Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Краеведческие головоломки"
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "Краеведческие головоломки" расчитана на 1 год. Изучается данный курсв 5 классе, периодичность занятий - 1 час в неделю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования,
утвержденной приказом
МБОУ «Кингисеппская СОШ №4»
№___ от __.08.2019
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ГОЛОВОЛОМКИ»
5 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Краеведческие головоломки» предназначена для изучения основ краеведения учащимися 5 класса.
В соответствии с учебным планом на изучение курса внеурочной деятельности «Краеведческие головоломки» в 5 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты обучения:
∙ формировать понимание важности процесса обучения;
∙ формировать мотивацию школьников к процессу изучения родного края как одного из учебных предметов, необходимых для самопознания, своего дальнейшего развития и успешного обучения;
∙ формировать в процессе изучения нравственно развитую личность, любящую семью, свою Родину, обладающую высокой культурой общения;
∙ совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке в мире;
∙ развивать потребности в самопознании и самосовершенствовании;
∙ воспитывать уважение к культуре древних народов нашего края.
∙ формировать в процессе чтения основы гражданской идентичности.
Метапредметные результаты обучения:
∙ формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;
∙ формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
∙ формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
∙ развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;
∙ формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
∙ формировать умение использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет) в соответствии с задачами коммуникации
∙ развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь сою; излагать сове мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении художественных произведений;
∙ формировать умение определять общую цель и пути ее достижения, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
∙ формировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
∙ формировать готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности, построению индивидуальной образовательной траектории;
∙ развивать умение овладевать сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием изучаемых произведений;
∙ совершенствовать владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения внутри литературных текстов, между литературными текстами и другими видами искусств (музыка, живопись, театр, кино);
∙ развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации притязаний и потребностей.
Предметные результаты
∙ Работать с различными источниками информации.
∙ Работать с контурными картами Ленинградской области.
∙ Воспринимать и критически оценивать информацию краеведческого содержания в научно-популярной литературе и СМИ.
∙ Создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения по краеведению на основе нескольких источников информации.
∙ Самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования по краеведению на заданные темы.
∙ Использовать знания по краеведению в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
Содержание курса
Введение (2 часа)
Ленинградская область на карте России. Природа родного края. Рельеф, климат. Растительный и животный мир. Озера и реки. Символы Ленинградской области. Герб, флаг Кингисеппа.
Раздел 1. Ленинградская земля в V - XII веках (3 часа)
Народы нашего края в древности: водь, ижора, вепсы. Славяне: занятия, быт, культура. Стольный град – Старая Ладога. Великий путь «из варяг в греки».
Раздел 2. Борьба новгородцев с врагами в XIII веке (2 часа)
Невская битва и ее значение, биография А. Невского. Значение Ледового побоища.
Раздел 3. Укрепление западных рубежей русской земли (4 часа)
Каменные твердыни Северо – Запада: Копорье, Корела, Ям, Орешек, Ивангород.
Раздел 4. Военная история родного края (6 часов)
Ливонская война и ее результаты. Биография Ивана Грозного. Петр Великий. Северная война на территории нашего края. Начало морскому делу и кораблестроению. Отечественная война 1812 года. Народное ополчение.
Раздел 5. Ближний уезд блестящей столицы (3 часа)
Жизнь крестьян в 19 веке: быт, культура. Жизнь помещиков: быт, культура. Дворцы и парки на земле Ленинградской. Храмы и монастыри земли Ленинградской.
Раздел 6. Финно-угорские и русские народы в XIX веке (3 часа)
История водь и ижора: одежда и обычаи. Русские: игры и обряды. Финны.
Раздел 7. Наш край в ХХ веке (7 часов)
Наш край в 20 – 30 годы (Гражданская война. Мирная жизнь в 20 – 30-х годах). Великая Отечественная война на территории Ленинградской области. Начало блокады Ленинграда. Прорыв блокады. Снятие блокады. Изгнание захватчиков с земли Ленинградской. Освобождение города Кингисеппа. Они сражались за Родину (Герой Советского Союза А. Иванов, Герой Советского Союза И. Графов, Герой Советского Союза А. Ковалевский). Юные патриоты (Зина Портнова, Лариса Михеенко, Нина Куковерова, Юта Бондаровская, Александр Нечаев, Лев Пуховский). Зеленый пояс Славы. Возрождение земли Ленинградской. Шаги возрождения Кингисеппской земли. 1944 год. Современная жизнь Ленинградской области. Город Кингисепп и район сегодня.
