Доклад на тему: "Использование кейс-технологии на уроках географии"
статья по географии на тему
Доклад "Использование кейс-технологии на уроках географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_keys-tehnologiina_urokah_geografii.docx | 42.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
«Цель обучения ребёнка состоит
в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя».
(Э. Хаббард)
Современный этап развития российского общества ставит перед школьным образованием качественно новые цели: динамичность, переход к экономике, основанный на знаниях, усиление требований к креативности мышления, стремительный рост разнообразной информации – формирует в качестве важнейшей школьной образовательной цели обеспечение всех возможностей для того, чтобы выпускник школы успешно разрешал любые задачи, проблемы, которые ставит перед ним жизнь.
Учителем географии работаю 13 лет и всё чаще задумываюсь о том, почему снижается познавательный интерес детей к урокам географии. Большинство обучающихся занимают в учебном процессе пассивную роль, что негативно отражается на качестве образования. Поэтому знания учащихся по предмету неглубокие, познавательный интерес и мотивация достаточно низкие. Многие учащиеся географию считают предметом не столь важным. По результатам анкетирования школьники предмет географию по степени значимости для дальнейшей жизни ставят на одно из последних мест среди школьных дисциплин. И, возможно поэтому мотивация обучения снижается, снижается качество знаний.
Среди интерактивных технологий обучения всё большую популярность получают кейс-технологии. Они разработаны для обучения на основе реальных или вымышленных проблемных ситуаций и направлены не только на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и знаний.
Современная школа требует творческого отношения учителя. Необходимость сделать учебный процесс ярким, нестандартным, а результативность занятий - максимальной, заставила меня искать новые методы в обучении и воспитании учащихся, где главная цель – личность ребёнка, использование его потенциальных возможностей. Для поддержания устойчивого интереса к предмету, для достижения высоких результатов в приобретении знаний и воспитании детей, я решила использовать на уроках географии кейс – технологию. Она получает всё большую популярность среди интерактивных технологий обучения, способствует развитию навыков анализа и критического мышления. Демонстрации различных позиций и точек зрения, формированию навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.
Наиболее распространёнными методами кейс – технологии является ситуационный анализ и его разновидности, которые применяю на своих уроках:
1)анализ конкретных ситуаций
2)ситуационные задачи и упражнения
3)кейс-стади или метод учебных конкретных ситуаций.
Использование метода ситуационного анализа переносит акцент с овладения готовым знанием на выработку определённых навыков, сотворчество учителя и ученика. Его принципиальное отличие от традиционных методик – демократия в процессе обучения знания, когда каждый учащийся по сути дела равноправен с другими школьниками и преподавателями в процессе обсуждения проблемы.
Применяемый на уроках случай выбираю согласно требованиям:
- случай должен быть приближен к жизни
- должен содержать проблемы и конфликты
- должен быть обозреваемым и решаемым
- должен допускать различные варианты решения.
Самый распространённый метод ситуационного анализа – традиционный анализ конкретной ситуации – это глубокое и детальное исследование реальной или имитированной ситуации. Например, на своих уроках предлагаю выработать решение следующих ситуаций:
А) демографические проблемы Саратовской области (9 класс).
Б) экологические проблемы природных зон Земли (7 класс).
Несомненным достоинством этого метода является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей учащихся, жизненных установок, своеобразного мироощущения.
Следующий метод, который использую на уроках – ситуационное упражнение (задача) заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения.
Например, учащимся даю задание выработать свою стратегию решения демографической проблемы в России. При этом предлагаю решения, принятые правительством страны, и они должны либо согласиться с ними, но при этом доказать их правомерность, либо добавить свои решения проблемы.
Ситуационные задачи предлагаю также с использованием проблем настоящего и будущего времени, например:
-выбор региона страны для строительства химического предприятия с учётом определённых факторов и условий (9 класс)
- составление прогноза изменения положения и размеров материков и океанов через несколько млн. лет (7 класс.)
