Урок 9 класс Тема: "Европейский Север"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Новокрещенова Татьяна Евгеньевна

Урок "Европейский Север" был дан на конкурсе "Учитель года России - 2014". Так как данный урок был этапом конкурса, то при его разработке было учтено, что его продолжительность должна составлять 30 минут. Урок был разработан с использованием современых образовательных технологий, методов, приемов и интеграции знаний по географии, истории и экологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Г. ЖЕЛЕЗНОГОРСК КУРСВОЙ ОБЛАСТИ

Тема урока:

Европейский Север.

(9 класс)

Автор: учитель географии

Новокрещенова Т.Е.

г. Железногорск

2014г.

 Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: составить экономико-географическую характеристику Европейского Севера.

Задачи урока:

  • рассмотреть состав и экономико-географическое положение Европейского Севера;          сформировать
  • познакомить с особенностями освоения и заселения территории района;
  • актуализировать знания учащихся о природно-ресурсном потенциале района;
  • сформировать целостное представление о современном хозяйстве региона и проблемах развития;
  • развитие навыков индивидуальной работы и в парах;
  • отработка навыков работы с географическими источниками информации и картой;
  • отработка навыков публичного выступления.

Оборудование к уроку: раздаточный материал (задания и дополнительная информация); презентация; Экономическая карта Европейского Севера.

1) Организационный этап.

Здравствуйте, меня зовут Татьяна Евгеньевна, благодаря, подготовленным вами бейджикам с вашими именами, у нас не возникнет проблем в общении, спасибо.

Чтобы вы могли активнее включиться в работу, предлагаю вам поиграть в игру «Я люблю…». Выйдите из за парт и встаньте полукругом. Правила такие: мы будем передавать друг другу мягкую игрушку: тот, кто её получает, будет говорить «Я люблю …» и называть любимый уголок на территории Российской Федерации, с которым связаны приятные воспоминания или вам хотелось бы там побывать.

«Я люблю Спасское-Лутовиново», «Я люблю…»…

2) Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сейчас я хочу показать вам три уникальных места находящихся на территории нашей страны, имеющих всемирную известность, как культурные и природные памятники.

1) Ки́жи или Ки́жский пого́ст — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков.

2) Валаа́м — остров в северной части Ладожского озера. На острове расположен Валаамский мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества.

3) Кива́ч — водопад на реке Суна в Карелии. Высота водопада около 11 метров, третий по величине равнинный водопад Европы.

3) Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

- На территории какого экономическом районе России, расположены они?

- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Что бы вы хотели узнать о Европейском Севере, как экономическом районе?

Тема: Европейский Север.

Цель урока: составить экономико-географическую характеристику Европейского Севера. 

4) Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний.

На ваших маршрутных листах задания, которые нам позволят познакомиться и расширить знания о Европейском Севере.

Пожалуйста, … прочитай, что требуется выполнить в первом задании.

На выполнение в парах вам отводиться 1 минута.

Задание 1: В учебнике на стр. 160 по рис.71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) определите, какие субъекты РФ входят в состав района.

Мурманская обл., Республика Карелия (г. Петрозаводск), Архангельская обл. с Ненецким автономным краем (г. Нарьян-Мар), Республика Коми (г. Сыктывкар), Вологодская обл.

Вывод: Европейский Север включает 3 области, 1 автономный округ и 2 республики.

… прочитай задание № 2, на его выполнение в парах у вас есть 2 минуты.

Задание 2: В учебнике на стр.160 по рис. 71 «Экономические районы России» и карте  атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико-географического положения Европейского Севера.

- крайний европейский север;

- пересекает Северный полярный круг;

- приморское положение (Баренцево, Белое и Карское моря Северного Ледовитого океана);

- пограничное положение (Норвегия и Финляндия);

- соседское положение (Северо-Западный, Центральный и Уральский экономические районы)

- проходит Северный морской путь.

Вывод: Особенности экономико-географического положения:

- северное положение;

- приморское положение;

- пограничное положение.

