Использование кейс-технологий на уроке географии
методическая разработка по географии (9 класс) на тему

Гурьева Анна Анатольевна

Использование кейс-технологий на уроке географии для 9 класса по теме: "Проблемы Агропромышленного комплекса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_tehnologiy_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti.odt29 КБ

Предварительный просмотр:

  • Разработка по использованию кейс-технологии в развитии познавательной активности учащихся на уроках географии.

Урок в 9 классе по теме «Проблемы агропромышленного комплекса»

Цели:Образовательные – обобщить и систематизировать знания учащихся о закономерностях структуры и размещении АПК.

Развивающие – формировать ключевые компетентности: готовность к видению проблем, к сбору и анализу информации (готовность работы с информационными ресурсами); развивать умение определять альтернативные пути решения проблемы.

Воспитательные – воспитывать сдержанность, уважение к мнению других.

Оборудование: атласы 9 класса, настенные карты “Растениеводство”, “Животноводство”, статистические данные, кейсы на каждую группу и рекомендации.

  • Ход урока

1. Орг. момент:  

– приветствие, проверка готовности к уроку;

– деление класса на группы по 4 человека;

– сообщение целей и задач урока

  • 2. Повторение ранее изученного материала.  

  • Что такое АПК? (Совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя).
  • Что включает в себя АПК? Каков его состав? (1 – производство машин, оборудования, удобрений и ядохимикатов, комбикормов; 2 – сельское хозяйство – растениеводство и животноводство; 3 – заготовка, переработка, хранение и реализация продукции).
  • Каковы отличительные особенности сельского хозяйства? (1.Производство с/х продукции сезонно, оно зависит то природных условий; 2. С\х предприятие занимает большую площадь; 3. Земля, является одновременно и средством труда и предметом труда.
  • Каковы закономерности в составе и размещении АПК?

Динамическая пауза  

  • 3. Самостоятельная работа со статистическим материалом (учебник с.158, таблица №35)  

Проанализировав данные таблицы, скажите:

– по каким показателям Россия лидирует, среди данных стран? (по с/х угодьям, по площадям пашни, по производству картофеля)

– по каким показателям уступает? (по всем остальным).

– Сделайте вывод о развитии АПК России по сравнению с другими странами.

(Вывод: развитие АПК России на низком уровне!)

– Как вы думаете, какие проблемы в АПК мешают его высоким показателям?

  • 4. Закрепление и обобщение изученного материала.

  • Работа с кейсами по группам (розданы кейсы и рекомендации к ним)
  • Время работы с кейсом ограничено – 15 минут
  • С вопросами обращаться к руководителю
  • Высказывания по кейсу (10 мин.)
  • Общий вывод: ключевая проблема данного кейса – обеспечение страны собственным продовольствием! Решить эту проблему можно, применяя на практике все ваши предложения, потому, что каждое предложение имеет место быть.
  • 5. Оценка учащихся.  

Самооценка учеников по инструкции. (Комментирование оценок в группе)

  • 6. Итог урока  

Каковы перспективы АПК России?

Решаемы ли его проблемы?

  • 7. Домашнее задание  

Обсудите ключевую проблему дома с родителями и запишите в тетради их предложения решения данной проблемы.

Урок окончен, спасибо за работу!

  • Рекомендации по работе с кейсом.

  • Прочитайте внимательно кейс.
  • Обсудите его в группе, выдвиньте ключевую проблему и запишите её в тетрадь.
  • письменно дайте краткие ответы на вопросы после кейса, оставляя место для возможного другого варианта ответа.
  • Если затрудняетесь ответить, можете использовать текст учебника в & 31 – 33, таблицы № 35, 36, 37(с.158-171), картосхемы на рисунках №51,52,53, атлас за 9 класс, карты настенные.
  • Каждая группа выбирает представителя, который будет выступать с ответом.
  • Остальные группы внимательно слушают и записывают те варианты ответов, которых у них нет. У каждой группы может быть своя ключевая проблема по данному кейсу.
  • После выступления всех групп, мы должны сделать общий вывод и записать его.
  • Инструкция оценивания работы группы.

  • Каждая группа, ответив на все 6 вопросов кейса, получает максимум – 30 баллов (каждый ответ – 5 баллов)
  • Высчитайте, сколько баллов набрала ваша группа.
  • Это количество разделите на количество человек в группе – это и есть ваша оценка.
  • Можете обсудить в группе и оценить работу каждого индивидуально: самому активному в группе – 5 баллов, тому, кто высказывал свое мнение, но не уверен в его правильности – 4 балла, высказывал ошибочные мнения – 3 балла, вообще не принимал участия в дискуссии – 2 балла.
  • Кейс.

