Разработка урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме: "Путешествие по Северной Америке»
методическая разработка по географии (5 класс) на тему

Нехай Фатима Аскербиевна

 Америка - волшебный материк,

 Как много интересного он в себе таит:

 На востоке – равнины, на западе – горы,

 Есть там реки, моря и озёра.

 Есть туманы, дожди и снега,

 На севере – холод, на юге – жара.

 Как много удивительного хранит эта земля:

 Есть гейзеры, вулканы, свирепствуют торнадо,

 Бушует Ниагара, всех удивляет Колорадо...

 Была бы я волшебником,

 Свозила б вас туда!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx40.04 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС  по   теме: "Путешествие по Северной Америке»

Цель: 

  • продолжить заочное путешествие по материкам;
  • познакомится с географическим положением, особенностями природы и населения Северной Америки.

Задачи: 

Образовательные:

  •  формировать у учащихся знания о природе Северной Америки;
  • сформировать представления о рельефе, геологической истории, материка;
  • продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.

Развивающие:

  • продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
  • продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.

 Воспитательные:

  • развивать гордость и уважение за природное наследие Земли;
  • способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора.

Оборудование:

 физическая карта мира, экран, компьютер, географические атласы, контурные карты, учебник географии.

Ход урока

  1. Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок.  Мы совершим заочное путешествие по одному материку, побываем во всех его уголках. Наше путешествие будет долгим и, чтобы всё и везде успеть, вы должны быть внимательны, отвечать на поставленные вопросы. Путешествие наше мы начнем с небольшого стихотворения. Заслушав это стихотворение,   вы узнаете  материк, с которым мы сегодня познакомимся.

  1. Мотивация на изучение нового материала.

Слайд 1

 Америка - волшебный материк,

 Как много интересного он в себе таит:

 На востоке – равнины, на западе – горы,

 Есть там реки, моря и озёра.

 Есть туманы, дожди и снега,

 На севере – холод, на юге – жара.

 Как много удивительного хранит эта земля:

 Есть гейзеры, вулканы, свирепствуют торнадо,

 Бушует Ниагара, всех удивляет Колорадо...

 Была бы я волшебником,

 Свозила б вас туда!

  Так по какому материку мы совершим сегодняшнее путешествие?

 (По Америке)

Слайд 2  По какой именно Америке, ведь мы знаем, что Америка делится на два материка? (По Северной Америке)

Слайд 3

 Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Кто не мечтал о дальних странствиях и путешествиях? "Познания и странствия неотделимы друг от друга”.  Эти слова  К.Паустовского стали жизненным кредо многих путешественников.

Ещё совсем недавно такой далекий материк, как Северная Америка был для нас полным загадок. Разнообразные, уникальные природные комплексы этого материка привлекают сюда множество туристов: рощи гигантских секвой, громадные озера, вулканы и гейзеры, глубочайшие речные долины– каньоны…

   - Мы с вами побывали на двух материках. Какие материки мы посетили?

(Евразию и Африку)

  Слайд 4 - 5

   Цель  нашего сегодняшнего урока: продолжить заочное путешествие по материкам; познакомиться с географическим положением,  особенностями природы  и населения Северной Америки.

  1. Изучение нового материала

Сейчас мы постараемся с вами создать образ материка на основе вашего домашнего задания.

Заслушать мини-выступления по защите своих творческих работ

(В качестве домашнего задания были предложены опережающие творческие задания: на основе своих знаний (используя дополнительную литературу) подготовить  сообщения с презентациями на темы: «Какая дата считается датой открытия материка?», «Как появилось название «Америка?».

Слайды детей  1-ый ученик  Какая дата считается датой открытия материка?

 Принято считать, что Америку открыл Христофор Колумб. 3 августа 1492 года Колумб, снарядив три судна – «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта», – вышел навстречу неизвестности из испанского города Палос. Весь экипаж Колумба состоял из 90 человек (в основном, преступников, которых никто не ждал на берегу и многие из которых были уверены, что идут едва ли не на смерть).