… прочитай задание №3, на формулировку ответа, в парах вам, дается 2 мин.

Задание 3: Используя в учебнике на стр. 202 рис.90 «Европейский Север» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку природно-ресурсному потенциалу района.

- Печорский угольный бассейн;

- Хибинское месторождение апатитов;

- Мончегорское медно-никелевое месторождение;

- месторождения нефти и газа на шельфе Баренцева моря;

- обеспеченность лесными ресурсами;

- обеспеченность водными ресурсами и гидроресурсами;

- богатые морские биоресурсы;

- неблагоприятные агроклиматические условия;

- на юге района подзолистые и дерново-подзолистые почвы.

Алекса́ндр Евге́ньевич Фе́рсман (1883 —  1945) — русский геохимик и минералог, один из основоположников геохимии.

С 1920 Ферсман изучал Хибины, горный массив на Кольском полуострове, и в 1926 открыл Хибинское месторождение апатитов (названного им камнем плодородия, потому что из этого минерала получают фосфорные удобрения). Также он открыл Мончегорского медно-никелевого месторождения, которое не выделяется богатством залежей руды.

Вывод:         Главные ресурсные запасы:

  • Печорский угольный бассейн;
  • Хибинское месторождение апатитов;
  • Нефте-газовые месторождения шельфа Баренцева моря;
  • Морские биоресурсы.

… прочитай задание №4, на его выполнение, в парах, вам дается 2-3 мин.

Задание 4: Используя дополнительную информацию «Этапы освоения Европейского Севера» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района?

Этапы освоения Европейского Севера

Белозерск                862г.

Вологда                 1147г.

Великий Устюг    1212г.

Архангельск         1584г.

Сыктывкар            1586г.

Петрозаводск        1703г.

Череповец             1777г.

Котлас                   1890г.

Мурманск              1916г.

Ухта                       1929г. 

Освоение района началось в IX веке с юга на север вдоль транспортных путей. Города, как «жемчужины» нанизаны на них. В начале города создавались на берегах судоходных рек. («жемчужная нить»)

Вывод: Освоение шло с юга на север вдоль транспортных путей.

Беломорканал – соединяет Онежское озеро с Белым морем и первая большая стройка ГУЛАГа (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния — подразделение НКВД СССР).

Беломорско-Балтийский канал имел, прежде всего, военно-стратегическое значение. В 30-е - 40-е гг. по нему были проведены подводные лодки, торпедные катера в Белое море, ставшие основой для создания Краснознамённого Северного флота, сыгравшего важную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне.

В течение десятилетий везли лес из Архангельска на ЦБК Северо-Запада страны, а на север — стройматериалы и продукцию нефтехимической промышленности. Значительно сокращая путь.

Много литературы, посвящённой ГУЛАГу, в том числе самая известная книга А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Всё делалось в ручную заключёнными ГУЛАГа, называвшися заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек».

Одним из кураторов стройки был будущий сталинский нарком Генрих Ягода.

Н. А. Френкелю, первому руководителю стройки, приписывают идею использования дешёвой рабочей силы заключённых.

Вопросы?

1) В чем географическая выгода строительства данного гидротехнического сооружения? (соединил Онежское озеро и Белое море, сократив путь для доставки леса из Архангельска на ЦБК Северо-Запад и стройматериалов и продукции нефтехимии на север, не нужно было огибать Европу и Кольский полуостров)

2) Какую экономическую выгоду получило государство при его создании? (низкие издержки (затраты) на сооружение благодаря использованию бесплатного труда заключенных)

Физкультминутка.

«Вверх по радуге». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. И представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горы. Повторите 4-5 раз.

Присаживайтесь.

… прочитай задание №5, на его выполнение вам дается 2-3мин.

Задание 5: Используя в учебнике на стр.202 рис.90 «Европейский Север» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите отрасли специализации хозяйства района.