Другая разновидность метода, который я использую – метод кейс-стади или учебных конкретных ситуаций заключается в том, что ученики, ознакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему. Представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими обучающими.
При использовании данного метода, составляю кейсы с применением научных, публицистических, учебных текстов (материалов газет, журналов, информации из Интернета и др.).
Для составления кейса следую определённым требованиям:
1. Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая не имеет однозначного решения.
2. Соответствие текста поставленным образовательным задачам и теме урока.
3. Присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения путей решения исследовательской проблемы.
Метод кейс-стади отличается:
а) наличием проблемной ситуации, которую необходимо увидеть и решить
б) коллективной выработкой решений
в) возможностью нескольких решений проблемы
г) наличием управляемого эмоционального напряжения обучающихся
Моя роль как учителя при использовании кейс-стадии заключается в двух видах:
1) творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа, подготовка методического обеспечения
2) на самом уроке, в вступительном и заключительном слове, в организации малых групп и дискуссии, в поддержании делового настроя в классе, оценивание вклада учеников в анализ ситуации. На своих уроках я использую кейсы разной направленности, разной сложности в зависимости от содержания и от способностей учащихся на разных этапах урока.
Существует алгоритм, по которому учащиеся работают с кейсом:
1 этап – знакомство с ситуацией, её особенностями.
2 этап – выделение основной проблемы факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию.
3 этап – предложение концепций и идей для «мозгового штурма».
4 этап – анализ последствий принятия того или иного решения.
5 этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
6 этап – рефлексия (обсуждение кейсов).
В методе кейс – стади центральное место занимает дискуссия. Признаки хорошего обсуждения кейса:
- чем меньше говорит учитель, тем лучше
- активность учеников
- большое количество вопросов, заданных учениками
- активность дискуссии
- позитивная атмосфера
- обоснованность вывода по кейсу.
Основные пункты дискуссии, решения проблемы ученики записывают в тетрадь. Представление результатов анализа кейсов важный аспект метода кейс-стади. Умение публично представить интеллектуальный продукт, хорошо его рекламировать, показать его достоинства и возможные направления эффективного использования.
Работа с кейсами учащимся нравится, вызывает живой интерес, развивает критическое мышление, самостоятельность и ответственность, формирует коммуникативные и познавательные компетенции.
В качестве примера рассмотрим фрагмент урока в 8 классе по теме «Влияние климата на жизнь человека»
Работа с кейсом может быть организованна в 3 этапа:
1 этап. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности;
2 этап. Организация совместной деятельности. Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы в малых группах или индивидуально. В каждой группе выбираются спикер, который представляет решение, секретарь, фиксирующий ход обсуждения, и хранитель времени, который следит за временем работы. Учитель организует и направляет общую дискуссию.
Учебная задача: установить связь климата со здоровьем человека.
Формируемые ключевые компетентности:
информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации);
коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя);
рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей).
Этапы работы с кейсом | Методический комментарий для лучшего понимания содержания. | ||
1. Чтение текста «От жары Россия заболеет» (статья из газеты «Аргументы и факты». | Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке. | ||
2. Пересказ текста. | Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали. | ||
3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте? | Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение. | ||
4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»). | Составление схемы, таблицы, кластера помогает затем найти пути решения проблемы. | ||
5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет). | Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения. | ||
6. Определение путей решения проблемы («Мозговой штурм»). | Запись путей желательна, чтобы не упустить важное. | ||
7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы): сочинение-миниатюра; опорный контекст; схема; таблица; мультимедийная презентация. | Здесь формируются творческие навыки обучающихся. | ||
8 . Презентация итогов работы | |||
| |||
|
|
Текст кейса: «Как отразится изменение климата….»
От жары Россия заболеет.
