Хозяйство Северо -Запада
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему
Конспект урока в 9 классе по теме: "Хозяйство Северо-Запада"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
hozyaystvo_severo-zapada.docx | 49.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Хозяйство Северо-Запада | ||||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет -определить, отрасли специализации района, центры производства, крупнейшие предприятия -раскрыть роль Северо-Западного района в хозяйстве страны
-узнать о истории возникновения промышленности в Северо-Западном районе | В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет: познавательные – находить в учебниках достоверную информацию; - устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения объектов хозяйственной деятельности; - представлять информацию в форме схем, таблиц; регулятивные – определять цель учебной деятельности; - выбирать средства достижения цели; - оценивать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки; коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его; - организовывать работу в группе; (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) -преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. | - Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности - Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей -Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях -Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом -Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор. | |||||||||
Решаемые учебные проблемы | С чем связано расположение предприятий энергетического машиностроения в Северо-Западном районе? | ||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Отрасли специализации, энергетическое, транспортное, электронное машиностроение, приборостроение | ||||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | https://ru.wikipedia.org/wiki/Северо-Западный_экономический_район https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Санкт-Петербурга http://prostokvashino.ru/factories/molochniy-kombinat-petmol-sankt-peterburg( виртуальная экскурсия на производство) | ||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; | |||||||||||
Деятельность учителя Приветствует учащихся, создает позитивный настрой. 2.Мотивация учебной деятельности. - Сегодня мы продолжим изучение Северо-Западного экономического района России. Каждый район мы изучаем по плану, давайте его вспомним: -Используя материал прошлых уроков, предлагаю вам выполнить задание " Назови лишнее" (слайд 2): из предложенных объектов выбрать лишний и объяснить почему? 1.Псковская область, Вологодская область, Калининградская область, Новгородская область, Ленинградская область. 2. Эстония, Латвия, Норвегия, Польша, Финляндия, Белоруссия. 3. Ильмень, Псковское, Чудское, Лача. 4. Новороссийск, Приморск, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Выборг. 5. Фосфориты ( Кингисепп),бокситы (г. Бокситогорск, Тихвинское), янтарь (г.Балтийск),железная руда ( Ковдорское) 6. Объединение "Красный треугольник", объединение "Светлана", объединение "ЛОМО". Подводящий диалог -Что вызвало затруднение? | Деятельность обучающихся Приветствуют учителя, настраиваются на успешную деятельность. 1.Состав и ЭГП района; 2.Природные условия и ресурсы; 3.Население и трудовые ресурсы; 4.Специализация хозяйства района; 5.Города, их особая роль; 6.Экологические проблемы района; Ученик называют лишние объекты и указывают причину Вологодская область, т.к. относится к Европейскому Северу Норвегия, т.к. это государство не граничит с Северо-Западом Озеро Лача находится в Архангельской области Новороссийск- порт на побережье Черного моря, а остальные - порты Балтийского моря Железная руда (Ковдорское)- Кольский полуостров, Мурманская область Затрудняются ответить. Ответы учащихся: -Не знаем специализацию данных предприятий., какую они выпускают продукцию. | ||||||||||
2. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; | |||||||||||
Деятельность учителя -Какая будет тема нашего урока? Какие цели урока обозначим? | Деятельность обучающихся -Хозяйство Северо-Запада -Определим отрасли специализации хозяйства района - Выясним роль Северо-Западного района в хозяйстве страны -Расскажем о крупнейших предприятиях района | ||||||||||
3 ЭТАП "Открытие" нового знании. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; | |||||||||||
Деятельность учителя -Но сначала вспомним немного истории: как формировалось хозяйство района - Используя экономическую карту, давайте определим отрасли специализации района. Назовите крупнейшие центры машиностроения . Почему машиностроение специализируется на производстве изделий высокого технического уровня и качества, сложных машин и механизмов, точных приборов, аппаратов? -Какие отрасли еще являются "лицом" района? (слайд 3) | Деятельность обучающихся Сообщение 1 ученика (опережающее задание) (текст-приложение 1) Работа с картой. Специализация: 1. Машиностроение (судостроение, военная техника, турбины, генераторы для электростанций-энергетическое, приборостроение) – Санкт-Петербург, Псков, Новгород, Калининград; Потому что в состав объединений входят мощные научно-исследовательские и конструкторские организации. Кроме этого в настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует 41 Вуз, 86 средне специальных учебных заведений и 400 научно-исследовательских институтов. А это- высококвалифицированные рабочие кадры. 2. Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность; 4. Цветная металлургия | ||||||||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||
