Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа географа – краеведческого направления - «Занимательная география»
рабочая программа по географии (9 класс)
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_geografiya.docx | 32.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Полх-Майданская средняя школа»
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа географа – краеведческого направления -
«Занимательная география»
Программа согласована с заместителем директора школы Власовой Н.П.
Программа утверждена директором школы Гусевым А.А.
Приказ №1/1 от …. января 2018 года.
Возраст обучающихся: 12- 13 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Е.Н.Арбузова
руководитель кружка
Полховский Майдан
2018
1.Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся.
Как повысить интерес учащихся к изучению школьного курса географии? Этот вопрос волнует многих учителей. Один из путей решения этой проблемы – внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно – воспитательного процесса.
Хорошо организованные и интересно проведённые занятия кружка «Занимательная география» помогают обогатить знания детей, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов.
Участие школьников в занятиях кружка открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию ,формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.
Важным моментом этой деятельности является формирование у школьников первоначальных знаний о природе своего края.
Занятия кружка можно проводить в разнообразных формах, это может быть игра, конференция, небольшие по объёму сообщения новых занимательных знаний и т. д.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1. Расширение и углубление знаний учащихся по географии.
2. Развитие у учащихся интереса к предмету, любознательности, творческих способностей.
3. формирование знаний об особенностях компонентов природы Нижегородской области
4. создание образного представления о природном богатстве родного края, воспитание бережного отношения к природе своего края
5. Выработка практических навыков по работе с различными географическими картами.
6. Формирование умений самостоятельно добывать знания, используя различные географические источники.
Задачи направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья повышение интереса к предметам естественного цикла и географии в частности;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; развивать умение работать в группе;
• воспитание любознательности , любви к своей местности, своему региону, своей стране, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
- формировать у учащихся представление о «замечательных» объектах своей страны и мира;
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов.
Личностными результатами изучения курса являются следующие:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; формирование основ экологической культуры;
- осознание российской гражданской идентичности; чувства патриотизма, любви к своей местности, своему региону, своей стране;
Метапредметным результатом изучения курса кружка «Занимательная география» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно приобретать новые знания и практические умения;
- управлять своей познавательной деятельностью;
- организовывать свою деятельность;
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы;
- составлять индивидуально или в группе план решения проблемы (выполнения проекта);
- оценивать достигнутые результаты.
Познавательные УУД:
- анализировать, структурировать информацию, факты и явления;
- выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, простые и сложные планы изученного текста;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т. п.);
- определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;
- представлять собранную информацию в виде выступления или презентации.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);
- в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность и корректировать его;
- понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметным результатом изучения курса «География» является сформированность следующих умений:
- объяснять, для чего изучают географию;
- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации при решении учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации
- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации;
- показывать по карте маршруты и называть результаты географических открытий и путешествий;
- называть и показывать планеты Солнечной системы, звезды и созвездия;
- описывать уникальные особенности Земли как планеты;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков;
- называть и показывать по карте основные географические объекты;
- объяснять значение ключевых понятий.
3.Содержание курса внеурочной деятельности. Формы организации и виды деятельности
Тема 1. Введение
- знакомство с деятельностью кружка, планирование.
-беседа по технике безопасности
Тема 2. Великие имена и великие открытия
- история географических открытий
- путешествие по карте
Тема 3.Земля –планета Солнечной системы
-Земля – шар?
-Солнечная система
-соседи Земли
-гипотезы происхождения нашей планеты
Тема 4. Ориентирование на местности
- ориентирование по местным признаком
- история изобретения компаса
- упражнения и движение на местности с компасом и без него
Тема 5. Карта – язык географии
- наш помощник карта
-карта помогла открыть остров
-карта помогает медицинским работникам
-географические открытия в картографии
- географическое положение Нижегородской области
Тема 6 . Жизнь земной коры.
- горячие источники и гейзеры
- рождение вулкана
- рельеф своей местности.
Тема 7. Красотою славится наша Земля
- памятники природы своего края
- легенды своего края
- река Волга (экология)
- топонимика Нижегородской области
Тема 8. Воды суши.
- крупнейшие озера земли, озера-диковинки.
- минеральные источники, их происхождение
- карстовые явления, пещеры, подземные реки и озера.
-кристаллизация
- воды суши своего края.
Тема 9. Атмосфера Земли.
- торнадо
- местные признаки и приметы для предсказания погоды
-наблюдения
- климат своей местности.
Тема 10. Организмы на Земле
- рекорды живой природы
- животный мир своего края
Тема11. В мире неизведанного
- самые известные пустыни мира
- удивительные горы
- полярное сияние
- Ичалковской бор – удивительные растения. Озеро Светлояр
- Красная книга Нижегородской области
Деятельность учащихся может быть:
- индивидуальной;
- парной;
- групповой.
