Урок географии в 6 классе по теме :"Природные зоны Саратовской области"
план-конспект урока по географии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок краеведения в 6 классе
«Природные зоны Саратовской области»
Автор: учитель географии
МОУ «СОШ с.Чернышевка
Саратовской области»
2011 год
Аннотация к уроку краеведения 6 класса.
Данный урок составлен согласно календарно-тематическому планированию уроков краеведения 6 класса по авторской программе Макарычевой Л.В. и Маркиной Р.В.
Урок «Природные зоны Саратовской области» входит в цикл уроков, посвященных изучению и охране растительного и животного мира края. На предыдущих уроках рассматривались почвы, отдельно растительный и животный мир. Поэтому к данному уроку учащиеся уже имеют определенные знания. Также на этом уроке не выделяются проблемы охраны и сохранности животного, растительного мира и почв Саратовской области. Следующими уроками по программе следуют «Охраняемые памятники природы» и «Экологические проблемы».
Учителем сознательно нарушается последовательность характеристики природных зон области. Это сделано для того, чтобы вторую половину урока посвятить той природной зоне, в которой проживают учащиеся, и тем самым усилить воспитательный потенциал урока.
Основная идея урока- любить то место, с которого начинается жизненный путь человека, уметь видеть красоту там, где на первый взгляд ее незаметно.
Тип урока: комбинированный, знакомство с природными зонами Саратовской области и систематизация знаний о взаимосвязи компонентов ПК (климата, растительного и животного мира, почвы на определенной территории).
Цель обучения:
формировать целостную картину природы родного края.
Задачи урока:
1. Систематизация знаний о растительном и животном мире родного края, знакомство с природными зонами Саратовской области.
2. Обучение умению сопоставления и анализа карты природных зон Саратовской области с климатической картой Саратовской области.
3. Воспитание чувства любви к родному краю.
Средства обучения:
карты Саратовской области (климатическая и природных зон), компьютерная презентация, фонограмма, рабочая тетрадь по краеведению.
Методы и формы обучения:
активизация опорных знаний школьников в ходе беседы; яркий и образный рассказ учителя о природных зонах Саратовской области с опорой на опыт учащихся.
Основное содержание.
Географическое положение природных зон. Связь растительного, животного мира и почвы с климатом. Хозяйственная деятельность человека. Степь - житница области. Влияние рельефа и растительности на топоним своего села. Любовь к Родине начинается со своей малой Родины.
- Организационный момент.
(звучит музыка «Колокола России» на фоне презентации слайдов с пейзажами Саратовской области)
Учитель: «Земляки!»- так обращаются друг к другу люди, живущие на одной земле. Нас объединяет земля поистине удивительная: Саратовская область раскинулась на стыке Европы и Азии, там, где лес встречается со степью, где течет полноводная и могучая Волга. И наша земля всегда была щедрой и гостеприимной для всех, кто поселялся на ней.
- Актуализация знаний.
–Вы посмотрели фотографии с картинами природы нашего края. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (ответы уч-ся).
Тема нашего урока «Природные зоны Саратовской области». Сегодня мы систематизируем полученные ранее знания о почвах, растительном и животном мире; выделим отличительные черты, присущие для каждой природной зоны. В ходе урока мы будем заполнять таблицу (Приложение1 )
- Работа с картой «Природные зоны Саратовской области» и «Климатическая карта Саратовской области»
- Определите по карте, какие природные зоны расположены на территории области? (лесостепи, степи, полупустыни).
- Северо-запад и север области занимает лесостепная зона.
Почему эта природная зона получила такое название? (слайды с видами лесостепи).
- Вспомните, из каких пород состоят наши леса? (сосновые, широколиственные из дуба, клена, липы, осины)
- Какое дерево является «царем саратовского леса?» (дуб)
-Почему лесная зона области расположена островками в северной и северо-западной частях Саратовской области? Что необходимо для их произрастания в первую очередь? (учащиеся дают ответ о достаточном количестве осадков).
- В лесостепной зоне выпадает около 450-600 мм/г., ярко выражены сезоны года, часто дуют западные ветры, приносящие влагу с Атлантики. Лето не очень жаркое. Средняя температура июля до +20°С.