Проблема: Известно, сто в городе Санкт-Петербург находится один из крупнейших в России заводов энергетического машиностроения- завод "Электросила". С чем связано расположение данного предприятия в этом городе? Какие основные факторы будут влиять на размещения предприятий : (слайд 4) | Ответы учеников. Вывод: Расположение предприятия связано с факторами размещения энергетического машиностроения: сырьевым- рядом Ленинградский металлургический комбинат; транспортным- Санкт-Петербург- крупнейший транспортный узел, порт; потребительским- рядом Центральная Россия с большим количеством электростанций. Факторы: высококвалифицированные рабочие кадры; ориентация на передовую науку; выгодное ЭГП, соседское положение транспортный ориентация на потребителя; | ||||||||||
5 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||||||||
Деятельность учителя Практическая работа в группах по 4 человека. Каждому ученику дается шаблон, его заполнить и вклеить в рабочую тетрадь.(слайд 5) Задание: используя текст учебника, карты атласа, дополнительный текст, Интернет, заполнить пропуски в таблице. -Какова специализация сельского хозяйства? (Чтение текста учебника стр. 124-125.) – -В качестве небольшой паузы предлагаю вам совершить виртуальную экскурсию на производство "Простоквашино" | Деятельность обучающихся Работа с таблицей: приложение №2
После заполнения таблицы- проверка по каждой отрасли хозяйства, обсуждение и дополнения. (Слайды 6-15). Ответы учеников: Выращивание льна в южной части района, молочно-морское животноводство, птицеводство, производство овощей и картофеля Просмотр ролика: http://prostokvashino.ru/factories/tour (слайд 17: виртуальная экскурсия на производство-вкладка производство) | ||||||||||
6 ЭТАП Первичное закрепление | |||||||||||
Деятельность учителя -Выполнение тестовой работы. Самопроверка, ответы на экране. (слайды 18-19) | Деятельность обучающихся 1.В каком городе развито производство минеральных фосфатных удобрений? 1)Великий Новгород 2) Кингисепп 3)Боровичи 4)Ковдор 2.Расположите субъекты Северо-Западного района в порядке уменьшения их роли в машиностроении данного экономического района: 1) Санкт-Петербург 2) Новгородская область 3) Ленинградская область 3.Установите соответствие между производством и центром его размещения: 1)суда военного назначения А) Бокситогорск 2) азотных удобрений Б) Санкт-Петербург 3) глинозема В) Великий Новгород | ||||||||||
8 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | |||||||||||
Деятельность учителя - Вспомните тему и задачи урока. - Можем ли мы назвать лишнее предприятие из предложенного вначале урока списка? -Чьи версии подтвердились? Подведение итогов урока: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о хозяйстве района по сравнению с началом урока? Выставление оценок за урок | Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Ответы детей | ||||||||||
9 ЭТАП Домашнее задание. §27,задание в контурной карте Инд. задание : экологические проблемы района.
|
Приложение №1
Исторический обзор промышленности Санкт-Петербурга
Первоначально экономика Северо-Запада была связана с древними городами и торговыми путями. После присоединения к централизованному Русскому государству Новгорода и Пскова города утратили свою ведущую роль во внешней торговле, а после основания Санкт-Петербурга хозяйственная жизнь городов продолжала приходить в упадок.
Исторически Санкт-Петербург формировался как торговый и промышленный центр. Первое иностранное торговое судно пришло в город уже в 1703 году всего через месяц после основания города. Промышленность же начала развиваться благодаря Северной войне: для борьбы со шведами требовался флот на Балтийском море. Уже в 1704 году на левом берегу Невы была заложена Адмиралтейская верфь, вокруг которой стали быстро строиться различные производства, обеспечивающие ее функционирование. В 1710 году появились Галерный двор и Партикулярная верфь, в 1711 – Литейный двор, производивший артиллерийские орудия, в 1715 – пороховые заводы на Охте. Первой отраслью гражданской промышленности, появившейся в Петербурге, стало производство строительных материалов. Насаждение каменного строительства, проводимое Петром I, повлекло за собой появление целого ряда кирпичных заводов в самом городе и его окрестностях, а также способствовало освоению месторождений строительного камня. В первой половине XVIII века в Петербурге было уже около 20 металлообрабатывающих производств и порядка 60 предприятий легкой промышленности и смежных с ней отраслей. В то же время в городе появились и принципиально новые для России производства – стеклодувное и фарфоровое. Последнее было создано выдающимся русским ученым Михаилом Ломоносовым.
Вплоть до середины XIX века большинство крупных предприятий Петербурга были казенными. Особенно это было заметно в сфере металлообработки, где в частных руках был только чугунолитейный завод Чарльза Берда. Новый этап активного развития промышленности Петербурга начался с 1840-1850-х гг. В этот период на первый план кратковременно вышло текстильное производство, но уже во второй половине XIX века город вернулся к своей исторической специализации: среди вновь создаваемых предприятий стали снова преобладать металлообрабатывающие и машиностроительные заводы.
Предприятия в годы довоенных пятилеток освоили 200 видов новой продукции. Образовались мощные конструкторские и проектные бюро, имелась хорошая материальная база, квалифицированные кадры. Но мирный труд страны был нарушен вероломным нападением фашистской Германии на СССР.
