урок 8 класс "Климат и человек"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_i_klimat.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ГЕОГРАФИИ РОССИИ
8 КЛАСС
«Человек и климат»
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи урока: определить, что такое агроклиматические ресурсы, комфортность климата, какие стихийные явления, связаны с климатом; продолжить формировать умения работать с атласом, учебником, источниками дополнительной информации, анализировать материал, составлять таблицу; воспитывать любовь к своей стране и малой Родине, толерантность.
Методы и приемы: проблемный вопрос, объяснение, беседа, работа с учебником, картами, составление таблицы, опережающие задания, групповая работа, ИКТ.
Оборудование:
- учебник География России. Природа. 8 класс, под ред. Бариновой И.И.,
- атласы “Просвещение” – 8-9 класс, “Дрофа” – 8 класс,
- презентация учителя к уроку,
- компьютер, мультимедиа, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный (2 мин.):
– приветствие,
– проверка отсутствующих,
– определение плана проведения урока и постановка цели,
– заполнение листка группы.
II. Проверка домашнего задания, работа в группах (8 мин.):
– используя климатические карты атласа, определите количество суммарной солнечной радиации, среднюю зимнюю, летнюю, максимальную и минимальную температуру воздуха; количество осадков, испаряемость, коэффициент увлажнения для городов:
Группа 1: Мурманск
Группа 2: Якутск
Группа 3: Новосибирск
Группа 4:Москва
Группа 5: Петропавловск-Камчатский.
– на доске высвечивается правильный ответ для всех городов и предлагается детям поставить за каждый правильный пункт по 1 баллу на группу(8 б. максимальное количество)
– подведение итогов выполнения работы.
III. Изучение нового материала (20 мин.)
1. Комфортность климата.
– Как вы думаете, какие компоненты климата наиболее сильно влияют на человека?
– Почему необходим прогноз погоды?
– Представителям, каких профессий он (прогноз погоды) особенно необходим
Да, действительно, нам всем необходимо знать погоду по разным причинам. В географии есть такой термин как комфортность климата. Запишите, что это такое.
Комфортность климата – степень его благоприятности для нормальной жизнедеятельности человека.
Назаревский Олег Ростиславович (1910 – 1984 гг.) – советский климатолог, составивший таблицу комфортабельности климата и степени его благоприятности для человека.
Оценка влияния климата на здоровье человека основана на учете четырех элементов: температуры, относительной влажности воздуха, скорости ветра и солнечной радиации. Важна и длительность сезонов года, которая различна по районам. Например, считается, что в Западной Сибири зима продолжается от 240 дней в году на севере до 135 дней на юге, а лето соответственно от 30 дней до 140. Лето при этом определяется как период со средними суточными температурами воздуха выше + 100 С, а зима – ниже 0. Выделенный по такому критерию летний период продолжается до 240 дней в году на Черноморском побережье Кавказа, около 180 – 200 дней на Северном Кавказе, 120 – 150 дней в Подмосковье и около 90 дней в Архангельске.
– Используя карту на доске “Влияние природных условий на жизнь человека”, определите:
а) территории, наиболее благоприятные для проживания населения,
б) неблагоприятные территории для проживания населения,
в) какие территории больше представлены на территории России.
Климат обязательно учитывается в жилищном строительстве. Существует строительно-климатическое районирование территории России, где для каждого из районов определяются требования к жилищу: какова толщина стен, характер остекления, отопления и т.д. Для обеспечения в жилище комфортного микроклимата в разных районах необходима различная степень его изолированности от внешней среды. Например, на Крайнем Севере окна должны иметь тройное остекление, в домах должно быть мощное отопление и механическая приточная вентиляция (приток подогретого воздуха), естественная вытяжная. А на Черноморском побережье Кавказа летом жилище должно защищать только от дождя, а погода зимой позволяет держать в домах открытыми форточки. Понятно, что затраты на отопление домов на Крайнем Севере будут во много раз выше, чем в субтропиках Кавказа, и это требуется учитывать и планировать. Климатические условия влияют и на потребность в жилой площади, и на планировку квартир. Чем большую часть времени человек проводит в своей квартире, тем просторнее она должна быть. Так, на Крайнем Севере на одного жителя должно быть в полтора раза больше жилой площади, чем в средней полосе России, а число комнат должно быть на одну больше, чем количество членов семьи. В районах жаркого климата необходимы летние помещения: веранды, неостекленные террасы, а дома должны иметь сквозное проветривание.
Какой вывод можно сделать: наиболее комфортный климат (тот, в котором человек чувствует себя лучше всего) – на юго-западе России; наименее благоприятные – на северо-востоке, причем по площади они преобладают.
климатические условия, способствующие любому виду деятельности человека, называются климатическими ресурсами. Они относятся к категории практически неисчерпаемых ресурсов, их использование, не ведет к их уменьшению.
2. Агроклиматические ресурсы
К климатическим ресурсам относятся энергия ветра, энергия солнечного излучения, атмосферные осадки и т.д.
Климатические условия, благоприятствующие лечению и отдыху людей называются рекреационными климатическими ресурсами (рекреация – от латинского, восстанавливаю – восстановление сил, израсходованных человеком во время труда). К рекреационным климатическим ресурсам могут относиться солнечная весенняя погода при наличии снежного покрова, характерная для весны, когда, возможно заниматься горными лыжами; жаркое лето на побережье морей и озер, благоприятное для купания и пр. Для лечения одних болезней полезен ровный нежаркий климат Средней России, других – теплый и сухой климат полупустынь, третьих – климат среднегорья и высокогорья.
Из различных сфер деятельности человека наиболее тесно связано с климатом сельское хозяйство. Климатические условия, влияющие на ведение сельского хозяйства,– это агроклиматические ресурсы, изучением которых занимается агроклиматология.
Запишите в тетрадь: агроклиматические ресурсы – это сумма активных температур (сумма средних суточных температур за период, когда, по многолетним данным, средняя суточная температура превышает + 100С), необходимых для выращивания определенных растений.
Сумма активных температур | Что выращивают |
менее 400 | овощеводство в закрытом грунте |
до 1000 | редис, шпинат, лук на перо, репу, |
1500-1700 | ранний картофель |
1500-1800 | лен |
1700-1900 | поздний картофель |
2500-2800 | яровая пшеница |
3200-3600 | виноград |
4000-4500 | хлопчатник (среднеспелых сортов) цитрусовые |
Презентация Гольцовой Марии “Агроклиматические ресурсы России”
– Почему в России не выращивают цитрусовые?
– Виноградники в нашей стране выращивают на Черноморском побережье Кавказа. Почему?
– Вывод по вопросу: агроклиматические ресурсы (свет, тепло, влага) определяют возможности выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур, а человек решает, как воспользоваться этими возможностям.
3. Неблагоприятные климатические явления в России.
Используя учебник, стр.69 – 70, выпишите в тетрадь стихийные явления, связанные с климатом (работа с учебником).
Презентация Лелевкина Дмитрия “Неблагоприятные климатические явления, связанные с климатом”.
Охрана атмосферного воздуха: кислотные дожди, озоновые дыры, смог.
Города с самым загрязненным воздухом в России (по данным Росгидромета)
1. Норильск | 11. Новосибирск |
2. Москва | 12. Санкт-Петербург |
3. Новокузнецк | 13. Нижний Тагил |
5. Липецк | 14. Челябинск |
6. Омск | 15. Красноярск |
7. Асбест | 16. Волгоград |
8. Череповец | 17. Новочеркасск |
9. Воркута | 18. Ангарск |
10. Магнитогорск | 19. Тула |
11. Уфа | 20. Братск |
Климат России так холоден, что за зиму для обогрева одного жителя расходуется в:
Москве 3 тонны каменного угля, в Хабаровске – 4, в Норильске – 7.
Сколько каменного угля приходится на одного жителя в год:
За один день человек, живущий в центре крупного города, вдыхает с воздухом столько ядовитых веществ, сколько содержится в двух пачках сигарет.
Среди самых грязных городов России – Ангарск. Его нефтехимические заводы ежегодно выбрасывают в атмосферу более650 т. серной кислоты,110 000 т. углеводородов, 140 000 т. двуокиси серы.
Выводы по уроку.
IV. Домашнее задание (5 мин.).
п. 11, стр. 68 – 71, заполните таблицу, нанесите на контурную карту самые грязные города России, сделайте вывод:
Неблагоприятные климатические явления | Причины их образования |
|
|
V. Закрепление (10 мин).
1. Групповая работа: Используя карты атласа “Агроклиматические ресурсы” определите сумму активных температур для городов, и какие сельскохозяйственные культуры здесь выращивают (работа с атласом):
Группа 1: Мурманск
Группа 2: Якутск
Группа 3: Новосибирск
Группа 4:Москва
Группа 5: Петропавловск-Камчатский.
2. Какие неблагоприятные климатические явления характерны для городов:
Группа 1: Мурманск
Группа 2: Якутск
Группа 3: Новосибирск
Группа 4:Москва
Группа 5: Петропавловск-Камчатский
Подведение итогов урока. При ответе на вопрос каждая группа получала по одному баллу. Суммируйте свои баллы и поставьте каждому в своей группе оценки. Сумма не должна превышать количество баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по обществознанию. Тема урока: " Конституционные права человека"
Урок призван помочь учителю эффективно изучить конституционные прва человека. Параллельно идет приобретение навыков проектной деятельности, написание эссе, работы с документами....
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)
Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...
Конспект урока по географии в 7классе. Тема урока: « Освоение Земли человеком. Страны мира.»
1. Называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей, знать...
Урок биологии «Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них».
Урок знакомит учащихся с основными группами доказательств происхождения человека от животных, которыми располагает современная биологическая наука, формируеть умение сравнивать человека с д...
Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его
В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...
Открытый урок 6 класс. Тема урока: "Черты характера человека".
Сформировать у учащихся знание основной лексики , включающей синонимы и антонимы , основные префиксы,придающие словам отрицательное значение....