Конспект урока по теме «Гидрография Африки».
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Гущина Светлана Николаевна

Конспект урока составлен по по учебнику Е.М. Домогацких

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx600.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«Гидрография Африки».

Класс: 7

Предмет: география

Гущина С.Н., учитель географии

Цель и задачи урока:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки.
  2. Познакомить учащихся с крупнейшими объектами внутренних вод Африки.
  3. Сформировать у учащихся представление об особенностях рек, озер, Африки:  характере течения, режиме питания, распространения по территории Африки, типах озерных котловин, особенности размещения.
  4. Продолжить формирование умения работать с различными географическими картами, умения анализировать климатические диаграммы различных типов климата Африки, находить зависимость особенностей рек Африки от климата и рельефа.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность,  творческое мышление и познавательную активность учащихся.
  2. Продолжать формировать приемы работы с разными картами, текстом учебника, иллюстративным материалом.

Воспитательные:  

             Воспитать интерес к уроку, внимание и умение слушать; создавать доброжелательную атмосферу на уроке.

Оборудование: физическая карта Африки, компьютер, проектор, раздаточный материал, презентация, видеоролик

1.  Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Восточная притча

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

 – Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

 Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.

 Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

 – Всё в твоих руках

 – На уроке вы получите новые знания, какими они будут: большими или маленькими, интересными или не очень, зависит от вас, всё в ваших руках.

Ход урока

1. Организационный момент

  • приветствие, наличие учащихся в классе, готовность к уроку
  • муз. ролик с песней из кинофильма «Красная шапочка», учащиеся по припеву должны определить о чем будет идти речь на уроке.
  • С помощью презентации учащиеся узнают цель работы в классе. Слайд 1-2

2.  Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос

Географический диктант «Климаты Африки»

Ученики ставят «+» или «-» в соответствии со своим климатическим поясом. Слайд 3-4

1 вариант  - экваториальный пояс;

2 вариант -  субэкваториальный;

3 вариант -  тропический;

4 вариант – субтропический.

Ключ ответов – Слайд  5

3. Изучение нового материала

  1.  Перечислите классификацию внутренних вод.
  2.  Перечислите реки относящиеся к бассейнам океанов....
  3.  Как вы думаете, почему больше всего рек относящихся к бассейну Атлантического океана. Слайд 6

Работа с климатической картой.  Слайд 7

Учитель: В каких климатических поясах наиболее густая речная сеть? Почему? (В экваториальном и субэкваториальном поясах. Количество осадков - до 3000 мм. Значит, реки здесь полноводны в течение всего года)

Тропический пояс. Какое количество осадков выпадает в тропическом поясе? Сравните с густотой речной сети в экваториальном и субэкваториальном поясах? ( Рек мало)

Реки пересыхают и наполняются водой только после сильных дождей.

Субтропический (переходный) Сколько воздушных масс в течение года присутствуют в субтропическом поясе? ( Два: зимой – УВ, летом – ТВ)

Какие же реки имеют сложный режим? ( Нил, Конго, Нигер, так как протекают в двух или нескольких климатических пояса

Вывод: Климат:  - многоводность

                              - питание (!!!необходимо нажать на «грозу» - вывод)

                              -  режим  (!!! Необходимо нажать на «облачко»  - уровень колебания воды в каждом климатическом поясе, нажать еще раз  - климатический пояс, в котором реки полноводны круглый год)

                              -  замерзаемость (-)

 Следующий фактор – это рельеф.  Слайд 8

Какой из бассейнов имеет большую площадь? Почему? (Бассейн Атлантического океана, так как рельеф имеет наклон с ЮВ на СЗ).

Отличительной чертой рек является их порожистость, наличие крупных водопадов.

Почему? (В рельефе материка преобладают плоскогорья и горы)

Вывод: рельеф   -   характер течения

                             -  пороги и водопады

                             -  работа рек

                             -  направление течения

  • записать из слайда «Влияние рельефа на речную систему».
  • запись из слайда «Влияние климата на внутренние воды Африки».

Влияние внешних факторов на реки

Внешние факторы

Воздействие внешних факторов

Примеры

Рельеф

Характер течения.  Пороги и водопады. Работа рек.

 Направление.

Большая часть рек порожиста, много водопадов. Преобладают реки, впадающие в Атлантический океан

Климат

Многоводность.

 Питание.

 Режим.

 Ледостав.

