Рабочая программа по географии 6-9 классы
рабочая программа по географии (6 класс) на тему
Второй год работы в условиях ФГОС ООО вносит свои коррективы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._pr._6_klass_moya.doc | 465.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №2 Г. ГЕОРГИЕВСКА
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______________ О. А. Соболева «____» _________________ 2016 г. | УТВЕРЖДЕНО решением педагогического совета № ________ от __________________ 2016 г. Директор МБОУ гимназии № 2 ____________________ Е. А. Гатальская «____» ___________________ 2016 г. |
Рассмотрено на заседании школьного МО учителей естественного цикла
Протокол № _______ от «____» _________________ 2016 г.
Руководитель МО ________________ Е. Б. Димент
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии (6 класс)
учителя географии
Зарянской Ольги Сергеевны
2016/2017 учебный год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «География. Начальный курс. 6 класс» составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);
- Приказа Минобрнауки России от 31.05.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ гимназии № 2 (утверждёна приказом МБОУ гимназии № 2 от 28 августа 2015 года № 383);
- Учебный план МБОУ гимназии № 2, календарный учебный график МБОУ гимназии № 2 являются частью основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии № 2 и утверждены тем же приказом
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования. География. 5—9 классы. М.: Просвещение, 2014 г.– (Стандарты второго поколения)
- Рабочей программы ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ. 5—9 КЛАССЫ. Авторы И.И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В.И. Сиротин (М. Дрофа, 2015 г.)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/17 учебный год (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253, приказ Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576).
- Методические рекомендации по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2015-2016 учебном году.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс под редакцией авторов программы И.И. Бариновой, В.П. Дронова, И.В. Душиной, В.И. Сиротина, утверждённый приказом МБОУ гимназии № 2 от 28 августа 2015 года № 383
Состав УМК:
- И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС. – М.: Дрофа, 2015. – 409с.
- География. Начальный курс. 6 класс. Учебник (авторы Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова).
- География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие (автор Т.П. Громова).
- География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь (авторы С.В. Курчина, Т.А. Карташева).
- География. Начальный курс. 6 класс. Диагностические работы (авторы С.В. Курчина, О.А. Панасенкова)
- География. Начальный курс. 6 класс. Электронное мультимедийное издание.
Особенностью классов в гимназии является лингвистическая направленность обучения (углубленное изучение английского языка и изучение второго иностранного языка: немецкий, испанский, французский языки по выбору обучающихся и их родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся)).
Цель и задачи обучения географии соответствуют планируемым результатам, сформулированным в п.8 рабочей программы.
Целью обучения предмета «География» в 6 классе является:
развитие географических знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности (в том числе и в коллективе), формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.
Основными задачами обучения предмету «География» в 6 классе являются:
- актуализация знаний и умений школьников, сформированных у них при изучении начального курса «География. 5 класс»;
- сформировать у учащихся представления о единстве компонентов природы, научить объяснять их взаимосвязи;
- сформировать у учащихся представления о строении и развитии основных оболочек Земли, об особенностях их взаимосвязей, расширение понятийного аппарата географии;
- развить у учащихся знания о разнообразии природы, о размещении природных и антропогенных объектов, о географических закономерностях протекающих в природе процессов;
- сформировать у учащихся практические умения при работе со специальными приборами и инструментами, необходимыми для получения географической информации;
- развить у учащихся знания о степени воздействия человека на состояние природы и о возможных последствиях антропогенного взаимодействия;
- воспитать у учащихся любовь к своему краю, своей стране, уважение к другим народам и культурам.
Содержание учебного предмета «География» способствует реализации программы воспитания и социализации обучающихся основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии № 2 через формирование нравственных норм и принципов отношения к природе, выяснение значения географических явлений и объектов в природе и жизни человека.
Содержание учебного предмета «География» способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся основной образовательной программы основного общего образования МБОУ гимназии № 2. Учебный предмет география является приоритетным для формирования следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Обучающийся сможет:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий, овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений,
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
- производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД.
