Использование кейс-технологий на уроке географии
методическая разработка по географии (9 класс) на тему
Использование кейс-технологий на уроке географии для 9 класса по теме: "Проблемы Агропромышленного комплекса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_tehnologiy_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti.odt | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
- Разработка по использованию кейс-технологии в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.
Урок в 9 классе по теме «Проблемы агропромышленного комплекса»
Цели:Образовательные – обобщить и систематизировать знания учащихся о закономерностях структуры и размещении АПК.
Развивающие – формировать ключевые компетентности: готовность к видению проблем, к сбору и анализу информации (готовность работы с информационными ресурсами); развивать умение определять альтернативные пути решения проблемы.
Воспитательные – воспитывать сдержанность, уважение к мнению других.
Оборудование: атласы 9 класса, настенные карты “Растениеводство”, “Животноводство”, статистические данные, кейсы на каждую группу и рекомендации.
Ход урока
1. Орг. момент:
– приветствие, проверка готовности к уроку;
– деление класса на группы по 4 человека;
– сообщение целей и задач урока
2. Повторение ранее изученного материала.
- Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя).
- Что включает в себя АПК? Каков его состав? (1 – производство машин, оборудования, удобрений и ядохимикатов, комбикормов; 2 – сельское хозяйство – растениеводство и животноводство; 3 – заготовка, переработка, хранение и реализация продукции).
- Каковы отличительные особенности сельского хозяйства? (1.Производство с/х продукции сезонно, оно зависит то природных условий; 2. С\х предприятие занимает большую площадь; 3. Земля, является одновременно и средством труда и предметом труда.
- Каковы закономерности в составе и размещении АПК?
Динамическая пауза
3. Самостоятельная работа со статистическим материалом (учебник с.158, таблица №35)
Проанализировав данные таблицы, скажите:
– по каким показателям Россия лидирует, среди данных стран? (по с/х угодьям, по площадям пашни, по производству картофеля)
– по каким показателям уступает? (по всем остальным).
– Сделайте вывод о развитии АПК России по сравнению с другими странами.
(Вывод: развитие АПК России на низком уровне!)
– Как вы думаете, какие проблемы в АПК мешают его высоким показателям?
4. Закрепление и обобщение изученного материала.
- Работа с кейсами по группам (розданы кейсы и рекомендации к ним)
- Время работы с кейсом ограничено – 15 минут
- С вопросами обращаться к руководителю
- Высказывания по кейсу (10 мин.)
- Общий вывод: ключевая проблема данного кейса – обеспечение страны собственным продовольствием! Решить эту проблему можно, применяя на практике все ваши предложения, потому, что каждое предложение имеет место быть.
5. Оценка учащихся.
Самооценка учеников по инструкции. (Комментирование оценок в группе)
6. Итог урока
Каковы перспективы АПК России?
Решаемы ли его проблемы?
7. Домашнее задание
Обсудите ключевую проблему дома с родителями и запишите в тетради их предложения решения данной проблемы.
Урок окончен, спасибо за работу!
Рекомендации по работе с кейсом.
- Прочитайте внимательно кейс.
- Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.
- письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса, оставляя место для возможного другого варианта ответа.
- Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника в & 31 – 33, таблицы № 35, 36, 37(с.158-171), картосхемы на рисунках №51,52,53, атлас за 9 класс, карты настенные.
- Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.
- Остальные группы внимательно слушают и записывают те варианты ответов, которых у них нет. У каждой группы может быть своя ключевая проблема по данному кейсу.
- После выступления всех групп, мы должны сделать общий вывод и записать его.
Инструкция оценивания работы группы.
- Каждая группа, ответив на все 6 вопросов кейса, получает максимум – 30 баллов (каждый ответ – 5 баллов)
- Высчитайте, сколько баллов набрала ваша группа.
- Это количество разделите на количество человек в группе – это и есть ваша оценка.
- Можете обсудить в группе и оценить работу каждого индивидуально: самому активному в группе – 5 баллов, тому, кто высказывал свое мнение, но не уверен в его правильности – 4 балла, высказывал ошибочные мнения – 3 балла, вообще не принимал участия в дискуссии – 2 балла.
Кейс.
Агропромышленный комплекс России.
Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.
Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. Сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.
Вопросы к кейсу.
- Сформулируйте проблему.
- Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты “Животноводство” и “Растениеводство”)
- Как сократить потери продукции при уборке и хранении?
- Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
- Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?
- Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни Россиян?
- Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?
Агропромышленный комплекс.
АПК – совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.
В составе АПК выделяют 3 звена, каждое из которых, выполняет свою определенную функцию.
Отличительные особенности сельского хозяйства?
- Производство сельскохозяйственной продукции сезонно, оно зависит от природных условий.
- Сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь.
- Земля, является одновременно, и средством труда, и предметом труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование "кейс-технологии" на уроках географии
Данный материал включае в себя две части: теоретическую и практическую. В теоретической части перечислены достоинства "кейс-технологии". Отмечены основные требования к построению "кейса", фазы и этапы...
Актуальность использования кейс-технологии на уроках географии в старших классах.
Педагогический опыт...
Проблема использования кейс-технологии на уроках географии в разных возрастных группах, на примере пятого и восьмого классов.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся п...
Доклад на тему: "Использование кейс-технологии на уроках географии"
Доклад "Использование кейс-технологии на уроках географии....
Использование кейс-технологий на уроках географии в современных условиях.
Одним из главных направлений работы нашего образовательного учреждения является экспериментальная деятельность, в которой участвуют большинство педагогов. В процессе обучения географии в качеств...
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода с использованием кейс-технологии и географического моделирования
Учитель географии МОБУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района РБЗинатуллина Елена Рашитовна Класс: 5 Учебник: География. Начальный курс: Алгоритм успеха. Автор Летягин А.А. издательство В...
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»
Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...