Свойства горных пород различного происхождения.
план-конспект урока по географии (5 класс)

Колотева Валентина Петровна

3 урок по географии в 5 классе по разделу "Литосфера". Технологическая карта урока: тип урока - комплексное применениезнаний и умений (закрепление знаний); вид урока- практическая работа, составление таблицы "Свойства горных пород и минералов" на основе проводимого анализа.Технология деятельного подхода: практико - ориентировочная. Предварительная работа: урок проводиться после темы "Горные породы, слагающие земную кору", где учащиеся познакомились с разнообразными  группами горных пород. Для лучшего усвоения предлагается практическое занятие, на котором дети сами находят из коллекции ту горную породу, из которой сделана вещь , принесённая из дому (статуэтка, ложка, бант, зеркальце и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_opisanie_gornyh_porod.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  

Предмет: География

Класс: 5

Учитель: Колотева Валентина Петровна

Место работы: МКОУ «Воробьевская СОШ»

Тема урока: Свойства горных пород различного происхождения.

Предметная программа и ее автор: Для общеобразовательных  школ по предмету география 5 - 9 классы, авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Предметная линия учебников «Полярная звезда».

Тип урока: Комплексного применения знаний и умений (урок закрепления знаний).

Вид урока: Практическая работа

Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.

Цель урока: закрепление теоретического материала в ходе практической работы.

Задачи урока:

1.     Образовательная: практическое закрепление знаний, умений, навыков по заданной теме.

2.     Воспитательная: привитие навыков работы в парах, самостоятельной работы.

3.     Развивающая: расширение кругозора учащихся о минеральном составе литосферы.

Технология:  технология  деятельного  подхода  (практико- ориентировочная)

Оснащение урока:

Плакаты: «Изделия из нефти», «Изделия из угля и торфа»

ИКТ: презентация «Задания для проверки понятий по теме горные породы и минералы».

Дидактический и раздаточный материал: 1. Образцы минералов и горных пород. 2.Лабораторное стекло. 3.Гвоздь. 4.Лабораторный стакан с водой. 5. Лупа.6. Памятка юного геолога. 7. Таблица-задание. 8.Оценочный лист.

Результаты урока:

1.        Знания: минералы и горные породы, способы определения минералов и горных пород.

2.        Умения: проводить наблюдения и эксперименты, выделять главные морфологические признаки.

3.        Навыки: определение минералов и горных пород.

Этап урока

Цель:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Универсальные учебные действия

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

 Осуществляемые действия

1.Организационный этап.

Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.

Приветствие.

Организация ситуации, позволяющей настроится на положительные эмоции. Проверка готовности  к уроку.

Объяснение алгоритма действий; Напоминание о правилах по технике безопасности.

Проверяют готовность и самоготовность к уроку.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного

сотрудничества с

учителем и сверстниками.

2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели  урока.

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь  проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока

-Ребята, посмотрите внимательно, что находится  на столе, что вы принесли из дома? Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Правильно! Сегодня на уроке мы с вами узнаем, из каких горных пород сделаны принесённые предметы. Почему эти вещи такие разные?  Чтобы найти эти породы вам нужно стать юными  геологами. Готовы?! А, кто такие геологи? А как вы думаете, они о г.п. знают много?

Тогда давайте проверим, какие вы геологи?

Предполагаемые ответы.

Постановка цели  урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Они сделаны из разных горных  пород

Геологи – это люди, которые разведывают месторождения г.п. Геологи о горных породах знают почти всё.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к учебному материалу

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу в сотрудничестве с учителем

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей.

Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме.

3. Предварительная проверка знаний

Цель: организовать и направить к восприятию нового материала.

Оценивание

Выполнение задания на знание содержания темы, опрос на усвоение алгоритма действий.

Вопросы на экране. Ответы заносятся на листочки.

Создать готовность к предстоящей деятельности

 Работа в парах

 Отвечают на поставленные вопросы. Меняются листочками. Проверяют выполненные задания по эталону, оценивают.

Задания на экране

1Сплошные массы, слагающие земную кору, называют…

2. Горные породы состоят…

3. Породы, образовавшиеся в результате разрушения других пород или из остатков жизнедеятельности организмов.

4. Наиболее распространённые интрузивные породы..

5. Породы, образовавшиеся в результате медленного остывания и затвердения магмы в земной коре или на земной поверхности.