Обучающийся сможет:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся. Изучение географии по предлагаемой программе предполагает ведение простейших наблюдений за погодой, практической работы. Для понимания учащимися сущности географических явлений в программу введены практические работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Содержание учебного «География» способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В структуру рабочей программы включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного «География» общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся.
Промежуточная аттестация проводится для обучающихся 5-9 классов в конце каждой четверти и года по всем предметам учебного плана. Промежуточная аттестация проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в документе об образовании (дневнике).
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка |
|
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» | Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
|
«1» | Ученик:
Полностью не усвоил материал. |
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | Ученик: - выполнил работу без ошибок и недочетов; - допустил не более одного недочета. |
«4» | Ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: - не более одной негрубой ошибки и одного недочета - не более двух недочетов |
«3» | Ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: - не более двух грубых ошибок - не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочета - не более двух-трех негрубых ошибок - не более одной негрубой ошибки и трех недочетов Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. |
«2» | Ученик: - допустил число ошибок и недочетов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3» - если правильно выполнил менее половины работы |
«1» | Ученик: - не приступал к выполнению работы - правильно выполнил не более 10 % всех заданий. |
Примечание.
1. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Количество вопросов в тесте | Время выполнения | Критерии оценивания |
10 вопросов | 10 – 15 минут | «5» - 10 правильных ответов «4» - 7 – 9 правильных ответов «3» - 5 – 6 правильных ответов «2» - менее 5 правильных ответов |
20 вопросов | 30 – 40 минут | «5» - 18 – 20 правильных ответов «4» - 14 – 17 правильных ответов «3» - 10 – 13 правильных ответов «2» - менее 10 правильных ответов |
Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися. |
«4» | Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы. |
«3» | Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала ми, географическими инструментами. |
«2» | Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося. |
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы |
«4» | правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов |
«3» | правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов. |
«2» | неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов. |
«1» | полное неумение использовать карту и источники знаний |
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.
Грубыми считаются следующие ошибки:
1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
2) незнание наименований единиц измерения;
3) неумение выделить в ответе главное;
4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;
5) неумение делать выводы и обобщения;
6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;
7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;
8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
9) нарушение техники безопасности;
10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;
2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);
3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.;
5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий;
2) ошибки в вычислениях;
3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
4) орфографические и пунктуационные ошибки.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
Требования к работе в контурных картах:
1. При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
2. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
3. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов). Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям (требование выполнять обязательно). Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
7. Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
8. В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и обучающиеся делают ошибки.
Критерии оценки презентации (творческая работа)
Критерии | Баллы | Оценка | Оценка класса | Оценка |
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ | ||||
Титульный слайд с заголовком | 3 | |||
Минимальное количество – 10 слайдов | 3 | |||
Использование дополнительных эффектов Power Point (смена слайдов, звук, графики) | 3 | |||
Библиография | 3 | |||
СОДЕРЖАНИЕ | ||||
Сформулированы цель, гипотеза | 3 | |||
Понятны задачи и ход исследования | 3 | |||
Использование эффектов анимации | 3 | |||
Вставка графиков и таблиц | 3 | |||
Правильность изложения текста | 3 | |||
Результаты и выводы соответствуют цели | 3 | |||
ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ | ||||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 3 | |||
Слайды представлены в логической последовательности | 3 | |||
Красивое оформление презентации | 3 | |||
Единый стиль | 3 | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ | ||||
Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося. | 3 | |||
Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией | 3 | |||
СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ | 3 | |||
Общее количество баллов |
|
Выставление оценки
Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).
- Итоговый балл классифицируется следующим образом:
25 – 34 баллов – оценка «3»
35 - 44 баллов – оценка «4»
45 – 51 баллов – оценка «5
Ученики, имеющие неудовлетворительную оценку за год по учебному предмету, должны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету. Аттестация осуществляется по особому расписанию, утверждаемому директором школы.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме итогового контроля в переводных классах всех уровней обучения, тематического контроля, проводимого как учителями, так и администрацией, административного контроля.
Виды аттестации: текущий контроль, промежуточный, итоговый.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения содержания компонентов какой-либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе её изучения обучающимся по результатам проверки (проверок). Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.
Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения. Проводится преподавателем данной учебной дисциплины, предмета.
Промежуточная аттестация (итоговый контроль) в переводных классах может проводиться как письменно, так и устно.
Основными формами контроля являются
№ | Форма контроля | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год | Примечание |
Тестирование | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 15 мин. | |
терминологический диктант | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 | 10-15 мин | |
практическая работа | 2 | - | 2 | - | 4 | 40 мин | |
защита проекта | - | 1 | - | 1 | 2 | ||
выполнение заданий в рабочих тетрадях | 9 | 8 | 10 | 8 | 35 | проверяется выборочно |
Периодичность тематического контроля, проводимого учителем, определяется календарно-тематическим планированием по каждому курсу, рассмотренным на методическом объединении, согласованным с заместителем директора по УВР и утвержденным директором школы. Периодичность административного контроля определяется планом работы школы, утвержденным директором.
Освоение образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией (согласно Порядку проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования).
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА «ГЕОГРАФИЯ»
Географическое образование в основной школе должно обеспечить формирование географической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях планеты, ее многообразии и эволюции, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с географическими объектами.
Освоение учебного предмета «География» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к географической среде, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций. Обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, нанесение на карту основных географических объектов, умениями составлять простейший план местности, умениями формулировать гипотезы, проводить наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни. Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире. Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения. Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.
Учебный предмет «География» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать простейшее оборудование, проводить измерения, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы.
Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Физика», «Химия», «Биология», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии «География. Начальный курс. 6 класс» на ступени основного общего образования предшествуют курс «Окружающий мир» в начальной школе и «География. Начальный курс. 5 класс» в основной школе. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. При разработке курса была учтена сформированность у учащихся некоторых базовых понятий и умений.
В свою очередь содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса «География. Начальный курс. 6 класс» в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования
А самое главное – показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
- Основное содержание программы
ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС
Введение (1ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.
Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна — спутник Земли
Раздел 1: Виды изображений поверхности Земли (9ч)
Тема 1. План местности (4ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки плана.
Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направление по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съёмка. Полярная съёмка. Маршрутная съёмка.
Практические работы:
1. Изображение здания школы в масштабе.
2. Определение направлений и азимутов по плану местности.
3. Составление плана местности методом маршрутной съёмки.
Тема 2: Географическая карта.(5ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус – модель земного шара.
Географическая карта. Географическая карта – изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и карте.
Географическая широта. Определение географической широты.
Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.
Изображение на физической карте высот и глубин. Изображение на физической карте высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.
Практическая работа:
4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Раздел 2: Строение Земли. Земные оболочки (22ч)
Тема 3: Литосфера (5ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различия равнин по высоте. Изменение равнин во времени.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практическая работа:
5. Описание форм рельефа.
Тема 4: Гидросфера (6ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод Океана. Что такое Мировой океан. Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства вод океана. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота
Практическая работа.
6. Составление описания внутренних вод.
Тема 5: Атмосфера (7ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и ненасыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.
Практические работы.
7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
8. Построение розы ветров.
9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
Тема 6: Биосфера . Географическая оболочка. (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов по территории суши. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера
Практическая работа.
10. Составление характеристики природного комплекса.
Раздел 3: Население Земли (3 ч)
Население Земли. Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов.
Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
Перечень обязательной географической номенклатуры:
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема: «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность, Бразильское плоскогорье
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали.
Тема: «Гидросфера»
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Мексиканский, Персидский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское, Перуанское,.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.
- МЕСТО КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ гимназии №2 г. Георгиевска. Данная программа рассчитана на 1 год – 6 класс. Общее число учебных часов в 6 классе - 35 (1ч в неделю).
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 6 КЛАСС»
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:
5.1. Личностные результаты.
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии в 6 классе:
- гуманистические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- реализация установок здорового образа жизни;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям
5.2. Метапредметные результаты.
Метапредметные результаты курса «География. Начальный курс 6 класс», основаны на формировании универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Учащийся должен уметь:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Учащийся должен уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений,
- производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД.