Как отразится изменение климата на здоровье человека? «В России, которая на две трети покрыта многолетней мерзлотой, проблема глобального потепления стоит в тысячу раз острее, чем в Европе или Америке, – рассказал «АиФ» Борис РЕВИЧ, профессор, доктор медицинских наук. – Разрушение систем водоснабжения и канализации из-за таяния вечной мерзлоты могут вызвать подъем заболеваемости кишечными инфекциями, например, на Чукотке им других арктических территориях России. Потепление климата может стать причиной увеличения числа случаев малярии, клещевого энцефалита и других инфекционных заболеваний. Например, в Подмосковье ещё несколько лет назад считалось, что переносчики малярии были полностью уничтожены 60-е гг. XX в. Однако, начиная с 2002 г. личинки малярийных комаров снова появились в подмосковных прудах. Сейчас по статистике, на столичный регион выпадает 34 % случаев заболеваний малярией в России. Значительно выросла у нас и заболеваемость геморрагической лихорадкой. Это заболевание вызывающее внутреннее кровотечение, фиксируется теперь не только на юге России, но и в Новосибирской области. Ранее эта лихорадка была распространена преимущественно в Африке и на ближнем Востоке. Более 90% взрослых жителей этих регионов имеют иммунитет к вызывающему ее вирусу. Россия же совершенно беззащитна перед этим тропическим заболеванием».
Для того, чтобы результаты обсуждения быстро фиксировались, целесообразно в группы раздать шаблоны:
Шаблон для работы
Проблема № 1: _______________________________________________________________
Проблема № 2: _______________________________________________________________
Проявления проблемы:
_________________ ________________________ ________________________
_________________ ________________________ ________________________
_________________ ________________________ ________________________
_________________ ________________________ ________________________
Идеальное состояние: _________________________________________________________
_________________________________________________________
Пути решения, направленные на установление причин и следствий:
Одним из вариантов презентации итогов обсуждения может быть такой опорный конспект:
Проблема № 1: Глобальное потепление климата.
Проблема № 2: Рост заболеваемости россиян (проблема 2 рождается проблемой 1)
Проявление проблемы:
а) рост кишечных б) рост заболеваемости в) случаи геморрагической
инфекций малярией, клещевым лихорадки.
энцефалитом.
Пути решения:
- Совершенствование систем канализации и водоснабжения;
- Разработка новых методов очистки воды;
- Разработка новых способов борьбы с переносчиками заболеваний (клещей, комаров …);
- Создание эффективных вакцин и лекарственных препаратов;
- Внедрение генов, обеспечивающих невосприимчивость к болезни, в генотип человека;
- Меры по снижению теплового эффекта в атмосфере (какие?)
3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача этого этапа: выделить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги.
Урок географии с использованием технологии «Кейс-стади»
обучения на примере конкретных ситуаций
по теме «Австралия» в 8 классе.
Кейс «На помощь!»
- Подготовительный этап: учитель определяет место урока в системе предмета, ставит цели кейса, подготавливает ситуацию, дополнительные информационные материалы.
- 1.1.Место урока в системе предмета: обобщающий урок, проводится после изучения темы «Австралия». Исключительно важную роль играет обобщающее повторение. Задача его заключается в подведении итога изучения по теме. Обобщающее повторение по теме «Австралия» систематизирует знания учащихся, подведет их к выводам и обобщениям, тем самым будет содействовать более глубокому пониманию материала и способствовать более осознанному усвоению материала. Чтобы обобщающее повторение обеспечивало прочность знаний, повышало интерес и познавательную активность учащихся, надо его разнообразить в методическом отношении. Поэтому я выбираю технологию кейс-стади на примере конкретных ситуаций.
- 1.2.Цели кейса.
- 1. Закрепить знания детей о географическом положении Австралии.
- Расширить знания детей о природе, полезных ископаемых, сельском хозяйстве, промышленности Австралии. Формировать у учащихся элементарные знания по экономической географии и роли морского транспорта в экономике страны.
