Урок: Свойства горных пород и минералов "Подземные цветы"
методическая разработка по географии (5 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Тип урока: обощение по теме: Свойства горных пород и минералов. "Подземные цветы". Цель реализации ведущей идеи: - формирование регулятивных умений принятия цели, удержания цели, организации собственной деятельности учениками на уроке для реализации цели индивидуально и в группе, оценки полученных результатов в соответствии с критериями успешной работы на уроке. Для более углублённого изучения материала по теме использована краеведческая направленность, интеграция межпреметных связей географии, культуры и литературы Урала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_svoystva_gornyh_porod_i_mineralov_-_podzemnye_tsvety.docx | 110.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Стольникова Е.В., учитель географии,
Iкатегории МКОУ Павдинская СОШ
Новолялинского городского округа
Разработка урока Предмет: география 5 класс
По теме: Свойства горных пород и минералов «Подземные цветы»
Автор Стольникова Евгения Васильевна Урок направлен на формирование регулятивных умений и навыков.
Цели:
Задачи:
Предполагаемые результаты обучения:
УМК: Базовый учебник: А.И.Алексеев. География. 5 - 6 класс. «Просвещение» - Полярная звезда, 2016г. Тип урока: обобщение пройденного материала. Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах. Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет, коллекции горных пород и минералов, мини – коллекция ювелирных украшений с драгоценными камнями. Ресурсы:
Форма проведения урока: групповая с элементами игры «Мы геологи» Методические материалы, технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, инструктивные карты, коллекции горных пород, плакат «Горные породы», презентации обучающихся: «Чудеса света», «Применение камня», «Декоративно-поделочные камни», презентация учителя: «Горные породы» - минута красоты. Содержание урока Организационный момент: а) создание позитивной мотивации; б) актуализация знаний; в) определение цели урока. Основная часть: а) повторение учебного материала – свойства горных пород, определяющие их потребительские характеристики, б) значение особых горных пород и минералов в природе, хозяйстве и жизни людей в) работа в группах. Заключительная часть: а) подведение итогов урока, б) рефлексия, в) домашнее задание. ХОД УРОКА Здравствуй ,мой, Урал Организационный момент. Мобилизующий этап. (5 мин.)
Так в своём творчестве отразила любовь к красоте уральского камня Евгения Фёдоровна Трутнева, наша землячка, уральская поэтесса. Минута красоты - демонстрация изображений горных пород под музыкальное сопровождение. История человечества связана с применением натурального камня. Натуральный камень - древнейший строительный материал. Из него возводили в основном культовые, оборонительные и дворцовые сооружения, многие из которых считаются чудесами света. Современный человек использует камень не только в строительстве, но и в других сферах человеческой деятельности. Проверка домашнего задания. (3 мин.) - Как использует человек камень? - Что такое горные породы? - На какие группы по происхождению делятся все горные породы? - Как образуются магматические, осадочные и метаморфические горные породы? I.2. Мотивационный момент. Создание «ситуации успеха», сопричастности к общему полезному делу во взаимодействии с природной средой. (3 мин.) Издавна человека привлекали удивительные творения природы – минералы и горные породы. Помните, как ещё маленькими детьми вы иногда находили необыкновенный, не похожий на другие, камешек? Сколько восторга, радости и удивления от таких находок. Именно из далёкого детства, из его волшебных сказок бьёт ключом магическая сила чудодейственных камней. ( Демонстрация детских коллекций «камней»). Наверное, каждый из вас читал сказку Павла Петровича Бажова «Малахитовая шкатулка», где почти на каждой странице описаны самоцветы Уральских гор. Помните такие строки: «Комнаты большие под землёй стали, и стены в них разные. То все зелёные, то жёлтые с золотыми каплями. А на них цветы медные. И синие, также, есть, небесной лазури. Одним словом, празднично так, что и сказать нельзя. И одежда на ней – на Хозяйке – всё