Тем не менее, через два месяца плавания моряки подняли бунт, требуя от Колумба вернуться назад, уверенные в том, что у океана нет конца. Бунт был подавлен, а через несколько месяцев плавания Колумб пристал к неизвестному острову, который путешественники окрестили Сан-Сальвадором. Это был один из Багамских островов. Событие это произошло 12 октября 1492 года. Сегодня эта дата считается днем открытия Америки.

Если Колумб открыл Америку, то почему она названа не в его честь? Откуда же взялось название «Америка»?

2-ой ученик   Как появилось название «Америка»?

Еще в 15 веке никто из европейцев не знал о существовании новых земель Северной и Южной Америки. Христофор Колумб, путешествуя в Индию, сделал крупнейшую ошибку, и величайшее открытие в истории освоения планеты. Увидев острова, он назвал их Восточной Индией. Четырежды переплыв через Атлантический океан, он так и не понял, что открыл новый континент – Америку, названную Новым Светом. Мысль о существовании новых материков высказал мореплаватель Америго Веспуччи.

Итальянский путешественник Америго Веспуччи совершил несколько плаваний вдоль берегов материка. Он первым высказал мысль о том, что земля, открытая Колумбом, - это не Индия, а новый материк. Поэтому немецкий географ Матиас Рингманн считал первооткрывателем Америки именно Веспуччи, а не Колумба. Он позаботился о том, чтобы в карты мира новый континент был внесен под названием Америка. И это название сохранилось.

Но Колумб не забыт! В честь его названы острова, горы, реки, города и даже страна, названная его именем.

  Слайд 6  

 Географическое положение. 

- С чего начинается изучение каждого материка?  (Изучение каждого материка начинается с изучение географического положения). 

Работа с картой.

-Какие материки занимают первое и второе места по площади? (Евразия – первое место и Африка-второе место).

- А Северная Америка занимает, какое место по площади? (Северная Америка занимает  третье место).

- Какие океаны омывают материк?

(Берега Северной Америки омывают воды Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов).

Итак, Северная Америка – третий по величине материк нашей планеты (около 24 млн. км2). С Южной Америкой он соединяется Панамским перешейком. В отличие от Суэцкого он более длинный и узкий. Омывается  водами трёх океанов.

 Природа Северной Америки разнообразна.  В чем это проявляется?

(На западе протянулись горы Кордильеры, на востоке Аппалачи. В центральной  части материка равнины).

Слайд 7    Действительно,  природа Северной Америки очень разнообразна. На севере материка простирается бескрайняя тундра, на юге – сухие степи Мексики.     Слайд 8  Преобладают равнины. Они занимают Центральную часть материка.

 Слайд 9 На востоке  располагаются невысокие, сильно разрушенные горы Аппалачи. Аппалачи  пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногих более 2000м. В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь.

Слайд 10 На западе, вдоль побережья Тихого океана, вытянулись горы Кордильеры, большая часть вершин которых покрыта вечными снегами. Здесь часты землетрясения, много действующих вулканов. Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. Некоторые ледники в северной части Кордильер сползают с гор прямо в море. Кордильеры  богаты нефтью, природным газом, каменным углем, рудами  цветных металлов, золотом.

- А вы знаете, что такое землетрясения? Это новое слово, с которым мы с вами сегодня познакомимся.   С правописанием этого слова вы знакомились на уроках русского языка.  Как пишется это слово? (Землетрясение это сложное слово имеет два корня «земл» и «тряс», а «е» между ними  соединительное гласное. Поэтому мы пишем это слово через букву е).

Слайд 11   землетрясе́ние - это подземные удары и колебания поверхности Земли, вызванные естественными причинами (главным образом тектоническими процессами). Запись в тетради.