- 2. Активизировать познавательную активность учащихся, формировать у
учащихся умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий.
3. Воспитывать любовь к природе, уважение к труду, к народам других стран.
1.3.Информационный материал я подготовила на основе современных научных данных, использовала необходимые дополнительные сведения из Большого иллюстрированного справочника «Страны и континенты», книги С.Сахарова «История корабля».
- Ознакомительный этап: на данном этапе происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной профессиональной ситуации.
А) чтение текста кейса учителем
Б) пересказ ситуации учащимися
В) Ответы учащихся на вопросы.
2.1. Введение в ситуацию Действие разворачивается в водах Тихого океана на пассажирском судне «Михаил Лермонтов». Действующие лица: капитан теплохода Денис Олегович Ефимов, помощники капитана, радист теплохода Федор Красатов, директор туристической компании «Солнечный берег» Уваров Константин Николаевич.
2.2. Описание ситуации
Плывут через океаны тысячи судов, везут грузы: кто машины, кто фрукты, кто зерно. Кто нефть.
Пассажирские суда превратились теперь в плавучие гостиницы, в плавучие отели, жилища для туристов. Купишь билет и проведешь свой отпуск на море. Живёшь в гостиничном номере, обедаешь в ресторане, бродишь по прогулочной палубе. А всё это – и твой номер, и ресторан, и палуба - плывёт в это время от одного берега к другому, от одного города к другому.
Теплоход «Михаил Лермонтов» взял на борт туристов и вышел из города Санкт-Петербург к берегам Кораллового моря. Он заходил по пути во все порты, и разноцветные автобусы отвозили туристов то в лес, где поют удивительные длиннохвостые птицы, то в горы. Но вот Фёдор Красатов радист пассажирского судна «Михаил Лермонтов» принял по радио сигнал SOS с терпящего бедствие грузового судна. Сигнал SOS, известный морякам всего мира, означает «Спасите наши души». Помощник капитана записывает место бедствия и отмечает его на карте. А что он доложит капитану? Закончите его сообщение: «Получен сигнал «SOS» с грузового судна, терпящего бедствие в южной части_________________________________________________________ океана
(наименование океана)
на незначительном удалении от восточного берега самого малого материка Земли. Наше судно находится в непосредственной близости от места бедствия.
С помощью судов осуществляется перевоз, обмен и торговля продукцией между городами и странами. Преимущества морского транспорта заключаются в дешевизне перевозок, широком выборе морских путей. В составе флота большую роль играют нефтетанкеры, рудовозы, углевозы, лесовозы, рефрижераторы, некоторые страны обладают рыболовецким, китобойным флотом.
Грузовое судно непрерывно передавало сигнал SOS. Денис Олегович сделал запись в судовом журнале: «19 декабря 2008 года получен сигнал SOS с грузового судна, терпящего бедствие в водах Кораллового моря. Наше судно находится в непосредственной близости от места бедствия». Для принятия возможных действий в рубке теплохода собрались Денис Олегович, все помощники капитана, Уваров Константин Николаевич. В ожидании приказа за дверью рубки стоял радист. В рубке было тихо, но вдруг Фёдор услышал голос Константина Николаевича: «Не можем мы подвергать опасности жизни наших пассажиров! Трюмы грузового судна могут быть загружены чем угодно».
Проговорите описанную ситуацию. Расскажите как вы ее поняли. Выявите моменты, когда действующие лица преступают моральные принципы. Укажите возможные действия экипажа теплохода «Михаил Лермонтов». Ответьте на вопросы.
1. Как бы вы поступили на месте Константина Николаевича?
2. Определите, в каком направлении должно двигаться пассажирское судно. Какой груз находился в трюмах грузового судна?
3. Как бы вы ответили на вопрос: «Где интереснее путешествовать: по морю или по сущее?».
4. Как вы представляете Большой Барьерный риф?
