Рабочая программа и календарно - тематическое планирование 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Составлена к учебнику В.П.Максаковского "Экономическая и социальная география мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr_po_geo._10_kl.doc | 82.5 КБ |
kalend-tem_plan.geo_.10_kl.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Рассмотрена и одобрена на заседании методического объединения Председатель МО _____________/Сидоров С.В./ «____» _____________2015г. | Утверждена руководителем образовательного учреждения ____________/Сюваев Н.А./ «____» _____________2012г. |
«БОЛЬШЕМАНАДЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
Рабочая учебная программа
по географии
в 10 классе
Составитель: Сидорова Т. В.,
учитель географии.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного предмета являются:
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
- Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
- Авторские методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира» 10 класс. М., «Просвещение», 2004. (Допущены Министерством образования РФ в качестве методических рекомендаций по использованию учебника для 10 класса при организации изучения предмета на базовом уровне).
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
- Учебный план МБОУ «Большеманадышская средняя школа» Атяшевского района РМ
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам учебного предмета и последовательность их изучения. Базовый уровень предусматривает изучение географии в 10-11 классах по одному часу в неделю (68 часов) в течение двух лет.
Содержание программы:
Учебный предмет по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:
- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;
- сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;
- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;
- соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
Результаты обучения.
Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Срок реализации рабочей программы рассчитан на 1 год. Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 10 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Место предмета в базисном учебном плане
В Федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Экономическая и социальная география мира» отводится по 34 часов (1 учебных часа в неделю ).
Факторы, учитываемые при составлении программы:
Целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения, характер учебной мотивации учащихся, качество учебных достижений и образовательные потребности учащихся, возможности педагога, состояние учебно- методического и материально-технического обеспечения кабинета, состояние здоровья учащихся.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения географии на базовом уровне учебник должен знать/понимать
- Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- Особенности размещения основных видов природных ресурсов, из главные местонахождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- Географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- Особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
- Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- Сопоставлять географические карты различной тематики;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- Нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- Понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Учебно – тематический план.
№ | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | В том числе на: | |||
уроки | Пр. раб. | к/раб. | сам. раб | |||
1. 2. | Введение Общая характеристика мира Тема 1: Современная политическая карта мира Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. Тема 3: География населения мира. Тема 4: НТР и мировое хозяйство. Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. Заключение | 1 33 4 5 5 7 11 1 | - - 3 1 6 10 1 | 1 1 1 3 - 3 - | - 1 1 1 1 1 - | - 2 - - 2 3 - |
Итого: | 34 | 29 | 5 | 5 | 7 |
Содержание предмета 10 класс
Введение.(1час)
Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.
Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.
Практическая работа №1
«Анализ карт различной тематики».
ЧастьI. Общая характеристика мира (32 часа)
Тема 1: Современная политическая карта мира. (4 часа)
Многообразие стран современного мира. Государственный строй мира. Международные отношения. Политическая география.
Практическая работа № 2
«Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира»
Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды. (5часа)
Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.
Практическая работа № 3
«Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов».
Тема3:География населения мира. (5часов)
Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.
Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.
Практические работы № 4, 5, 6
«Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами».
«Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира».
«Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира».
Тема 4: НТР и мировое хозяйство. (7 часов)
Понятие о НТР, её характерные черты и составные части. Мировое хозяйство. Международное географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Факторы размещения производительных сил.
Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. (11 часов)
География важнейших отраслей: топливно-энергетическая промышленность, электроэнергетика, горнодобывающая, металлургическая, машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая. География сельского хозяйства и рыболовства. География транспорта.
Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.
Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.
Практические работы № 7, 8
«Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг».
«Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира».
Заключение (1час)
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Технические средства обучения:
- Телевизор «SAMSUNG»
- Компьютер
- Доска для проецирования
- Мультимедийный проектор
- Видеомагнитофон
Учебное и учебно-методическое обеспечение
Состав УМК:
- Учебник: Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ под ред. В.П. Максаковского. – М. : «Просвещение», 2012г.
- Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2004 г.
- Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс М. 2013г
- Контурные карты «Экономическая и социальная география мира» 10 класс М. 2013г
Дополнительная литература:
- Е.А. Жижина Контрольно-измерительные материалы 10 класс М.:ВАКО,2012
Цифровые образовательные ресурсы:
- Мультимедийнаяе обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира
Интернет – ресурсы:
- school-collection.edu.ru – Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
- fcior.edu.ru - Каталог электронных образовательных ресурсов
- ru.wikipedia.org - раздел "География" в энциклопедии Википедия (свободная энциклопедия).
- geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии"
- rgo.ru - "RGO.ru" географический портал Планета Земля.
- geoport.ru - "GeoPort.ru" Страноведческий портал.
- bookz.ru - электронная библиотека
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Экономическая и социальная география мира» 10 класс (34 часа)
№ | Тема урока | Вид урока | Формируемые понятия | Межпредметные связи | Домашнее задание | Формы контроля | Дата проведения | |
План. | Факт. | |||||||
Общая характеристика мира 33(ч) Тема 1: Современная политическая карта мира 4 (ч) | ||||||||
1. | Экономическая и социальная география как наука, её место в системе географических наук. | География, экономическая и социальная география мира; социология; геоэкология | История; обществознание | стр. 5-7; сообщения о Н.Н.Баранском и И.А.Витвере | ||||
2. | Типология стран современного мира. | Обзорная лекция; самостоятельная работа, презентация. | Типология; качественные изменения; количественные | История; экономика | Тема 1 § 1; к/к р/т стр. 3 №1-4 | Фронтальный опрос у карты | ||
3. | Государственный строй и основные формы административно территориального устройства стран мира. | Практическая работа № 1 «Составление систематической таблицы «Государственный строй стран мира» | Республика; монархия: конституционная, абсолютная, теократическая; унитарное государство; федерация | История; обществознание; экономика | Тема 1 § 3; к/к; р/т стр. 4 № 1-3 | Практическая работа | ||
4. | Международные отношения. Политическая география и геополитика. | урок- диалог, презентация. | НАТО; ООН; политическая география | История; обществознание; экономика | тема 1 § 2; р/т стр.2 № 1-3 | Фронтальный опрос | ||
5. | Современная политическая карта мира. | обобщающий урок | повторить тему 1 § 1-3 | зачет по индивидуальным карточкам | ||||
Тема 2: География мировых природных ресурсов. Загрязнение и охрана окружающей среды 5 (ч) | ||||||||
6. | Взаимодействие общества и природы. | урок-диалог, презентация. | географическая среда; природопользование; экстенсивный путь развития; интенсивный путь развития | экология; биология; история | тема 2 § 1 | Фронтальный опрос | ||
7. | Загрязнение и охрана окружающей среды. | урок- семинар, презентация. | загрязнение окружающей среды; ОПТ; геоэкология | экология; биология; | тема 2 § 3 | Фронтальный опрос | ||
8. | Оценка мировых природных ресурсов. | Практическая работа № 2 «Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов». | природные ресурсы; ресурсообеспеченность; ПРП территории. | экология; биология физическая география | тема 2 § 2 стр. 26-35; р/т стр. 8-9 № 1-3 | Практическая работа | ||
9. | Ресурсы Мирового Океана. Климатические и космические ресурсы. Рекреационные ресурсы. | урок-конференция | аквакультура; мари культура; термоядерная энергия; рекреационные ресурсы | экология; биология; | тема 2 § 2 стр. 35-37 | Фронтальный опрос | ||
10. | Природные ресурсы мира. | обобщающий урок | повторить тему 2 § 1-3 | зачёт в виде теста | ||||
Тема 3: География населения мира. 5(ч) | ||||||||
11. | Численность и воспроизводство населения мира. | Практическая работа № 3 «Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами». | этнология; демография; воспроизводство; депопуляция; демографическая политика | история; обществознание | тема 3 § 1; р/т стр. 10-11 № 1 и таблица | Практическая работа | ||
12. | Состав (структура) населения. | Практическая работа № 4 «Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира». | возрастно-половая пирамида; ЭАН; этнос; однонациональное и многонациональное государства | история; обществознание | тема 3 § 2; р/т стр. 5 № 1-5 | Практическая работа | ||
13. | Размещение и миграция населения. | Практическая работа № 5 «Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира». | миграция; эмиграция; реэмиграция | история; обществознание | тема 3 § 3; р/т стр. | Практическая работа | ||
14. | Урбанизация. | урок- семинар; практическая работа на запоминание таблицы, презентация. | урбанизация; геоурбанистика | история; обществознание | тема 3 § 4; стр. 67-73 | тестирование | ||
15. | Население мира. | обобщающий урок | повторить тему 3 §1-4 | зачёт | ||||
Тема 4: НТР и мировое хозяйство.7 (ч) | ||||||||
16. | Характеристика научно-технической революции. | урок-лекция, презентация. | НТР; техника; технология; автоматизация; революционный путь; Интернет; ГИС; кибернетика | экономика информатика; история; обществознание | тема 4 §1 | Фронтальный опрос | ||
17. | Современное мировое хозяйство. | урок-лекция, презентация. | мировое хозяйство; МГРТ; международная экономическая интеграция | история; обществознание | тема 4 §2 | Фронтальный опрос | ||
18. | Международное географическое разделение труда. | урок-лекция, презентация. | ЕС; АТЭС; НАФТА; АСЕАН; ЛАИ; ТНК | история; обществознание | тема 4 §2 стр. 90-92 | Фронтальный опрос | ||
19. | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. | стандартный урок, презентация. | аграрная экономика; постиндустрия; ТСК; депрессивный район; региональная политика | история; обществознание | тема 4 §3 | Фронтальный опрос | ||
20. | Основные факторы размещения производительных сил. | стандартный урок с элементами самостоятельной работы | технопарк; технополис | История; обществознание; экономика | тема 4 § 4 | опрос по индивидуальным карточкам | ||
21. | Воздействие НТР на мировое хозяйство. | самостоятельная работа с текстом учебника, презентация. | История; экономика | тема 4 § 4 стр. 103 | Фронтальный опрос | |||
22. | Научно-техническая революция. | обобщающий урок | повторить тему 4 § 1-4 | зачёт в виде тестирования | ||||
Тема 5: География отраслей мирового хозяйства. 11(ч) | ||||||||
23. | География промышленности. | урок-лекция, презентация. | старые отрасли; новые отрасли; новейшие отрасли | Обществознание; экономика | тема 5 § 1 стр. 111-112; к/к; р/т стр. 13 № 1; 2 | Фронтальный опрос | ||
24. | Топливно-энергетический комплекс мира. | лекция с элементами беседы; практическая работа по контурной карте, презентация. | ТЭК; ТЭС; ГЭС; АЭС | экономика география 9 класс | тема 5 § 1 стр. 112-119; к/к; р/т стр. 16 № 3 | Фронтальный опрос | ||
25. | Горнодобывающая промышленность; металлургия. | урок-практикум; практическая работа с текстом учебника, презентация. | ориентация на потребителя; страны с переходной экономикой | История; обществознание; экономика | тема 5 §1 стр. 119-121 | Фронтальный опрос | ||
26. | Машиностроение. | практическая работа с текстом учебника, презентация. | электроника; судостроение | История; экономика | тема 5 § 1 стр. 121-124; к/к; р/т стр. 14 № 3; 4 | Фронтальный опрос | ||
27. | Химическая промышленность. | стандартный урок с элементами самостоятельной работы, презентация. | История; химия; экономика | тема 5 § 1 стр. 124-125; к/к; р/т стр. 15 № 1-3 | опрос по карточкам с заданиями | |||
28. | Лесная промышленность. | стандартный урок с элементами самостоятельной работы, презентация. | химия; история; биология | тема 5 § 1 стр. 125-126; к/к; | Фронтальный опрос | |||
29. | Лёгкая промышленность. | стандартный урок с элементами самостоятельной работы, презентация. | химия; история; биология | записи в тетрадях | Фронтальный опрос | |||
30. | География сельского хозяйства и рыболовства. | Практическая работа № 6 «Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг». | товарное с/х; сельское хозяйство; традиционное с/х; потребительское с/х; «зелёная революция» | химия; история; биология; экология | тема 5 § 2; к/к; | Практическая работа | ||
31. | География транспорта мира. | стандартный урок, презентация. | транспорт; контейнеризация | история; биология; экология | тема 5 § 3 | Фронтальный опрос | ||
32. | Основные формы всемирных экономических отношений. | Практическая работа № 7 «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира». | ВЭО; СЭЗ; мировая торговля; торговый баланс; международный туризм | История; экономика обществознание | тема 5 §4; сообщения заслушивание сообщений | Практическая работа | ||
33. | География отраслей мирового хозяйства. | урок обобщения знаний | повторить тему 5 § 1-4 | зачет в виде тестирования | ||||
34 | Общая характеристика мира. | заключительный урок | тестирование | |||||
ИТОГО 34 часов Практических работ -7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой
Рабочая программа для 10 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс
Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 7 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 5-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 7 "б" класс (счет, арифметика)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 6-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 8 кл (счет, арифметика, геометрия)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе Т.А.Ладыженской 5 класс
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова на 204 ч( 6 уроков в неделю) и календарно-тематическое планирование....