- лесная промышленность;

- химическая промышленность (производство апатитового концентрата и сложных удобрений; лесохимия – ЦБК);

- металлургия;

- топливно-энергетический комплекс;

- рыбная промышленность;

+ - ВПК (Северный флот).

Вывод:         Отрасли специализации:

  1. лесная промышленность;
  2. химическая промышленность;
  3. металлургия;
  4. ТЭК;
  5. рыбная промышленность.

На втором листке вам дана дополнительная информация о существующих экологических проблемах на Европейском Севере. Прочитайте её самостоятельно. Для понимания, что вы прочитали текст, поднимите открытую ладонь вверх.  

В развитии целлюлозно-бумажной промышленности Карелии существуют серьезные проблемы и основная связана в выработанности доступных источников сырья. Массовые лесозаготовки вдоль трассы Мурманской железной дороги и Беломорско-Балтийского водного пути ведутся с 1930-х гг. А новый строевой лес мало где успел подняться, даже на месте самых первых лесозаготовок.

Южнее города Мончегорска находится техногенная пустошь — это результат влияния выбросов комбината «Североникель». Огромная площадь сопок занята обожжёнными скалами и остовами деревьев. В последние годы ситуация заметно меняется вследствие установки новых фильтров на комбинате. Вдоль дороги растет молодой лес. В окрестностях теперь обитают медведи, зайцы, лисы, куропатки и лось (символ города).

Космодром Плесе́цк (1-й Государственный испытательный космодром) — российский космодром. Расположен в 180 километрах к югу от Архангельска. Административный и жилой центр космодрома — город Мирный. Близлежащие территории, заселённые людьми испытывают сильное влияние, связанное с падением ступеней ракет, часто содержащих остатки ядовитого топлива (диметилгидразин и тетраксид).

На территории Архангельской области находится 11 «полей падения», Ненецкого АО – 9, Республики Коми – 4. В связи с уменьшением количества запусков происходит снижение нагрузки на районы падения.

17 сентября 1954 года на Новой Земле был открыт советский ядерный полигон с центром в Белушьей Губе.

С 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года на полигоне было произведено 135 ядерных взрывов: 87 в атмосфере (из них 84 воздушных, 1 наземный, 2 надводных), 3 подводных и 42 подземных. Среди экспериментов были и очень мощные мегатонные испытания ядерных зарядов, проводившиеся в атмосфере над архипелагом.

В настоящее время здесь занимаются лишь исследованиями в области ядерных систем вооружений (объект Маточкин Шар).

Через территорию Республики Коми проходят газопровод «Сияние Севера» и нефтепроводы в Ярославль и к Санкт-Петербургу. Строительство таких сооружений в условиях вечной мерзлоты сложное и дорогостоящее. Случающиеся разрывы на нефтепроводах приводят к усложнению экологической обстановке на Севере.

Вопрос: 

Какие экологические проблемы стоят перед Европейским Севером?

- выработанность районов лесозаготовки;

- загрязнение среды: ракетным топливом, в следствии функционирования ядерного полигона, разрывы нефтепроводов, промышленное загрязнение…)

Оцените свою работу на уроке. 

5) Первичное закрепление.

1) С чем связано освоение такого, в природном отношении, сурового края?

2) В чем особенности размещения городов Европейского Севера?

3) Какие отрасли промышленности определяют лицо района?

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

1) § 43-45 и записи в тетради. При изучении текста параграфов обратите внимание, что Европейский Север делится на два подрайона Карело-Мурманский и Двино-Печорский. Выделите черты различия между ними.

2) Составьте кроссворд или тест из 5-6 вопросов по теме «Европейский Север».

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

1) Что интересного вы узнали на нашем занятии?

2) Что полезного вы для себя вынесите с нашей встречи?

3) Возникло ли желание побывать или да же в будущем связать свою профессиональную деятельность с развитием Европейского Севера?

Маршрутный лист.

Задание 1: В учебнике на стр. 160 по рис.71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) определите, какие субъекты РФ входят в состав района.