- Информационный материал
В состав Австралии, кроме материковой части, омываемой водами Тихого и Индийского океанов, входит крупный остров Тасмания, а также много мелких островов, рассыпанных вдоль её береговой линии длиной 25760 км. За последние 30 млн. лет Австралия не испытывала ни каких серьёзных тектонических подвижек. За это время вода и ветер превратили ее поверхность в ровное и однообразное пространство. Климат в Австралии преимущественно сухой, и около ¾ её площади занято пустынями и полупустынями. Изоляция австралийского материка от остального мира привели к тому, что в Австралии появились такие животные, которые не встретишь нигде на планете,- утконос и вомбат, не говоря уже о коалах, кенгуру, страусе эму и огромном количестве попугаев. Животный мир Австралии настолько удивителен, что даже для своего герба австралийцы выбрали изображение эму и кенгуру.
В состав Австралии входят четыре штата: Восточная Австралия, Тасмания, Центральная Австралия, Западная Австралия и две территории. Австралийский Союз единственное государство, которое занимает целый материк. Его так и называют «страна-материк». По величине территории это шестое государство в мире. Столица Канберра стала резиденцией правительства в 1927 году, после создания в 1901 году Австралийского Союза, государства во главе с королевой Великобритании. Самолеты Королевской воздушной медицинской службы быстро доставляют врачей и оборудование в самые отдалённые районы страны.
Богатые минеральные ресурсы и эффективное сельское хозяйство, развитый морской транспорт превратили её в процветающую страну. Фермеры, не только обеспечивают свою страну продуктами питания, но и продают их за границу. Вдоль восточного побережья протянулась полоса равнин – основного сельскохозяйственного района страны. Сельское хозяйство высокомеханизированное, ручной труд почти не применяется. Фермеры выращивают пшеницу, ячмень, овес, сахарный тростник, арахис, тропические овощи и фрукты, в том числе цитрусовые и бананы. В 19 веке на материк были завезены верблюды, использующиеся как вьючные животные при путешествиях по австралийским пустыням. Теперь в Австралии около 60 тыс. диких верблюдов. Благодаря развитой оросительной системе в Южной Австралии собирают большие урожаи винограда, страна производит превосходные вина, которые экспортируют во многие страны мира. В сельскохозяйственных районах под пастбища отведено свыше 90% используемых земель. Стада овец и коров содержатся на крупных фермах, называемых здесь «станциями». Для того чтобы пересечь земли только одной фермы, нужен лёгкий самолёт. Австралия является крупнейшим экспортёром мяса, масла, сыра, фруктов, а также является лидером по производству и продаже овечьей шерсти. Часть населения занимается рыбной ловлей, разведением моллюсков-жемчужниц, съедобных устриц, промыслом морских черепах и крокодилов.
По всему Тихоокеанскому побережью протянулась обрывистая горная цепь Большой Водораздельный хребет. Средняя высота хребта около 1200м., а его высочайший пик – гора Косцюшко 2228м. Здесь сосредоточены крупные месторождения каменного угля, позволяющие Австралии встать в ряды крупнейших экспортёров этого энергоносителя. Во второй половине ХХ века были обнаружены богатейшие запасы нефти. Самое прибыльное сырьё – нефть, которая широко используется не только как энергоноситель, но и как сырьё для производства пластиков и множества других синтетических материалов. Полезные ископаемые - ценный товар. Особенно в металлических рудах, нуждаются промышленные предприятия, выпускающую разнообразную продукцию. Железные руды – основа металлургической промышленности и производства стали. Австралия исключительно богата полезными ископаемыми. Крупные месторождения полезных ископаемых способствуют развитию горнодобывающей промышленности во всех регионах Австралии. Австралия является главным экспортёром бокситов, меди, никеля, цинка, серебра, золота. Ведётся добыча урана. Открыты в 1970-х годах месторождения алмазов. На долю Австралии приходится третье место в мире по добыче железной руды.