- Вспомните, какие почвы формируются под такой растительностью (серые лесные и дерновые). Плодородны ли они? Как человек использует лесостепи в своей деятельности?
- Что вы можете сказать о животном мире? Назовите представителей лесостепной зоны.
- Кто из вас бывал в лесу? А кто ночевал в лесу? Опишите свои чувства. (ответы уч-ся)
Море зелени, разнотравья на лугах, шум листвы, пение птиц, особенно ночное пение соловья. Всё это необычайным образом влияет на чувства человека. Мне кажется, человек в лесу становится добрее, душа его наслаждается звуками и красками природы.
- Вдоль крутого правого берега Волги на меловых горах произрастают реликтовые сосны, ровесники динозавров. Таких лесов в нашей стране очень мало, и мы по праву можем гордиться этим. Но не только. Они нуждаются в нашей защите. От кого и почему? Об этом мы поговорим на следующем уроке.
Чередование лесных массивов с открытыми пространствами вдохновляли поэтов и художников на творчество. Далеко за пределами нашей области известны имена наших земляков В.Э. Борисова-Мусатова, К.С. Петрова-Водкина, П.В. Кузнецова. В своих полотнах они воспевали красоту родного края. (Приложение 2)
- От красоты лесостепной зоны мы отправимся на крайний юго-восток области.
Определите, какая природная зона занимает крайний юго-восток области? (полупустыня). На какой равнине она находится?
- Что способствует образованию пустынь? (недостаток влаги)
Климат здесь резко-континентальный. В чем это проявляется? (ответы уч-ся)
- Определите по климатической карте годовое количество осадков. (менее 250 мм/г.)
- Как вы представляете лето и зиму в такой природной зоне?
Лето- жаркое, сухое. Средняя температура июля выше +25°С.
Зима- холодная, малоснежная.
- Какие растения произрастают в полупустыне? (различные виды лебеды, полыни, клоповник, солерос). (Приложение 3)
- Как животные приспособлены к достаточно суровым условиям жизни?
- Как называются здесь почвы? И что вы можете сказать об их плодородии?
Несмотря на условия не очень благоприятные для жизни, эти территории давно заселены человеком. И здесь находятся районы с самой большой рождаемостью населения. На этой земле люди рождаются, живут, работают, обзаводятся семьей. и для них этот край родной, любимый.
Динамическая пауза.
Сядьте поудобнее, закройте глаза и постарайтесь прочувствовать атмосферу песни, которая сейчас прозвучит (звучит фрагмент песни «Ой, ты степь широкая»)
– Какая мысленная картина возникла перед вами?
- Какие чувства передает эта песня? (ответы уч-ся)
Перед глазами возникает картина безбрежной степи: где-то вдалеке горизонт сливается с землей, и куда бы мы не посмотрели- бескрайняя ширь. Степной ветер ласково перебирает перья ковыля. 80% территории Саратовской области занимает степная природная зона, в которой мы с вами живем.
- Опишите типичные погодные условия, присущие нашей местности.
По сравнению с лесостепной зоной, лето более жаркое, засушливое. Осадков выпадает от 400 мм на западе области до 300 мм на востоке.
-Чем вы можете объяснить такое различие в количестве осадков?
- Перед вами две фотографии со степными пейзажами. Определите, на какой фотографии запечатлена степь Правобережья области, на какой степь Заволжья? По каким признакам вы это определили? (Приложение 4)
- В какой части Саратовской области находится наша малая Родина?
- Наше село носит очень красивое название: Раздольное. Как вы думаете, почему оно получило такое название? («Раздольное» от слова «раздолье»).
- Какие синонимы вы можете подобрать к этому слову? (слайд )
Презентация слайдов с видами окрестностей родного села на фоне песни Ю.Антонова «Родные места»
-Любите ли вы свое село? Чем вас привлекают родные просторы? В какое время года вы любите степь больше всего? Почему? (ответы уч-ся)
-В настоящее время лесостепи и степи практически полностью изменены человеком. Степь- это житница нашего края.
Что означает слово «житница», «жито»? (слайд )
Наши предки занимались здесь испокон веков земледелием, потому что в степной зоне самые плодородные почвы. «Царь почв»: о какой почве так говорят? (ответы уч-ся)
- Бескрайние просторы степей воспел в своих стихах и песнях наш земляк, поэт Н.Палькин.
