Урок географии в 6 классе по теме :"Природные зоны Саратовской области"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме

Урок по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodnye_zony_saratovskoy_oblasti.docx28.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок краеведения в 6 классе

«Природные зоны Саратовской области»

                                                                              Автор: учитель географии

                                                                            МОУ «СОШ с.Чернышевка

                                                                                      Саратовской области»  

        Кадкина Светлана Сергеевна

2011 год


                Аннотация к уроку краеведения 6 класса.

Данный урок  составлен согласно календарно-тематическому планированию уроков краеведения 6 класса по авторской программе Макарычевой Л.В. и Маркиной Р.В.

Урок «Природные зоны Саратовской области»  входит в цикл уроков, посвященных изучению и охране растительного и животного мира края.  На предыдущих уроках рассматривались почвы, отдельно растительный и животный мир. Поэтому к данному уроку  учащиеся уже имеют определенные знания. Также на этом уроке не выделяются проблемы охраны и сохранности животного, растительного мира и почв Саратовской области. Следующими уроками по программе следуют «Охраняемые памятники природы» и «Экологические проблемы».

Учителем сознательно нарушается последовательность характеристики природных зон области. Это сделано для того, чтобы вторую половину урока посвятить той природной зоне, в которой проживают учащиеся, и тем самым усилить воспитательный потенциал урока.

Основная идея урока- любить то место, с которого начинается жизненный путь человека, уметь видеть красоту там, где на первый взгляд ее незаметно.

Тип урока: комбинированный,  знакомство с  природными зонами Саратовской области и систематизация знаний о взаимосвязи компонентов ПК (климата, растительного и животного мира, почвы на определенной территории).

Цель обучения:

формировать целостную картину природы родного края.

Задачи урока:

1. Систематизация знаний о растительном и животном мире родного края, знакомство с природными зонами Саратовской области.

2. Обучение умению сопоставления и анализа карты природных зон Саратовской области с климатической картой Саратовской области.

3. Воспитание чувства любви к родному краю.

Средства обучения:

карты Саратовской области (климатическая и природных зон), компьютерная презентация, фонограмма, рабочая тетрадь по краеведению.

Методы и формы обучения:

активизация опорных знаний школьников в ходе беседы; яркий и образный рассказ учителя о природных зонах Саратовской области с опорой на опыт учащихся.

Основное содержание.

Географическое положение природных зон. Связь растительного,  животного мира и почвы с климатом. Хозяйственная деятельность человека. Степь - житница области. Влияние рельефа и растительности на топоним своего села. Любовь к Родине начинается со своей малой Родины.


  1. Организационный момент.

(звучит музыка «Колокола России» на фоне презентации слайдов с пейзажами Саратовской области)

Учитель: «Земляки!»- так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Саратовская область раскинулась на стыке Европы и Азии, там, где лес встречается со степью, где течет полноводная и могучая Волга.  И наша земля всегда была щедрой и гостеприимной для всех, кто поселялся на ней.

  1. Актуализация знаний.

–Вы посмотрели фотографии с картинами природы нашего края. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы уч-ся).

 Тема нашего урока «Природные зоны Саратовской области». Сегодня мы систематизируем полученные ранее знания о почвах, растительном и животном мире; выделим отличительные черты, присущие для каждой природной зоны. В ходе урока мы будем заполнять  таблицу  (Приложение1 )

  1. Работа с картой «Природные зоны Саратовской области»  и «Климатическая карта Саратовской области»

- Определите по карте, какие природные зоны расположены на территории области? (лесостепи, степи, полупустыни).

- Северо-запад и север области занимает лесостепная зона.

Почему эта природная зона получила такое название? (слайды с видами лесостепи).

- Вспомните, из каких пород состоят наши леса? (сосновые, широколиственные из дуба, клена, липы, осины)

- Какое дерево является «царем саратовского леса?» (дуб)

-Почему лесная зона области расположена островками  в северной и северо-западной частях Саратовской области? Что необходимо для их произрастания в первую очередь? (учащиеся  дают ответ о достаточном количестве осадков).

- В лесостепной зоне выпадает около 450-600 мм/г., ярко выражены сезоны года, часто дуют западные ветры, приносящие влагу с Атлантики. Лето не очень жаркое. Средняя температура июля до +20°С.