Слайд 12 Северная Америка простирается с севера на юг на многие тысячи километров, поэтому природные условия на материке очень разнообразны. Достаточно посмотреть на различия зимней и летней температуры в разных частях материка. Зимой температура на арктическом побережье часто опускается ниже -300С, а на полуострове Флорида составляет +200С. Летом же на севере +80С, а на юге температура может превышать +300С.

 На территории материка много больших озер и рек.

Работа с картой.

- Пользуясь,  физической картой  мира в атласах назовем   реки и озера Северной Америки.  (реки Миссисипи, Маккензи, Колорадо, озера:  Мичиган, Гурон, Вернее)

Слайд 13 Самая большая река Северной Америки – Миссисипи. Это одна из крупнейших и полноводных рек планеты. Среди озер выделяются Великие озера – пять гигантских чаш, заполненных водой.  

- По картам атласа попытаемся определить  озёра, объединенные общим название Великие озера.  

Слайд 14   (Озёра:  Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри и Онтарио)   

Но мы с вами познакомились еще не со всеми уникальными объектами Северной Америки.

Слайд 15  На континенте много мест, поражающих воображение человека, например Большой каньон.  

Слайд 16 Большой каньон – это глубокое ущелье, образованное рекой Колорадо, с обрывистыми склонами высотой до 2000м. протяженность его 320км.  По разным оценкам, на прокладку этого гигантского ущелья реке понадобилось от 2 до 9 миллионов лет. Над Большим Каньоном недавно был построен прозрачный мост, с которого можно полюбоваться всеми красотами Каньона.

- Посмотрите на карту и скажите название,  какого географического объекта вам знакомо? (Ниагарский водопад)

Слайд  17  Да действительно,  Ниагарский водопад  - это самый знаменитый  имеет высоту 50м., но  это не самый высокий водопад.  Расположен на реке Ниагаре между озерами Эри и Онтарио на востоке Северной Америки. Грохот водопада слышен на расстоянии многих километров, особенно ночью, поэтому человек, стоящий у самой Ниагары, ничего не слышит (по – индейски  Ниагара – «грохочущая вода»).  

Слайд 18  На юго-западе США находится огромная долина, названная Долиной Смерти. Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали местности и не смогли отыскать выход из Долины.

- Посмотрим  небольшой сюжет (видео «Большой каньон на реке Колорадо»). 

- Кроме географического положения и особенностей природы материка, с каким миром нам еще предстоит познакомиться? (С растительным и животным миром)

- Прежде чем познакомиться с растительным и животным миром Северной Америки мы с вами проведем небольшую физминутку.

Физминутка  Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.

Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение.

Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

Каждая природная зона имеет свои растительные и животные объекты, на которые необходимо обратить внимание.  

Слайд 19 Среди растений, характерных только для Северной Америки, можно отметить секвойи – деревья-гиганты, деревья-долгожители.

Слайд 20 Северная Америка  - родина ценного пушного зверя – ондатры.

Слайд 21  Запись в тетради 

секво́йя–  - гигантское североамериканское хвойное дерево

онда́тра,  мускусная крыса - единственный представитель особого рода грызунов из семейства полевок.

Заслушать мини-выступления учеников по защите своих творческих работ

«Животный мир Северной Америки», «Удивительные растения Северной Америки»

Слайды детей   Животный мир Северной Америки

Моя работа посвящена  животным, обитающим в Северной Америке. Я хочу рассказать о некоторых представителях животного мира материка. Мой рассказ сопровождается небольшой презентаций.

Медведь Гризли - североамериканский бурый медведь, – настоящий гигант весом до 300 кг. Когда этот зверь встаёт на задние лапы, его рост достигает

3 метров!

   Питается медведь растениями, мелкими животными и рыбой. В один день съедает до 12 кг пищи.

 В зимнюю пору медведь гризли в течение шести месяцев спит в берлоге и при этом обходится без пищи и питья.

На северном побережье Северной Америки, а также в зоне льдов распространены белые медведи. Это наиболее крупный представитель своего семейства. В длину достигает в среднем 3 м, при массе до тонны.