Учащийся должен уметь:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
5.3. Предметные результаты.
1) Осознание роли географии в познании окружающего мира.
Учащийся должен уметь объяснять роль различных источников географической информации.
2) освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Учащийся должен уметь:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
3) Использование географических умений.
Учащийся должен уметь:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
4) Использование карт как моделей.
Учащийся должен уметь определять на карте местоположение географических объектов. Ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
5) Понимание смысла собственной действительности.
Учащийся должен уметь:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»
Содержание учебного предмета в 6 классе отражено в поурочном планировании.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ «ГЕОГРАФИЯ. Начальный курс. 6 КЛАСС»
- УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Учебники
География. Начальный курс. 6 класс Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова
- Учебно-методические пособия
География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие Т.П. Громова
География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь. Т.А. Карташева, С.В.Курчина
- Дополнительная литература для учителя
Программа основного общего образования по географии. 5-9 классы. И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И.Сиротин
Поурочные разработки по географии. Физическая география. 6 класс Н.А. Никитина, Е.А. Жижина
Тесты. География. 6-10 кл.: Учебно-методическое пособие А.А. Летягин
- Дополнительная литература для обучающихся
Атлас. Начальный курс географии 6 класс с комплектом контурных карт.
Энциклопедия для детей: география Издательство «Аванта-плюс», 2000
География 5-9 класс (электронная библиотека)
Свободные образовательные Интернет-ресурсы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: каталог, коллекции, инструменты, электронные издания, региональные коллекции, новости.
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: каталоги, сервисы, методические материалы
- «Научная сеть» - http://www.geography.ru/ - содержит достоверную научную информацию по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам географии: биографии ученых, научные статьи, популярные заметки.
- Школьный мир: География http://school.holm.ru/predmet/geo/
- сайт издательства "Школьная Пресса»
- Видео-уроки по предметам школьной программы (доступны для просмотра на сайте Interneturok.ru)
- Интернет-ресурсы (доступны для скачивания и использования на сайтах http://www.youtube.com/; http://www,openclass.ru/node; my-geography.ru; http: //www.national-geographic.ru)
http://microsoftwpp.com/-учебные презентации для учителей
www.geo.1september.ru – газета «География» -приложение к «1 сентября»
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой интернет и MULTIMEDIA ресурсами включает:
- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);
- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся, лабораторных и практических работ);
- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического, входного, промежуточного и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);
- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» в 6 КЛАССЕ
Планируемы результаты изучения курса «География. Начальный курс. 6 класс»
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач; - анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; - по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности; - определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; | - ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов; - читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; - строить простые планы местности; - создавать простейшие географические карты различного содержания; - моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ. - различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию; Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий |
9.Фонд оценочных средств по географии для обучающихся 6 класса (ФГОС второго поколения)
П.р. №1 Изображение здания школы в масштабе.
П.р.№2 Определение направления и азимута по плану местности.
П.р.№3 Составление плана местности методом маршрутной съёмки.
П.р.№4 Определение географических координат объектов.
П.р.№ 5 Описание форм рельефа
П.р.№6 Описание внутренних вод.
П.р.№7 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры.
П.р.№ 8 Построение розы ветров.
П.р.№ 9 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
П.р.№10 Характеристика природного комплекса (ПК)
ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
1. Исследование «Можно ли Гомера считать основоположником географии?».
2. Создание презентации «Карта – памятник культуры».
3. Составление карты «История освоения моей местности».
4. Создание презентации «Навигационные системы как источник географической информации».
5. Создание фотовыставки «Минеральные источники – богатство нашего региона».
6. Составление карты «Отражение форм рельефа в географических названиях».
7. Создание фотовыставки «Влияние климата на уклад жизни человека».
8. Создание наглядного пособия «Моя экологическая тропа».