Агропромышленный комплекс России.

Одна из важнейших задач, стоящих перед агропромышленным комплексом – обеспечение страны собственным продовольствием. Сейчас Россия обеспечивает себя растительным маслом на 58%, сахаром на 42%, фруктами и ягодами на 28%, овощами и бахчевыми на 50%, хлебом на 80%, молочными и мясными продуктами на 50-58%.

Один из главных недостатков сельского хозяйства России – большие потери продукции при уборке и хранении: до 30% зерна, 50% картофеля, 20% льна и т.д. Собранная продукция плохо перерабатывается. Из 1 т. Сырья пищевой продукции получают на 20-30% меньше, чем в развитых странах. Не используется 50% субпродуктов и обезжиренного молока, 93% крови. Всё это следствие недостаточного финансирования перерабатывающих отраслей. В России соотношение вложений в них и сельское хозяйство составляет 1:10. А в США – 1,24:1. Очень слабо развита пищевая промышленность Европейского Севера, Сибири, Дальнего Востока. Важнейшая задача сельского хозяйства – развитие различных форм собственности на селе. Доля частного сектора за последние годы увеличилась до 40%. Однако она слишком мала, для того, чтобы компенсировать снижение производства в колхозах и совхозах. Быть фермером в России сложно: из 100 фермерских хозяйств выживает -48. Только наличие различных форм хозяйствования может решить проблему повышения производительности труда в отечественном сельском хозяйстве. От решения проблем, накопившихся в АПК, зависит здоровье и уровень жизни Россиян. Калорийность питания российского населения постоянно снижается. По этому показателю (2600ккал в день) Россия сравнялась с развивающимися странами. Очень велик соблазн ввозить многие продукты из-за рубежа, поскольку они дешевле отечественных продуктов. Но важно помнить: все развитые страны мира. Прежде всего, поддерживают своё сельскохозяйственное производство, даже если оно дороже зарубежного.

  • Вопросы к кейсу.

  • Сформулируйте проблему.
  • Подумайте, производство, каких видов сельскохозяйственной продукции, наиболее реально для обеспечения страны продовольствием. Учитывайте её агроклиматические особенности? (используя климатическую карту России, карты “Животноводство” и “Растениеводство”)
  • Как сократить потери продукции при уборке и хранении?
  • Какие формы собственности, и какие виды хозяйств существуют в сельском хозяйстве?
  • Как можно повысить производительность труда в сельском хозяйстве?
  • Как сельское хозяйство влияет на здоровье и уровень жизни Россиян?
  • Почему развитые страны мира поддерживают своё сельскохозяйственное производство?
  • Агропромышленный комплекс.

АПК – совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении её до потребителя.

В составе АПК выделяют 3 звена, каждое из которых, выполняет свою определенную функцию.

Отличительные особенности сельского хозяйства?

  • Производство сельскохозяйственной продукции сезонно, оно зависит от природных условий.
  • Сельскохозяйственное предприятие занимает большую площадь.
  • Земля, является одновременно, и средством труда, и предметом труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование "кейс-технологии" на уроках географии

Данный материал включае в себя две части: теоретическую и практическую. В теоретической части перечислены достоинства "кейс-технологии". Отмечены основные требования к построению "кейса", фазы и этапы...

Проблема использования кейс-технологии на уроках географии в разных возрастных группах, на примере пятого и восьмого классов.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся п...

Доклад на тему: "Использование кейс-технологии на уроках географии"

Доклад "Использование кейс-технологии на уроках географии....

Использование кейс-технологий на уроках географии в современных условиях.

Одним из главных направлений работы  нашего образовательного учреждения является экспериментальная деятельность, в которой участвуют большинство педагогов. В процессе обучения географии в качеств...

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно-деятельностного подхода с использованием кейс-технологии и географического моделирования

Учитель географии МОБУ СОШ с.Рощинский Стерлитамакского района РБЗинатуллина Елена Рашитовна  Класс: 5  Учебник: География. Начальный курс: Алгоритм успеха. Автор Летягин А.А. издательство В...

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного опыта учителя географии «Повышение качества образования на уроках географии посредством использования кейс-технологий в условиях реализации ФГ...