время меняется. То она блестит, как стекло, то неожиданно блекнет, а то алмазными россыпями засияет или красновато – медной станет, а потом снова шёлком зелёным переливается». Вот она, какая Медной горы Хозяйка! Худому человеку с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало. Немало легенд и рассказов составлено о сокровищах Уральских гор, которые охраняет Хозяйка природы, об «уральском характере», и, конечно же, о талантливых мастерах, творчество которых велико произведениями искусства. Итак, Происхождение горных пород влияет на их свойства. У каждого камня есть свои особенности, которые объясняются его физическими свойствами. Свойства горных пород определяют их использование в различных сферах человеческой деятельности. - Итак, сегодня мы проводим не совсем обычный урок по теме: Горные породы и минералы « Подземные цветы» II. Основная часть Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:
а) повторение учебного материала. Проводит беседу. (5 мин.) Природа подарила камню неповторимый цвет и рисунок, а одна из важнейших потребительских характеристик камня — прочность, плотность износостойкость и, как следствие, долговечность. - Как вы думаете, каким свойствам горных пород уделяется большое внимание в практическом применении? А еще важны плотность, пористость и др. свойства. Плотность- плотность — это масса единичного объема вещества. От этого показателя зависит вес конструкции: чем выше плотность камня, тем конструкция будет тяжелее. Плотность зависит от пористости породы и минералов, входящих в ее состав. - Как же создавались эти прекрасные подземные царства с сияющими сокровищами? На этот вопрос готовила ответы группа – учёных - геологов. Они расскажут нам об образовании минералов их цветах и свойствах. в) работа в группах. Оценивает работу обучающихся в группах. Оценивает результаты опережающего задания. (20мин.) Первый геолог Слайд Образование кристаллов В чём же заключается вечная гармония мира камней? Тайна их волшебной силы проявляется в совершенстве форм и симметрии кристаллов. - « Неужели они такие от природы? - Да, от природы! В огненной раскалённой магме, в горячих струях растворов, просачивающихся сквозь трещины горных пород в клубах газа и пара, вырывающихся из жерл вулканов происходит беспрерывное движение мельчайших частичек минеральных веществ. С поднятием расплавленных веществ и газов из земных недр температура их постепенно снижается. В местах земной коры, где образуются трещины, резко падает давление. Так возникают условия для рождения кристаллов. Частички притягиваются вследствие силы тяготения и замирают, выстраивая чёткий пространственный узор – кристаллическую решётку, как сейчас принято говорить матрицу. Именно кристаллическая решётка создаёт кубической формы кристаллы пирита, горного хрусталя, аметиста, берилла. Для удачного применения камня необходимо уметь определять свойства горных пород. На уроках физики мы познакомились с понятием «плотность вещества». Вспомним, какими способами можно определить плотность вещества и твёрдого тела?( Шкала Мооса.) Второй геолог Слайд Цвет минералов Захватывают и завораживают цвета минералов: оранжевый и красный, жёлтый и зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Невозможно пересчитать все оттенки красного, огненного - в рубине и гранате, - а розового - в родоните. Золотистые «солнышки», «стрелы», «волоски» в горном хрустале; - лучисто – жёлтый берилл - гелиодор; - лимонный кварц – цитрин – это лишь некоторые из золотисто – жёлтых камней. Ещё более богаты оттенками, ещё более приятны глазу зелёные камни. - Хризопраз – цвета яблока, узорчатый малахит – цвета летней листвы. И всё же нет, более радостной и более прекрасной зелени, чем зелень изумруда. Третий геолог Слайд Рисунок камней Наибольшее удивление вызывают пейзажные камни. Краски и линии живописных шедевров – это живое дыхание природы, след древних геологических процессов. Самый красивый, сложный рисунок у яшмы, с выразительной, цветной гаммой. Не уступают яшме по красоте халцедоны и агаты. Иногда наши восторженные глаза открывают в камне очертания деревьев или морских волн, фигуры животных и даже людей. К сожалению, эти прекрасные произведения природы невозобновимы. Для их образования