Темы Проверочных работ
- Проверочная работа № 1. Входной контроль
- Проверочная работа № 2. Введение
- Проверочная работа № 3. План местности
- Проверочная работа № 4. Географическая карта
- Проверочная работа № 5. Литосфера
- Проверочная работа № 6. Гидросфера
- Проверочная работа № 7. Атмосфера
- Проверочная работа № 8. Биосфера
- Проверочная работа № 9. Обобщение по курсу
Темы тестов
Тест «Земля – планета Солнечной системы».
Тест «Масштаб», «Стороны горизонта. Ориентирование».
Тест «Изображение на плане неровностей земной поверхности».
Тест «Географическая карта».
Тест «Литосфера».
Тест «Гидросфера».
Тест «Атмосфера».
7. Календарно-тематическое планирование. 6 класс.
№ У Р О К А | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока / Форма проведения | Планируемые результаты освоения материала | Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся | Обору- дование, ЭОР | Система контроля |
Домашнее задание | |||||||||||||||
П | Ф | предметные | метапредметные | личностные | ||||||||||||||||||||
Введение (1 час) | ||||||||||||||||||||||||
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля –планета Солнечной системы | 1 | Урок изучения нового материала. | Называть методы изучения Земли; Называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий; объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «географический полюс», «экватор»; приводить примеры географических следствий движения Земли. | Формулировать определение понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Находить на иллюстрациях способы современных географических исследований | Сформировать убежденность в возможности познания природы. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атласы, рабочая тетрадь, теллурий, электронное приложение к учебнику. | Выполнение творческой работы, зад.5 РТ стр.5 | §1,2 Р.т. с.5 №5 | ||||||||||||||
Раздел 1. Виды изображений поверхности Земли (9 часов). | ||||||||||||||||||||||||
Тема 1. План местности (4 часа). | ||||||||||||||||||||||||
2 | Понятие о плане местности. Масштаб. | 1 | Урок-практикум | Объяснять значение понятий: «план местности», «масштаб»; называть масштаб плана, карты и глобуса и показывать изображения разных видов масштаба; приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой; читать план местности; определять (измерять) расстояния на плане. | Развитие умений работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. .Развитие речи учащихся | Групповая, индивидуальная. | План местности, атласы, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Практическая работа №1. Изображение здания школы в масштабе. | §3,4 Р.т. с.12 №6, с.13 №7 | ||||||||||||||
3 | Стороны горизонта. Ориентирование. | 1 | Урок-практикум | Объяснять значение понятий: «азимут», «стороны горизонта», «ориентирование»; определять (измерять) направления на плане, географической карте и на местности; ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов. | Умение планировать свою деятельность под руководством учителя. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | План местности, атласы, компас, линейка, транспортир. | Практическая работа №2. Определение направлений и азимутов по плану местности. | §5 Р.т. с.20 №4 | ||||||||||||||
4 | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «рельеф», «относительная высота», «абсолютная высота», «горизонталь»; определять по плану местности абсолютную и относительную высоту точек местности, направление понижения (повышения) рельефа; строить профиль местности. | Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | План местности, атласы | Работа на уроке | §6 Р.т. с.29 №6 | ||||||||||||||
5 | Составление простейших планов местности. | 1 | Урок-практикум | Производить простейшую съемку местности; строить простейший план местности с учетом масштаба. | Умение планировать свою деятельность под руководством учителя. | Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни. Развитие речи учащихся | Групповая, индивидуальная. | Планшет, компас, карандаш, линейка, рулетка. | Практическая работа № 3. Составление плана местности методом машрутной съемки. | §7 | ||||||||||||||
Тема 2. Географическая карта (5 часов). | ||||||||||||||||||||||||
6 | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятия «географическая карта»; классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории; приводить примеры разных видов географических карт. | Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. | Групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая России, атласы, электронное приложение к учебнику. | Ответы на уроке и проверочная работа № 3 | §8,9 Р.т. с.33 №4, с.36 №4 | ||||||||||||||
7 | Градусная сеть на глобусе и картах | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «градусная сеть», «меридианы», «параллели»; называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и на карте; определять (измерять) направления на глобусе и географической карте. | Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая России, атласы. Рабочая тетрадь. | Работа на уроке | §10 Р. т. с.37 №1 | ||||||||||||||
