Рабочая программа по географии 10-11 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Рабочая программа данного курса составлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии. Составлено по программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Е.М.Домогацких
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10-11-geografiya.docx | 73.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по географии 10-11 класс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса составлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии. Составлено по программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Е.М.Домогацких.
Структура рабочей программы по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах по 1 часу (70 часов)
По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.
Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.
Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.
Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Экономическая и социальная география мира. В 2 ч. Ч. 2. Региональная характеристика мира: Учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Русское слово, 2009г.
Цели:
освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:
— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;
— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;
— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;
— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
·определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
·составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
- сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
2. Содержание программы (география 10 класс)
Часть 1. Общая характеристика мира (33 часа)
Современная география
География как наука. Методы географических исследований. Виды и значение географической информации. Геоинформационные системы.
Основные понятия: геоинформационные системы.
Тема 1. Страны современного мира 1 час
Уровень социально-экономического развития. Внутренний валовой продукт. Страны развитые и развивающиеся. «Большая восьмерка», страны переселенческого капитализма, страны с переходным типом экономики, новые индустриальные страны.
Основные понятия: ВВП, развитые страны, развивающиеся страны, страны переселенческого капитализма, новые индустриальные страны, страны с переходным типом экономики, «Большая восьмерка».
Практическая работа: 1. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации.
Тема 2. География населения мира 5 часов
Динамика численности населения мира в разные исторические периоды. Современная численность населения мира, отдельных стран и регионов. Рождаемость, смертность и естественный прирост – главные демографические показатели. Естественный прирост населения в разных странах и регионах. Типы воспроизводства населения. Демографический кризис и демографический взрыв. Их причины и последствия. Теория «демографического перехода». Демографическая политика. Ее цели в странах с разным типом воспроизводства населения.
Этнический (национальный) состав населения. Крупнейшие народы мира и языковые семьи. Рабочие языки ООН. Религиозный состав населения мира. Мировые и этнические религии. Этно-религиозные конфликты.
Возрастной и половой состав населения. Половозрастные пирамиды.
Трудовые ресурсы и экономически активное население. Проблема безработицы и ее географические особенности.
Общий рисунок расселения человечества на планете. Плотность населения. Неравномерность размещения населения. Сгустки населения. Роль природных, экономических и демографических факторов. География мировых миграционных процессов, их причины и следствия. «Перекачка умов».
Урбанизация как всемирный процесс, ее особенности в развитых и развивающихся странах. Ложная урбанизация. Крупнейшие города мира. Агломерации и мегалополисы. Сельское населения и формы его расселения.
Основные понятия: демография, демографический переход, демографический кризис, демографический взрыв, половозрастные пирамиды, этнос, рабочие языки ООН, мировые и этнические религии, плотность населения, миграции, урбанизация, субурбанизация, мегалополис.
Практические работы: 1. Сравнительный анализ карт народов и мировых религий. 2. Анализ половозрастных пирамид разных стран, объяснение причин выявленных различий. 3. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. 4. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. 5. Составление списка стран, в котрых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий. 6. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов.
Тема 3. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы 12 часов
Развитие отношений между природой и человеком: охотничий, аграрный, индустриальный и современный этапы. Присваивающее и производящее хозяйство. Воздействие на природу. Природа и географическая (окружающая) среда. Природопользование рациональное и нерациональное.
Классификация природных ресурсов и обеспеченность ими отдельных стран. Понятие о природно-ресурсном потенциале и ресурсообеспеченности. Классификация стран по ресурсообеспеченности.
Минеральные ресурсы мира. Современная география топливных, рудных и нерудных полезных ископаемых. Обеспеченность минеральным сырьем различных государств и регионов. Металлогенетические пояса. Проблема исчерпания запасов минерального сырья. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Комплексное освоение ископаемых.
Земельные ресурсы. Земельный фонд и его структура. Использование пахотных площадей планеты. Деградация почв. Опустынивание – глобальная проблема.
Лесные ресурсы. Их размещение на планете: северный и южный лесные пояса. Обеспеченность лесными ресурсами различных государств и регионов. Сокращение площади лесов планеты, его масштабы и последствия.
Ресурсы пресной воды. Роль речных вод в жизни человека. Неравномерность в обеспечении стран и регионов пресной водой. Пути преодоления нехватки водных ресурсов. Ухудшение качества воды. Сточные воды. Оборотное водоснабжение.