- Вспомните, какие почвы формируются под такой растительностью (серые лесные и дерновые). Плодородны ли они? Как человек использует лесостепи в своей деятельности?

- Что вы можете сказать о животном мире? Назовите представителей  лесостепной зоны.

- Кто из вас бывал в лесу? А кто ночевал в лесу? Опишите свои чувства. (ответы уч-ся)

Море зелени, разнотравья на лугах, шум листвы,  пение птиц, особенно ночное пение соловья. Всё это необычайным образом влияет на чувства человека. Мне кажется, человек в лесу становится добрее, душа его наслаждается звуками и красками природы.

- Вдоль крутого правого берега Волги на меловых горах произрастают реликтовые сосны, ровесники динозавров. Таких лесов в нашей стране очень мало, и мы по праву можем гордиться этим. Но не только. Они нуждаются в нашей защите. От кого и почему? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Чередование лесных массивов с открытыми пространствами вдохновляли поэтов и художников на творчество. Далеко за пределами нашей области известны имена наших земляков В.Э. Борисова-Мусатова, К.С. Петрова-Водкина, П.В. Кузнецова. В своих полотнах они воспевали красоту родного края. (Приложение 2)

- От красоты лесостепной зоны мы отправимся на крайний юго-восток области.

Определите, какая природная зона  занимает крайний юго-восток области? (полупустыня). На какой равнине она находится?

- Что способствует образованию пустынь? (недостаток влаги)

Климат здесь резко-континентальный. В чем это проявляется? (ответы уч-ся)

- Определите по климатической карте годовое количество осадков. (менее 250 мм/г.)

- Как вы представляете лето и зиму в такой природной зоне?

Лето- жаркое, сухое. Средняя температура июля выше +25°С.

Зима- холодная, малоснежная.

- Какие растения произрастают в полупустыне? (различные виды лебеды, полыни, клоповник, солерос).  (Приложение 3)

- Как животные приспособлены к достаточно суровым условиям жизни?

 - Как называются здесь почвы? И что вы можете сказать об их плодородии?

Несмотря на условия не очень благоприятные для жизни, эти территории давно заселены человеком. И здесь находятся районы с самой большой рождаемостью населения. На этой земле люди рождаются, живут, работают, обзаводятся семьей. и для них этот край родной, любимый.

Динамическая пауза.

Сядьте поудобнее, закройте глаза и постарайтесь прочувствовать  атмосферу песни, которая сейчас прозвучит (звучит фрагмент песни «Ой, ты степь широкая»)

– Какая мысленная картина возникла перед вами?

- Какие чувства передает эта песня? (ответы уч-ся)

Перед глазами возникает картина безбрежной степи: где-то вдалеке горизонт сливается с землей, и куда бы мы не посмотрели- бескрайняя ширь.  Степной ветер ласково перебирает перья ковыля.  80% территории Саратовской области занимает степная природная зона, в которой мы с вами живем.

- Опишите типичные погодные условия, присущие нашей местности.

По сравнению с лесостепной зоной, лето более жаркое, засушливое. Осадков выпадает от 400 мм на западе области до 300 мм на востоке.

-Чем вы можете объяснить такое различие в количестве осадков?

 - Перед вами  две фотографии со степными пейзажами. Определите, на какой фотографии запечатлена степь Правобережья области, на какой степь Заволжья? По каким признакам вы это определили? (Приложение 4)

- В какой части Саратовской области находится наша малая Родина?

- Наше село носит очень красивое название: Раздольное. Как вы думаете, почему оно получило такое название? («Раздольное» от слова «раздолье»).

- Какие синонимы вы можете подобрать к этому слову? (слайд )

Презентация слайдов с видами окрестностей родного села на фоне  песни Ю.Антонова «Родные места»

 -Любите ли вы свое село? Чем вас привлекают родные просторы? В какое время года вы любите степь больше всего? Почему? (ответы уч-ся)

-В настоящее время лесостепи и степи практически полностью изменены человеком. Степь- это житница нашего края.