8 | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснять значение понятий: «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; определять географические координаты точки, местонахождение географических объектов на глобусе и географической карте. | Развитие умений анализировать текст учебника, выделять главное; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая России, атласы. Рабочая тетрадь электронное приложение к учебнику. | Практическая работа № 4. Определение географических координат объектов и объектов по их координатам. | §11,12 Р.т. с.41 №3 | ||||||||||||||
9 | Изображение на физических картах высот и глубин. | 1 | Комбинированный | Определять по карте абсолютную и относительную высоту точек и глубину морей. | Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. | Адаптировать знания к условиям окружающей среды. Уметь использовать знания в реальной жизни | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник, рабочая тетрадь. | Работа на уроке | §13 Р.т. с.47 №6 | ||||||||||||||
10 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | Обобщающий урок | Выполнение тестовых заданий. | Оценивать работу одноклассников. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. | Групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник, рабочая тетрадь | Проверочная работа № 4, работа с атласом. Взаимоконтроль | Повтор. §3-13 | ||||||||||||||
Раздел 2. Строение Земли. Земные оболочки (22часа ). | ||||||||||||||||||||||||
Тема 3 . Литосфера (5 часов). | ||||||||||||||||||||||||
11 | Земля и её внутреннее строение. | 1 | Урок изучения нового материала. | Объяснять значение понятий: «литосфера», «земная кора», «горные породы», «полезные ископаемые»; называть и показывать на схеме составные части литосферы; называть отличия материковой и океанической земной коры; называть особенности образования горных пород различных групп; приводить примеры горных пород. | Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. Оценивать работу одноклассников. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов .Развитие речи учащихся | Групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник, рабочая тетрадь электронное приложение к учебнику. | Работа на уроке. Взаимоконтроль. | §14 Р.т. с.57 №6,7 | ||||||||||||||
12 | Движения земной коры. Вулканизм. | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «землетрясение», «очаг магмы», «лава», «сейсмический пояс», «гейзер»; называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой; называть методы изучения земных недр; определять по карте сейсмические районы мира. | Умение организовать свою деятельность. Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Работа на уроке. Взаимоконтроль. | §15 Р.т. с.43 №2, с.44 №4 | ||||||||||||||
13 | Рельеф суши. Горы. | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «рельеф», «горы»; работать с контурной картой; классифицировать горы по высоте; приводить примеры гор и показывать их на географической карте; составлять краткую характеристику гор по плану. | Развитие умения планировать свою учебную деятельность, грамотно пользоваться учебником; классифицировать информацию по заданным признакам. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний .Развитие речи учащихся | Групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Работа на уроке | §16 Р.т. с.63 №7 | ||||||||||||||
14 | Равнины суши. | 1 | Урок-практикум | Объяснять значение понятия «равнина»; классифицировать равнины по высоте; называть и показывать крупнейшие равнины мира; работать с контурной картой; составлять краткую характеристику равнин по плану. | Умение анализировать и отбирать информацию, классифицировать информацию по заданным признакам. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. | Групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник рабочая ,тетрадь электронное приложение к учебнику. | Практическая работа № 5. Составление описания форм рельефа | §17 | ||||||||||||||
15 | Рельеф дна Мирового океана. | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «материковая отмель» или шельф, «материковый склон», «глубоководный океанический желоб», «срединно-океанический хребет»; называть и показывать на схеме основные элементы рельефа дна океана; называть методы изучения Мирового океана; приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами. | Выделять существенные признаки понятий при определении форм рельефа. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира. Развитие речи учащихся | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник рабочая тетрадь | Ответы на уроке и проверочная работа № 5 | §18 | ||||||||||||||
Тема 4. Гидросфера (6 часов). | ||||||||||||||||||||||||
16 | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | 1 | Изучение нового материала | Объяснять значение понятий: «гидросфера», «мировой круговорот воды», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «солёность»; объяснять процесс мирового круговорота воды; называть и показывать части Мирового океана; составлять краткую характеристику моря по плану. | Выделять существенные признаки понятий при определении форм рельефа. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование основ экологической культуры.. Развитие речи учащихся | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику. | Работа на уроке | §19,20 Р.т. с.71 №4, с.72 №9 | ||||||||||||||
