Климат и человек, 8 класс
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Егорова Елена Александровна

Ход урока "Климат и человек", 8 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_i_chelovek.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный

Добрый день, друзья! Давайте повернёмся и поздороваемся с нашими гостями! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Садитесь, пожалуйста!

Да!

2.Мотивационный

Ребята, прежде чем начать занятие, я подготовила видеофрагмент, посмотрев который вы поймёте, какова же будет тема нашего урока. (37 сек)

Уважаемый господин Генеральный секретарь! Уважаемый господин Президент Олланд!

Главы государств и правительств! Дамы и господа!Рад возможности выступить на столь представительной конференции.

Конечно, изменение климата стало одним из самых серьёзных вызовов, с которыми сталкивается человечество. Вызванные глобальным потеплением ураганы, наводнения, засуха, другие аномальные явления наносят всё более ощутимый экономический ущерб, разрушают привычную, сложившуюся среду обитания человека. От решения климатической проблемы зависят качество жизни всех людей на планете, экономический рост и устойчивое социальное развитие целых регионов Земли.

Это фрагмент выступления президента РФ В.В. Путина на Конференции ООН по изменению климата в Париже с 30 ноября по 11 декабря 2015 года. Где участвовали главы государств и правительств 138 стран.

Смотрят видеофрагмент.

3.Определение цели урока

Какова же тема нашего урока?

Ребята, тема сегодняшнего занятия «Климат и человек».

Почему тема сегодня так актуальна?

Важна ли тема для Вас лично?

Как Вы думаете, какова же цель нашего урока?

Правильно, выяснить как климат влияет на различные стороны жизни человека и как человек влияет на климат.

Климат и человек. (Записывают в рабочие тетради).

Отвечают на вопросы.

Варианты ответов.

4.Усвоение новых знаний и способов действий

1. Комфортность климата.

– Как вы думаете, какие компоненты климата наиболее сильно влияют на человека?

– Почему необходим прогноз погоды?

- Кто из Вас интересуется прогнозом погоды?

– Представителям, каких профессий он (прогноз погоды) особенно необходим

Да, действительно, нам всем необходимо знать погоду по разным причинам. В географии есть такой термин как комфортность климата. Запишите, что это такое.

Комфортность климата – степень его благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.

Откройте пожалуйста учебник на стр. 68 и найдите рис.2.2.22. Изучите его. Скажите из каких показателей складывается понятие «комфортность климата»?

А теперь откроем атлас, стр. 23 карта «Благоприятность природных условий для жизни населения». Проанализируйте её, а потом:

1 вариант определит и назовет районы с наиболее благоприятным климатом.

2 вариант определит и назовет районы с неблагоприятными климатическими условиями.

Скажите, а какие территории больше представлены на территории России?

И какой можно сделать вывод:

Ребята, а определите районы страны наиболее благоприятные для проведения летних каникул. Аргументируйте свой выбор.

Климатические условия, способствующие любому виду деятельности человека, называются климатическими ресурсами. Они относятся к категории практически неисчерпаемых ресурсов, их использование, не ведет к их уменьшению.

Что можно отнести к климатическим ресурсам?

2. Влияние климата на хозяйственную деятельность человека.


Чтоб достойную жизнь человеку обеспечить,
к климатическим условиям не относись беспечно:
все «плюсы» и «минусы» тщательно взвесь –
они, несомненно, в нашей стране есть.
Дорогу построить ты, человек, решил,
Сначала подумай, условия учти
Чтобы её эксплуатировать, ездить без проблем
Природные компоненты изучи все:
Чтоб зимником пользоваться – нужны холода,
А для самолёта при холоде опасна вода
Чтобы было регулярным воздушное сообщение –
Заранее предупреждайте об оледенении.
Сибирская зима морозом славится
Когда шины на колёсах бьются как стекло,
И металл хрупкий как хрусталь, от удара рассыпается.

Обсудите в парах следующее задание. Распределите виды транспорта по мере уменьшения их зависимости от погодных условий, отдав первое место самому зависимому   виду (прием ранжирование).

Транспорт: автомобильный, трубопроводный, авиационный, морской, электронный.

        

2.Агроклиматические ресурсы

Как вы понимаете словосочетание агроклиматические ресурсы? от чего зависят агроклиматические ресурсы?

Найдите в учебнике (стр. 68) определение агроклиматических ресурсов и запишите его в тетрадь.

Это компоненты природы, создающие благоприятные (неблагоприятные) условия для развития сельского хозяйства.

Можете ли вы предположить: в каких районах нашей страны выращивают теплолюбивые культуры, такие, как рис, чай, арбузы и неприхотливые: овес, лен, картофель?

Давайте с Вами проследим изменение основных компонентов с севера на юг.

На крайнем севере, где вьюги, холода, растенья не растут

Субарктический климат возможность даёт

Тепличным земледелием заниматься

Овощи, зелень – всё то, что под плёнкой растёт,

Чем городское население может питаться.

Умеренно- континентальный климат в России обширную зону занимает и зерновыми всю страну питает.

Субтропики, напротив, совсем невелики, но житницей России не зря их нарекли.

3. Неблагоприятные климатические явления.

Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают особенности климата. Особое внимание уделяется неблагоприятным климатическим явлениям, которые отрицательно влияют на хозяйственную деятельность человека, на условия жизни людей.

Ответьте на вопрос: Какие метеорологические явления могут помешать развитию хозяйства?Побеждает тот, кто больше напишет в тетради явлений.

Температура, влажность, давление, облачность, осадки, направление и сила ветра.

Записывают определение в тетрадь.

Наиболее комфортный климат (тот, в котором человек чувствует себя лучше всего) – на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают.