Ресурсы Мирового океана. Роль океана в обеспечении человечества разнообразными ресурсами. Биологические ресурсы. Аквакультура и марикультура. Виды минеральных ресурсов океана. Энергетические ресурсы: используемые и потенциальные.
Другие виды ресурсов. Альтернативные источники энергии. Гелиоэнергетика и ветроэнергетика. Ресурсы внутреннего тепла Земли. Рекреационные ресурсы, их виды. Изменение роли отдельных ресурсов в связи с появлением новых видов отдыха. Туристический бум. Объекты Всемирного наследия.
Экология. Экологические проблемы, неизбежность их существования. Возможные пути их решения: экстенсивный и интенсивный. Загрязнение литосферы, атмосферы и гидросферы. Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Глобальное потепление. Замкнутые технологические циклы и безотходные технологии.
Основные понятия: рациональное и нерациональное природопользование, природные ресурсы, ресурсообеспеченность, металлогенетические пояса, земельный фонд, сточные воды, опустынивание, рекреационные ресурсы, альтернативные источники энергии, экология, экологические проблемы.
Практическая работа: 1. Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов.
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция 2 часа
Формы разделения труда. Международное географическое разделение труда. Мировое хозяйство как совокупность национальных хозяйств стран мира. Международная хозяйственная специализация государств: роль географических факторов. Типы стран по их роли в МГРТ. Международная экономическая интеграция. Транснациональные корпорации. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы.
Современный этап НТР и его характерные черты. Влияние НТР на территориальную и отраслевую структуру мирового хозяйства. Старые, новые и новейшие отрасли промышленности. Наукоемкие отрасли. Авангардная тройка отраслей. Старопромышленные районы. Промышленные районы нового освоения и высоких технологий..
Основные понятия: разделение труда, МГТР, отрасль международной специализации, экономическая интеграция, ТНК, НТР.
Практическая работа: 1. Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг.
Тема 5. Общая характеристика современного мирового хозяйства 10 часов
Промышленность мира. Топливно-энергетическая промышленность. Нефтегазовая и угольная промышленность. Грузопотоки топлива. Страны экспортеры и страны импортеры. Электроэнергетика. Роль электростанций разных видов в мировом производстве электроэнергии. Специфика электроэнергетики разных стран.
Обрабатывающая промышленность: машиностроение, металлургия, химическая, лесная и легкая промышленность. Связь уровня развития обрабатывающей промышленности с уровнем социально- экономического развития государств. Мировые лидеры в различных отраслях промышленного производства.
Сельское хозяйство, его отраслевой состав. Земледелие и животноводство. Аграрные отношения в странах разного типа. Продовольственное и товарное сельское хозяйство. «Зеленая революция» и ее сущность. Мировые лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Транспорт мира и его состав. Значение и особенности разных видов транспорта в мировых перевозках грузов и пассажиров. Грузооборот и пассажирооборот. Густота транспортной сети. Транспортные сети радиального и линейного типа. Особая роль морского транспорта. «Контейнерная революция» и «контейнерные мосты». Особенности организации транспорта развитых и развивающихся стран.
Международные экономические отношения, их формы. Свободные экономические зоны. Международная торговля: товарная структура и географическое распределение. Другие формы МЭО: кредитно-финансовые, производственные, предоставление услуг.
Основные понятия: «зеленая революция», контейнеризация, СЭЗ.
Практическая работа: 1. Составление комплексной характеристики отрасли мирового хозяйства.
Тема 6. Глобальные проблемы современности и их взаимосвязь 1 час
Понятие о глобальных проблемах их типах и взаимосвязях. Проблемы выживания и проблемы развития. Сырьевая, демографическая, продовольственная и экологическая – главные из глобальных проблем. Возможные пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.
Основные понятия: глобальные проблемы, глобализация.
Практическая работа: 1. Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем».
Содержание программы (география 11 класс)
Часть 2. Региональный обзор мира 30 часов
Тема 1. Политическая карта мира 2 часа
Современная политическая карта мира и этапы ее развития. Количественные и качественные изменения на политической карте мира.
Государственная территория и государственная граница. Виды государственных границ. Исторический характер границ. Демаркация и делимитация. Территориальные воды.