Енот – полоскун прозван так не случайно. Он имеет забавную привычку полоскать в воде разные предметы, чаще всего добытую пищу.

  Долгими часами енот простаивает в воде, стараясь поймать лягушку, рака  или рыбу.  Енота – полоскуна легко узнать: кажется, что на голове у него чёрные очки!

Скунс - американская вонючка - так в США называют небольшое животное, обитающее в районе Гудзонова залива. Длиной этот зверёк всего 40 см, его мех блестяще-черного цвета с белыми полосами.

Овцебык не такой огромный, как кажется: его размеры увеличивает густая и длинная шерсть. Ростом он с пони. Живут овцебыки в полярных областях континента и на острове Гренландия. Зимой они собираются в стада по 12—25 животных и держатся на возвышенных открытых местах. Там ветер сдувает снег и открывает корм: лишайники, хвощ, злаки, побеги карликовой березы. Летом группы по 4—7 овцебыков пасутся в тундре, в речных долинах. Весной рождаются телята, по одному у каждой матери. Через несколько дней мать с малышом присоединяется к стаду. Кормит она теленка год. От врагов овцебыки не убегают, а, окружив телят, поворачиваются рогами к нападающему. Обычно их грозного вида бывает достаточно, чтобы хищник отступил.

Снежная коза – огромный белоснежный зверь, который водится только в горах Северной Америки. Снежной козе не страшен никакой хищник, потому что в те местах, где она обитает, не может забраться больше никто. Редкие альпинисты дивятся, видя её – ещё больше оттого, что белая шерсть делает козу похожей на призрак.

Удивительные растения  Северной Америки 

Растительный мир Северной Америки очень разнообразный, на севере – мхи и лишайники. В лесах растут дубы, березы, ели, пихты, но самое высокое и стройное хвойное дерево – это секвойя.

Секвойя – это род вечнозелёных хвойных деревьев. Секвойей назвал дерево австрийский ботаник в честь выдающегося вождя одного из американских племён.

В высоту секвойя достигает 140 метров, а в толщину - 40 метров. Живут секвойи до четырёх, а некоторые и до пяти тысяч лет. Толщина коры старых деревьев достигает 70 сантиметров. Кора дерева, как губка, впитывает воду. Благодаря этому качеству секвойя совсем не боится пожаров. Древесина секвойи очень прочная, не загнивает и используется в судостроении. Вес древесины одной секвойи доходит до тысячи тонн. А в дупле секвойи можно разместить ресторан на 50 мест.

Сахарный клён произрастает только в Северной Америке. Это красивое дерево — одно из самых высоких широколиственных деревьев в мире (до 40 м в высоту). Лист сахарного клёна стал национальной эмблемой Канады. Это стройное дерево с пышной кроной, но оно знаменито не своей красотой. Своей славой он обязан тому, что был единственным источником сахара для местных жителей, а потом и для первых переселенцев из Европы.

Спасибо ребята за интересную информацию о материке!

Какой мы можем сделать вывод по природе материка?

(Северная Америка простирается с севера на юг на многие тысячи километров, поэтому природный условия на материке разнообразны.  Для материка характерен растительный и животный мир всех природных зон планеты).

   Население Северной Америки.

-Какие же народы населяют материк?  А какие являются коренными для территории Северной Америки?

- Наши одноклассники провели небольшую исследовательскую работу  по выявлению коренного населения Северной Америки. Давайте мы их сейчас послушаем.

Слайды учеников  1-ученик     Индейцы

По соседству с эскимосами, в северной Канаде, на весьма обширной территории американской субарктики, в краю бесконечных густых хвойных лесов и больших озер, образовавшихся здесь в конце ледникового периода, находили одну из больших групп индейцев Северной Америки.  Эти индейские племена американского севера принадлежат к двум большим языковым семьям,  причем одни  племена кочуют главным образом в западной половине этой широкой субарктической зоны между реками Юкон и Маккензи; а другие же племена, пришедшие сюда раньше, населяют восточную половину этой области, земли, лежащие на восток и юго-восток от Гудзонова залива. Индейцы отличаются от эскимосов  желтоватым или красновато-коричневым оттенком кожи, жесткими прямыми волосами  на голове  широким  лицом  и выступающими  скулами.