На карте выделяют данные районы и делают вывод, что в стране большая площадь с мало и неблагоприятными районами.

К климатическим ресурсам относятся энергия ветра, энергия солнечного излучения, атмосферные осадки и т.д.

В результате обсуждения в парах ученики приходят к выводу, что самый зависимый от погодных условий вид транспорта - авиационный, т.к.  облачность, осадки могут привести к отмене полетов. На втором месте находится морской. Низкие зимние температуры, приводят к установлению ледового покрова на морских трассах Северного Ледовитого океана и некоторых других морях.  Навигация судов приостанавливается на несколько месяцев. Третье место занимает автомобильный транспорт, работе которого могут помешать снежные заносы и гололедица. Меньше всего от погодных условий зависят трубопроводный и электронный виды транспорта, занимающие в рейтинге четвертое и пятое места.

Агроклиматические ресурсы – это свойства климата, обеспечивающие возможности сельскохозяйственного производства.

  • продолжительность периода со среднесуточной температурой выше +10ºС (растения при такой температуре вегетируют)
  • сумма температур за этот период
  • коэффициент увлажнения
  • снежный покров.

5.Первичная проверка материала

Выбрать термины, характеризующие:

1 вариант: А) благоприятное влияние климата

                   Б) климатические факторы

2 вариант: А) неблагоприятное влияние климата

                   Б) атмосферные явления

      Короткие, теплые зимы без снега; засуха; сильные ветры; туман; суховей; большое количество солнечной радиации; солнечные бури; ураган; нормальная влажность; сильные морозы; град; пыльная буря; затяжные дожди; нормальное атмосферное давление; заморозки; гололед; магнитные бури; отсутствие сильных ветров; суровые длинные зимы.

Взаимопроверка.

6.Закрепление знаний и способов действий

4. Человек и климат.

Практически все отрасли нашего хозяйства учитывают особенности климата.

А человек может влиять на климат? Каким образом? Лично Вы влияете на климат?

Я предлагаю посмотреть мультфильм.

Какие меры Вы можете предпринять в собственном доме и его ближайшем окружении?

Основные мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения в крупных городах:

1.создание очистных сооружений

2.совершентвование автомобильного топлива и двигателей

3.использование безотходных технологий

4.улучшение условий движения транспорта

5.расширение сети зелёных насаждений

7.Обобщение и систематизация знаний

Сводки погоды, которые наглядно иллюстрируют положение дел на планете с климатом сегодня не могут не удивлять. Постоянно можно услышать о всевозможных аномалиях: «самая высокая температура в марте за последнюю сотню лет», «самый большой уровень осадков в июле за все время наблюдений», «аномально поздняя зима»… В декабре и январе в России в городах, где всегда лежал в это время снег, можно увидеть чистые улицы. Зато снегопады парализуют соседние страны, климат которых обычно гораздо теплее. Засухи, которые серьезно затруднили сельское хозяйство в одних регионах, в сочетании с проливными дождями и наводнениями в других, заставляют задуматься о том, что изменения климата – нечто более серьезное, чем просто ненормально теплая зима. От климата зависит вся экономика человечества. Чем серьезнее его изменения, тем меньше человек к ним готов, тем выше вероятность голода и крупных техногенных катастроф.

8.Подведение итогов

Подведем итоги (возвращаемся к проблемным вопросам)

Чтобы подвести итоги работы ученики отвечают на вопросы.

  • Были ли решены все задачи, запланированные в начале урока?
  • Добились ли вы своей цели?
  1. климат оказывает существенное влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей
  2. климатические условия нашей страны малоблагоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека в первую очередь из-за дефицита тепла
  3. осложняют жизнь человека неблагоприятные погодно-климатические явления
  4. атмосферный воздух нуждается в охране, особенно в крупных городах

9.Рефлексия

  сегодня я узнал...

  было трудно…

  я понял, что…

  я научился…

  я смог…

  было интересно узнать, что…

  меня удивило…

  мне захотелось…

10.Домашнее задание

§ 24 (с. 68-69).

 Ученики выбирают домашнее задание из предложенных вариантов.

1. Какие климатические особенности территории могут влиять на материальные затраты людей? Сделайте вывод о том, в каких районах затраты на жизнь будут наибольшими. Выгодно ли размещать в этих районах предприятия с большой численностью работающих?

2. Как влияет климат на набор наиболее популярных видов спорта – например, в Якутии и на Черноморском побережье.

3. Подобрать описание климата Санкт-Петербурга в художественной литературе.

4.Определить неблагоприятные климатические условия,  характерные для Санкт -Петербурга и Ленинградской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: " Климат и Человек"

Урок по теме " Климат и Человек " С применением ИКТ...

урок 8 класс "Климат и человек"

Тип урока: комбинированный.Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения ...

Методическая разработка урока географии "Климатические пояса. Климат и человек." 7 класс

Данный урок разработан к материалу УМК И. В. Душина, Т.Л. Смоктунович «Материки, океаны, народы и страны. Страноведение»...

Климат и человек, 8 класс

Презентация к уроку в 8 классе "Климат и человек"....

Климат и человек. Влияние человека на климат

ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Для тех, кто не слышал, это набор методик и инструментов для решения нестандартных задач. Применение открытых задач на уроке географии...

Материалы внеурочного занятия "Климат и человек" (Курс внеурочной деятельности "Увлекательный мир географии", 6 класс)

Материал представляет собой полную методическую разроботку занятия внеурочной деятельности "Климат и человек" со всеми необходимыми материалами и описанием....

Конспект урока по теме: Климат и человек 8 класс

Климат и человек. Конспект открытого урока...