Многоводны реки, текущие в ЭКП. Преобладает питание дождевое. В ЭКП реки полноводны круглый год, в СУБЭКП половодье наступает в летние месяцы, в СУБТКП реки разливаются зимой. Ледостава нет.

Рассказ о Д. Ливингстоне. Слайд 9 

Шотландский миссионер, выдающийся исследователь Африки.  Местные жители  дали ему прозвище «Ищущий реки». Родился 19 марта 1813 г. в Блантайре близ Глазго в семье уличного торговца чаем.

С десяти лет работал на текстильной фабрике. Окончив колледж Андерсона, получил диплом врача в Университете Глазго и, обратившись в Лондонское миссионерское общество, был направлен в Южную Африку.

В июле 1841 г. прибыл в Куруман и семь лет провёл в стране бечуанов (современная Ботсвана), совершая путешествия с целью организации миссионерских станций. У Ливингстона возникла мысль изучить все реки Южной Африки для нахождения новых путей в глубь страны.

 В 1849 г. он исследовал северо-восточную часть пустыни Калахари, установил характер ландшафта этой области и открыл временное озеро Нгами. В 1851— 1856 гг. предпринял путешествие по реке Замбези.

Дойдя до западного берега Африки в Луанде, Ливингстон первым из европейцев пересёк материк и вышел к восточному берегу Африки в Келимане.

В 1855 г. им был открыт водопад Виктория — один из самых мощных в мире.

Вернувшись в 1856 г. на родину, Ливингстон опубликовал книгу «Путешествия и исследования миссионера в Южной Африке» (1857 г.). Он был награждён золотой медалью Королевского географического общества, а в 1858 г. назначен консулом в Келимане.

В 1858—1864 гг. Ливингстон исследовал реки Замбези, Шире и Рувума, а также озёра Чилва и Ньяса и в 1865 г. выпустил книгу об этом путешествии.

 С 1866 г. он возглавил ещё несколько экспедиций, открыл озёра Мверу и Бангвелу, попытался найти истоки Нила.

 Поскольку в Европе и Америке от путешественника уже несколько лет не имели известий, на его поиски отправилась экспедиция во главе с американским журналистом и исследователем Африки Г. Стэнли.

3 ноября 1871 г. он нашёл заболевшего лихорадкой Ливингстона в деревне Уджиджи на берегу озера Танганьика, но тот отказался вернуться в Европу.

Во время последней попытки найти истоки Нила Ливингстон серьёзно заболел; скончался 1 мая 1873 г. в деревне Читамбо на берегу озера Бангвеулу. Девять месяцев слуги несли тело путешественника к прибрежному городу Багамойо, откуда его доставили в Лондон и погребли в Вестминстерском аббатстве.

Дневники исследователя под названием «Последнее путешествие Давида Ливингстона» были опубликованы в Лондоне в 1874 г.

Работа с таблицей «Крупнейшие реки Африки». Слайд 10

Изучаем таблицу и знакомимся с особенностями крупнейших рек Африки (!!! Нажимая на реку с подчеркиванием, узнаем о природе реки, ее особенностях)

 Нил - относится к бассейну Атлантического океана. Мы начнем свое путешествие в месте слияния Белого Нила и Голубого Нила. Нил самая длинная река Африки, расположена в ее северо-восточной части. По ходу нашего путешествия мы увидим пустыню, и Асуанскую плотину, которая была построена Советскими инженерами. Река Нил питается дождями особенно в верховьях, так как исток находится в субэкваториальном поясе. Через 6670 км мы попадем в Средиземное море.

 Конго- относится к бассейну Атлантического океана.  Её исток на Восточноафриканском  плоскогорье. Река протекает по уступам плоскогорий, на ней много порогов и водопадов. Конго по многоводности уступает  только Амазонке, т.к. протекает в экваториальном поясе и многоводна в течении всего года. Река Конго, в противоположность Нилу, не образует дельты и несет свои мутные пресные воды в Атлантический океан.

Нигер – третья по длине река Африки. В среднем течении это равнинная река, а в верхнем и нижнем ее течениях много порогов и водопадов, где сооружены плотины и оросительные каналы. Река протекает вдоль засушливых территорий, поэтому ее воды так нужны для орошения. Река относится к бассейну Атлантического океана. Течет с северо-запада на юго-восток.

Замбези  - относится к бассейну Индийского океана. В верхнем течении она несет свои воды по ровной поверхности и поэтому судоходна. Ниже по течению множество водопадов и порогов. В нижнем течении Замбези – крупная судоходная река.  