Австралия – самый малонаселённый материк (около 18 млн. человек). Люди проживают в основном на южном и восточном побережье. Основной доход Австралия получает от горнодобывающей и перерабатывающей промышленности (добыча и переработка полезных ископаемых и другого сырья). Ведущие отрасли промышленности: машиностроительная (сельскохозяйственные машины, грузовые и легковые автомобили, локомотивы, вагоны, морские суда), текстильная (шерсть высокого качества), пищевая (масло, сыр, консервы и т.д.), химическая (пластмассы, удобрения для сельского хозяйства).
Индустрия туризма является одним их основных источников поступления в казну страны. Одно из чудес природы – Большой Барьерный риф, величайший коралловый риф в мире – протянулся на 2300км. на северо-востоке Австралии в Коралловом море Тихого океана. Удивительный природный объект состоит из отмерших кораллов, едва покрытых водой, а местами поднимающихся над ней. Это крупнейшее на планете коралловое образование, представленное более чем 350 видами полипов, включает в себя свыше 3 тыс. рифов и занимает площадь более 350 тыс.кв.км. Коралловые рифы могут существовать в воде, температура которой держится в течение всего года в пределах 22-28 градусов. В пределах Большого Барьерного рифа обитает более 1500 видов рыб – разнообразных красок и узоров. Здесь выводит потомство горбатый кит, а также шесть из семи существующих в мире видов морских черепах. В коралловых зарослях находят пропитание более 200 видов птиц. Ежегодно сюда полюбоваться красотой природы приезжают до 2 млн. туристов. Но в этом таится угроза существованию рифа. Хрупкие кораллы легко разрушаются ныряльщиками и прогулочными судами. Губят кораллы также загрязнения. В настоящее время австралийцы стремятся сохранить уникальную природу континента, они любят природу своего материка и заботятся о её сохранении.
2.4.Глоссарий
Тектонические движения - движения земной коры, изменяющие её строение и форму.
Орошение - увлажнение почвы.
Экспорт – вывоз товаров из страны с целью продажи.
Экспортируют - вывозят в другие страны.
Кораллы – морские животные.
Коралловые рифы – опасные для кораблей коралловые поднятия дна, расположенные как под водой, так и над водой.
- Основной (аналитический) этап
3.1.Раунды:
- Вступительное слово учителя;
Распределение учащихся по группам (3-4 человека в каждой группе).
Организация работы групп: краткое изложение членами групп прочитанных материалов и их обсуждение.
- Первый раунд дискуссии – обсуждение проблемных моментов в малых группах, поиск аргументов и решений.
- Второй раунд дискуссии – предоставление результатов анализа, общегрупповая дискуссия, подведение итогов дискуссии и найденных решений.
3.2.Указания по проведению анализа конкретной ситуации «На помощь».
После знакомства учащихся с предоставленными фактами начинается их анализ в групповой работе. Этот процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные рамки, которые определяет учитель.
Продуктивность групповой аналитической работы обеспечивается путём следования определенному алгоритму:
- анализ ситуации – целесообразно начинать с выявления и формулировки проблемы;
- выработка различных способов действия в данной ситуации – альтернатив;
- выбор лучшего решения (альтернативы) с опорой на анализ положительных и отрицательных последствий каждого, а также на анализ необходимых ресурсов для их осуществления;
- составление программы деятельности с ориентацией на первоначальные цели и реальности их реализации.
4. Итоговый этап. Заключительная презентация результатов аналитической работы (учащиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов решений одной проблемы);
обобщающее выступлений учителя – анализ ситуаций;
оценивание учителем учащихся.