- О ПОЛЕ РУССКОЕ!
НЕМАЛО
ТЕБЕ ИЗВЕДАТЬ ДОВЕЛОСЬ.
И КУЛИКОВЫМ ТЫ БЫВАЛО,
И БОРОДИНСКИМ ТЫ ЗВАЛОСЬ…
ЖИВУ ТОБОЙ,ГОРЖУСЬ ТОБОЮ.
ХРАНЮ ЖЕЛАНИЯ СВОИ,
ЧТОБ БЫЛО ТЫ НЕ ПОЛЕМ БОЯ,
А ПОЛЕМ СЧАСТЬЯ И ЛЮБВИ.
- ЗЕМЛЯ, РАСПАХАННАЯ КРУТО.
ХЛЕБОВ ОЗИМЫХ ЗЕЛЕНЯ…
ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ ОТСЮДА,
ВСЕ, ЧТО ВО МНЕ, ВОКРУГ МЕНЯ
- Сколько великих событий произошло на полях России. Сколько замечательных песен, стихов сложено!
Вот и мы с вами попробуем сейчас сочинить синквейн про нашу степь.
4. Этап обобщения и закрепления знаний.
- В начале урока перед вами была поставлена задача: заполнить таблицу по ходу нашей беседы.
Что же у нас получилось? Сравните свою таблицу с таблицей на слайде. (Приложение 5)
-Один незадачливый путешественник поделился со мной своими воспоминаниями, но при этом допустил много ошибок. Попробуйте исправить рассказ этого горе-путешественника.
Характеристика степной зоны области
Здесь резко-континетальный климат. Осадков выпадает в течение года от 350 до 250 мм. Почвы- солонцы, на которых выращивают значительный урожай зерновых. Из животного мира встречаются: кабаны, суслики, тушканчики, жаворонки, дрофы, дятлы. Эту зону называют «житницей» нашего края.
- На этом слайде собраны фотографии представителей животного и растительного мира Саратовской области. К каким природным зонам они принадлежат? (Приложение 6)
5. Анализ и оценка итогов работы.
6. Домашнее задание: продолжить накопление материала для проекта «Природа моего края в устном творчестве и живописи»;
Рабочая тетрадь по краеведению стр.20 упр.4. заполнить таблицу «Характеристика природной зоны, где я живу»
Используемая литература:
- Макарцева Л.В.Географическое краеведение Саратовская область, 6 класс.;Саратов. Издательство «Лицей», 2007.
- Макарцева Л.В. Географическое краеведение Саратовская область. Рабочая тетрадь 6 класс.; Саратов. Издательство «Лицей», 2007.
- Атлас Саратовской области. Главное управление геодезии и картографии при Совете министров СССР.; М., 1978
- В.И.Вардугин. Саратовская азбука.;Саратов. ОАО «Региональное Приволжское издательство «Детская Книга». 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природные зоны Саратовской области
Урок географического краеведения в 6 классе составлен по программе Макарцевой. На данном уроке рассматриваются природные зоны Саратовской области, взимосвязь климата, растительно и животного мира. Для...
Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"
Использование модульной технологии...
Модульный урок по теме «Природные зоны Саратовской области»
Учебные элементы модуля позволяют систематизировать полученные знания о природных зонах Саратовской области и активизировать познавательную деятельность учащихся. Некоторые задания н...
Открытый урок по географии (8 класс) по теме: "Природные зоны России"
Урок обобщеня и повторения знаний по теме "Природные зоны России", выстроен по структуре ФГОС, в рамках конкурса "Учитель года 2017"...
Проект урока по теме «Природные зоны Тюменской области».
Конспект урока с применением проектной деятельности "Природные зоны Тюменской области", 8 класс...
Конспект урока по географии 7 класса на тему "Природные зоны Евразии"
Конспект урока по географии 7 класса на тему "Природные зоны Евразии"...
План-конспект урока в 7 классе по теме: Природные зоны. Своеобразие органического мира
Цели:- Познакомить учащихся с природными зонами Австралии; выявить особенности и причины своеобразия органического мира материка.- Формировать умения и навыки работы с картой, учебником, дополнительны...