Классный час "Баскунчак - уникальное творение природы"
классный час по географии на тему
Материал включает конспект и презентацию к классному часу "Баскунчак - уникальное творение природы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_baskunchak.rar | 2.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Шабакова Рима Утемесовна
учитель географии
МБОУ «СОШ им.А.Джанибекова с. Растопуловка»
Классный час «Баскунчак – уникальное творение природы»
Цель: Способствовать формированию патриотических чувств, формировать у учащихся представления об озере Баскунчак как чуде природы,
развивать творческие способности и любознательность; прививать любовь к родному краю.
Оборудование: проектор, презентация, физическая карта России и Астраханской области.
Оформление: на доске - рисунки детей на тему «Мой Астраханский край»
Ход занятия.
Учитель. Сегодня мы совершим путешествие по родному краю.
Как называется наш край? (Астраханская область)
Викторина « Хорошо ли вы знаете свой край?»
- Какой город является административным центром Астраханского края? (Астрахань) (2 слайд)
- Назовите высшую точку Астраханской области и её высоту (г.Большое Богдо, 150 м.) (3 слайд)
- Назовите главную реку области и ее протяженность. (р.Волга, 3530 м.) (4 слайд)
- Именем какого русского художника названа Астраханская картинная галерея и почему?(М.П.Догадина, даритель живописной коллекции) (5 слайд)
- Когда и для каких целей была сформирована 28 Армия? Кто ее возглавил? (Для обороны Астрахани, генерал Герасименко) (6 слайд)
- В каком районе области мы живем?
- Какой населенный пункт является административным центром нашего района?
- Какой орех растет не на дереве, а на воде? (Чилим) (7 слайд)
- Самое крупное животное Астраханской области. (Кабан) (8 слайд)
- Какой часто встречающийся древесный кустарник называется Астраханской сиренью?(тамарикс)(9 слайд)
- Какое месторождение поваренной соли на территории области называют “Всероссийской солонкой”? (озеро Баскунчак) (10 слайд)
Ученик 1.
Чудо чудное, диво дивное
Есть в степи Баскунчакской бескрайной –
Под палящим солнцем сверкает льдинами
Соляное озеро миражом обманным.
Снегом белым и льда кристаллами
Соль на озере представляется,
Будто облако с неба упало
И в солёной воде купается.
Для России озеро Баскунчак,
Как жемчужина драгоценная,
Всероссийской солонкой став,
Всех снабжает солью бесценною.
Степь раздольная, степь ковыльная,
Много видела ты, много помнишь:
И набеги кочевников, Стеньку Разина со дружиною,
А ещё караваны с солью.
Ученик 2.
И труд каторжный на солёном озере,
Когда соль дороже, чем жизнь рабочего;
Добывали вручную, вывозили обозами,
Обувь соль разъедала в клочья.
Ветры времени степь причёсывают,
Всё теченьем своим изменяют.
И на наше солёное озеро
Современный пришёл комбайн.
Соль всё черпают, а она растёт,
И запасы её не меряны.
Степь тюльпанами по весне цветёт –
Это озеру обрамление.
Много мест есть красивых на Земле.
Наше озеро – чудо света.
Жить ему в первозданной своей чистоте
Пожелаем многие лета! (Наталья Солохина)
Учитель.
Есть одна старинная красивая легенда, в которой рассказывается про короля, интересовавшегося у дочерей, как сильно они любят отца. Одна сказала, что любит его как небо, вторая как золото, а третья как соль. Царь не понял последнюю дочь, рассердился и выгнал из дома, а вся соль в королевстве превратилась в золото. Вот тогда и понял король, насколько сильно любит его дочь.
Ребята! Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь на классном часе? (об озере Баскунчак)
Что вы знаете об озере Баскунчак?
Ученик 3.
Баскунчак – уникальное озеро, представляющее собой огромную солонку на столе бескрайней астраханской степи. Площадь озера около 110 кв. км, наибольшая длина – 18 км, ширина – 13 км.
По одной версии название озера происходит от ногайских слов «баш» – голова и «кунча» – собака, т. е. «собачья голова». В то же время существует предположение о том, что современная форма названия озера произошла от искажения монгольско-тюркского «ускончак», т.е. «солнечное озеро», от монгольского «ус» – вода и тюркского «кун» – солнце.
Впервые озеро Баскунчак упоминается в т.н. «Книге Большому Чертежу всему Московскому государству» – подробном описании карты России.
Баскунчак представляет собой мелководное озеро, заполненное соляным концентратом (рапой).
Ученик 4.
Добыча соли в озерах Нижнего Поволжья началась еще в средние века. Основным местом добычи было озера Эльтон и Баскунчак. На соледобыче трудились, в основном, татары, выгнанные Иваном Грозным со своей земли, киргизы и русские крестьяне. Рабочие-ломщики работали по 12-14 часов в рапе, которая летом нагревалась до 45-50 градусов. Человек в таких условиях выдерживал десять-пятнадцать лет, после чего либо умирал, либо становился инвалидом. (11 слайд )
Ученик 5.
На протяжении почти 200 лет единственными орудиями труда соляников были лопата и пудовая пешня. Стоя почти по пояс в разъедающей кожу рапе, рабочие вручную тяжелой пешней разрыхляли соляной пласт и грузили соль в телеги, запряженные верблюдами. Так, поставка на российский рынок свыше 10 млн.пудов чистейшей баскунчакской соли (что составляло в то время более 25% всего соляного производства) обеспечивалась каторжным трудом почти 40 тысяч наемных рабочих-чумаков.
Ученик 6.