Кейс «Демографические проблемы Архангельской области»
1 этап. Погружение в совместную деятельность. Многообразие контрастов климато -географического, этнического, социально-экономического, экологического характера, обусловленных обширностью территории России, не может не оказывать влияния на формирование демографических процессов. В этом отношении необходимо выделить Северный регион европейской части России, который на 40% представлен Архангельской областью, включающей в зоне Крайнего севера Ненецкий Автономный округ. Климатические особенности Архангельской области, расположенной на пути взаимодействия циклонов и антициклонов, характеризуются высокой степенью влажности, контрастностью и переменчивостью среднесуточной температуры, атмосферного давления. К числу экстремальных для организма человека факторов следует отнести резкую фотопериодичность, которая в Архангельской области проявляется в виде биологической тьмы в течение 2–3 месяцев и биологических сумерек аналогичной продолжительности.
За последние годы в Архангельской области сформировалась неблагоприятная демографическая ситуация. Процесс депопуляции (сокращение численности) на ее территории начался с 1991 г., а не с 1993 г. как по России в целом. С 1990 по 2009 гг. численность жителей области сократилась на 313,5 тыс. человек или на 19,8%. Наблюдается устойчивый миграционный отток населения, который уже в ближайшем будущем может поставить под вопрос усилия многих предыдущих поколений россиян, связанные с освоением Архангельской области. В этой связи выявление региональных особенностей демографических процессов на северной территории имеет важное народно- хозяйственное значение, так как дискомфортные климатогеографические условия сказываются на экономическом развитии области, осложняют освоение богатых природных ресурсов (нефть, газ, алмазы). Чтобы исправить сложившиеся диспропорции общественного воспроизводства, требуется реализация комплексных целевых программ, направленных на оздоровление демографической обстановки.
Современная демографическая ситуация в Архангельской области обладает рядом особенностей, свидетельствующих о неблагоприятном демографическом развитии региона. К их числу относятся:
-устойчивая депопуляция (естественная и общая убыль жителей) и постарение населения;
-низкий уровень рождаемости, не обеспечивающий простого воспроизводства населения;
-сверхсмертность жителей трудоспособного возраста, высокая младенческая смертность, неблагоприятная динамика показателей здоровья и средней ожидаемой продолжительности жизни населения;
- миграционная убыль населения.
Шаблон для работы
Проблема _______________________________________________________________
Проявления проблемы:
1)_______________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________
3)________________________________________________________________________
4)________________________________________________________________________
Идеальное состояние: 1)________________________________________________________________________
2)________________________________________________________________________
3)________________________________________________________________________
4)________________________________________________________________________
Пути решения, направленные на установление причин и следствий:
Кейс «Демографические проблемы Архангельской обл»
1 этап. Погружение в совместную деятельность.
2 этап. Организация совместной деятельности.
3 этап. Анализ и рефлексия совместной деятельности.
- Оказание мер поддержки молодым семьям, имеющим детей (увеличение пособия на ребенка, предоставление субсидий на приобретения жилья и др.);
- Осуществление мер по улучшению здоровья и предупреждению смертности трудоспособного населения (проведение на постоянной основе медицинских обследований на производстве, улучшение условий труда на промышленных предприятиях и др.);
- Стимулирование миграционного перераспределения трудоспособного населения (создание новых рабочих мест с достойной заработной платой и др.);
- Стимулирование переезда молодежи в область на постоянное место жительства (предоставление высокооплачиваемых рабочих мест, жилья и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД НА ТЕМУ "Использование новых современных технологий на уроках английского языка"
доклад на кафедре...
Доклад на тему:"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
Доклад на тему:"Использование информационно-комуникционных технологий на уроках математики" был заслушан на районных педагогических чтениях...
Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»
Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...
Доклад на тему: «Использование современных образовательных технологий на уроках географии».
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...
Доклад на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы»
Современный этап развития общества характеризуется интенсивностью и глубиной информатизации всех его институтов. Существенную роль в этом процессе играет информатизация системы образования, которая ос...
Доклад на тему: "Использование элементов развивающего обучения на уроках профессионально-трудового обучения".
В докладе отражен опыт по использованию технологии развивающего обучения на уроках прфессионально-трудового обучения....