2 –ой ученик     Эскимосы
   Менее многочисленная вторая  группа местного населения Северной Америки — эскимосы.  Эскимосы расселились по всему северному побережью Америки — от Аляски до Гренландии. По физической  языку они отличаются от индейцев (эскимосы имеют желтый цвет кожи, узкий разрез глаз, прямые жесткие черные волосы, небольшой рост).  
   Ни один народ земного шара не связан с морем так тесно, как эскимосы. Тюлени, моржи, рыба, — основные продукты их питания. В поисках зверя и рыбы охотники выходят в море на своих легких кожных лодках — каяках. Летом эскимосы охотятся на водоплавающую птицу и канадских оленей карибу.

Слайд 22 В настоящее время Северную Америку в основном населяют потомки переселенцев из Европы. Они говорят на английском, французском и испанском языках. Именно эти три языка в большинстве случаев являются официальными государственными языками стран Северной и Южной Америки.  Много здесь и потомков бывших африканских рабов, завезенных сюда для работы на хлопковых и табачных плантациях.

 4. Закрепление

  1. На каком материке мы сегодня с вами побывали?
  2. Путешествуя по Северной Америке, что мы узнали об этом материке.

(Узнали географическое положение материка, основные особенности природы и народы, населяющие территорию Северной Америки)

Слайд 23 Тестовые задания

1. Какое место по площади занимает Северная Америка среди всех материков?

а) первое

б) второе

в) третье

2.С каким материком соединяет Северную Америку Панамский перешеек?

а) с Евразией

б) с Южной Америкой

в) с Африкой

3. Самая большая и полноводная река материка…

а) Миссисипи

б) Колорадо

в) Маккензи

4. Какие из перечисленных объектов расположены на территории Северной Америки?

а) Нил, Амазонка, Виктория

б) Колорадо, Аппалачи, Ниагарский водопад

в) Байкал, Амур, Россия

5. Установите соответствие между названием материка и расположенной на его территории горной системой.

1) Евразия     а                                                   а) Гималаи

2) Южная Америка   в                                      б) Аппалачи

3) Северная Америка     б                                 в) Анды

 Слайд 24   Проверь себя

Слайд 25

  1. Практическая работа

Работа с контурными картами.

Отметить на контурных картах Панамский перешеек, океаны, омывающие берега Северной Америки, горы Аппалачи, Кордильеры, реки Миссисипи, Колорадо,  Великие озера, Ниагарский водопад, цветом показать тундру и сухие степи.

  1. Итог урока

Итак, наш урок подошел к концу, надеемся, что наше путешествие по Северной Америке не оставило вас равнодушными.  Благодарю  всех за отличную работу.  Я думаю, что оценки за урок у всех могут быть только отличными. Всем спасибо.

Слайд 26

  1. Домашнее задание

Параграф 23


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в соответствии с требованиями ФГОС

Эта разработка открытого урока в 5 классе. Обучающееся знакомятся и используют новую технику рисования способом разбрызгивания (АЭРОГРАФИЯ). Работа ведётся по группам.К уроку имеются две презентации п...

Авторская разработка урока географии 10 класс, «Страны Северной Америки. Соединённые Штаты Америки»

Поурочная разработка урока для 11 классов по изучению стран Северной Америки. Дается общая характеристика США и Канады и анализ особенностей этих стран....

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

Разработка урока географии 7 класс "Природные зоны Южной Америки"

Разработка урока по географии для 7 класса...

Разработка урока для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС

Данный учебный материал может быть использован при проведении урока-игры, викторин в 5 классе...

рабочая прорамма по географии 5 класс в соответствии с требованиями ФГОС ООО

рабочая прорамма составлена к учебнику географии 5 класса, автор Е.М.Домагацких...