17 | Движение воды в океане | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «волна», «прилив», «отлив», «океаническое течение»; объяснять особенности движения вод в Мировом океане | Уметь выделять главное, существенные признаки понятия. Сравнивать и анализировать текст и рисунки учебника. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник рабочая тетрадь электронное приложение к учебнику. | Работа на уроке. | §21 Р.т. с.74 №4 | ||||||||||||||
18 | Подземные воды Р.К. Подземные источники СК | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «подземные воды», «водопроницаемые породы», «водоупорные породы», «грунтовые воды», «межпластовые воды», «минеральные воды»; называть меры по охране подземных вод. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование умения работать с текстом учебника. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику | Работа на уроке | §22 Р.т. с.75 №4 | ||||||||||||||
19 | Реки. | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «река», «речная долина», «исток», «устье», «речная система», «бассейн реки», «водораздел», «режим реки», «половодье», «пойма», «паводок», «пороги и водопады». Показывать по карте географические объекты, Наносить на к/карту и правильно подписывать реки. Составлять краткую характеристику реки по плану; называть меры по охране рек. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования. | Групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику | Работа в к/к. | §23 Р.т. с.77 № 6 | ||||||||||||||
20 | Озера. | 1 | Урок-практикум | Объяснять значение понятий: «озеро», «сточное» и «бессточное» озеро, «болото», «водохранилище» . Показывать по карте географические объекты. Наносить на контурную карту и правильно подписывать озера; называть меры по охране озер. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости её сохранения и рационального использования | Групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику | Практическая работа № 6. Составление описания внутренних вод | §24 Р.т. с.80 №4, с.81 №5 Проект «Водоемы Георгиевского района» | ||||||||||||||
21 | Ледники. | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «ледники», «снеговая граница», «айсберг», «многолетняя мерзлота»; определять с помощью карты снеговую границу; показывать ледники на географической карте; работать с контурной картой. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику | Работа на уроке | §25 | ||||||||||||||
Тема 5. Атмосфера (7 часов). | ||||||||||||||||||||||||
22 | Атмосфера: строение, значение, | 1 | Изучение нового материала | Объяснять значение понятий: «атмосфера»; объяснять строение, состав и значение атмосферы; называть методы изучения атмосферы; составлять характеристику атмосферы по плану. | Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры Формирование любви к своей местности. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий , физическая карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику | Работа на уроке. | §26 Р.т. с.87 №6,7 | ||||||||||||||
23 | Температура воздуха. | 1 | Урок-практикум | Объяснять значение понятий: «амплитуда температуры воздуха», «средняя температура воздуха»; измерять (определять) температуру воздуха, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, год. | Формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи под руководством учителя, выбирать средства реализации цели, применять их на практике. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры Формирование любви к своей местности. Формирование чувства личной ответственности за природу Земли. | Индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физ. карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику | Практическая работа № 7. Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры | §27 Р.т.88,89 | ||||||||||||||
24 | Атмосферное давление. Ветер. | 1 | Урок-практикум | Объяснять значение понятий: «атмосферное давление», «ветер», «бриз», «муссоны», уметь объяснять причину образования ветра; измерять атмосферное давление с помощью барометра, строить розу ветров. | Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Планировать свою деятельность под руководством учителя. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. Формирование основ экологической культуры. | Индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физ. карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику | Практическая работа № 8. Построение розы ветров. | §28 Р.т. с.92 №9 | ||||||||||||||
25 | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки | 1 | Урок-практикум | Объяснять значение понятий: «абсолютная влажность воздуха», «относительная влажность воздуха» «облако», «атмосферные осадки»; называть виды облаков и атмосферных осадков; объяснять зависимость выпадения осадков от влажности воздуха; определять облачность; строить диаграмму количества осадков по многолетним данным. | Планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование основ экологической культуры. Развитие речи учащихся | Индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физ. карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику | Практическая работа № 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | §29 Р.т. с.94 №5 | ||||||||||||||
26 | Погода. | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «погода», «воздушная масса», описывать погоду своей местности. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь | Работа на уроке | §30 Р.т. с.95 №2 | ||||||||||||||