С приходом Советской власти начинается активное внедрение механизации. По личному распоряжению В.И.Ленина в мае 1918 г. на солепромысел пребывает экскаватор американской фирмы "Марион", в 1921 г. экскаватор фирмы "Брюс-Айрус" для разработки соляных бугров и загрузки соли в вагоны, а с июня 1923 года на добыче соли в озере работает многоковшовый экскаватор "Любек" с плавучей дробильно-сортировочной станцией.
Но, пожалуй, главным событием в истории развития механизации на Баскунчаке стало строительство по чертежам инженера Ю.А.Макарова и ввод в эксплуатацию принципиально новой в горном деле машины - солесоса, ставшего прототипом современного солекомбайна - уникального орудия добычи соли в настоящее время. К 1934 г. на озере работают уже три солесоса, ручная добыча соли полностью ликвидируется. (12 слайд)
Учитель.
Все передвижения происходят по рельсам. Комбайн делает выработку там, где сам же стоял пару дней назад. Сейчас глубина выработки составляет 6 метров. Два резака-разрыхлителя со скоростью примерно 36 об/мин. дробят соляной пласт на мелкие куски в 5-35 мм, подвижная труба всасывает соляную взвесь (солепульпу), состоящую из рапы (вода соленых озер) и кусков соли. Для того, чтобы куски соли поддерживались во взвешенном состоянии нужна относительно большая скорость. Рапа всасывается со скоростью не менее 2 м/сек (7 км/ч).
После прохождения ротора, дополнительного измельчения и нескольких промывок рапой смесь попадает на грохот, где соль отделяется от рапы.
Рапа сливается обратно в озеро, а соль по грохоту и транспортеру попадает в вагоны, в которых и отправляется до Ахтубинска и далее вверх по Волге.
(13 слайд).
Ученик 7.
Сегодня её добычу и переработку осуществляет ООО «Руссоль» - самое крупное соледобывающее предприятие России. Ассортимент продукции - более 150 видов.
Выпускаемая продукция:
- соль пищевая и техническая навалом;
- соль пищевая и техническая в одноразовых мягких контейнерах;
- соль пищевая и техническая, упакованная в полипропиленовые мешки;
- соль йодированная;
- соль комовая для животноводства;
- соль лечебная, парфюмированная для ванн.
Ученик 8.
Благоприятный воздух с высоким содержанием брома и фитонцидов, иловая грязь, схожая по действию и составу грязи Мертвого моря, хлоридно-натриевая рапа, содержащая комплекс макро- и микроэлементов, способствуют быстрому выздоровлению отдыхающих.
Соль для ванн оказывает мягкое, релаксирующее воздействие на кожу, помогает снять стресс и усталость.
На побережье озера были обнаружены залежи лечебных глин. Стоит отметить особую ценность черной глины, которая поможет при лечении многих болезней.
Более того, солевые ванны способны омолодить вас в прямом смысле, делают вашу кожу более мягкой и повышают тонус. Также, солевые ванны полезно принимать в качестве комплексного воздействия на организм, вследствие которого происходит оздоровление организма.(14 слайд).
Учитель.
А теперь, ребята, мы немного поиграем. Посмотрите на листочки, лежащие у вас на партах. Буквы в этих словах случайно перемешались. Расставьте их правильно и назовите слова.
- чбуакснак – баскунчак
- пара – рапа
- слурось – руссоль
- налиг - глина
- шянеп- пешня
Ученик. Пусть хвалят мне горы, моря и леса,
Мол, воздух там чище, синей небеса,
А мне бы лишь степь, и Богдо, и полынь,
Соленого озера блеклую синь,
И больше не надобно мне ничего,
Мне степь Баскунчака милее всего. (Г.Карандашева)
Подведение итогов конкурса рисунков «Мой Астраханский край»
Литература и интернет-ресурсы:
- Герман Моторин. Озеро «Собачья голова».
- Классные часы. 6 класс / Авт.-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2015. – 320 с.
- http://www.review-planet.ru/2013/01/solenoe-ozero-baskunchak/
- http://www.handmade42.ru/news/74.html
- http://vetert.ru/rossiya/astrakhanskaya-oblast/sights/01-baskunchak.php
- http://mirturbaz.ru/blog/na-prirode/otdyh-na-ozere-baskunchak
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по теме «Вода – уникальное вещество природы»
Цель урока: интегрировать знания учащихся о распространении воды в природе, свойствах и значении воды для живых организмов из курсов физики, химии, биологии, выявить экологические пр...
Лес- это удивительное творение природы
Вовлечение подрастающего поколения в общественно значимую деятельность, направленную на использование инициатив детей и молодежи по практическому участию в сохранении лесных экосистем, способств...
«Бабочки - прекрасные творения природы»
Цель: Изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития бабочек, продолжая развитие логического и образно-чувственного мышления, творческих способностей учащихся.Задачи:Образовательн...
Презентация урока-исследования "Байкал-уникальное творение природы"
Презентация подготовлена для удобства в работе учителя, организовав групповую работу. В методическом пособии был материал проведения таого урока, я подготовила презентацию. для использования на ...
Учебный проект по химии " Уникальное вещество природы"
Работа объединяет несколько тем по химии: Строение вещества; Химические реакции; и биологии: Химический состав клетки.Главным в проекте является совершенствование у школьников навыков работы с информа...
План-конспект. Тема "Кошка-творение природы".
Цели: Формировать навыки рисования фигуры животных по памяти и представлению.Задачи:1) Закрепить знания об анималистическом жанре. Знакомить учащихся с историей появления кошек, с особенностями их пов...