Дифференциация стран современного мира. Их типология. Внутриконтинентальные, приморские и островные страны. Анклавы. Суверенные и зависимые государства. Государственный строй и государственное устройство. Монархии и республики. Унитарное и федеративное государства.
Понятие о регионах мира. Международные организации, их многообразие и виды.
Основные понятия: политико-географическое положение, территория страны, сухопутные, водные и морские границы, анклав, республики, монархии, федерации, конфедерации, унитарные государства, международные организации, регион.
Практическая работа: 1. Классификация крупнейших государств мира: а) по формам правления, б) по государственному устройству.
Тема 2. Зарубежная Европа 5 часов
Общая характеристика региона. Географическое положение. Деление на субрегионы: Западная. Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Природно-ресурсный потенциал субрегионов Европы. Объекты Всемирного наследия.
Демографическая ситуация в зарубежной Европе. Национальный и религиозный состав населения. Обострение межнациональных противоречий в ряде стран. Особенности расселения, географии городов. Уровни и темпы урбанизации. Крупнейшие городские агломерации зарубежной Европы.
Хозяйственные различия между странами. Центральная ось развития. Главные отрасли промышленности и их география. Крупнейшие районы и центры добывающих и обрабатывающих отраслей. Основные типы сельского хозяйства: северо-, средне- и южноевропейский. Их географические и отраслевые особенности. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика.
Особенности европейских субрегионов.
Страны Европы. Федеративная Республика Германия – экономический лидер зарубежной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Особенности расселения, крупнейшие города. Место Германии в мировой экономике. Структура и география промышленности и сельского хозяйства. Особая роль машиностроения и химической промышленности. Высокий уровень развития транспорта. Густота дорожной сети. Объекты Всемирного наследия.
Республика Польша – типичная страна Восточной Европы. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности расселения, крупнейшие города. Особенности населения: высокая степень этнической и религиозной однородности. Хозяйство Польши: высокая роль горнодобывающих отраслей. Развитие тенденций, характерных для всей Европы. Судостроение – отрасль международной специализации. Роль иностранного капитала в экономике страны.
Основные понятия: Западная, Восточная, Северная, Центральная и Южная Европа. Центральная ось развития.
Практические работы: 1.Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы.
Тема 3. Зарубежная Азия 8 часов
Общая характеристика региона. Территория, границы, положение, состав региона. Большие различия между странами. Природные условия, их контрастность, неравномерность распределения ресурсов. Особое значение нефти. Земельные и агроклиматические ресурсы.
Население: численность и особенности воспроизводства. Сложный этнический состав. Межнациональные конфликты и территориальные споры. Азия – родина трех мировых религий. Размещения населения и процессы урбанизации.
Уровень хозяйственного развития и международная специализация стран. Новые индустриальные страны. Нефтедобывающие страны. Интеграционные группировки стран зарубежной Азии.
Основные районы и направления сельского хозяйства. Особое значение ирригации. Транспорт и международные экономические связи. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы, экологическая политика. Угроза обезлесения и опустынивания. Объекты Всемирного наследия.
Субрегионы зарубежной Азии: Юго-Западная Азия, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Центральная и Восточная Азия. Специфика субрегионов.
Страны Азии. Япония. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Население: особенности естественного движения, национального и религиозного состава. Особенности размещения населения и урбанизации. Главные городские агломерации и мегалополис Токайдо. Объекты Всемирного наследия.
Место Японии в мировой экономике. Причины быстрого экономического роста. Характерные черты японской промышленности и особенности ее географии. Зависимость от внешних источников сырья. Структура и география сельского хозяйства. Огромная роль рыболовства. Развитие и размещение транспорта. Особая роль морского транспорта. Международные экономические связи.
Внутренние различия: страна с двумя «лицами». Тихоокеанский промышленный пояс и Внутренняя Япония. Особая роль острова Хоккайдо.
Китайская Народная Республика. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Специфика населения. Особенности воспроизводства и демографическая политика. Особенности национального состава. Особенности расселения, крупнейшие города. Особая роль зарубежных китайцев – хуацяо. Объекты Всемирного наследия.
Хозяйство Китая: достижения и проблемы. Китай как растущий центр мирового хозяйства. Характеристика отраслевой структуры и география отраслей добывающей и обрабатывающей промышленности.
Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Особое значение культуры риса. Главные сельскохозяйственные районы.
Международные экономические связи; свободные экономические зоны Китая.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Республика Индия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение, государственный строй. Природные условия и ресурсы. Особенности воспроизводства населения. Демографический взрыв и его последствия. Трудности демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав. Межэтнические и религиозные противоречия. Основные черты размещения населения: городское население. Крупнейшие города. Сельское население.
Достижения и проблемы экономики Индии. Основные черты отраслевой структуры и географии промышленности. Главные отрасли и промышленные районы. Природные предпосылки для развития сельского хозяйства. Отраслевой состав сельского хозяйства и главные сельскохозяйственные районы. Непроизводственная сфера.
Международные экономические связи.
Внутренние различия. Экономические районы Индии и их специфика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Юго-Западная, Центральная, Восточная, Южная и Юго-Восточная Азия.
Практические работы: 1. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии. 2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии. 3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии.
Тема 4. Северная Америка 3 часа
Понятие об Англо-Америке и Латинской Америке.
Соединенные Штаты Америки. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Государственный строй.
Численность и воспроизводство населения. Специфика этнического и религиозного состава. Роль иммиграции в формировании населения. Основные черты размещения населения. Урбанизация в США и ее особенности. Главные города, агломерации и мегалополисы. Сельское население.
Хозяйство США. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Условия для развития сельского хозяйства. География основных отраслей, сельскохозяйственные районы (пояса) и их специализация. Особенности транспортной системы. Сеть сухопутных магистралей. Морские порты. Международные экономические связи США.
Загрязнение окружающей среды в США и меры по ее охране. Национальные парки и объекты Всемирного наследия.
Внутренние различия. Экономические районы: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Особая роль Калифорнии.
Канада. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатство природно-ресурсного потенциала. Большая роль добывающих отраслей и сельского хозяйства – признаки страны переселенческого капитализма. Место Канады в мировом хозяйстве. Взаимозависимость экономики Канады и США.
Основные понятия: Англо-Америка, Латинская Америка.
Практическая работа: 1. Заполнение таблицы «Экономические районы США».
Тема 5. Латинская Америка 4 часа
Состав и общая характеристика региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы.
Население: тип воспроизводства и проблемы с ним связанные. Неоднородность этнического и религиозного состава. Неравномерность в размещении населения и ее причины. Темпы и уровень урбанизация, крупнейшие городские агломерации. Ложная урбанизация.
Современный уровень и структура хозяйства. Значение и место Латинской Америки в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Главенствующая роль горнодобывающей промышленности, ее главные районы и отрасли. Обрабатывающая промышленность, основные отрасли и черты ее размещения.
Особенности землевладения: латифундии и минифундии. Главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Основные черты развития и размещения транспорта. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Деление Латинской Америки на субрегионы. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские (Андийские) страны, Центральная Америка. Вест-Индия и Мексика.
Бразилия. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Место Бразилии в экономике Латинской Америки и мировом хозяйстве. Характерные черты территориальной и отраслевой структуры хозяйства. «Промышленный треугольник». Города Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу. Значительная роль машиностроения в экономике страны. Страна кофе. Недостаточное развитие транспортной системы. Объекты Всемирного наследия.
Основные понятия: Андийские страны, Вест-Индия, Центральная Америка, латифундии.
Практические работы: 1. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». 2. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки.
Тема 6. Африка 4 часа
Общая характеристика региона. Территория, границы и географическое положение. Политическая карта, пограничные споры и конфликты. Особенности государственного строя.
Природные условия и ресурсы как важнейшая предпосылка экономического развития стран Африки. Хозяйственная оценка полезных ископаемых, земельных, агроклиматических и лесных ресурсов.
Население: демографический взрыв и связанные с ним проблемы. Особенности этнического и религиозного состава населения. Особенности размещения населения.
Место и роль Африки в мировом хозяйстве. Главные отрасли специализации. Преобладающее значение горно-добывающей промышленности, основные отрасли и районы размещения. Особенности сельского хозяйства. Монокультура земледелия – причина деградации земель. Транспортные проблемы Африки. Непроизводственная сфера.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Заповедники и национальные парки. Объекты Всемирного наследия.
Международные экономические связи.
Субрегионы Африки: Северная, Западная, Восточная, Центральная и Южная Африка. Их специфика.