необходимы миллионы и миллионы лет. Поэтому для сохранения редчайших «цветов земли» созданы минералогические заповедники и многочисленные музеи. Особую группу горных пород и минералов составляют драгоценные камни. К ценным камням принадлежат алмазы, горный хрусталь, аметист, халцедон, агат. Хризопраз, яшма, сердолик, опал, коралл, янтарь, жемчуг, малахит, бирюза, лазурит, топаз, александрит, гранат, рубин, сапфир. Ценные камни найти в природе очень трудно, поэтому их ценят и иногда дают им собственные имена. Например, в 1989 году на фабрике №12, город Удачный, республика Саха – Якутия)) был извлечён самый крупный алмаз трубки «Удачная» весом 320,65 карата (чуть больше 64 грамм), который впоследствии назвали «Александр Пушкин». В 2003 году был добыт уникальный ювелирный алмаз весом 301,55 карата. По оценкам, его стоимость 1,4 – 1,9 млн. долларов. Алмаз Образуется из расплавленной породы при очень высоком давлении, достигающем 30, а возможно, и 60 тысяч атмосфер. Такое давление существует на глубине 60 – 100 км от поверхности Земли. Очень редко породы с такой глубины выходят на поверхность. Этим объясняется то, что алмаз встречается чрезвычайно редко. За твёрдость, игру цветов он ценится очень высоко, как первоклассный драгоценный камень. Отшлифованный и огранённый алмаз называется бриллиантом. III. Заключительная часть: 5 мин. а) подведение итогов урока: проверка реализации цели урока. Итак, ребята, с какой особой группой горных пород и минералов и их физическими свойствами вы познакомились? Какое отражение эти особые горные породы нашли в творчестве уральских поэтов и писателей Как вы, понимаете, что значит особая группа горных пород и минералов? Благодаря, нашему уроку и предмету географии вы научились ценить прекрасное в природе? Для чего необходимо уметь определять свойства горных пород? (Цель достигнута) б) рефлексия. «Пьедестал почета» (какой камень вам понравился больше всего, какие непростые камни вы мечтаете иметь в своей «малахитовой шкатулке?» Проносятся столетия, сменился не раз государственный строй, земля то дрожит от войн, то сгибается под властью стихии, люди рождаются и умирают, бесследно уходя с лица Земли – а Уральские горы все стоят, и новые рудники вновь и вновь приходят на смену исчерпавшим себя месторождениям. Ученые говорят, что Урал и вовсе не изучен до конца, и вполне может преподнести еще не один сюрприз, и предрекают новое рождение старым копям. А Туристы, Мечтатели и Романтики, люди с неиссякаемой энергией, которые в последнее время особенно полюбили этот суровый и прекрасный край, с изумлением рассказывают про странную зеленую ящерку, появляющуюся словно ниоткуда. Правда это или вымысел – но Уральские горы все не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка природы все еще там, и охраняет свои владения. д) домашнее задание. Спасибо за урок.- Урок окончен Ресурсы проведения урока.
Приложение №1 |
Обогатительная фабрика №12 город Удачный – республика Саха – Якутия. Крупнейшее предприятие а алмазодобывающей промышленности России (мощность по переработке руды – 11 млн. тонн в год). Фабрика оборудована семью 9 – метровыми бесшаровыми мельницами, 5 из которых поставлены компанией «Роксайл» (Япония) и 2 – российским Сызранским заводом «Тяжмаш». В 1989 году на фабрике №12, город Удачный, республика Саха – Якутия)) был извлечён самый крупный алмаз трубки «Удачная» весом 320,65 карата (чуть больше 64 грамм), который впоследствии назвали «Александр Пушкин». В 2003 году был добыт уникальный ювелирный алмаз весом 301,55 карата. По оценкам, его стоимость 1,4 – 1,9 млн. долларов. Трубка, трубка взрыва – форма залегания горной породы магматического происхождения, в виде уходящего вглубь цилиндра. Трубкообразные каналы образуются в недрах при прорыве газов и расплавленной магмы через пласты земной коры (бывшие жерла вулканов или несостоявшихся вулканов). В трубках кимберлитового типа встречаются алмазы – ископаемые магматического происхождения. Формирование трубок взрыва происходило в тектонически активизированных древних платформах, в частности, в Африканской, Южно – Американской и Сибирской. Кимберлитовые трубки названы так по месту первого обнаружения (1871г.) – близ города Кимберли в нынешней ЮАР.
