов деятельностиОсознание и осмысление учебной информации | К Южной Европе относятся страны с субтропическим климатом, на берегах Средиземного моря. Пиренейский п-ов:королевство Испания, гос-во Португалия Аппенинскийп-ов+о. Сицилия: Италия Балканский п-ов:Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия, Албания, Македония, Греция, Мальта. Карликовые гос-ва: Андорра, Ватикан, Сан-Марино. Это наиболее гористая часть Европы, где в настоящее время активно действуют вулканы. Южную Европу, где возникли и развивались древние государства, называют колыбелью европейской цивилизации. Здания для ваших туристических фирм: презентовать одну из стран Зарубежной Европы. Вы должны так рассказать о своей стране, чтобы привлечь как можно больше туристов. Чтобы ваш рассказ был логически правильным, объемным и интересным – работать вы будете по плану. Составим вместе.
хоз-во –что выращивают)
«Вояж» - Р. Италия «Круиз» - Ж. Испания и Португалия «Мечта» - Т. Греция Работать будете с учебником, нужно выбрать необходимую информацию, создать плакат – презентацию. -Презентация своей страны. -Оцените выступления своих коллег по работе (макс. 3 успеха) - Сделаем вывод: каковы основные особенности стран Южной Европы? -разнообразный рельеф, - развито сел.хозяйство -вулканы, - развит международный туризм -средиз. теплый климат, - родина известных людей -Карликовые государства | Слушают задание, создают презентацию |
Дом. Задание Рефлексия | - Верно лиутверждение «Средиземноморье – центр международного туризма»? -Синквейн« Страны Южной Европы» Фраза из 4-х слов Синоним Н-р: Европа Древняя и юная Привлекает, знакомит, воодушевляет Рай для всех туристов Часть света Вспомните тему урока, цели и оцените меру своего личного продвижения к цели. - Какие цели мы ставили? (Слайд слова помощники) - Какие действия совершали, чтобы достичь цели? Зарубежная Европа – это большая и своеобразная часть природы нашей планеты. 45 минут урока недостаточно, чтобы узнать и вспомнить все её особенности и достопримечательностями. Для этого у нас есть самый доступный способ – телепередачи “Вокруг света”, “Непутёвые заметки Д.Крылова”, канал BBC “Телепутешествия” и другие средства информации. -Подсчитайте свои успехи, успешные ли вы руководители своих турист.фирм? Составить маршрут путешествия по одной из стран Южной Европы.(п.50, стр.259) |
Предварительный просмотр:
Практическая работа по гидрографии.
Характеристика озера.
Орография – раздел геоморфологии, изучающий внешние особенности рельефа земной поверхности (геометрия) без глубокого анализа их возраста и происхождения.
Гидрография - описание водоёмов (морей, озёр, рек ручьев, водохранилищ, прудов, каналов). Она тесно связаны с рельефом, что выражается в приуроченности водных объектов к отрицательным формам рельефа, а также в зависимости направления и скорости течения потоков от уклона земной поверхности. В связи с этим орографическая и гидрографическая характеристики обычно совмещаются друг с другом.
Задание 1. Орогидрографическое описание территории
- Название водоема: _________________________________________
- Установить общие особенности рельефа территории, на которой расположено изучаемый объект(горный, равнинный; эрозионный или ледниковый и пр.). __________________________________________________
- Тип озерной котловины: ____________________________________________ Дать объяснение происхождения озерной котловины. ________ __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________
- Тип озера: сточное, бессточное.(подчеркнуть)
Количество | Название | |
Втекают реки, ручьи | ||
Вытекают реки, ручьи |
- Высота над уровнем моря — ___________________________________
- Форма береговой линии: ____________________________________________ _________________________________________________________________
Задание 2. Морфометрические характеристики озера.
Показатель | Показатель | ||
Средняя глубина | Длина озера | ||
Максимальная глубина | Площадь озера | ||
Максимальная ширина | Длина береговой линии | ||
Средняя ширина | Объем озера |
Определение ширины водоема методом шагов:
1. На противоположном берегу выбирается какой-либо объект А (дерево, камень и т.п.).