После Великой Отечественной войны в городе также появилось немного новых предприятий. Основные изменения в городской промышленности происходили за счет реорганизаций. В начале 60-х в Ленинграде возникли первые производственные объединения, чуть позднее появились научно- производственные объединения на базе научно-исследовательских институтов.
Резкие изменения произошли после распада СССР в 1991 году. С одной стороны, резко сократился оборонный заказ, что привело к сокращению объемов производства в традиционных для города отраслях промышленности, с другой стороны – получил развитие малый и средний бизнес, стала постепенно набирать обороты туристическая индустрия, возникли новые производства, в том числе и с участием иностранного капитала. Сейчас основу хозяйства района составляет машиностроение. Машиностроение представлено объединениями, включающими в свой состав мощные научно
исследовательские и конструкторские организации.
Приложение №2
№п/п | Отрасль хозяйства | Центр | Предприятие, объединение | Что выпускают |
1. | Энергетическое Машиностроение | Генераторы, турбины, реакторы для электростанций | ||
2. | Транспортное машиностроение | г.Санкт-Петербург | Суда военного и гражданского назначения | |
3. | ОАО "Светлана" | |||
4. | г.Санкт-Петербург | АО "ЛОМО" | ||
5. | Ленинградская область, | Бумага,бумажные салфетки | ||
6. | Химическая промышленность | ОАО «Акрон» | Производство сложных минеральных удобрений: NP, NPK, сухие смешанные удобрения, азотные удобрения – аммиачную селитру, карбамид, КАС. | |
7. | г.Кингисепп | АО "Евро-Хим -Северо-Запад", | ||
8. | Химическая промышленность | Производство резиновой продукции | ||
9. | Бокситогорский глиноземный завод | |||
10. | Пищевая промышленность | г. Великие Луки Псковская область | ||
11. | Нитки, носки |
Проверь себя!
№п/п | Отрасль хозяйства | Центр | Предприятие, объединение | Что выпускают |
1. | Энергетическое Машиностроение | г.Санкт-Петербург | Завод "Электросила" | Генераторы, турбины, реакторы для электростанций |
2. | Транспортное машиностроение | г.Санкт-Петербург | Суда военного и гражданского назначения | |
3. | г.Санкт-Петербург | ОАО "Светлана" | Электровакуумных приборы, рентгеновские трубки, СВЧ-печи, полупроводниковые приборы и устройства, интегральные схемы, микропроцессоры, микроконтроллеры, высокоглиноземистая керамика | |
4. | Приборостроение | г.Санкт-Петербург | АО "ЛОМО" | Оптико-механические и оптико-электронные приборы |
5. | Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | Ленинградская область, | Сясьстройский ЦБК | Бумага,бумажные салфетки |
6. | Химическая промышленность | г. Великий Новгород | ОАО «Акрон» | Производство сложных минеральных удобрений: NP, NPK, сухие смешанные удобрения, азотные удобрения – аммиачную селитру, карбамид, КАС. |
7. | Химическая промышленность | г.Кингисепп | АО "Евро-Хим -Северо-Запад" | Производство минеральных удобрений: фосфатных |
8. | Химическая промышленность | г.Санкт-Петербург | "Красный треугольник" | Производство резиновой продукции |
9. | Цветная металлургия | г. Бокситогорск | Бокситогорский глиноземный завод (ОАО "РУСАЛ Бокситогорск") | Производство глинозема |
10. | Пищевая промышленность | г. Великие Луки Псковская область | ОАО «Великолукский мясокомбинат» | Мясная продукция, колбасные изделия, мясные деликатесы |
11. | Легкая промышленность | г.Санкт-Петербург | Прядильно-ниточный комбинат "Красная нить" | Нитки, носки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Восток и Запад". Обществознание 11 кл.
3анятие предполагает изучение и обсуждение одной из наиболее актуальных проблем современного этапа истории человечества. По своей структуре оно является интерактивным, в нем использованы такие методы,...
Урок Выбор Александра Невского: запад или восток?
Методическая разработка урока с презентацией направлена на развитие умений и навыков работы с документами и решения проблемных задач....
Урок Выбор Алесандра Невского: запад или восток?
Презентация к уроку ВЫбор Александра Невского:и запад или восток? с постановкой проблемной задачи....
Тематическое рисование на уроках ИЗО в 6 кл. по теме "Изображение дракона в культурах запада и востока".
Данный урок представляет собой интерес прежде всего для тех,кто любит использовать межпредметные связи. Развивает образное мышление, фантазию, интерес к общечеловеческим ценностям и национальным культ...
Урок-игра "Русь между востоком и западом"
Урок обобщения и повторения пройденного материла.Тип урока: играЦель: 1) повторить и обобщить материал по темам Нашествие монгол на Русь и Нашествие с Запада ...
Тест по теме «Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации»
Тематический тест к учебнику Волобуева...
Тест по теме «Запад в Новое время»
Тест для 10 класса к учебнику Волобуева...