Приложение №2 Яшма очень тверда. Среди поделочных камней она не знает соперников по твёрдости. По десятибалльной «шкале твёрдости», предложенной немецким минералогом Ф. Моосом в начале прошлого века, её твёрдость равна 7. Яшмы – это плотные породы, состоящие из кварца и халцедона (скрытокристаллической разновидности кварца); они применяются в качестве декоративных камней. Свыше двухсот разновидностей декоративных яшм известно на Урале.
На Южном Урале уникальный яшмовый пояс, полосою в 40—50 километров протягивается почти на 500 километров от Миасса до Мугоджарских гор. Среди Уральской яшмы особо стоит выделить следующие: пестроцветные орские и уразовская; однотонная серо-зеленоватая калканская; ленточная кошкульдинская, не имеющая себе подобных красивыми контрастными сочетаниями тонких зелёных, тёмно- и ярко-красных и густо-малиновых полос; струйчатая ямская палевого и тёмно-вишнёвого цвета, называемая «союзною»; ленточная маломуйнаковская с красивым струйчатым рисунком широких палевых и нежно-зелёных лент, прозванная «коломенчатою»; дендритовая, или ландшафтная аушкульская яшма палевого тона с чёрными или коричневатыми древовидными изображениями; наконец, багряноцветная беркутинская.
Кошкульдинская яшма – царица уральских ленточных яшм. Яшма, в которой буровато-красные полосы перемежаются с серовато-зелеными, создавая красивые ленточные рисунки. Она использовалась для украшения Тронного зала и Яшмовой гостиной строящегося Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.
Калканская яшма получила свое название от озера Калкан, должно быть, потому, что по цвету своему она была более сродни холодной стально-серой озёрной глади, чем мягкой зелени берёзовых рощ склонов горы Сабинды. Яшма имеет слабо заметный полосатый рисунок, с оттенками серого и серо-зеленого цвета.
Более ста пятидесяти лет тому назад бывшие императорские гранильные фабрики Петергофа и Екатеринбурга начали делать из этой яшмы вазы. Материал был по качеству особо привлекателен и допускал выделку тонких деталей, и мастера прошлой эпохи оставили нам несравненные по красоте и ценности произведения камнерезного искусства, созданные из этого камня.
В залах Государственного Эрмитажа имеются изделия из уральских яшм, изготовленные на государственных гранильных фабриках. Непревзойдённый шедевр работы уральских мастеров камня – ваза из калканской яшмы, изготовленная в 1851 году; высота её 178 сантиметров, большой диаметр 168 сантиметров; она покрыта вырезанными из яшмы же листьями винограда. Гранильщики Налимов, Трапезников, Петровский и Мезенцев трудились над её созданием свыше 25 лет. И, сейчас, когда встречаешь это чудо декоративного искусства в залах Эрмитажа, поражаешься чистоте отделки, изяществу замысла.
Аушкульская дендритовая яшма На эффектной парадной лестнице здания Нового Эрмитажа среди ваз, чаш, курильниц из уральских и алтайских порфиритов и яшм, в окружении золочёной бронзы, на фоне строгих гранитных колонн и литого металла решёток стоят две парные, очень скромные по форме, но удивительные своим материалом вазы. Две другие такие же, чуть пониже, украшают зал Рубенса. Все они сделаны из нежно-палевого камня, пронизанного мелкими ветвящимися дендритами и звёздочками чёрного и серого цвета, резко выделяющимися на светлом серовато-жёлтом — цвета старой слоновой кости, серовато-розовом и нежно-палевом фоне. Местами камень прорезан крупными жилками бурой или буровато-красной окраски, образующими крупные ветвистые формы. Кружево камня сравнимо разве что с диковинными морозными узорами. Только окрашенными. Это знаменитая Аушкульская дендритовая яшма, открытая в 1778 году, и получившая свое название от озера Аушкуль.