2. Встаньте против него (точка В), отметьте камнем или палкой эту точку и идите вдоль берега перпендикулярно линии АВ. Сделав определенное количество шагов (например, 30), отметьте рейкой точку С.
3. Пройдите еще такое же количество шагов в том же направлении и отметьте на берегу новую точку Д.
4. Теперь, двигаясь перпендикулярно линии ВД, найдите точку Е, из которой предмет А и рейка в точке С будут видны на одной прямой. Расстояние ДЕ и будет равно ширине реки (т.е. расстоянию АВ).
5. Измерьте (в метрах) длину вашего шага и умножьте ее на количество шагов, умещающихся в отрезке ДЕ. Так вы получите ширину реки в метрах.
Определите ширину озера в нескольких местах.
Задание 3. Свойства вод озера
Показатель | Показатель | ||
Пресное или солёное | Температура | ||
Прозрачность | Загрязненность | ||
Задание 4. Биоценоз озера.
- Видовой состав озера: богат, беден?__________________________
- Причина: ____________________________________________________________
- Наличие водорослей: __________________________________________________
- Обитатели озера________________ ________________________________.
Задание 5. Экологические проблемы озера: ________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Составление продольных и поперечных профилей дна (или озерной долины).
Практическая работа по гидрографии
Характеристика реки.
Орография – раздел геоморфологии, изучающий внешние особенности рельефа земной поверхности (геометрия) без глубокого анализа их возраста и происхождения.
Гидрография - описание водоёмов (морей, озёр, рек ручьев, водохранилищ, прудов, каналов). Она тесно связаны с рельефом, что выражается в приуроченности водных объектов к отрицательным формам рельефа, а также в зависимости направления и скорости течения потоков от уклона земной поверхности. В связи с этим орографическая и гидрографическая характеристики обычно совмещаются друг с другом.
Задание 1. Орогидрографическое описание территории
- Название реки: _________________________________________
- Местоположение изучаемой территории: административное, природное. _________________________________________________________________
- Установить общие особенности рельефа территории, на которой расположено изучаемый объект(горный, равнинный; эрозионный или ледниковый и пр.). _____________________________________________________________________
- .Тип реки (по характеру течения) _______________________________________ _____________________________________________________________________
- Направление течения __________________________________________________
- Бассейну какого океана принадлежит ________________________________
- Бассейну какой реки принадлежит ___________________________________
Притоки | Количество | Название |
Правые | ||
Левые |
Задание 2. Морфометрические характеристики реки.
Показатель | |
Направление течения реки | |
Скорость течения реки | |
Температура воды | |
Максимальная глубина | |
Максимальная ширина на исследуемом участке | |
Средняя ширина на исследуемом участке | |
Прозрачность вод |
Определение ширины водоема методом шагов:
1. На противоположном берегу выбирается какой-либо объект А (дерево, камень и т.п.).
2. Встаньте против него (точка В), отметьте камнем или палкой эту точку и идите вдоль берега перпендикулярно линии АВ. Сделав определенное количество шагов (например, 30), отметьте рейкой точку С.
3. Пройдите еще такое же количество шагов в том же направлении и отметьте на берегу новую точку Д.
4. Теперь, двигаясь перпендикулярно линии ВД, найдите точку Е, из которой предмет А и рейка в точке С будут видны на одной прямой. Расстояние ДЕ и будет равно ширине реки (т.е. расстоянию АВ).
5. Измерьте (в метрах) длину вашего шага и умножьте ее на количество шагов, умещающихся в отрезке ДЕ. Так вы получите ширину реки в метрах.
Определите ширину озера в нескольких местах.
Задание 3. Описание долины реки
(при описании, кроме карты, использовать вычерченный профиль, если имеется)
Форма речных долин в профиле: | |
симметричная, асимметричная | |
V-образная | |
U -образная» | |
ящикообразная — \_/ | |
Ширина долин (от — до). | |
Наличие (или отсутствие) в долинах поймы и террас:
| |
Задание 4. Биоценоз водоема.
- Видовой состав: богат, беден?__________________________
- Причина: ____________________________________________________________
- Наличие водорослей: __________________________________________________
- Обитатели реки________________ ________________________________.
