Урок по географии в 6 классе по теме "Внутренние воды. Реки"
методическая разработка по географии (6 класс) на тему
Е.М.Домогацких. Урок в 6 классе. Тема - "Внутренние воды. Реки"
цель урока:
а) Образовательная
Сформировать понятие о реке, её частях, речной системе.
б) Развивающая
Развивать умение работать с географической картой; умение рассуждать, анализировать, делать выводы.
в) Воспитательная
Учить высказываться и отстаивать свое мнение, слушать других; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh._karta.vody_sushi._reki.docx | 35.32 КБ |
prezentatsiya._reki.pptx | 982.39 КБ |
marsh_list.docx | 222.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | География |
Класс | 6 |
УМК | Е.М.Домогацких, Н.И. Алексеевский, География: Физическая география, М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015 |
Изучаемый раздел | «Гидросфера» |
Тема урока | «Воды суши. Реки» |
Цель урока | а) Образовательная Сформировать понятие о реке, её частях, речной системе. б) Развивающая Развивать умение работать с географической картой; умение рассуждать, анализировать, делать выводы. в) Воспитательная Учить высказываться и отстаивать свое мнение, слушать других; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину. |
Методы обучения | словесно-наглядный, проблемный, практический, частично-поисковый |
Формы обучения | фронтальная беседа, самостоятельная работа |
Формы организации учебно-познавательной деятельности | фронтальная, парная, индивидуальная. |
Что должен знать обучающийся | Обучающийся должен знать: -определение понятия «река», «речная система», «речной бассейн»; -части реки: исток, устье, приток, русло. |
Что должен уметь обучающийся | Обучающийся должен уметь: - показывать реки на карте; -находить у рек исток, устье, притоки. |
Закрепление и развитие метапредметных(универсальных) умений | Формирование / развитие регулятивных УУД: - развитие навыка постановки цели и задач урока в совместной деятельности с учителем; - развитие навыка контроля учебного времени, отведенного для выполнения работы; -развития навыка планирования своей работы; Формирование / развитие коммуникативных УУД: - развития умения владения монологической речью при ответе; - формирование навыков учебного сотрудничества при выполнении задания; - развитие навыков коммуникативной рефлексии через анализ уровня достижения цели и задач урока; - развития умения формулировки собственного мнения, а также умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения. Формирование / развитие познавательных УУД: - формирование умения давать определение понятию «река»; -развитие навыка смыслового, поискового чтения; -формирование умения работать с географической картой с целью нахождения необходимой информации; - формирование умения анализировать, сравнивать и обобщать факты, устанавливать причинно-следственные связи. Формирование / развитие личностныхУУД: - воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, своей малой Родине, чувства гордости за свою Родину; -формирование познавательной и информационной культуры; - формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению. |
Вид учебного занятия | Урок открытия новых знаний. |
Демонстрационный материал | Физическая карта полушарий, физическая карта России, презентация на тему «Воды суши: реки». |
Раздаточный материал | Маршрутные и оценочные листы для обучающихся, материал для рефлексии |
Этапы урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
1.Организационный момент. | СЛАЙД 1. Приветствует класс. Проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха | Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
2. Актуализация знаний | На прошлом уроке мы начали изучение раздела «Гидросфера» и изучили новую тему. У Вас на столах лежат маршрутные листы. Именно по этому маршруту мы сегодня с вами и проведем наш урок. Прослушайте стихотворение и ответьте на вопросы. (зачитывает стихотворение А. Дитриха «Откуда вода?») - Какое явление природы он описывает? (Слайд ) В маршрутном листе у вас есть рисунок «Круговорот воды в природе», необходимо подписать процессы, происходящие во время круговорота. Проверяем. Поставьте себе баллы в оценочный лист. Сколько правильно отмечено – столько баллов. | Слушают стихотворение Отвечают на вопрос - Круговорот воды в природе. Работают в маршрутном листе Отвечают и проверяют ответы Оценивают |
3. Создание проблемной ситуации | Отгадайте загадку, отгадка которой будет темой нашего урока. Чего в гору не выкатить, - Правильно мы будем продолжать сегодня говорить о воде, а о какой слушаем дальше загадку. Течет, течет - Скажите мне, где находятся этот вид природных вод? (слайд ) | Слушают и дают отгадки Вода Река На суше, на материках и тд. |
4. Определение темы урока. Целеполагание План урока | - Итак, кто может назвать тему сегодняшнего урока? - Правильно открыли тетради, записали тему урока «Воды суши. Реки». - откройте учебник на стр. 150, &23 - Определим цель нашего урока Что бы работать дальше, мы должны спланировать нашу работу. План урока: (СЛАЙД 3 )
5. Самостоятельная работа. | Вода на суше, вода на поверхности земли Записывают тему урока «Воды суши. Реки» Открывают тему урока Предлагают цели урока. На слайде читают план урока |
5.Усвоение новых знаний. | - Кто был на берегу реки? Давайте сравним ваши высказывания о реке с определением в учебнике Запишем определение в тетрадь «Река – это водный поток, протекающий в естественном углублении» Найдите и посмотрите в атласах «Физическая карта полушарий» реки Африки и Австралии. Сравните. Почему пунктирной линией? Т.к. реки периодически пересыхают Постоянные или временные потоки текут в естественном углублении в земной коре, которое называется руслом. - Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной. Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой. (СЛАЙД 4 ) Отметьте в маршрутном листе на рисунке - русло, речная долина и пойма. Итак, переходим к изучению частей реки. (СЛАЙД 5 ) Там же в маршрутном листе - схема строения реки Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Река никогда не вытекает из моря. - Найдите в учебнике определение к слову «Исток». - На схеме в маршрутном листе определите и назовите, что может являться истоком реки. - Запишите рядом со схемой, что является истоком рек. - Найдите в учебнике определение к слову «Устье». - На схеме в «Приложении 1» определите и назовите, что может являться устьем реки. - Запишите рядом со схемой, что является устьем рек. Все самые большие реки впадают в моря или океаны. Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство рек впадают в более крупные реки. Посмотрите на нашу схему и назовите главную реку. - Сколько рек впадает в главную реку? - На стр. 151 найдите, как называются реки, впадающие в другую реку. - Притоки бывают «правые» и «левые». Определяют их по направлению течения. Определите, где правый и левый притоки? - Ребята, главная река со всеми притоками образует речную систему. А вся площадь суши, с которой река собирает воду, называется бассейном реки. Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом. (СЛАЙД 6) - Найдите определения в тексте учебника и выпишите в тетрадь В зависимости от уклона дна и скорости течения различают 2 типа рек: горные и равнинные. (СЛАЙД 7) Сравните реки, анализируя таблицу в маршрутном листе и рис. 111. Если река встречает на пути крутой уступ, поток воды обрушивается с этого уступа вниз, образуя …? - самый высокий водопад – Анхель, 1054м (рис. 112). - Найдите его на карте, он расположен в Южной Америке. - Определите его географические координаты - давайте найдем еще один водопад – Ниагарский в Северной Америке и определим расстояние от водопада Анхель до Ниагарского водопада | Выдвигают свои представления Находят в учебнике определение к слову «Река» Выписывают определение «Река – это…» Работа в атласах. Сравнивают реки Африки и Австралии. Находят отличия – реки Австралии изображены пунктирной линией. Выдвигают предположения Работа со слайдом Отмечают - русло, речную долину и пойму. Начинают работу со схемой строения реки Работа с учебником «Исток – это место, где река начинается» Определяют по схеме, что может являться истоком реки. Записывают истоки рек Работа с учебником «Устье – это место, где река заканчивается» Определяют по схеме, что может являться устьем реки. Записывают устья рек Рассматривают схему, называют главную реку Впадает 3 реки Притоки – это реки впадающие в крупную реку. Определяют по схеме правые и левые притоки. Записывают. Выписывают в тетрадь определения «Речная система», «Бассейн реки», «Водораздел». Анализируют таблицу, рис. 111. Водопад Работа с атласом 6°с.ш. - 62°з.д. Находят Ниагарский водопад и используя масштаб определяют расстояние 5,4см*900км=4860км |
6. Физминутка | (СЛАЙД 8) Класс должен стоя, не используя слова, показать разные части и состояние реки.
| Показывают части и состояние реки |
7. Первичное закрепление знаний | Самая длинная и полноводная река – Амазонка (6992м) Самая глубокая река – Конго (до 230м) Далее вы выполняете работу по географической карте по следующему плану: (СЛАЙД 9) 1. Определить исток реки 2. Определить устье реки 3. Определить правые притоки 4. Определить левые притоки
1 вариант – река Амур (проходит граница РФ) 2 вариант – река Волга (самая крупная река Европы) 3 вариант – река Обь (самая крупная река России) Поменялись маршрутными листами и проверили ответы Нет ошибок -2 балла Есть ошибки – 1 балл | Выполняют задание. 1 вариант: слияние рек Шилка и Аргунь, впадает в Охотское море, правый – Сургари, Уссури, левый – Зея; 2 вариант: Валдайская возв, Каспийское море, правый – Ока, левый – Кама. 3 вариант: Бия и Катунь, Карское море, правый – Чулым, Кеть, левый - Иртыш Взаимопроверка Оценивают работу |
8. Самостоятельная работа | Работа в маршрутном листе на соотнесение понятия и определения (СДАЙД 10) По окончании взаимопроверка | Индивидуально записывают цифры соответствующие частям реки. Взаимопроверка. Оценивании |
9. Подведение итогов. | Подпишите оценочный лист и проставьте баллы Посчитайте «Итого» Переведите баллы в оценку. | Подсчитывают баллы, переводят в оценку. |
10. Рефлексия. | Вы все работали на уроке очень хорошо. На слайде у меня записаны начало высказываний, я попрошу вас продолжить их, применяя к нашему уроку. (СЛАЙД 11) сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… - давайте мы с вами осмыслим свои действия и посадим дерево. Посмотрим плодотворно ли прошел наш урок или бессмысленно. - Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите к дереву плоды – яблоки. - Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите цветы. - Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – зеленые листочки. - А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, то – желтый, чахлый лист. | Прикрепляют к изображению дерева плоды, цветы или листья, оценивая, как прошел для них урок. |
10. Д/З | &23, «От теории к практике» - вопрос 2. (СЛАЙД 12) | Записывают д/з в дневник. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ИСПАРЕНИЕ КОНДЕНСАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЕ ОБЛАКОВ ПЕРЕНОС ВЛАГИ, ВЕТЕР ВЫПАДЕНИЕ АТМОСФ ЕРНЫХ ОСАДКОВ СТОК ВОДЫ С СУШИ В ОКЕАН 1 - ___ 2 - ___ 3 - ___ 4 - ___ 5 - ___ 6 - ___ 1 2 3 6 5 4
Воды суши. Р еки
План урока: Что такое река. Части реки. Два вида рек, водопады. Работа с географической картой. Самостоятельная работа.
русло пойма Речная долина
1 2 3
Горная река Равнинная река Реки Сравнение рек Характер течения Рельеф Скорость течения Горные Бурлят, пенятся Горный Быстрая Равнинные Медленная Равнинный Спокойная
план: 1. Определить исток реки 2. Определить устье реки 3. Определить правые притоки 4. Определить левые притоки
Понятие Определение А. Иток 1. Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку Б. Река 2. Начало реки В. Речной бассейн 3.Граница , разделяющая соседние речные бассейны Г. Русло 4.Место, куда река впадает Д. Водораздел 5.Поток воды текущий в естественном углублении Е. Устье 6.Что образует река с притоками Ж. Приток 7.Углубление в земной поверхности, по которому течет река З. Пойма 8.Река, впадающая в другую реку И. Речная система 9.Пониженная часть речной долины, затопляемая водой А Б В Г Д Е Ж З И 2 5 1 7 3 4 8 9 6
сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило…
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ &23, «От теории к практике» - вопрос 2.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Маршрутный лист
«Откуда вода»
Спросил на днях Малыш – сосед У струйки, Льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана!
Потом малыш гулял в лесу.
Росою искрилась поляна,
Откуда ты? -
Спросил росу.
- Поверь – и я
Из океана.
На поле лег туман густой,
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты?
- Ты кто такой?
- И я, и я,
Дружок
Из океана!
Удивительно, но так ли?
В супе, в чае,
В каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
А. Дитрих
Круговорот воды в природе
Задание 1. Баллы:______
План урока:
- Что такое река.
- Части реки.
- Два вида рек, пороги и водопады.
- Работа с географической картой.
5. Самостоятельная работа.
Строение речной долины
Схема строения реки
Реки | Сравнение рек | ||
Характер течения | Рельеф | Скорость течения | |
Горные | Бурлят, пенятся | Горный | Быстрая |
Равнинные | Медленная | Равнинный | Спокойная |
Задание 2. Баллы: _________
Самый высокий водопад - _______________, его высота ______м.
Географические координаты: ________________________________
Расстояние до Ниагарского водопада - __________________ ______км.
Задание 3. Баллы: __________
1. Название реки- _________________________
2. Исток реки - _________________________________________________
3. Устье реки - _________________________________________________
4. Правый приток - ______________________________________________
5. Левый приток - _______________________________________________
Задание 4. Баллы: __________
Понятие | Определение | ||||||||
А. Иток | 1. Площадь суши, с которой вся вода стекает в одну реку | ||||||||
Б. Река | 2. Начало реки | ||||||||
В. Речной бассейн | 3.Граница , разделяющая соседние речные бассейны | ||||||||
Г. Русло | 4.Место, куда река впадает | ||||||||
Д. Водораздел | 5.Поток воды текущий в естественном углублении | ||||||||
Е. Устье | 6.Что образует река с притоками | ||||||||
Ж. Приток | 7.Углубление в земной поверхности, по которому течет река | ||||||||
З. Пойма | 8.Река, впадающая в другую реку | ||||||||
И. Речная система | 9.Пониженная часть речной долины, затопляемая водой | ||||||||
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | |
ИТОГО БАЛЛОВ: _____________
Оценочный лист _________________________________
(Фамилия Имя)
«5» - 15-17 баллов
«4» - 11-14 баллов
«3» - 7-10 баллов
Задание | Баллы |
№ 1 | |
№ 2 | |
№ 3 | |
ИТОГО: | |
ОЦЕНКА |
Оценочный лист _________________________________
(Фамилия Имя)
«5» - 15-17 баллов
«4» - 11-14 баллов
«3» - 7-10 баллов
Задание | Баллы |
№ 1 | |
№ 2 | |
№ 3 | |
ИТОГО: | |
ОЦЕНКА |
Оценочный лист _________________________________
(Фамилия Имя)
«5» - 15-17 баллов
«4» - 11-14 баллов
«3» - 7-10 баллов
Задание | Баллы |
№ 1 | |
№ 2 | |
№ 3 | |
ИТОГО: | |
ОЦЕНКА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по географии 6 класс тема "Реки"
Открытый урок по географии 6 класс по теме "Реки". Предлагается конспект урока по теме. На уроке используется работа в парах, группах....
конспект урока по географии 7 класс в коррекционной школе тема Внутренние воды южной америки
представлен урок по географии в коррекционной школе для 7 класса по теме южная америка внутренние воды...
Урок географии 8 класс . Тема: Обь – главная река Алтайского края Тип урока – урок исследование Форма работы – проблемная задача.
Пояснительная...
Конспект урока по географии 7 класс "Реки и озера Земли"
Урок по географии в 7классе по теме "Реки и озера Земли" предусматривает использование Электронно образовательных ресурсов ( ЭОР) . Цель урока: выявить обеспеченность водными ресурсами материко...
разработка урока по географии 6 класс по теме "Реки "
разработка урока по теме "Реки" , география 6 класс....
Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....
ТКУ урока по географии 6 класс Реки
Материал содержить информацию урока Реки - артерии Земли....