Свойства горных пород различного происхождения.
план-конспект урока по географии (5 класс)
3 урок по географии в 5 классе по разделу "Литосфера". Технологическая карта урока: тип урока - комплексное применениезнаний и умений (закрепление знаний); вид урока- практическая работа, составление таблицы "Свойства горных пород и минералов" на основе проводимого анализа.Технология деятельного подхода: практико - ориентировочная. Предварительная работа: урок проводиться после темы "Горные породы, слагающие земную кору", где учащиеся познакомились с разнообразными группами горных пород. Для лучшего усвоения предлагается практическое занятие, на котором дети сами находят из коллекции ту горную породу, из которой сделана вещь , принесённая из дому (статуэтка, ложка, бант, зеркальце и др.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_opisanie_gornyh_porod.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет: География
Класс: 5
Учитель: Колотева Валентина Петровна
Место работы: МКОУ «Воробьевская СОШ»
Тема урока: Свойства горных пород различного происхождения.
Предметная программа и ее автор: Для общеобразовательных школ по предмету география 5 - 9 классы, авторы В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. Предметная линия учебников «Полярная звезда».
Тип урока: Комплексного применения знаний и умений (урок закрепления знаний).
Вид урока: Практическая работа
Форма проведения: составление таблицы «Свойства горных пород и минералов» на основе проводимого анализа.
Цель урока: закрепление теоретического материала в ходе практической работы.
Задачи урока:
1. Образовательная: практическое закрепление знаний, умений, навыков по заданной теме.
2. Воспитательная: привитие навыков работы в парах, самостоятельной работы.
3. Развивающая: расширение кругозора учащихся о минеральном составе литосферы.
Технология: технология деятельного подхода (практико- ориентировочная)
Оснащение урока:
Плакаты: «Изделия из нефти», «Изделия из угля и торфа»
ИКТ: презентация «Задания для проверки понятий по теме горные породы и минералы».
Дидактический и раздаточный материал: 1. Образцы минералов и горных пород. 2.Лабораторное стекло. 3.Гвоздь. 4.Лабораторный стакан с водой. 5. Лупа.6. Памятка юного геолога. 7. Таблица-задание. 8.Оценочный лист.
Результаты урока:
1. Знания: минералы и горные породы, способы определения минералов и горных пород.
2. Умения: проводить наблюдения и эксперименты, выделять главные морфологические признаки.
3. Навыки: определение минералов и горных пород.
Этап урока Цель: | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Универсальные учебные действия | |
Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | Осуществляемые действия | ||
1.Организационный этап. Цель: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта. | Приветствие. Организация ситуации, позволяющей настроится на положительные эмоции. Проверка готовности к уроку. Объяснение алгоритма действий; Напоминание о правилах по технике безопасности. | Проверяют готовность и самоготовность к уроку. | Личностные: самоопределение; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | |
2.Актуализация знаний. Определение темы урока. Постановка цели урока. Цель: организовать и направить к восприятию нового материала; суметь проанализировать ситуацию и назвать тему и цель урока | -Ребята, посмотрите внимательно, что находится на столе, что вы принесли из дома? Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Правильно! Сегодня на уроке мы с вами узнаем, из каких горных пород сделаны принесённые предметы. Почему эти вещи такие разные? Чтобы найти эти породы вам нужно стать юными геологами. Готовы?! А, кто такие геологи? А как вы думаете, они о г.п. знают много? Тогда давайте проверим, какие вы геологи? | Предполагаемые ответы. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. -Они сделаны из разных горных пород Геологи – это люди, которые разведывают месторождения г.п. Геологи о горных породах знают почти всё. | Личностные: Учебно-познавательный интерес к учебному материалу Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу в сотрудничестве с учителем Познавательные: осуществлять синтез как составление целого и частей. Коммуникативные: уметь высказывать свое мнение в доступной форме. | |
3. Предварительная проверка знаний Цель: организовать и направить к восприятию нового материала. Оценивание | Выполнение задания на знание содержания темы, опрос на усвоение алгоритма действий. Вопросы на экране. Ответы заносятся на листочки. Создать готовность к предстоящей деятельности | Работа в парах Отвечают на поставленные вопросы. Меняются листочками. Проверяют выполненные задания по эталону, оценивают. Задания на экране 1Сплошные массы, слагающие земную кору, называют… 2. Горные породы состоят… 3. Породы, образовавшиеся в результате разрушения других пород или из остатков жизнедеятельности организмов. 4. Наиболее распространённые интрузивные породы.. 5. Породы, образовавшиеся в результате медленного остывания и затвердения магмы в земной коре или на земной поверхности. 6.Породы, опустившиеся в недра Земли и изменившие свои свойства, строение и вид под воздействием высоких температур и давления. 7. Наиболее распространённые эффузивные породы…. 8. Осадочные горные породы, образованные за счет ветра и воды….. 9. Осадочные горные породы, образованные за счет растений и животных. Занесение оценок в «Оценочный лист» | Познавательные: умение отвечают на поставленные вопросы Коммуникативные: умение работать в паре, объективно оценивать работу товарища. Регулятивные: уметь извлекать важную информацию из ответов одноклассников. | |