Задание 5. Экологические проблемы реки: ________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Составление профиля речной долины.
Справочный материал
Изготовление школьного нивелира.
Школьный нивелир – простейший прибор для определения превышения одной точки местности над другой при проведении вертикальной съемки местности (рис.1).
Нивелир легко изготовить самостоятельно. Он представляет собой две Т-образно скрепленных рейки высотой 1 метр. Горизонтальная рейка (визир) имеет длину 20-30 см и соединена с вертикальной строго перпендикулярно. Соединение реек должно быть максимально жестким, чтобы при длительном пользовании перпендикулярность угла не нарушилась. Для этого рейки можно скрепить по бокам двумя фанерными или пластиковыми треугольниками. Перпендикулярность прикрепления реек должна быть очень строго выверена по угольнику. Высота нивелира от верхней плоскости горизонтальной рейки до основания вертикальной должна быть ровно 1 метр. Поэтому вертикальную рейку для изготовления нивелира нужно заранее взять немного длиннее, а окончательно измерить длину и отрезать нижний край нужно только после сколачивания реек. В точке соединения реек вбивается маленький гвоздик и к нему на ниточке подвешивается грузик (например - гайка). По положению отвеса при работе будут судить о вертикальности нивелира. Вертикальная (метровая) рейка размечается перманентным фломастером на отрезки по 5 см сверху вниз, т.е. верхняя плоскость горизонтальной рейки принимается за нулевую отметку, а нижний край вертикальной рейки – за 100 см. Для облегчения визирования, в верхнюю поверхность горизонтальной рейки по ее краям вбивают два гвоздика (без шляпок) – «мушки» для «прицеливания». Можно, однако, обойтись и без них. Для удобства выполнения данного учебного задания желательно заготовить 2 одинаковых нивелира.
Выбор участка для вертикальной съемки
Целью данного учебного задания является построение профиля рельефа долины небольшой реки или ручья, с последующим анализом на этом же участке взаимосвязи компонентов ландшафта – рельефа, почв, растительности. В соответствие с этой целью следует выбирать и участок местности. Оптимальным является участок долины небольшой реки или ручья с перепадом высот от уреза воды до верхней точки рельефа в пределах 5-15 метров. Важно, чтобы
расстояние между этими крайними точками было не очень большим – в пределах от 100 до 300 метров. На более коротком склоне различия почв и растительности могут быть слишком незаметными. Работа на более длинном склоне будет слишком трудоемкой для одного дня работы. Для выполнения данной работы желательно выбрать не просто склон (холма, горы), а именно склон долины водотока, включающий в себя в идеале такие стандартные части долины, как: русло реки (ручья), прирусловой вал, высокая пойма, низкая пойма (например, заросшая старица реки), склон надпойменной террасы, терраса (одна или несколько), водораздельный склон, водораздел. Если такой участок найти удастся, то на нем уже априори будут присутствовать функциональные различия в рельефе, почвах и растительности, что крайне удачно при проведении в последующем комплексной ландшафтной работы. Идеально, если линия профиля будет прямой на всем ее протяжении – от подножия до верхней точки, и просматриваемой.
Техника нивелирной съемки
Известно, что линия подвешенного в спокойном состоянии отвеса совпадает с направлением силы тяжести и называется вертикальной линией. Плоскость, перпендикулярная к вертикальной линии, называется горизонтальной плоскостью. Единственная горизонтальная плоскость в природе – это спокойная поверхность воды, ограниченную часть которой можно принять за плоскость.