6.Породы, опустившиеся в недра Земли и изменившие свои свойства, строение и вид под воздействием высоких температур и давления.

7. Наиболее распространённые эффузивные породы….

8. Осадочные горные породы, образованные за счет ветра и воды…..

9. Осадочные горные породы, образованные за счет растений и животных.

Занесение оценок в «Оценочный лист»

Познавательные:  умение отвечают на поставленные вопросы 

Коммуникативные:  умение  работать в паре, объективно оценивать работу товарища.

Регулятивные: уметь  извлекать важную информацию из ответов одноклассников.

4. Практическое  применение знаний.

Цель: дать возможность  самостоятельно   изучить новый материал с помощью практической деятельности.

Работа в парах.

А теперь нам предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трёх групп.

Перед вами на парте лежат образцы горных пород. Внимательно рассмотрите их и дайте описание по предложенному плану. Помните, что работать вы должны дружно,  прислушиваясь к мнению друг друга.

Консультация по вопросам выполнения  работы практической

Выполнение практической работы:

- Работают в парах:

проводят опыты,  согласно  памятки юного геолога.

-Фиксируют данные в таблицу (смотреть приложение )

-Вывод об отличительных  свойствах горных пород.

Отчеты пар о выполнении задания

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу.

Познавательные: логический анализ объектов с целью

выделения признаков; построение

логической цепи

рассуждений

Регулятивные:

планирование работы,

заполнение таблицы;


5.Реализация проблемного вопроса ?????

Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

Коррекция выводов и формулировок. Ребята! Пользуясь этими несложными знаниями, вы теперь можете без особого труда определить генетическую группу любой горной породы. Давайте назовём характерные отличительные признаки горных пород.

Проблемный вопрос урока: В чём причина разнообразия минералов и горных пород?

Учащиеся называют признаки. Это свойства, характеризующие разные г. п. Магматические и метаморфические породы отличаются  от осадочных:                                   1. кристаллическим строением (кроме солей);                                                        2. плотным строением;                                             3. они более твёрдые;

Вывод: свойства горных пород определяются составом и свойствами минералов, из которых они состоят и зависят, прежде всего, от того, где и в каких условиях они образовались.

Регулятивные: решение проблемного вопроса.

Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

6.Рефлексия (подведение итогов занятия).

Цель: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.

Закончи предложение….

- Урок окончен! Еще раз всем большое спасибо!

Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка, высвеченного на экране:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Приложение

Памятка юного геолога

1. Внимательно рассмотрите горные породы на своём столе.

2. Охарактеризуйте их по плану:

1. Блеск: А) есть блеск – блестит; Б) нет блеска - не блестит.                                                                                        

2. Структура

       А) зернистая - видны зёрна в породе, другого цвета;                                        

        Б) однотонная - нет зёрен;  

        В) пористая - в породе хорошо видны поры,                                                      

        Д)сыпучая - пересыпается из руки в руку.                                                                              

        Е) землистая - зёрна не различимы, порода оставляет след на руках.

3. Плотность:

    А) плотная - если разбивается только молотком;                              

    Б) хрупкая - легко ломается;                                                                                                          

    Г) рыхлая - рассыпается  в руках.

4. Твердость :

   А) твёрдая - не образуется след от гвоздя;

   Б) средней твёрдости - остаётся след от гвоздя;

   В) мягкая - остаётся след от стёклышка.

5.Определите горные породы по происхождению:                                

    А) магматические;                                                                                        

    Б) метаморфические;                                                                                                

    В) осадочные - органические и неорганические        

        

Заполни таблицу

Горная порода

Название горной породы

Плотность

Масса

Блеск

Твердость

Растворимость в воде

След органического вещества

Происхождение горной породы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".

Тема:  Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые.     Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии  горных...

Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»

Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Урок: Свойства горных пород и минералов "Подземные цветы"

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Тип урока: обощение по теме: Свойства горных пород и минералов. "Подземные цветы". Цель реализации ведущей идеи:             ...

Практическая работа "Изучение свойств горных пород"

Практическая работа "Изучение свойств горных пород"...

Презентация к уроку 5 класса Практическая работа:«Описание свойств горных пород»

В презантации даны проверочные задания для юных геологов, проверка заданий, оценочный лист, задания для юных геологов, рефлексия и задания на дом...

Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».

Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...