За Аушкулем начинается Мулдакаевский район больших золотоносных площадей. Но, кроме золота, этот район заслуживает особого внимания и по богатству и разнообразию яшм. Самой замечательной яшмой в этом районе является мулдакаевская, или шалимовская (по фамилии мастера Екатеринбургской гранильной фабрики Шалимова, открывшего ее в 1896 году). Это немного мрачная, серо-синяя яшма удивительной мягкости тона, с черными мелкими жилочками, или серо-зеленовато-синяя со струйчатыми волнами синевато-серого или сплошного пепельного цвета.
В приведённой ниже таблице приведено соответствие твёрдости по шкале Мооса с абсолютной твёрдостью, измеренной склерометром.
.
Твёрдость по Моосу | Эталонный минерал | Абсолютная твёрдость | Изображение | Обрабатываемость | Другие минералы с аналогичной твердостью |
1 | Тальк (Mg3Si4O10(OH)2) | 1 | Царапается ногтем | ||
2 | Гипс (CaSO4·2H2O) | 3 | Царапается ногтем | ||
3 | Кальцит (CaCO3) | 9 | Царапается медью | ||
4 | Флюорит (CaF2) | 21 | Легко царапается ножом, оконным стеклом | ||
5 | Апатит(Ca5(PO4)3(OH-,Cl-,F-)) | 48 | С усилием царапается ножом, оконным стеклом | ||
6 | Ортоклаз (KAlSi3O8) | 72 | Царапает стекло. Обрабатывается напильником | ||
7 | Кварц (SiO2) | 100 | Поддаётся обработке алмазом, царапает стекло | ||
8 | Топаз (Al2SiO4(OH-,F-)2) | 200 | Поддаётся обработке алмазом, царапает стекло | ||
9 | Корунд (Al2O3) | 400 | Поддаётся обработке алмазом, царапает стекло | Разновидности корунда - | |
10 | Алмаз (C) | 1600 | Царапает стекло |
- Шкала́ Мо́оса (минералогическая шкала твёрдости) — набор эталонных минералов для определения относительной твёрдости методом царапания. В качествеэталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твёрдости.
- Предложена в 1811 году немецким минералогом Фридрихом Моосом.
- Значения шкалы от 1 до 10 соответствуют 10 достаточно распространённым минералам от талька до алмаза. Твёрдость минерала измеряется путём поиска самого твёрдого эталонного минерала, который он может поцарапать; и/или самого мягкого эталонного минерала, который царапает данный минерал. Например, если минерал царапается апатитом, но не флюоритом, то его твёрдость находится в диапазоне от 4 до 5.
- Предназначена для грубой сравнительной оценки твёрдости материалов по системе мягче-твёрже. Испытываемый материал либо царапает эталон и его твёрдость по шкале Мооса выше, либо царапается эталоном и его твёрдость ниже эталона. Таким образом, шкала Мооса информирует только об относительной твёрдости минералов. Например, корунд (9) в 2 раза твёрже топаза (8), но при этом почти в 4 раза менее твёрдый, чем алмаз (10).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»
Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...
Урок: «Разнообразие горных пород: магматические и осадочные горные породы».
Разработка урока по географии 5 класс ( «География. Землеведение 5-6 классы». Авторы: Дронов В.П., Савельева Л.Е., М., «Дрофа»)...
Практическая работа "Изучение свойств горных пород"
Практическая работа "Изучение свойств горных пород"...
Свойства горных пород различного происхождения.
3 урок по географии в 5 классе по разделу "Литосфера". Технологическая карта урока: тип урока - комплексное применениезнаний и умений (закрепление знаний); вид урока- практическая работа, со...
Презентация к уроку 5 класса Практическая работа:«Описание свойств горных пород»
В презантации даны проверочные задания для юных геологов, проверка заданий, оценочный лист, задания для юных геологов, рефлексия и задания на дом...