Почвы Ростовской области
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Сидорова Анжелика Александровна

Урок по географии Ростовской области, 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель года Дона

Урок в 8 классе по теме:

«Почвы Ростовской области»

Учителя географии МБОУ «Шолоховская гимназия», ст.Вешенская

Сидоровой А.А.

2015 год

Пояснительная записка.

Тип урока: изучение нового материала.

Урок продолжает раздел «География Ростовской области».

Форма урока: групповая.

Цели урока: продолжить формирование представления о почвах, изучить почвы и особенности их использования и отношение человека на территории Ростовской области; развивать умение работать с текстом, таблицей, воспитывать бережное отношение и любовь к своему краю.

Задачи: развитие личностных компетенций через предметные, т.е дать знания ради развития личностных ценностей и самоопределения в профессии; формирование готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности, осознание единства географического пространства нашей области как среды обитания общества.

Приемы и методы: частично-поисковый (эвристический), проектный, метод сотрудничества.

Класс делится на три группы. Отдельно работают трое учащихся, изучающие особенности профессий агронома, животновода и мелиоратора.

Каждой группе дан мешочек с образцом изучаемой почвы, цветок, задания для каждого ученика и папка для оформления информационного проекта (с фотографиями и картинками, путевыми заметками, мозаикой карты).

Практическая значимость проектов проявилась в работе специалистов некоторых профессий, которые используя услышанный материал, должны сделать свои выводы о почве с точки зрения профессиональной значимости.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Оргмомент

Слайд 1. Сейчас я вам представлю три объекта: два из них находятся на ваших столах, третий – на экране. По ним вы должны определить, какая жизненная ценность их объединяет. Внимание на экран, первым объектом является фильм.

Слайд 2. Отрывок фильма «Водный мир» о высокой цене на землю (почву)

В чем заключается та жизненная ценность, о которой мы будем сегодня говорить? Какое природное тело мы подразумеваем под словом «земля»?

Ответ: Земля или почва.

Актуализация знаний

Слайд 3. Обратимся к народной мудрости. На столах пословицы, прокомментируйте их.

Слайд 4. Во всех этих пословицах чувствуется трепетное отношение человека к почве. Почему?

Так же высоко ценил плодородную почву В.В.Докучаев.

Мы живем в Ростовской области. Давайте ответим на вопрос:

Природа наградила или обделила почвами нашу Ростовскую область?

Слайд 5. Тема: Почвы Ростовской области.

Тему «Почвы» вы изучали в 8 классе и можете дать определение и определить факторы, оказавшие влияние на образование почв.

Что такое почва?

Слайд 6.

1. Что посеешь, то пожнешь.

2. Какова земля, таков и хлеб.

3. Без пахаря-хозяина и добрая земля – сирота.

4. Земля порядок любит.

От нее зависит жизнь и процветание людей.

Почва – это тонкий верхний слой земли, обладающий плодородием. Образуется на горный породе под влиянием климатических условий (тепла, воды, света, воздуха), организмов (растений, животных, бактерий, грибов) и человека.

Изучение нового материала

Слайд 7. Сегодня на уроке мы займемся исследованием проблемы того, какие почвы распространены в нашем регионе и как к ним относится человек?

Особенности почв и их использование зависят от их типа, условий образования. На территории области распространены три основных типа почв, изучать которые мы будем по группам.

Откройте мешочки, рассмотрите почву, которую вы будете изучать и по ребусу определите ее название.

Первая команда изучит проблемы самых распространенных почв.

Роли в группах распределены. Капитан следит за временем и помогает своей команде, 2й участник работает с текстом, ищет ответы на вопросы и  заполняет бланки ответов, 3-4 ищут проблемы, выбирают их из перечня и объясняют пути их решения. Результатом вашей работы станет информационный проект о типе почвы вашей группы. В проекте должны быть отражены: тема, география распространения данного типа, свойства и условия образования, проблемы и пути их решения. На работу дается 10 минут. С результатами исследования вам нужно будет поделиться со всем классом. Помните, от качества вашей подготовки и представления проекта зависит выступление специалистов.

Трем специалистам я предлагаю познакомиться с сельскими профессиями и понять, какое практическое значение имеют знания о почве.

Первая группа – черноземов

Вторая – каштановых.

Третья – луговых.

Учащиеся выполняют задания, изучают тексты, таблицы, дополнительный материал и создают на листе ватмана информационный проект по следующей схеме.

Отчет трех групп.

Каждый из специалистов по своему заданию выбирает подходящий тип почв и дает обоснование своему выбору.

Подведение итогов и рефлексия

Природа наградила или обделила почвами Ростовскую область?

Слайд 8. Как относится человек к почвам в нашей Ростовской областью?

Как решаются проблемы, связанные с почвами?

Может ли страшная фантастика стать реальностью, когда мы потеряем плодородные земли? Какая причина может привести к страшному сценарию?

Слайд 9. Человек является главной причиной всех негативных последствий. Вырубка леса, неправильная обработка земли, неумеренный выпас скота, нарушение режима полива, посев одной культуры на одном месте из года в год. В результате этого количество гумуса уменьшается, питательные вещества легко разрушаются и уносятся.

Я думаю, вы осознали, какое пагубное влияние на природу может оказать человек своими неразумными действиями. А какой вклад вы можете внести в улучшение почвы и земли?

Слайд 10. Но первым шагом я предлагаю посадку этих цветов, которые украсят ваш школьный двор. А группы смогут посоревноваться, чей цветок будет пышнее и красивее.

Каждая группа выберет шарик, внутри которого находится вопрос, на которые нужно ответить.

Слайд 11. Завершить урок я хочу словами М.М.Пришвина:

«Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и                                       показывать».

На территории области распространены наиболее плодородные почвы: черноземы и луговые и чуть менее плодородные, но тоже ценные для сельского хозяйства.

Отношение человека к ним не всегда положительно, от чего снижается плодородие или почва полностью уничтожается. Различные меры мелиорации почв направлены на то, чтобы увеличивать плодородие и восстанавливать почвы.

Лучшей помощью является посадка деревьев.

Есть загадка о почве: «Чем больше в неё вложишь, тем больше она даст». Какую особенность почв она описывает?

Может ли почва перестать давать урожай?

Почему В.В.Докучаев ценил плодородные почвы выше всех других богатств природы?

Для каких профессий необходимы знания о почве?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Водный мир

Слайд 3

Русские пословицы Что посеешь, то пожнешь. Какова земля, таков и хлеб. Без пахаря-хозяина и добрая земля – сирота.

Слайд 4

«Чернозем для России, - дороже нефти, каменного угля, золотых и железных руд … все … ничто в сравнении с ним». Докучаев В.В.

Слайд 5

Тема урока: Почвы Ростовской области Природа наградила или обделила почвами наш регион?

Слайд 6

Почва – это тонкий поверхностный слой земли, обладающий плодородием. Образуется на горной породе под влияние климатических условий (тепла, света, воды, воздуха), организмов (растений, животных, бактерий, грибов) и человека.

Слайд 7

Тема урока: Почвы Ростовской области Природа наградила или обделила почвами наш регион?

Слайд 8

Будущее

Слайд 10

« Сажая сад, ты сажаешь счастье!» Древнекитайская мудрость

Слайд 11

Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, - их надо открывать и показывать. М.М.Пришвин



Предварительный просмотр:

Задание группам

Капитану

Капитан следит за временем. Изучает требования к оформлению проекта и организует оформление проекта.

2й участник изучает свой тип, карту, условия образования, заполняют бланки и диаграммы. Оформляют верхнюю часть проекта.

3й и 4й участники изучают бланк, карту-схему, дополнительные картинки. Оформляют нижнюю часть проекта.

Задание для 2го участника.

Ответьте на вопросы и заполните бланки

1. На круговой диаграмме закрасьте тот сектор, который соответствует процентному отношению площади данного типа (найдите в тексте).

2. Каково содержание гумуса в почвах?

3. Каковы свойства данной почвы (мощность гумусового слоя, структура, способны ли давать урожай)?

3. В каких условиях образуется чернозем? Заполните бланк.

4. По карте №1 определите, в какой части Ростовской области распространены черноземы.

В проекте оформите карту «География черноземов» с помощью мозаики.

Черноземы

Черноземы занимают самую большую площадь в пределах Ростовской области. Климат донских степей нельзя назвать слишком мягким. Черноземы формируются в условиях либо среднего увлажнения, либо легкой засушливости, а так как «год на год не приходится», то черноземам грозит всегда засуха. Черноземы имеют комковатую структуру и мощный перегнойный горизонт – от 55 до 150 см. В них содержится большое количество перегноя (гумуса) – от 5 до 7%. Черноземные почвы образовались в тех районах, где выпадает больше осадков (400-500 мм) и развивается богатая растительность – разнотравье и ковыль. «Царь почв» называл их В.В.Докучаев.

Задание для 2го участника.

Ответьте на вопросы и заполните бланки

1. На круговой диаграмме закрасьте тот сектор, который соответствует процентному отношению площади данного типа (найдите в тексте).

2. Каково содержание гумуса в почвах?

3. Каковы свойства данной почвы (мощность гумусового слоя, структура, способны ли давать урожай)?

3. В каких условиях образуется каштановая почва? Заполните бланк.

4. По карте №1 определите, в какой части Ростовской области распространены черноземы.

В проекте оформите карту «География каштановых почв» с помощью мозаики.

Каштановые почвы

На втором месте по занимаемой в Ростовской области площади стоят каштановые почвы. Характерные для них черты: буровато-каштановая, каштановая или светло-каштановая окраска верхних гумусовых горизонтов, напоминающая цвет кожуры плода каштана; небольшая мощность гумусовых горизонтов (35-50 см) и небольшое содержание гумуса (2-4%) в пахотном горизонте; преобладание пылевато-комковатой и комковато-призматической структуры. Каштановые почвы занимают примерно пятую часть территории области (20,6%). Каштановые почвы распространены в районах с меньшим количеством осадков (менее 400 мм), здесь лето жарче, а растительность скуднее. 

Эти типы почв содержат достаточное питательных веществ для растений и при правильной агротехнике дают хороший урожай пшеницы, кукурузы, ячменя, проса и сорго.

Задание для 2го участника.

Ответьте на вопросы и заполните бланки

1. На круговой диаграмме закрасьте тот сектор, который соответствует процентному отношению площади данного типа (найдите в тексте).

2. Каково содержание гумуса в почвах?

3. Каковы свойства данной почвы (мощность гумусового слоя, структура, способны ли давать урожай)?

3. В каких условиях образуется луговая почва? Заполните бланк.

4. По карте №1 определите, в какой части Ростовской области распространены черноземы.

В проекте оформите карту «География луговых почв» с помощью мозаики.

Луговые почвы

Луговые почвы расположены по долинам рек Дон, Сал и Маныч. Формируются под луговой растительностью в условиях пониженного рельефа, высокого поверхностного увлажнения и постоянной связи с грунтовыми водами. Луговые почвы характеризуются хорошо развитым гумусовым горизонтом, часто засолены. Характеризуются зернистой структурой и содержат 5-6% гумуса иногда и выше. Мощность гумусового слоя 100-120 см.

Почвы в долинах рек обладают высоким плодородием, поэтому донское займище  называют «золотым» дном. Здесь можно выращивать обильные урожаи кукурузы, риса, овощей, картофеля, бахчевых культур. Благоприятна пойма и для разведения садов и виноградников.

Задание 3-4 участникам.

Задание.

1. Используя данные таблицы, текст и фотографии определите, какие негативные процессы происходят с почвами Ростовской области.

2. Каким процессам в большей степени подвержена ваша почва? Объясните причины возникновения этих проблем.

3. В нижней части проекта создайте схему:

Причины появления проблем      проблемы (самые важные для данного типа почв)      решение. Можете использовать картинки.

Состояние земель по негативным показателям.

                                                                                                                            №

Виды деградации, нарушений, загрязнений

Площади, тыс. га

Организации, выполняющие обследование

всего

В т.ч. пашня

1.

Водная и ветровая эрозия

6398,4

4247,2

ЮжНИИгипрозем

2.

Снижение содержания гумуса

8461,3

6080,5

ЮжНИИгипрозем

3.

Переуплотнение

258,6

234,0

ЮжНИИгипрозем

4.

Заболачивание

85,3

33

ЮжНИИгипрозем

5.

Засоление

385,6

120,6

ЮжНИИгипрозем

6.

Осолонцевание

2485,1

953,0

ЮжНИИгипрозем

7.

Загрязнение тяжелыми металлами

4700,0

3946,2

РГУ

8.

Сбитость пастбищ

750,6

-

ЮжНИИгипрозем

9.

Подтопление

473,7

280,5

ЮжНИИгипрозем

10.

Опустынивание

756,0

-

ЮжНИИгипрозем

11.

Овраги

38,4

-

ЮжНИИгипрозем

12.

Земли под свалками

1,4

-

ЮжНИИгипрозем

13.

Оползни

0,005

-

ЮжНИИгипрозем

Ростовская область обладает в большей части хорошими и очень хорошими плодородными землями. Пшеница и подсолнечник, кукуруза и рис, ячмень и просо, яблоки и виноград, капуста и морковь – таков далеко не полный перечень того, что дает, и в больших количествах, донская земля. В настоящее время на Дону нет практически свободных земель.

А неразумное обращение, безумное вмешательство в природу почвы, в ее жизнь всегда приводит к снижению основного свойства почвы – плодородия. За последние годы площадь пашни в Ростовской области уменьшилась.

Под эрозией почв понимается процесс смыва и размыва почвы поверхностными водам временных потоков, возникающих в результате таяния снега или дождевых осадков. Ветровая эрозия, проявляется в виде пыльных (черных) бурь. При этом происходит выдувание почвы.

Уничтожение леса, неправильная обработка почвы, неумеренный выпас скота, незарегулированность стока талых и ливневых вод, нарушение режима полива полей неизбежно приводят к катастрофическим явлениям.  Ежегодно в Ростовской области мы теряем значительные площади плодородных почв в результате роста оврагов.

Для пойм рек характерен процесс осолонения почв. Оно происходит, когда  грунтовая вода поднимается, испаряется и оставляет соль на поверхности. Солонцы и солончаки появляются в результате неумеренного орошения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задание для агронома.

1. По данному тексту познакомиться с особенностями профессии агронома.

2. Прослушав выступления каждой из трех групп и изучив предоставленные проекты, выбери один тип почвы, более всего подходящий для выращивания зерновых культур и  часть Ростовской области, где лучше всего развивать эту деятельность. Обоснуй свою точку зрения.    

АГРОНОМИЯ — комплекс наук о возделывании сельскохозяйственных культур.

В переводе с греческого этот термин, составленный из двух слов - agros (поле) и nomos (закон), - означает буквально «наука о законах полеводства».

Важнейшие задачи агрономии вытекают из необходимости удовлетворения возрастающих потребностей населения в сельскохозяйственной продукции. Агрономические науки призваны разрабатывать мероприятия, постепенно освобождающие земледелие от воздействия вредных природных факторов на возделываемые культуры.

Агроном - одна из главных фигур на селе. Его основная задача - совершенствовать сельскохозяйственное производство, управлять трудом механизаторов, полеводов и других рабочих. Вооруженный специальными знаниями, агроном лучше других видит, как развиваются растения, чего им не хватает, какие изменения происходят в почве. Он - основной проводник науки в хозяйстве, он определяет технологию труда, его организацию.

Значительное место в деятельности агронома занимает планирование производственного процесса. Он определяет набор полевых работ, их последовательность, начало и окончание, содержание полевых опытов, распределяет средства производства и т.д. По существу, он ведет не только производственную, но и научно-производственную работу - внимательно изучает эффективность сортовых посевов, той или иной обработки почвы, внесения различных видов удобрений. Агроном имеет дело не только с землей, семенами, удобрениями, но и с людьми, которые растят хлеб. В его задачи входит планирование и организация их труда, оказание необходимой помощи, например, в устранении брака в работе, обучение и воспитание их. Поэтому агроном должен обладать организационно-педагогическими навыками, способностями. Опытный работник уже с вечера сообщает о том, кто, где и что будет делать завтра, разрабатывает варианты нарядов на случай перемены погоды.

Для своего выступления можешь воспользоваться следующими словарными конструкциями.

Я, как агроном, занимаюсь _____________________________________.

Тип почв важен для моей деятельности, т.к.________________________

Для выращивания зерновых культур мне больше всего подойдут ___________ почвы, так как __________________________________________

Лучшей территорией для зерновой отрасли является ___________часть области.

Задание для животновода.

1. По данному тексту познакомиться с особенностями профессии животновода.

2. Прослушав выступления каждой из трех групп и изучив предоставленные проекты, выбрать один тип почвы, более всего подходящий для выращивания кормовых культур для молочного стада коров. Свою точку зрения необходимо обосновать.  

Животново́дство — отрасль сельского хозяйства, занимающаяся разведением сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов. Обеспечивает население продуктами питания (молоко, мясо, яйца и др.), легкую промышленность сырьем (шерсть, кожа и др)

В России к основным отраслям животноводства относятся скотоводство, свиноводство, овцеводство и птицеводство. К второстепенным отраслям  – оленеводство, коневодство, пчеловодство, верблюдоводство.

Главной отраслью является скотоводство. Оно состоит из молочного, мясного и мясо-молочного направлений. Молочные стада выращивают на тех территориях, где есть сочная трава. Такая трава произрастает на хорошо увлажненных землях: в Центральной и Северной России, на юге в засушливых районах – на заливных лугах. При таком питании коровы дают много молока. Мясной скот не требователен к рациону и выращивается, в основном, на засушливых территориях.

В чем заключается основная деятельность животновода, понятно из названия его профессии. Это разведение животных. Соответственно он должен создавать все условия для поддержания здоровья животных, увеличения их численности и повышения продуктивности. Животноводы следят за тем, чтобы их подопечные соответствовали требованиям и стандартам своей породы. При необходимости этот специалист оказывает помощь при диагностике и лечении заболеваний животных.

Выделяют несколько отраслей животноводства, в зависимости от того, с какими представителями фауны этим специалистам приходится иметь дело: звероводство (пушные звери), птицеводство, пчеловодство, рыбоводство, собаководство и другие.

Для своего выступления можешь воспользоваться следующими словарными конструкциями.

Я, как животновод, занимаюсь __________________________________.

Тип почв важен для моей деятельности, т.к.________________________

Для развития молочного скотоводства  мне больше всего подойдут ___________ почвы, так как __________________________________________

Лучшей территорией для молочного направления скотоводства является ___________часть области.

Задание для мелиоратора.

1. По данному тексту познакомиться с особенностями профессии мелиоратора.

2. Прослушав выступления каждой из трех групп и изучив предоставленные проекты, выбрать один тип почвы, который более всего нуждается в мелиорации. Свою точку зрения необходимо обосновать и определить наиболее действенный метод борьбы с негативными явлениями.

Мелиорация – система методов, улучшающих состояние почвы или борющихся с неблагоприятными последствиями нарушения почвы.

Существует несколько видов мелиорации.

1. Агромелиорация – система мероприятий по правильной научно-обоснованной обработке почвы. Склоны распахиваются поперек, а не вдоль. Вместо отвальной применяется безотвальная обработка. Почвенный пласт не переворачивается, а только рыхлится. В этом случае почва меньше подвергается разрушению.

2. Соблюдение севооборотов. Посадка одной культуры на одном месте несколько лет подряд приводит к быстрому истощению почвы, разрушению ее питательных элементов до полной потери плодородия.

3. Химическая мелиорация – внесение удобрений в почву.

4. Лесомелиорация – выращивание лесополос вокруг полей и на склонах. Лесные насаждения выполняют несколько функций: задерживают снег и талые воды, сглаживают сильные ветры, накапливают питательные вещества, поднимают подземные воды, в них живут птицы, которые уничтожают вредителей. Доказано, что в степной зоне лесополосы необходимы для полей. На крутых склонах для их сохранения от оврагов создают террасы, на которых сажают деревья. Деревья для лесопосадок подбираются для каждой конкретной зоны.

5. Водная мелиорация. Участки, получающие недостаточное количество влаги, требуют полива, то есть орошения дождевальными установками. Переувлажненные участки осушаются. Чрезмерное орошение может приводить к дополнительной эрозии и разрушению почвы, к ее засолению. В последнее время для избежания этих негативных последствий и в целях экономии воды, разработана новая система капельного орошения, когда вода и все необходимые удобрения поступают прямо под корень.

Для своего выступления можешь воспользоваться следующими словарными конструкциями.

Я, как мелиоратор, занимаюсь __________________________________.

Тип почв важен для моей деятельности, т.к.________________________

В мелиоративных работах больше всего нуждаются __________ почвы в _______________части области, так как ____________________________

Здесь необходимо проводить следующие мероприятия: _____________

_____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы РМО педагогов-психологов и социальных педагогов г.Пролетарска Ростовской области на 2010-2011 учебный год

Данный материал является обязательным документом в работе руководителя РМО....

Вопросы по теме ГП Ростовской области

Проверочная работа проводится после изучения географического положения своего региона в 8 и 9 классах....

Викторина по родному краю ( Ростовская область)

В предметную декаду, я включаю викторину  по родному краю. Она проводится в 6-8 классах....

Проект по реализации физкультурно-оздоровительного образования МБОУ СОШ № 11 город Каменск-Шахтинский Ростовской области

Проект по реализации физкультурно-оздоровительного образования МБОУ СОШ № 11 был разработан в 2010 году. Он был одобрен всеми участниками проекта, утверждён на педагогическом совете школы. С 01.09 201...

Исследовательская работа "ИЗУЧЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИКОНОВ г. ДОНЕЦКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

«ИЗУЧЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИКОНОВ  г. ДОНЕЦКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Руководитель: Козленко Ольга Петровна. г. Донецк – 2011г Введение          Богатство лю...

ИЗУЧЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИКОНОВ г. ДОНЕЦКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ продолжение исследовательской работы

Практическая часть исследовательской работы.     «ИЗУЧЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИКОНОВ г. ДОНЕЦКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Отрицательное влияние терриконов на окружающую сред...