27 | Климат | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: «климат»; называть основные элементы климата; составлять краткую характеристику климатического пояса по плану; описывать климат своей местности. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь | Работа на уроке | §30 | ||||||||||||||
28 | Причины, влияющие на климат. | 1 | Комбинированный | Объяснять значение понятий: Северный и Южный тропики, полярные круги. Называть причины влияющие на климат | Выделять главное, и существенные признаки понятий. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику | Работа на уроке | §31 Р.т. с.97 №5 | ||||||||||||||
Тема 6. Биосфера. Географическая оболочка. (4 часа) | ||||||||||||||||||||||||
29 | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 1 | Изучение нового материала | Объяснять значение понятий: «биосфера», «природная зона»; называть и показывать основные природные зоны; называть меры по охране природы. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; выделять главное, существенные признаки понятий. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику | Работа на уроке | §32 Р.т. с.100 №3 | ||||||||||||||
30 | Распространение организмов в Мировом океане. | 1 | Комбинированный | Объяснять особенности распределения организмов в толще Мирового океана; называть меры по охране природы. | Ставить учебную задачу под руководством учителя; выделять главное, существенные признаки понятий | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь | Работа на уроке | §32 | ||||||||||||||
31 | Природный комплекс. Р.К. Природные комплексы Северного Кавказа | 1 | Урок-практикум | Объяснять значение понятия: «почва», «природный комплекс», «географическая оболочка»; называть основные типы природных комплексов; называть меры по охране природы. | Выделять главное, существенные признаки понятий; создавать описательные тексты. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. Развитие речи учащихся | Групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь | Практическая работа № 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК) | §33 Р.т. с.103 №7 | ||||||||||||||
32 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Строение Земли. Земные оболочки» | 1 | Обобщающий урок. | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом, контурной картой. | Оценивать работу одноклассников. | Формирование основ экологической культуры. Формирование осознания целостности географической среды во взаимосвязи природы. | Индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь | Проверочная работа (задания для подготовки ГИА ЕГЭ) | Повтор. §32-33 | ||||||||||||||
Тема 7. Население Земли.(3 часа) | ||||||||||||||||||||||||
33 | Население Земли. Р.К. Население Ставрополья | 1 | Комбинированный | Называть основные человеческие расы и их признаки; рассказывать об изменении численности населения Земли; называть основные типы населенных пунктов; составлять характеристику своего населенного пункта по плану. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь | §34 Р.т. с.104 №1 | |||||||||||||||
34 | Человек и природа. | 1 | Комбинированный | Называть основные человеческие расы и их признаки; рассказывать об изменении численности населения Земли; называть основные типы населенных пунктов; составлять характеристику своего населенного пункта по плану. | Формирование умения ставить учебную цель. Формирование умения выделять ключевое слово и существенные признаки понятий. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас, учебник рабочая тетрадь | §34 | |||||||||||||||
35 | Обобщение и контроль знаний по разделу «Население Земли» | 1 | Обобщающий урок. | Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом и контурной картой. | Умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | Формирование ответственного отношения к учёбе. Формирование коммуникативной компетенции в общении сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности. |
Перечень обязательной географической номенклатуры. 6 класс:
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Тема «Литосфера»
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность, Бразильское плоскогорье
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали.
Тема «Гидросфера»
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Мексиканский, Персидский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское, Перуанское,.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.
2. Приводить примеры:
- характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
- связей между элементами погоды;
- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;
- воздействия организмов на компоненты неживой природы;
- влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
- меры по охране природы в своей местности;
- горных пород и минералов, их использования человеком;
- влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности;
- взаимосвязей: река – рельеф;
- искусственных водоемов;
- из истории географических исследований и открытий.
3. Определять:
- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
- стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;
- абсолютные и относительные высоты;
- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...