Задание 2: В учебнике на стр.160 по рис. 71 «Экономические районы России» и карте  атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико-географического положения Европейского Севера.

Задание 3: Используя в учебнике на стр. 202 рис.90 «Европейский Север» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку природно-ресурсному потенциалу района.

Задание 4: Используя дополнительную информацию «Этапы освоения Европейского Севера» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района?

Этапы освоения Европейского Севера

Белозерск                862г.

Вологда                 1147г.

Великий Устюг    1212г.

Архангельск         1584г.

Сыктывкар            1586г.

Петрозаводск        1703г.

Череповец             1777г.

Котлас                   1890г.

Мурманск              1916г.

Ухта                       1929г. 

Задание 5: Используя в учебнике на стр.202 рис.90 «Европейский Север» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите отрасли специализации хозяйства района.

Дополнительная информация.

В развитии целлюлозно-бумажной промышленности Карелии существуют серьезные проблемы и основная связана в выработанности доступных источников сырья. Массовые лесозаготовки вдоль трассы Мурманской железной дороги и Беломорско-Балтийского водного пути ведутся с 1930-х гг. А новый строевой лес мало где успел подняться, даже на месте самых первых лесозаготовок.

Южнее города Мончегорска находится техногенная пустошь — это результат влияния выбросов комбината «Североникель». Огромная площадь сопок занята обожжёнными скалами и остовами деревьев. В последние годы ситуация заметно меняется вследствие установки новых фильтров на комбинате. Вдоль дороги растет молодой лес. В окрестностях теперь обитают медведи, зайцы, лисы, куропатки и лось (символ города).

Космодром Плесе́цк (1-й Государственный испытательный космодром) — российский космодром. Расположен в 180 километрах к югу от Архангельска. Административный и жилой центр космодрома — город Мирный. Близлежащие территории, заселённые людьми испытывают сильное влияние, связанное с падением ступеней ракет, часто содержащих остатки ядовитого топлива (диметилгидразин и тетраксид).

На территории Архангельской области находится 11 «полей падения», Ненецкого АО – 9, Республики Коми – 4. В связи с уменьшением количества запусков происходит снижение нагрузки на районы падения.

17 сентября 1954 года на Новой Земле был открыт советский ядерный полигон с центром в Белушьей Губе.

С 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года на полигоне было произведено 135 ядерных взрывов: 87 в атмосфере (из них 84 воздушных, 1 наземный, 2 надводных), 3 подводных и 42 подземных. Среди экспериментов были и очень мощные мегатонные испытания ядерных зарядов, проводившиеся в атмосфере над архипелагом.

В настоящее время здесь занимаются лишь исследованиями в области ядерных систем вооружений (объект Маточкин Шар).

Через территорию Республики Коми проходят газопровод «Сияние Севера» и нефтепроводы в Ярославль и к Санкт-Петербургу. Строительство таких сооружений в условиях вечной мерзлоты сложное и дорогостоящее. Случающиеся разрывы на нефтепроводах приводят к усложнению экологической обстановке на Севере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Европейский Союз"

В помощь дорогим учителям....

обобщающий урок по теме "Европейский Север"

конспект урока, опорный конспект для учеников, презентация к уроку...

Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие" с презентациями, 9 класс

Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...

Открытый урок по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие", 9 класс

Конспект открытого урока географии  по теме "Европейский Север. Природное и культурное наследие".  Учебник. Алексеев А.И. и др. География России. Хозяйство. 9 класс. Москва, Дрофа, 2012 г.Ма...

Обобщающий урок по теме "Европейская Россия"

Урок состоит из трех частей:Тест, в котором на вопрос предложено несколько вариантов ответовСводная таблица по районам Европейской России, в которую необходимо внести основные сведения о районахКратки...

Разработка урока по теме "Европейский союз" для 9 класса по УМК Вербицкой М. "Forward"

Данный урок представлен в виде технологической карты. Может быть использован для работы в 9 классе по УМК Вербицкой М. "Forward"....