4. Практическое применение знаний. Цель: дать возможность самостоятельно изучить новый материал с помощью практической деятельности. | Работа в парах. А теперь нам предстоит выяснить, как происхождение горных пород влияет на их свойства, попробуем выявить отличительные признаки этих трёх групп. Перед вами на парте лежат образцы горных пород. Внимательно рассмотрите их и дайте описание по предложенному плану. Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению друг друга. Консультация по вопросам выполнения работы практической | Выполнение практической работы: - Работают в парах: проводят опыты, согласно памятки юного геолога. -Фиксируют данные в таблицу (смотреть приложение ) -Вывод об отличительных свойствах горных пород. Отчеты пар о выполнении задания | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение договариваться и приходить к общему выводу. Познавательные: логический анализ объектов с целью выделения признаков; построение логической цепи рассуждений Регулятивные: планирование работы, заполнение таблицы; | |
5.Реализация проблемного вопроса ????? Цель: проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее. | Коррекция выводов и формулировок. Ребята! Пользуясь этими несложными знаниями, вы теперь можете без особого труда определить генетическую группу любой горной породы. Давайте назовём характерные отличительные признаки горных пород. Проблемный вопрос урока: В чём причина разнообразия минералов и горных пород? | Учащиеся называют признаки. Это свойства, характеризующие разные г. п. Магматические и метаморфические породы отличаются от осадочных: 1. кристаллическим строением (кроме солей); 2. плотным строением; 3. они более твёрдые; Вывод: свойства горных пород определяются составом и свойствами минералов, из которых они состоят и зависят, прежде всего, от того, где и в каких условиях они образовались. | Регулятивные: решение проблемного вопроса. Познавательные: решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | |
6.Рефлексия (подведение итогов занятия). Цель: аргументировать свое мнение, осознавать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни. | Закончи предложение…. - Урок окончен! Еще раз всем большое спасибо! | Учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка, высвеченного на экране: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я попробую… меня удивило… мне захотелось… | Коммуникативные: высказывать и аргументировать свое мнение. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Приложение
Памятка юного геолога
1. Внимательно рассмотрите горные породы на своём столе.
2. Охарактеризуйте их по плану:
1. Блеск: А) есть блеск – блестит; Б) нет блеска - не блестит.
2. Структура
А) зернистая - видны зёрна в породе, другого цвета;
Б) однотонная - нет зёрен;
В) пористая - в породе хорошо видны поры,
Д)сыпучая - пересыпается из руки в руку.
Е) землистая - зёрна не различимы, порода оставляет след на руках.
3. Плотность:
А) плотная - если разбивается только молотком;
Б) хрупкая - легко ломается;
Г) рыхлая - рассыпается в руках.
4. Твердость :
А) твёрдая - не образуется след от гвоздя;
Б) средней твёрдости - остаётся след от гвоздя;
В) мягкая - остаётся след от стёклышка.
5.Определите горные породы по происхождению:
А) магматические;
Б) метаморфические;
В) осадочные - органические и неорганические
Заполни таблицу
Горная порода | |||
Название горной породы | |||
Плотность | |||
Масса | |||
Блеск | |||
Твердость | |||
Растворимость в воде | |||
След органического вещества | |||
Происхождение горной породы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии в 6 классе на тему: "Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов".
Тема: Горные породы, слагающие земную кору. Полезные ископаемые. Свойства горных пород и минералов.Цель: Сформировать у учащихся представление о многообразии горных...
Мастер-класс по теме"Изучение свойств горных пород, минералов и полезных ископаемых»
Данный материал может быть использован при проведении практической работы по географии в 6 классе. Приведенная таблица позволяет учащимся систематизировать полученные знания и практические навыки....
урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"
Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...
Урок: Свойства горных пород и минералов "Подземные цветы"
Урок разработан в соответствии с ФГОС. Тип урока: обощение по теме: Свойства горных пород и минералов. "Подземные цветы". Цель реализации ведущей идеи: ...
Практическая работа "Изучение свойств горных пород"
Практическая работа "Изучение свойств горных пород"...
Презентация к уроку 5 класса Практическая работа:«Описание свойств горных пород»
В презантации даны проверочные задания для юных геологов, проверка заданий, оценочный лист, задания для юных геологов, рефлексия и задания на дом...
Методическая разработка учебного занятия в 6 классе «Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Практическая работа № 5. Определение горных пород и описание их свойств».
Цель: - Создать условия для освоения учащимися новых знаний по теме «Горные породы, минералы и полезные ископаемые».- Создать условия для развития умения применять знания и опыт в различны...