Форма организации
Демонстрация презентаций, сообщений, видеофрагментов;
работа с дополнительной литературой, с картой;
выработка умения использования знаний в практической деятельности;
игра с использованием ИКТ;
решение организационных вопросов. Игра «КВН»;
заочная экскурсия;
виртуальная экскурсия;
соревнование знатоков;
создание визитной карточки страны, природных объектов;
работа с журналами, Интернет, обмен мнениями
Учебный план
№ п.п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Введение. | 1 | ||
2. | Великие имена и великие открытия | 2 | 1 | 1 |
3. | Земля –планета Солнечной системы | 2 | 1 | 1 |
4. | Ориентирование на местности | 2 | 1 | 1 |
5. | Карта – язык географии | 3 | 2 | 1 |
6. | Жизнь земной коры | 4 | 3 | 1 |
7. | Красотою славится наша Земля | 4 | 3 | 1 |
8. | Воды суши. | 4 | 3 | 1 |
9. | Атмосфера Земли | 4 | 3 | 1 |
10. | Организмы на Земле | 3 | 2 | 1 |
11. | В мире неизведанного | 7 | 6 | 1 |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
Теме 1. Введение | ||
1 | Знакомство с деятельностью кружка, планирование | 1 |
Тема 2. Великие имена и великие открытия | ||
2 | Развитие географических знаний о Земле | 1 |
3 | «Путешествие по карте (игра) | 1 |
Тема 3. Земля –планета Солнечной системы | ||
4 | Как устроена Солнечная система | 1 |
5 | Какие космические тела образуют Солнечную систему? (географический КВН) | 1 |
Тема 4. Ориентирование на местности | ||
6 | Умение ориентироваться | 1 |
7 | Работа с топографическим словарем | 1 |
Тема 5. Карта – язык географии | ||
8 | Наш помощник - карта | 1 |
9. | Географическое положение Нижегородской области и своего административного района | 1 |
10. | Урок игра «Юные искатели приключений» | 1 |
Тема 6 . Жизнь земной коры. | ||
11. | Беспокойная планета | 1 |
12. | Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России | 1 |
13. | Рельеф полезные ископаемые Нижегородской области и своего края | 1 |
14. | Географо-краеведческий практикум | 1 |
Тема 7. Красотою славится наша Земля. | 1 | |
15 | Легенды родного края | |
16 | Памятники природы Нижегородской области | 1 |
17 | Река Волга (в литературных произведениях, современное состояние реки) | 1 |
18 | Урок игра «Топонимика нашего края» | 1 |
Тема 8. Воды суши. | 1 | |
19 | Эти удивительные озера | 1 |
20 | В мире падающей воды | |
21 | Особенности вод своей местности | 1 |
22 | Географо - краеведческий практикум «Малые реки – красота и гордость Нижегородского края». | 1 |
Тема 9. Атмосфера Земли. | 1 | |
23 | Атмосферные явления – обычные и необычные | 1 |
24 | Опасные атмосферные явления | |
25 | Климат Нижегородской области | 1 |
26 | Викторин « Опасные природные явления» | 1 |
Тема 10. Организмы на Земле | 1 | |
27 | «Самый, самая ,самое». | 1 |
28 | Животный мир Нижегородской области | 1 |
29 | Географо – краеведческий практикум «Охраняемые природные территории Нижегородской области» (Керженский заповедник) | 1 |
Тема11 В мире неизведанного | ||
30 | Звенящие и поющие камни. Вашкский камень | 1 |
31 | Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. | 1 |
32 | Полярные сияния. Гало и другие видения | 1 |
33 | Ичалковской бор – удивительные растения. Озеро Светлояр | 1 |
34 | Красная книга Нижегородской области | 1 |
35 | Экологические проблемы нашего края | 1 |
36 | Подводим итоги работы кружка (отчет руководителя, выступление учащихся | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТУРИСТСКО - КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ» ОБЪЕДИНЕНИЯ « ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ»
Программа туристического кружка в школе....
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля"
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности "Родная земля" рассчитана на детей 11-15 лет, срок реализации 3 года, составлена на основе Авторской образовательной прогр...
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной»
Дополнительная образовательная программа туристско-краеведческой направленности «Познаю свой край родной» разработана для учащихся среднего подросткового возраста. Программа имеет интегративный характ...
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности "Юный краевед".
Пояснительная записка Нормативная базаФедеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012Концепция развития дополнительного образования в РФ от 04.09.2014г. № 1726-рСтратегия развития во...
Дополнительная образовательная программа эколого-краеведческой направленности (кружок) «Юный географ-краевед»
Рабочая программа...
Дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный турист» Возраст участников программы 8-14 лет
Цель программы: воспитание подростков в духе традиций туризма, формирование интереса к изучению природы родного края, оздоровление детей, развитие самостоятельности, инициативы, стремления к иссл...
Дополнительная общеобразовательная программа ( дополнительная общеразвивающая программа) туристко-краеведческой направленности «Дистанция».
Программа «Дистанция» нацелена на главный ориентир современной системой образования - воспитание полноценной личности: активной, здоровой нравственно и физически, высокои...