Высотами точек земной поверхности называются расстояния от этих точек до какой-либо горизонтальной плоскости, а разность высот носит название превышения и может быть величиной положительной и отрицательной. Геодезические работы, при помощи которых определяются высоты точек или их разности (превышения), называются вертикальной съемкой, или нивелированием. Если имеется инструмент, с помощью которого можно получить горизонтальный луч визирования, то, поставив его в нижнюю точку, измерив по рейке его высоту и поставив в точку визирования (падения горизонтального луча визирования) рейку, можно узнать превышение верхней точки над нижней (рис. 2)
Работу с первым нивелиром следует вести вдвоем. Один учащийся держит нивелир и глядя на отвес устанавливает нивелир вертикально (нитка с грузиком должна висеть строго параллельно рейке). Другой учащийся не трогая нивелира руками (можно только слегка повернуть его, так, чтобы верхняя планка «смотрела» по линии профиля), прицеливается по верхней плоскости горизонтальной планки (или по мушкам, если они сделаны) и руководит третьим участником, который держа в руках второй нивелир устанавливает его в точке падения визирного луча (туда, куда падает взгляд «прицеливающегося»). В точку визирования ставят основание второго нивелира. Эта будет вторая точка, на метр по высоте превышающая первую. После этого, не сдвигая нивелиров, двое других учащихся замеряют рулеткой расстояние между двумя нивелирами. Наиболее точно – между верхом первого (нижнего) нивелира и основанием второго (верхнего). Но при этом лента должна быть туго натянута, а нивелиры нельзя наклонять. Мерить расстояние таким способом оптимально, если оно небольшое (5-10 метров), а если 1 и 2 точки далеко – можно померить расстояние между основаниями нивелиров, положив ленту рулетки на землю, и неточностью такого измерения пренебречь. Так проводится нивелирование в ситуации, если склон достаточно крут, и расстояние между 1 и 2 точками не превышает 30-50 метров (идеально – метров 10-20)(нижняя часть склона на рис.2 - А).
Если склон совсем пологий, можно поступить другим образом. Первый нивелир ставят также в нижней точке, затем рулеткой отмеряют от него определенное расстояние, например 20 метров. В это точку ставят второй нивелир и смотрят, на какое деление его рейки падает визирная линия от первого нивелира (два верхних нивелира на рис.2 - В). На данную величину (в сантиметрах) точка 2 превышает по высоте первую. Каким бы способом ни пользовались, данные измерений записывают в рабочую таблицу. В первом случае, каждая последующая точка будет выше предыдущей на 1 метр, и напротив точки записывают расстояние от предыдущей (в метрах). Во втором случае, каждая последующая дальше предыдущей на N метров (в нашем примере на 20 метров), и напротив этой точки записывают ее превышение (в сантиметрах). Т.е. наоборот. При непостоянных уклонах в разных частях профиля эти два способа измерений комбинируют: на крутых участках пользуются первым, на пологих – вторым. Это не имеет никакого значения, главное – не запутаться с записями и нумерацией точек при переходе от одного способа к другому. После измерения первой пары точек, нижний нивелир перемещают наверх – и ставят в третью точку. Так, последовательно, переставляя нивелиры, идут вдоль по склону, от самого низа до самого верха, постоянно измеряя расстояния (или превышения) и записывая данные в таблицу.
Обычно, на нивелирование склона длиной метров 300 и высотой метров 15 уходит 1,5-2 часа. Желательно, чтобы все участники учебной группы (если их больше 5-6 человек) потренировались в проведении нивелирной съемки и побывали во всех ролях (держащего отвес, «стреляющего», ставящего верхний нивелир, работающего с рулеткой). Помимо собственно нивелирной съемки следует с помощью компаса зафиксировать направление линии профиля по отношению к сторонам света (измерить азимут линии профиля).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по географии 9 класс "Химическая промышленность
«Химическая промышленность России»Конспект урока по географии9 класс...
Конспект урока по географии 8 класс.Тема: Почвенные ресурсы России.
8 класс почвенные ресурсы россии.Конспект урока....
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...
Конспект урока по географии 7 класс "Обобщающий урок по лесной зоне"
Конспект для коррекционных школ 8 вида...
Конспект урока по географии 8 класс "Обобщающий урок. Африка"
Урок для коррекционных школ 8 вида...
конспект урока по географии "План класса" в 6 классе специальной коррекционной образовательной школы для учащихся с ОВЗ
Данный конспект - это практическая работа "План класса". В структуре занятия основную часть занимает практическая деятельность учащихся под руководством педагога. Для лучщего усвоения и закрепления уч...
Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»
Познакомить с особенностями агропромышленного комплекса. Изучить особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...