Южно-Африканская Республика (ЮАР) – единственная экономически развитая страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейшие природные ресурсы: алмазы, золото, каменный уголь, рудные ископаемые. Доминирование горнодобывающей отрасли. «Черное большинство» и «белое меньшинство».
Республика Кения – типичная развивающаяся страна Африки. Краткая историческая справка. Основные черты ее экономико-географического положения, государственного строя, природы, населения и хозяйства. Богатейший рекреационный потенциал и его использование.
Основные понятия: Северная, Восточная, Центральная, Южная Африка, апартеид.
Практические работы: 1. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа. 2. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки.
Тема 7. Австралия и Океания 2 часа
Австралия. Краткая историческая справка. Территория, границы, положение. Политическая карта. Государственный строй.
Богатство природных ресурсов и нехватка воды. Хозяйственная оценка природных условий и ресурсов.
Особенности воспроизводства, состава и размещения населения. Мигранты.
Место в мировом хозяйстве, главные отрасли специализации. Международные экономические связи.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Объекты Всемирного наследия.
Океания. Краткая характеристика географической специфики, природных ресурсов, особенностей населения и хозяйственного развития.
Практическая работа: 1. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии по картам атласа.
Тема 8. Россия в современном мире 2 часа
Экономико-географическая история России. Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. Россия на современной политической и экономической карте мира. Отрасли международной специализации России. Международные связи России.
Практическая работа: 1. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире.
Перечень - учебно-методического обеспечения.
1. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский География:Экономическая и социальная география мира: в 2 ч.. – учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / М.: ООО Тид «Русское слово – РС», 2011.
2. Географический атлас 10 класс. – М.: Дрофа,2008.
3. Е.М. Домогацких Н.И. Алексеевский Рабочая тетрадь по географии, 10 класса в 2ч.. – М.: «Русское слово», 2011.
4. Контурная карта по географии 10 класс.
Дополнительная литература:
1. В. Б. Пятунин «Контрольные и проверочные работы по географии. 6-10 классы»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1997.
2. П. М. Юрков «Географические диктанты». М.: Просвещение, 1984.
3. Ю. А. Чурляев «Тесты по географии. Полугодовое тестирование в 6 – 10 классах». Воронеж: ВОИПКРО, 2005
4. Ю. А. Чурляев «Справочные материалы по географии» Воронеж 2002.
5. И. В. Митрофанов «Тематические игры по географии»Москва 2003
6. С. П. Аржанов «Занимательная география» Московский лицей 1998.»
- «Справочник учителя географии» Волгоград 2012.
- Романова А. Ф.Нестандартные уроки географии. – Волгоград: Учитель, 2003.
- Ю. А. Чурляев. Тесты по географии, Воронеж 2003
- И. А. Родионова Экономическая география России.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.uroki.net/docgeo.htm - Все для учителя географии
2. http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/dist_geogr.asp - Виртуальный кабинет «География»
3. http://nsportal.ru/shkola/geografiya - Социальная сеть работников образования
Дистанционное обучение
С целью обеспечения непрерывности образовательного процесса в дни отсутствия на занятиях учащихся по причине неблагоприятных погодных условий, в дни, пропущенные по болезни, а также в период карантина или сезонных вспышек инфекционных заболеваний и т.п. организуется дистанционное обучение в следующих формах:
- Через сайт школы;
Учебно-тематический план курса «ГЕОГРАФИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»
№ урока | Тема урока | Тип урока, методы, приемы обучения | Элементы | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Практические работы | Повторение | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | ||||||||
1 полугодие | |||||||||
Часть 1. Общая характеристика мира. (33 часа) | |||||||||
Современная география 1 час | |||||||||
1 | Географическая наука | Эвристическая беседа | Представление об экономической и социальной географии мира, определить ее задачи на современном этапе | Знать: основные географические понятия и термины Уметь: выделять главное в содержании материала и составлять план - конспект, работать с учебником | Анализ и сопоставление карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов. | § 1 | 05.09 | ||
Тема 1. Страны современного мира 2 часа + 1 из резерва | |||||||||
2 | Типы стран современного мира | Лекция | О типологии стран, основанных на качественных признаках учитывающих уровень социально - экономического развития. О разных формах государств | Уметь: характеризовать влияние международных отношений на политическую карту мира; умение давать оценку геополитическому положению отдельных стран. | Практ.раб1. Составление графиков, картосхем и диаграмм 2. Обозначение на к/к стран «большой семерки», СНГ, крупнейших развивающихся стран, стран с различным государственным устройством. | § 2 | 12.09 | ||
3. | Входная контрольная работа | 19.09 | |||||||
4. | Развитые и развивающиеся страны | Обзорная лекция, практикум | Повт страны СНГ | § 3 | 22.09 | ||||
Тема 2. География населения мира (5 часов) | |||||||||
5 | Численность и динамика населения мира | Лекция | Численность и воспроизводство населения ЕП населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Размещение и плотность население. Миграция, виды миграции, география международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. | Знать: численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровни и качестве жизни населения, основные направления миграции; проблемы современной урбанизации. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения. | Повт. Численность России курс 8 класс | § 4 | 29.09 | ||
6 | Расовый и половозрастной состав населения | Лекция с опорой на знания 9 класса, практикум | Пр.раб2. 1. Анализ половозрастных пирамид некоторых стран мира, объяснение причин выявленных различий. 2. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран мира трудовыми ресурсами. | § 5 | 06.10 | ||||
7 | Этнический и религиозный состав населения | Лекция с опорой на знания 9 класса, практикум | Пр.раб3. 1. Подбор примеров стран однонациональных и многонациональных. 2. Составление списка стран, в которых государственным языком являются: а) английский, б) французский, в) русский, г) немецкий. | § 6 | 13.10 | ||||
8 | Размещение населения и его миграции | Лекция с опорой на знания 9 класса, практикум | Повт курс географии России 8 класс | § 7 | 20.10 | ||||
9 | Сельское и городское население | Семинар, практикум | Пр.раб4.Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов | § 8 | 27.10 | ||||
Тема 3. Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы (12 часов) +2 из резерва | |||||||||
10 | История взаимоотношений между природой и обществом | Семинар | Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. особенности использования разных видов природных ресурсов. рациональное и нерациональное природопользование. | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. | § 9 | 10.11 | |||
11 | Природопользование и экологические проблемы | Лекция с элементами беседы | §10 | 17.11 | |||||
12 | Природные ресурсы | Работа в группах | Повт природные ресурсы России | § 11 | 24.11 | ||||
13 | Минеральные ресурсы | Работа в группах | § 12 | 01.12 | |||||
14 | Рудные и нерудные полезные ископаемые | Работа в группах | § 13 | 08.12 | |||||
15 | Земельные ресурсы | § 14 | 15.12 | ||||||
16 | Контрольная работа 1 полугодие | 22.12 | |||||||
17 | Лесные ресурсы | Работа в группах | § 15 | 29.12 | |||||
2 полугодие | |||||||||
18 | Водные ресурсы | Работа в группах | Основные виды природных ресурсов. Размещение природных ресурсов и масштабы их использования. Обеспеченность природными ресурсами. особенности использования разных видов природных ресурсов. рациональное и нерациональное природопользование. | Знать: особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценить и объяснить ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира | Ресурсы России | § 16 | 12.01 | ||
19 | Ресурсы Мирового океана | Работа в группах | § 17 | 19.01 | |||||
20 | Другие виды природных ресурсов | Практикум | Пр.раб5.Определение обеспеченности стран различными видами природных ресурсов. | § 18 | 26.01 | ||||
21 | Загрязнение окружающей среды | Семинар | § 19 | 02.02 | |||||
22 | Пути решения экологических проблем | Эвристический | § 20 | 09.02 | |||||
23 | Обобщение по теме | Урок контроля знаний, тестирование | Закрепить основные теоретические знания по теме. | Повт.§10-19 | 16.02 | ||||
Тема 4. Мировое хозяйство и научно-техническая революция (2часа) | |||||||||
24 | Международное географическое разделение труда и мировое хозяйство | Лекция, практикум | Научно-техническая революция. особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, различия в уровнях экономического развития стран и регионов, изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышленностью и сельским хозяйством. | Знать: географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещение его основных отраслей. Оценивать и объяснять уровень территориальной концентрации производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий. | Пр.работа 6. Определение стран экспортеров основных видов сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции, разных видов услуг. | § 21 | 02.03 | ||
25 | Современная эпоха НТР и мировое хозяйство | Лекция | § 22 | 09.03 | |||||
Тема 5. Характеристика отраслей мирового хозяйства (10 часов) | |||||||||
26 | Топливно-энергетическая промышленность | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике. География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. | Умение давать характеристику нефтяной, газовой, угольной промышленности их размещения по территории земного шара. Составлять комплексную географическую характеристику. | Выделение на карте основных топливно-энергетических районов мира. | Отрасли зозяйства России | § 23 | 16.03 | |
27 | Металлургия | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | § 24 | 30.03 | |||||
28 | Машиностроение | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | § 25 | 06.04 | |||||
29 | Химическая, лесная и легкая промышленность. | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | § 26 | 13.04 | |||||
30 | Сельское хозяйство. Земледелие и животноводство | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | § 27 | 20.04 | |||||
31 | Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран | Работа в группах | 1. Выделение на карте основных сельскохозяйственных районов мира. 2. Сопоставление объемов производства важнейших видов с/х продукции стран и регионов мира. | § 28 | 27.04 | ||||
32 | Виды транспорта Транспорт и мировое хозяйство | Работа в группах | § 29, 30 | 04.05 | |||||
33 | Контрольная работа за курс 10 класса | 11.05 | |||||||
34 | Международные экономические отношения | Практикум | Пр.раб7.Составление тест-опросника по теме | § 31 | 18.05 | ||||
Тема 6. Глобальные проблемы современности (1 час) | |||||||||
35 | Глобальные проблемы и их взаимосвязь | Эвристический | Роль географии в решении глобальных проблем человечества. | Пр.раб8.Составление схемы «Взаимные связи глобальных проблем» | § 32 | 25.05 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
«ГЕОГРАФИЯ: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА. РЕГИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»
№ урока | Тема урока | Тип урока, методы, приемы обучения | Элементы | Практические работы | Повторение | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
1 полугодие | ||||||||
Часть 2. Региональный обзор мира 30 часов | ||||||||
Тема 1. Политическая карта мира (2 часа) +1 из резерва | ||||||||
1 | Этапы формирования политической карты мира | Эвристическая беседа. | Представление о типологии стран, основанной на качественных признаках, учитывающих уровень социально - экономического развития стран. О разных формах государств |
| Повт. Этапы формирования карты РФ. | § 1 | 05.09 | |
2 | Регионы мира и международные организации | Лекция. | Пр.работа №1. классификация крупнейших городов мира | § 2 | 12.09 | |||
3. | Входная контрольная работа | 19.09 | ||||||
Тема 2. Зарубежная Европа (5 часов)+1 из резерва | ||||||||
4 | Состав и географическое положение | Вводная лекция. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Европы. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, культура, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран | Пр.работа№2. Обозначение на контурной карте границ субрегионов Европы. На к/к отметить страны, имеющие самый высокий уровень жизни населения, крупнейшие агломерации. | § 3 | 22.09 | ||
5 | Природа и люди | Лекция. | § 4 | 29.09 | ||||
6 | Хозяйство и внутренние различия | Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. | § 5 | 06.10 | ||||
7 | Федеративная Республика Германия | Изучение нового материала. | § 6 | 13.10 | ||||
8 | Республика Польша | Изучение нового материала. | § 7 | 20.10 | ||||
9 | Обобщение по теме «Страны Европы» | Урок контроля знаний, тестирование. | Закрепить основные теоретические знания по теме. | Практическая работа №3. Разработка маршрута туристической поездки по странам Европы. | 27.10 | |||
Тема 3. Зарубежная Азия (8 часов) +1 из резерва | ||||||||
10 | Географическое положение и ресурсы | Изучение нового материала с элементами практикума. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства зарубежной Азии. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, культура, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран | Обозначение на контурной карте границ субрегионов Азии, ресурсов мирового ранга, стран Азии. | § 8 | 10.11 | ||
11 | Население и хозяйство | Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. | Практическая работа №4. Сравнительная характеристика экономико-географического положения двух стран Азии (по выбору). | Повт ЭГП России | §9 | 17.11 | ||
12 | Япония. Географическое положение, ресурсы и население | Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. | §10 | 24.11 | ||||
13 | Хозяйство Японии | Практикум. | Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии | повт§9-11 | § 11 | 01.12 | ||
14 | Китайская Народная Республика. Географическое положение, ресурсы и население | Семинар. | § 12 | 08.12 | ||||
15 | Хозяйство Китая | Практикум. | Обозначение на к/к месторождений полезных ископаемых, крупных промышленных центров. | § 13 | 15.12 | |||
16 | Контрольная работа за 1 полугодие | 22.12 | ||||||
17 | Республика Индия. Географическое положение, ресурсы и население | Работа в группах. | § 14 | 29.12 | ||||
2 полугодие | ||||||||
18 | Хозяйство и внутренние различия Республики Индии | Семинар. | Практическая работа №5. Разработка маршрута туристической поездки по странам Азии. | § 15 | 12.01 | |||
Тема 4. Северная Америка (3 часа) | ||||||||
19 | Соединенные Штаты Америки. Географическое положение, ресурсы и население | Изучение нового материала. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства США, Канады, стран Латинской Америки. Региональное различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, населения, хозяйства, культура, современные проблемы развития. Внутренние географические различия стран | § 16 | 19.01 | |||
20 | Соединенные Штаты Америки. Хозяйство, внутренние различия | Лекция с элементами практикума. | Практическая работа №6. Заполнение таблицы «Экономические районы США» | § 17 | 26.01 | |||
21 | Канада. Географическое положение, ресурсы и население | Семинар. | § 18 | 02.02 | ||||
Тема 5. Латинская Америка 4 часа | + 1 час из резерва | |||||||
22 | Географическое положение, ресурсы и население | Работа в парах, практикум. | Практическая работа №7. Составление картосхемы «Природные ресурсы субрегионов Латинской Америки». | § 19 | 09.02 | |||
23 | Хозяйство и внутренние различия | Лекция с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. | § 20 | 16.02 | ||||
24 | Федеративная Республика Бразилия. Географическое положение, ресурсы и население .Хозяйство Бразилии | Работа в группах. | § 21, 22 | 02.03 | ||||
25 | Обобщение по теме «Америка» | Урок контроля знаний, тестирование. | Закрепить основные теоретические знания по теме. | Практическая работа №8. Разработка маршрута туристической поездки по странам Латинской Америки. | Повт §15-22 | 16.03 | ||
Тема 5. Африка (4 часа) | ||||||||
26 | Географическое положение и природные ресурсы | Лекция с элементами беседы; практическая работа. | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, население и хозяйства Африки. Региональные различия. Особенности географического положения, природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство, культура, современные проблемы развития наиболее крупных стран. Внутренние географические различия стран | Практическая работа №9. Оценка ресурсного потенциала одной из африканских стран по картам школьного атласа (по выбору). | § 23 | 30.03 | ||
27 | Население и хозяйство | Практикум. | Практическая работа №10. 1. Подбор рекламно- информационных материалов для обоснования деятельности туристической фирмы в одном из субрегионов Африки. | § 24 | 06.04 | |||
28 | Южно-Африканская республика, Географическое положение, ресурсы и население | Работа в группах. | § 25 | 13.04 | ||||
29 | Республика Кения. Географическое положение, ресурсы и население. Обобщение по теме «Африка» | Работа в группах. | § 26 | 20.04 | ||||
Тема 6. Австралия и Океания (2 часа) | ||||||||
30 | Австралия. | Лекция | Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, население и хозяйства. Внутренние географические различия. | Практическая работа №11. Характеристика природно-ресурсного потенциала Австралии. | § 27 | 27.04 | ||
31 | Океания | Работа в группах. | § 28 | 04.05 | ||||
Тема 7. Россия в современном мире (2 часа) | ||||||||
32 | Экономико-географическая история России | Лекция с элементами беседы с опорой на знания 9 класса | Роль России в мировом хозяйстве и ее изменение. | Практическая работа №12. Анализ материалов, опубликованных в средствах массой информации, характеризующих место России в современном мире. | § 29 | 11.05 | ||
33 | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса | Рефлексия | 18.05 | |||||
34 | Современная Россия | Практикум | § 30 | 25.05 | ||||
35 | Урок обобщения и повторения | Закрепление полученных знаний и умений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций Бахчиевой О.А. по организации изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г
Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г
Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...
Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.
Рабочая программа по географии в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.
Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...