 Что означает слово «житница», «жито»? (слайд )

Наши предки занимались здесь испокон веков земледелием, потому что в степной зоне самые плодородные почвы. «Царь почв»: о какой почве так говорят? (ответы уч-ся)

- Бескрайние просторы степей воспел в своих стихах и песнях наш земляк, поэт Н.Палькин.

  1. О ПОЛЕ РУССКОЕ!

НЕМАЛО

ТЕБЕ ИЗВЕДАТЬ ДОВЕЛОСЬ.

И КУЛИКОВЫМ ТЫ БЫВАЛО,

И БОРОДИНСКИМ ТЫ ЗВАЛОСЬ…

ЖИВУ ТОБОЙ,ГОРЖУСЬ ТОБОЮ.

ХРАНЮ ЖЕЛАНИЯ СВОИ,

ЧТОБ БЫЛО ТЫ НЕ ПОЛЕМ БОЯ,

А ПОЛЕМ СЧАСТЬЯ И ЛЮБВИ.

  1. ЗЕМЛЯ, РАСПАХАННАЯ КРУТО.

ХЛЕБОВ ОЗИМЫХ ЗЕЛЕНЯ…

ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ ОТСЮДА,

ВСЕ, ЧТО ВО МНЕ, ВОКРУГ МЕНЯ

 - Сколько великих событий произошло на полях России. Сколько замечательных песен, стихов сложено!

  Вот и мы с вами попробуем сейчас сочинить синквейн про нашу степь.  

 4.  Этап обобщения и закрепления знаний.

- В начале урока перед вами была поставлена задача: заполнить таблицу по ходу нашей беседы.

 Что же у нас получилось? Сравните  свою таблицу с таблицей на слайде. (Приложение 5)

-Один незадачливый путешественник поделился со мной своими воспоминаниями, но при этом допустил много ошибок.  Попробуйте исправить рассказ этого горе-путешественника.

Характеристика степной зоны области

Здесь резко-континетальный климат. Осадков выпадает в течение года от 350 до 250 мм. Почвы- солонцы, на которых выращивают значительный урожай зерновых. Из животного мира встречаются: кабаны, суслики, тушканчики, жаворонки, дрофы, дятлы. Эту зону называют «житницей» нашего края.

- На этом слайде собраны фотографии представителей животного и растительного мира Саратовской области. К каким природным зонам они принадлежат? (Приложение 6)

5. Анализ и оценка итогов работы.

6. Домашнее задание: продолжить накопление материала для проекта «Природа моего края в устном творчестве и живописи»;

Рабочая тетрадь по краеведению стр.20 упр.4. заполнить таблицу «Характеристика природной зоны, где я живу»

 

     Используемая литература:

  1. Макарцева Л.В.Географическое краеведение Саратовская область, 6 класс.;Саратов. Издательство «Лицей», 2007.
  2. Макарцева Л.В. Географическое краеведение Саратовская область. Рабочая тетрадь 6 класс.; Саратов. Издательство «Лицей», 2007.
  3. Атлас Саратовской области. Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР.; М., 1978
  4. В.И.Вардугин. Саратовская азбука.;Саратов. ОАО «Региональное Приволжское издательство «Детская Книга». 2003.

         

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природные зоны Саратовской области

Урок географического краеведения в 6 классе составлен по программе Макарцевой. На данном уроке рассматриваются природные зоны Саратовской области, взимосвязь климата, растительно и животного мира. Для...

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Модульный урок по теме «Природные зоны Саратовской области»

Учебные элементы модуля   позволяют систематизировать полученные знания о природных зонах Саратовской области и активизировать познавательную деятельность учащихся.  Некоторые задания н...

Открытый урок по географии (8 класс) по теме: "Природные зоны России"

Урок обобщеня и повторения знаний по теме "Природные зоны России", выстроен по структуре ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года 2017"...

Проект урока по теме «Природные зоны Тюменской области».

Конспект урока с применением проектной деятельности "Природные зоны Тюменской области", 8 класс...

Конспект урока по географии 7 класса на тему "Природные зоны Евразии"

Конспект урока по географии 7 класса на тему "Природные зоны Евразии"...

План-конспект урока в 7 классе по теме: Природные зоны. Своеобразие органического мира

Цели:- Познакомить учащихся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительны...