открытый урок в 8 классе Природная зона нашей местности - лесостепь
методическая разработка по географии (8 класс) на тему
Урок в 8 классе на основе краеведческого материала нашей местности - села Палатово Красногвардейского района Белгородской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_prirodnaya_zona_nashey_mestnosti_-_lesostep.rar | 830.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок заседание научного общества.
Тема: Природная зона своей местности – лесостепь.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений
Форма проведения урока: заседание научного общества
Цель урока: обобщить полученные знания о географическом положении, климатических особенностях, водах, почвах, растительном и животном мире лесостепной зоны России на примере родного края - села Палатово.
Задачи: образовательные: сформировать представление о географическом положении, климате, водах, почвах, растительном и животном мире южных безлесных зон России на примере родного края - села Палатово.
развивающие: развивать навыки коллективной работы, умение работать с информационными ресурсами, продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний, стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся; продолжить формирование умений и навыков по работе с различными источниками географических знаний, развивать пространственное мышление, умение классифицировать материал, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности природной зоны лесостепь.
воспитательные: воспитывать любовь к малой Родине – своей местности, чувство гордости за свой край, желание расширять знания о ней, изучая географию родного края.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная,
беседа, работа с текстом, картами и ЭОР
Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карты, контурные карты, статистические материалы, учебник,
компьютер, проектор, карта, учебник.
Методы обучения: словесные: проблемное изложение, эвристическая беседа, дискуссия; наглядные: работа с картой, атласом, презентацией.
Инструментарий: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карты: «административно – территориальная карта Белгородской области», контурные карты, статистические материалы, учебник.
Опережающее задание: отдельным учащимся подготовить презентации по природе родного края: географическое положение села Палатово, рельефа нашего края, геология и минеральные ресурсы, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир лесостепной зоны нашей местности.
Учитель: Здравствуйте, участники научного общества «Глобус». Сегодня мы проводим очередное заседание нашего общества.
Его хочется начать стихотворением нашей поэтессы Степаненко Раисы Николаевны, которое посвящено нашему селу. ( уч-ся читают стихотворение)
ДЕРЕВНЯ НАША ПЕСЕННО КРЫЛАТА...
Деревня наша песенно крылата!
Укрытая безбрежностью лесов,
Когда-то это город был - Полатов,
Указом был на карту нанесён.
Солидный возраст - уж три века с лишком!
Историей, конечно, веет тут,
Когда услышишь, что вон тот мальчишка
Привычно носит званье Карабут,
Немножко изменённое по-русски,
Добавлено в конце привычно - ов,
И пусть от речки - ручеёк лишь узкий,
Я снова вижу этих казаков...
Названья деревенек, что в округе
Привычны слуху, древний дух хранят,
Как будто времени листаю книгу,
Истории вдыхаю аромат.
Да, наша белгородская землица
Так благодатна, просто спору нет!
На ней вполне логично мог родиться
Учитель, агроном или... поэт.
Учитель: Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшнюю работу на уроке?
Уч-ся: Мы поговорим сегодня о нашем родном крае – Белгородчине, о нашем селе Палатово.
Учитель: Скажите, а какая природная зона была описана в эпиграфе нашего урока?
Уч-ся: Была описана лесная растительность.
Учитель: А только ли лесная растительность в нашем крае?
Уч-ся: Есть степная растительность.
Учитель: Значит, как называется наша природная зона?
Уч-ся: Наша природная зона называется лесостепь.
Учитель: Как же будет звучать тема нашего урока?
Уч-ся: Природная зона своей местности – лесостепь.
Учитель: По какому плану мы изучаем природные зоны
Уч-ся:
- Географическое положение.
- Рельеф.
- Геология и минеральные ресурсы.
- Климат.
- Внутренние воды.
- Почвы.
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Деятельность человека.
Учитель: На основе этого плана мы поставим задачи урока.
Уч-ся: 1.Определить физико-географическое положение нашего села Палатово.
2. Исследовать компоненты природы нашего края: геологию и минеральные ресурсы, рельеф, климат, внутренние воды, почвы, растительный и животный мир.
3. Проследить деятельность человека в нашем родном крае и его положительное и отрицательное влияние на окружающую природу. Выяснить влияние хозяйственной деятельности человека на изменение компонентов природы.
Учитель: Для решения этих задач я предлагаю разделиться на группы:
Географы – изучают географическое положение.
Геологи - геологию, рельеф и полезные ископаемые.
Климатологи – климат местности.
Гидрологи – воды нашей местности
Почвоведы – почвы нашего края.
Ботаники – растительный мир лесостепи
Зоологи – животный мир нашей природной зоны.
Учитель: Сейчас вы получаете карточки-задания для каждой группы. Карточка-задание
1 группа. Определить физико-географическое положение нашего села Палатово. (уч-ся читает)
2 группа. Изучить геологию и минеральные ресурсы села и его окрестностей, определить практическое значение запасов полезных ископаемых. Исследовать рельеф нашего края. (уч-ся читает)
3 группа. Провести наблюдение за погодой нашего края и сделать выводы о климате. (уч-ся читает)
4 группа. Исследовать внутренние воды ПТК и сделать вывод о причинах заиливания и высыхания реки Сенной. Изучить разнообразие почв нашего хозяйства и выяснить причины их плодородия. (уч-ся читает)
5 группа. Изучить растительный и животный мир нашего края и выяснить причины отношения к подзоне типичной лесостепи. (уч-ся читает)
Учитель: У вас на столах имеется опорный лист-конспект. Каждый из вас заполняет своё окошечко и готовит отчёт о проделанной работе в виде презентации.
Работа в группах. Организация работы класса по группам с целью выявления особенностей географического положения, климата, внутренних вод, почв, растительности, животного мира, в лесостепи нашей местности.
Дети работают в группе, каждая группа получает карточку-задание и выполняет его 3-5 минут, используя различные источники географической информации.
Дети 5 минут работают самостоятельно.
Учитель: Участники конференции начинают отчёты о проделанной работе и представляют свои доклады с презентациями по карточкам-заданиям. У вас на столах опорный лист-конспект. По ходу выступлений вы заполняете его. В конце урока мы обсуждаем вашу работу по конспекту, и вы его сдаёте на проверку.
1 группа: Физико-географическое положение села Палатово.
У вас на столе лист контурной карты, где вы отметите географическое положение нашего села.
Физико-географическое положение села Палатово.
Наше село Палатово, дата основания которого 1671 год, расположено в восточной части Белгородской области. Село расположено на востоке части света - Европа, на материке – Евразия.
От Белгорода село расположено в юго-восточном направлении.
Белгородская область входит в Чентрально-Чернозёмный район.
Область граничит на северо-западе и севере – с Курской областью,
на востоке – с Воронежской областью, на юге и западе - с областями Украины: Луганской и Сумской
Координаты села: 500 25/ с.ш., 380 09/ в.д.
В своей работе мы определили расстояния от нашего села до различных точек Земли. Они перед вами на экране.
Если следовать строго по меридиану, то от Палатово до Москвы 666 км.
Ближе других морей к нашему селу Азовское море. От нашего села до Азовского моря, используя масштаб карты, 450 км
Земли села граничат с землями Волоконовского и Валуйского районов.
На слайде представлено наше село на карте дорог.
Мы сделали визитную карточку нашей администрации.
По результатам нашей работы сделаны выводы:
Физико-географическое положение нашего села выгодное, как в природном отношении, так и для развития хозяйства.
2 группа: Современные рельефообразующие процессы лесостепной зоны села Палатово.
Геология и минеральные ресурсы села Палатово.
Территория нашей местности расположена в пределах Восточно-Европейской (Русской) платформы, на Воронежской антеклизе.
Основание земной коры – кристаллические породы магматического и метаморфического происхождения докембрийского возраста на глубине до 200 метров от поверхности.
На территории наших земель залегает огромная толща осадочных пород различного возраста: известняк, мергель, мел, различные глины, песок, разработки которых ведутся в окрестностях села для потребностей строительства.
Имеются запасы огнеупорных и тугоплавких глин.
Рельеф села Палатово.
Село расположено на юго-восточных отрогах Среднерусской возвышенности.
Естественные процессы, которые формируют рельеф: линейная эрозия, плоскостной смыв, оползневые процессы, суффозионные, эоловые и техногенные процессы.
Рельеф окрестностей села овражно-балочный. Основные формы рельефа: водоразделы, их склоны, террасы и поймы рек.
Абсолютная высота около 250 м, наивысшие отметки в рельефе – у сёл Ковалёвка и на границе Перелеска и Подлеса. Ниже всего днище долины реки Сенной - до 56 м.
Линейная эрозия представлена речной долиной, оврагами, балками.
Крупные овраги: Дельцов яр, Тимашов яр, Большой яр, Попов яр и др.
Они расположены в разных окрестностях села: Сенной лог, Варварин лог, Тимашово. «Лог» - местное название балки.
Оползни на нашей территории встречаются часто. Наиболее сильно поражены оползнями окрестности Ковалёвки, Хохлишек, хутора Антошкино, местечка Дрёпино, долина реки Сенной.
Техногенный рельеф в нашей местности широко распространён, так как разрабатываются месторождения песка, глины, мела
Овраги – это бич земледелия, развиваются они очень быстро, вести с ними борьбу трудно. В нашем селе и его окрестностях ведутся противоэрозионные мероприятия. Они перед вами на экране.
В последние годы активно идёт работа по укреплению и озеленению склонов балок саженцами и семенами деревьев, таких как сосна, каштан, ель, абрикос, алыча, акация, дуб. Результаты этой работы представлены на слайде.
В школе разбит питомник по выращиванию дуба, каштана для дальнейшей их высадки.
Человек - большой друг природы. Он охраняет лесные насаждения, создаёт пруды, по-хозяйски относится к лесу, участвует в акции «Зелёная столица».
В результате нашего исследования мы сделали выводы:
- Наш край в Белгородской области самый эрозионный.
- Мы определили меры борьбы с оврагами.
- Запланировали меры борьбы с эрозионными процессами.
- Изучили практическую значимость запасов полезных ископаемых.
3 группа: Климат села Палатово.
Климат.
Климат – это ежегодно повторяющееся состояние погоды по временам года. Причины, формирующие климат села:
- Влияние тёплого Северо-Атлантического течения и Атлантического океана;
- Влияние Северного Ледовитого океана;
- Действие Сибирского антициклона;
- Континентальный тропический воздух из Средней Азии;
- Географическая широта оказывает большое влияние летом.
Климат села умеренно-континентальный. Но в связи с тем, что территория занимает наиболее восточное положение в нашей области, климат села отличается большой континентальностью.
Зима нашей местности представлена:
- Колебаниями температур
- Оттепелями
- Сильными ветрами и метелями
Лето нашей местности
- Большое количество дней без осадков.
- Частые ветры юго-восточного направления (суховеи Средней Азии), сухие прохладные ветры Северного Ледовитого океана.
Абсолютный годовой минимум температуры воздух - 38 °C, абсолютный максимум +40 °C. Среднегодовая температура воздуха составляет +6,3 °C.
Годовое количество осадков составляет 450—470 миллиметров, большая их часть выпадает летом.
Господствуют юго-восточные метелевые и суховейные ветры.
Безморозный период около 190 дней.
Неблагоприятные явления природы: засушливые явления, суховеи, сильные ветры, ливни, град, заморозки в тёплый период года, метели, ледяная корка, гололёд, вымокание, выпучивание.
Мы вывели для нашего села по теме «Климат» самое:
- Наибольшее количество осадков в мае и в июне;
- Преобладающие ветры в году: северо-восточный, юго-восточный, западный, восточный.
- Самый пасмурный месяц в году – декабрь;
- Самые солнечные месяцы в году: июль, май.
- Наибольшая высота солнца в полдень изменяется от 16о в декабре до 63о в июне.
- Продолжительность солнечного сияния от 30 часов в декабре до 300 часов летом.
- Продолжительность дня изменяется от 8 часов в декабре до 16,5 часа в июне.
В своей работе мы сделали выводы:
Климат нашего края умеренно-континентальный.
Неблагоприятные явления природы нашей местности: суховеи, заморозки, сильные ливни, град, ледяная корка и гололедица.
4 группа: Внутренние воды и почвы лесостепной зоны села Палатово.
Внутренние воды.
Село Палатово расположено в долине реки Сенной, которая теперь представляет небольшой ручеёк.
Воды – это творение климата. Наше село находится в зоне недостаточного увлажнения Центрального района. В прошлом Палатово не испытывало этого недостатка, т. к. было в окружении лесов и располагалось в долине реки Сенной, которая была судоходной и полноводной рекой. Именно эти причины: центр страны, леса, судоходная река, по которой можно свободно выйти на юг – к Азовскому и Чёрному морям и привлекли внимание царя Петра 1 и его служилых людей, которые основали на месте Палатово по разрешению царя крепость город Палатов. Вырубка лесов на строительство судов, крепостей, расчистка земли под пашни привели к иссушению климата, проникновению юго-восточных суховеев, развитию оврагов, заиливанию реки Сенной.
Питается река преимущественно снеговым питанием, в весенний период – половодье – 2-3 дня, и грунтовыми водами. Летом почти пересыхает - межень.
На территории села Палатово расположен большой водоем, который был построен и создан жителями села. Протяженность водоема составляет более 2 километров в длину и около 400 метров в ширину.
В окрестностях села есть выходы подземных вод – источники. В долине реки Сенная много родников, особенно на Соловьёвке и Лягушевке. Вода колодцев села жёсткая, содержит углекислый кальций.
Значение подземных вод в хозяйственном комплексе села очень велико. Хозяйственно-питьевое водоснабжение улиц нашего села осуществляется исключительно за счёт использования пресных подземных вод.
Почвы.
Одним из главных богатств окрестностей нашего села являются её почвы. Наша местность находится в благоприятных климатических условиях, они создали высокое естественное плодородие почв.
Основными типами почв являются черноземы типичные и обыкновенные. Мощность гумусового слоя достигает до 60 – 70 сантиметров и более.
Серые лесные почвы в основном под лесными массивами.
Имеются пойменные, лугово-чернозёмные, лугово-пойменные почвы
Местами встречаются солонцовые почвы.
Выводы нашей работы:
- Воды – это творение климата.
- Заболоченные участки находятся на территориях до плотины и после плотины пруда.
- Одно из главных богатств окрестностей нашего села являются почвы.
- Преобладающим типом почв являются чернозёмы типичные и обыкновенные
Карточка-задание
5 группа: Растительный и животный мир лесостепи - природной зоны села Палатово.
Растительный мир.
Растительность села Палатово типичная лесостепная.
В лесах различают несколько ярусов: древесный, кустарниковый, травяной, моховой, лишайниковый.
Основная порода леса дуб черешчатый. Есть ясень высокий, липа мелколистная, вяз гладкий, клён платановидный, берёза бородавчатая, осина. Ранней весной цветёт пролеска сибирская, гусиный лук жёлтый, тюльпан Биберштейна, хохлатка плотная, сочевичник весенний, медуница неясная, чистяк весенний и др.
Травяные сообщества представлены степей представлены травами. Ранней весной степи покрываются жёлтым ковром горицвета, который занесён в Красную книгу.
На слайде представлен небольшой участок степи сохранился в местечке «Широкополье». По характеру растительного покрова здесь сохранилась разнотравно-ковыльная растительность.
Общее число дикорастущих видов более 1300.
Животный мир.
В нашем крае лесостепной зоны большое разнообразие животных природной зоны лесостепь. Преобладание степные виды. Многие виды находятся под угрозой исчезновения.
Я представляю вашему вниманию атлас «Орнитофауна села Лазарёново Красногвардейского района», авторами которого является мой дед Остриков Виктор Иванович, моя сестра Стародубцева Лилия, ученица 11 класса и я. Все фотографии животных и птиц, которые мы использовали в этой работе, мы сделали сами. Это очень увлекательное занятие и мы продолжаем эту работу.
Повсеместно из крупных млекопитающих встречаются заяц-русак, ласка, хорь, лось, косуля, коза, дикий кабан, пятнистый олень, енотовидная собака, американская норка, ондатра, хищные млекопитающие: волк, лисица, енотовидная собака, хорек, куница, барсук.
Среди пресмыкающихся: прыткая ящерица, уж обыкновенный, очень редки вереница ломкая, ящурка разноцветная, гадюка степная.
Наиболее многочисленны норные млекопитающие: мыши, полёвки, слепыши.
Очень большое разнообразие птиц. Это: перепёлки, кряква, канюк, огарь, щурка золотистая, свиристель, сова, дубонос, малый пёстрый дятел, лазоревка, соловей, цапля, щегол, кукушка и другие.
Типичные представители водоёмов: земноводные лягушка прудовая и озёрная, а также сухопутные виды: жабы, травяная лягушка.
В 2008году на нашем пруду поселилась пара лебедей, которые возвращаются к нам каждую весну.
В водоёмах обитают промысловые рыбы: лещ, плотва, карп, карась, елец, подуст, жерех, минога, сом.
Насчитывается до 6000 видов животных, около 400 видов позвоночных, остальные относятся к беспозвоночным.
В Красную Книгу занесены животные: лось, европейский олень, косуля, куница, горностай.
Выводы нашей работы:
- Растительность относится к подзоне типичной лесостепи.
- В нашем крае преобладают животные степных видов.
- Изучили Краснокнижников нашего края.
Учитель: Наши выступления закончены.
Мы проведём физкультурно-географическую разминку «Путешествие по карте». Перед вами карточки с названиями географических объектов по теме «Рельеф России». Вы выбираете любую из них, показываете этот объект на физической карте России.
Список географических объектов по теме «Рельеф России».
Равнины | Горы |
Восточно-Европейская равнина | горы Кавказ |
Среднерусская возвышенность | гора Эльбрус |
Западно-Сибирская равнина | Урал |
Среднесибирское плоскогорье | гора Народная |
Прикаспийская низменность | горы Алтай |
Валдайская возвышенность | гора Белуха |
Смоленско-Московская возвышенность | Западный Саян |
Приволжская возвышенность | вулкан Ключевская Сопка |
Учитель: Поработаем над вашими опорными листами-конспектами. Что вы записали в каждом окошке? (беседа).
Учитель: У вас на столе лист контурной карты «Природные районы» Белгородской области, где вы отметите географическое положение нашего села с его координатами. Здесь же штриховкой желтого цвета отметим наш ПТК – Центральный (Осколо-Северскодонецкий).
Рефлексия. Метод «Рефлексивная мишень».
Учитель: Перед вами рефлексивная мишень. Я предлагаю оценить нашу работу на уроке. Вам нужно сделать четыре точных выстрела по одному в каждый сектор делая отметку - точку или плюс. Отметка соответствует оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если вы очень низко оценивает результаты, то отметка ставится в поле «0» на мишени, если выше — то в поле «3» и «4», если очень высоко — то в поле «5» мишени.
После её заполнения, я предлагаю вывесить их на доске.
Заключение. Любить родину – значить знать и понимать её как ни кто другой. Ребята! Вы будущее нашего края, да и страны в целом. От вас зависит, каким будет это будущее. Я хочу пожелать вам, вооружившись знаниями о законах природы идти по жизни настоящим знатоком, другом и хозяином планеты. Ребята, я хочу вас поблагодарить за урок. И надеюсь на то, что полученные знания на уроке пригодятся в дальнейшей жизни.
Итог урока.
Огромное значение в жизни природной зоны степи играет антропогенный фактор – человек. Его влияние в некоторых работах было просмотрено. Но более подробно вы сделаете это задание дома.
Домашнее задание. Подготовить мини проект по изученной теме под девизом «Сохрани родной край для себя и потомков».
Учитель: Я благодарю всех за активную работу на уроке, Вы сегодня отлично справились с домашним заданием, готовя презентации и доклады. Дополнительная оценка за заполнение контурных карт и опорных листов-конспектов. Здесь тоже проведена большая комплексная работа.
Закончить урок хочется словами стихотворения:
У каждого есть родина своя,
У каждого есть маленькое солнце,
На родине заботы не томят,
На родине и радостней поется.
У каждого есть родина своя,
У каждого есть дом, где он родился,
А где родился, там и пригодился,
Вот так у нас в народе говорят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по английскому языку"Наши питомцы"
На уроке активно использовались ИКТ в обучении учащихся английскому языку.Кроме ИКТ, были использованы и другие современные образовательные технологии:здоровьесберегающая,игровая,технология проблемног...
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности"
Методическая разработка урока "ЧС, характерные для нашей местности" (с использованием метода проектов) для 1 курса всех профессий. Раздел: "Государственная система обеспечения безопасности жизнидеятел...
Открытый урок "Природно-хозяйственные зоны" 8 класс
Урок географии по учебнику Е.М.Домогацких...
Открытый урок географии. Природные зоны Африки.
Педагогическая идея урока актуальна. На уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Одна из важнейших особенностей урока со...
Конспект открытого урока "Роль СМИ в нашей жизни"
Предлагаю коллегам план -конспект открытого урока немецкого языка с использовонием элементов Сингапурской методики для учащихся 9 классов....
открытый урок на тему: "Ориентирование на местности"
Тема занятия: «Ориентирование на местности»Цель занятия: формирование навыков ориентирования на местности. Задачи:- Определять понятия стороны горизонта, ориентирование.- С...
Конспект открытого урока "Природно-хозяйственные зоны. Зона Арктики"
Конспект открытого урока "Природно-хозяйственные зоны. Зона Арктики" для 8 класса...