Раздел 8. Знаменитые и почитаемые люди Ленинградской земли (2 часа)
А. Невский, А.Д. Меншиков, А.В. Суворов, братья Бестужевы, Мельников, А.Ф. Можайский, Иоанн Кронштадтский, Н.А. Римский – Корсаков, С.И. Мосин, Г.К. Жуков. Ямбургский уезд и знаменитые люди России: А. Ринальди, О.А. Кипренский, А.Н. Радищев, К.И. Бистром. Почетные граждане Ленинградской области и Кингисеппского района. Первые десятилетия ХХI века.
Итоговое повторение (2 часа)
Формы организации учебных занятий и видов деятельности
Занятия по внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» проходят в урочной форме с использованием следующих форм обучения:
- фронтальных
- групповых
- индивидуальных
- индивидуально-групповых.
Предполагается проведение экскурсий по городу и посещение краеведческого музея.
Тематическое планирование
Раздел | Тема | Количество часов |
Введение | 2 | |
1 | Ленинградская земля в V - XII веках | 3 |
2 | Борьба новгородцев с врагами в XIII веке | 2 |
3 | Укрепление западных рубежей русской земли | 4 |
4 | Военная история родного края | 6 |
5 | Ближний уезд блестящей столицы | 3 |
6 | Финно-угорские и русские народы в XIX веке | 3 |
7 | Наш край в ХХ веке | 7 |
8 | Знаменитые и почитаемые люди Ленинградской земли | 2 |
Итоговое повторение | 2 | |
Всего | 34 |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Краеведческие головоломки»
№ п/п | Тема занятия | Кол. часов | Дата | |
План | Факт | |||
1-2 | Ведение | 2 | ||
Раздел 1. Ленинградская земля в V - XII веках (3 часа) | ||||
3-4 | Народы нашего края в древности | 2 | ||
5 | Великий водный путь «Из варяг в греки» | 1 | ||
Раздел 2. Борьба новгородцев с врагами в XIII веке (2 часа) | ||||
6 | Невская битва | 1 | ||
7 | Ледовое побоище | 1 | ||
Раздел 3. Укрепление западных рубежей русской земли (4 часа) | ||||
8-9 | Каменные твердыни Северо-Запада | 2 | ||
10 | Рождение крепости Ям | 1 | ||
11 | Практическая работа | 1 | ||
Раздел 4. Военная история родного края (6 часов) | ||||
12 | Ливонская война | 1 | ||
13-14 | Петр Великий и Северная война | 2 | ||
15 | Начало морскому делу и кораблестроению | 1 | ||
16-17 | Ямбург в XVIII-XIX веках | 2 | ||
Раздел 5. Ближний уезд блестящей столицы (3 часа) | ||||
18 | Основание Санкт-Петербурга | 1 | ||
19 | Повседневная жизнь Ямбурга | 1 | ||
20 | Культурное развитие Ямбурга | 1 | ||
Раздел 6. Финно-угорские и русские народы в XIX веке (3 часа) | ||||
21 | Финно-угорские народы в XIX веке | 1 | ||
22 | Русские народы в XIX веке | 1 | ||
23 | Практическая работа | 1 | ||
Раздел 7. Наш край в ХХ веке (7 часов) | ||||
24 | Путешествие по старому Ямбургу | 1 | ||
25 | Гражданская война | 1 | ||
26 | Мирная жизнь 20-30-х гг. | 1 | ||
27-28 | Великая Отечественная война | 2 | ||
29 | Кингисепп в послевоенное время | 1 | ||
30 | Город Кингисепп и район сегодня | 1 | ||
Раздел 8. Знаменитые и почитаемые люди Ленинградской земли (2 часа) | ||||
31-32 | Знаменитые и почитаемые люди Ленинградской земли | 2 | ||
33-34 | Итоговое повторение | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана п...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"
Коллеги, на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова, ваших и моих личных разработок была написана программа внеурочной де...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности по английскому языку "Занимательный Английский"
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Занимательный Английский"...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для проведения занятий по внеурочной деятельности для 6 класса. Социальное направление
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Социальные пробы" Разработана для 6 класса...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности "Основы православной культуры". 5-7 классы
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы православной культуры» для 5—7 классов составлена с использованием материалов Федерального государственногообразовательного ст...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "История и современность кубанского казачества" 5-9 классы
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности "История и современность кубанского казачества" 5-9 классы представляют собой полноценный методической ...