 Учитель: Давайте вспомним самую известную реку Африки

А в Африке,

А в Африке,

На чёрной Лимпопо,

Сидит и плачет

В Африке

Печальный Гиппопо

Учитель: Кто автор этих строк? (Чуковский К. И. «Айболит»)

Лимпо́по  — река в Южной Африке, иначе Крокодиловая.

Вытекает к югу от Претории из гор Витватерсранд (1800 м), в своём верхнем течении пересекает горы Могали и соединяется с Марико. Пройдя 1600 км и приняв в себя множество притоков, впадает в Индийский океан к северу от залива Делагоа.                                                                  

Практическая работа учащихся по составлению характеристике рек – заполнение таблицы. Слайд 11

Название реки

Исток

Устье

Основное направление

Питание

Режим

Класс делится на 6 группы.

Основные речные системы

Нил – 1 группа

Конго – 2 группа

Нигер - 3 группа

Замбези - 4 группа

Лимпопо – 5 группа

Оранжевая – 6 группа

Проверка самостоятельной работы. Слайд 12

Работа проверяется устно.

Вади (в Сев. Африке – уэды) – сухие русла рек, затопляемые во время сильных ливней – запись в тетрадь.

Озера. Озера тоже относятся к внутренним водам. Слайд 14

В таблице представлены фотографии трех озер:

   Танганьика   Ньяса     Рудольфа

                                            Что общего у этих озер?

Ответ: (тектоническое (трещинное) происхождение).

Выделяют по происхождению котловин несколько типов озер. Слайд 15

Найдите эти озера на физической карте и подпишите их на контурной карте. Запишите их названия в тетрадь.

Рассмотрим типы озер. Слайд 16

                    Типы озер

По водному балансу                                               По степени минерализации

сточные   бессточные                                                             пресные          соленые

                     

Рассмотрите схему и ответьте на вопрос:

На какой схеме показано сточное и на какой -  бессточное озеро?

Сделайте вывод о зависимости водного баланса озера от степени минерализации.

Краткая характеристика озер Африки. Слайд 14 (!!! Необходимо нажать на название озера с подчеркиванием)

Почему вода в бессточном озере Чад пресная (вода его чуть солоноватая)? (Оказывается, в девятистах километрах к северо-востоку от озера находится обширная впадина Боделе, дно которой на восемьдесят метров ниже уровня воды в Чаде. К этой котловине протянулось от озера сухое русло реки Бахр-эль-Газаль (по-арабски — “Река Газелей”). Но река эта только на первый взгляд высохшая. В толще песчаных наносов, под руслом Бахр-эль-Газаля, существует постоянный отток воды из Чада в сторону впадины Боделе.)

- Почему береговая линия озера Чад показана пунктирной линией на карте? (11 слайд)

Практическая работа «Описание озера по плану». Слайд 17

Знакомство с крупнейшими водопадами Африки. Слайд 18 (!!! Необходимо нажать на название водопада с подчеркиванием).

Заключительным этапом нашего знакомства с внутренними водами Африки будет их использование. Слайд 19

4. Закрепление. Слайд 20

 5. Рефлексия

Продолжите фразу: Слайд 21

  • Сегодня на уроке мне запомнилось…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Сегодня я смог (смогла)…        

6. Домашнее задание Слайд 22

На к.к. нанести внутренние воды Африки

Параграф 23

Сообщения по желанию

Новый туристический маршруту:  «Озера Африки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по теме ГП Африки

первый урок  в теме "Африка"...

план-конспект урока по теме "История открытия и исследования Африки"

Цель:   познакомить с историей открытия материка и его исследованием.Задачи: развивать интерес к другим континентам; продолжать формировать умения обобщать материалы и делать выводы; заполнять та...

План-конспект урока на тему:" Природа Африки" для 7 класса

Урок на тему:"Природа Африки" провожу как урок-практикум.Здесь размещено много полезного учебного материала в помощь учителю при подготовке к изучению темы "Африка"...

Конспект урока по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"

Конспект урока для 7 класса по теме:"Африка. Географическое положение и история исследования"...

Конспект урока по теме "Африка". 10 класс.

Предлагаю конспект урока....

Развернутый конспект урока на тему : «Общая характеристика Африки»

Развернутый конспект урока на тему : «Общая характеристика Африки»...

План-конспект урока по теме: Восточная Африка. 7 класс.

Формирование знаний о природе и населении Восточной Африки, умение устанавливать взаимосвязи между процессами происходящими в природе ,  навыков работы с картами атласа, называть и показывать изу...